Можно ли использовать шторки на передних стеклах или нет
Содержание статьи
Какой штраф за шторки (каркасные и обычные) на окнах автомобиля?
Шторки на окнах не такое и частое явление, поскольку большинство людей стараются использовать тонировку. Но если она по каким-то причинам не доступна или водитель не хочет платить деньги за нарушение правил тонирования, то он может попытаться исправить ситуацию – использовать шторки. Ему кажется, что так он легко решает сложившуюся проблему.
На практике не совсем так. И даже за шторки на окнах машины можно получить денежное взыскание. Конечно, правило работает не всегда, и далее, как раз о том, можно или нет использовать шторки в ТС согласно Закону.
Первое, что нужно уяснить: шторки могут быть разными. Их большое количество видов. Водитель выбирает их с учетом своих предпочтений и потребностей.
Но в РФ популярны больше два типа:
- каркасные шторы, которые имеют специальное крепление и основание;
- бескаркасные шторы. Чем-то напоминают шторы домашнего типа.
И здесь главный вопрос: какой вид штор допустим для использования, а какой нет?
Законодательно можно использовать только бескаркасные виды штор. И попробуем объяснить почему. Согласно ПДД любое использование средств и предметов, которые ограничивают или мешают полному обзору со стороны водителя, находится под запретом. Это касается и штор, и тонирования, и других предметов. Поэтому вполне логично, что шторы могут мешать водителю. Но вот только бескаркасные шторы мешают в положении, когда они зашторены. Их легко можно открыть и тогда обзор будет 100%. Провести такие манипуляции с каркасными видами штор невозможно.
Вывод: в машине нельзя использовать каркасные шторы.
Но и здесь есть интересный момент: в ПДД говорится о неких ограничений в момент эксплуатации машины. Что это значит? Далее об этом.
Момент эксплуатации автомобиля – это процесс передвижения, езды, управления…Кому как нравится. Но в этот момент водитель не может зашторивать окна транспортного средства, вне зависимости от типа штор.
Если автомобиль не осуществляет движение, а просто стоит, то никаких ограничений на использование штор нет. Водитель может закрыть шторами обзор салона до момента, пока снова не будет начато движение. За такое использование штор к субъекту не может быть применим никакой вид ответственности.
Ответственность за такое нарушение находится в области административной ответственности. На имя субъекта могут выписать штраф. Его размер не так велик и составляет 500 рублей. Также к водителю могут применить всего лишь предупреждение, без денежного взыскания.
Другой момент: некоторые инспекторы применяют не ту санкцию, которую должны. Например, часто можно услышать часть 3.1 ст. 12.5. Но это совсем другая составляющая, которая регламентирует вопрос использования тонировки на стеклах. Она никак не связана с использование шторок. Поэтому внимательно слушайте, в чем вас обвиняют. В ином случае, можно заплатить и больший штраф.
Если в момент передвижения автомобиля шторки собраны, то ни один инспектор не может выписать взыскание. Это незаконно. Главное – чтобы шторки были собраны как со стороны водителя, так и пассажира. Если они будут частично собраны, частично закрыты, то в таком случае придется платить.
Законом разрешается использовать шторки на боковых задних стеклах машины. Поэтому вне зависимости от их состояния – закрыты они или открыты, водитель не будет платить штраф. А если кто-то пытается его выписать, то нужно отстаивать свои интересы.
Спорный вопрос относительно заднего стекла ТС. С практической точки зрения, шторки такого плана не мешают обзору, поскольку водитель использует зеркало. С другой стороны, каким-то образом такая шторка может формально помешать полному обзору. Поэтому здесь вопрос сугубо индивидуальный и остается на совести инспектора. Даже если остановят и увидят только закрытую шторку именно на заднем стекле, могут просто сделать предупреждение и отпустить. Выписывать штраф вряд ли будут.
Конечно, нет. Законом даже не предусмотрена такая возможность лишения. Поэтому максимальная степень ответственности – только денежное наказание.
Другой вопрос в том, что периодически рассматриваются законопроекты об ужесточении ответственности за тонирование стекол. Например, есть предложение, чтобы при повторной остановки водителя с тонированными стеклами, у него конфисковали права или выписывали огромный штраф. Но пока такой закон на стадии разработки, рассмотрения и т.д. И до его введения в силу пройдет много времени. И даже после принятия он никак не будет влиять на водителей, в машине которых есть шторки. Помним: наличие штор – это не наличие тонировки.
Если провести аналогию с тонировкой стекол, то там может быть следующая ситуация: водителю выписывается требование об устранении нарушения. При следующей остановке и фиксации нарушения, если такое требование не было выполнено, к субъекту применяется уже более жесткая санкция.
Если учесть, что многие приравнивают шторки и тонировку к одному типу нарушений, вполне логично, что инспектор может выписать предписание и за использование шторок. Но это неправильно. Даже законодательно не предусмотрена возможность сотрудника ГИБДД выписывать предписание за наличие шторок. Да и на практике таких случаев еще не было. Поэтому только предупреждение или штраф без предписания.
Здесь практика и теория расходятся. В теории, конечно, сотрудник инспекции имеет право конфисковать тот предмет или объект, который является причиной нарушения. Но на законодательном уровне четко установлен перечень тех элементов, который подлежат конфискации. И в этом списке, конечно, нет никаких шторок. Другими словами, инспектор не имеет законодательных оснований забрать такой элемент.
Все вполне логично. В ином случае, если водитель превысил скорость передвижения, то он должен отдать машину инспектору. Ведь именно авто является средством, с помощью которого осуществлено нарушение ПДД. А это 100% бред.
Но все эти размышления и доводы – это лишь теория. Практика показывает иные результаты: инспектор может забрать шторы. Правда, это не так конфискация, как больше изъятие. Как только завершится делопроизводство, данный элемент обязательно должен быть возвращен субъекту.
Вывод: в каждом индивидуальном случае разное мнение относительно конфискации шторок.
Нет, как было уже сказано, в данном вопросе речи о конфискации не может идти речь. Если же после завершения дела шторки так и не вернули водителю, то можно обратиться в инспекцию и в письменном виде попросить вернуть их. Здесь может быть другой – человеческий фактор. Шторы могут изъять, а потом просто забыть их вернуть. Вот и все.
Конфискация отдельных предметов и средств существует в административном делопроизводстве, в том числе и при нарушениях ПДД. Но она никак не касается вопроса применения шторок в автомобиле.
Практика показывает, что ситуаций с неправомерной выпиской штрафа за использование штор, очень мало. Если же взыскание выписывается, то по существу. И лучше его заплатить и не спорить, чем доказывать свою изначальную неправоту. Конечно, инспектор тоже человек, он может ошибаться, может присутствовать субъективный фактор. Если вы все-таки решите обжаловать штраф ГИБДД вам поможет данная статья.
Случаи, когда нарушаются права водителя:
- водитель использует шторки, которые соответствуют допускаемой световой пропускаемости;
- шторка есть только на заднем стекле и при этом имеются боковые зеркала;
- наличие самих бескаркасных шторок, которые в момент движения автомобиля полностью открыты.
Если имеет место хотя-бы одно из указанных нарушений, то можно зафиксировать данный факт и подать жалобу в инспекцию. Если инспектор реально превысил свои полномочия и водитель доказал свою правоту, то взыскание аннулируется.
Если Вы используете шторки, которые допускаются законодательством, но сотрудник ГИБДД все равно пытается выписать штраф, то далее представлены советы юристов, которые должны помочь разрешить сложившуюся ситуацию.
Советы как избежать наказания:
- если в машине есть шторки, которые нельзя использовать, то просто поговорите с инспектором и попросите на первый раз простить. Как правило, такая мера со скидкой в 50% работает. И никто не выписывает взыскание;
- при наличии светлых штор в автомобиле, ссылайтесь на то, что они не нарушают светопропускную способность. Можно даже попросить измерить данный показатель на месте. У инспектора должен быть специальный прибор для измерения. Если его нет, то и утверждать, что шторы мешают обзору, сотрудник ГИБДД не может;
- если Вас останавливает инспектор, то в момент остановки можно быстро раскрыть шторы. Метод сработает в том случае, если не было видеосъемки. Рискованный способ, но может помочь.
И, конечно, если шторки реально в момент передвижения были свернуты и никоем образом не мешали обзору водителя, а субъект получил штраф от инспектора, то нужно сразу же обжаловать такое решение и аннулировать наказание. Помним: на это есть 10 дней с момента составление протокола.
Источник
Какое наказание за каркасные шторки на передних стёклах? Выписывают ли штрафы на практике?
Каркасные шторки многие водители используют как альтернативу плёночной тонировке. Да, ответственность за использование такого предмета на стёклах немного мягче, но совсем избежать наказания не получится. В данной статье мы выясним, как они расцениваются по ПДД, какой штраф за езду с каркасными шторками на передних стёклах, могут ли сотрудники ГИБДД изъять их или конфисковать, выписать требование о прекращении правонарушения и посадить на 15 суток и как вообще сложилась практика правоприменения по данному вопросу в 2021 году.
