Можно ли за утилизацию получить деньги

Содержание статьи

Как сдать автомобиль на утилизацию и для чего это нужно — читайте в разделе Учебник в Журнале Авто.ру

Автомобиль не вечен. Рано или поздно наступает момент, когда ездить на нём уже нельзя (или не хочется) и продать не получается — никто не покупает. Просто «забыть» машину где-то под забором вам не дадут — как минимум налоговая инспекция, которая будет по-прежнему начислять вам транспортный налог. Но есть вполне легальный способ избавиться от автохлама и даже что-то на этом заработать. Мы про утилизацию. И это не только физический процесс, но и бюрократи­ческая процедура, в тонкостях которой стоит разобраться подробнее.

В каких случаях можно утилизировать машину

Очевидный повод начать процедуру утилизации — предельный физический износ автомобиля. Неважно, наступает он в силу возраста, большого пробега или серьёзного ДТП. Но есть и более необычные причины.

Утилизировать можно автомобиль, который не стоит сейчас у вас перед домом. Например, если он был угнан и вы уже отчаялись его найти. Или тот, что вы добросовестно продали, а новый владелец недобро­совестно решил не заниматься пере­регистрацией, из-за чего все «письма счастья» о штрафах и неуплаченном транспортном налоге приходят на ваше имя.

Однако в любом из этих случаев физическим действиям предшествует формальная, юридическая выбраковка автомобиля.

Что нужно сделать перед началом утилизации

Вне зависимости от причин утилизации сначала необходимо подать в ГИБДД заявление о снятии машины с учёта, а также приложить к нему объяснитель­ную записку, в которой должны быть изложены причины грядущей утилизации.

В случае угона к этим двум бумагам необходимо добавить оставшиеся у вас документы на машину. Если они не сохранились, а были похищены вместе с машиной, обязательно зафикси­руйте этот факт в объяснительной. Когда оформ­ление утилизации запускается из-за нерадивого следующего владельца, к заявлению нужно приложить копию договора о продаже. Предо­ставлять машину в ГИБДД для осмотра, понятное дело, при этом не требуют.

Процедура сложнее, если вы хотите утилизи­ровать не весь автомобиль целиком, а планируете сохранить какие-то его агрегаты — например, чтобы продать их по отдельности. В этом случае нужны все документы на авто­мобиль (ПТС, СТС) и его «номера». Снятые агрегаты тоже придётся предо­ставить в ГИБДД для осмотра, их список должен быть внесён как в заяв­ление о снятии с учёта, так и в объясни­тельную записку о причинах утилизации. На каждую деталь, у которой есть свой иденти­фикаци­онный номер, можно просить оформить свидетель­ство о высвободив­шемся агрегате, которое сделает его последующую продажу легальной.

В случае с двигателем свидетельство получайте обязательно. Пускай с 2020 года процедуру регистрации автомобиля с «неродным» мотором упростили (отменили справку-счёт на новый мотор, аналогичный заменяемому), регистраци­онные бумаги на подержанный агрегат его потенциальному владельцу будут нужны. За каждое свидетель­ство придётся заплатить по 200 рублей госпошлины. Снятие автомобиля с регистрации — бесплатная услуга.

Можно ли утилизировать машину без документов

Юридическую выбраковку автомобиля реально провести даже в случае, когда у владельца нет оригиналов документов, подтверж­дающих факт владения автомобилем. Например, машина была похищена вместе со всеми бумагами. Однако информация о реги­страции автомобиля с указанием собствен­ника есть в базах данных ГИБДД — а значит, его утилизация не должна стать проблемой. Ещё придётся предоставить свой паспорт, написать заявление и объясни­тельную, в которых указать обстоя­тель­ства утери документов на автомобиль.

Что делать после снятия машины с учёта

Помните, что вы не имеете права управлять снятым с учёта автомобилем. Пере­двигаться по дорогам общего пользо­вания он должен на эвакуаторе — и не важно, способен он ездить сам или нет. Тем же способом машину придётся отправлять и в последний путь в центр утили­зации. Услуги эвакуатора оплачивает владелец автомобиля. После приёма автомобиля в пункте утилизации уже бывшему собствен­нику выдадут соответ­ствующее свидетельство.

За утилизацию придётся платить?

В России существуют государственные и частные пункты утилизации авто­мобилей. И те, и другие должны иметь соответ­ствующую лицензию на работу с отходами. Для владельца уничтожаемой машины разница между ними только финансовая: государ­ственный пункт сделает всё бесплатно, а частный вправе потребовать плату за эту услугу. Обычно эта сумма не превышает 10 000 рублей.

Ещё существует пресловутый утилизационный сбор, и в некоторых — правда, довольно редких — случаях владелец должен будет его заплатить. От сбора освобождены авто­мобили, выпущенные до 2012 года, а у большин­ства более свежих машин в ПТС уже стоит отметка об уплате утилизаци­онного сбора — его платят автопроиз­водители. Но если штамп в документах по каким-то причинам отсут­ствует, то платить придётся, и немало. Для легковых авто­мобилей базовая ставка сбора составляет 20 000 рублей, и в зависи­мости от объёма двигателя её умножают на разные коэффи­циенты, которые из года в год лишь растут.

Как можно заработать на утилизации

До конца 2019 года в России действовала государственная программа утилизации, стимулиро­вавшая спрос на новые автомобили и обнов­ление автопарка за счёт сдачи старых, небезопасных и неэкологичных автомобилей в утиль. Введённая как временная анти­кризисная мера, она суще­ствует уже почти десять лет, и её условия практически не менялись.

Согласно этой программе, желающие утилизиро­вать старую машину могли получить за это скидку на покупку нового авто­мобиля российского производ­ства. Для этого им нужно было обратиться в дилерские центры автопроиз­водителей, участвующих в программе. Есть некоторые ограни­чения: сдаваемая машина должна быть старше 10 лет, последний собственник должен владеть ею не менее полугода, автомобиль в утиль должен сдаваться комплектным (с мотором, коробкой передач, аккуму­лятором и т.д.).

Процедура была такой: сперва владелец заключает договор с уполно­моченным дилерским центром о покупке новой машины по госпрограмме, затем либо само­стоятельно проходит юридическую выбраковку и отправляет старую машину в пункт утилизации, либо поручает это дело дилеру. И лишь потом оформляет скидку и завершает процесс покупки нового авто­мобиля. Скидка за сданный автомобиль зависела от многих условий, но для легковых машин её сумма составляла не меньше 40 000 рублей.

К сожалению, несмотря на обещания правительства, в 2020 году программа всё никак не возобновится. Но шансы есть – ведь автопром снова в кризисе и дилеры готовы вновь давать скидки…

Как отменить утилизацию, если передумал

Согласно правилам регистрации транспортных средств, это возможно только в том случае, когда автомобиль был только снят с учёта для утилизации, но физически его ещё не уничтожили. Из документов вам вновь понадобятся гражданский паспорт, ПТС, ОСАГО и подтверж­дение оплаты госпошлины за регистраци­онные действия. Заявление пишется в свободной форме, однако в нём нужно указать все данные автомо­биля, в том числе номера кузова и двигателя. Помните, что и саму машину опять придётся предоставить в ГИБДД для экспертного осмотра перед постановкой на учёт.

Читайте также:  Можно ли заранее получить паспорт

Итак, совсем коротко

  • — Причиной утилизации могут стать не только дряхлость автомобиля или серьёзные повреждения в ДТП, но также угон или неправильный юридический статус машины.

  • — Перед утилизацией машину нужно снять с учёта, для чего требуется минимум бумаг и времени. Это можно сделать и без документов на автомобиль. Процедура бесплатная.

  • — Если планируете оставить себе отдельные узлы автомобиля, для них нужно оформить свидетельство о высвободившемся агрегате. За каждое свидетельство придётся заплатить небольшую госпошлину.

  • — В государственных центрах утилизация бесплатная, в частных нужно заплатить до 10 000 рублей.

  • — До 2020 года взамен утилизированной машины можно было получить скидку на новую, но пока эта программа приостановлена.

Материал по теме

Что делать, если попал в ДТП

Материал по теме

Оспариваем налоги на проданный автомобиль

Подпишись на наш телеграм-канал!

Источник

Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты

Вариантов масса: воспользоваться госпрограммой по утилизации, продать через интернет целиком или по запчастям, сдать на разборку… а можно просто бросить в лесу. Сравниваем все плюсы и минусы.

То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.

Торг здесь неуместен

Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.

В США старье иногда превращают в арт-объекты. Самые известные — Кархендж и Ранчо Кадиллаков. Всего их несколько десятков.

В США старье иногда превращают в арт-объекты. Самые известные — Кархендж и Ранчо Кадиллаков. Всего их несколько десятков.

Материалы по теме

Скидки по системе трейд-ин исходят от дилеров. Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают (и по какой цене), а какие нет. Плюс некое льготное кредитование (на поверку — ни разу не льготное). Получить все скидки деньгами нельзя. Вырученных денег вы в этой схеме не увидите, они виртуальные.

Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.

А где утилизация-то?

Все ненужное — на слом!

На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.

Материалы по теме

Из каких тогда соображений выбрана планка в 10 лет для сдаваемых машин? Чтобы народ не тащил проржавевшие кузовá без колес и сидений? Он и так не тащит: по условиям программы, сдаваемый автомобиль должен быть полностью комплектным, включая рабочие жидкости.

Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.

Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.

В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей — их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?

В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей — их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?

Альтернативная история

Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.

Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.

Материалы по теме

Может быть, рухлядь лучше отправить во вторчермет? Желающих ее принять очень много, причем иногда тоже эвакуатор выделяют даром. Но тарифы, откровенно говоря, не впечатляют. За тонну автомобиля дают 8000–10 000 рублей, дерзко заявляя, что это чертовски привлекательная цена. По сути, плод инженерного искусства приравнивается к куску ржавого швеллера.

Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.

Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.

Страна стихийных свалок

У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».

А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпро­грамма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.

По мелочи

Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.

Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.

Материалы по теме

Шины и колёса. В России появились пункты приема изношенных покрышек, готовые что-то приплатить за принимаемый хлам. Выручка чисто символическая: 1–2 рубля за килограмм. Если остаток протектора не менее 5 мм, шины берут для перепродажи, дают до 1700 рублей за штуку (R15). Колёса в сборе (R15) — до 9000 рублей.

Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 руб­лей. При сдаче в цветной лом алюми­ний идет по цене до 110 рублей за килограмм.

Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.

Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 руб­лей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.

Источник

Программа утилизации: как это вообще работает и как успеть в нее попасть

С 2014 года в России действует уже вторая по счету государственная программа, в рамках которой покупатель новой машины может получить скидку, если сдал свой старый транспорт в утиль. В ближайшие месяцы такая возможность, по всей видимости, исчезнет. Дром разобрался, насколько выгодно пользоваться этой программой сейчас, и подготовил четкую пошаговую инструкцию, как это сделать. Попутно мы поинтересовались, куда уходят наши деньги, которые мы платим в качестве утилизационного сбора при покупке нового автомобиля, ведь этот платеж уже не один год включен в стоимость всех продаваемых в стране автомобилей.

Читайте также:  Можно ли получить вычет на лечение мамы

Программа обновления автопарка — пожалуй, самая распиаренная государственная мера, которая помогла оживить российский автопром и авторынок в годы после кризиса 2008 года, и вновь пришлась к месту, когда в 2014 году авторынок опять покатился в тартарары. Автопром и дилеры получили нужную подпитку, да и нам, обычным автомобилистам, эта программа тоже очень понравилась. Во всяком случае, поначалу. Скажем, в 2011 году можно было сдать любую развалюху и получить 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. На тот момент это было здорово: вспомним, что Lada Granta в то время стоила от 229 000 рублей. И так недорого, да еще и, считай, скидка в 22%. Эта возможность привлекла очень многих. К сожалению, с той поры машины стали гораздо дороже, а скидки на многие новые модели урезали. К счастью, не на все.

Сейчас сложилась странная ситуация: программа утилизации может завершиться внезапно в любой месяц. Точнее, принимать машины в металлолом не перестанут, а вот получить при этом скидку на покупку новой машины скоро станет невозможно.

Ранее сообщалось, что государство перестанет субсидировать скидки либо по окончании первого квартала 2017 года, либо по окончании второго. Этого не произошло. За уточнениями мы обратились в Минпромторг, но там конкретных сроков окончания программы не назвали. При этом в Минпромторге нам рассказали о том, что летом начали действовать новые интересные госпрограммы — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Впрочем, обо всем по порядку.

Эволюция утилизации. Как программа поменялась с годами

Впервые программа утилизации в нашей стране была запущена в марте 2010 года. Тогда это называлось «экспериментом по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». В том виде программа проработала до конца 2011 года.

