После причастия рыбу можно кушать
Содержание статьи
Что можно есть в день после Причастия
Фото сети
Причастие — одно из главных Таинств, совершаемых в церкви. Причастию предшествует тщательная подготовка христианина и конечно же предварительная исповедь. Но зачастую у верующих возникает множество практических вопросов, как же правильно вести себя после принятия Причастия. К частности, что можно есть в этот день. Нужен ли специальный пост или скоромные продукты? Обо всем этом поговорим в данной статье.
Зачастую такой вопрос возникает по причине того, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия Святых Таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста.
Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.
Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4-5).
Фото сети
Зачастую можно услышать мнение, что в день после Причастия нельзя есть рыбу, якобы те косточки которые извлекаются изо рта оскверняют принятие Святынь. На самом деле, православные священники нам говорят об обратном. Прямого запрета на вкушение рыбы после Таинства нет.
Важно! Доводить до абсурда свое поведение не следует. После вкушения Святых Даров можно есть фрукты с косточками и рыбу, просто нельзя плеваться. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, само действие лишает вас благодати. А если вы на ужин скушаете рыбу, никакой благодати не лишитесь. Но для успокоения души можно просто собрать косточки от рыбы и сжечь.
Чтобы не опасаться случайно сплюнуть частички Святых Даров, нужно хорошо прополоскать рот «запивкой», а потом ее проглотить. «Запивка» специально дается верующим, чтобы все частички причастия проникли вовнутрь и не остались в полости рта. Также священники рекомендуют проглотить Святые Дары целиком, не разжевывая: это убережет от потери божьей благодати. Это же правило относится и к чистке зубов вечером. Если его выполнить, бояться выплюнуть или вычистить частички не нужно. Однако тем, кто опасается растерять Дары, лучше не чистить зубы в день причащения.
Кроме того, зачастую Отцы церкви рекомендуют придерживать легкой (скоромной) пищи в день совершения причащения. Категорически запрещено посещать вечеринки с обильным застольем, тем более, принимать спиртное. Это не способствует благочестию, зато можно легко растерять божественную благодать.
Храни Всех Господь!
Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки 🙂 .
Источник
правила подготовки к обряду, соблюдение поста и разрешенные продукты
Каждое церковное мероприятие требует соблюдения определенных правил. Истинный христианин должен совершать покаяние и причастие, которое помогает человеку очиститься от грехов и начать жизнь с чистой душой и помыслами. Только как подготовиться к таинству (пост перед причастием), знают не все прихожане, особенно новички.
В чем смысл воздержания перед причастием
Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:
- Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
- Отказ от интимной близости.
- Чтение молитв.
- Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.
Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.
Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.
Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.
Виды постов и их особенности
Какой соблюдать пост перед причастием, зависит от времени, в которое христианин готовится к таинству и как часто посещает церковь и исповедуется перед духовником.
В церковных правилах существуют следующие виды поста:
- Пост может быть строгим, когда недопустимо есть продукты животного происхождения и даже рыбу. Исключение для лиц, с патологиями в желудочно-кишечном тракте, с сахарным диабетом, беременные, кормящие, дети и другие прихожане с рекомендациями от врача по питанию. Если человек собрался на причастие, когда по церковному календарю соблюдают рождественский или пасхальный пост, то все дни говенья нужно исключить запрещенные на посту продукты.
- Во время обычного поста есть дни, когда при говенье перед причастием в рацион разрешается включать рыбу. Но в остальном правила поста едины.
- Пост, во время которого нельзя есть не только рыбу, мясо, молочные изделия, яйца, но и растительное масло. Называется такой пост «елей».
- Сухоядение — это вид поста, когда запрещена любая еда до захода солнца, а потом можно есть только постные продукты.
Чтобы соблюсти правила подготовки перед причастием и понять, какой пост следует держать мирянину, нужно обратиться за помощью к служителям церкви, — они разъяснят, учитывая особенности времени, выбранного для исповеди и причастия.
Правила поста перед причастием
Посту перед причастием нужно следовать по всей строгости, с учетом времени и возможного поста по православному календарю. Помимо поста в еде, верующему перед причастием нужно привести в порядок мысли и обдумать свои поступки.
