Можно ли в живописи использовать подсолнечное масло

Подсолнечное масло в живописи

Подсолнечное масло добывается из семян подсолнечника. На подсолнечное масло как на материал, пригодный для живописи, указал впервые проф. Ф. Петрушевский.

Сырое подсолнечное масло, выжатое холодным способом, имеет светложелтый цвет, который более или менее легко исчезает на свету и при нагревании. Химический состав его еще мало изучен. Фарион относит подсолнечное масло к полувысыхающим маслам. Масло это представляет большой интерес для русских живописцев, так как добывается оно главным образом в СССР, притом в большом количестве, и отличается дешевизной. В последнее время, однако, им заинтересовались и на Западе, где также производятся испытания его пригодности в живописи.

Подсолнечное масло содержит 46% линолевых кислот, 39% олеиновой кислоты и 9% твердых жирных кислот. Эти данные о составе масла, невидимому, близки к истине, так как подтверждаются медленным высыханием подсолнечного масла. Но пока не имеется твердо установленных данных, необходимо, конечно, дальнейшее исследование состава подсолнечного масла. Смешения красок с подсолнечным маслом дали безусловно удовлетво рительные результаты.

Из личных опытов мне известно, что слой подсолнечного масла не морщится при высыхании даже при значительной его толщине; высыхает масло в тонком слое в виде кобальтовой олифы приблизительно в 12 часов. При введении в него смол и эфирных масел оно дает нормальный слой живописи; кроме того, может служить в качестве связующего вещества красок в комбинации с льняным маслом, чем умеряются отрицатель ные стороны льняного масла.

Суровый приговор, произнесенный Таубером по адресу макового масла, должен относиться и к подсолнечному, если принять во внимание состав последнего. Не следует, однако, упускать из виду того, что маковое масло в XVII столетии с успехом, повидимому, применялось в живописи у голландцев и что со второй половины XIX столетия царил бессистемный метод живописи; при таких условиях маковое масло дало, конечно, худшие результаты, чем оно могло дать. При изменившихся взглядах на состав связующих веществ масляной живописи, когда в них стали вводить смолы и эфирные масла, а также начали пользоваться смесями различных масел, вопрос применения тех или иных из вышеописанных масел в качестве связующих веществ красок остается до сих пор открытым, так как длительного опыта с такими комбинированными связующими веществами в живописи мы еще не имеем.

Краски, тертые на одном сыром подсолнечном сгущенном масле, сохнут очень медленно, особенно цинковые белила, что затрудняет многослойную живопись на нем и не гарантирует прочности. Для полноты знакомства с различными видами жирных высыхающих масел необходимо сказать еще несколько слов о нижеследующих маслах.

Конопляное масло по своим свойствам пригодно лишь в малярном деле, но не в живописи.

Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, получаемую с маковым маслом. К сожалению, масла эти добываются с трудом, почему и цена их высока, особенно масла из елового семени.

Китайские и японские масла — древесное (тунговое) и пе-рилловое — обладают хорошими высыхающими способностями, но в живописи пока применения не имеют и не исследовались в этом направлении.

Источник

Советы для начинающих художников. Часть 2: жидкости и вспомогательные материалы

Сегодня я расскажу о моих маслах, разбавителях, и прочих жидкостях.

Хочу упомянуть об одной моей особенности — я аллергик. Поэтому это статья для меня выстрадана, но не тем, что у меня были проблемы с материалами для живописи, а в связи с моими проблемами с… родителями:)

Я, конечно, давно в том возрасте, когда сама выбираю свои занятия и работу, но каждый раз с трепетом вспоминаю свое детство, когда все это звучало как жесткий и бескомпромиссный приговор. Мне просто напросто все запретили рисовать.

Но, к счастью, в современном мире огромный выбор материалов и средств для живописи! Нужно уметь их найти среди всего этого разнообразия.

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 1

В школьные годы когда я осваивала масляную живопись, я пользовалась только одним средством рафинированным растительным подсолнечным маслом. Слои, конечно, сохли долго — по 3-5 дней. Но тем не менее это лучше, чем ничего. То есть масляные краски разводятся только маслом — подсолнечным рафинированным, самым дешевым.

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 2

Сами масляные краски химическим чем-то не пахнут, только растительным льняным малом, на основе которого оно сделано, но это похоже больше на запах рыбьего жира. Если вам доступно приобрести очищенное льняное масло — самый лучший вариант, но уже в разы дороже. Я уже привыкла, и люблю этот запах, заходя к себе в мастерскую сразу вдыхать этот запах живописи.

Читайте также:  Можно ли использовать керамзит для утепления пола в бане

Позже открыла для себя терпентин без запаха. Вот именно он, мой любимый разбавитель!

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 3

Его я покупала в Москве в «Арт-квартале», тогда он стоил 500 мл — 500 руб. То есть даже немного дешевле разбавителей ЗХК. Не пахнет практически ничем!

Но, еще раз — проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом. Цель моей статьи — дать вам информацию, но за ваше здоровье вы отвечаете сами!

Такое можно приобрести только в очень крупных городах. В периферии вам легче будет найти разбавитель Сонет слабо пахнущий — тоже им часто пользуюсь, спасал меня не раз, когда волей судьбы жизнь меня закидывала в глухие уголки нашей необъятной, где хотелось порисовать:)

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 4

Далее, когда вы уже войдете в процесс творения, возникнет вопрос — а как же мыть кисточки? Все в краске, в жирном масле! Все опять таки просто — у вас одна емкость с разбавителем/маслом для живописи и еще одна баночка маслом. Вы мочите грязную кисть в масло и дочиста вытираете ее об тряпку (так несколько раз). Да, у вас должно быть много вспомогательных тряпок (у меня это х/б, начисто выстиранное постельное, без лишних ниточек, чтобы они не попали на кисть, синтетика не впитывает масло).

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 5

То есть рядом с палитрой стоит масленка с разбавителем и банка с малом для мытья кистей. У меня дополнительно есть еще одна банка стеклянная 250 мл высокая, наполовину с маслом — там стоят кисти. То есть я их каждый день не вымываю, просто-на ночь/после сеанса ставлю в масло, и они там прекрасно себя чувствуют.

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 6

Не забудьте, что если вы рисуете кистями с мягким ворсом, то простояв в банке ночь-две, ворс загнется — такие кисти лучше сразу мыть после сеанса. Я мою обычным мылом для рук. По возможности я использую аюрведическое мыло, которое изготовлено без животного жира.

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 7

Несмотря на растворители без запаха, проветривать помещение обязательно как можно чаще, а еще лучше работать на открытом воздухе. Растворители не режут нос, но химические вещества все равно есть в воздухе!

И последнее — сиккатив. У меня вот такой (фото снизу). Сиккативы (от лат. siccativus — высушивающий) — вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. Дорого, да, но расходуется он очень медленно. Использую крайне редко, в основном когда пишу на заказ и работа должна быстро высохнуть. Сокращает высыхание до 2-3-х часов.

Советы для начинающих художников. Часть 2 жидкости и вспомогательные материалы, фото № 8

В следующей части постараюсь рассказать о холстах, грунтах и том, на чем вообще можно рисовать.

Источник

Чем разбавить масляную краску?

Да, это тоже живопись маслом)

Сейчас расскажу, почему масляные краски не нужно разбавлять маслом.

Двадцать лет преподаю, и это — самое распространённое заблуждение. Казалось бы, что может быть проще: водяные краски разводим водой, масло — маслом? А вот и нет. Поверьте, я видела картины, которые писали в юности мои бывшие однокурсники, щедро разбавляя краски подсолнечным маслом — сейчас это грустное зрелище. Живопись, в которую было вложено много труда потемнела, на ней проступили коричневые капли. Даже специальное масло для живописи — это совсем не то же, что вода в акварели.

Масло — это не разбавитель, это связующее вещество для частиц пигмента, оно придаёт краске пластичность, глубину цвета и блеск — но избыток масла вредит масляной живописи, вызывает потемнение и сморщивание красочного слоя, замедляет высыхание и забирает насыщенность красок.

Особенно печальные результаты можно увидеть, если вместо высыхающих масел, которые применяются в масляной живописи (льняное, маковое) используются полувысыхающие (подсолнечное) или невысыхающие (оливковое). Обычные представления о качестве растительного масла не могут заменить знания технологии. Если для салата оливковое масло подойдёт как нельзя лучше, то для живописной работы не годится вообще.

Чем- же всё-таки разбавлять? Чтобы сделать краску более жидкой, следует использовать специальные разбавители на основе эфирных масел хвойных деревьев (пинен, скипидар) или очищенного бензина (уайт-спирит).

Например, разбавителем номер один, как на картинке. Зачем нужен ретушный лак, расскажу ниже.

В современных фабричных красках зачастую изначально имеется избыточное количество масла. Иногда можно видеть, как на палитре вокруг свежевыдавленной из тюбика краски расплывается масляная лужица. Некоторые выдающиеся художники, например, Фешин, имели привычку предварительно обезжиривать фабричные краски перед работой, выдавив их на бумагу. В основании этого подхода — глубокое знание принципов масляной живописи, её основ. Ещё старые мастера отлично знали о вреде избыточного масла в красочном слое. Практически одновременно с возникновением масляной живописи был сформулирован знаменитый метод ведения работы над картиной: «жирным по тощему» — исходя из которого, значительное количество масла допускалось только в верхних слоях живописи — в лессировках, финальных прописках, деталях.

Читайте также:  Можно ли использовать витамин аевит для лица

Для достижения наилучшего результата надо представлять, как происходит высыхание красок. Если из водяных красок при высыхании вода просто испаряется, то масло никуда не улетучивается, его молекулы переходят в другую форму, полимеризуются. Этот процесс идёт неравномерно, начинается с образования тонкой «подсохшей» плёнки на поверхности красочного слоя. Если по такому недосохшему слою положить свежую краску, то масло из неё уйдёт в нижний слой — плёнка подсохшего масла обладает свойствами мембраны, вытягивающей масло из верхних слоёв. Теряя масло, красочный слой прожухает — цвета становятся тусклыми, более тёмными. Грамотная межслойная обработка способна предотвратить этот процесс. Часто встречающийся совет протереть прожухшие места маслом относится к распространённым заблуждениям и ошибкам. Чем больше масла в работе, тем больше всё жухнет и темнеет. А ведь некоторые ещё чесночным соком протирают! На самом деле, для межслойной обработки используется специальный ретушный лак.

Ретушный лак помогает избежать прожуханий и улучшает адгезию, сцепление красочных слоёв. Не следует дожидаться его высыхания — по свежему слою лака краска лучше ложится, легко разгоняется, приобретает дополнительную пластичность и послушность. Использование ретушного лака сохраняет свежесть и яркость красок, позволяет вести особенно тонкую моделировку формы. Межслойная обработка — необходимое условие грамотного ведения длительной живописной работы масляными красками.

Разбавитель и ретушный лак — вот, казалось бы, и всё, что может понадобиться для работы. Но вот мы заходим в магазин и видим множество разных флакончиков — двойники, тройники, лаки для живописи и пузырьки с маслом. Что делать со всем этим добром? Первый ответ: ничего. Большинству живописцев всё это без надобности. Второй ответ, для пытливых умов: изучать, штудировать литературу по технике живописи, экспериментировать, подбирая свой уникальный и ни на что не похожий творческий метод.

Давайте сравним две картины художников, живших рядом и в одну эпоху:

Франс Хальс, «Цыганка» Рембрандт, «Молодая женщина, купающаяся в ручье»

Обе работы написаны изумительными мастерами и даже мотивы довольно похожи — на обеих девушки в белых рубашках. Но как по разному они написаны!

Живопись Хальса кажется лёгкой, беглой, исполненной в один присест быстрыми мазками довольно жидкой краски. Наверное, он использовал разбавитель вроде того, что на фото выше)

Краски Рембрандта более густые, тягучие, прозрачные в тенях и плотные, рельефные на свету — они совсем по-другому движутся под кистью и иначе ощущаются зрителем. Эта характерная живописная фактура связана с тем, что художник добавлял в свои краски лаки из разных природных смол. Не случайно многим его работам свойственна особая янтарная глубина.

Лаки в живописи добавляют краскам блеска и прочности, делают красочную массу более вязкой и дают своеобразную «отрывистость» мазка.

Масло, напротив, позволяет краске скользить и даёт нежнейшие переходы из цвета в цвет, позволяет проводить бесконечные тонкие линии и выписывать филигранные детали. Примерно так:

Больтраффио, «Святой Себастьян»

При желании все эти средства можно сочетать в разных пропорциях и последовательностях — но для этого лучше понимать, зачем это делается и как это работает.

Для этого чрезвычайно полезно иногда читать литературу по технике живописи. Например, такую:

Киплик Д. И. «Техника живописи»:

https://knigogid.ru/books/744409-tehnika-zhivopisi/toread

Или такую:

Вибер Ж. «Живопись и её средства»:

https://www.bibliotekar.ru/zh-Veber/

Это два фундаментальных кирпича, на которых строится вся остальная теория техники живописи)

Про другие книжки, а также про более современные источники знаний, расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не потеряться)

Источник

Масла для живописи, Библиотека статей для художников

Основным пленкообразующим компонентом художественных масляных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян, некоторых растений.

Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.

Первую группу составляют масла типа льняного. Они сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе относятся: льняное, тунговое, конопляное и некоторые другие масла.

Вторую группу составляют масла типа макового. Пленкообразующая способность их значительно ниже, чем у первой группы: нанесенные на поверхность, они высыхают значительно медленнее. Полученная пленка частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, маковое, соевое и другие масла.

Маковое масло сохнет медленно. Это масло желтеет меньше всех остальных, что есть в продаже. Подходит для светлых тонов и белил.

Читайте также:  Можно ли использовать материнский

Третью группу составляют масла типа оливкового. Эти масла полностью не высыхают.

Четвертую группу составляют масла типа касторового, которые не образуют пленки и относятся к невысыхающим маслам.

Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них жирные ненасыщенные кислоты. Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом. Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества жирных непредельных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода. Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.

Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами. К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

Физико-химические показатели растительных масел

Название маслаЙодное число
Тунговое150-176
Льняное170-200
Конопляное160-175
Подсолнечное119-144
Рыжиковое133-155
Соевое138-144

Маковое131-143

Кукурузное111-131
Хлопковое101-116
Касторовое82-88

Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для «вызревания», оно обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию и делает их более яркими. Имеет свойство желтеть.

Высыхание льняного масла происходит в нормальных условиях — на свету за 5-б суток, а при повышенной температуре и интенсивном освещении за трое суток. Скорость высыхания зависят от толщины красочного или масляного слоя. От интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей наступает разрушение масляной пленки. Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла — до 60 суток. Но лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком. Окончательное же высыхание масляной живописи фактически наступает через несколько лет.

Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи во избежание прожухания красок.

Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.

Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.

Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а следует применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.

Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми. Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении «тройника», состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, уплотненного масла и пинена для разжижения смеси.

Уплотненные масла применяют и для протирки прожухшей живописи, нанося его тонким слоем на поверхность живописного слоя.

Способы отчистки, отбеливания и сгущения масел

Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи. Льняное масло наливают в банку с широким горлышком из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом, ставят к окну на длительный срок, 1-2 года. При этом, чем дольше масло выстаивается, тем оно лучше по своим качествам. В результате отстаивания масло становится густым, но для применения в живописи его разбавляют пиненом.

Для ускоренной обработки масло наливают тонким слоем (толщиной в 1 см) на тарелку или противень и накрывают стеклом. Через 15-20 дней масло под действием солнечного света загустевает и отбеливается.

Также льняное масло обрабатывают и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посуду наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды, и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Не следует вводить масло в подмалевок. Медленно сохнущие краски следует разбавлять только лаками. Для разбавления быстро сохнущих красок следует применять уплотненное масло № 1 или № 2. Количество вводимого лака в краску не должно быть чрезмерным во избежание хрупкости живописного слоя.

Источник