Условия первой программы утилизации заметно отличались от нынешних. Для получения скидки требовалось сдать в утиль машину не моложе 10 лет. Скидки предоставлялись только на автомобили российской сборки из установленного государством перечня. В него входили только наиболее дешевые модели. Скидка на покупку новой машины была не плавающей, а жесткой — 50 000 руб. За неполных два года работы программы государство выдало 600 000 сертификатов, дающих право на скидку. Всего на эту программу потратили 30 миллиардов рублей из карманов налогоплательщиков.

В 2012 году правительство России утвердило утилизационный сбор, который включен в стоимость каждой ввозимой из-за рубежа машины. С 2014 года этот платеж взимается и с автомобилей местного производства.

Новую программу утилизации запустили в сентябре 2014 года, и этот эксперимент оказался масштабнее предыдущего. Новые меры господдержки превратились в «программу утилизации и Trade-in». Субсидии теперь даются не только тем, кто отдал свою старую машину на переработку, но и клиентам, которые сдают автомобиль дилеру по системе Trade-in. При подготовке этой статьи мы интересовались исключительно вопросами утилизации.

Особенность нынешней программы утилизации: сдавать на переработку можно автомобиль любого возраста — право на скидку будет в любом случае. Единственное жесткое требование — машина должна быть в собственности не менее 12 месяцев. Нет единых требований по состоянию автомобиля и его комплектности. Как правило, утилизатор ожидает, что автомобиль сохранил все основные металлические элементы. Размер возможной скидки определяет производитель. Скидка по-прежнему предоставляется только на модели российского производства (перечень каждый производитель определяет самостоятельно) и сейчас варьируется в пределах от 10 до 150 тыс. рублей.

Куда обращаться?

Как рассуждает любой владелец автохлама, желающий его сдать? Сейчас зайду на официальный сайт этой госпрограммы, увижу все условия и найду адрес ближайшей площадки по приему машин на утилизацию. Раз уж про программу столько шума — наверняка же должен быть официальный сайт, реестр утилизаторов, подборка всех нормативных документов. Вы удивитесь…

Официального сайта программы не существует, и даже на сайте Минпромторга нет полной информации о ней. Представители министерства рекомендуют уточнять все детали у дилеров. При этом на сайтах дилеров и производителей в большинстве случаев сообщается, что клиент должен самостоятельно найти пункт утилизации, и только оформив все там, обращаться в автосалон. Замкнутый круг.

Самый верный способ — все-таки обращаться в первую очередь к дилеру. Менеджер салона кровно заинтересован в продаже каждого автомобиля, поэтому с радостью поможет подыскать ближайший пункт утилизации. Заодно от сотрудника дилерского центра следует получить подтверждение того, что на выбранную вами модель действительно действует скидка.

Какие дают скидки?

В дилерском центре Lada, куда мы обратились, о программе утилизации рассказывают без особого энтузиазма: скидка на тольяттинские машины упала до 10 000 рублей, и это вариант не интересует практически никого из покупателей. Говорят, у некоторых в глазах читаются вполне объяснимые чувства: отдать свою «ласточку» за столь ничтожную сумму просто рука не поднимается.

А вот в салоне Renault сообщили, что от программы утилизации еще есть толк. Конечно, большинство тех, кто хотел сдать свой «металлолом», успели это сделать за прежние годы, но и сегодня 5-10% покупателей приходят к дилеру с актом об утилизации в руках. Например, в случае с Дастером экономия получается солидной: скидка на полноприводную версию — 90 000 рублей, то есть более 10% от стоимости машины.

МодельРазмер скидки по программе утилизации (руб.)
Chevrolet Niva40 000
Datsun mi-Do50 000 на автомобили 2017 и 2016 г.в.
Datsun on-DO 2017 г.в.Комплектация Access — 70 000, остальные — 50 000 руб.
Datsun on-DO 2016 г.в.С АКПП — 50 000 руб., с МКП — 30 000 руб.
Ford EcoSport30 000 (версия 2.0 AWD — 65 000)
Ford Explorer90 000 (комплектация XLT — 125 000)
Ford Fiesta30 000
Ford Focus50 000
Ford Kuga100 000–130 000
Ford Mondeo50 000
Hyundai Creta100 000*
Hyundai Elantra100 000*
Hyundai Grand Santa Fe150 000*
Hyundai Santa Fe150 000*
Hyundai Solaris100 000*
Hyundai Tucson120 000*
Kia Rio50 000
Lada Granta10 000
Lada Kalina10 000
Lada Largus10 000
Lada Largus фургон20 000
Lada Priora10 000
Lada Vesta10 000
Lada XRAY10 000
Lada 4×410 000
Nissan Almera80 000
Nissan Murano100 000
Nissan Qashqaiдо 120 000
Nissan Terrano80 000
Nissan X-Trailдо 120 000
Renault Duster 4×250 000
Renault Duster 4×490 000
Renault Kaptur40 000
Renault Logan40 000
Renault Sandero/Sandero Stepway40 000
Skoda Octavia60 000**
Skoda Rapid60 000**
Skoda Yeti 4×260 000**
Skoda Yeti 4×4100 000***
УАЗ Патриот50 000
УАЗ Пикап50 000

* — Только для жителей Дальнего Востока (Владивосток, Якутск, Благовещенск, Хабаровск, Сахалин)
** — При утилизации праворульного автомобиля скидка 80 000 руб.
*** — При утилизации праворульного автомобиля скидка 110 000 руб.

Порядок действий при утилизации

1. Снимите автомобиль с учета в ГИБДД (автомобиль при этом в ГИБДД не предоставляется).

Читайте также:  Можно ли получить кредит не имея кредитной истории

Необходимые документы:

— Заявление.
— Паспорт.
— Паспорт транспортного средства (при наличии).
— Свидетельство о регистрации (при наличии).
— Регистрационные знаки (при наличии).
— Генеральная доверенность и нотариально заверенная копия доверенности (в случае обращения доверенного лица).

2. Найдите ближайший утилизационный пункт*, сдайте автомобиль на утилизацию и получите акт об утилизации. Кстати, некоторые утилизирующие компании готовы по запросу клиента предоставить фото- и видеоотчеты, которые подтвердят факт того, что автомобиль был полностью утилизирован. Это может быть полезно для «спокойствия души», если вы вдруг переживаете о том, что впоследствии ваша машина где-то «всплывет» и будет использована для противоправных действий.

* Рекомендуется убедиться, что организация имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов 2–4-го класса опасности, а также лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.

3. Предоставьте акт об утилизации официальному дилеру, у которого планируете приобретать новый автомобиль. Покупка должна оформляться на то же лицо, которое являлось собственником утилизированного автомобиля.

Необходимые документы:

— Паспорт гражданина РФ, владельца автомобиля.
— Копия ПТС, подтверждающая срок владения автомобилем (не менее 12 месяцев).
— Документ о снятии с учета в ГИБДД в связи с утилизацией (на выбор): отметка в ПТС, справка органа ГИБДД или оригинал карты учета транспортного средства, заверенная печатью и подписью сотрудника ГИБДД.
— Акт сдачи утилизируемого автомобиля утилизатору (оригинал или нотариально заверенная копия).

4. Все дальнейшие действия проводятся как при обычной покупке нового автомобиля у официального дилера.

За что мы платим утилизационный сбор?

Базовая ставка утилизационного сбора, включенного в стоимость нового автомобиля, составляет 20 000 рублей, а в зависимости от возраста и объема двигателя к ней могут применяться повышающие коэффициенты, доводящие сумму до нескольких сотен тысяч рублей. Когда в 2012 году этот механизм был запущен, его смысл казался очевидными. Утилизационный сбор — это «аванс» за будущий процесс утилизации автомобиля. Планировалось, что эти деньги будут направляться на создание в России современной системы утилизационных предприятий. Но когда мы решили разобраться в деталях, выяснилось, что в реальности наши деньги идут совсем не на эти нужды.

По закону, если в ПТС есть отметка об уплате утилизационного сбора (такие отметки ставятся с 1 сентября 2012 года), то вам гарантировано безвозмездное предоставление услуги по утилизации автомобиля. Однако на деле автомобиль и без такой отметки в ПТС можно без проблем утилизировать бесплатно, а есть возможность и немного подзаработать. Дело в том, что утилизатор учитывает сданные на переработку материалы.

Мы обзвонили несколько утилизирующих предприятий и выяснили, что тут возможны варианты. Некоторые утилизаторы готовы предоставить даже бесплатную услугу по вывозу машины — и на этом все, никто никому ничего не должен. Другие делают калькуляцию стоимости материалов и выплачивают клиенту несколько тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля и его комплектности. Другой вариант, который нам встретился, выглядел так: заберем машину бесплатно, но вот оформление документов по госпрограмме будет стоить 1000 рублей.

