Можно ли в 16 лет получить водительское удостоверение
Содержание статьи
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут — до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени — и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Что на самом деле изменилось с 1 апреля?
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством — к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста — но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу — и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется — этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить — с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 — единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего — ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») — но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего — просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
Когда появится все остальное?
Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).
Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» — а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.
Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.
Депутат Власов получил ответ от руководителя ГИБДД. Там говорится следующее:
- уже готов законопроект, который разрешит управлять транспортом с 17-летнего возраста в присутствии опытного водителя-наставника;
- законопроект пока только внесен в правительство (в августе 2020 года), до Госдумы он еще не дошел;
- когда этот законопроект будет принят, вступит в силу и будет действовать какое-то время, в ГИБДД проведут анализ практики правоприменения. И если нововведения покажут себя с лучшей стороны, ведомство будет обсуждать вопрос снижения возраста водителей до 16 лет.
Таким образом, в ГИБДД собираются действовать поэтапно — сначала разрешить сдавать экзамен с 16 лет и водить с 17 в присутствии опытного водителя, а уже потом двигаться дальше. Но сначала нужно исправить ФЗ «О безопасности дорожного движения» — как минимум, внести туда понятие водителя-наставника и дополнительные условия для несовершеннолетних водителей.
Как предполагают эксперты, вопрос будет сложным — как минимум потому, что еще нужно будет урегулировать вопросы с ОСАГО (скорее всего, для водителей младше 18 лет полис будет гораздо дороже).
В любом случае, законопроект еще даже не попал из правительства в Госдуму, а это означает одно — ждать практической реализации этой идеи предстоит еще долго (и те, кому сейчас 16-17 лет, скорее смогут сдать на права по действующим правилам, чем дождутся поправок).
А нужно ли это вообще?
Говоря о том, что подросткам нужно дать право получить водительское удостоверение, чаще всего вспоминают о зарубежном опыте. Действительно, в ряде стран Европы и в США есть возможность получить водительские права с 16-летнего возраста.
Депутат Василий Власов, который все это инициировал, приводит разные аргументы — это позволит вовлечь несовершеннолетних в экономическую жизнь страны, а также сделает их более мобильными и независимыми от общественного транспорта (который во многих отдаленных районах работает плохо).
В Национальном союзе автомобилистов говорят, что давать несовершеннолетним водительские права можно — ведь они и так несут административную и уголовную ответственность за свои поступки, а также отвечают своим имуществом. Поэтому отказывать им в правах вообще нельзя — но при желании можно предусмотреть какие-то ограничения (установить более низкую максимальную скорость передвижения или требовать обозначать автомобиль какими-то предупредительными знаками).
Есть и другие идеи. Например, независимый эксперт Алексей Тузов говорит, что нужно внести изменения в процедуру обучения молодых водителей, сделав упор на практическое обучение:
Способности юных водителей адекватно оценивать дорожную обстановку и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации несколько ниже, чем у более взрослых водителей, поэтому существует риск увеличения числа ДТП. Для того, чтобы количество ДТП не увеличилось, необходимо на несколько месяцев увеличить срок обучения молодых водителей, сделать больше практических часов, а также ввести дополнительные тестирования, чтобы лучше контролировать обучаемость подростков. Кроме того, важно разработать законодательную базу и нормативные санкции, предусматривающие наказание за езду без сопровождения наставника.
— независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов
Но больше всего вопросов возникает у страховщиков. Дело в том, что при расчете стоимости полиса ОСАГО более молодые водители рассматриваются как источник повышенного риска (и при расчете коэффициента «возраст-стаж» более молодые и неопытные водители получают максимальный коэффициент и самый дорогой полис).
Если же допускать за руль тех, кому еще не исполнилось 18 лет, придется кардинально пересматривать условия страхования, считают в Российском союзе автостраховщиков. Но и тут возникает проблема — из-за этого придется поднимать стоимость полиса «на всех» (без ограничений по числу водителей), которые покупают многие водители для семейных автомобилей.
Другой вариант — ввести дополнительный коэффициент, если за рулем будет ездить несовершеннолетний. Однако настолько кардинальная смена правил ОСАГО потребует изменения законов, а это процесс длительный.
Таким образом, хоть и существуют идеи допустить за руль несовершеннолетних водителей, этот вопрос настолько сложный, что вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Источник
В каком возрасте можно сдавать на права?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о том, в каком возрасте можно получить водительское удостоверение. Определяющим фактором в данном случае является категория водительских прав, которую планирует открыть кандидат в водители.
Кроме того, ниже Вы узнаете, в каком возрасте можно начинать обучение на права, в каком возрасте можно получить водительское удостоверение на руки, и в каких случаях можно начать водить автомобиль:
- Возраст для изучения теорию?
- Возраст начала обучения в автошколе?
- Возраст для управления мопедом и мотоциклом небольшой мощности?
- Возраст для получения прав на мотоцикл?
- Возраст для перевозки пассажиров на мопеде или мотоцикле?
- Возраст получения водительских прав категории B (легковые автомобили).
- Возраст для получения прав остальных категорий.
- Таблица возраста для получения прав.
- Когда оптимально начать учиться?
Рассмотрим все по порядку.
С какого возраста можно изучать теорию?
На изучение теории никаких ограничений не накладывается. Скорее даже наоборот, изучение правил дорожного движения в раннем возрасте всячески приветствуется.
Так что если хотите в будущем получить права, начните с изучения правил. Начните, даже если вам всего 7-8 лет. Правила пригодятся в любом случае, а грамотное поведение на дороге убережет от возможных неприятностей.
Если же возник вопрос, как изучать правила дорожного движения, то в этом нет никаких трудностей. Почти в каждом книжном магазине или газетном киоске можно купить книжку правил. Цена вопроса составляет приблизительно 30 рублей. В качестве альтернативы предлагаю скачать правила дорожного движения от pddmaster.ru. Это полностью бесплатно.
Можно также начать и изучение экзаменационных билетов ПДД 2021 года. Однако нет особого смысла торопиться с билетами, т.к. задачи ГИБДД обновляются довольно часто, иногда по несколько раз за год, а изучить их можно достаточно быстро. Буквально за 3-4 дня. Так что это всегда успеется.
С какого возраста можно начать обучение в автошколе?
Рассмотрим пункт 21.4 ПДД:
21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:
- 16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1»;
- 20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).
Т.е. пройти обучение навыкам вождения на легковом (B) или грузовом (С) автомобиле или мотоцикле можно только начиная с 16 лет.
Что касается автобусов (D), троллейбусов (Tb) и трамваев (Tm), то начать обучение на них можно начиная с 20 лет. Единственное исключение — военные автобусы, обучение на которых возможно с 18 лет.
Что касается остальных категорий (например, мотоциклов категории А), то начать обучение на них можно в том же самом возрасте, когда и получить права на соответствующую категорию. Об этом речь пойдет ниже.
С какого возраста можно начинать управлять мопедом или мотоциклом небольшой мощности?
К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров — категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет.
Чтобы получить права категории М или подкатегории А1 нужно сдать теорию по экзаменационным билетам, а также практику на автодроме.
При этом перечень упражнений на автодроме в точности соответствует упражнениям на категорию А. Разница заключается только в транспортном средстве, на котором кандидат в водители сдает экзамен.
Еще раз подчеркну, что получить водительские права с 16 лет возможно только для категорий А1 и М.
Во сколько лет можно получить права на мотоцикл?
Рассмотрим по шагам все этапы подготовки, связанные с управлением мотоциклом.
1. Экзамен на категорию А (управление мотоциклом) включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.
2. В настоящее время самостоятельная подготовка (экстерном) отменена, поэтому для получения прав Вам в любом случае придется отучиться в автошколе.
3. Сдать на права на мотоцикл и получить водительское удостоверение Вы можете только с 18 лет.
Примечание. Управление мотоциклом без водительского удостоверения категории А наказывается достаточно сурово. Штраф за отсутствие прав составляет 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, владелец мотоцикла получит штраф за передачу управления в размере 30 000 рублей. Так что пройти обучение в мотошколе и получить права будет дешевле.
С какого возраста можно перевозить пассажиров на мопеде или мотоцикле?
Отдельного внимания заслуживает возраст, начиная с которого водитель может перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде.
Для перевозки пассажиров на мопеде водитель должен иметь водительское удостоверение любой категории в течении 2-х лет, для перевозки пассажиров на мотоцикле водитель должен иметь удостоверение категории А или подкатегории А1 в течение 2-х лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде в любом случае можно не раньше, чем с 18 лет.
Возраст получения водительских прав категории B (легковые автомобили)
Рассмотрим по шагам этапы подготовки, относящиеся к управлению легковым автомобилем.
1. Пройти в автошколе обучение управлению автомобилем, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8, можно с 16 лет.
При этом автомобиль, на котором происходит обучение, должен быть специально оборудован (дополнительные педали и зеркало заднего вида для инструктора). Естественно, сам инструктор должен иметь документы, подтверждающие его право на обучение.
2. Сдать экзамен на получение прав можно после достижения 17-летнего возраста.
3. Независимо от того, в каком возрасте происходила сдача квалификационного экзамена, возраст получения водительского удостоверения категории В на руки остается неизменным — 18 лет.
4. Водить автомобиль самостоятельно можно с 18 лет, либо в сопровождении инструктора начиная с 16 лет (во время обучения).
Возраст для получения прав остальных категорий
Для получения водительского удостоверения категории C, позволяющего управлять грузовыми автомобилями, возраст такой же, как и для категории B (18 лет). Экзамен на категорию C можно сдать начиная с 17 лет.
Кроме того, в 18 лет можно получить права подкатегории B1 (трициклы и квадрициклы), подкатегории C1 (легкие грузовики).
А вот права категории D и подкатегории D1, позволяющие управлять автомобилями с числом пассажирских мест больше 8 (автобусами) можно получить только в 21 год. То же самое касается и прав, позволяющих управлять трамваями (Tm) и троллейбусами (Tb).
Примечание. Для категории D и D1 существует единственное исключение. Оно относится к водителям, проходящим военную службу. Такие водители могут сдать экзамены и получить права на управление автобусами начиная с 19 лет. При этом с 19 лет можно управлять только военной техникой, гражданскими автобусами можно управлять только с 21 года.
Для получения прав категории E (BE, CE, DE) необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев. При этом не требуется предоставлять в ГИБДД дополнительных документов, подтверждающих Ваш опыт. Достаточно лишь водительского удостоверения, в котором в течение года открыта требуемая категория.
Что касается подкатегорий C1E и D1E, то для них требуется опыт управления в течение года либо автомобилями подкатегорий C1 и D1, либо автомобилями старших категорий C и D.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 | 16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили | 16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) | 21 (19 — для военных водителей) | 21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы | 20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Когда оптимально начать учиться?
Чуть ли не каждый ребенок хочет научиться водить автомобиль как можно раньше. Такое стремление лишено всякого смысла, ведь все равно возраст получения водительских прав 18 лет (16 для категорий A1 и M), а раньше этого возраста официально сесть за руль не получится.
Рекомендую начинать обучение на категорию B не раньше чем за 2-3 месяца до 18 лет. Связано это прежде всего с тем, что после автошколы Вам не придется ждать квалификационных экзаменов и выдачи водительского удостоверения. Напротив, Вы сможете сразу же после прохождения обучения и получения прав начать водить автомобиль.
Кроме того, многие автошколы взимают дополнительную плату за время обучения, поэтому слишком раннее начало обучения может оказаться экономически невыгодным.
Тем не менее окончательный выбор времени начала обучения остается за Вами.
Удачи на дорогах!
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Источник
Вводимый с 1 апреля регламент экзамена позволит получать водительские права с 16 лет
Новый регламент экзамена для получения водительского удостоверения, утвержденный МВД РФ и вступающий в силу с 1 апреля 2021 года, позволит россиянам получать права с 16 лет.
Ныне действующий порядок сдачи экзамена на права подвергся целому ряду серьезных изменений. Речь идет об отмене одного из трех этапов практической части экзамена, видеофиксации процедуры сдачи и сокращении числа так называемых фатальных ошибок, допустив которые претендент на получение водительского удостоверения отправляется на пересдачу.
Чем заменят «площадку» и какие ошибки считаются фатальными
Экзамен на получение водительского удостоверения традиционно состоял из трех этапов — одного теоретического («теория») и двух практических («площадка» и «город»). Первая часть практического этапа предполагала демонстрацию кандидатом навыков вождения автомобиля и различных элементов, для проверки которых раньше использовалась специальная площадка.
Согласно новому регламенту, экзаменуемый должен показать, что умеет водить авто в ходе сдачи практического этапа на городских улицах.
Экзаменатор имеет право остановить экзамен, если будут допущены серьезные ошибки. В новом регламенте количество фатальных ошибок сокращается с 17 до 15. Более этого, в перечне грубейших нарушений появились две новые позиции — использование телефона или иного средства связи, а также начало движения без пристегнутого ремня безопасности.
Что запишут на видео во время экзамена
Сдача теоретической части экзамена на получение водительского удостоверения будет фиксироваться на видеокамеры.
А проверка работоспособности системы аудио-видеонаблюдения должна осуществляться перед началом проверки теоретических знаний. Регламент, действовавший ранее, говорил о том, что расположение рабочего места экзаменатора должно позволять осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.
Во время сдачи практической части экзамена средства видеофиксации планируются использовать для проверки личности гражданина, который проходит испытания. Лицо, принимающее экзамен, должно предъявить удостоверение личности, вслух произнести фамилию, имя и отчество экзаменуемого и лишь после этого разрешить подготовку к экзамену и его сдачу. Ранее было достаточно предъявить удостоверение для проверки личности экзаменатором.
Какие навыки нужны, чтобы сдать на права
В новом регламенте экзамена для сдачи на права перечислены все навыки, которые необходимо продемонстрировать кандидату в водители. В список того, что он должен уметь делать, включены 19 позиций. Среди них присутствуют и те, которые раньше должны были быть показаны на площадке. Речь идет о парковке задним ходом с поворотом на 90 градусов и параллельной парковке, а также об остановке и начале движения на подъеме и на спуске.
На экзамене кандидат должен показать свое умение выполнять разворот в условиях ограничений по ширине, двигаясь в том числе и задним ходом, проезжать перекрестки со светофорами, железнодорожные переезды, совершать обгон и опережать другие транспортные средства, выполнять перестроение на дороге с двумя и более полосами.
Как получить водительские права с 16 лет
Еще одним важным нововведением регламента, вступающего в силу с 1 апреля 2021 года, является возможность получения водительских прав несовершеннолетним — с 16 лет. Для того, чтобы стать обладателем удостоверения, позволяющего водить автомобиль в столь юном возрасте, нужно на сдачу экзамена и получение удостоверения предоставить согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), если заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет (кроме случаев, когда его признают полностью дееспособным).
Источник