Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки.

Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным).

Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций.

Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием.

Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента.

Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии.

  Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое.

В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов.

Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д.

Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия.

Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование.

Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере.

Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Читайте также:  Обонятельные галлюцинации: при поражении, причины какой болезни

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/disleksiya-u-vzroslyh.html

Дислексия у взрослых и способы её коррекции

Трудности с чтением чаще возникают у детей. Дислексия у взрослых встречается реже, но приносит гораздо больше неудобств. У таких людей возникают проблемы на работе и при письменном общении.

Эту патологию тяжело диагностировать. Проблемы с устной речью более заметны окружающим, поэтому с ними чаще приходят к логопеду. Особенности чтения и письма могут восприниматься как обычная безграмотность, из-за чего люди не обращаются за помощью.

Особенности заболевания

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.

Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.

Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.

Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.

План коррекции

Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:

  • увеличение зрительной памяти;
  • улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
  • формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
  • улучшение ориентации в пространстве.

Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:

  1. Человек выбирает слово и ищет его значение.
  2. Внимательно изучается транскрипция.
  3. Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
  4. Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
  5. Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
  6. Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
  7. Мысленно представить смысл пройденного слова.
  8. Вслух повторить определение изученного.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Если выполнение упражнения вызывает сложности на одном из этапов, его нужно продолжить выполнять до развития автоматизма. Затем можно переходить к изучению следующего слова. В результате не только расширится лексический запас, но и тренируется память и правописание.

Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:

  • «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
  • «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
  • «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.

Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.

Содержание логопедических занятий

Кроме пополнения лексической составляющей речи, лечение направлено на развитие понимания цветов, форм и размеров. Для этого используют набор различных геометрических фигур. Пациенту предлагается разбить их на группы по одинаковым признакам — форма, цвет, размер, и их комбинации. А затем то же самое проделать, разделяя их по тем же характеристикам.

Другой способ развития восприятия заключается в том, чтобы под геометрические фигуры подбирать похожие по форме предметы. Затем даётся задание на поиск вещей того же цвета. Это помогает не только научиться дифференцировать предметы по признакам, но и подключает воображение.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Следующее направление в занятиях заключается в формировании ощущения пространства и своего тела. Человек сначала усваивает соотношение сторон относительно себя, а затем переносит это на предметы. Поэтому упражнения первично строятся на просьбах определить положение предмета по правую и левую руку. А затем одной вещи или картинки относительно другой.

После отработки задания на предметах и картинках, можно переходить к буквам и цифрам. На листе бумаги проводят линию и просят написать определённый символ слева или справа от неё. В следующем упражнении нужно поставить точку, под ней крестик, а справа от неё кружок. Затем человеку предлагается назвать, как нарисованные фигуры расположены относительно друг друга.

Развивать также следует зрительный гнозис.

Это можно сделать несколькими способами:

  • перечислить, контуры каких предметов изображены на картинке, и назвать, какие из них перечёркнуты;
  • среди множества контуров определить те, что наложены один на другой.

После успешно пройденных заданий на предметы, стоит перейти на упражнения с буквами. В число наиболее простых и эффективных входят:

  • найти ошибки в словах, связанные с расположением букв;
  • вставить пропущенный символ;
  • обнаружить нужную букву среди других;
  • обвести контуры заданного символа;
  • сопоставить одинаковые строчные и прописные буквы;
  • озвучить или переписать перечёркнутые символы;
  • дифференцировать наложенные одна на другую буквы.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

За этапом работы с гнозисом следует тренировка зрительного анализатора на предмет различия и сходства между буквами. Для этого используют несколько приёмов:

  • поиск буквы среди похожих;
  • после быстрой демонстрации буквы нарисовать её по памяти;
  • составить из счётных палочек по рисунку фигуру или символ;
  • сложить букву из её частей;
  • дорисовать символ по памяти;
  • найти правильное изображение буквы между её реальным написанием и зеркальной проекцией;
  • сделать из одной буквы другую (из К в Ж, Л в А, Г в Б, З в В);
  • найти пары символам, состоящим из схожих частей (Р и Ь, П и Н, И и П, Г и Т);
  • определить буквы с минимальными различиями (Р и В, З и В, С и О).

