Можно ли стартерный аккумулятор использовать как тяговый

Отличия тягового аккумулятора от стартерного. В чем основной секрет

Все мы с вами привыкли к нашим автомобильным аккумуляторам, мы знаем что они запускают двигатель, подавая энергию на стартер, который уже вращает маховик запуская мотор. Такие АКБ получили название стартерные, но зачастую в литературе есть еще одно понятие – тяговые, они также применяются в транспорте, хотя и не всегда так, как мы с вами привыкли. Сегодня я хочу вам рассказать — чем они отличаются друг от друга, и можно ли один применять вместо другого …

Отличия тягового аккумулятора от стартерного

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Лично я видел тяговые батареи в обычном автомобильном магазине, правда раздел был совмещен с товарами для рыбалки и охоты, а именно такие АКБ продавались для лодок. Так что же это за зверь дивный такой, и почему они не продаются для обычных авто? Для начала коротко вспомним про стартерные варианты.

Стартерные АКБ

Это аккумуляторы, которые применяются в легковых и грузовых машинах, у них есть одна основная задача — запуск двигателя. При запусках они отдают очень большой ток – который получил название «пусковой».

стартерный АКБ

На бортах батареи можно его рассмотреть, он колеблется от 250 до 1000 Ампер, это один из основных показателей батареи, наряду с напряжением (зачастую оно около 12,7Вольта), а также емкостью – измеряется в Ампер * часах (на многих авто самые популярные показатели 55 – 65 Ам*ч).

Такие АКБ очень чувствительны к глубоким разрядам, их не рекомендуется разряжать ниже 10Вольт. Если разрядили несколько раз ниже этого показателя (примерно 20 – 30 раз) – аккумулятор можно выкидывать, потому как, он потеряет большую часть своей емкости.

То есть если утрировать – стартерный АКБ запускает движок, отдавая просто фантастический ток, а дальше заряжается, восполняя затраченную энергию от генератора. Не любит глубоких разрядов и быстро выходит из строя от них.

Тяговые аккумуляторы

Это совершенно другой тип батарей, хотя также применяется в автомобилях, хотя не в традиционных – электрокары, гибриды, разного рода спецтехника (погрузчики, тягачи, питание для электрических двигателей лодок).

тяговые АКБ

Такие аккумуляторы не имеют высоких пусковых токов, они заточены немного на другое, а именно:

  • Отдавать определенную энергию длительный промежуток времени, причем они могут разряжаться почти в ноль (рекомендуемое минимальное напряжение – 5% от общего).

Их применяют там, где нужно питать долго и постоянно. Например, на электромобилях (или гибридах) — питание электрических двигателей, на погрузчиках – питание подъемника, на моторах лодок – питание винтов и т.д. Очень эффективно их применять и в альтернативных источниках энергии – ветрогенераторы, солнечные панели. Причем они очень устойчивы к такой нагрузке, могут работать часами или даже днями (в зависимости от потребления энергии)

Дополнительными плюсами можно назвать — устойчивость к низким и высоким температурам (от – 30 до 65 градусов Цельсия).

У них есть два важных показателя:

Напряжение – зачастую это 2 – 4 – 8 – 12 — 24Вольта

Емкость – начинается от 30 до 300 Ампер, хотя бывают батареи и больше. Важно отметить зачастую у них указывается две емкости при «2» или «5» градусах Цельсия, и при «20» «25» градусах. Как правило, они различны, при низких температурах емкость может падать на 10 – 15%.

Устройство тяговых батарей

Хочется начать с того что, устройство очень схожее с обычными стартерными АКБ, но есть и отличия.

отличия

Схожесть:

  • Также есть плюсовые и минусовые пластины.
  • Также заливаются электролитом.
  • Все это хранится в пластиковых корпусах.