- Ограничить просмотр развлекательных программ в телевизоре, компьютере, посещение мероприятий.
- Можно в свободное от домашних дел и работы время посвятить чтению церковной литературы для личностного просвещения.
- Исключить ссоры, обиды в отношениях с окружающими людьми. Пересмотреть свои поступки и по возможности сделать доброе дело.
- Отказаться на период поста перед причастием от интимной близости с партнером.
- На третий день поста, за день перед причастием, прочитать обязательные каноны: покаянный ко Христу, молебны к Пресвятой Богородице, ангелу хранителю. Каноны можно читать в удобное время в течение дня перед причастием. В день причастия с утра нужно прочитать молитву ко причастию. Все молитвы и каноны можно найти в молитвослове для православных или купить отдельную литературу по подготовке к причастию.
- Пост, или говенье, верующий должен держать до окончания утренней литургии и свершения причастия. Церковный день начинается не с утра, а с вечера предыдущего дня. Поэтому прихожанину, собравшемуся на причастие и выдержавшему трехдневный пост, нужно полностью отказаться от еды и напитков с вечера, накануне причастия.
- Посетить вечернюю службу перед днем, в который намечено таинство. Если выбрано воскресенье, то быть в храме на вечерней литургии в субботу.
- До момента вкушения даров Бога, нужно очиститься от грехов с помощью исповеди, рассказав батюшке о том, что на душе.
Только после чистосердечной исповеди и отсутствия обид, таинство причастия будет иметь ту силу и значение, которое проповедуется православной религией. Если после трехдневного поста остались сомнения и незавершенные дела, лучше отложить обряд и продлить свое смирение и достичь душевного спокойствия, чтобы не совершить других грехов.
Сколько длится пост
Существуют разные требования к количеству дней поста, который нужно соблюдать верующему перед причастием:
- Длительный пост в течение недели — это лучший вариант говенья и смирения для христиан, посещающих редко церковь и не соблюдающих все каноны. За 7 дней у человека есть время обдумать свои поступки, усмирить гордыню, простить обидчиков и попросить прощение у близких и знакомых. Получив земное прощение, будут прощены Господом. До недавнего времени был обязательным для всех верующих, желающих причаститься.
- Трехдневный пост — это основной вариант подготовки к причастию для православного человека. Новичку и тем, кто имеет проблемы со здоровьем, можно не держать строгий пост в еде, но в остальном требования не меняются.
- Посты по средам и пятницам для лиц, посещающих храм еженедельно на воскресную службу.
Не нужно соблюдать пост перед причастием верующим, занимающимся военной службой или туризмом, потому что едят эти люди лишь то, что доступно и будучи в таком положении относительно пищи, им следует соблюдать духовный пост.
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием
Христианину, соблюдающему посты по церковному календарю систематически, не составит труда выдержать говенье в течение трех дней. Но для новичка отказ от повседневной пищи бывает трудным поначалу. Исключая из рациона мясо и продукты животного происхождения, у прихожан новичков возникает мирской вопрос, можно ли есть рыбу в эти три дня? Разве морепродукты и рыба относятся к списку запрещенных? Однозначно ответить можно ли рыбу в пост перед причастием или нет невозможно.
Все зависит от периода, в который предполагается исповедь и причастие. Есть рыбу можно в те дни, когда она разрешена в употребление при обычном посту. Но в дни строгого поста даже рыба для верующих под запретом.
Рыба разрешена беременным, кормящим, детям, чтобы не лишать их в момент подготовки к обряду полноценного питания и не навредить здоровью. Для остальных православных, сомневающихся в том, можно ли есть рыбу при говенье, лучше отказаться от нее на три дня, учитывая, что срок небольшой. Любые сомнения разрешат священники церкви, если прихожанин задаст интересующие вопросы, чтобы не были допущены ошибки в пост перед причащением из-за отсутствия информации.
Список разрешенных продуктов
Корзину для трапезы во время трехдневного поста нельзя назвать скудной. Ассортимент разнообразный и содержит в себе комплекс полезных витаминов и минералов, если составить меню правильно, а не есть однообразные блюда:
- крупы;
- макаронные изделия без яиц, из муки и воды;
- фрукты;
- овощи, зелень;
- ягоды;
- орехи;
- грибы;
- растительное масло;
- постный хлеб;
- чай, черный кофе, отвары, компоты.
Не запрещаются специи, пряные травы и натуральные соусы без добавления животных жиров. Если подойти к составлению меню с фантазией, то пост не покажется мучением, но тело будет подготовлено к очищению и искуплению грехов.
В заключение
К причастию нужно относиться серьезно и совершать обряд не потому, что так принято делать, а лишь с готовностью выполнить церковные правила подготовки как истинный христианин. Только при полном понимании смысла божественных даров можно открыть свою душу для вхождения в нее веры и благодати Христа.
Источник
Что после Причастия нельзя, можно и нужно | Православиум
Основа основ — Таинство Причастия
Причастие — главное Таинство Православной Церкви и стержень жизни каждого христианина. Это — основа веры человека, фундамент его духовного роста. При осмыслении величия и важности данного Таинства у православного человека нередко возникают вопросы. Например, «что после Причастия нельзя?», «что делать после Причастия можно?» и т. д. Чтобы ответить на них, рассмотрим, в чем состоит значение и суть Причастия.
«Эта Трапеза есть двигатель нашей души, сила, связующая наш разум, основание дерзновения, надежда, спасение, свет, жизнь» (святитель Иоанн Златоуст).

Причастие — главное Таинство
Христос говорил:
«Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).
Апогеем непонятных на тот момент Апостолам слов стала так называемая Тайная вечеря.
В преддверии еврейской Пасхи Иисус уже знал, что «приблизился час» Его крестных страданий. Он в последний раз собрал Своих учеников в Сионской горнице. Здесь по ветхозаветной традиции Он совершил пасхальный ужин, посвящённый памяти исхода еврейского народа из Египта.
Ежегодно все иудеи отмечали этот праздник избавления от египетского порабощения. Иисус Христос, готовясь Своей крестной смертью принести освобождение от рабства греха, наделяет Пасху новым смыслом.
Взяв хлеб, Он преломил его и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем подал ученикам чашу с вином со словами:
«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28).
Так в Сионской горнице два тысячелетия назад было совершено первое Причастие. Претворив вино и хлеб в Своё Божественное Тело и Кровь, Христос заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).
С того момента Таинство Причастия занимает центральное место в мировоззрении христиан. Протоиерей Григорий Дьяченко называет Его «средоточием тайнодействия христианской Церкви».
«О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения. Тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности» (патриарх Геннадий Схоларий (ок.1400 г.).
Каждая Литургия, на которой и совершается Причастие, является напоминанием о жертве Христа за грехи всего человечества. Он добровольно отдал Своё Пречистое Тело и Кровь,
«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Таинство Причастия — единение со Христом
Само название Таинства открывает его значение. Причащаясь, человек, ни больше ни меньше, становится частью Самого Бога, сопричастником Божественной благодати. Об этом свидетельствовал Иисус Христос:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56).
Причастие дарит человеку возможность уже здесь, в земной временной жизни, соединиться с Богом.
«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении» (архиепископ Симеон Солунский).
Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа великая тайна мироздания, недоступная даже для Ангелов. Только ради человека, ради его спасения от греха и смерти, Христос претерпел Голгофские страдания.
«Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…» (святитель Иоанн Златоуст).
И за каждой Литургией человеческое естество соединяется с Божественной благодатью. Через вкушение Святых Даров христианин получает силы бороться со своими греховными страстями. Только так он обретает исцеление души и наследует Вечную Жизнь.
«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (преподобный Серафим Саровский).
Причастие — воздух христианина
Человек становится Христианином в полном смысле этого понятия именно в Таинстве Причастия. Оно является необходимостью духа, существованием души, потребностью тела.
В молитве, произносимой священником перед Причастием, мы слышим слова: «во исцеление души и тела». В Таинстве Евхаристии верующий получает не только духовную крепость, но и физическое здоровье. Известно множество случаев чудесного исцеления болезней после принятия Христовых Таин. Естественным для христианина является обращение в болезни к «Врачу душ и телес».
Однако важно помнить, что Причастие — не волшебное средство от болезней и неудач. Это Таинство, объединяющее нас с Богом. Главная его цель — наследование Небесного Царства. И нередко только через болезни и немощи человек начинает осознавать греховность своей жизни, обретает смирение и по-настоящему приходит к Богу.
Поэтому важно уберечься от потребительского отношения к Таинству Причастия. Это не волшебная таблетка, гарантирующая счастливую жизнь. После Причастия нельзя ждать немедленных чудес.
Святые Дары — это Тело и Кровь Господа, Который победил смерть через распятие на Кресте. Крестные страдания открыли человечеству дверь в Рай. Возможно, и наши небольшие земные тяготы по Промыслу Божию станут пропуском в Вечную Жизнь.
«Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент. Кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью. А кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста» (священник Валерий Духанин).
Чувства после Причастия
Причащаясь, человек впускает в себя Христа. В наших венах начинает течь кровь Господа, и наше человеческое естество как бы обожествляется.
Осознавая все величие и таинственность происходящего, христианин может начать искать в себе особые благодатные ощущения и переживания после принятия Христовых Таин. Однако важно помнить, что такого рода мысли — искушения после Причастия. По словам архимандрита Маркелла (Павука):
«Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг. А в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям».
Не нужно ожидать неземных переживаний и возвышенных ощущений. Впоследствии такие чувства могут стать самоцелью, заслонив собой саму суть Причастия. То есть непосредственно соединение со Христом.
Пытаясь искусственно вызвать в себе чувства восторга или умиления, человек может впасть в прелесть (самообман о собственной ложной святости). Он начнёт считать себя избранным, удостоенным особенных Божественных даров.
Существует и другая сторона этого искушения. Стремясь к каким-то особым переживаниям и не получив их, человек может разочароваться, впасть в тяжелый грех уныния и даже потерять веру.
По этому поводу Феофан Затворник говорил:
«Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».
Основным мерилом духовной жизни христианина должны быть не волнения и восторги, а кротость, смирение, душевный мир и любовь.
Что после Причастия нельзя
Таинство Причастия — величайшее чудо в жизни христианской Церкви. В нем человек получает Божественную помощь и благодать, очищается от страстей и греха.
К сожалению, Божественная чистота, полученная верующим в Таинстве Евхаристии, нередко может быть запятнана псевдоцерковными правилами. Сегодня можно услышать немало разного рода «послепричастных» запретов. Например, что после Причастия нельзя целовать иконы и крест. Якобы запрещается есть мясо и плоды с косточкой. Кто-то где-то слышал, что нельзя мыться и стричь ногти и многое другое.
Иерей Андрей Чиженко называет подобного рода суеверия
«околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом».
Забота о таких пустых мелочах отдаляет от главного — от причастности Господу Иисусу Христу. Легко впасть в рассуждения о таких суетных пустяках, как «можно ли спать после Причастия» или «позволительно ли после Причастия прикасаться к другим людям». И тогда мы уподобляемся фарисеям. Тем, кто в стремлении соблюсти внешнюю часть Закона приговорили к смерти Самого Господа.
Главное, что после Причастия нельзя — это праздно проводить время, возвращаясь к своим греховным привычкам и страстям. Нельзя попусту растрачивать тот неоценимый дар, который мы получили в Таинстве Причастия.
«Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается. Очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!» (митрополит Иларион Алфеев).
Как вести себя после Причастия
Вкусив Святые Дары, христианин впустил в себя Бога. Человек стал Храмом, в котором живет Иисус Христос. И как же страшно стать тем, кто изгоняет Господа. Потому причастившийся должен вести себя так, чтобы словом, делом или мыслью не отогнать полученную Божественную благодать.
Выслушав в храме благодарственные молитвы по Святом Причащении, не нужно сразу погружаться в суету житейских дел.
Необходимо уберечь уста от празднословия и пересудов, а сердце удобрить молитвой и благодарностью Богу. Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980 гг.) советует:
«Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».
Важно осознать, что наша дальнейшая жизнь уже не может быть прежней.
Митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что
«с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию».
А это значит, что день после Причастия, как и все последующие дни нашей жизни должны быть наполнены делами милости, добра и любви. Чтобы горница нашей души всегда была убрана для встречи с самым дорогим гостем — Господом Иисусом Христом.
«По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии» (святитель Тихон Задонский).
Источник