Можно ли в казахстане получит хорошие образование
Содержание статьи
Казахстанская система образования: 10 причин, почему нужно бить тревогу
2019 год стал показательным для казахстанской системы образования. В этом году вышли результаты таких международных сопоставительных исследований, как PISA, TALIS, ICILS и PIAAC. Казахстан показал низкие результаты по многим параметрам. Что дают нам данные результаты?
Во-первых, объективную оценку нашей системы образования и наличия (или отсутствия) навыков у нашего населения различного возраста. Это так называемый reality check, через который можно увидеть нашу систему образования и подготовки кадров в сравнении с другими странами.
Во-вторых, доказательную базу данных по Казахстану, на основе которых можно видеть картину в разрезе сельской/городской местности, языка обучения и других характеристик. Хотелось бы подчеркнуть, что выборка лиц, принявших участие в тестах, является репрезентативной: на основе данных результатов можно делать объективные выводы об общей картине по стране. Методология данных исследований разработана лучшими экcпертами в мире, применяется в более чем 30 развитых странах, а результаты исследований валидны (верны).
ФОТО: Depositphotos.com/monkeybusiness
В-третьих, дают возможность скорректировать стратегию развития образования и подготовки кадров в стране, увидеть сильные и слабые стороны и определить приоритетные направления, на которые нужно делать упор для дальнейшего совершенствования.
Так вот, по результатам этих исследований можно привести по крайней мере 10 причин, почему нужно бить тревогу касательно нашей системы образования. Хочу подчеркнуть, что целью данного поста не является критика политики Министерства образования или науки – за образование наших детей ответственны не только чиновники МОН.
Причина №1. Одна из самых главных – учителя и школьная администрация. Попытки улучшить ситуацию посредством закона о статусе учителя не решают главных проблем – их подготовки, качественного повышения квалификации, мотивации, престижа профессии и отборе в профессию лучших еще на стадии поступления. А как показывает международный опыт, главный фактор успешности ученика – это учитель.
Причина 2. Педагогические вузы и колледжи. Жизнь данных учебных заведений оторвана от реального мира. Когда я попадаю туда, кажется, что жизнь остановилась там лет 30 назад. Старая советская база и подходы, такие же педагоги, которые уже минимум лет 10 находятся на пенсии и зачастую не знают, как готовить учителей 21 века.
Причина 3. Отсутствие связи и реального диалога государственных органов со школьной администрацией и учителями, а главное – со школьниками и их родителями – главными получателями образовательных услуг. Отовсюду я получаю комментарии учителей и родителей по поводу происходящих реформ, но, к сожалению, их голоса не всегда бывают услышаны.
Причина 4. Решение малых проблем за счет нерешения системных вопросов, а также решение вопросов формально, «для галочки» и отчетности. Легче поставить компьютеры в школы или ввести электронные дневники, чем заниматься педагогами, их подготовкой и выстраиванием диалога с родителями и учителями. Да, это сложно. Но есть ли в мире страны, где существует отличная система образования и где бы не занимались учителями? Разговаривая с чиновниками Финляндии, Сингапура или Эстонии (где наблюдаются одни их самых высоких баллов по PISA) я постоянно слышу, что главным в системе образования является учитель.
Причина 5. Растущий разрыв между сильными и отстающими школами. Создание элитарной системы НИШ привело к тому, что разрыв с общей системой образования еще больше увеличился. Что такое 17 НИШ (в которых обучается менее 1% учащихся) по сравнению с 7000 средних школ? Результаты PISA показывают растущий разрыв между казахо- и русскоговорящими школами (разница эквивалентна 1,5 годам обучения) и социо-экономическим статусом учеников («богатые» и «бедные» — разница эквивалентна 1 году обучения). Аргумент того, что наши ребята с НИШ показывают высокие результаты – для меня не довод, если мы говорим о всей системе, которая должна предоставлять равные возможности независимо от того, родился ли ребенок в городе или селе и на каком языке говорит его семья.
Причина 6. Неравномерное распределение финансовых средств. Бюджет НИШ и Назарбаев Университета «съедает» большую часть бюджета, выделяемого на образование. Многие политики делают акцент на том, что бюджет и так ограничен, на образование выделяется уже большое количество средств. Тут дело не только в количестве, а в том, насколько эффективно и «справедливо» распределяются средства для всего населения. Все развитые страны стремятся обеспечить равный доступ к социальным благам.
Причина 7. Гонка за рейтингами. Плохие результаты казахстанских школьников в PISA 2009 и 2012 годов привели к принятию Плана действий по развитию функциональной грамотности, а в государственную программу были внесены индикаторы по повышению результатов PISA. Повысились ли данные результаты? Очевидно, нет (см.П.№4). Может, стоит прекратить гонку за рейтингами и усилить решение комплексных вопросов?
Причина 8. Отсутствие системы автономии и подотчетности школ. Согласно международному опыту, большая автономия школ позволяет включать мнения школы, учителей и родителей в процесс улучшения качества образования. В нашей стране автономия школ ограничена (см. П. №3). Существует практика — многие решения принимаются «центром» и эти решения просто «спускаются» вниз для реализации.
Причина 9. Чрезмерная нагрузка школ и учителей ненужной отчетностью. В пример можно привести программу Elearning, где вместо бумажных форм, учителей заставляли заполнять еще и онлайн, не убирая бумажную волокиту и удваивая их нагрузку.
Причина 10. Большая текучесть или «девальвация» кадров. В связи с низкой зарплатой, с большим объемом бюрократии и кипой «бумажковтирательства» (см. П. №4 и 7), профессионалы своего дела, реальные педагоги «от бога», знающие тему изнутри, болеющие за образование наших детей, не участвуют в политико-управленческом диалоге. Большая текучесть кадров убивает многие попытки реальных изменений к лучшему, а непрофессионализм пришедших, которых, возможно, через год и не будет на этом рабочем месте, усугубляет ситуацию с реализацией реформ.
Глава Сбербанка Герман Греф сказал: «Самый главный министр в правительстве — это министр образования, который закладывает основы культурного кода», отметив, что «западную и российскую системы образования разделяет пропасть». Каким словом можно охарактеризовать разницу западного и казахстанского образования, принимая во внимание, что российские результаты в тех же PISA и PIAAC выше наших (479 баллов по сравнению с нашими 387)?..
Конечно, система образования очень комплексна сама по себе. Нет ни одного человека, кого бы не волновало то, что происходит в ней сегодня. У нас всех есть дети, внуки, родители, родственники и друзья, которые каким-то образом касаются образования. Поэтому это наша общая задача — продуктивно участвовать в процессе ее улучшения. Продуктивно – это не сидеть на кухне и критиковать, «какой ужас происходит с нашими школами и зачем ввели СОЧи и СОРы» – а проявлять свою гражданскую активность, освещать проблемы, предлагать решения, максимально коллективно и цивилизованно выстраивать диалог и нести ответственность за самообразование дома. Без нас и нашего конструктивного участия МОН и школы не справятся. Как говорит мой коллега: «Не хотелось бы быть на месте наших чиновников, трудно принимать решения и нести ответственность за 18 миллионов человек; в любом случае «спасибо» никто не скажет и добрым словом не вспомнит».
В конечном счете, у всех нас — у получателей услуг, школ и правительства существует одна общая цель – чтобы каждый гражданин получил качественное образование и те навыки, которые ему нужны в меняющемся мире 21 века, так как основой любого цивилизованного и экономически устойчивого общества является человеческий капитал.
Источник
Россияне о том, почему поступают в казахстанские университеты
Дайаана Портнягина, 19 лет, родной город — Якутск, Россия, студентка Университета имени Сулеймана Демиреля
О поступлении
Я хотела получить высшее образование в другой стране. Изначально рассматривала Европу и Китай, но эти варианты отпали. В то время меня заинтересовали творческие люди из Казахстана, страна была на устах. И я решила попробовать себя в Казахстане — набраться опыта, повысить самостоятельность и выучить английский язык.
Я выяснила, что лучшим университетом в Казахстане считается КазНУ имени Аль-Фараби. Я поступила туда, но после первого курса перевелась в СДУ.
Об особенностях обучения
Я была готова к сложностям, поэтому воспринимала их как вызов и опыт. Многие люди думали, что я казашка, и часто отвечали на казахском. Благодаря этому я быстро выучила язык.
В Казахстане перспективная молодежь. Выпускники НИШ и БІЛ поступают в топовые университеты мира.
Выпускники НИШ и БІЛ поступают в топовые университеты мира
Уровень английского тут намного выше — в СДУ уроки ведутся на английском, работа с иностранными студентами хорошо налажена.
Я довольна качеством образования в Казахстане, рекомендовала бы учебу здесь друзьям и знакомым. По-моему, это отличная среда для развития. Мы можем научиться мыслить глобально, как и казахи, чтобы действовать во благо развития нашей культуры и Родины.
О Казахстане
Я побывала в разных городах: Астане, Ерейментау, Таразе, Шымкенте, Каскелене. Мне нравится Казахстан и Алматы. Я практически живу в горах, езжу туда почти каждые выходные. Горы успокаивают и вдохновляют.
Казахские традиции напоминают якутские. Я нашла между ними много общего, поэтому мне интересно узнавать о них больше. Мне нравится, что молодежь активно следует национальным традициям. Здесь я поняла, что мы должны ценить свою идентичность, культуру, язык.
Мне нравится курт и шубат. Я не ем то, что содержит мясо, но бешбармак попробовала.
О планах
В планах окончить бакалавриат и поступить в магистратуру в англоязычную страну.
Алина Габдрахманова, 20 лет, родной город — Челябинск, Россия, студентка Евразийского национального университета им Л. Н. Гумилева
О поступлении
Когда я училась в младших классах, мы с родителями переехали из России в Казахстан.
После окончания школы я долго думала, куда поступить — в Челябинск или в университет в Казахстане. По рекомендациям друзей и родителей решила продолжить образование в Казахстане. Рассматривала варианты поступления в КарГУ либо в ЕНУ. В итоге поступила в Евразийский национальный университет, потому что посчитала, что он один из перспективных вузов Центральной Азии.
Об особенностях обучения
У меня были сложности с изучением казахского языка и с предметами, связанными с законодательством страны. История Казахстана далась легко, было интересно.
На втором курсе по программе академической мобильности для студентов ЕНУ я съездила по обмену в Челябинский университет. Заметила, что в ЕНУ дают больше теории, оказывают более строгий контроль знаний. В России оказалось больше практики, поэтому учиться тоже было достаточно интересно.
Студенческая жизнь в ЕНУ яркая и интересная. Каждый праздник на факультете отмечают концертами и культурными мероприятиями. Мне нравится, что кроме основных предметов у нас появились такие интересные предметы, как «Фэшн-журналистика».
О Казахстане
Казахстан гостеприимный. Мне нравится традиционная казахская кухня, нравится, что здесь много орехов, фруктов и молочных продуктов. Обожаю бешбармак, куырдак и баурсаки.
Вся культура, обычаи и традиции Казахстана красивые и самобытные
Вся культура, обычаи и традиции Казахстана красивые и самобытные. Традиции несут в себе историю народа и приятно видеть, что они не теряются, а бережно передаются из поколения в поколение.
Помимо Астаны я побывала в Алматы, Караганде, Костанае и Кокшетау. Каждая область хороша по-своему. В Каркаралинске, Боровом и Баянауле мне повезло наблюдать за красотой природы с высоты гор — это завораживает и вдохновляет.
О планах
В следующем году я оканчиваю бакалавриат, больших планов пока не строю.
Айтал Сивцев, 22 года, родной город — Намцы, Россия, студент Евразийского национального университета им Л. Н. Гумилева
О поступлении
Я окончил бакалавриат в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова в Якутске. Так как наш университет сотрудничает с Евразийским национальным университетом, на последнем курсе я приезжал в Казахстан на прохождение практики. После этой поездки осталось много приятных воспоминаний.
После этого я решил поступить в магистратуру в ЕНУ. Я уже был знаком с университетом и культурой Казахстана. Также мне не пришлось платить за образование и проживание.
Об особенностях обучения
Большой разницы в учебе я не вижу. Единственная сложность, с которой я столкнулся — английский язык, так как для поступления в магистратуру ЕНУ нужно было сдать экзамен по английскому. Я заметил, что в Казахстане молодежь лучше владеет английским, чем у нас. Казахстанские вузы более приближены к западной системе обучения.
В СВФУ действует балльно-рейтинговая система обучения, а здесь она проходит в системе «Платонус». Поэтому в Казахстане строже с посещениями занятий и сдачей самостоятельных работ.
В Казахстане строже с посещениями занятий и сдачей самостоятельных работ
Помимо основного образования есть много возможностей для саморазвития, клубы по интересам, возможность изучения дополнительных языков, отличные спортивные залы.
О Казахстане
Мне нравится учиться в красивой и современной Астане. Тут много парков и торговых центров, музеев и театров.
В прошлом году я успел побывать в Алматы, и мне там понравилось. В этом году после учебы обязательно поеду туда. Этот город очаровал атмосферой, он окружен горами и утопает в роскошной зелени. Мне показалось, что там живет креативная и интересная молодежь.
Национальная кухня и традиции Казахстана чем-то похожи и пересекаются с якутской кухней и традициями. Наверное, потому что мы родственные нации, относящиеся к тюркам. Поэтому мне все кажется близким, я чувствую себя комфортно.
Источник
Высшее образование в Казахстане 2021: особенности | NUR.KZ
Будущее сегодняшнего выпускника школы зависит от выбранной профессии и от вуза, в котором он будет ее получать. Высшее образование в Казахстане продолжает реформироваться с учетом требований времени. Поэтому, определяясь с выбором специализации, изучите, как работает система высшего образования РК и что может предложить абитуриенту.
Высшее образование в РК: структура, формы обучения
Система образования в Казахстане описана в Законе «Об образовании». После получения общего среднего или технического и профессионального образования граждане могут продолжить обучение. Перспективы у казахстанцев такие:
- Высшее образование с присуждением степени бакалавра или присвоением квалификации «специалист».
- Послевузовское образование, в которое входят магистратура, резидентура и докторантура.
Бакалавриат — полноценное высшее образование, результат которого — это системное овладение профессиональными знаниями и навыками. Магистратура — второй уровень высшего образования, который предусматривает получение более узкой специализации. При этом специальности, которые получает студент на этих уровнях, могут не совпадать.
Система высшего образования в Казахстане предлагает такие формы обучения:
- Очное, или стационарное. При этой форме студент обязательно должен присутствовать на семинарах и лекциях.
- Дистанционное. Занятия проходят посредством интернета. Основной упор при этой форме обучения делается на самостоятельную работу студента. Для ее организации в Сети преподаватели:
- выкладывают задания, учебные материалы,
- проводят онлайн-консультации.
Защита дипломных работ проходит в стенах высшего учебного заведения.
Можно ли получить высшее образование в Казахстане заочно? Ранее данная форма была возможна, но с 1 января 2019 года ее осуществление приостановили. Связано это с тем, что по уровню знаний, полученному во время заочного обучения, выпускники оказывались значительно ниже, чем после выпуска с очного отделения.
Все же и сейчас есть те, кому не подходит обучение на стационаре. На этот случай было разработано дистанционное высшее образование или возможно применение системы неполной занятости (part time). Последняя предполагает довольно гибкий график: некоторые лекции и семинары проводятся в вечернее время или выходные дни. Все студенты, которые начали учиться на заочной форме с 2018 года и ранее, могут доучиться и получить диплом.
Высшее образование в Казахстане: оплата за обучение
Высшее образование в Казахстане граждане получают на платной и бесплатной основах. Абитуриенты проходят единое национальное тестирование (ЕНТ), после чего примерно третья часть из них претендует на бесплатное обучение. Гранты на второе высшее образование в Казахстане также не предусмотрены.
Стоимость обучения в вузах страны на платной основе ранее регулировало государство. Чтобы расширить доступ абитуриентов к высшему образованию, эта норма была исключена. Теперь форму договора об оказании образовательных услуг и стоимость обучения каждый вуз имеет право пересматривать и утверждать самостоятельно.
Отметим, что появилась возможность заранее отложить средства, чтобы в будущем оплатить обучение ребенка. Речь идет об образовательном накопительном депозите AQIL. Данная система распространяется на оплату высшего образования в РК и за рубежом. Депозит открывают на имя ребенка или на родителей.
На вклад начисляется ежегодная государственная премия в таком размере:
- дети-сироты, студенты без родительского попечения, дети из малообеспеченных и многодетных семей, инвалиды — 7%;
- остальные категории учащихся — 5%.
Ежегодную государственную премию на этот вклад не облагают налогом. Минимальный взнос для накопительного депозита — три МРП. Срок накопления вклада — от 3-х до 20-ти лет. Сумму гарантийного возмещения определили в размере 10 млн тенге.
Открыть вклад можно, обратившись в АО «Финансовый центр». Необходимо будет сделать выбор подходящего банка-участника, оформить депозит на образование и сделать первый взнос. При оформлении понадобится документ, удостоверяющий личность одного из родителей (попечителей), ИИН и свидетельство о рождении ребенка.
Высшее образование в РК: стипендии, выплаты
Правительство старается поощрять молодежь, которая получает образование, предоставляет возможности спокойно учиться. Для этого студентам выплачивают стипендии.
Государственная стипендия в высших учебных заведениях Казахстана бывает таких видов:
- Минимальная или базовая. Выплачивается студентам, которые закончили сессию на «хорошо» и «отлично».
- Повышенная (+15% к базовой). Назначается учащимся, которые закрыли сессию на «отлично».
- Президентская (+100% к базовой). На президентскую стипендию могут рассчитывать студенты, которые имеют особые заслуги:
- победители творческих конкурсов, олимпиад;
- авторы научных трудов в международных и республиканских журналах;
- обладатели дипломов, сертификатов, грамот за научно-исследовательскую работу;
- активные участники спортивной, культурной и общественной жизни организаций высшего образования.
Стипендия назначается приказом ректора вуза. Основание для ее выплаты — решение ученого совета, которое распространяется на один семестр. Стипендиальную выплату по итогам обучения студенту могут назначать многократно, пока он учится в вузе и демонстрирует результаты, достойные материального поощрения.
Государством также предусмотрена повышенная стипендия для студентов-инвалидов и тех, у кого нет родителей.
Вот процент увеличения базовой стипендии для таких учащихся:
- инвалиды по слуху и зрению — +75%;
- студенты, приравниваемые к инвалидам войны — +50%;
- дети-сироты и те, кто остался без родительского попечения — +30%.
Высшее образование для казахстанцев за рубежом
Казахстанцы получают высшее образование за рубежом. Абитуриенты могут обучаться на платной или бесплатной основе.
У каждого вуза есть свои требования для абитуриентов, основное из них — высокий уровень знаний соискателя. Кроме того, они сдают тесты на знание языка. Конкурсная комиссия принимает следующие сертификаты на знание языков (в зависимости от страны, в вуз которой поступает абитуриент):
- немецкий — OnDaF, TestDaF, DSH, DSD II;
- английский — GMAT или IELTS, TOEFL, GRE;
- китайский — HSKK, HSK.
Для граждан Казахстана, которые претендуют на получение степени доктора или магистра за рубежом, правительство РК учредило международную стипендию «Болашак».
В рамках программы на получение степени магистра могут претендовать:
- государственные служащие;
- педагогические, научные, инженерно-технические работники;
- работники СМИ, культуры, творческие работники;
- те, кто самостоятельно поступил в магистратуру;
- граждане, которые прошли общий конкурс на получение степени магистра.
Чтобы получить грант, необходимо преодолеть шесть туров отбора. Когда конкурс заканчивается, с победителями заключают договоры на получение высшего образования за рубежом. Этот документ — законное основание для перечисления средств и оплаты расходов на обучение.
Правительство продолжает совершенствовать высшее образование в Казахстане. Главная задача — предоставить каждому гражданину возможность получить качественное и конкурентное на рынке труда внутри государства и за рубежом образование.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1836616-vyssee-obrazovanie-v-kazahstane-2021-osobennosti/
Источник