Торт можно кушать мусульманам
Содержание статьи
Можно ли готовить торт для угощения детей в день рождения ребенка, не устраивая при этом торжества?
Вопрос
Мой вопрос касается дня рождения. Обычно я принимаю заказы на приготовление тортов для различных торжеств, кроме тех, которые хотят заказать на дни рождения или другие немусульманские торжества. Так как мне сказали, что это запрещено. Однажды я получила заказ на изготовление торта на день рождение, но отказала его выполнять и попыталась разъяснить причину своего отказа. Но мне сказали, что они не устаивают торжество, что они лишь хотят преподнести торт детям, чтобы обрадовать их, а подобное — дозволено. Будет ли на мне грех, если я испеку торт, но торжества там не будет?
Хвала Аллаху.
Во-первых.
В Исламе есть два праздника: Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения. Праздновать другие праздники и памятные даты, кроме этих двух, не дозволено, как не дозволено и содействовать в этом.
Ученые Постоянного Комитета по фетвам сказали:
Не дозволено праздновать и устраивать торжество по случаю ночи Предопределения или других ночей, как не дозволено устраивать празднество по случаю других дат: в ночь в середине месяца ша’абан, ночь Ми’радж, день рождения пророка. Потому что все эти празднества являются нововведениями, и не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или сподвижники поступали подобным образом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». Не дозволено содействовать в праздновании этих дат: деньгами, подарками или раздавать чай. Как не дозволено произносить в эти дни проповеди или лекции, так как это является в каком-то роде подтверждением и поощрением (отмечать) эти дни. Необходимо отречься от них и не посещать (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 2. С. 257-258).
Поэтому, готовить торты на эти и подобные праздники запрещено. Потому что это является помощью в праздновании, а празднование и помощь в праздновании этих дат не дозволено. Сказал Всевышний Аллах:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде (сура аль-Маида, аят 2).
Ученые Постоянного Комитета также сказали:
Дарение подарков между людьми распространяет любовь и мир и вырывает из сердец злобу и ненависть. Шариат поощряет дарить подарки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и отвечал на них. И, хвала Аллаху, это стало обычаем среди мусульман. Однако если подарок сопряжен с причиной, недозволенной Шариатом, то это запрещено. Как, например, подарки в день ‘Ашура, в раджаб, в день рождения или в любой другой праздник, который является нововведением. Так как в этом помощь в совершении недозволенного и соучастие в нововведении (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 16. С. 176).
Приготовление и преподнесение торта для детей в этот день, чтобы обрадовать их, сообщив при этом, что это — день рождение ребенка, и является празднованием. Даже если сами участники его так не называют. Несомненно, празднество бывает намного насыщеннее этого, но это не означает, что первый вид отмечания этого дня дозволен. Они выбрали именно этот день для преподнесения подарка ребенку из-за того, что они любят этот день, не желают, чтобы он прошел просто так, даже если это заключается только в преподнесении подарка.
А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.
Обратитесь также к ответам на вопросы № 90026 и № 14355.
Источник
Любите сладкое? Не наешьтесь запретного!
Советуем при покупке кондитерских или хлебобулочных изделий, тщательно изучать состав. Если среди ингредиентов указаны вино (десертное или столовое), ликер, ром или же спирт, такая продукция является харамом.
Наверное, нет такого человека, который не любил бы сладостей. Разнообразие ассортимента кондитерских изделий поражает воображение. Но порой знакомые и любимые всеми продукты несут скрытую опасность для мусульман, так как возникает много вопросов к составу продукции. Струдников комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ часто спрашивают, можно ли употреблять торты и шоколад, в состав которых входит вино, ликер или спирт?
Как известно, алкогольные напитки в исламе являются харамом (5:90-91). Об этом не раз говорил и Пророк (с.а.в.). В одном из хадисов передается: «Все, что опьяняет — хамр (алкоголь), а любой хамр является запретным» (хадис передал Муслим).
Большинство ученых-богословов (среди которых четыре имама) считают, что вино также является наджасой ‘айния. Свое мнение они основывают на аяте Корана: «О вы, которые уверовали! Вино, азартные игры, идолы, стрелы — мерзость («риджс») из деяний сатаны…» (5:90).
Слово «риджс» переводится с арабского как скверна (наджаса). В качестве довода они приводят также слова Всевышнего: «И напоит их Господь напитком чистым…» (76:21). Здесь речь идет о напитке, которым будут напоены верующие в Раю, из этих слов сторонники мнения, что наджаса — это нечистота, делают заключение, что вино этого мира — скверна.
«Следует отметить, что по мазхабу Абу Ханифы вино является наджасой, или скверной, в прямом смысле. Но, по мнению некоторых ученых, понятие «риджс» не несет прямого смысла нечистоты, а обозначает духовную скверну. Это мнение основывается на том, что спиртное в Коране (5:91) упоминается в ряде тех вещей, как идолы или стрелы, которые по своей природе не являются нечистыми», — комментирует Рустем хазрат Иззетов, специалист Комитета по стандарту «Халяль».
Получается, что вино (из винограда, ячменя, фиников и т.п.), согласно Корану и Сунне Пророка, (с.а.в.) является запрещенным, а также по единогласному мнению мусульман является нечистотой.
Но возникает другой вопрос. В состав шоколада при производстве иногда добавляют спирт. Можно ли употреблять такой продукт?
Казалось бы, спирт в составе шоколада не опьяняет, это синтетический продукт, следовательно, не является нечистотой, как вино. Но согласно хадису Посланника Аллаха (с.а.в.): «Все, что опьяняет в большом количестве, запрещено употреблять и в малом» (хадис передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Таким образом, не имеет значения, из чего делается хамр, — из плодов (виноград, свежие финики, инжир, изюм), злаков (пшеница, ячмень, кукуруза, рис), сладостей (мёд) или это продукт синтетического производства (спирт). Всё одурманивающее и затуманивающее рассудок запрещено. Как бы он ни назывался и какую бы форму ни имел, если алкоголь входит в состав кондитерских изделий — такой продукт уже не является халяльным. Поэтому Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ не выдает свое свидетельство пищевой продукции с любым содержанием алкоголя.
Советуем при покупке кондитерских или хлебобулочных изделий тщательно изучать их состав. Если среди ингредиентов указаны вино (десертное или столовое), ликер, ром или же спирт, такая продукция является харамом.
Алина Хакимзянова, Комитет по стандарту «Халяль» ЦРО ДУМ РТ
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Халяльные сладости. Что подходит для мусульман?
Уже давно прошло то время, когда на просторах нашей страны нельзя было даже намекнуть на свое вероисповедание. И на смену атеизму возвращаются накопленные тысячелетиями традиции, которые затрагивают все стороны жизни человека. Немаловажную роль в этих запретах играют законы, которые касаются употребления различных продуктов питания.
Среди них есть такие, которые категорически нельзя употреблять верующим. Но так ли страшны эти запреты и что под ними скрывается? Приоткроем завесу над самой распространенной религией — исламом.
Законы, прописанные в Коране, четко и строго регламентируют употребление всех продуктов питания. Согласно священной книге мусульман пища делится на два вида — харам, то есть запрещенные продукты, и халяль — чистая пища, угодная Богу. Часто к запрещенным относятся пищевые добавки или продукция, негативно сказывающаяся на состоянии здоровья человека.
Многие думают, что современные сладости и лакомства, которые продаются на полках наших магазинов, не соответствуют концепции «халяль». Это утверждение верно только отчасти — правоверным можно употреблять сладкие лакомства, но только обладающие определенным составом. Чтобы разобраться, какие конфеты и лакомства пригодны в пищу, приведем определение халяльных продуктов.
