Можно мусульманам кушать желатин
Желатин: халяль или харам?
Конечно, есть не вызывающие сомнений в халяльности агар-агар – желатин из водорослей, пектин из фруктов, но все же в массовой промышленности чаще используется продукт животного происхождения.
Истихаля применительно к желатину
Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, которые считают, что употребление животного желатина дозволено в любом случае, независимо от того, из какого животного он сделан, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина произошло превращение запретного / нечистого вещества в чистое и дозволенное, данный процесс в исламском праве называется «истихаля».
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. После такой тщательной переработки сложно сказать о самом желатине, что это мясо, кость, сухожилие животного или что-то еще.
Ученые в сфере исламского права разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи коров и свиней, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ, из которых желатин был получен. Поэтому слова ученых об истихаля могут применяться и к желатину.
Согласно словам Ибн Кайима, принцип истихаля применяется при очищении вина, в частности, производстве уксуса из вина, когда напиток теряет свойства, делающие его запретным, и превращается в напиток с другими свойствами (уксус). По аналоги (кыяс) с данным примером принцип истихаля можно применить и к производству желатина.
Таким образом, используя метод фикха сравнения по аналогии, этот принцип применяется и к остальным нечистотам, если произошел процесс «превращения» из одного состояния в другое.
В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о «Запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах» 22-24 мая 1995 года при участии университета аль-Азхар и Международной исламской академии фикха (г. Джидда), а также Всемирной Организации Здравоохранения (г. Александрия) и Министерства здравоохранения государства Кувейт, сказано:
«Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как например: в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует.
Истихаля – это процесс превращения одного вещества в другое, при котором происходит изменение свойств нового вещества. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязнённые нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные – в дозволенные по шариату.
Поэтому:
– желатин, который был образован из костей, кожи и жил нечистых животных путем истихаля считается чистым и допустимым к употреблению;
– мыло, которое было сварено из жира свиньи или мертвечины также посредством истихаля становится чистым и допустимым к использованию;
– сыры, при изготовлении которых использовался сычуг из туши животного, дозволенного употреблять в пищу, считаются чистыми и дозволенными к употреблению;
– кремы, помады и другие косметические продукты, в составе которых есть свиной жир, использовать запрещено, если только не будет точно установлено изменение свиного жира и превращение его в другое вещество /истихаля/. Если это установлено не будет, то такие крема и прочие считаются нечистым».
Таково заключение одной из международных организаций, принятое еще в конце прошлого века. Наряду с ним есть и другие постановления, говорящие о запрете свиного желатина. Например, отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) (https://jamiat.org.za) определил свою классификацию халяльности желатина:
а) желатин, добытый из рыб и растений. Такой желатин – халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
б) желатин, добытый из халяль-животных (куриц, коров и т.д.), заколотых в соответствии с исламскими правилами. Такой желатин – тоже халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
в) желатин, добытый из животных, не умерщвленных по исламу (коров и куриц, не заколотых в соответствии с исламскими законами). Некоторые алимы считают такой желатин дозволенным, в то время как другие придерживаются мнения о том, что он не дозволен. Отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) считают, что такой желатин не дозволен;
г) желатин, добытый из свиней. Такой желатин – харам и является недозволенным по единогласному решению всех алимов.
Избегающие сомнительного
Мусульмане, которые категорично отказываются употреблять желатиносодержащую продукцию, опираются на слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там».
Есть ли альтернатива?
В шариате есть правило: «Если в какой-то вещи одновременно имеют место и польза, и вред или они противодействуют друг другу, то суждение строится на основе преобладающей стороны». То есть если вреда больше, то следует отказаться от данной вещи. Также есть правило крайней необходимости (дадура), согласно которому, если жизни и здоровью человека грозит опасность, он может применять то, что в обычных обстоятельствах считается запретным. Применительно к желатину данные правила тоже можно использовать в определенных ситуациях. Например, по мнению ряда ученых, если для лечения необходимо употреблять лекарство, которое производят в желатиновых капсулах, и аналогов этому лекарству нет, и без применения его состояние человека может значительно ухудшиться, то следует употребить данное лекарство, так как польза от него больше, чем в вред. Что касается кондитерских изделий, их вполне можно заменить на те, в которых нет желатина.
Комитет сертификации халяль Нижегородской области на своем сайте озвучил следующую позицию в отношении применения желатина: «Употребление желатина, даже если он изготовлен из частей харамных животных или животных, забитых не по правилам, вполне возможно. Если же желатин произведен из растений, рыбы или халяльных животных – его можно кушать, ничего не опасаясь».
С ростом рынка халяль и системы халяль-стандартизации и сертификации по всему миру, вопросы о дозволенности желатина стали вновь возникать на повестке дня. Сегодня большая часть специалистов этой области, выступая на конференциях по халяль-тематике, единогласно заявляют о недопустимости признания халяльной продукции, содержащий желатин свиного происхождения. Такие заявления могут быть основаны несколькими причинами. Во-первых, не все ученые признают принцип истихаля. Во-вторых, не все соглашаются с тем, что в процессе производства желатина принцип истихаля действует. И в третьих, и наверное этот фактор наиболее важный двигатель – это появление халяльных аналогов свиному желатину. Ведь с развитием халяль-отрасли появляются и новые виды производств и продукции, заменяющей общераспространенное сырье, применяемое в пищевом производстве. На Выставках халяль тематики, в том числе московской Moscow Halal Expo, участвуют компании, производящие желатин исключительно из животных, дозволенных к употреблению мусульманами.
Соответственно, ассортимент товаров, содержащих дозволенный желатин, становится все шире, и в ближайшее время вопрос о том, потреблять или нет продукцию с сомнительным желатином в составе, для мусульман уйдет на второй план.
Азалия Конечно, есть не вызывающие сомнений в халяльности агар-агар – желатин из водорослей, пектин из фруктов, но все же в массовой промышленности чаще используется продукт животного происхождения.
Истихаля применительно к желатину
Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, которые считают, что употребление животного желатина дозволено в любом случае, независимо от того, из какого животного он сделан, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина произошло превращение запретного / нечистого вещества в чистое и дозволенное, данный процесс в исламском праве называется «истихаля».
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. После такой тщательной переработки сложно сказать о самом желатине, что это мясо, кость, сухожилие животного или что-то еще.
Ученые в сфере исламского права разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи коров и свиней, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ, из которых желатин был получен. Поэтому слова ученых об истихаля могут применяться и к желатину.
Согласно словам Ибн Кайима, принцип истихаля применяется при очищении вина, в частности, производстве уксуса из вина, когда напиток теряет свойства, делающие его запретным, и превращается в напиток с другими свойствами (уксус). По аналоги (кыяс) с данным примером принцип истихаля можно применить и к производству желатина.
Таким образом, используя метод фикха сравнения по аналогии, этот принцип применяется и к остальным нечистотам, если произошел процесс «превращения» из одного состояния в другое.
В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о «Запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах» 22-24 мая 1995 года при участии университета аль-Азхар и Международной исламской академии фикха (г. Джидда), а также Всемирной Организации Здравоохранения (г. Александрия) и Министерства здравоохранения государства Кувейт, сказано:
«Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как например: в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует.
Истихаля – это процесс превращения одного вещества в другое, при котором происходит изменение свойств нового вещества. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязнённые нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные – в дозволенные по шариату.
Поэтому:
– желатин, который был образован из костей, кожи и жил нечистых животных путем истихаля считается чистым и допустимым к употреблению;
– мыло, которое было сварено из жира свиньи или мертвечины также посредством истихаля становится чистым и допустимым к использованию;
– сыры, при изготовлении которых использовался сычуг из туши животного, дозволенного употреблять в пищу, считаются чистыми и дозволенными к употреблению;
– кремы, помады и другие косметические продукты, в составе которых есть свиной жир, использовать запрещено, если только не будет точно установлено изменение свиного жира и превращение его в другое вещество /истихаля/. Если это установлено не будет, то такие крема и прочие считаются нечистым».
Таково заключение одной из международных организаций, принятое еще в конце прошлого века. Наряду с ним есть и другие постановления, говорящие о запрете свиного желатина. Например, отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) (https://jamiat.org.za) определил свою классификацию халяльности желатина:
а) желатин, добытый из рыб и растений. Такой желатин – халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
б) желатин, добытый из халяль-животных (куриц, коров и т.д.), заколотых в соответствии с исламскими правилами. Такой желатин – тоже халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
в) желатин, добытый из животных, не умерщвленных по исламу (коров и куриц, не заколотых в соответствии с исламскими законами). Некоторые алимы считают такой желатин дозволенным, в то время как другие придерживаются мнения о том, что он не дозволен. Отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) считают, что такой желатин не дозволен;
г) желатин, добытый из свиней. Такой желатин – харам и является недозволенным по единогласному решению всех алимов.
Избегающие сомнительного
Мусульмане, которые категорично отказываются употреблять желатиносодержащую продукцию, опираются на слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там».
Есть ли альтернатива?
В шариате есть правило: «Если в какой-то вещи одновременно имеют место и польза, и вред или они противодействуют друг другу, то суждение строится на основе преобладающей стороны». То есть если вреда больше, то следует отказаться от данной вещи. Также есть правило крайней необходимости (дадура), согласно которому, если жизни и здоровью человека грозит опасность, он может применять то, что в обычных обстоятельствах считается запретным. Применительно к желатину данные правила тоже можно использовать в определенных ситуациях. Например, по мнению ряда ученых, если для лечения необходимо употреблять лекарство, которое производят в желатиновых капсулах, и аналогов этому лекарству нет, и без применения его состояние человека может значительно ухудшиться, то следует употребить данное лекарство, так как польза от него больше, чем в вред. Что касается кондитерских изделий, их вполне можно заменить на те, в которых нет желатина.
Комитет сертификации халяль Нижегородской области на своем сайте озвучил следующую позицию в отношении применения желатина: «Употребление желатина, даже если он изготовлен из частей харамных животных или животных, забитых не по правилам, вполне возможно. Если же желатин произведен из растений, рыбы или халяльных животных – его можно кушать, ничего не опасаясь».
С ростом рынка халяль и системы халяль-стандартизации и сертификации по всему миру, вопросы о дозволенности желатина стали вновь возникать на повестке дня. Сегодня большая часть специалистов этой области, выступая на конференциях по халяль-тематике, единогласно заявляют о недопустимости признания халяльной продукции, содержащий желатин свиного происхождения. Такие заявления могут быть основаны несколькими причинами. Во-первых, не все ученые признают принцип истихаля. Во-вторых, не все соглашаются с тем, что в процессе производства желатина принцип истихаля действует. И в третьих, и наверное этот фактор наиболее важный двигатель – это появление халяльных аналогов свиному желатину. Ведь с развитием халяль-отрасли появляются и новые виды производств и продукции, заменяющей общераспространенное сырье, применяемое в пищевом производстве. На Выставках халяль тематики, в том числе московской Moscow Halal Expo, участвуют компании, производящие желатин исключительно из животных, дозволенных к употреблению мусульманами.
Соответственно, ассортимент товаров, содержащих дозволенный желатин, становится все шире, и в ближайшее время вопрос о том, потреблять или нет продукцию с сомнительным желатином в составе, для мусульман уйдет на второй план.
Азалия Максютова.
Источник
Можно ли мусульманам есть продукты, содержащие желатин? — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал
Нас часто спрашивают, дозволен ли желатин сам по себе и дозволены ли желатиносодержащие продукты. В этой статье мы ответим на этот вопрос. Итак, сначала разберемся с тем, что такое желатин.
Определение желатина
Кулинарный словарь определяет желатин так: “Экстракт клейких веществ костей и хрящей животных, употребляемый в кулинарии для быстрого приготовления студней, заливных, бланманже, желе” (Кулинарный словарь, Зданович Л. И., 2001).
А вот другое определение из энциклопедического словаря: “ЖЕЛАТИН (желатина) (франц. от лат. gelatus — замерзший — застывший), студнеобразующее вещество, продукт денатурации коллагена — белка соединительной ткани. Получают вывариванием костей, хрящей, сухожилий (наиболее чистый — из рыбных хрящей). Применяют в пищевой промышленности, для изготовления фотоэмульсий, в микробиологии как среду для культивирования микроорганизмов, в качестве столярного клея” (Большой Энциклопедический словарь, 2000).
Как можно понять из определений, это частично видоизмененный белок коллаген, который получают из соединительной ткани животных: кожи, хрящей и костей. В современном производстве желатин, как правило, получают из свиней, коров или рыб.
Прежде чем коснуться шариатских решений насчет каждого конкретного вида желатина, следует понять, как производят желатин и превращается ли при этом исходное вещество в другое.
Почему нельзя считать производство желатина превращением (кальб аль-махийя)?
В ханафитском мазхабе есть правило, согласно которому исходное нечистое вещество может стать чистым, если происходит полное изменение вещества (кальб аль-махийя ), причем это касается любого исходного вещества.
المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة — (ج 1 / ص 390
وفي «نوادر إبراهيم» عن محمد في حمار وقع في الملاحة ومات وترك حتى صار ملحاً أكل الملح، وقال أبو يوسف: لا يؤكل، وكذلك رماد عذرة أحرقت وصلى عليه على هذا الاختلاف، وحكى أبو عصمة: خشبة لو أصابها بول فاحترقت ووقع رمادها في بئر قال أبو يوسف رحمه الله يفسد الماء، وقال محمد رحمه الله: لا يفسد.
Теоретически, если бы при производстве желатина исходное вещество (даже кожа свиньи) полностью изменялось, желатин был бы дозволен. Но этого не происходит. При производстве желатина исходное вещество лишь немного реструктурируется, однако в целом остается прежним.
Желатин — это просто коллаген, растворенный в горячей воде. Коллаген — это животный белок, из которого на 90-95 процентов состоит кориум (соединительнотканная часть кожи). Когда производят желатин, с кожи слабым раствором кислот удаляют все, кроме кориума: мясо, шерсть, нервы и так далее, — а потом кориум растворяют в горячей воде. Сам коллаген кожи остается коллагеном даже после обработки кислотой или щелочью.
Если кориум животного состоит из коллагена на 90-95 процентов, то, если само животное нечистое (наджис аль-айн), 95 процентов его кожи тоже нечистые. И это нечистое вещество (коллаген нечистого животного) остается неизменным вплоть до кипячения. После сильного нагревания растворенный в воде коллаген становится желатином, так что основное производство желатина — это просто вскипятить исходное вещество. Но простое кипячение нечистого вещества не считается в Шариате полной его трансформацией (кальб аль-махийя), иначе суп на свинине считался бы халяльным. Поэтому и трансформация животного коллагена при производстве желатина не может считаться полным изменением исходного вещества.
Таким образом, поскольку полного изменения не происходит, вопрос, можно есть желатин или нет, сводится к тому, можно или нет есть исходное вещество. Желатин обычно получают из свиней и коров, реже — из рыб. Разберем каждый вид по отдельности.
Рыбий желатин
Поскольку по Шариату рыбу дозволено есть и ее не требуется особым образом закалывать, чтобы она стала дозволенной, рыбий желатин тоже в принципе дозволен.
(وحل الجراد) وإن مات حتف أنفه، بخلاف السمك (وأنواع السمك بلا ذكاة) لحديث «أحلت لنا ميتتان: السمك والجراد، ودمان: الكبد والطحال» بكسر الطاء
حاشية ابن عابدين ٦:٣٠٧
Желатин из рыб на российском рынке встречается довольно редко, хотя в западных странах он весьма широко распространен. Это самый чистый и самый дорогой вид желатина, поэтому на упаковках всегда пишут, что желатин именно из рыбы, чтобы подчеркнуть качество продукта и его приемлемость для покупателей с особыми запросами: мусульман, иудеев и песко-вегетарианцев. Если вы видите в составе просто надпись “желатин”, нет оснований полагать, что он произведен из рыбы.
Важно отметить, что, хотя рыбий желатин в принципе дозволен, богобоязненному человеку из предосторожности следовало бы убедиться, что оборудование, при помощи которого производили этот желатин, было чистым и на нем не было следов недозволенного мяса (как нередко случается в смешанных производствах). Это может гарантировать только специальная маркировка “Халяль”, хотя мы не утверждаем, что весь рыбий желатин без такой маркировки запретен: напротив, мы говорим, что в основе он дозволен.
Свиной желатин
Свиной желатин исторически очень распространен в Европе. Свинья считается нечистой в основе (наджис аль-айн), поэтому неважно, из какой ее части производили желатин: все ее части — нечистые, даже если по ним не течет кровь (как в случае со щетиной). Если свинью заколоть по Шариату, ее щетина и кожа не очистятся.
بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع (1/ 63)
(وأما) الخنزير: فقد روي عن أبي حنيفة أنه نجس العين، لأن الله تعالى وصفه بكونه رجسا فيحرم استعمال شعره وسائر أجزائه، إلا أنه رخص في شعره للخرازين للضرورة.
وروي عن أبي يوسف في غير رواية الأصول أنه كره ذلك أيضا نصا ولا يجوز بيعها في الروايات كلها، ولو وقع شعره في الماء القليل، روي عن أبي يوسف أنه ينجس الماء، وعن محمد أنه لا ينجس ما لم يغلب على الماء كشعر غيره.
وروي عن أصحابنا في غير رواية الأصول أن هذه الأجزاء منه طاهرة؛ لانعدام الدم فيها، والصحيح أنها نجسة؛ لأن نجاسة الخنزير ليست لما فيه من الدم والرطوبة بل لعينه
Следовательно, никакой свиной желатин не будет дозволен.
Бычий желатин
Быки относятся к животным, которых дозволено употреблять в пищу при соблюдении исламских норм. Поэтому важно, заколото животное по нормам Шариата или нет. Если животное забито по Шариату, то желатин из его частей: как кожи, так и костей — тоже дозволен. На данный момент в России такой желатин массово не производится, но его можно найти в импортных продуктах с маркировкой иностранных комитетов по стандарту “Халяль”.
Если животное не забито по Шариату, то желатин из него тоже не дозволен.
أحكام القرآن للجصاص — (ج 1 / ص 140
باب جلود الميتة إذا دبغت
قوله تعالى إنما حرم عليكم الميتة والدم وقوله تعالى قل لا أجد فيما أوحي إلي محرما على طاعم يطعمه إلا أن يكون ميتة أو دما يقتضي تحريم الميتة بجميع أجزائها وجلدها من أجزائها لأنه قد حله الموت بدلا من الحياة التي كانت فيه إلا أن قوله على طاعم يطعمه قد دل على الاقتصار بالتحريم على ما يتأتى فيه الأكل وقد بين النبي ص — هذا المعنى في جلد الميتة بعد الدباغ بقوله إنما حرم أكلها وإنما حرم لحمها
البحر الرائق — (ج 1 / ص 104
وفيه (السراج الوهاج) مسألة جلد الميتة بعد الدباغ هل يجوز أكله إذا كان جلد حيوان مأكول اللحم قال بعضهم نعم ؛ لأنه طاهر كجلد الشاة المذكاة وقال بعضهم : لا يجوز أكله ، وهو الصحيح لقوله تعالى { حرمت عليكم الميتة } ، وهذا جزء منها { وقال عليه السلام في شاة ميمونة رضي الله تعالى عنها إنما يحرم من الميتة أكلها مع أمره لهم بالدباغ والانتفاع } ، وأما إذا كان جلد ما لا يؤكل كالحمار ، فإنه لا يجوز أكله إجماعا ؛ لأن الدباغ فيه ليس بأقوى من الذكاة وذكاته لا تبيحه فكذا دباغه .
Желатиносодержащие продукты
Желатин иногда используют в заливных, желе, в кремах, муссах, тортах, консервах и некоторых видах конфет. А еще желатин может быть в йогуртах, готовых десертах, жевательной резинке и жевательном мармеладе, мороженом, сметанных продуктах, некоторых творожных суфле и свежих сырах. Но в последние годы очень многие производства переходят от животных ингредиентов к растительным, так что животный желатин все чаще заменяют агар-агаром.
Зефир, пастила и традиционные виды мармелада обычно готовятся на пектине или агар-агаре.
Желатин часто используют при производстве лекарств, но насчет запретных веществ в лекарствах есть свои особые правила.
На что обратить внимание
• Покупайте продукты с символикой “Халяль”.
• Готовьте на пектине и агар-агаре.
• Чтобы не купить продукт с желатином, следует читать состав продуктов. Это вообще хорошая практика — проглядывать список ингредиентов перед покупкой.
• Особенно обращайте внимание на желейные продукты и десерты с нежным кремовым составом: муссы, легкие творожки, кремы, суфле.
Автор статьи: Малика Умм Яхья
Проверил Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.
Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».
Источник