Так или иначе, стало ясно, что утилизационный сбор мы платим не за то, для чего он предназначен на самом деле.

Так, может, эти деньги идут на развитие утилизирующей индустрии в стране? Помнится, в 2012 году Минпромторг сообщал, что государство будет компенсировать компаниям-утилизаторам часть процентной ставки по кредитам на строительство новых шредерных заводов. Как рассказал Дрому директор одного крупного утилизирующего предприятия, никакого финансирования от государства его компания так и не получила за все эти годы.

Тут сразу возникает много любопытных вопросов. Сколько всего «утилизационных» рублей собрано за время действия утилизационного сбора? Какая доля этих средств все же дошла до утилизационных предприятий? Сколько всего сдано автомобилей за время действия программы утилизации? Сколько переработано? Все эти вопросы мы адресовали Минпромторгу, но по существу получили лишь такой ответ: «Реестр утилизирующих компаний Минпромторгом России не ведется». Вот и поговорили…

В чем суть новых льготных программ, которые появятся в ближайшие месяцы?

Недавно были обнародованы подробности о двух новых льготных программах для покупателей машин: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В рамках этих программ покупатели могут получить кредит по сниженной ставке, и в качестве дополнительного бонуса цена автомобиля будет снижена на 10% (на эту сумму будет уменьшен первоначальный взнос по кредиту). Данные условия распространяются на машины ценой до 1,45 млн рублей. Максимальный срок кредита не должен превышать 36 месяцев.

Требования, которым должен соответствовать клиент, чтобы покупаемая им машина считалась «первой» или «семейной», различаются. Если речь идет о «Семейном автомобиле», то нужно документально подтвердить наличие двух несовершеннолетних детей. Когда берут «Первый автомобиль», то потребуется доказать, что автомобиль покупается впервые — проверят по базам ГИБДД и бюро кредитных историй.

В рамках двух упомянутых программ планируется в этом году реализовать со скидками 90,72 тысячи автомобилей, а всего на эти программы будет потрачено 17,4 млрд рублей, сообщают наши коллеги из Газеты.ру. Путем несложных вычислений получаем, что средняя скидка на каждую машину составит около 192 тыс. рублей. Неплохо!

Даже если учесть, что значительная часть этих средств будет направлена на субсидирование ставок по кредитам, все равно получается, что новые программы гораздо выгоднее действующих. Всего в этом году государство выделило 63,5 млрд рублей на обновление автопарка, льготное кредитование и лизинг. Эта сумма должна распределиться на 750 000 автомобилей. Значит, средний размер субсидии в этом году составит примерно 85 000 рублей.

Итоги утилизации

Программа утилизации в России стала причиной многих сопутствующих проблем, которые не имеют прямого отношения к обычным автомобилистам, но создают условия для появления полулегальных или совсем нелегальных схем, с которыми приходится бороться правоохранительным органам. В первые же годы работы программы выяснилось, что часть машин, которые формально считаются утилизированными, на самом деле перепродаются без оформления документов и могут использоваться для совершения противоправных действий. Позднее подобные случаи были взяты под усиленный контроль, но другие проблемы остались. Утилизирующие предприятия стали подпитывать серый рынок запчастей. Также известны случаи, когда утилизатор за небольшую плату выдает акт об утилизации автомобиля, который он даже в глаза не видел. Акт можно использовать для получения скидки на новую машину, а что при этом стало со старой — никто не знает.

Этот «побочный эффект» можно считать незначительным на фоне того, что автомобилисты, производители и дилеры остались довольны. И если говорить в целом о государственных мерах поддержки автопрома, их эффективность налицо: в прошлом году каждый второй автомобиль в стране приобретался с господдержкой в той или иной форме (либо по программе утилизации и Trade-in, либо по программе льготного кредитования, либо по программе льготного лизинга).

Но кое-в-чем программа утилизации полностью провалилась. Цивилизованного рынка вторсырья по примеру других стран у нас пока создать не удалось, а те средства, которые государство собирает в качестве утилизационного сбора, просто «проедаются», не оказывая долгосрочного влияния ни на обновление автопарка, ни на развитие промышленности, ни на экологию.

В конце 2016 года Минпромторг предложил проект Стратегии развития промышленности по утилизации отходов на период до 2030 года. Наш вопрос о том, какие самые важные изменения ждут автомобилистов, в пресс-службе ведомства также оставили без ответа.

Источник