Ведь можно ли использовать в сочинении
Содержание статьи
35 запрещенных слов и выражений
Текст: коллектив учителей литературы (сообщество «Методическая копилка» )
Фото: кадр из фильма «Доживём до понедельника», режиссёр Станислав Ростоцкий, 1967 год. Вячеслав Тихонов в роли учителя.
Учителя русского языка и литературы составили список слов и выражений, которые не стоит употреблять в школьных сочинениях по литературе. Так педагоги пытаются уберечь учеников от наиболее распространенных ошибок и штампов.
- Автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)
- Автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор — текст его уже готов. Ну и см. выше.)
- Автор этим хотел сказать (Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А. С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.)
- Автору удалось передать, писатель хорошо изобразил, автор очень точно описал (Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошо знакомо) мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?)
- Актуально (Да, что-то бывает и актуально, но обычно не стоит искать в текстах, созданных в прошлом и тем более позапрошлом веке, сегодняшние проблемы.)
- Гениальный автор; в великолепном романе и т. п. (Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.)
- Гипербола вообще не всегда уместна, так что сдерживайте себя: «В «Войне и мире» огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц» — нет, не огромное, и сосчитать их можно довольно быстро; и нет, не небывалое: в «Сильмариллионе» и «Властелине колец», например, их очень много, а то ещё можно Библию вспомнить.
- Весь, весь этот, весь тот в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации», «показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны» (Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?)
- Данный текст (Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т. д.)
- Достаточно («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…» — Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.)
- Ещё одним примером может служить (Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.)
- Использует… для (Автор ничего не использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.)
- Могу сделать вывод (Можете — делайте, и не надо об этом так гордо сообщать.)
- Мнение-1: «может, я и не прав, но это моё личное мнение» (Мнение должно быть на чём-то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.)
- Мнение-2: «сколько людей, столько и мнений»; «у каждого своё мнение, но лично для меня…»; «все люди по-разному оценивают это» (Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.)
- Момент (В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т. д., иначе и до абсурда недалеко: «Причём протяжённость момента может быть разной — от минутного восторга до целого года приятных воспоминаний».)
- Мужчина, женщина (Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стиль или современных безграмотных радиоведущих, или рыночных торговцев ещё советского времени.)
- Наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.)
- Начинать (Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему-то не продолжают и не заканчивают, например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.)
- О любви и не только: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (Первое — пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование, второе — пустые слова: Катерина и Борис были в отношениях любили друг друга; Ленский испытывает любовь к Ольге любит Ольгу.)
- Относится с… (Обычно это ненужное утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией автор симпатизирует герою; Онегин относится к Татьяне с жалостью Онегин жалеет Татьяну.)
- Присутствует (Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.)
- Просто (Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»; «Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?)
- Свой (Очень часто это слово лишнее: «Пушкин так и пишет в своём стихотворении», «Многие люди теряют свою голову, когда влюбляются» и т. п.)
- Также, ещё, потому что, поэтому в начале предложений (Как говорил Остап Бендер, «низкий класс, нечистая работа»: не так уж часто нам требуется разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия ещё и т. д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.)
- Трогать, затрагивать (Автор ничего не затрагивает! Он о чём-то пишет, говорит, размышляет, наконец. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т. д.)
- Хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.)
- Художник нам показывает (НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает. Он вообще не показывает.)
- Вызывает симпатию читателей; читатели сочувствуют/осуждают (Тяжёлое наследие советского прошлого, когда предполагалось, что все одинаково судят обо всём, единодушно одобряют или осуждают то-то или того-то; в общем, за всех читателей расписываться не стоит.)
- Это где, это когда (Просто безграмотно, даже объяснять нечего.)
- Является (Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; «Гроза» является драмой» «является» — это лишнее слово, утяжеляющее фразу.)
- Другие штампы и клише, которых стоит избегать: такой… как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»); лично для меня (Достаточно сказать «для меня».); многогранный, неоднозначный (без пояснения); играет важную роль; непреходящее значение; глубокий смысл; не могу не вспомнить; нашёл свою вторую половинку, частичка себя и пр.
- Михаил пишет о том, что…; в стихотворении Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только фамилию, но не просто имя.
- А. Болконский, Г. Печорин… — Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.
- Петя Безухов, Соня Фамусова… — Уменьшительную форму имени персонажа имеет смысл употреблять в том случае, если в произведении в основном встречается именно эта форма.
