Можно ли в исламе использовать жиры

Мясо и жир барсука

Вопрос: 

Можно ли употреблять мясо и жир барсука?

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» в разделе «Разъяснение того, что можно и нельзя употреблять» пишет:

(ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻪ اﺳﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻋﺘﺒﺮ ﺑﺎﻷﺷﺒﻪ ﺑﻪ) ﻣﻦ اﻟﺤﻴﻮاﻧﺎﺕ ﺻﻮﺭﺓ ﺃﻭ ﻃﺒﻌﺎ ﻣﻦ ﻋﺪﻭ ﺃﻭ ﺿﺪﻩ ﺃﻭ ﻃﻌﻤﺎ ﻟﻠﺤﻢ. ﻭﻳﻈﻬﺮ تقديم اﻟﻄﺒﻊ ﻟﻘﻮﺓ ﺩﻻﻟﺔ اﻷﺧﻼﻕ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺎﻧﻲ اﻟﻜﺎﻣﻨﺔ ﻓﻲ اﻟﻨﻔﺲ ﻓﺎﻟﻄﻌﻢ ﻓﺎﻟﺼﻮﺭﺓ.ﻓﺈﻥ اﺳﺘﻮﻯ اﻟﺸﺒﻬﺎﻥ ﺃﻭ ﻟﻢ ﻧﺠﺪ ﻟﻪ ﺷﺒﻬﺎ ﺣﻞ

«Если у арабов в ранние века не было определенного названия для животного (по причине того, что оно не водится в этой местности), то его определяют по внешне схожему на него животному, по характеристикам, будь это способность бегать или же наоборот и т. д., а также по вкусу мяса. Более аргументированным мнением считается, что предпочтение даётся сначала внешним характеристикам в силу того, что они указывают на скрытые качества, потом вкусу мяса, а затем и внешнему виду. Если же сходство одинаково с двумя животными (с теми, что можно есть и нельзя) или же если нет ему подобного, то его дозволено употреблять»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 385].

Ученого шафиитского мазхаба Мухаммада аль-Халили спросили:

ﺳﺌﻞ ﻣﺎ ﺣﻜﻢ اﻟﻐﺮﻳﺮاء (الغريرة) اﻟﻤﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺸﺎﻣﻴﺔ؟

«Каково положение шариата относительно животного под названием «г’урайра», которое встречается на земле Шама»?

ﺃﺟﺎﺏ ﻟﻢ ﻧﻈﻔﺮ ﺑﻬﺬا اﻻﺳﻢ ﻓﻲ ﻛﺘﺐ اﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺭﺃﻳﻨﺎ ﻓﻲ ﻣﺨﺘﺼﺮ اﻟﺤﻴﻮاﻥ ﺃﻧﻬﺎ الضربان (الظرﺑﺎﻥ) ﺃﺧﺬا ﻣﻦ ﺃﻭﺻﺎﻑ ﺫﻛﺮﻫﺎ ﻣﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﻐﺮﻳﺮاء، ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺤﻞ

Он ответил: «Я не нашел животного с таким названием в книгах исламских правоведов. Однако я видел, что автор книги «Мухтасар аль-Хайаван», называет животное с подобными характеристиками «зарибан», и что это животное нельзя употреблять в пищу».

[См.: Фатава аль-Халили, т. 2, с. 168].

Из источников арабского языка понимается, что «г’урайра»— это барсук, а «зарибан» —это скунс».

Ученые-зоологи так определяют нижеследующие виды:

Ску́нсовые (лат. Mephitidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. До недавнего времени скунсов относили к семейству куньих на правах подсемейства Mephitinae, однако молекулярные исследования дали основания выделить их в отдельное семейство, возможно, ближе к пандовым, чем к куньим и енотовым.

Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.

Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

ﻭﻳﺤﻞ ..اﺑﻦ ﻋﺮﺱ

«Также дозволено употреблять ласку»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].

Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:

حيوان المنك حيوان ثديي قريب الشَّبه من ابن عرس والسنجاب، وهما من الحيوانات مأكولة اللحم عند الشافعية والمالكية، وجعل علماء الحيوان هذه الحيوانات من عائلة واحدة، فعلى القول بحلِّ أكله -كما هي قاعدة الإلحاق بالأشبه عند الشافعية في حكم ما أشكل أكله- يكون شحمه طاهرًا إذا ذكي الذكاة الشرعية

«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба «животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)», и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама».  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если  их закололи по нормам Ислама.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Источник

Фатва. Можно ли использовать вещества, полученные из свиной кожи и жира?

Тема

Можно ли использовать вещества, полученные из свиной кожи и жира?

Вопрос:

Ассаляму алейкум! В наши дни трудно найти косметику, которая не содержала бы компонентов животного происхождения, чаще всего речь идет о свинье. Я был поражен, узнав, что такие вещества содержатся, например, в мыле, которым я моюсь. Можно ли пользоваться такой продукцией?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Аллах разрешил для нас все то, что является хорошим и здоровым, и запретил все, что нечисто и нездраво.

Мусульманам запрещено употреблять в пищу свинину и продукты, полученные из этого животного или других животных, которые не были забиты в соответствии с шариатскими правилами.

В своем ответе на Ваш вопрос, шейх Ахмад Кутти заявляет:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас не быть слишком строгими и не запрещать того, что дозволено.

Читайте также:  Можно ли использовать веб камеру как камеру заднего

Ибн Масуд сказал: „Вам следует подражать сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые никогда не были слишком строги в вопросах халяля и харама“.

Таким образом, когда они выезжали из Аравии, они ели пищу людей Писания, не углублялись в детали относительно способа забоя их скота. Они также ели сыр и другие молочные продукты в Персии, несмотря на то, что персы были в основном зороастрийцами, а не иудеями или христианами. Они приняли близко к сердцу слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

„Бог возложил на вас определенные обязанности, поэтому никогда не пренебрегайте ими, и Он запретил некоторые вещи, так воздерживайтесь. Он установил определенные пределы, поэтому никогда не преступайте их, и Он умолчал о многих вещах, так что не углубляйтесь в это, ибо Он сделал это из милосердия для вас, а не потому, что забывчив“ (Ад Даракутни).

Таким образом, ученые и правоведы никогда не спешили объявлять что-либо недозволенным (харамом). Они придерживаются следующего: разрешение — правило, в то время как запрет является исключением; с тягостью — легкость.

Что касается употребления свинины и компонентов, полученных из этого животного, то, вне всяких сомнений, мы должны воздерживаться от них. То же касается алкоголя или одурманивающих веществ.

Тем не менее, возникает вопрос, как быть, если алкоголь или компоненты, полученные из жира или кожи свиньи, содержатся в какой либо продукции? Ученые задавались вопросом, сохраняют ли эти компоненты первоначальные свойства или полностью изменяются в результате химической обработки, превращаясь в нечто иное?

Итак, если при этом не происходит никаких изменений, это явно запрещено. Тем не менее, если происходит химическое изменение вещества таким образом, что оно не сохраняет своих первоначальных свойств, — оно становится допустимым. Примером является то, что вино, содержащее алкоголь, превращается в уксус. Вино запрещено, а уксус разрешен. Поэтому исламские правоведы установили следующее правило: нечистое или недозволенное может стать чистым или дозволенным, как только оно изменяется химически посредством истихаля. Имам Ибн аль-Кайим объясняет это следующим образом:

„Вино очищается через процесс (химической) трансформации (истихаля). Ибо, хотя вино является недозволенным, как только фактор, делающий его таковым, изымается, правило меняется. Это хорошо установленный на основе фундаментальных источников шариатский принцип. И это — основа для награды и наказания“.

Соответственно, такое же правило распространяется и на вещества, считавшиеся нечистыми (недозволенными): как только они химически трансформируются, они становятся чистыми и дозволенными для использования.

Следовательно, тексты, объявляющие мертвечину, кровь, мясо свиньи, вино или спирт харамом, не могут распространяться на растения, пепел, соли, грязь или уксус ни буквально, ни по смыслу; ни по текстовому доказательству, ни по аналогии. Так что, когда говорят, что виноградный сок становится недозволенным, превращаясь в вино в результате химического изменения, точно так же вино становится дозволенным, превращаясь в другое вещество — уксус. Тот же самый подход должен применяться ко всему, что были изначально нечистым (недозволенным), если оно подверглось химическому изменению».

Основываясь на этих принципах, Исламская конференция медицинской ассоциации в Кувейте 24 мая 1995 года пришла к следующему выводу:

„Химическое преобразование, приводящее к превращению конкретного вещества в различные продукты с совершенно разными признаками и свойствами, делает нечистое (недозволенное) чистым и дозволенным“.

Таким образом, мыло, содержащее вещества, извлеченные из свиньи или других животных, становится чистым (дозволенным) вследствие химической трансформации ингредиентов.

В заключение я хотел бы заявить: мы не можем объявить мыло или моющие средства, которые могут содержать свиной жир, запрещенными для мусульман. Если бы это было так, то же самое можно было бы сказать и об уксусе, который изготавливают из вина.

Сказав это, я хотел бы отметить: если кто-либо хочет избегать использования мыла и прочей косметики, содержащей компоненты животного происхождения, то это его личное желание. Есть разница между тем, чтобы предпочесть что-либо по личным причинам, или объявить то, что является дозволенным, запретным. Последнее является тяжким грехом и сродни приписыванию Аллаху сотоварищей, по словам имама Ибн аль-Кайима, поскольку мы не можем считать что-либо халялем или харамом лишь на основании собственного мнения».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник

Какая польза в животных жирах и как Аллах наказал иудеев?

Всевышний наказал иудеев, запретив им жир животных, или Какая великая польза в животных жирах?

Польза, которую несет в себе жир крупнорогатого скота, овец и верблюдов, скрыта от нас целенаправленно! Давайте поразмыслим над аятом священного Корана: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец……..Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы» (сура «аль-Анам» аят 146).

Аллах запретил мусульманам употреблять в пищу только скверну, дабы уберечь их от всего вредного и нечистого. Что же касается людей писания, то Аллах запретил им даже некоторые чистые продукты в наказание за их неповиновение. Иудеям было запрещено есть мясо верблюдов и всех остальных животных. Аллах установил эти запреты для них в наказание за то, что они поступали несправедливо и нарушали свои обязанности перед Ним и Его рабами. Аллах запретил иудеям употреблять жир вышеупомянутых животных в качестве наказания для них!!!

Но насколько же важен животный жир для человеческого организма? Какая же великая польза заключается в жире, что Аллах запретил иудеям употреблять его, наказав их тем самым за их неповиновение? Достоверна ли информация, которая распространилась среди людей, став общедоступной, о том, что именно животный жир полностью отвечает за уровень холестерина в организме человека, и более того, является причиной его повышения?

Читайте также:  Можно ли использовать материнский капитал в другом регионе области

На всемирной конференции, организованной медицинским центром «Амир Султан» и проводимой в Королевстве Саудовской Аравии, где главной темой были сердечные болезни, американский профессор Пол Рош, возглавляющий Американский институт по исследованию нервной деятельности в Вашингтоне, вызвал огромное удивление у присутствующих, когда объявил о том, что нашумевшая тема холестерина – это самый большой обман иудеев, который они целенаправленно распространяют все последние годы. Действительность же такова. Жирная пища, а точнее жиры крупнорогатого скота, верблюдов и овец ВЫВОДЯТ из организма токсические вещества и яды, придают мягкость и гибкость артериям, коже, служат строительным материалом для печени, улучшают работу кишечника. Жир не содержит в себе холестерин крови и не вызывает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Реальные же причины их возникновения кроются в следующем – это гидрированные растительные масла всех видов, например, то же подсолнечное, кукурузное масло, маргарин и другие.

Профессор Пол Рош сказал: «Это заблудшая пропаганда, грязная, но последовательная работа, основанная на безнравственности западных и еврейских предприятий».

Выстраивается целая цепь последствий всей этой работы. Начиная с предприятия по изготовлению гидрированных масел, продаваемых для увлечения людских болезней, потери жизненных сил, роста болезней сердца и кровеносной системы, для фактического уничтожения взрослых и детей. Это приводит к популяризации медицинских центров, так или иначе связанных с кровью (анализы, лечение и т.д.), а также к наживе фармацевтических компаний. Далее развиваются предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты с пониженным содержанием жиров. Ну а в конечном итоге, небывалыми темпами развиваются компании по производству спортивного питания и особые программы по диетическому питанию, и так полюбившиеся всем центры похудения.

Мотивы и цель деятельности всех этих компаний очевидны: поднять свою прибыль, нанося вред здоровью миллионов людей. Обратите внимание, сколько скрытых сокровищ таится от нас в Коране. Всевышний, чтобы наказать иудеев за непокорность, запретил им употреблять в пищу жиры крупнорогатого скота, овец и верблюдов. Повторим, чтобы НАКАЗАТЬ!

Поделитесь этой информацией с близкими вам людьми.

Сайт: elbadil.info
Перевод с арабского: Гаджимурад Омаргаджиев

Источник

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Читайте также:  Можно ли использовать биопарокс без насадки

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник