После причастия можно кушать мясное

Что можно есть в день после Причастия

Фото сети

Причастие — одно из главных Таинств, совершаемых в церкви. Причастию предшествует тщательная подготовка христианина и конечно же предварительная исповедь. Но зачастую у верующих возникает множество практических вопросов, как же правильно вести себя после принятия Причастия. К частности, что можно есть в этот день. Нужен ли специальный пост или скоромные продукты? Обо всем этом поговорим в данной статье.

Зачастую такой вопрос возникает по причине того, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия Святых Таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста.

Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4-5).

Фото сети

Зачастую можно услышать мнение, что в день после Причастия нельзя есть рыбу, якобы те косточки которые извлекаются изо рта оскверняют принятие Святынь. На самом деле, православные священники нам говорят об обратном. Прямого запрета на вкушение рыбы после Таинства нет.

Важно! Доводить до абсурда свое поведение не следует. После вкушения Святых Даров можно есть фрукты с косточками и рыбу, просто нельзя плеваться. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, само действие лишает вас благодати. А если вы на ужин скушаете рыбу, никакой благодати не лишитесь. Но для успокоения души можно просто собрать косточки от рыбы и сжечь.

Чтобы не опасаться случайно сплюнуть частички Святых Даров, нужно хорошо прополоскать рот «запивкой», а потом ее проглотить. «Запивка» специально дается верующим, чтобы все частички причастия проникли вовнутрь и не остались в полости рта. Также священники рекомендуют проглотить Святые Дары целиком, не разжевывая: это убережет от потери божьей благодати. Это же правило относится и к чистке зубов вечером. Если его выполнить, бояться выплюнуть или вычистить частички не нужно. Однако тем, кто опасается растерять Дары, лучше не чистить зубы в день причащения.

Кроме того, зачастую Отцы церкви рекомендуют придерживать легкой (скоромной) пищи в день совершения причащения. Категорически запрещено посещать вечеринки с обильным застольем, тем более, принимать спиртное. Это не способствует благочестию, зато можно легко растерять божественную благодать.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки 🙂 .

Источник

Можно ли после Причастия есть мясо?

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2018/01/10/21-00.html

о. Александр: — Добрый вечер, дорогие друзья! В прямом эфире радио «Радонеж» настоятель московского храма Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

От всей души поздравляю вас со свершившимся Рождеством Христовым, со Святочными днями, которые простираются между праздниками Рождества и Крещения Господня. В предстоящий час буду отвечать на ваши вопросы.

Начнём наш разговор с важнейшего вопроса: взаимоотношения с нашими детьми.

Вот история. Человек ходит в храм редко и старается не ходить в тот же храм, что и его мама. На вопрос, почему, отвечает, что мама ходит в платочке, читает все молитвы и правила, но она такая сердитая, проклинает его с его детьми, как же можно ходить в один с ней храм? И что толку от того, что она ходит в храм?

Это вопрос важный! Разве мы можем ходить в храм и не меняться? Чего стоит наша церковность, если мы знаем все правила, читаем каноны и соблюдаем посты, но не становимся лучше? Так часто бывает, что никто не становится наибольшим упреком церкви в глазах внешних людей, как сами церковные люди. А наши разные политические обличители упрекают нас в вещах, о которых сами имеют очень смутное представление. Мы не будем говорить сейчас о разных вещах, связанных с епископатом, с зазорным образом жизни тех или иных людей, а о том, в чем упрекают обыденно и постоянно, и, к сожалению, часто справедливо: «А что же вы в храм ходите и такие злые?» Частый вопрос. «Всех учите смирению, а где ваше смирение? Вы проповедуете мир и помощь, почему же вы никому не приносите мир и помощь?» Часто это слышно от тех, кто действительно хочет разобраться, а не от тех, кто и не ищет истину, а просто желает высказаться и не услышать ответа. Записные критики будут нас критиковать даже тогда, когда мы будем абсолютно святы и не совершим ни одного греха. В Евангелии очень ясно сказано, что не нужно метать бисер перед свиньями, не нужно тратить время на полемику с такими людьми. Но есть же много добропорядочных людей, которых смущает наш нравственный облик. То, что мы, будучи причастными к высочайшей школе Евангелия, к благовестию Христову, сами остаемся плотскими, дебелыми, внутренне грубыми, не изменившимися людьми. Вы исповедуетесь, а какой толк в вашей исповеди — вот предмет для разговора, важная тема для возможной дискуссии.

И другая тема, которая, которая звучит во многих вопросах: многие люди, недавно начавшие ходить в храм, стремятся привести туда и своих родственников, ближних и дальних, заставить их ходить в храм. Так вот, одна уже эта постановка вопроса неправильная. Она свидетельствует о том, что люди ничего не понимают. Заставлять никого не нужно. Невольник — не богомольник. Эта поговорка хорошо известна давно. Заставить вы, пожалуй, можете, но человек возненавидит и вас, и храм… Придет поругание и посмеяние над церковью. А тот один способ привести кого-то в храм — эта Евангельская истина: «по тому узнают, что Вы ученики мои, что Вы будете иметь любовь между собою». Если Вы человек яркий, теплый, искренний, любящий, то люди за вами потянутся, начнут подсматривать, куда же Вы ходите, что там, в этом храме происходит в воскресенье и еще какие-то дни, почему вы возвращаетесь другим. И не только возвращаетесь, на несколько минут став более радостным, а вообще живете другой, светлой жизнью. И эта жизнь не какая-то марсианская, так можно жить! Многие скажут, что рассказы не имеют толку, а вот надо привести и заставить причащаться, подготовить — и тогда будет все нормально. А вот тогда как раз и не будет ничего нормального. Мы не раз в этой студии говорили, что огромное количество революционеров вышло из семей духовенства, потому что пережали с религиозным воспитанием, строгостью. Почитайте воспоминания однокурсников по Тифлисской семинарии Иосифа Сталина, тех, которые так же, как и он, не стали священниками. Многие семинарии были рассадниками революционного духа, эти люди пропускали богослужения, собирались на квартирах, читали Маркса, устраивали кружки, и делали такие вещи, о которых стыдно здесь сейчас и говорить. Вот вам плоды чрезмерной жесткости в религиозном воспитании! Мама Сталина тоже была хорошей благочестивой женщиной, хотела своему сыну карьеры священника. Но вот что получается, когда идет не от любви, а только от дисциплины, только от послушания, только от давления. Это очень опасно.

Читайте также:  Можно ли беременным кушать сгущенку

Вопрос: — Как вести себя крестным, если заметно, что родители не слишком содействуют воцерковлению детей и сами редко посещают храм?

о. Александр: — Сами эти родители — вообще не ваша забота. Главное — это дети. Но, во-первых, вы должны быть с этими детьми близки, они должны вас знать не просто как мрачного дядю или тетю, которая в воскресение придет и поведет ребенка туда, где ему скучно и неинтересно. Это должны быть друзья. С ними нужно играть, знать, чем они живут, когда и чем болеют… Они вам должны доверять. И потом должно с Вашей стороны прийти предложение пойти в храм. Сначала ненадолго, потом на более продолжительное время, затем причаститься, потом первый пост, мягкий, но желанный. Читаешь воспоминания разных хороших людей конца XIX- начала XX века: «Мама говорила, что накажет и не возьмет с собой в храм». Пропуск богослужения воспринимался как наказание, туда хотелось идти. Надо создать такую ситуацию, когда в храм идти хочется, а не когда с боем и рёвом ребенок отправляется в церковь только потому, что после Вы пообещали ему поход в кафе или шоколадного зайца. Вот если так, то это не имеет смысла. Вы сами должны точно и правильно понимать, что вы там собираетесь делать. Нередко умиленные родители держат на руках ребеночка перед причастием и говорят ужасные слова: «Ну, давай подойдем, батюшка тебе сладенькое даст». Разве возможно такое? Тело и Кровь Христовы! И нужно четко понимать, что в этот момент происходит, и ребенок должен быть настроен и проинформирован в доступных ему выражениях о том, к чему Вы его приглашаете и зовете в храм.

Вопрос: — Есть выражение «Театр начинается с вешалки», а в храме выходит так, что первым делом приходящий вновь человек встречается с теми, кто там работает, с теми, кто стоит за свечным ящиком, например. И вот встречают не любовь и понимание, а неприветливое отношение и порой грубость. И вот можно смотреть на это как на попущение Божие, на урок смирения, а с другой стороны — служащим в храме нужно быть особенно терпеливыми и любящими. Как Вы думаете?

о. Александр: — Я придерживаюсь второй точки зрения. Терпеть и смиряться перед хамством не нужно, особенно в храме. Под видом смирения допускать унижение человеческого достоинства недопустимо. Я помню, был мальчишкой, студентом, пришел в один из храмов, где мне все очень понравилось, но я увидел в одном объявлении орфографическую ошибку. Там было написано: «просворы». Я был в самом радужном настроении. А тут такое упущение! И я решил пойти попросить исправить. Много лет потом я помнил, что мне там сказали, кто я такой и куда бы мне лучше пойти, и что это храм Божий, и про бревно в своем глазу… И я обиделся тогда. Не знал я еще, что на церковь обижаться нельзя, а есть конкретные носители хамства, и порой нужно просто предупредить настоятеля о таких происшествиях, ничего зазорного здесь нет. Люди советского времени крепкие, их хамством из строя не выведешь. Ну, а молодые не обязаны быть более прочными, но наоборот, могут быть более хрупкими. И слава Богу! Так что хамство в церкви терпеть нельзя. Покойный Патриарх Алексий говорил о таких вещах, как об огромном грехе: нахамила тетка за свечным ящиком, нахамила и забыла через секунду, а у того, кому нахамили, появился иммунитет против церкви на год вперед. Конечно, не нужно быть совсем хлюпиком, потому что замечания бывают резонными. В целом, хамства быть не должно, и злом на зло отвечать ни в коем случае нельзя.

Вопрос: — Была в храме в Крапивниках, подавала записочку, где писала «о здравии младенца Илии со сродниками», встретила неодобрение работницы: так, мол, писать нельзя. Как на это смотреть?

о. Александр: — Не знаю, в чем коллизия, думаю, что ничего особенного не случилось. Просто место в записочке немного, а обычно человек неотъемлем от сродников и поминается с ними. Если кого-то особенно хотите помянуть, пишите отдельно, не отягощая записку лишней информацией. А на Проскомидии можно поминать только тех, чьи имена указаны в записках.

Вопрос: — Можно ли после Причастия есть мясо?

о. Александр: — Пост подготовительный — время до самого Причастия, так что Евхаристический пост после Причастия заканчивается. Речь не идет, конечно, о Великом Посте или особых постных днях.

Вопрос: — В продолжение разговора об ошибках в объявлениях в храмах хочу спросить, нужно ли все-таки поправлять или лучше промолчать?

о. Александр: — Сложный вопрос на самом деле. У нас как в Ковчеге спасения каждой твари по паре. Извините, что провожу такую аналогию. Люди не из космоса, все разного воспитания, темперамента. Вы сами смотрите, можно ли сделать замечание. Бывают же и вспыльчивые люди. К этому надо быть готовым. Но исправлять ошибки вообще, конечно, нужно.

Вопрос: — Если давно исповеданные грехи не отпускают, как быть?

о. Александр: — Знаете, часто диавол заставляет человека многократно обращаться к обстоятельствам греха, вспоминать условия, мельчайшие детали, чтобы возвратить человека к корню этого греха. Если это блудный грех, например, то чтобы похоть опять ударила в голову. Я бы попросил священника помолиться с Вами перед чтимым каким-то образом, чтобы смягчил Господь сердце. А в том, что то и дело нахлынет воспоминание о грехе, стоит поисповедаться, чтобы умягчить сердце. Некоторые вещи были порой настолько тяжелыми и стыдными, что о них забыть невозможно, но это не значит, что они не прощены, и память о них тебе дается для того, чтобы ты никогда больше не заходил за этот забор. Не отчаивайтесь, грех прощен, идите дальше дорогой заповедей.

Вопрос: — Я тоже имела в начале своего прихода в церковь опыт встречи с такой недоброжелательной старушкой. Это не отторгнуло меня, но произвело впечатление строгости. И сколько лет прошло, а вспоминаю я именно эту женщину. Возможно, не строгость и резкость должны отпугивать людей (такое отношение не плохое, а вероятно совсем наоборот), а равнодушие? Люди иногда приходят в храм, не понимая вообще, зачем и для чего они там, так вот, может, и нужны такое «отрезвляющие» бабушки?