Источник
Список запретных слов в сочинении ЕГЭ
Список запретных слов в сочинении ЕГЭ. Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества многих учителей)
— автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)
— автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор — текст его уже готов. Ну и см. выше.)
— автор этим хотел сказать (Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.)
— автору удалось передать, писатель хорошо изобразил, автор очень точно описал (Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошо знакомо) мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?)
— актуально (Да, что-то бывает и актуально, но обычно не стоит искать в текстах, созданных в прошлом и тем более позапрошлом веке, сегодняшние проблемы.)
— гениальный автор; в великолепном романе и т.п. (Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.)
— гипербола вообще не всегда уместна, так что сдерживайте себя: «В «Войне и мире» огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц» — нет, не огромное, и сосчитать их можно довольно быстро; и нет, не небывалое: в «Сильмариллионе» и «Властелине колец», например, их очень много, а то ещё можно Библию вспомнить.
— весь, весь этот, весь тот в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации»,
«показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны» (Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?)
— данный текст (Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т.д.)
— достаточно («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…» — Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.)
— ещё одним примером может служить (Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.)
— использует… для (Автор ничего не использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.)
— могу сделать вывод (Можете — делайте, и не надо об этом так гордо сообщать.)
— мнение-1: «может, я и не прав, но это моё личное мнение» (Мнение должно быть на чём- то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.)
— мнение-2: «сколько людей, столько и мнений»; «у каждого своё мнение, но лично для меня…»; «все люди по-разному оценивают это» (Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.)
— момент (В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д., иначе и до абсурда недалеко: «Причём протяжённость момента может быть разной — от минутного восторга до целого года приятных воспоминаний».)
— мужчина, женщина (Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стиль или современных безграмотных радиоведущих, или рыночных торговцев ещё советского времени.)
— наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.)
— начинать (Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему- то не продолжают и не заканчивают, например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.)
— о любви и не только: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (Первое — пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование, второе — пустые слова: Катерина и Борис были в отношениях любили друг друга; Ленский испытывает любовь к Ольге любит Ольгу.)
— относится с… (Обычно это ненужное утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией автор симпатизирует герою; Онегин относится к Татьяне с жалостью Онегин жалеет Татьяну.)
— присутствует (Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.)
— просто (Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»;
«Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?)
— свой (Очень часто это слово лишнее: «Пушкин так и пишет в своём стихотворении»,
«Многие люди теряют свою голову, когда влюбляются» и т.п.)
— также, ещё, потому что, поэтому в начале предложений (Как говорил Остап Бендер,
«низкий класс, нечистая работа»: не так уж часто нам требуется разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия ещё и т.д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.)
— трогать, затрагивать (Автор ничего не затрагивает! Он о чём-то пишет, говорит, размышляет, наконец. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.)
— хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.)
— художник нам показывает (НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает.
Он вообще не показывает.)
— вызывает симпатию читателей; читатели сочувствуют / осуждают (Тяжёлое наследие советского прошлого, когда предполагалось, что все одинаково судят обо всём, единодушно одобряют или осуждают то-то или того-то; в общем, за всех читателей расписываться не стоит.)
— это где, это когда (Просто безграмотно, даже объяснять нечего.)
— является (Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; ««Гроза» является драмой»
«является» — это лишнее слово, утяжеляющее фразу.)
— другие штампы и клише, которых стоит избегать: такой… как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»); лично для меня (Достаточно сказать «для меня».); многогранный, неоднозначный (без пояснения); играет важную роль; непреходящее значение; глубокий смысл; не могу не вспомнить; нашёл свою вторую половинку, частичка себя и пр.
— Михаил пишет о том, что…; в стихотворении Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только фамилию, но не просто имя.
— А. Болконский, Г. Печорин… — Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.
— Петя Безухов, Соня Фамусова… — Уменьшительную форму имени персонажа имеет смысл употреблять в том случае, если в произведении в основном встречается именно эта форма.
Источник
10 мифов о декабрьском сочинении
Друзья, приветствую 😉
Идею для этой статьи подсказала сегодня моя ученица: её учительница посоветовала детям писать аргументы только из русской классической литературы, так как, по словам педагога, другие произведения не принимаются.
Сразу оговорюсь: никого не собираюсь унижать. К учителям, то есть моим коллегам, отношусь с уважением и пониманием.
Изложенная здесь информация достоверна и взята с сайта ФИПИ. Плюс мой шестилетний опыт (итоговое сочинение появилось в 2014 году) подтверждает эту информацию.
Миф 1. Это сочинение по литературе. Нет, это сочинение «носит надпредметный характер, но при этом оно литературоцентрично» (цитата с сайта ФИПИ). Я называю эту экзаменационную работу сочинением на свободную тему с литературными аргументами. Сочинение по литературе выглядит по-другому. Думаю, филологи должны об этом знать.
Миф 2. В сочинении должно быть два аргумента, не более и не менее. Нет, это не так. В сочинении должно быть не менее ОДНОГО аргумента. Так что можете написать один аргумент, а можно и десять аргументов ( но десять аргументов — это, конечно, перебор 😀
Миф 3. В аргументации использовать только примеры из русской классической литературы. Нет, это не так. В качестве аргументов мы можем брать любое произведение, русское, зарубежное, современное, древнерусское, и даже мемуары, дневники, фольклорные произведения (кроме малых жанров, то есть пословиц, поговорок), Библию, Гарри Поттера, Хоббита и т.д.
Миф 4. Два аргумента должны быть из разных произведений и разных авторов. Нет, это не так. Аргументы могут быть из одного произведения. Можете взять два произведения одного автора и т.д.
Миф 5. Сочинение должно быть объёмом не менее 350 слов. Нет, минимальное количество слов для данного сочинения — 250 слов. Своим детям я рекомендую писать работу около 300 слов. Это золотая середина.
Миф 6. В сочинении должен быть эпиграф. Нет, не должен он там быть! В моей практике было два случая, когда учитель требовал писать эпиграф к каждому сочинению.
Миф 7. В последнем предложении каждого абзаца должно стоять многоточие. Нет, не должно. Вот это требование меня удивило больше всего. Учительница такое требование объяснила следующим образом: нужно показать проверяющему, что мысль не закончена, еще что-то имеется в виду, но не успели написать…
Миф 8. В сочинении обязательно должны быть цитаты. Нет, не должны. Можно спокойно получить «зачёт» за сочинение, в котором нет ни одной цитаты.
Миф 9. Во введении должно быть два абзаца, или один, или три и в основной части (аргументы) должно быть два-три-четыре абзаца. Нет строгих требований, сколько абзацев должно быть в сочинении. Если вы во введении напишете два абзаца, а не один, вам не поставят «незачет». Кстати, мои дети в большинстве случаев введение делят на два абзаца и спокойно получают «зачёт».
Миф 10. Готовимся ко всем направлениям (на всякий случай). Не нужно так делать. Лучше выбрать два направления и хорошо подготовиться к экзамену.
Конечно, если будут соблюдаться все вышеперечисленные требования, ученик все равно получит «зачет». Но просто жалко ребенка, который будет соблюдать эти требования, ведь можно обойтись малой кровью и написать идеальное итоговое сочинение!
Читайте также:
Итоговое (декабрьское) сочинение: в этом году легче или сложнее?
Структура декабрьского сочинения + образец реального декабрьского сочинения
Всё, что нужно знать о ДЕКАБРЬСКОМ сочинении, чтобы получить «зачет»
Источник
Как написать комментарий в сочинении ЕГЭ? 7 советов с примерами!
Комментарий — это важнейшая часть сочинения ЕГЭ, его сердце. Он должен представлять собой анализ предложенного текста в соответствии с проблемой, выбранной вами. За него дают целых 6 первичных баллов, которые равны почти 11% из 100. Потерять их, согласитесь, очень обидно, поэтому давайте поговорим о том, на чем можно споткнуться при написании комментария.
Коротко о главном.
Коротко о главном.
1. Объем комментария равен 9-10 предложениям. Это самая большая часть сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Как они набегают? В первых двух предложениях нужно кратко сказать, о чем текст. Затем вы переходите к первой цитате, которую надо проанализировать. Это еще минимум 3 предложения. Следом можно указать на взаимосвязь между уже приведенной цитатой и планируемой или сразу вводить 2 доказательство (цитату). Это по вашему желанию. Вторую цитату также следует проанализировать в нескольких предложениях. Итого уже получается 2+3+3=8. В конце комментария должен быть микровывод, выраженный в 1-2 предложениях. Если взаимосвязь вы не показали в середине комментария, это необходимо сделать в конце, связав примеры между собой.
2. Никогда не пересказывайте весь текст в комментарии.