Отличия:

  • Пластины здесь просто огромные (если хотите — толстые), зачастую используется много свинца или других металлов (про это ниже). Как мы помним у обычных стартерных аккумуляторов пластины очень тонкие и компактные, находятся просто впритык друг к другу, что позволяет накопить много энергии – выдавая сильные пусковые токи. У тяговых  такой задачи нет! Поэтому и пластины здесь намного толще и массивнее, это позволяет работать дольше и не осыпаться (разрушаться), поэтому 1 тяговый аккумулятор с напряжением в 2Вольта и емкостью 75Ампер, может быть в 3 – 4 раза больше, чем стартерный 12Вольт 60Ампер.
  • Электролит здесь обычный, назовем его – автомобильным, плотностью в 1,27г/см3
  • Корпуса схожие по строению со стартерными, однако, намного толще, чтобы выдержать большой вес пластин.

схема тягового АКБ

Знаете, когда я первый раз увидел тяговый аккумулятор, я подумал что дам должно быть примерно 100 – 150Ампер при напряжении в 12Вольт, а это оказалось всего 1 банка, с напряжением в 2Вольта и 50Ампер! Просто огромная.

Если говорить про различные технологии — существует всего два типа тяговых батарей – кислотные и щелочные.

  • Кислотные – основанные на свинце и электролите на серной кислоте, про которые я рассказал сверху.
  • Щелочные – основанные на никель-железных пластинах, которые залиты специальным раствором щелочи. Очень надежные — не бояться морозов и глубоких разрядов, можно хранить как заряженными так и разряженными. Однако минусы более существенные – цена в два – три раза больше чем свинцовые, при зарядке выделяется едкий пар, зарядные станции специальные (стоят дорого), при заряде требуют больше энергии.

Как становится понятно из-за таких проблем щелочные не получили большого распространения, хотя в СССР они пользовались большим спросом.

Читайте также:  Можно ли использовать сковороду нева металл

Сейчас кстати появляются тяговые АКБ, основанные на новых технологиях это AGM и GEL, как собственно и в автомобилях. Они компактные и выдают больше энергии, правда стоимость их иногда просто зашкаливает.

Можно ли тяговый аккумулятор использовать вместо стартерного?

Гипотетически можно, но не всегда вы сможете запустить двигатель, ведь тяговые варианты отдают намного меньше энергии в пике, то есть банально не хватит тока для запуска.

А если вы найдете, скажем, тяговый с током в 300Ампер, то он банально может не поместиться у вас под капотом машины. Вед именно 300А нужно для пуска среднестатистического легкового авто.

Сейчас небольшое видео.

На этом все, думаю, информация очень полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.

(38 голосов, средний: 4,21 из 5)

Источник

⚖️ Чем отличаются стартерные аккумуляторы от тяговых

Даже невооружённым глазом хорошо видно — чем отличается стартёрный аккумулятор от тягового. А если внимательно сравнить устройство, основные эксплуатационные параметры, размеры и вес, то разница станет ещё более заметной. В том числе, тяговые и стартёрные АКБ отличаются стоимостью за условный ампер-час, чувствительностью к глубоким разрядам и некоторыми другими особенностями. Сходства тоже есть. Но примерно такие, как между ножами и топорами.

Тяговые аккумуляторные батареи

Тяговые аккумуляторные батареи

Как можно понять из названия тяговых АКБ, предназначены оны для того, чтобы тянуть. Но не в буквальном смысле слова, как лошадь, например. Аккумуляторные батареи этого типа используются лишь для питания силовых установок, а те уже непосредственно выполняют полезную работу. Тянут, поднимают, вращают, освещают, обогревают и даже развлекают. Любая из этих работ требует такого источника питания, который мог бы длительное время отдавать энергию умеренными порциями, и не терять своей работоспособности в результате глубоких циклических разрядов.

Тяговые аккумуляторы: устройство

Первое, в чём можно заметить отличие тягового аккумулятора от обычного — устройство. Конструктивно это стандартные свинцовые пластины (электроды), помещённые в электролитную среду. Рабочие детали упакованы в герметичном корпусе из диэлектрического материала. Наружу выведены две клеммы — положительная и отрицательная.

Устройство тягового аккумулятора

Электролит в тяговых АКБ может быть как наливным, так и гелеобразным. В последнее время особой популярностью пользуются так называемые AGM аккумуляторы, в которых жидким электролитом пропитаны пористые маты, плотно контактирующие со свинцовыми пластинами.

Сферы применения силовых батарей

Сферы применения силовых батарей

Применяются тяговые АКБ в тех сферах, где требуется стабильное и продолжительное питание умеренной мощности. Самый наглядный пример — различная движущаяся техника и системы альтернативной энергетики:

  • электромобили;
  • небольшие лодки;
  • электровелосипеды;
  • машинки для езды по полям для гольфа;
  • погрузчики;
  • ветряные и солнечные системы генерации энергии.

Особенно распространены тяговые аккумуляторы в специальной технике, применяемой для погрузки и перевозки грузов. Благодаря отсутствию выхлопных газов она может эксплуатироваться в закрытых помещениях. Плавательные средства на электротяге тоже имеют свои преимущества — экологичность, отсутствие шума и вибрации.

В действующем ГОСТе сказано, что основная функция тягового аккумулятора заключается в циклических разрядах с последующими зарядами. При этом, предполагается, что во время разряда батарея отдаёт большую часть накопленной энергии. Стартёрные же АКБ при такой эксплуатации — деградируют. Для них более «комфортными» условиями работы является постоянно высокий уровень заряженности.

Стартёрные аккумуляторные батареи

Стартёрная аккумуляторная батарея

Название стартёрных АКБ тоже указывает на их непосредственное предназначение. Задача аккумулятора этого типа — запитать стартер для запуска двигателя внутреннего сгорания. Роль эта хоть и кратковременная (3—8 секунд), но из-за большой мощности требует отдачи большого тока. Например, чтобы запустить средний по объёму бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нужен стартер мощностью полтора-два киловатта. При номинальном напряжении АКБ 12 вольт для выдачи такой мощности требуется ток силой 100—150 ампер. А если стартер плохо крутит, то вдвое, а то и втрое больше.

Устройство стартёрного аккумулятора только лишь по конфигурации имеет сходства с тяговыми аналогами. В них имеются те же свинцовые пластины, контактирующие с электролитом. Есть диэлектрический герметичный корпус и выведенные наружу две клеммы — «плюс» и «минус». Однако, в отличие от тяговых АКБ, в стартёрных пластины намного тоньше. Это делается для того, чтобы увеличить площадь поверхности активной массы, участвующей в электрохимических процессах внутри аккумулятора. А чем больше площадь, тем выше токи можно «выжать» из АКБ.

Устройство стартёрного аккумулятора

Применяются стартёрные батареи только там, где эти самые большие пусковые токи нужны. То есть, в различного рода технике, оснащённой двигателями внутреннего сгорания. Это и легковые автомобили, и грузовые, и мотоциклы, и тракторы, и комбайны.

Сходства между тяговыми и стартёрными АКБ

В первую очередь, тяговые и стартёрные аккумуляторные батареи схожи по конструкции и принципу работы. Кроме того, и те, и другие, реализуются сегодня по разным, и одновременно одинаковым технологиям. Так, есть тяговые и стартёрные АКБ с так называемым наливным электролитом, AGM, GEL, кальциевые, кислотные, щелочные и так далее. То есть, выбор имеется на любой, как говорится, вкус и кошелёк.

Но сходства, в принципе, на этом и заканчиваются.

Отличия между тяговыми и стартёрными аккумуляторами

Что же касается отличий, то их гораздо больше, чем сходств. К тому же, они более существенные и заметные даже невооружённым глазом:

  • Параметры свинцовых пластин — у стартёрных они тоньше, и их количественно больше при одинаковых ёмкостях АКБ. У тяговых же аккумуляторных батарей электроды массивные, и их меньше визуально (если заглянуть внутрь корпуса). За счёт этого они лучше переносят глубокие разряды и дольше не рассыпаются.
  • Пиковые нагрузки — стартёрные АКБ для них просто созданы, тогда как тяговые аналоги физически не могут отдавать большие токи. Площадь пластин у них сравнительно маленькая, а из-за этого менее интенсивно проходят электрохимические реакции. Но не следует думать, что тяговые батареи совсем немощные в плане пиковых нагрузок. Это не совсем так. На кое-что и они способны.
  • Чувствительность к глубоким разрядам — у стартёрных аккумуляторов крайне низкая. Некоторые модели уже после двух-трёх разрядов в ноль теряют до половины номинальной ёмкости. На сегодня больше всего этим недостатком «славятся» так называемые кальциевые АКБ. Тяговые же аккумуляторы к глубоким разрядам более стойкие, и не теряют ресурс в результате такой эксплуатации.
  • Количество циклов заряда-разряда — тяговые АКБ в этом плане существенно выигрывают у стартёрных. Более того, последние вообще не рекомендуется часто разряжать более, чем на 30%, так как они быстро подвергаются сульфатации, теряют ёмкость и способность отдавать большие пусковые токи.
  • Габариты и вес — при одинаковых номинальных ёмкостях тяговые аккумуляторы заметно больше, чем стартёрные. Это связано и с упомянутой выше толщиной пластин, и с более массивными корпусами.
  • Стоимость — сравнивать по этому критерию сложно, так как оба варианта есть и в дешёвом, и в дорогом исполнении. Но кое-какая тенденция, всё же, просматривается. Тяговые — дороже.
Читайте также:  Можно ли использовать массажер во время беременности

Ещё по Интернету гуляет байка, что тяговые АКБ лучше «приспособлены» к высоким и отрицательным температурам окружающей среды. На самом деле разница в этом плане если и есть, то очень маленькая. Тяговые АКБ наравне со стартёрными могут замерзать на морозе в разряженном состоянии, а также терять много электролита из-за перегрева. Кроме того, при низких температурах они значительно меньше накапливают и отдают энергии, чем при оптимальных +20°C. Это надо учитывать, например, если на той же лодке с электротягой вы затеяли дальний заплыв ранней весной.

Можно ли использовать стартёрный аккумулятор вместо тягового

В теории заменять стартёрную АКБ на тяговую, или наоборот, нельзя. Во-первых, пиковой мощности тягового аккумулятора может не хватить для стабильной прокрутки стартера. Во-вторых, стартёрные батареи нецелесообразно использовать там, где они будут долго и часто пребывать в полуразряженном состоянии. Скорый износ в виде потери ёмкости сделает такую эксплуатацию крайне невыгодной.

Кроме всего прочего, тяговые АКБ больше по размерам, чем стартёрные той же ёмкости. Соответственно, могут возникнуть трудности даже с тем, чтобы установить аккумулятор на штатное место под капотом автомобиля.

Тем не менее, есть масса примеров, когда эти две технологии являются взаимозаменяемыми, и довольно неплохо себя проявляют, так сказать, не в своей тарелке. Хороший пример — солнечные или ветровые электростанции гаражных масштабов. В таких системах лучше, конечно, использовать тяговые аккумуляторы. Однако при грамотном подходе к вопросу заряжать от альтернативных источников можно и стартёрные АКБ.

В завершение вернёмся немного к автомобилям. Тяговый аккумулятор вместо стартёрного использовать, может быть, и не стоит. Но зато они часто приспосабливаются на роль вспомогательных источников энергии. То есть, под капотом свою непосредственную роль выполняет штатный стартёрный аккумулятор, а в багажник устанавливается дополнительно силовой. От него при необходимости запитываются такие потребители, как холодильник, инвертор, кипятильник и прочие мобильные принадлежности, используемые вдали от цивилизации.

Краткие итоги

По конструкции и многим параметрам тяговые аккумуляторы, как никак, а весьма заметно отличаются от стартёрных. У них более массивные пластины, которых, к тому же, сравнительно меньше. Стоят дороже. Не очень подходят для питания стартера. Зато незаменимы в своих сферах, где нужна умеренная отдача всей накопленной энергии без снижения ресурса самой батареи. В этих нюансах и заключается основное отличие тягового аккумулятора от стартёрного.

Источник

Чем отличаются тяговые аккумуляторы от стартерных?

