Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих.

Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка.

Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
  • Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастахОбщение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития — используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми.

Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада.

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастахНеуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст — это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков.

Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами.

Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка.

Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются.

Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие.

Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастахВыбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастахБыть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.
Читайте также:  Как выйти из стресса: как помочь себе, способы выхода

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-povysit-samoocenku-rebenka

Как повысить самооценку ребенка

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного». – Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать. – Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо. – Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.

– Не умеют говорить «Нет».

– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке!Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Известно, что отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять.

Поэтому я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем.

За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами. В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает.

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?– Неряшливый.– А ещё какой?– Не знаю.– А если подумать ещё?– Невнимательный.– А ещё какой?– Упрямый, глупый.– А что тебе в себе нравится? Какой ты?

– Нормальный. Не знаю.

  • Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!
  • «Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастахЯ рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно. Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д. Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начинания.
  • Плачет, если у него что-то не получается;
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

На этом вебинаре я даю самые важные рекомендации на тему самооценки ребенка, о которых нужно знать каждому родителю.

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

  1. Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.
  2. Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.
  3. 1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

«Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

  • 3. Говорите ему слова благодарности:
  • «Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;
  • 4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:
  • «Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».
  • Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?
  • Но многие взрослые забывают об этом ((
  • Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:
  • — Осваивать новое, — Общаться со сверстниками;— Быть успешным в школе;— Защищать себя;— Отстаивать свои права и интересы;— Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
  • — Выбирать своё любимое дело по душе.
  • Если вы хотите помочь своему ребёнку формировать хорошую, адекватную самооценку, чтобы он верил в свои силы и не пасовал перед трудностями – посмотрите вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»
  • После вебинара вы будете знать:
  • – Как растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой; – Как научить не сдаваться перед трудностями;
  • – Как помочь ему верить в свои силы и способности;
  • – Как научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша; – Как смело браться за новое и извлекать уроки из ошибок, а не бояться их;
  • – Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете применять сразу после вебинара.

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

P.S. Пожалуйста, поделитесь в х – какие рекомендации из этой статьи стали вам полезны.

Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей

Источник: http://ipsyholog.ru/kak-povysit-samoocenku-rebenka/

Причины заниженной самооценки у детей, как ее повысить

Низкая самооценка у ребенка: как повысить в разных возрастах

Детские психические расстройства

27.11.2017

4.9 тыс.

3.3 тыс.

5 мин.

Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.

Заниженная самооценка у детей и подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности.

В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками.

Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности.

Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников.

Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых.

Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах.

Читайте также:  Как выйти из депрессии после измены мужа: последствия, советы

Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку.

Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе.

Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину.

Чаще всего подвержены заниженной самооценке дети и подростки, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они считают себя несовершенными и не воспринимают себя как полноценную личность, рассматривая свое существование как помеху для окружающих на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.

Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности.

Опасность ее заключается в том, что неуверенные в себе дети постоянно испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым постепенно отстраняясь от окружающих людей.

В итоге уже во взрослом возрасте человек ощущает свою эмоциональную и телесную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.

Окружающие неосознанно воспринимают человека по его самооценке. Соответственно, чем она ниже — тем хуже отношение.

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков.

Если это вовремя не пресечь и не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь.

В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку:

  1. 1. Исключить при общении необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки.
  2. 2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
  3. 3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще — это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
  4. 4. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
  5. 5. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
  6. 6. Оказывать поддержку и проявлять уважение.

Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/children/zanizhennaya-samoocenka.html

Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве. Лет до трёх-четырёх она не оформлена в конкретные мыслеформы, но уже ощущается малышом на уровне эмоций. Можно её увидеть и в поведении крохи, прежде всего в повышенной тревожности, сниженной познавательной активности.

К годам пяти признаки низкой самооценки мы можем не только видеть в поведении, но уже и слышать в некоторых фразах: «У меня опять ничего не получится!», «Меня все обижают!», «Они никто меня не любят!», И даже: «Я глупый, некрасивый», «Зачем меня родили!».

  • Проблем низкая самооценка создаёт немало:
  • — не даёт возможности обладателю (в независимости от возраста) чувствовать удовольствие от жизни;
  • — реализовывать на все 100% свои способности, а если говорить про ребёнка — то и развивать их до максимума;
  • — справляться с трудностями;
  • — строить гармоничные отношения с людьми (слишком обидчивы и ревнивы с одной стороны, не умеют выстраивать личные границы и потому часто зависают в деструктивных отношениях)
  • Откуда же берётся низкая самооценка у ребёнка?

В большинстве случаев именно родителю стоит задать себе вопрос: «Как я так воспитываю ребёнка, что у него сформировалась низкая самооценка?

Понятно, что на жизнь маленького человека влияет множество факторов, не зависящих от мам и пап, и всё равно вопрос правомерен.

Работая с семьями, я пришла вот к какому выводу. Если неуверенность в себе не временное явление, а уже сформировавшаяся черта личности, значит в семейном воспитании есть то, что не позволяет успешно компенсировать неблагоприятное воздействие, пришедшее извне.