За чистый пересказ максимально снижают баллы до 2 или 1 из 6 возможных. Ведь в приведенном для анализа отрывке может быть несколько проблем, поэтому нужно выделять только те его части, которые иллюстрируют нужную вам. Разберем на конкретном примере. Для анализа возьмем текст из сборника типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ 2021 под редакцией И.П. Цыбулько (вариант 5).
Отрывок текста В.П. Катаева
Отрывок текста В.П. Катаева
Проанализируем текст. В нем можно выделить 3 основные проблемы: проблему истинного героизма, проблему самоопределения, проблему достижения мастерства в своем деле. Какую бы из них вы ни взяли, не нужно пересказывать отрывок сначала, потому что там говорится не о главном герое Ковалеве, поступки которого надо анализировать, а о молодом солдате Ване. Если вы начнете анализ с него, то уйдете в сторону от выделенной проблемы, а значит, потеряете баллы.
3. Перед тем, как писать комментарий, четко определите проблему и не уходите от нее.
Выбирайте ту проблему, о которой вам легче всего будет говорить. Лучше брать основную, тогда вы точно найдете нужную аргументацию (цитаты) в предложенном отрывке. Если вы испытываете затруднения с определением проблемы, задайте себе вопрос: «Что хотел сказать этим текстом автор?». Ответ и будет выходом на проблему. Подробнее об этом читайте в моем материале: «Как определять проблему для сочинения ЕГЭ по русскому языку. Пошаговая инструкция». Вот ссылка:
https://zen.yandex.ru//id/5fd639167e12f01601c19cd9/kak-opredeliat-problemu-dlia-sochineniia-ege-po-russkomu-iazyku-poshagovaia-instrukciia-5fe31c0b785777679af02890
4. Обязательно используйте 2 цитаты из текста для доказательства своих мыслей.
Цитаты следует выбирать уже на стадии определения проблемы. Прочитайте текст и подчеркните те фразы, которые лучше всего проиллюстрируют проблему, докажут, что она есть в тексте. Они не должны быть слишком большими. Если предложение подходит, но оно очень длинное, можно взять только его часть, «отрезав» лишнее и поставив многоточие. Избегайте излишней цитации: 3, 4 цитаты — это явный перебор. Также цитаты лучше брать из разных абзацев, чтобы показать развитие, ход мысли автора.
Пример:
Если выделять проблему достижения мастерства в своем деле, то цитатами, подходящими для анализа в тексте Катаева, будут: 1. «Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда». 2. «И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода». Остальные мысли, например, где автор говорит о его гениальности, вы можете передать своими словами в анализе.
5. Не вводите 2 цитаты подряд без объяснений.
Как я уже говорила в первом пункте, каждое доказательство, то есть цитата, требуют объяснения, анализа. Он-то и показывает, насколько хорошо вы поняли текст и как вы умеете рассуждать. Именно на ваши пояснения и обращают внимание проверяющие. Чем глубже вы их проанализируете, раскрутите мысль, тем больше шансов на получение максимального балла.
Подсказка: если перед вами текст-рассуждение, можно своими словами передавать мысли автора, подводя к цитатам и интерпретируя их.
Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте.
Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте.
6. Не используйте более 2 речевых клише в комментарии.
Речевое клише — это готовая фраза, помогающая вам структурировать и формулировать мысли. Использовать их можно, но в меру. Большое количество шаблонных фраз докажет проверяющим, что вы не в силах рассуждать самостоятельно. За такой комментарий не ставят максимальный балл.
Примеры речевых клише.
Примеры речевых клише.
7. Не допускайте фактических и этических ошибок!
Фактическая ошибка — это искажение информации, данной в тексте: ошибка в имени, фамилии автора или героев, понимании событий и т.д. За нее вычитают 1 балл по отдельному критерию. Кроме того, могут снять баллы за сам комментарий, если ошибка будет грубой и затруднит правильный анализ текста.
Этическая ошибка — это неуважение по отношению к автору, героям, ярко негативная оценка описываемых событий. Самая простая и частая ее разновидность — при первом упоминании фамилия автора дается без инициалов.
Практический разбор 2 комментариев моих учеников в этом материале: https://zen.yandex.ru//literatura32/sochinenie-ege-po-russkomu-iazyku-2-kommentariia-moih-uchenikov-po-slojnomu-tekstu-607d62fb3d51355a0098e0e2
Удачных вам сочинений!
Источник