Все мы привыкли, что на традиционных транспортных средствах оборудованных ДВС, установлены аккумуляторные батареи, посредством которых запускается силовой агрегат. Они обеспечивают электроэнергией стартер, вращающий маховик бензинового либо дизельного двигателя. Аккумуляторы подобного типа называются стартерные, однако, довольно часто можно услышать такое понятие как «тяговый аккумулятор», который также используется на средствах передвижения, хотя и не всегда так, как многие пользователи привыкли. В этой теме я хочу пролить свет на два этих понятия, объяснить в подробностях чем отличаются друг от друга эти две разновидности аккумуляторов, а также, обсудить вопрос, можно ли один вид заменить другим.

Содержание:

  • Стартерные аккумуляторы.
  • Тяговые аккумуляторы.
  • Как устроены тяговые аккумуляторы (чем схожи со стартерными и чем от них отличаются).
  • Технологии изготовления тяговых батарей.
  • Можно ли тяговую батарею применить вместо стартерной и наоборот?
  • Видео: тяговый и стартерный аккумулятор — чем отличаются — просто о сложном.

Тяговые АКБ можно найти в обыкновенном автомагазине, правда лично я, наблюдал их в разделе совмещённом с товарами для охоты и рыболовецких подвигов. Конкретно, такие батареи предлагались для плавсредств. Так что же это всё-таки за аппаратура и по каким причинам она не продаётся для обыкновенных машин? Для начала, нам нужно коротко вспомнить о стартерных модификациях аккумуляторных батарей.

Стартерные аккумуляторы

starter-akb.jpg

У этих девайсов имеется одно главное предназначение — запуск силовых агрегатов грузовиков и легковых автомобилей. При таких пусках, данная аппаратура отдаёт довольно серьёзную величину тока, который разработчики называют «пусковым». Это значение можно наблюдать на боковинах стартерной батареи и как правило, оно колеблется в пределах 250-1000 A. Данный показатель является одним из основных для стартерного гаджета, параллельно с напряжением, часто достигающим приблизительно 12,7 V. Не малое значение имеет и ёмкость аппарата, измеряющаяся в Ампер/часах. Самым распространённым, является показатель 55-65 Ah.

Эти устройства весьма чувствительны к глубоким разрядам и по этой причине, специалисты не советуют разряжать данное оборудование ниже показателя 10 V. Если это условие не будет учитываться и пользователь опустится ниже приведённой цифры примерно 20-30 раз — стартерную АКБ можно смело сдавать в утиль, так как она утратит большой объём своей ёмкости.

В общем, суть у стартерного аккумулятора такова: при пуске двигателя, он отдаёт очень мощный заряд, а далее подзаряжается от автомобильного генератора. Не переносит глубоких разрядов и в ускоренном режиме приходит от них в негодность.

Тяговые аккумуляторы

tyagovie-akb.jpg

Теперь обсудим другую разновидность — тяговые батареи. Итак, это абсолютно другой тип АКБ, хотя он также используется инженерами на машинах, только вот эти самые автомобили не традиционные, а электрические, проще говоря, набирающие в последнее время ход — электрокары. Сюда входят и гибридные модификации, и разного рода электрифицированная спецтехника: тягачи, разного рода погрузочные аппараты и т. д.

Читайте также:  Можно ли использовать просроченный перец горошком

Тяговая аппаратура не может предложить юзеру высокие цифры пусковых токов и предназначена немного для других целей. Тяговые батареи призваны отдавать определённую энергию длительный период времени и при этом, они имеют возможность разряжаться почти на сто процентов. Рекомендуется минимальное напряжение пять процентов от общего.

Тяговые аккумуляторные батареи предназначены для эксплуатации в тех местах, где нужно обеспечивать электропитание продолжительное время. К примеру, это уже упомянутые выше электрокары либо гибридные автомобили, погрузчики, электролодки и другая техника оборудованная электродвигателями.

Также тяговые устройства могут быть довольно эффективно использованы и в альтернативных источниках энергии, к примеру, солнечных батареях и ветрогенераторах. Тяговые электронакопители имеют отличную стойкость к подобной нагрузке, могут функционировать часами, а в некоторых случаях даже днями, тут всё зависит от потребления энергии.

Во достоинства тяговых электронакопителей можно смело записать стойкость к высоким и низким температурным режимам — -30…+65 градусов.