Сразу предвосхищу возможные возражения, касающиеся перечисленных ниже пунктов: «У меня тоже такое обстоятельство в жизни было, а с самооценкой все нормально!» или «У моего сына…, а он уверен в себе!»

Может такое быть? Конечно! Ведь человек не одноклеточное существо, а сложный организм — венец природы! Личность формируется под влиянием множества обстоятельств. Одни, неблагоприятные, сглаживаются другими — благоприятными, а другие — наоборот накладываются друг на друга, усиливая негативное влияние.

Зная факторы, которые приводят к ненужному результату, мы можем их исключить из жизни сына или дочери и целенаправленно привносить в жизнь то, что будет компенсировать отрицательное воздействие уже случившегося и того, чего избежать невозможно.

Итак, начнём знакомство с обстоятельствами, которые могут привести к формированию у девчонок и мальчишек низкой самооценки и неуверенности в себе.

1. Патология родов, беременности, острые заболевания, сопровождаемые сильными болями в младенчестве или раннем детстве.

Встретившись с этими проблемами маленький человек может прийти к заключению, что «Мир плох и я не могу ничего изменить, я ни на что не способен». Если быть точнее, то не «человек решил», а его организм. Ведь малыш пока ещё не может осознано делать выводы. Это его организм «подумал» и записал вывод на языке ощущений, эмоций.

2. Неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве.

Например, ребёнок испытывал голод, холод, боль, нехватку телесного контакта, а чуть позже рос в атмосфере эмоционального отвержения: ему мало улыбались, с ним редко разговаривали, не приходили на помощь, слишком много ругали и стыдили или просто игнорировали. В такой обстановке у ребёнка закономерно формируется ощущение собственной малоценности, никчёмности и ненужности. В возрасте пяти лет сформировавшееся ощущение может перерасти в стойкое негативное убеждение.

3. Низкая самооценка у родителя, особенно у родителя того же пола. Если ребёнка воспитывает одинокая мама или одинокий папа, то пол их отпрыска не имеет значения.

Организм малыша запрограммирован на то, чтобы перенимать стратегии поведения и отношение к миру взрослого, который осуществляет заботу. У закомплексованного взрослого ребёнок учится не любить себя, не проявлять себя, не отстаивать свою позицию, не раскрывать свои способности, обижаться и грустить по разным поводам.

А ещё, неуверенные в себе мама и папа частот не могут дать ребёнку чувство защищённости и у крохи появляется и с годами закрепляется чувство повышенной тревоги и беспомощности.

4. Гиперопека со стороны родителей.

Окружив ребёнка чрезмерной заботой, а вместе с ней и контролем (иногда контроль маскируется под «заботу») мамы, бабушки, а иногда и папы лишают мальчиков и девочек возможности ощутить свою силу и компетентность. «Ты сам ничего не можешь!», «Ты все сделаешь не так!», «Ты ни на что не способен!» — вот такие родительские послания получает малыш, окружённый гиперопекой.

5. Завышенные требования и ожидания родителей.

«Я в твои годы уже, а ты…», «Ты нас опять подвёл!», «Другие дети уже…, а ты!» или просто укоризненный взгляд и вздох разочарования.

Такого ребёнка отдают в самую «элитную»гимназию, самый «сильный» класс без ориентировки на его особенности развития, интересы и склонности. Систематический неуспех неминуемо приводит к формированию комплексов и стратегии избегания неудач.

Причём, иногда в родительском сердце действительно живёт неудовлетворённость результатами ребёнка, а иногда мама или папа считают педагогически верным демонстрировать «недовольство», думая, что таким образом мотивируют ребёнка к самосовершенствованию. И иногда слишком поздно замечают, что сын или дочь уже на грани депрессии или невроза.

6. Гипоопека.

Такой стиль воспитания противоположен гиперопеке.

Ребёнок получает недостаточно родительской заботы, помощи, эмоциональной поддержки. Иногда в этом нет прямой вины родителя. Он может искренне любить своего сына или дочь, но не иметь возможности давать нужное количество внимания и заботы.

В такой ситуации может оказаться одинокая мама, вынужденная работать с утра до вечера, чтобы прокормить себя и ребёнка. Я сейчас не о тех мамах и папах, которые готовы жить на работе, чтобы обеспечить все растущие с каждым днём запросы, прежде всего свои собственные.

Иногда вопрос стоит действительно об обеспечении себя и ребёнка необходимым.

Даже если ребёнок «всё понимает», то всё равно чувствует себя одиноким, ненужным и нелюбимым.

Конечно, трудно дать объективную оценку своему стилю воспитания, для этого нужен взгляд со стороны.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a60a3ac77d0e6826c8504ec/5b002bf38c8be3dd3cd0fe76

Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой.

Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни.

Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Читайте также:  Боязнь уток: как называется и проявляется, лечение фобии

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы.

Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию.

Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам.

Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде.

Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением.

За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами.

Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2019/02/podnyat-samoocenku-u-rebenka-pomogut-8/

Ссылка на основную публикацию