о. Александр: — Вы много вопросов подняли… Во-первых, я бы сказал, что тогда при встрече Ваша реакция была более верной — Вас задело жесткое поведение. А сейчас у Вас стокгольмский синдром — когда жертва смиряется с наказателями. Конечно, нельзя путать строгость и грубость. Конечно, за внешностью отстраненного и холодного человека может скрываться вполне любвеобильное сердце. Но ни в коей мере такое сердце не должно проявляться через хамство. Отец Павел Груздев в этом смысле замечательный пример. Он и шуточки солёные мог пропустить, и словцо крепкое, но вы сразу понимали, что это от любви, и никакой обиды быть не могло! Ваша травма — просто Вы ее переосмыслили уже. Но бабушки не должны воспринимать церковь как собственное приватизированное пространство, где они имеют право все и всем говорить, за это — нет, спасибо! «Иззуй обувь свою, земля, где ты стоишь, свята есть». Это ничей дом, но Господень. Все мы там должны быть достаточно скромны для того, чтобы понимать, что единственная наша задача — быть в этом доме людьми, служащими Богу.

Читайте также:  Что можно кушать из пищи после рвоты

А что до людей, которые приходят в храм, не понимая, зачем, то — да, верно, что многие идут не к вере, а за её плодами. Кому молебен подать, чтобы экзамен сдать, и всё в таком роде. Потребительское отношение всех во всём захлестнуло и тех, кто в церковь ходит. Есть люди в поиске, они задают вопросы себе и священникам, они ищут, изучают Писания, испытуют Христа — и правильно делают. А есть те, которым нужен незамедлительный результат, магические и ритуальные услуги за плату. И плохо, когда служители храма откликаются на это. Надо правильно растолковать, что храм, дом Господень — дом молитвы, направить к священнику, в конце концов. Действительно многие приходят в храм за услугами. Но они не получат ничего, потому что Христос не глава корпорации, а наш личный Спаситель, и на меньшее, чем всё наше сердце, Он не согласится — сто рублей Ему не нужны.

Хочу напомнить вам, дорогие слушатели, что при храме преподобного Сергия в Крапивниках действует музей «Вера и люди». Он создан усилиями людей, которые передавали экспонаты в храмовый музей. Напомню, что можно посетить экспозицию и послушать экскурсию с 13 до 15 каждую субботу, если только нет праздников и службы. Нам уже не хватает места, потому что количество экспонатов весьма велико, но мы продолжаем принимать экспонаты в музей, который рассказывает о том, как верили люди в советское время. Акафисты Кресту мы совершаем каждую пятницу в 17 часов.

А также напомню, что вышла моя книга «Жаждущий пусть придёт». Это Евангельские тексты воскресных дней и основных праздников, дней памяти чтимых икон в том порядке, в каком они читаются в этом году и мои комментарии на эти дни и чтения. Вторым изданием вышла книга «Весна надежды нашей», о богослужениях и Евангельских чтениях Великого поста. 21 января в 12.30 будет встреча, где можно задать вопросы и не просто поговорить о книгах, но поговорить на тему: «Как Евангелие видит нас, как мы видим Евангелие». Как Евангелие определяет жизнь христианина, что бывает, если мы не хотим определяться Евангелием?

Вопрос: — Стоит ли человеку готовиться к исповеди и Причастию в такое время как Святки?

о. Александр: — Лучше выбрать время, когда можно будет попоститься и подготовиться, отнестись к этому построже сразу, еще и посоветоваться лично с батюшкой.

Вопрос: — Если в свидетельстве о Крещении не указаны крестные, как быть?

о. Александр: — Никак. Это не имеет особого значения. Важно, что Таинство состоялось, а наличие или отсутствие крестных ничего не меняет.

Вопрос: — Помогаю в храме и бываю строга с теми, кто приходит. Приглашаю их самих помогать — не идут.