Чтобы символы перестали смешиваться, каждому придумывают характеристику по схожести с предметом или животным, название которого начинается на этот же звук — У-уши, З-змей, П-перекладина, О-обруч и т. п. В некоторых случаях эффективно использование рельефных изображений. После того как упражнения отработаны на отдельных буквах, переходят к слогам, словам, фразам и предложениям.

Упражнения для развития чтения

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Человеку с дислексией нужно исправлять не только зрительное восприятие отдельных объектов, но и работать над навыком чтения. Для этого разработан комплекс упражнений:

  • Синхронное чтение — двое людей читают одновременно то вслух, то молча. Задача — начать вместе после тихого отрывка.
  • Опять 25 — засекается 60 с, за которые человек читает определённый отрывок текста и отмечает место, на котором закончил. Затем снова возвращается в начало и за тот же промежуток времени успевает изучить большее количество текста. Максимально упражнение повторяют трижды. Оно создаёт положительную мотивацию, так как довольно лёгкое в исполнении.
  • Стоп — поехали — это упражнение тоже относится к группе интервального чтения. Человек озвучивает текст, но по команде прекращает и поднимает взгляд от книги, держа паузу с закрытыми глазами. Затем снова опускает голову и продолжает чтение с момента, на котором прекратил. Задание выполняется не дольше 5-ти минут.
  • Спринтер — отрывок читать нужно быстро, но чётко. На это упражнение отводится полминуты.
  • Молния — начало в комфортном темпе и вслух, продолжение на максимальной скорости молча. Интервалы длятся от 20 секунд на начальном этапе до 2-х минут при достаточном владении упражнением.
  • Актёрское чтение — отрывок текста произносится вслух первый раз, затем второй с большим выражением, после чего человек не останавливается на знакомой части, а продолжает читать дальше. При этом темп и выразительность речи сохраняются на какое-то время и на неизвестном тексте.

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Выполнять упражнения можно под руководством логопеда или самостоятельно, попросив о помощи у близких для контроля. Но нужно понимать, что лечить дислексию стоит под контролем специалиста. Поэтому его стоит посещать минимум раз в 3 месяца для контроля состояния.

Дислексия встречается часто, и выявляется у людей разного возраста. Она может длительное время существовать скрыто, но при обнаружении доставит массу неудобств. Поэтому не стоит отказываться от коррекции, ведь это способно улучшить качество жизни и наладить рабочие отношения.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/disleksiya-u-vzroslyh/

Как лечить дислексию у детей и взрослых: причины, симптомы, коррекция и диагностика

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Читайте также:  Боязнь насекомых или инсектофобия: что это такое, проявления

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • ЧМТ;
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.

При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми.

Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Дислексия: что это, как проявляется, эффективные способы лечения

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/formy-i-prichiny-disleksii.html

Что такое дислексия и как она проявляется у детей и взрослых? Дислексия у взрослых: симптомы, причины возникновения, лечение

Для того чтобы осмысленно читать текст, человеческий мозг согласует между собой зрительное и слуховое восприятие, движение органов речи, данные памяти, понимание смыслов. В норме эти процессы происходят на большой скорости.

При дислексии согласование нарушено. Человек неспособен читать быстро и без ошибок, понимать смысл в процессе чтения, запоминать пройденное, закреплять закономерности.

У человека с таким расстройством по генетическим причинам менее развиты те части мозга, которые отвечают за процесс соотнесения написанного и звучащего слова, а также написанного слова и его смысла. Полушария мозга при данной патологии менее согласованы.

К расстройству чтения могут приводить повреждения мозга, например из-за кислородного голодания плода. Способствует ему и неблагоприятные факторы среды, в том числе слишком поспешное обучение чтению.

Дислексия у взрослых в той или иной степени сохраняется даже после коррекции.

Симптомы и признаки

Проявления заболевания разнятся в зависимости от формы расстройства.

Есть несколько общих симптомов, которые помогают обнаружить проблемы психики:

  • боль в голове при чтении;
  • усталость (особенно во время чтения);
  • проблемы с письмом;
  • рассеянность;
  • невнимательность;
  • чтение с поочередным закрыванием глаз;
  • нежелание обучаться;
  • потирание век;
  • приближение источника чтения к глазам.

Процесс чтения сопровождается следующими признаками:

  • пропуск букв и слов;
  • запинки в озвучивании текста;
  • несоответствие результатов чтения возрасту ребенка;
  • непонимание текста.

Иногда пациент испытывает трудности с координацией в пространстве, его движения могут неуклюжими или замедленными.

При подозрении на дислексию родители должны обеспечить своему малышу профессиональную помощь. Если он не получит поддержки, то может перестать учиться и поверит в свою бесполезность.

Программист из Америки создал сайт, который помогает понять, как видят текст люди с дислексией. Буквы на странице прыгают в разных направлениях, вызывая неприятное ощущение в голове.

Точно также видят символы больные, когда пытаются читать в интернете новости, почту или обычную книгу. Этот сайт дает глубже понять проблему людей с когнитивным расстройством, влияющим на чтение и письмо.

Диагностические методы

Диагностика дислексии включает в себя логопедическое обследование, во время которого врач, подвергает тщательному анализу уровень сформированности различных речевых процессов.

Помимо этого, необходимо тщательно изучить анамнез жизни пациента, для того, чтобы понять причины развития этого нарушения.

Говоря о том, что такое дислексия у детей, следует обратить внимание на то, что помочь понять природу заболевания может показатель успеваемости маленького пациента.

Помимо этого, особому тщательному анализу подвергается манера произношения различных звуков, фонематическое развитие и связанность речи.

Довольно часто, специалисты просят пациентов выполнить несколько заданий, включая переписывание текста, написание услышанной информации и самостоятельную письменную речь.

Также во время обследования проводится оценка темпа и правильности произношения слов и осознание прочитанного.

Одна из главных составляющих диагностики данного заболевания – выявление степени функциональности синтеза и анализа, зрительного гнозиса, а также оптико-пространственных ориентиров. Помимо этого, диагностика данного заболевания включает в себя проведение ЭЭГ и ЭхоЭГ, посещение офтальмолога и невролога.

Читайте также:  Стадии стресса: особенности, длительность, лечение

Классификация дислексии

Виды дислексии связаны со строением человеческой речи.

У слова есть элементы и функции, и умение пользоваться ими составляет языковой навык:

  • звукам слова и их сочетаниям (слогам) соответствует умение различать на слух эти элементы и повторять их точно так же своими органами речи;
  • письменным знакам звуков (буквам) соответствует умение соотносить видимые буквы со слышимыми звуками, превращать графемы в фонемы (читать) и наоборот (писать);
  • смыслу слов, указывающих на объекты мира, их действия и состояния, в уме соответствуют образы;
  • соединению слогов и слов (грамматике и синтаксису) соответствует умение сочетать их согласно взаимосвязям в предложениях и понимание функций соединительных элементов (приставок, окончаний).

Нарушениям процессов чтения букв, слогов и слов соответствуют разные типы расстройства.

Фонематическая

Трудность с превращением видимых букв в говоримые звуки — это фонематическая дислексия.

Фонемы — это звуковые элементы языка. При обучении ребенок осваивает их распознавание на слух и умение точно воспроизводить их с помощью органов речи. На письме фонемам соответствуют графемы, т. е. написанные знаки, поэтому дислексия нередко сопровождается дисграфией.

Умение читать включает в себя способность быстро, четко и правильно произносить фонемы в соответствии с графемами (звуки в соответствии с видимыми буквами).

