Можно ли в автомойке использовать горячую воду
Содержание статьи
Вода должна быть правильной – Автомойка23
Главная > Полезное > Вода должна быть правильной
Специалисты сервисных центров, занимающиеся ремонтом и обслуживанием аппаратов высокого давления (АВД), утверждают, что отказы, причиной которых является заводской брак, чрезвычайно редки. В то же время реальный моторесурс аппаратов зачастую оказывается ниже регламентируемого производителем. На то есть как объективные, так и субъективные причины. Поговорим о том, что нужно учитывать, чтобы обеспечить аппарату высокого давления долгую жизнь.
Представители зарубежных компаний, анализировавшие, почему их продукция порой выходит из строя, не отработав положенный срок, в один голос заявляют, что тому виной — низкое качество воды. Говоря образно, враг номер один для аппарата высокого давления — некачественная вода.
Особенности национальной водоподготовки
Чем же не устраивает наша вода зарубежных специалистов?
Во-первых, высоким содержанием механических примесей, оказывающих абразивное воздействие на механизмы насоса высокого давления, запорную и регулирующую арматуру.
Во-вторых, повышенной жесткостью, определяющейся высокой концентрацией солей.
Опасность использования жесткой воды связана с тем, что содержащиеся в ней соли оседают на внутренних поверхностях аппарата в виде нерастворимого осадка и при последующей работе попадают во все пары трения, делая свое «черное» дело. В случае использования горячей воды ситуация еще более усугубляется. Это касается использования водопроводной воды.
Действующий в настоящее время нормативный документ ОНТП-01-91 определяет правила организации любых моечных постов и регламентирует обязательное применение систем оборотного водоснабжения, оснащенных очистными сооружениями. Так вот, качество такой оборотной воды в подавляющем большинстве случаев вообще не выдерживает критики. К уже упомянутым недостаткам, присущим водопроводной воде, добавляются неизбежные при работе примеси нефтепродуктов и поверхностно-активных веществ, а в зимнее время — соли. Это превращает воду в агрессивный состав, разрушающий корпусные детали и уплотнения насосов.
Такой недостаток водооборотных систем обусловлен тем, что хорошие очистные установки, входящие в их состав, очень дороги. Их стоимость как импортного, так и отечественного производства — от 8 тыс. долл. и выше. Поэтому, как правило, используют установки, имеющие меньшую цену, которые не обеспечивают требуемую гигиеническими нормами степень очистки при долговременной эксплуатации. В таких «жестких» условиях ресурс аппаратов высокого давления неизбежно снижается.
Можно порекомендовать ряд мер, которые позволят смягчить эту объективную ситуацию.
Уменьшить содержание механических примесей помогает дополнительный фильтр тонкой очистки с тонкостью фильтрации не более 60 мкм. Следует неукоснительно соблюдать сроки замены находящейся в обороте воды и даже сокращать их в зимнее время, когда дорожные службы активно используют соль для борьбы с гололедом.
Несоблюдение этого условия грозит многими неприятностями. Помимо сокращения ресурса моечной техники, резко падает качество работ: растворы с загадочным химическим составом и большой концентрацией взвешенных механических примесей — не лучшее средство для мойки автомобилей. Нельзя забывать и об охране труда: парами таких растворов приходится дышать всем, кто находится в помещении моечного участка, начиная от операторов и заканчивая клиентами.
Если вы только приступаете к созданию моечно-уборочного поста, уделите особое внимание качеству и надежности очистной установки.
Установка и подготовка к работе
«Что тут хитрого! Аппараты — мобильного исполнения, катай по полу как хочешь, где остановился — там и место». Так думают многие, и не только думают, но и действуют. И при этом совершают ошибку.
Производители не зря снабжают АВД как минимум 10-метровыми шлангами. Ведь для мойки автомобиля средних размеров можно было бы обойтись шлангом меньшей длинны. Этим они подразумевают максимально удалить аппарат от обрабатываемого объекта, чтобы уменьшить воздействие на него влаги и образующегося при мойке водяного тумана.
Несмотря на влагозащищенное исполнение, вряд ли найдутся материалы и электротехнические изделия, безразличные к действию химически активной влаги. Практика работы моечных участков подтверждает, что, если АВД большую часть времени используется на одном посте, разумно разместить его на максимально возможном расстоянии от зоны мойки (желательно за занавесом), приподняв над уровнем пола. Идеальным является расположение моечного аппарата, вообще, в отдельном помещении, с подводом магистрали высокого давления на участок. В этом случае его основной электрический выключатель дублируют и выводят в удобное для оператора место.
Подсоединение к электрической сети — обычное, в соответствии с действующими «Правилами эксплуатации электроустановок-потребителей». Единственное, хотелось бы напомнить о необходимости устройства защитного заземления и использование надежных удлинителей с сечением проводов, расчитанным на данную нагрузку.
При подключении к магистрали подачи воды есть ряд тонкостей. Некоторые фирмы (например, Karcher) рекомендуют безнагревные АВД, не имеющие в конструкции специальных демпфирующих устройств, подсоединять к магистрали шлангом длиной не менее 7,5 м, что особо оговаривается инструкцией по эксплуатации. Эта мера позволяет уменьшить вероятность гидроудара при пуске и останове аппарата. Но лучше всего использовать для этого гидрокомпенсаторы.
Сечение подводящих магистралей должно быть достаточным для обеспечения паспортной производительности насоса. Водяное «голодание» очень опасно для АВД. При дефиците воды на входе в насос происходит активный подсос воздуха в цилиндр, в котором движется плунжер. Причем воздух засасывается через сальники, что приводит к их преждевременному выходу из строя. При недостатке воды изменяется тон работы насоса, что можно отчетливо услышать. В этом случае необходимо тут же остановить работу до выяснения и устранения причины.
Если для питания АВД планируется использовать горячую воду, то на подводящем участке трубопровода нужно обязательно установить смеситель для регулировки температуры и термометр для ее контроля. Даже незначительное превышение допустимой температуры на входе в насос способно быстро вывести его из строя. От перегрева страдают в первую очередь сальниковые уплотнения и пластиковые корпуса впускных и выпускных клапанов. К тому же с увеличением температуры возрастает опасность повреждения деталей насоса из-за кавитационного эффекта. Если вы хотите увеличить срок службы насоса, уровень температуры на входе лучше поддерживать на 15-20 % ниже максимально допустимого.
Особо хочется обратить внимание на серьезную ошибку, которую совершают некоторые владельцы АВД, подключая их к магистрали системы отопления. Этого ни в коем случае нельзя делать не только потому, что наносится вред нормальному функционированию отопительной системы. Подмешиваемые в систему щелочи, снижающие образование известковых отложений в трубопроводах, химически агрессивны и быстро поражают внутренности насоса: уплотнения, корпусные детали, металлические плунжеры. Известны случаи из ремонтной практики, когда такие «несчастные» аппараты привозили в ремонт раз в неделю.
Ничто не может так продлить срок службы техники, как правильное и своевременное обслуживание.
Профилактические мероприятия, регламенированные эксплуатационной документацией, не сложны. В части насосов высокого давления они предусматривают контроль состояния и периодическую замену масла в механизме привода плунжеров, осмотр насоса на наличие течей воды.
Большинство производителей рекомендуют менять масло в начале эксплуатации — через 30 мото-часов работы, далее — через каждые 300 мото-часов, безусловно, если его замена предусмотрена. Для ориентировки можно принять регулярность замены — один раз в 1-2 месяца при проходимости моечного участка — 20 машин в день.
Рекомендуется применять фирменное масло указанной в инструкции марки. Имейте в виду, что для различных моделей аппаратов одной фирмы могут использоваться различные марки масел. Для аппаратов Portotecnica (Tornado, IPG TX) рекомендуют применять минеральное моторное масло класса 15W40.
Для АВД с нагревом, помимо обслуживания насоса, необходимо регулярно проводить профилактику бойлера — очищать топливный фильтр, удалять накипь с внутренних поверхностей теплообменника и нагар снаружи. Первые две операции при соответствующей квалификации персонала можно выполнить собственными силами. Для удаления накипи можно приобрести в сервисных службах специальные препараты. Очистку бойлера от нагара лучше поручить ремонтникам, так как она сопряжена с полной разборкой бойлера и последующей регулировкой топливной системы с замером дымности и температуры выхлопных газов.
В аппаратах с нагревом нужно использовать качественное дизельное топливо, которое перед заправкой следует в течение суток отстаивать в емкости, сливая для работы отстоявшуюся часть. Не допускается подмешивание в солярку керосина, бензина и других ЛВЖ. Раз в год топливный бак нужно очищать.
Те, кто не желают отвлекаться на проведение профилактики собственными силами, могут поручить выполнение работ сотрудникам сервисной службы, имеющейся практически у каждого дилера. Стоимость одного нормо-часа работы колеблется от 800 до 1200руб. На профилактику АВД без нагрева уходит около 0,5 часа, с нагревом — до трех часов.
Все, о чем говорится в этой статье, — не новость. Эксплуатационные инструкции, руководства содержат всю необходимую информацию о правилах эксплуатации АВД, тем более, что они касаются специфики именно вашего приобретения. И все же работники сервисных служб утверждают, что документацию читает примерно один из ста пользователей, остальные постигают особенности эксплуатации методом «тыка». Это по статистике и является ровно в 99 случаях из 100 причиной поломки аппарата.
Это дает основания утверждать, что враг номер два аппарата высокого давления, как и любой другой техники, — неподготовленный (или безответственный) пользователь.
В этой ситуации можно порекомендовать уже известные, старые, методы: инструктаж персонала, сдача техминимума, назначение ответственных (в том числе материально) за состояние техники, а иногда и просто — обучение грамоте.
Изучив литературу, возможно, мойщики узнают, что:
• многие АВД с нагревом запрещается включать, если в топливном баке нет солярки;
• аппараты с регулируемым давлением перед его регулировкой надо отключать и сбрасывать давление;
• аппараты с системой by-pass при отключенном пистолете нельзя оставлять работающими на долго. (рекомендуется не более чем 0,5-1 минуты);
• прерывая работу на длительное время, нужно полностью обесточить АВД и «разрядить» пистолет, сбросив давление;
• используя пистолет в качестве костыля во время перекуров, можно повредить его распылительную головку…
… а также много других интересных правил, выполнение которых позволит продлить жизнь АВД.
Источник
Водоснабжение замкнутого цикла на автомойках самообслуживания
Я несколько раз садился за написание этой статьи. Писал, перечитывал и понимал, что слишком далеко ухожу в дебри, поэтому бросал. С перерывом опять садился, опять перечитывал и бросал.
Причина в том, что если просто написать, что она на мойках самообслуживания нежизнеспособна), то никто не поверит. А если излагать теоретическую доказательную базу, то мы уходим глубоко в недра химии и начинаем писать об ионах и катионах, коагулянтах и реагентах, флотации и гидролизе и пр. Что неинтересно инвесторам, которые пришли прочитать о возможности внушительной экономии на воде.
В этот раз постараюсь написать кратко с минимальной доказательной базой. Итак, начнём.
Вопросы экономии
Стоимость воды каждый год растёт, а количество воды на успешных автомойках потребляется очень много. Даже на таком экономичном оборудовании как Aquarama, где на одну машину тратится менее 60 литров воды, суточное потребление при 100% загрузке мойки может достичь 47 кубометров в сутки (это в теории, на практике добиться 100% загрузки мойки крайне сложно).
Поэтому вопрос экономии на воде всплывает достаточно часто. Чаще всего у владельцев недорогого оборудования. Где изначально стоял вопрос об экономии на оборудовании, а когда начались трудовые будни, оказалось, что бюджетное оборудование оказалось расточительным в эксплуатации и не показывает обещанные продавцом результаты.
Также вопрос оборотного водоснабжения обязательно возникает у потенциальных инвесторов в бизнесе моек самообслуживания. Особенно когда в наличии участок с отсутствующей канализацией, а стоимость подведения крайне высокая либо подведение невозможно вовсе.
Впрочем, инженерные коммуникации вообще дорогой вопрос. Если вести коммуникации нужно несколько километров, то часто это экономически нецелесообразно.
Тогда активно начинает прорабатываться вопрос «оборотки» и перечитываются десятки статей в интернете, которые гласят, что оборотную воду можно и даже нужно использовать на автомойках самообслуживания.
Вернёмся из интернета на грешную землю, к реальным мойкам самообслуживания, и постараемся вникнуть в этот вопрос.
Выбор системы водоснабжения для автомоек самообслуживания
Если не читали нашу статью Особенности национального бизнеса моек самообслуживания, то настоятельно рекомендуем прочитать. А если читали, то напомню, чтобы данный бизнес стал успешен в долгосрочной перспективе, он должен быть конкурентоспособен. Ключевые факторы конкурентоспособности: качество мытья автомобиля и себестоимость этого процесса.
Чтобы добиться качественной помывки автомобиля, помимо автохимии высокого уровня, нужна очень чистая вода. В идеале – дистиллированная либо после системы обратного осмоса. Но достаточно просто умягчённой водопроводной воды высокого качества. Вполне логично, чем грязнее вода, тем хуже будет качество помывки. Вы же не моете автомобиль водой из лужи?
Вроде бы производители систем водоснабжения замкнутого цикла обещают хороший результат. Давайте посмотрим на данные системы внимательно.
Сразу отметим, что системы оборотного водоснабжения не могут стоить дёшево. Нам необходимо оборудование производительностью чуть меньше 2 кубометров в час для Акварамы или почти 3 м3 для бюджетного оборудования. Системы из низкого ценового диапазона, т.е. до полумиллиона рублей, обладают такой степенью очистки, что не во всякой луже найдётся вода такого качества, что выдают эти системы. Их покупают только с одной единственной целью – ради сертификата, без которого Роспотребнадзор не поставит заветный штамп, который разрешает работу автомойке. В реальности после таких систем даже в фекальную канализацию нельзя сбрасывать воду, а только на специальный полигон. Точнее сбрасывать можно, но после первого забора проб водоканалом тут же насчитаю либо штрафы, либо солидные суммы за доочистку до ПДК на весь объем воды.
По факту на таких системах избегают работать даже на автомойках с персоналом и с контактным способом помывки, т.к. разводов на автомобиле избежать невозможно.
Дальше речь будет идти о более дорогих системах, которые в состоянии очищать стоки с автомойки до норм сброса в ливневую канализацию. Их можно использовать для оборотного водоснабжения, т.к. они уже достаточно эффективно очищают воду. При указанной выше производительности, системы российского производства стоят от 1 млн. рублей и дороже, импортные начинаются от 1.5 млн. рублей.
При соблюдении технологии на таких системах замкнутого цикла уже можно работать. Правда, при трёх условиях: использовать специальную биоразлагаемую автохимию, пену или шампунь высоким давлением готовить на чистой воде, конечное ополаскивание делать на деминерализованной воде, которая будет приготавливаться также из чистой воды. Таким образом, в процессе мытья будет использоваться чистая вода только на четверть, остальная вода будет оборотная.
В таких системах используется многоступенчатый способ очистки. Чаще всего ключевой ступенью очистки является, скажем так, «биореактор». То есть разложение загрязнений происходит за счёт большого количества бактерий и микроорганизмов, которые буквально «съедают» грязь.
Вроде бы экономия налицо. Но это только на первый взгляд.
Специальная биоразлагаемая автохимия стоит существенно дороже обычной, а самое печальное, моет она ниже среднего. Кроме того, вода не идеально чистая. А по меркам химиков – грязная до безобразия. Это значит, что на всё оборудование ложится дополнительная нагрузка, и моечное оборудование изнашивается существенно быстрее. Пятилетняя гарантия Акварамы в этом случае на оборудование не распространяется.
Также нужно понимать, что у оборотной воды есть естественная убыль (чуть больше 10%). Плюс её нужно полностью заменять на чистую не реже раза в неделю. Иначе там образуется коктейль такой крепости, что бактерии не смогут с ним справиться.
У таких оборотных систем есть ещё один гигантский минус. Т.к. главным звеном очистки являются бактерии, то достаточно быстро в воде накапливается много «осколков органики», т.е. умерших бактерий и прочей биомассы. Что способствует быстрому зацветанию и гниению воды с ярко выраженным неприятным запахом.
С этим можно бороться, устанавливая обеззараживатель на ультрафиолетовых лампах, который будет убивать всё живое. К сожалению, он не может убить 100% органики в достаточно мутной воде. А за счёт благоприятной для микрофлоры среды вода будет успевать загнивать прямо в магистралях оборудования во время более-менее продолжительных перерывов между машинами. Поэтому в оборотную воду добавляют отдушку (чтобы перебить запах) и дезинфицирующие добавки, которые негативно влияют на качество мытья.
Так вот, если всё посчитать, то в реальности никакой экономии нет, при некритичном, но падении качества мытья. Единственный момент, когда появляется экономия, когда канализации нет вовсе. И за счёт снижения количества «ходок» иловоза мы увидим хоть какую-то выгоду.
Однако мы даже в таком случае не рекомендуем использовать оборотную систему водоснабжения.
Конечно, существуют более серьёзные системы очистки воды, которые преобразовывают отходы с автомойки до уровня питьевой воды. Т.е. после них можно сбрасывать воду в водоём или «на рельеф» (в канаву). Только стоимость таких систем стартует от 4 млн. рублей и требует тщательного профессионального обслуживания и дорогостоящих реагентов. Поэтому обычно их не ставят в силу экономической нецелесообразности.
Подводя итог
В качестве итога повторим сказанную ранее фразу: системы водоснабжения замкнутого цикла на мойках самообслуживания нежизнеспособны.
При отсутствии реальной экономии (зачастую мы видим даже не экономию, а увеличение стоимости владения такой автомойкой), они приводят к ухудшению качества мытья автомобиля. При наличии серьёзной конкуренции это сыграет пагубную роль, вплоть до закрытия бизнеса.
Олег Логачев
29 Января 2018
Источник