о. Александр: — Да они и не обязаны. И это не повод Вам быть с ними строгой и резкой. Вы туда пришли что делать? Душу спасать или ворчать? Другие не виноваты, что не хотят, у них свои отношения с Богом. Да, у нас много ленивых, но всех не заставишь, а Вы — тем более, не должны никого заставлять. Если Вы пришли в храм потрудиться — не ворчите, не превращайте храм в советский овощной магазин. Я уверен, что Вы так и не делаете. Ну и не делайте.

Поздравляю всех с праздниками, всего доброго!

Источник

Что после Причастия нельзя, можно и нужно

Основа основ — Таинство Причастия

Причастие — главное Таинство Православной Церкви и стержень жизни каждого христианина. Это — основа веры человека, фундамент его духовного роста. При осмыслении величия и важности данного Таинства у православного человека нередко возникают вопросы. Например, «что после Причастия нельзя?», «что делать после Причастия можно?» и т. д. Чтобы ответить на них, рассмотрим, в чем состоит значение и суть Причастия.

«Эта Тра­пеза есть дви­гатель на­шей ду­ши, си­ла, свя­зу­ющая наш ра­зум, ос­но­вание дер­зно­вения, на­деж­да, спа­сение, свет, жизнь» (святитель Иоанн Златоуст).

после Причастия нельзяТаинство Причастия

Причастие — главное Таинство

Христос говорил:

«Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Апогеем непонятных на тот момент Апостолам слов стала так называемая Тайная вечеря. 

В преддверии еврейской Пасхи Иисус уже знал, что «приблизился час» Его крестных страданий. Он в последний раз собрал Своих учеников в Сионской горнице. Здесь по ветхозаветной традиции Он совершил пасхальный ужин, посвящённый памяти исхода еврейского народа из Египта. 

Ежегодно все иудеи отмечали этот праздник избавления от египетского порабощения. Иисус Христос, готовясь Своей крестной смертью принести освобождение от рабства греха, наделяет Пасху новым смыслом. 

Взяв хлеб, Он преломил его и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем подал ученикам чашу с вином со словами:

«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28). 

Так в Сионской горнице два тысячелетия назад было совершено первое Причастие. Претворив вино и хлеб в Своё Божественное Тело и Кровь, Христос заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).

С того момента Таинство Причастия занимает центральное место в мировоззрении христиан. Протоиерей Григорий Дьяченко называет Его «средоточием тайнодействия христианской Церкви». 

«О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения. Тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности» (патриарх Геннадий Схоларий (ок.1400 г.). 

Каждая Литургия, на которой и совершается Причастие, является напоминанием о жертве Христа за грехи всего человечества. Он добровольно отдал Своё Пречистое Тело и  Кровь,

«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Таинство Причастия — единение со Христом

Само название Таинства открывает его значение. Причащаясь, человек, ни больше ни меньше, становится частью Самого Бога, сопричастником Божественной благодати. Об этом свидетельствовал Иисус Христос:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56).

Причастие дарит человеку возможность уже здесь, в земной временной жизни, соединиться с Богом.

«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении» (архиепископ Симеон Солунский).

Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа великая тайна мироздания, недоступная даже для Ангелов. Только ради человека, ради его спасения от греха и смерти, Христос претерпел Голгофские страдания.

«Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…» (святитель Иоанн Златоуст). 

И за каждой Литургией человеческое естество соединяется с Божественной благодатью. Через вкушение Святых Даров христианин получает силы бороться со своими греховными страстями. Только так он обретает исцеление души и наследует Вечную Жизнь.

«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (преподобный Серафим Саровский).

Причастие — воздух христианина

Человек становится Христианином в полном смысле этого понятия именно в Таинстве Причастия. Оно является необходимостью духа, существованием души, потребностью тела.  

Читайте также:  С чем можно кушать скумбрию

В молитве, произносимой священником перед Причастием, мы слышим слова: «во исцеление души и тела». В Таинстве Евхаристии верующий получает не только духовную крепость, но и физическое здоровье. Известно множество случаев чудесного исцеления болезней после принятия Христовых Таин. Естественным для христианина является обращение в болезни к «Врачу душ и телес». 

Однако важно помнить, что Причастие — не волшебное средство от болезней и неудач. Это Таинство, объединяющее нас с Богом. Главная его цель — наследование Небесного Царства. И нередко только через болезни и немощи человек начинает осознавать греховность своей жизни, обретает смирение и по-настоящему приходит к Богу. 