Халяль — чистая пища и в физическом, и в духовном плане. То есть к разрешенным продуктам относятся только те, ингредиенты которых получены естественным путем, не содержат химических добавок и вредных компонентов. С точки зрения религиозной концепции чистыми считают кушанья, приготовленные без использования:
— мяса хищных птиц и животных, в том числе свиньи;
— крови животных;
— животных жиров и желатина;
— алкоголя.
В список запрещенных также попадают продукты, которые произведены при нарушении санитарных норм, например, могли лежать в одной посуде или соприкасаться с запрещенными, а также мясо и мясные ингредиенты, полученные от животных, которые умерли естественным способом.
Анализируя перечисленные запреты, можно сказать, что халяльная пища вполне способна считаться синонимом полезных и натуральных продуктов и лакомств. На сегодняшний день многие производители кондитерских изделий задумались о внедрении в производство линий для выпуска халяльнойпродукции, как наиболее полезной и востребованной среди покупателей.
Польза сладостей под знаком «халяль»
Современные производители, которые поддерживают концепцию «халяль», это касается и компании «Конфаэль», понимают, что халяльные сладости — это не только дань религиозным традициям, но и качественная, а также полезная продукция. Ведь все ингредиенты, которые используются при приготовлении таких сладостей, проходят тщательную проверку на экологическую чистоту. То есть для производства выбирают только продукты из чистых регионов, которые не содержат нитратов, остаточного количества ксенобиотиков и других химических добавок. К тому же вся продукция под знаком «халяль» полностью гарантирует отсутствие консервантов, аллергенов, красителей, пальмового масла в своем составе.
Такие сладости по праву можно считать не только духовно и физически чистыми, но и полезными для здоровья при их употреблении лицами разных вероисповеданий.
Кому подойдут халяльные продукты?
Исходя из приведенных определений и списка запретов, покупатели сладостей могут подумать, что продукция «халяль» — это товары исключительно для мусульманской части потребителей. Это совсем не так! Хоть изначально концепция и носила исключительно религиозный характер, сейчас знак «халяль» указывает на экологически чистые продукты питания и сладости, которые не содержат искусственных или вредных ингредиентов. Такая пища полезна и подходит для всех покупателей.
Неудивительно, что многие магазины и производственные линии начали реализовывать халяльные сладости и лакомства. Такие товары пользуются повышенным спросом у населения разного вероисповедания, как гарантия качественной и здоровой пищи. В интернет-магазине компании «Конфаэль» также можно ознакомиться с ассортиментом продукции, которая произведена по всем канонам священного писания правоверных, а также соответствует строжайшим санитарным и экологическим стандартам. При этом она относиться к категории самых вкусных и полезных лакомств. Халяльные сладости отлично подходят для представителей разных возрастов, включая маленьких детей.
Источник
Наша пища — запретное и дозволенное в питании
«Если раб Аллаха проглотит один запретный кусок, Аллах не будет принимать его дела в течение сорока дней, а плоть любого раба, образовавшаяся, из того, что является запретным, более всего достойна огня!» (Ат-Табарани).
Когда человек только принимает Ислам или начинает соблюдать религию, у него, среди прочего, возникает вопрос — какие продукты можно употреблять в пищу, а какие нельзя, как их правильно выбирать. Известно, что в Исламе некоторые виды пищевых продуктов считаются запретными, поэтому мусульманин должен внимательно следить за тем, что он употребляет в пищу. Даже немусульмане знают, что мусульманам запретны свинина и алкоголь, однако, этим все не ограничивается, какие еще продукты запретны — иншаАллах, поговорим дальше.
*****
1. Какое мясо дозволено в пищу мусульманам?
