Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

На лекциях по санпросвету врачи утверждают: многие болезни «молодеют». В их перечне депрессия и другие психические недуги, а также простатит, сердечные, нервные – инфаркты, инсульты, легочные. Многие в своей молодости не обращали внимания на эти высказывания. А зря. Свидетельство справедливости медиков – детская депрессия.

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Какой «возраст» детской психики?

О детской депрессии заговорили менее двух десятков лет назад. Только тогда возникло это медицинское наименование. До этого и родители, и педиатры нынешние ее проявления относили к малолетним капризам, баловству и болезням типа легких недомоганий. Ответим ниже: в каком возрасте депрессия у детей?

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Ошибочно говорить уже и о том, что депрессия – это свойство психики только подросткового возраста. Подтверждено, что заболевание проявляется в разном детском возрасте, включая и младенчество. И в каждом есть свой особенный оттенок психического расстройства.

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Симптомы стрессов

При этом симптомы депрессии даже у благополучных взрослых людей и детей кардинально отличаются. У первых стабильное чувство тоски или бессонницы, непонятные боли и потерю интереса к жизни лечат с помощью специфических стереотипных взглядов и реакций, в том числе и гипнозом.

Но детей гипнозом не лечат. Потому что печаль или раздражения малыша не всегда считаются факторами возникновения депрессивного состояния.

Причем трудно определить точку отсчета резких психоэмоций и когда может начаться депрессия. Ведь это естественные психоэмоциональные изменения в период роста организма. Но если они становятся стабильными и разрушают еще не устоявшуюся социальную позицию ребенка, то это – депрессия.

Среди распространенных симптомов депрессии у детей выделяют:

  • фобии, чувство беспомощности;
  • немотивированные изменения настроения;
  • проблемы со сном (ребенку постоянно хочется спать или, наоборот, ему трудно уснуть, его мучают кошмары);
  • плохой аппетит;
  • постоянная усталость;
  • мысли о смерти, самоубийстве.

Школьный негатив, конфликты с находящимися рядом… Доходит и до спиртных напитков, курения, а в наши дни – наркотиков. Затяжная форма депрессии может вызывать галлюцинации. При этом необходимо обследоваться у психиатров и всем членам семьи ребенка.

Депрессивными бывают дети, лишенные родителей, помещенные в интернаты, дома ребенка. Негатив накапливается, дети постоянно плачут. Типичны и соматические симптомы: головная, зубная и боль в животе, которые не лечатся медикаментами. Тошнота и ознобы, паника и невротика…

Истоки депрессии у детей

Врачи-педиатры, детские психотерапевты не могут назвать точные источники возникновения, другими словами, причины депрессии у детей. Называется только ряд факторов, приближающих специалистов медицины к пониманию природы младенческой депрессии. Это предрасположенность семейная, физиологическое и особенно – психосоциальное состояние в семье.

Тогда что делать, если у ребенка депрессия? Избавьте его, в первую очередь, от скандалов в семье, разводов, особенно наличия рядом алкоголиков, наркоманов.

Все это и вызывает стрессы у не сформировавшихся психологически детей. Они потянут за собой весь шлейф школьного негатива – в младших классах непослушание учителей, а позже и ссоры с ними, а также с одноклассниками.

Причины депрессивных стрессов всегда комплексные. Виды и формы детской депрессии: эндогенные и экзогенные. Другими словами, это внешние факторы, конкретные ситуации и наследственность, сезонные настроения.

Проблемы со здоровьем, биохимические переходы организма, физическое насилие. Есть и погодные депрессии, выражающиеся в чувствительности организма к метеоизменениям.

  • Частые причины – неумелое назначение лекарств (по противопоказаниям) или просто стероидов, анальгетиков, содержащих психотропные вещества, а также самолечение родителями детей.

Диагностирование депрессии у детей

Внимательно сопоставьте указанную выше симптоматику с состоянием ваших детей. С малейшим подозрением на депрессию понаблюдайте за его поведением, чаще открывайте дневник, обращайте внимание на замечания педагогов школы. Это подведет вас к решению проблемы: как выявить депрессию у ребенка?

Если чувствуете необходимость, сами сходите на встречу с классным руководителем. Будьте помягче в отношениях с сыном или дочерью, проверьте, как они реагируют на такое ваше поведение. Возможно, они откроются вам с проблемами, поговорите по душам как никогда ранее.

Разберитесь в их чувстве некоей вины, если она надумана ими, помогите тактично избавиться. Если в течение трех недель состояние ребенка не улучшается, стоит обратиться к детскому психиатру. Это болезненный вопрос: так сложилось, что слово «психиатрия», кроме названия комплекса недугов, имеет в обществе еще и нарицательное значение из своего прошлого.

Младшие дети еще не понимают этого, а взрослые задумаются и не поведут, усугубив состояние детей. Лучше, когда есть возможность начать с посещения психотерапевта, желательно детского.

Психотерапевт – также врач, но лечит психологическим воздействием – беседа, установление внутренних конфликтов. Не поможет, тогда к психиатру, на медикаментозное лечение. Только он, на основании осмотра, психологических тестов, лабораторных данных, выставит профессиональный диагноз и назначит точное лечение.

Часто родители таких детей водят их к еще одному специалисту с греческой приставкой (пси) – психологу. Они не врачи, и никакого отношения к психиатрии и терапии с педиатрией не имеют. Просто не тратьте на них деньги.

  1. Ни в коем случае не впадайте в крайности: самолечение, изоляция ребенка от сверстников и запрет ходить в школу.

Фото депрессии у детей

  • Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://detkiportal.ru/depressiya-u-detej/

Депрессия у детей: как вырвать ребёнка из тисков постоянного стресса и переживаний

Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара.

Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе.

Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.

В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.

Причины

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.

Семейные проблемы:

  • развод родителей;
  • постоянные ссоры, скандалы, драки;
  • непонимание, отсутствие поддержки;
  • недостаток внимания, любви, заботы;
  • авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
  • давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
  • появление второго ребёнка — детская ревность;
  • смерть кого-нибудь из семьи.

Трудности в школе:

  • неспособность освоить школьный материал;
  • чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
  • синдром отличника;
  • неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
  • ситуации несправедливости;
  • школьная дезадаптация;
  • переход в новую школу.

Межличностные конфликты:

  • буллинг;
  • конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
  • отсутствие друзей, одиночество;
  • несчастная любовь;
  • предательство близкого человека;
  • сложности в заведении новых знакомств;
  • социальная дезадаптация.

Внутреннее состояние:

  • низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • слишком болезненная реакция на всё происходящее;
  • постоянное чувство вины за какой-то поступок;
  • склонность к суициду;
  • панические атаки, ночные кошмары;
  • аутизм.

Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.

Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает.

Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность.

Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков.

Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать.

Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…

Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.

Симптомы

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.

Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.

Со стороны психики:

  • закрывается у себя в комнате;
  • ни с кем не хочет общаться;
  • большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
  • не ходит гулять;
  • хуже учится, чем раньше;
  • отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
  • плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
  • становится неряшливым;
  • не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).

У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.

Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.

Со стороны физиологии:

  • потеря аппетита;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • похудение;
  • гипотония;
  • заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
  • жалобы на боли в области сердца.

В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое.

Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу.

Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.

Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.

Читайте также:  Осенняя депрессия: факторы появления, профилактика, лечение

Классификация

Проблема

Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.

Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует.

Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).

Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.

Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.

Классификации

Простые и сложные

Простые:

  • меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
  • тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
  • адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
  • апатическая — отсутствие стремления к деятельности.

Сложные:

  • сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
  • депрессия с бредом и галлюцинациями.
  • Эндогенные и экзогенные
  • Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).
  • Экзогенные — следствие внешних факторов.
  • По степени проявления
  • Лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая.