Здоровому взрослому человеку знаком опыт естественной временной фонематической дислексии, которая возникает при изучении незнакомого языка. Поначалу чуждые звуки не различаются на слух. Например, итальянцы при изучении русского языка не воспринимают на слух разницу между «щ» и «ч». Но даже при различении на слух человек не всегда может произнести нужный звук.

При расстройстве чтения ребенку этот навык дается с трудом или не дается уже в родном языке.

Семантическая

Трудность с восприятием смысла слова при чтении — это семантическая форма расстройства. При семантической дислексии человек не понимает смысл прочитанного. Этот тип дислексии проявляется как употребление человеком не подходящих по смыслу слов и медленное пополнение словарного запаса.

Аграмматическая

Проблема с сочетанием элементов слова характеризует аграмматическую форму расстройства.

При этом типе дислексии человеку трудно дается усвоение, обобщение и запоминание связей между членами предложения, правильное образование словосочетаний и частиц.

Аграмматизмы («красивые девочка», «едет в лошади») проявляются как в устной, так и письменной речи. В естественной форме они также знакомы взрослому человеку по изучению иностранного языка и речи иностранца. Они выглядят как неуместное использование предлогов и окончаний, путаница с числами и падежами, порядком слов в предложении.

Как лечится и корректируется дислексия

Самым популярным вариантом коррекции дислексии у взрослых считаются занятия с логопедом. В зависимости от присутствующей формы дислексии у человека, будут отличаться и занятия.

Также используется терапия медикаментозного типа, которая заключается в приеме витаминов из группы В, омега-3 жирных кислот. Если вместе с признаками дислексии у взрослых присутствуют еще какие-то заболевания, то назначаются более серьезные медикаменты.

Иногда для лечения могут использовать иппотерапию или дельфинотерапию.

Специалистами было доказано, что когда человек общается с этими животными, у него заметно поднимается настроение, он становится более спокойным и оптимистичным.

Также отличным вариантом станет дыхательная или же двигательная гимнастика. Врачи рекомендуют посещать занятия по плаванию или гимнастике. Хорошо сказываются регулярные курсы массажа.

Важную роль в лечении дисграфии и дислексии у взрослых играет социальная адаптация. С помощью современных гаджетов можно запомнить нужную информацию и при необходимости проверить правильность написанного текста.

Если вы задумались о том, как исправить дислексию у взрослых, то вы должны знать о невероятно эффективной методике, разработанной Рональдом Дейвисом. Он предлагает в некоторой степени «перезапустить» мозг и посмотреть на мир другими глазами, начать заполнять пробелы в памяти, чтобы избавиться от рассеянности или дезориентации.

Как классифицируется болезнь

Данное заболевание подразделяется на две категории: вербальную и литературную дислексию.

Вербальная дислексия проявляется в виде нарушений навыков чтения, а литературная форма заболевания связана с проблемами усвоения отдельных букв.

Разбирая вопросы о том, как проявляется дислексия, что это такое, виды и признаки, следует уделить особое внимание различным формам проявления этой болезни и характерным симптомам:

  1. Тактильная – результат нарушения тактильной формы восприятия у людей со слабым зрением.
  2. Мнестическая – является следствием дисфункции речевой памяти и характеризуется трудностями в сопоставлении звуков и букв.
  3. Оптическая – дисфункция, связанная с недоразвитостью зрительно-пространственных навыков.
  4. Аграмматическая – нарушения в развитии грамматического речевого строя, функциональных и морфологических обобщений.
  5. Фонематическая – проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом.
  6. Семантическая дислексия – это совокупность проблем со слоговым синтезом и словарным запасом. Данная патология характеризуется проблемами с восприятием синтаксической связи в различных предложениях.

Специалисты связывают фонематическую, сематическую и аграмматическую формы заболевания с нарушениями речевых функций. Остальные формы рассматриваемой патологии являются нарушениями психических функций.

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу

Как диагностируется дислексия

Прежде чем разобраться, как лечить дислексию у взрослых, нужно диагностировать это нарушение. В первую очередь стоит обратиться к логопеду. Он проведет диагностику, которая включает распознавание букв, звуков, может ли человек различать графически похожие знаки. После этого уже можно будет поставить диагноз или же, наоборот, опровергнуть его.

Тест

Если у вас есть подозрение, что вы или ваш ребенок страдаете этим заболеванием, попробуйте ответить на вопросы приведенного ниже теста. Если большинство ответов – положительные – это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

  Укрыться в сумраке: боязнь света и солнца

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика дислексии

Для постановки диагноза необходимо, чтобы нарушения наблюдались с детства и возникали на фоне нормального интеллектуального развития в других областях.

Расстройство обнаруживается не раньше, чем начинается обучение чтению. При этом возникают признаки дислексии:

  1. Ребенок не запоминает буквы, отстает в освоении азбуки.
  2. Чтение долго ограничивается произношением букв по очереди, проблемами с переходом на чтение по слогам.
  3. При произнесении звуков и слогов ребенок путает их, так что возникают повторяющиеся ошибки, неточности, замены одного другим.
  4. Ребенок ставит слова в предложении в неподходящие формы (неточно подставляет окончания, приставки) и не поправляет себя.

В паре с расстройством нередко идут другие особенности личности. Чаще всего диагностируются синдром дефицита внимания и гиперактивности, когда ребенок не может усидеть на месте и удерживать внимание на одном занятии, и эмоциональная нестабильность, при которой ребенок страдает немотивированными перепадами настроения.

Причины развития патологии

При исследованиях у дислексиков выявляется меньшая активность задней части левой височной извилины. У них проявляются видимые отклонения от нормальных показателей в структуре ткани головного мозга, обнаруживаются менее плотные участки. Распространенность заболевания составляет почти 5% среди детей, причем у мальчиков оно наблюдается почти в 4 раза чаще.

Европейские и американские специалисты сходятся во мнении, что главной причиной дислексии является наследственная предрасположенность к способности читать и писать. Они уверены, что такая особенность характерна для людей с правополушарным типом развития и мышления. Многие российские врачи считают, что причинами психического нарушения являются другие факторы:

  • порок сердца у матери или врожденный порок сердца у плода;
  • неправильное прикрепление плодного яйца во время беременности, что провоцирует гипоксию;
  • продолжительные роды и асфиксия плода (обвитие шеи пуповиной);
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • желтуха новорожденных.

Нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы могут быть вызваны сильной алкогольной интоксикацией при беременности или отравлением медикаментами будущей матери. Кроме того, дислексия проявляется после механических вмешательств в процесс родов (использование плодоизвлекающих средств).

Врачи рекомендуют крайне внимательно и осторожно относиться к своему здоровью беременным женщинам. Опасными последствиями могут обернуться такие заболевания, как:

  • корь;
  • краснуха;
  • герпес;
  • ветряная оспа;
  • грипп.

Инфекционные поражения организма затрагивают головной мозг не только будущей матери, но и развивающегося плода. Впоследствии такие нарушения трудно поддаются лечению.

Проблемы с созреванием, развитием и функционированием структур и полушарий головного мозга могут возникнуть и в постнатальном периоде.

У ребенка развивается дислексия после получения черепно-мозговой травмы, детских инфекционных болезней (полиомиелита, кори, ветряной оспы), а также перенесенной нейроинфекции.

Практически в 98% случаев проблема встречается, если у малышей диагностированы ДЦП, умственная отсталость, серьезное речевое нарушение.

Специалисты выделяют и социальные факторы, которые выступают причинами дислексии. К ним относятся недостаток живого общения, неблагоприятное окружение, слишком активный режим обучения, а также слабое развитие устной речи.

Виды и формы

Различают два вида и шесть форм дислексии. Виды:

Источник: https://bolezn.info/psihologiya-i-psihiatriya/chto-takoe-disleksiya-i-kak-ona-proyavlyaetsya-u-detej-i-vzroslyh-disleksiya-u-vzroslyh-simptomy-prichiny-vozniknoveniya-lechenie.html

Ссылка на основную публикацию