Известно, что мусульманам нельзя употреблять в пищу свинину, но многие ошибочно полагают, что остальные виды мяса (баранину, говядину, курицу) и мясных продуктов, которые нам дозволены, мы можем покупать где и у кого угодно. На самом деле мусульманин может употреблять в пищу только мясо животных, забитых по правилам шариата (т.н. халяльное мясо). Мясо, которое продается в обычных магазинах и на рынках, этим требованиям не соответствует, поэтому его нам покупать нельзя. Нужно искать мясо с маркой «халяль» на упаковке — оно часто продается в больших супермаркетах — или покупать мясо в магазинах при мечетях (там всегда продается халяльное мясо). Эти же правила касаются изделий из мяса — колбас, сосисок. Их можно покупать только в том случае, если на упаковке стоит надпись «халяль».
Некоторые мусульмане ошибочно утверждают, что поскольку жители России — в основном христиане, мы можем покупать мясо в обычных магазинах, так как нам дозволена пища людей Писания (христиан и иудеев). Да, действительно, теоретически мясо животных, убитых христианами, употреблять в пищу дозволено, однако, способ забоя животных при этом должен быть таким же, какой предписан в Исламе. Современный забой животных, принятый в России и Европе, этим правилам не соответствует.
Также многие исламские ученые не считают т.н. кошерное мясо — забитое в соответствии с правилами иудейской религии, дозволенным, из-за того, что иудейский метод забоя не во всем соответствует шариату.
2. Как уже было сказано выше, мусульманам запретен алкоголь, причем, в любых количествах. Это означает, что мы не только не должны употреблять спиртные напитки, так сказать, в чистом виде, но нам запретны любые продукты, в состав которых входит алкоголь, даже в самых малых количествах. Есть правило: что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом. Это означает, что для мусульман запретны, к примеру, конфеты с ликером или торты с коньяком. Внимательно изучайте состав продуктов — особенно кондитерских изделий — перед покупкой, так как алкоголь чаще всего добавляют именно в сладости.
3. Также мусульманам запретен желатин (добавка Е441 в списке пищевых добавок)- желеобразующее вещество, которое изготавливают из костей и кожи животных. В России он чаще всего изготавливается из свинины (и в любом случае — из животных, забитых не по правилам шариата). Желатин добавляют в йогурты и сладкие творожки с фруктовыми наполнителями, кондитерские изделия (кремы, желе), мороженое, так что внимательно читайте упаковку. Существуют заменители желатина — растительные желеобразователи пектин и агар-агар, их употреблять в пищу дозволяется.
4. Запретен краситель кармин (он придает продуктам красный цвет), его изготавливают из насекомого кошениль (его номер Е120). Входит в состав вишневых или клубничных йогуртов, кефиров, творожков, мороженого, разных сладостей.
5. Нельзя употреблять в пищу добавку улучшитель L-цистеин (номер Е920), он изготавливается из перьев и шерсти животных и из волос человека. Может входить в состав хлебобулочных изделий.
6. Также лучше воздержаться от покупки продуктов, в состав которых входит глицерин (эмульгаторы моно- и диглицериды жирных кислот, Е471, Е422, Е472): мороженое, кондитерские изделия, сладкие молочные десерты, маргарин, поскольку глицерин может изготавливаться как из растительного, так и из животного сырья.
Полный список запретных и сомнительных Е-добавок можно посмотреть здесь.
*****
Мусульманам-шафиитам (Дагестан, Чечня) нельзя употреблять в пищу молочную сыворотку и сычужный фермент животного происхождения (сыр, творог, кондитерские изделия), если животное, из которого получен фермент, не было зарезано по Шариату. Нужно искать творог и сыр, изготовленные с применением сычужного фермента (вещество, сквашивающее молоко) микробиального происхождения.
Начинающим иногда кажется, что таким образом получается слишком много запретов, и почти ничего нельзя есть. На самом деле запрещенных продуктов немного, основная пища: хлеб, молоко, макароны, овощи, фрукты, рыба, мясо — все остается в меню. Главное, что нужно помнить — внимательно читать состав продуктов перед покупкой и приучаться к более здоровой пище.
***
Будьте внимательны к тому, что едите, поскольку Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) строго предупреждали нас от запретной пищи:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам.
Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (аль-Муминун 23: 51).
Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакара 2: 172).
Абу Хурайра сказал:
«А потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: «О Господь, о Господь!», — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!» (Муслим 1015).
Муслима (Аня) Кобулова
По материалам книги «Расскажи мне об Исламе»
11931
Источник
Что нельзя есть мусульманам?
- Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
- Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
- Исламская мораль в питании
- Запрещенные продукты питания в исламе
- Какое мясо едят мусульмане
- Традиция забоя животного
- Почему мусульмане не едят свинину?
- Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
- Ханафитский мазхаб
- Шафиитский мазхаб
- Маликитский мазхаб
- Ханбалитский мазхаб
Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.
Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
В центре пищевых предписаний мусульман находится понятие «дозволенности» продуктов питания: еда, которая не относится к перечню запрещенных Кораном и Сунной Пророка Мухаммада ﷺ продуктов питания, является дозволенной для мусульманина — «халяль» и может употребляться в пищу. К этой категории относится та пища, которая не запрещена в Священном Коране, не подпадает под категорию нежелательной с точки зрения мусульманских догматов, а также не является сомнительной пищей. Такие продукты, как яйца, выпечка, молочные продукты, а также пряности, мусульманин может есть в любое время, если это не период поста.
Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».
Макрух — это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.
Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
Перечислены случаи, когда мусульманину разрешается есть запретную пищу, и это не будет для него грехом: это возможно в обстоятельствах особой нужды, если мусульманину угрожает голод, смерть, жажда или болезнь, а также в тех случаях, если возможности кушать в пищу дозволенные продукты у мусульманина нет. Чтобы поддержать здоровье и жизнеспособность, верующий мусульманин может поесть немного еды, относящейся к разряду запретной или харам, но только пока у него не появится возможность есть дозволенные продукты.
Исламская мораль в питании
Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.
Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.
Запрещенные продукты питания в исламе
Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:
- свинина и никакие ее компоненты как отдельно, так и в виде пищевых добавок;
- мясо осла и мула;
- кровь птиц и животных — запрещено употреблять в пищу кровь животных, которая самопроизвольно вылилась, когда животному были перерезаны шейные артерии, но не является запретной та кровь, которая осталась в теле животного после того, как оно было убито с соблюдением всех мусульманских религиозных предписаний;
- мертвечина;
- мясо тех животных, которые умерли в результате нападения хищника, утопления, пожара или удара током;
- мясо, для получения которого животное было убито без соблюдения правил шариата;
- мясо жертвенного животного и то что осталось от ритуала жертвоприношения на языческих жертвенниках;
- мясо хищных птиц, таких, как коршун и сокол;
- мясо хищников: тигры, волки, львы;
- мясо собак и кошек;
- мясо жаб или змей, а также любых рептилий;
- к этому же списку относятся и спиртные напитки.
Какое мясо едят мусульмане
Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.
По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.
В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья — животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.
Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.
Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.
Традиция забоя животного
Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.
Почему мусульмане не едят свинину?
Запрет на употребление мусульманам в пищу свинины — на эту тему часто возникают вопросы о том, почему появился такой запрет и чем он объясняется. Версий, объясняющих этот запрет, много, но основной из них следует считать тот факт, что Священная Книга Коран дает прямой запрет на употребление свинины в пищу. Указывается ряд причин для такого запрета, главной из которых является страх навлечь на себя Божий гнев, поскольку словами Всевышнего в Священной Книге Коран прямо сказано несколько раз: «…свинья скверна и нечиста…», «…запрет на мертвечину и мясо свиней…».
Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую — более похожи лишь структура тела обезьяны.
Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм — свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.
Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.
Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина — жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое — дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
Ханафитский мазхаб сформулировал свои принципы питания мусульман, которые были изложены в классических трудах в области ханафитского фикха — «Раддуль-Мухтар», «Бадаис-Санаи» и «Аль-Фатавауль-Хиндия».
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов — в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади — это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.
Источник