По МКБ-10

Общая классификация:

  • депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
  • рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
  • биполярная — резкая смена настроений;
  • циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
  • дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.

Классификация сугубо детских депрессий:

  • тревожное расстройство, вызванное разлукой;
  • фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
  • социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
  • расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
  • другие эмоциональные расстройства;
  • неуточнённые эмоциональные расстройства.

При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.

Возрастные особенности

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

У детей дошкольного возраста

Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.

Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.

У детей школьного возраста

Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.

Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).

Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.

Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее.

Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства.

Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.

Диагностика

При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:

  • педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
  • узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
  • невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
  • клинический психолог или психотерапевт.

В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:

  • методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
  • тест фрустрации Розенцвейга;
  • опросник Бека;
  • тест Зунга;
  • диагностические критерии Смулевича;
  • цветовой тест Люшера;
  • CDI — шкала (опросник) Ковач.

Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.

Лечение

Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.

Медикаментозное лечение

При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:

  • Адаптол;
  • Тенотен;
  • Флуоксетин;
  • Сертралин;
  • Пароксетин;
  • Флувоксамин;
  • Глицин;
  • Деприм (с 12 лет);
  • Ново-пассит (с 12 лет).

При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).

Психотерапия

Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:

Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.

В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).

Рекомендации родителям

Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?

  1. Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
  2. Чаще разговаривать по душам.
  3. Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
  4. Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
  5. Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
  6. Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
  7. Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
  8. Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
  9. Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
  10. Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.

Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу.

Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением.

Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.

Источник: https://ponervam.ru/depressiya-u-detej.html

Депрессия у детей

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.

Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.

Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Депрессия у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.

Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.

Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.

Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.

По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.

В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.

Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».

Читайте также:  Апатия: причины, методы лечения, профилактика

В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.

Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.

Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.

Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.

Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.

До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).

В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.

Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.

Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.

Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/depression

Депрессии у детей

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях.

Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния.

Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия.

Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе.

Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла.

При тяжелой форме депрессии могут появляться галлюцинации, иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные.

На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей.

С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

  • Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.
  • Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.
  • Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии, связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения.

Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно.

Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность.

Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе.

На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное.

Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечениеЕсли у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу.

Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния.

Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии, при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение.

К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия, направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии, сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия, в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии. К медикаментозным препаратам относится флуоксетин — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Читайте также:  Что делать если у тебя низкая самооценка: женщине, мужчине

Реже применяются нетипичные антидепрессанты (бупропион) и трициклические антидепрессанты (амитриптилин, дезипрамин), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация.

Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон.

Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Доктора

Лекарства

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией, где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе.

Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон.

Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблемы.

Диета, питание при депрессии у детей

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Диета при депрессии

  • Эффективность: лечебный эффект через 1-3 месяца
  • Сроки: нет данных
  • Стоимость продуктов: 1700-1800 руб. в неделю

Список источников

  • Н.М. Иовчук, А.А. Северный. Депрессии у детей и подростков. Москва, Школа-Пресс, 1999;
  • Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003;
  • Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. — М.: Изд-во Медпрактика, 2000.

Источник: https://medside.ru/depressii-u-detey

Депрессия у ребенка

Депрессия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечениеДепрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь.

Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными.

Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей.

Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни.

В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

  • — частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;
  • — проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;
  • — достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.

), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов.

К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время.

Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты.

Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы.

У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания.

Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу.

Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы.

Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге.

Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

  1. Итак, симптомы депрессии включают:
  2. — сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;
  3. — потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;
  4. — прибавление или уменьшение массы тела ребенка;
  5. — нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);
  6. — психомоторное торможение или возбуждение;
  7. — длительную потерю аппетита;
  8. — состояние бессилия, ежедневная усталость;
  9. — чувство стыда, озабоченности, вины;
  10. — снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);
  11. — мысли о суициде;
  12. — перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций.

У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий.

У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

  • Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:
  • — в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

Источник: https://psihomed.com/depressiya-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию