Можно ли в тюрьме получить высшее образование

Получить в тюрьме высшее образование и профессию — это реальность

Повысить свой интеллектуальный, профессиональный уровень, получить средне-техническое или даже высшее образование, находясь за колючей проволокой, беспрепятственно может каждый заключенный. И это не миф, не мечта — действительность. Подобную возможность имеют осужденные не только за рубежом, но и в России, как говорится, было бы стремление.

Началась традиционная пора сдачи единого государственного экзамена, вот уже несколько лет ставшим почти единственной путевкой в вуз. Однако ЕГЭ сдают абитуриенты не только в привычной школьной форме, но и в форме «полосатой». Или, по крайней мере, такой, в которой принято ходить в том или ином исправительном учреждении.

Например, в колониях Архангельской области, по данным пресс-службы УФСИН России по этому региону, такие экзамены сдают более тысячи заключенных. Учитывая, сколько ИТК расположено по стране в целом — без труда можно догадаться, что абитуриентов-зэков в этом году наберется никак не менее нескольких десятков тысяч.

У кого-то такие цифры могут вызвать недоумение — дескать, а зачем, вообще, за решеткой аттестат зрелости получать? Тем более, с зоны в институт или университет все равно сдавать сессию не отпустят до истечения срока заключения — так зачем эта показуха?

Читайте также: Трудоустройство зеков спасет от рецидивов?

На самом деле, ситуация не так проста, как кажется вначале. В ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия».

В ст. 108 того же Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

С 2001 года были внесены дополнения к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым администрация исправительного учреждения получила возможность создания условий для получения осужденными высшего профессионального образования

Исключение сделано лишь для тех, кто отбывает пожизненное заключение — им разрешено проходить лишь самообразование, без обучения в организованных в ИТК школах для осужденных. Видимо, потому что режим их содержания максимально строгий — когда человеку уже нечего терять (больше пожизненного, ввиду отмены смертной казни, все равно не дадут) — гарантировать соблюдения им дисциплины не приходится.

Для чего же были предусмотрены в свое время указанные меры? Вообще, статью Конституции России об обязательном среднем образовании никто не отменял, а заключенные являются такими же гражданами страны, только ограниченными в правах. Многие из них, к тому же, быстро пройдя «тюремные университеты» до своих многочисленных отсидок, так и не удосужились закончить хотя бы 9 классов. Особенно это касается «малолеток».

Читайте также: Гражданские больницы примут заключенных?

Немаловажным моментом является и предварительная социализация нынешних заключенных. Любой срок рано или поздно заканчивается выходом на свободу — и после этого отбывший наказание осужденный должен как-то устроиться в нормальной жизни. Между тем, если нет ни образования, ни опыта работы, ничего иного кроме криминального «украл-выпил-в тюрьму» для таких людей не остается.

На многих российских зонах дают не только базисное среднее образование, но даже и начальное профессиональное. Более того, специальным постановлением правительства, ИТК разрешено иметь вторую, образовательную печать — специально для заверения выдаваемых аттестатов и дипломов. На которых нет упоминания о тюремной специфике места образования — но лишь нейтральные географические названия, не вызывающие у будущих работодателей мгновенной негативной реакции.

И, наконец, российская Федеральная служба исполнения наказаний давно отошла от гулаговских принципов, согласно которым любой заключенный обязан работать все время лишения свободы. Сейчас зонам план сверху уже не спускают, а работа за колючей проволокой стала, скорее, привилегией, чем обязанностью. В том числе, и из-за реалий рыночной экономики, в которую тюремные производства вписываются далеко не всегда. По этой причине имеют работу в колониях в лучшем случае чуть больше четверти заключенных — остальные просто отбывают наказание, то есть, владеют огромным количеством свободного времени.

Между тем, в закрытых мужских (да и женских тоже) коллективах более чем актуальна поговорка армейских старшин: «Солдат без работы — преступник». Криминальная статистика внутризоновой жизни остается по-прежнему высокой.

Естественно, когда осужденные занимаются на уроках, готовят домашние задания — времени на криминальные глупости у них остается гораздо меньше. Тем более, что обитатели ИТК имеют и еще один стимул хорошо учиться — такое поведение идет в зачет при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.

Практически все положительные стороны образования, получаемого в тюрьме, относятся и к образованию высшему. Более того, по статистике, те осужденные, кто его получил — после выхода на свободу становятся рецидивистами в 5 раз реже, чем их «коллеги» без диплома.

Читайте также:  Если временная прописка можно ли получить инн

Еще 10 лет назад — 4 июня 2003 тогда заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ Олег Филимонов сообщил, что исправительные учреждения станут выполнять функции центров социальной адаптации осужденных и человек будет выходить на свободу нормальным субъектом гражданского общества.

Сегодня уже многие учебные заведения обучают осужденных: Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет. Современная гуманитарная академия (СГА) обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России.

Большой популярностью, кстати, пользуется профессия юриста. Конечно, в правоохранительные органы их на работу после отсидки вряд ли возьмут, но работа юрисконсультом или адвокатом вполне по плечу.

Читайте также: В тюрьмах появятся камеры для некурящих

Дистационные формы обучения считаются перспективными. В соответствии с национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет всех колоний России.

Правда, дистанционное получение прикладных специальностей, в отличие от чисто гуманитарных, предполагает приезд студентов для лабораторных работ — так что этот момент для заключенных, увы, практически непреодолим. Хотя, их ведь можно пройти после освобождения — если оно не за горами, а пока проходить теоретическую часть. После освобождения же придется сдавать и госэкзамены — кроме случаев, если колония находится рядом с университетом, и комиссия преподавателей согласится поехать туда. В любом случае, такие вопросы решаются в индивидуальном порядке. Уже в нескольких колониях строгого режима состоялись защиты дипломных работ. Теперь получение дипломов о высшем образовании, сидя за решеткой, случай уже не уникальный.

Как бы там ни было — но существующая практика поощрения осужденных к получению образования, как среднего, так и высшего, заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Ну, а тем абитуриентам-заключенным, которые успешно сдадут в этом году ЕГЭ, можно лишь пожелать покорения новых высот в повышении своего образовательного уровня — и после освобождения стать добропорядочными и образованными членами общества.

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Источник

Можно ли в местах лишения свободы получить высшее образование?

Формы обучения

Для осужденных оптимальной формой обучения является дистанционная. В учреждениях УИС дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных технологий позволяет осужденным практически в любой географической точке получить высшее образование без непосредственного контакта с преподавателями и без посещения вуза. Используя дистанционную технологию, можно учиться заочно, очно и экстерном. Насколько полно будут использоваться возможности дистанционного образования –  напрямую зависит от технических возможностей УИС. При отсутствии в колонии доступа к интернету, обучение осуществляется посредством почты. Учебные материалы, контрольные работы приходят в колонию на имя заключенного, выполняются им и высылаются для проверки в вуз. Дистанционная форма обучения посредством почтового общения с преподавателями доступна во всех учреждениях УИС. Существует к тому же и очная форма дистанционного обучения. Однако она доступна не всем заключенным. Такая возможность есть у осужденных, которые по независящим от них причинам (например, ввиду отсутствия рабочих мест) в исправительном учреждении не заняты трудовой деятельностью. Такие люди имеют больше свободного времени, а, следовательно, больше возможностей для обучения по очной форме. К примеру, в Современной Гуманитарной Академии по очной форме обучения занятия ведутся 24 часа в неделю.

ВУЗы, где заключенный может получить высшее образование

Заключенные с рядом ВУЗов России соглашения имеет ФСИН России. На платной основе могут обучать осужденных зарубежные вузы (например, USA — представительство в РФ Балтийский учебный центр, York University). Ввиду наличия большого количества филиалов по всей стране в РФ самый большой охват имеет Современная Гуманитарная Академия. На сайте Академии размещены контактные данные филиалов и информация для осужденных. Если у вас возникнут вопросы, то можно получить ответы, позвонив по всероссийскому номеру 8(800)200-2002 (звонок бесплатный). Кроме того, на сайте Академии можно познакомиться подробно с информацией и следующих филиалах Современной Гуманитарной Академии:

·         Самарский филиал;

·         Балашовский филиал;

·         филиал в г. Александров.

В Российской Федерации соглашения обучении осужденных имеют следующие вузы:

  • Тверская академия сельского хозяйства
  • Псковский Государственный Университет
  • Российский государственный социальный университет
  • Московский государственный социальный университет
  • Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • ОАО «Международная открытая группа университетов»
  • Московский инженерно-физический институт
  • Уральский институт социального образования
  • Российский финансово-экономический институт
  • Амурский государственный университет
  • Международный восточноевропейский университет
  • Донской государственный университет
  • Саратовский социально-экономический университет
  • Челябинский государственный университет
  • Организация «Центр координации образования и физического развития»
  • И другие.

У администрации колонии можно узнать, с каким вузом подписано соглашение.

Перевод для получения образования в другое учреждение УИС

Если вы не можете получить интересующую профессию в том учреждении УИС, где вы отбываете наказание, то можно перевестись в другое, чтобы на платной основе получить образование.

Условия перевода для осужденных:

1.      Перевод заключенных осуществляется ежегодно с января по сентябрь.

2.      Заключенный лично пишет заявление на имя начальника ГУФСИН России по вашей области. Кроме того необходимо ещё гарантийное письмо об оплате обучения в учебном заведении от родственников или других лиц. В письме должны быть указаны паспортные данные и адрес проживания лиц, гарантирующих оплату обучения. Перевод возможен лишь на основании этих двух документов.

Читайте также:  Можно ли получить кредит в банке в другом городе

3.      На заявлении осужденного службы учреждения, где он отбывает наказание, делают специальные отметки:

спецотдел – о наличие у осужденного подлинника документа об образовании (диплом колледжа или аттестат о полном среднем образовании);
отдел воспитательной работы – о наличии поощрений и взысканий.

4.      Заявление осужденного из учреждений пересылается начальнику ГУФСИН России по вашей области, рассматривается с целью принятия решения о переводе осужденного в соответствующую колонию.

5.      Принятое решение в письменной форме высылается в учреждение, где осужденный отбывает наказание, и гарантам оплаты его обучения.

Такая практика в Свердловской области  успешно применяется. Заключенные обучаются в Филиале Российского государственного социального университета.

Документы, получаемые по окончании вуза

По окончании вуза заключенные получают диплом государственного образца. Государственная экзаменационная комиссия приедет на защиту диплома и госэкзамен в исправительное учреждение.

Благодаря возможности получить образование в учреждении УИС, их воспитательная функция раскрывается более глубоко. Имея высшее образование, человек легче встанет на путь исправления и после освобождения найдет свое место в обществе. При этом особо важно родственникам осужденных помочь им принять решение о получении высшего образования в местах лишения свободы. 

Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не должны быть лишены возможности получения ими образования, включая и высшее профессиональное. В 1996 год одной первых в РФ реализовала право осужденных на получение высшего и среднего профессионального образования Уголовно-исполнительная система Свердловской области. Этот опыт оказался удачным и ещё большее число осужденных смогли воспользоваться своим правом на образование.» data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki»>

Источник

Учиться и в тюрьме не поздно

Можно ли во время отсидки получить среднее, а то и высшее образование? И что для этого нужно сделать?

Законодательством (ст. 112 УИК РФ) предусмотрено, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Таким образом, даже если кто-то и не желает учиться, его заставят и складывать «дважды два» научат. От этой повинности могут быть освобождены только осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Эти лица получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Но не только общее среднее образование можно получить в колонии. Согласно ст. 108 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Некоторые категории осужденных (осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет) профессиональную подготовку могут получить, как и в случае со средним образованием, только по их желанию. Получение профессии осужденными на нынешнем этапе становится одной из важнейших задач воспитательных отделов ИК (ВК) уже хотя бы потому, что число осужденных, поступающих в места лишения свободы и не имеющих вообще никакой профессии или специальности, постоянно растет. По данным ФСИН количество осужденных, не имеющих специальности, составляет 10,4 % от их численности.

Помочь осужденному получить профессию является важной социальной задачей. Без профессии и, как результат, без работы освободившийся из мест заключения быстро теряет социальные ориентиры и способность адаптироваться к жизни на свободе.

Необходимо отметить, что такая забота со стороны государства вовсе не является чем-то исключительным. Подобные нормы, регламентирующие получение заключенными образования (по крайней мере начального), существуют практически во всех европейских (и не только европейских) странах.

Да и международные документы требуют того же. Например, Европейскими пенитенциарными правилами прямо предусмотрено, что в каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя программа обучения. Считается, что возможность получения заключенными образования будет способствовать улучшению перспектив на их успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа и повышения их уважения к самим себе.

Трудно с этим не согласиться. Ведь действительно, кто будет более конкурентоспособен на рынке труда: человек, не умеющий писать, или человек грамотный? Вопрос, безусловно, риторический. Поэтому получение российскими осужденными образования способствует не только их ресоциализации во время отбывания наказания, но и создает определенные предпосылки для более успешной адаптации к жизни на свободе.

Таким образом, как оказывается, получить среднее или профессиональное образование во время отбывания наказания несложно. Было бы, как говорится, желание. Более проблематично получить образование высшее. Но и здесь произошли определенные подвижки. В 2001 году в Уголовно-исполнительный кодекс было внесено дополнение, согласно которому администрация исправительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, должна создавать условия для получения осужденными высшего профессионального образования.

Почему «с учетом имеющихся возможностей»? Да потому, что, действительно, не во всех колониях получение высшего образования можно организовать. Одно дело, если колония расположена в крупном городе, и другое — если это лесная колония, куда достаточно сложно добраться не только преподавателям, но порой даже прокурору. И все же с постепенным развитием дистанционного высшего образования, думается, и этот пробел будет постепенно устранен.

Читайте также:  Можно ли получить кредит имея судимость

В исправительных учреждениях пенитенциарной системы России имеется 291 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и 220 учебно-консультационных пунктов, в которых одновременно обучаются 61,5 тыс. осужденных. Кроме того, в 67 следственных изоляторах организовано общеобразовательное обучение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. А более 80 тысяч осужденных получают различные профессии в 338 профессиональных училищах и в 152 их филиалах.

В настоящий момент почти полторы тысячи осужденных на договорной основе получают образование в высших и средних учебных заведениях. Такая практика распространена уже в 65 субъектах Российской Федерации.

Осужденные предпочитают получать образование по следующим специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, маркетинг, социология и т.д. Наиболее популярна, конечно же, специальность «юриспруденция».

Безусловно, получение диплома юриста, равно как и психолога и социального работника, вовсе не гарантирует того, что по отбытии наказания освободившийся сможет устроиться работать по полученной специальности. Вряд ли какое-либо адвокатское бюро поспешит принять в свои ряды бывшего зэка. Или взять, например, специальность «социальный работник». Те же исправительные учреждения, например, весьма нуждаются в специалистах этого профиля. Но кто возьмет на себя смелость принять на работу в колонию бывшего зэка, да еще на должность, связанную с ежедневным общением с осужденными? Это все равно что принять на работу в качестве завскладом человека, пару лет назад осужденного за хищение из этого же склада. Поэтому проблемы с трудоустройством все равно возникать будут. Например, из 214 осужденных женщин из ИК-5 г. Можайска, закончивших Московский государственный социальный университет, после отбытия наказания по специальности работает только 16!

Тем не менее говорить о том, что такое обучение бессмысленно и бесполезно, нельзя уже хотя бы потому, что, как свидетельствует статистика, люди, имеющие высшее образование, реже совершают уголовно наказуемые деяния. Немаловажен и тот факт, что рецидив среди лиц, получивших во время отбывания наказания высшее образование, как свидетельствует та же статистика, более чем в 5 раз ниже, чем у осужденных, не обучавшихся в вузах.

Для того чтобы предприятия и учреждения различных форм собственности с большей охотой принимали на работу бывших осужденных, необходимо по примеру многих западных стран законодательно закрепить для таких предприятий и учреждений льготы по налогообложению.

Тюремные воспитатели и психологи небезосновательно утверждают, что заочное и дистанционное обучение осужденных в вузах и техникумах способствует улучшению среди них дисциплины, а стремление к получению знаний является одним из важнейших условий повышения их адаптационных способностей.

По состоянию на конец 2004 года высшее образование осужденные получали в 63 вузах и 29 средних профессиональных образовательных учреждениях (техникумы, колледжи, лицеи).

Так, в Современной гуманитарной академии и ее филиалах обучается более 460 осужденных, отбывающих наказания в ИК Красноярского и Хабаровского краев, Курской, Пензенской, Ульяновской и ряда других областей. В Северо-Западном заочном техническом университете учится более 80 осужденных, в Московском государственном социальном университете — более 70 человек и т.д.

А буквально на днях поступить в вуз смогли и несколько вологодских осужденных. В поселке Шексна очередной свой филиал открыла Современная гуманитарная академия.

Таким образом, «процесс пошел». Задача, стоящая перед ФСИН, — помочь осужденным поверить в свои способности приобрести знания и стать более приспособленными к жизни на свободе. И получение среднего и высшего образования — один из методов решения этой задачи. И даже если из ста человек, получивших высшее или среднее специальное образование во время отбывания наказания, по специальности смогут работать только десять, это уже хорошо.

Десять вузов, в которых обучается наибольшее число осужденных

(по состоянию на 1 августа 2004 г.)

NNНаименование вузаКол-во обучающихся осужденных
1Современная гуманитарная академия (Москва)461
2Московский инженерно-физический институт149
3Московский государственный социальный университет134
4Северо-Западный заочный технический университет (Санкт-Петербург)86
5Владивостокский государственный университет экономики и сервиса27
6Уральский институт социального образования (Екатеринбург)27
7Амурский государственный университет (Благовещенск)20
8Российский финансово-экономический институт (Москва)20
9Международный восточноевропейский университет (Ижевск)11
10Саратовский социально-экономический университет11

Десять средних профессиональных образовательных учреждений, в которых обучается наибольшее число осужденных

(по состоянию на 1 августа 2004 г.)

NNНаименование вузаКол-во обучающихся осужденных
1Калининградский технический колледж20
2Саратовский индустриально-педагогический колледж47
3Уральский государственный колледж им. Ползунова (Свердловская обл.)20
4Рыбинский сельскохозяйственный техникум (Красноярский край)9
5Краснодарский кооперативный техникум8
6Краснодарский гуманитарно-технологический колледж20
7Красноярский строительный техникум17
8Каменск-Уральский экономический техникум (Свердловская обл.)5
9Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО)8
10Образовательный центр им. Кирсанова Тамбовского университета8

 
Александров Ю. Учиться и втюрьме не поздно // Неволя. 2006. № 6.

См. Социально-экономическая программа «Содействие в получении среднетехнического и высшего образования для осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации».

Источник