Можно ли в современном обществе использовать опыт спартанского воспитания
Содержание статьи
Влияние особенностей спартанского воспитания на современный образовательный процесс
Библиографическое описание:
Огольцова, Е. Г. Влияние особенностей спартанского воспитания на современный образовательный процесс / Е. Г. Огольцова, М. Я. Шипилова, К. А. Гостищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru//305/68739/ (дата обращения: 28.04.2021).
В настоящее время принято считать, что система воспитания в Древней Спарте существенно отличается от современной тем, что была более жестокой. Современная же система воспитания является более доброжелательной, но достаточно продуктивной и действенной. Нельзя не отметить чересчур строгие порядки, жесткие наказания и испытания юношей в Спарте. В нашем современном обществе такие методы обучения категорически неприемлемы. Жестокое отношение к человеку, тем более к подростку или ребенку может нарушить психику и негативно повлиять на его нормальное развитие, а в дальнейшем и на положение в обществе. Сегодня практикуется демократический подход воспитания детей, с самого рождения их гражданские права не могут быть нарушены. Часто ребята сами выбирают чему обучаться, в какие игры играть и как организовывать свое время. Нам важно изучить разнообразный опыт воспитания. Важно узнать, как особенности спартанского воспитания повлияли на современный образовательный процесс. Актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на то, что данная тема была многократно описана, данный аспект не был подробно рассмотрен.
По общему мнению, спартанские дети были, скромными и послушными, мужчины — смелыми, а женщины — привлекательными. И одеждой, и речью, и своим поведением спартанцы поразительно были похожи друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков. Спартанцы никогда не работали и в основном никогда не отдыхали. Всю жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжёлыми испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили с боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к своей семье.
И в будни, и в праздничные дни, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только тусклую и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которую не стал, есть бы последний бедняк в любом другом греческом городе.
Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и довольными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах. [1].
Изучая историю Древней Спарты, нам кажется, что их методы воспитания были достаточно жестоки по отношению к современным методам воспитания. Термин «воспитание» необыкновенно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства. Нас заинтересовало, чем система воспитания Спарты отличается от современной; какие методы воспитания являются более действенными, эффективными для достижения данной цели. [2]
Рассматривая же сам процесс воспитания, в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общества с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком социальном смысле воспитание — это передача многолетнего опыта от старших поколений к младшим. Под опытом же понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Роль самого воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Благодаря воспитанию можно многого добиться, но полностью изменить человека не получиться.
Важнейшей задачей воспитания является выявление способностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными возможностями, его способностями и возможностями. Целью же будет осознанное, выраженное в словах предвидение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. А вот цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание как к идеальному будущему, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Само понятие цели считается главной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного развития. [3]
Результатом воспитания будет являться освоение воспитанниками принципов демократии, осознание и реализация прав и обязанностей гражданина. [4]
Углубляясь же в воспитательный процесс Спарты там изначально, на юго-востоке самого большого греческого полуострова — Пелопоннеса — некогда расположилась могущественная Спарта. Официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, — Лакедемон. Вот поэтому от этого государства пошли такие определения, как «спартанец» и «спартанский». Многие слышали также и о жестком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: уничтожать слабых младенцев, чтобы поддерживать силу и статус своей нации. В основе устройства государства Спарты был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Все периоды существования данного древнего государства можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и эллинистическую эпохи. Каждая из этих эпох оставила свой след не только в формировании этого древнего государства Спарта. Но вот что касается воспитания, в VIII — IV веке до н. э. в Спарте была разработана полностью новая система воспитания, о котором в одном из своих трудов говорит Аристотель. Совершенно ясно, что государство в качестве главной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. В отличие от современной системы воспитания была более ожесточенной, но как нам кажется менее продуктивной, на данный момент современная система является более снисходительной и лояльной, но она является более полезной и систематизированной. В связи с такой политикой в Спарте, в полисе был установлен строгий государственный контроль над процессом образования и воспитания. В программу обучения входили только те предметы, которые повлияли на развитие физических навыков и моральную выдержку, совершенно исключив другие науки, которые были связанны с развитием эстетики души человека. Ведь по мере того, как мальчики подрастали, их начинали воспитывать в более суровых условиях. Чаще всего в целях воспитания ходили босые и даже без одежды как часто это и происходило.
Для того чтобы не голодать юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую бдительность и хитрость. И если в таком случае они не были пойманы, то и не были наказаны.
По исполнении 15-летнего возраста мальчики должны были выдержать своеобразные экзамены, для того, чтобы перейти в следующий возрастной статус. Одно из них — показательное сражение молодежи, на котором в качестве зрителей обязаны были находиться все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины — вот так серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание шло на протяжении двух дней: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый «испытательный год» своей военной подготовки. Из подростков формировали отряды и отправляли их во все части страны для несения военной службы. Таким образом, в таком раннем возрасте мальчиков уже вводили в ту самую атмосферу военных действий, приучая их бессердечно относиться к смерти и к убийствам, дав им всю радость победы над противником. Жестоко, но только так было, чтобы воспитать настоящих воинов. Есть и влияние спартанской системы воспитания на современный процесс образования. [2]
В связи с вышесказанным хочется отметить, что опыт спартанского воспитания будет трудно применять в нашем современном обществе, в связи с тем, что огромная составляющая спартанского воспитания — это суровый отбор сильных физически и морально людей. Современное общество является гуманистическим, в котором каждый человек важен в любом случае. Т. е. моральные рамки современного общества не позволят применять спартанские жесткие способы воспитания. Спартанская система была ориентирована на воспитание воинов. Родителям не разрешалось решать судьбу собственного ребенка, греки воспитывали его по собственному усмотрению. А в современном обществе воспитание ориентировано на развитие у детей индивидуальности и нужных качеств для жизни в социуме. В наше время родители воспитывают собственных детей сами и помогают им, когда они уже совсем взрослые.
Отличия современных методов воспитания от спартанских:
Уже с семи лет мальчиков отлучали от родителей и объединяли в отряды (агелы), там их приучали к строгой и жесткой военной дисциплине. Главной задачей в спартанской системе выступало воспитание у детей храбрости. Современные методы больше совпадают со словесными методами обучения. Основной функцией является просвещение, развитие знаний в области общественных норм, правил поведения, формирование взглядов.
Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент — слово. [5]
На наш взгляд, современные методы воспитания лучше и действеннее, потому что каждый человек — отдельная личность, и каждый должен сам выбирать, кем он будет и чем он будет заниматься.
Литература:
- Интернет ресурсы: mthistory.narod/misc/sparta.htm
- Волков А. В., Спарта. Со щитом и на щите, М., «Вече», 2005 г., с. 163-169.
- Макаренко А. С. О воспитании — М.; Политиздат, 1990.
- Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 58.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004
Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, воспитание, Спарта, быль, система воспитания, современный метод воспитания, спартанское воспитание, древнее государство, Древняя Спарта, спартанская система.
Источник
Спартанское воспитание сегодня – да или нет?
Здравствуйте, читатели блога! Как вы думаете, почему Александр Македонский, будучи великим мировым полководцем, не решался вести войну со Спартой. Он боялся даже близко подвести свое войско к стенам города. В чем же секрет такой небывалой героической смелости и выносливости спартанцев? Можно ли современных детей взращивать по спартанской модели?
Жизнь или смерть
Мы привыкли к тому, что после рождения крохи его сразу кладут маме на живот и прикладывают к груди. Однако новорожденных спартанцев в течение нескольких часов после появления на свет приносили старейшинам. Предводители племени тщательно осматривали младенца. Если тот, по их мнению, был болен, уродлив или слаб, то его приказывали убить.
Если анализировать такой подход с точки зрения сегодняшнего дня, то он кажется страшным. Каждый малыш имеет право на жизнь. В XXI веке медики научились бороться даже за безнадежных крошек. И это правильно!
Не существует такого понятия, как естественный отбор в мире, где пара мечтает о малыше, грезит детскими ножками и ручками. Спартанский «подход» к отбору сильных мира сего — бесчеловечный и недопустимый. Надеюсь, с моей точкой зрения согласны большинство.
Злым стать легко
Если маленький спартанец оставался жив, то его отдавали обратно в семью. В семилетнем возрасте мальчишек отлучали от родителей, расселяли в самых настоящих воинских казармах. С этого момента жизнь маленького человека менялась на 180 градусов.
Спартанское воспитание заключалось в поощрении насилия и жестокости друг на другом. Дети решали споры с помощью кулаков и жестокого боя. Такое воспитание сказывалось на взрослой жизни человека: среди спартанцев не было мягких, добрых, сочувствующих людей.
Неудивительно, что Спарта не получила дальнейшего развития в мире. Хотя и существовала 700 лет! История доказывает: невозможно сохранить целостным общество, где главной ценностью является армия. В древнегреческом государстве избегали умных людей — философов, ученых, врачей.
Спартанцы умели воевать и собирать дань с покоренных государств, но при этом они не смогли сохранить целостность своего клочка земли. Война сделала их великими, война их и разрушила. Великая Спарта развалилась в результате Ахейской войны и подчинилась Римской империи.
Еда как роскошь
Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все — иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.
Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.
Тотальное ограничение в самом необходимом — это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).
Быть или нет?
Воспитание молодого поколения в Спарте считалось делом государственной важности. Девочки не имели права получать образование — их растили для служения мужчинам, рождения детей, ведения хозяйства. Юношей взращивали настоящими воинами. Вся система воспитания была направлена на формирование:
- физической выносливости и закаливания;
- стойкости, решительности;
- преданности государству и армии.
Помимо этого, юношам давали уроки музыки и пения. С 7 лет мальчики обязательно обучались ораторскому мастерству — способности четко, лаконично, красиво высказываться. Спартанское воспитание позволяло взращивать настоящих мужчин — сильных, решительных, надежных, преданных. Маленькие спартанцы до 20 лет находились в собственности государства. Они не имели права отказаться от воинской службы и свободно перемещаться по миру.
Строгое воспитание, в основе которого лежит физическая выносливость, послушание, мужественность в настоящее время носит определение — спартанское. До сих пор в суворовских училищах России можно встретить подобные установки во взращивании будущих защитников Отечества. В тоже время современная педагогическая система является противников строгости в воспитании детей.
Здесь нужно соблюдать тонкую грань, иначе ребенок может вырасти жестоким, озлобленным, асоциальным. Невозможно в одном лице взрастить воина и доброго, отзывчивого, толерантного человека. В Спарте акцент делался на первый пункт.
Недостатки современного воспитания
Те, кто так много говорит о спартанском воспитании и восхищается им, изменят свое мнение после прочтения этой статьи. Однозначно можно сказать, что дети Спарты — многострадальное поколение, которое становилось взрослым с пеленок. Адекватные современные родители далеки от подобного взгляда на воспитание. Как вы думаете, какие недостатки мы формируем у наших детей?
Главный недостаток воспитания XXI века — это дефицит родительского внимания. Жесткие условия выживания диктуют взрослому человеку свои правила: нужно много работать и тогда станет легче. В результате, ребенок уже в годик отправляется в ясли или остается на попечении няни.
Родитель, чувствуя вину перед малышом, начинает одаривать его материальными вещами — гаджетами, приставками, компьютерами. Такая модель поведения разрывает тесную связь между мамой, папой и ребенком.
Некоторые родители забывают, что у маленького человека тоже есть свое мнение, эмоции, чувства. Кроха тянет руки к своему родителю не для того, чтобы услышать «Отстань, не сейчас». Это травмирует его нежную психику.
Дорогие родители! Давайте попробуем слушать и слышать своих детей. Кроме нас, их так сильно все равно никто любить не будет.
Делитесь своими секретами воспитания детей в комментариях под статьей. Как вы относитесь к жесткой модели спартанского воспитания? Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
До скорых встреч!
Источник
Воспитание спартанцев
Это черновик проекта.
Из курса истории мы знаем что такое «воспитание по-спартански». А возможно ли применение принципов спартанского воспитания в современном обществе?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Астрахани «Гимназия № 1»
Проект на тему:
Выполнил:
Ситник Кирилл,
учащийся 5 б класса
Руководитель:
В.М. Марахтанова,
учитель истории
г. Астрахань, 2017
Воспитание детей в Спарте.
Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит в историю древнегреческого государства. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.
Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. У них была сильная армия, способная переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов.
Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня кажутся шокирующими.
Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?
У слабых детей не было шансов на выживание.
Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец нес новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму, где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали свободный участок земли. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.
Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями — бегом, прыжками.
Мальчики жили в казарме с семи лет
Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому «спартанскому воспитанию». Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром «надзирателя». В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье. Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась. Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Это была не школа, где учителя поддерживали мир — если двое детей начинали препираться, то надзиратель заставлял их драться.
Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно «выбивали дурь». Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не «портить» детей.
Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание — тем лучше для юношей и государства в целом.
Воровство как способ выживания
Пищи детям давали только самый минимум, чтобы они не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь — надзиратели поощряли их воровать еду.
Но им нельзя было при этом попадаться — если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям. Спартанцев учили говорить мало и коротко — «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам — все это считалось тратой времени и отвлечением воина. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.
Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.
Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома.
С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей). И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.
В этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.
Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.
Публичное избиение.
У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию «Diamastigosis». Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.
Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.
Спартанская еда была ужасной
То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: «Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти». Он рассказал о неком «черном бульоне» — блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.
Ритуал «Криптия»
Спартанцы держали рабов, которых они называли «илоты», и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием «криптия», который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.
Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.
Спартанские девушки.
Воспитание спартанских девочек, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома. Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским. За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, так как разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды. Но спартанки во все времена славились своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Основные принципы воспитания современных детей.
Ознакомившись с большим количеством статей про воспитание спартанцев и современных детей я увидел огромную разницу. Современные дети окружены любовью, лаской и заботой. Цель современного воспитания — всестороннее развитие личности. Основа — гуманный характер отношений между педагогами и учениками.
У каждого ребенка педагоги стараются сформировать чувства свободы, уважение к правилам, нормам современной жизни, воспитание положительного отношения к труду. В каждом ребенке признается личность.
Основа воспитания — Дети могут все. Или почти все. Они не знают слова «нет», а все воспитание направлено на развитие свободного творческого самовыражения.
Выделяются: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое экономическое, правовое и идейно-политическое воспитание.
В разных странах различается воспитание детей.
В Финляндии детей не просто любят, их боготворят. Все направлено на развитие творчества, а ограничений практически не существует.
Дети в этой стране растут в равноправии, а родители прислушиваются к мнению ребенка и нередко могут изменить свое решение по требованию любимого ребенка.
В Японии предоставляется полная свобода малышу до пяти лет. Японских деток не ругают за шалости, спокойно относятся к капризам, никогда не кричат на них, а тем более не применяют физических методов воспитания. Если родители не довольны поведением сына или дочки, их отводят в сторону и тихим голосом объясняют правила поведения. Но вот с пяти до 15 лет для японского ребенка начинается строгая школа воспитания и введения во взрослую жизнь.
В Италии малыша, кроме родителей, окружают многочисленные родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры и братья. Ребенка в Италии балуют, задаривают подарками и позволяют ему практически все: закрывают глаза на шалости, на неумение вести себя в обществе, и даже более серьезные проказы сходят детям с рук.
В большинстве стран Африки ребенок выходит на улицу и все дни проводит в обществе сверстников. Нередко дети сами ищут себе еду, мастерят игрушки или предметы одежды. В ряде беднейших африканских стран двухлетних ребенок уже умеет самостоятельно умываться, мыть свою посуду, а в три года легко совершает покупки.
В России применяют различные подходы к воспитанию детей.
Российские мамы и папы более беспокойны, чем европейские родители, и видят во всем угрозы для малыша. Большинство родителей боятся отпускать детей одних гулять, провожают и встречают из школы, контролируют общение с друзьями. Как правило, детей стараются поддерживать даже тогда, когда они заводят свои семьи — родители помогают материально, нянчатся с внуками, а также решают бытовые проблемы своих выросших детей.
Возможность применения правил воспитания спартанцев в современном обществе.
Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать набеги на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов.
Однако для современного ребенка может быть примером крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также сила духа и терпение.
Изучив много литературы, я пришел к выводу, что воспитывать мальчиков в духе Спарты можно, но только соблюдая некоторые правила:
1. Не пеленать ребенка, не создавать тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
2. С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого нужно как можно раньше начинать заниматься физическими упражнениями, утренней зарядкой, учить плавать, ровно сидеть за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному, обращая внимание на силу, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
3. Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию. В каждой спортивной секции обязательно есть тренер-педагог (наставник) который учит детей быть сильными, терпеливыми и справедливыми. У спартанских детей тоже были наставники, правда учили они детей жестоко.
4. Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом — вода, свежий воздух и солнце. Спартанцы с младенчества не знали теплой одежды.
5. Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины.
6. Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары — все, что требовалось воину в бою.
7. В ребенке нужно воспитывать желание постоянно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет.
Заключение.
Работая над проектом, я расширил свои знания в вопросе «Спартанского воспитания» и современного воспитания детей в разных странах, научился искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для проекта.
Понял в процессе работы, что литературы по данному вопросу очень много, в этом состояла главная трудность, поиск нужной информации и тщательный отбор её для освещения темы проекта.
Принял для себя решение и дальше заниматься спортом, воспитывать в себе силу духа, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
У спартанцев есть чему учиться кроме жестокости и бездумного пожертвования своей жизнью.
Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, подтвердилась. Некоторые правила воспитания спартанцев можно применить в современном обществе. Поставленная цель достигнута.
Источник