Можно ли использовать каркасные шторки по ПДД?
Можно, но только не на передних стёклах, иначе будет штраф. И вот что говорит законодательство в отношении обсуждаемого нами вопроса!
Прямой ответ на него содержится в Основных положениях по допуску автомобилей к дорогам России (это Приложение к ПДД). Так пункт 7.3 Правил указывает, что:
- запрещено ставить любые предметы или покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя – причём, зоной такой обзорности на практике считается передняя полусфера: лобовое и боковые передние стёкла,
- однако, можно устанавливать конкретно каркасные шторки на задние окна при условии, что ваш автомобиль оборудован обоими боковыми зеркалами.
Аналогичное требование содержит также Технический регламент в пункте 4.3 Приложения №8. Он также предписывает, что светопропускаемость передней полусферы должна быть не менее 70% – то есть передние стёкла должны пропускать не менее 7/10 всего света, а ни одни каркасные шторки такого обеспечить, к сожалению, не смогут.
Что касается формулировки обзорности, приведённой нами выше – о том, что её обеспечивают именно лобовое и боковые окна спереди, то подтверждение этому содержится также в Техрегламенте в самом начале документа – общие положения, определение обзорности.
Устанавливать и ездить – разные вещи
Обратите внимание, что указанный выше регламент устанавливает обязанности по комплектности транспортных средств при выпуске их в обращение на дороги нашей страны, и напрямую обязанности водителям не предписывает. А потому в КоАП нет конкретного штрафа за нарушение водителем положений Техрегламента.
ПДД же предписывают обязанности для эксплуатации транспортных средств. Таким образом, с каркасными шторками ездить запрещено.
Однако, если ваша машина стоит, и шторки вы используете исключительно для того, чтобы, к примеру, защитить салон от солнечных лучей, либо спящего ребёнка от яркого света, то в этом случае использование каркасных шторок разрешается, и штрафа за это по закону в 2021 году не может быть.
Какая ответственность по КоАП?
Так как при езде с каркасными шторками мы нарушаем конкретный нормативный акт в виде Основных положений, то наказание за это предусматривает единственная норма за весь перечень таких условий и неисправностей в Кодексе – статья 12.5.
В нашем случае часть 1 данной статьи предусматривает предупреждение или штраф 500 рублей за предметы, ограничивающие обзорность с места водителя.
Это единственная законная мера ответственности в 2021 году за каркасные шторки, которая есть в КоАП. Тем не менее, на практике вы можете столкнуться и с другими дополнительными мерами обеспечения, в том числе незаконными. Об этом и поговорим ниже.
Выписывают ли штрафы на практике?
Да, конечно. Причём, довольно активно – пусть каркасные шторки и не такое излюбленное нарушение, выявляемое сотрудниками ГИБДД, как плёночное затемнение окон, однако, такой вид съёмной тонировки также довольно часто наказывается инспекторами ДПС на дороге.
Происходит это достаточно стандартно:
- вы едете по дороге, и видите инспектора, тот, в свою очередь, видит вашу машину издалека с каркасными шторками (точнее, только когда вы уже подъедете к нему, он обнаружит, что это именно съёмная тонировка, а издалека просто будет видеться предмет, который ограничивает обзор и слишком тёмный салон),
- полицейский останавливает вас и просто выписывает постановление по части 1 статьи 12.5.
Обязателен ли замер светопропускаемости?
Нет, для каркасных шторок этого не нужно, поэтому выше только 2 простых пункта в сценарии привлечения к ответственности такого водителя.
Здесь следует вообще различать 2 различные нормы наказаний:
- 12.5, часть 1 – 500 рублей – за предметы, ограничивающие обзорность (на передних стёклах), это законный штраф за каркасные шторки в 2021 году,
- 12.5, часть 3.1 – за покрытия или предметы на стёклах, которые не обеспечивают светопропускаемость, требуемую Техрегламентом (при этом, КоАП напрямую ссылается на нарушение регламента).
Технический регламент, в свою очередь, указывает, что передняя полусфера должна пропускать не менее 70% солнечного (и не только) света.
Таким образом, кардинальное различие между этими двумя мерами ответственности в том, что по части 3.1 вас могут оштрафовать именно за светопропускаемость самих стёкол – с плёнками или без. А вот часть 1 – именно за предметы, ограничивающие обзор. Поэтому в случае с каркасными шторками штраф выписывают конкретно по 1 части. И замер светопропускаемости здесь бессмысленен.
Что лучше, тонировка или каркасные шторки?
Шутка ли, но обе указанные нормы санкций предусматривают абсолютно одинаковые наказания: либо предупреждение (которое, к слову, на практике 2021 года выносится очень редко и в исключительных случаях), либо штраф суммой 500 рублей.
Но ответ на вопрос, какой способ безопаснее использовать с точки зрения штрафа: каркасные шторки или обычную плёночную тонировку, становится очевидным, если знать, что полиция сегодня практикует довольно интересный дополнительный способ борьбы с последней. И называется он «требованием об устранении условий, влекущих нарушение«. Или такое же «предостережение«.
Суть этого заключается в том, что, устанавливая плёнку, вы априори собираетесь нарушать, хотя делаете это только при управлении транспортным средством (если автомобиль стоит, окна можно хоть фанерой заколотить).
Почему такое требование незаконно, мы подробно рассказали в одной из наших прошлых статей. Однако, несмотря на неправомерность, инспекторы продолжают выписывать такие бумаги, а судьи сажают водителей до 15 суток по статье 19.3 за неповиновение якобы законному требованию сотрудника полиции.
В случае с каркасными шторками же такие требования практически не выписывают – только штрафы, поэтому с точки зрения привлечения к ответственности использовать именно шторки как бы «безопаснее».
Если успели снять?
Здесь всё не так просто. У каркасных шторок есть замечательное преимущество – их можно снять не то, что до общения с ДПС, но часто даже до остановки сотрудником. Вот только работает этот лайфхак не очень хорошо для автолюбителя.
Допустим, вас увидел инспектор на дороге при езде со шторками, но вы их успели снять, и уже когда полицейский подошёл к машине, никакого нарушения нет. Но он то видел их!
В этом случае Административный кодекс обязывает сотрудника ГИБДД провести досмотр автомобиля, так как эта процедура как раз проводится в целях поиска орудий совершения правонарушения:
- инспектор составляет протокол досмотра,
- привлекает 2 понятых либо включает видеозапись,
- ищет и находит каркасные шторки,
- выписывает постановление либо составляет протокол для дальнейшего рассмотрения (в последнем случае шторки, скорее всего, у вас изымут – об этом поговорим немного ниже).
Могут ли конфисковать каркасные шторки?
Нет. Каркасные шторки не являются предметом, который можно конфисковать, потому что они не запрещены для использования в принципе.
Конфискация в административном праве является отдельным видом наказания и назначается исключительно судьёй. То есть саму возможность такого наказания должна предусматривать норма ответственности в КоАП РФ. А в нашем случае в части 1 статьи 12.5 прямо написано: предупреждением или 500 рублей штрафа.
А вот изъятие законно!
Дело в том, что в целях правильного использования доказательств при обвинении водителя в нарушении КоАП предусмотрел возможность изъятия предмета, с помощью которого совершено данное правонарушение (статья 27.10).
Изъятие каркасных шторок производится как раз после досмотра машины в целях их поиска, но только в том случае, если дело не рассматривается сразу и водителю, соответственно, не выписывается штраф, а составляет протокол и направляется на дальнейшее рассмотрение в отделение ГИБДД. Изымать шторки имеют право любые сотрудники ГИБДД, уполномоченные составлять протоколы.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Обязаны ли вернуть после изъятия?
Да. В нашем случае часть 3 статьи 29.10 КоАП предусматривает, что изъятые вещи должны быть возвращены их законному владельцу после рассмотрения дела. Исключение составляют только ситуации, когда:
- владелец каркасных шторок не установлен,
- предмет является запрещённым (наркотики, оружие и тому подобное), а шторки к таковым не относятся.
Поэтому любая съёмная тонировка после изъятия должна быть возвращена автолюбителю. Делается это именно после рассмотрения дела. Если сотрудник ГИБДД выписал штраф за использование каркасных шторок на передних стёклах на месте, то и вернуть обязан немедленно.
Доказывать, что эти шторки ваши, также не нужно ни чеками, ни иными способами. По умолчанию в административном праве презумпция невиновности предполагает и презумпцию владения – то есть, например, вы можете ездить не на собственном авто, а когда вы едете на чужом автомобиле, у вас не просят письменную доверенность. Также и со шторками – они могут быть не ваши, но вернуть должны владельцу. Владение и собственность – это разные вещи. Первое включает в себя возможность распоряжаться имуществом.
Источник