Поэтому важно уберечься от потребительского отношения к Таинству Причастия. Это не волшебная таблетка, гарантирующая счастливую жизнь. После Причастия нельзя ждать немедленных чудес.

Святые Дары — это Тело и Кровь Господа, Который победил смерть через распятие на Кресте. Крестные страдания открыли человечеству дверь в Рай. Возможно, и наши небольшие земные тяготы по Промыслу Божию станут пропуском в Вечную Жизнь.

«Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент. Кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью. А кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста» (священник Валерий Духанин).

Чувства после Причастия

Причащаясь, человек впускает в себя Христа. В наших венах начинает течь кровь Господа, и наше человеческое естество как бы обожествляется.

Осознавая все величие и таинственность происходящего, христианин может начать искать в себе особые благодатные ощущения и переживания после принятия Христовых Таин. Однако важно помнить, что такого рода мысли — искушения после Причастия. По словам архимандрита Маркелла (Павука):

«Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг. А в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям».

Не нужно ожидать неземных переживаний и возвышенных ощущений. Впоследствии такие чувства могут стать самоцелью, заслонив собой саму суть Причастия. То есть непосредственно соединение со Христом. 

Пытаясь искусственно вызвать в себе чувства восторга или умиления, человек может впасть в прелесть (самообман о собственной ложной святости). Он начнёт считать себя избранным, удостоенным особенных Божественных даров. 

Существует и другая сторона этого искушения. Стремясь к каким-то особым переживаниям и не получив их, человек может разочароваться, впасть в тяжелый грех уныния и даже потерять веру. 

По этому поводу Феофан Затворник говорил:

«Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».

Основным мерилом духовной жизни христианина должны быть не волнения и восторги, а кротость, смирение, душевный мир и любовь.

Что после Причастия нельзя 

Таинство Причастия — величайшее чудо в жизни христианской Церкви. В нем человек получает Божественную помощь и благодать, очищается от страстей и  греха. 

К сожалению, Божественная чистота, полученная верующим в Таинстве Евхаристии, нередко может быть запятнана псевдоцерковными правилами. Сегодня можно услышать немало разного рода «послепричастных» запретов. Например, что после Причастия нельзя целовать иконы и крест.  Якобы запрещается есть мясо и плоды с косточкой. Кто-то где-то слышал, что нельзя мыться и стричь ногти и многое другое. 

Иерей Андрей Чиженко называет подобного рода суеверия

«околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом». 

Забота о таких пустых мелочах отдаляет от главного — от причастности Господу Иисусу Христу. Легко впасть в рассуждения о таких суетных пустяках, как «можно ли спать после Причастия» или «позволительно ли после Причастия прикасаться к другим людям». И тогда мы уподобляемся фарисеям. Тем, кто в стремлении соблюсти внешнюю часть Закона приговорили к смерти Самого Господа. 

Главное, что после Причастия нельзя — это праздно проводить время, возвращаясь к своим греховным привычкам и страстям. Нельзя попусту растрачивать тот неоценимый дар, который мы получили в Таинстве Причастия.

«Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается. Очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!» (митрополит Иларион Алфеев).

Как вести себя после Причастия 

Вкусив Святые Дары, христианин впустил в себя Бога. Человек стал Храмом, в котором живет Иисус Христос. И как же страшно стать тем, кто изгоняет Господа. Потому причастившийся должен вести себя так, чтобы словом, делом или мыслью не отогнать полученную Божественную благодать. 

Выслушав в храме благодарственные молитвы по Святом Причащении, не нужно сразу погружаться в суету житейских дел.

Необходимо уберечь уста от празднословия и пересудов, а сердце удобрить молитвой и благодарностью Богу. Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980 гг.) советует: 

«Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца». 

Важно осознать, что наша дальнейшая жизнь уже не может быть прежней.

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что

«с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию».

А это значит, что день после Причастия, как и все последующие дни нашей жизни должны быть наполнены делами милости, добра и любви. Чтобы горница нашей души всегда была убрана для встречи с самым дорогим гостем — Господом Иисусом Христом.

«По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии» (святитель Тихон Задонский).

Источник