У тяговых батарей есть 2 важных показателя:

  • Напряжение. Чаще всего это 2/4/8/12 и 24 V.
  • Ёмкость. Начинается с цифры в 30 Ah и может дотянуть до 300 Ah. В принципе, в природе существуют модели тяговых АКБ с ещё более солидными показателями ёмкости. Стоит также знать тот момент, что часто у них указывается две ёмкости: при +2 либо +5 градусах и при +20 и +25 градусах Цельсия. Они различаются, при пониженных температурах ёмкость может снижаться на 10-15 процентов.

Как устроены тяговые аккумуляторы

shema.jpg

Сразу скажу, что по устройству тяговые гаджеты имеют много общего со стартерными батареями, но имеют место и некоторые отличия.

Чем схожи:

  • Наличием положительных и отрицательных пластин.
  • Присутствием электролита и корпуса изготовленного из пластика.

Чем отличаются:

  • Пластины у тяговых аккумуляторных батарей отличаются громадными размерами. Часто производители используют для их изготовления не малый объём свинца либо иных металлов. У стандартных стартерных АКБ пластины весьма тонкие и соответственно компактные. Разработчики распологают их вплотную, что в свою очередь позволяет накапливать большое количество энергии, выдавая при этом высокие значения пусковых токов. Перед тяговым же оснащением такая задача не стоит поэтому и пластины в таких девайсах намного массивнее, что даёт возможность функционировать максимально долго не разрушаясь при этом. Именно по этим причинам одна тяговая батарейка с напряжением 2 V и ёмкостью 75 Ah, может превышать в три-четыре раза стартерное изделие с характеристиками 12 V 60 Ah.
  • Электролит у тяговых батарей без изысков — его можно назвать автомобильным, обладающим плотностью 1,27г/см3.
  • Корпуса у тяговых электронакопителей по своему устройству имеют схожесть со стартерными батареями, но в то же время, корпуса первых намного толще и объясняется это довольно просто: такая массивность требуется для того, чтобы выдерживать не малый вес пластин.

Технологии изготовления тяговых батарей

На рынке присутствует 2 типа тяговых аккумуляторов: щелочные и кислотные:

  • Кислотные. В их основе лежит свинец и электролит на серной кислоте, про них было уже сказано выше.
  • Щелочные. В основе данных приспособлений — никель-железные пластины, залитые специальным щелочным раствором. Эта аппаратура может похвастать высокой надёжностью, она не боится минусовых температур и глубоких разрядов, также есть возможность хранить щелочные девайсы как в заряженном, так и в разряженном состоянии. Однако у этой техники имеет место и ряд недостатков! Так, по цене, щелочные изделия в 2-3 раза превышают свинцовые, в процессе подзарядки выделяется вредный пар, а для самой зарядки потребуются специальные зарядные станции, которые по ходу дела будут потреблять больше энергии и кроме того, стоит подобное оборудование весьма много.

После приведённых негативных сторон, в принципе, становится вполне понятно, почему щелочные модификации несмотря на все свои достоинства, не получили широкого распространения, а вот во времена СССР, на них был не шуточный спрос.

Сегодня на рынке присутствуют тяговые аккумуляторные батареи, изготовленные с внедрением новых технологий: GEL и AGM. Они обладают компактными размерами и производят больше энергии, правда их ценник может иногда отпугнуть даже повидавшего виды пользователя.

Можно ли тяговую батарею применить вместо стартерной и наоборот?

zap-expedition-agm.jpg

Гипотетически такое допустимо, однако не всегда автолюбителю удастся запустить силовой агрегат, а причина этому проста: тяговые разновидности аккумуляторных батарей будут отдавать куда меньше энергии на пике, другими словами, им элементарно не будет хватать тока для пуска ДВС.

Ну а если вы вздумаете отыскать тяговый аккумулятор к примеру на 300 A, то он просто-напросто может не поместиться надлежащим образом в подкапотном пространстве вашего транспортного средства. Именно 300 A требуется для того, чтобы завести двигатель среднестатистической легковушки!

Что касается установки стартерного аккумулятора вместо тягового, то он к сожалению не обеспечит вам такого долгоиграющего эффекта и скорее всего, в ближайшее время вам просто придётся изделие выбросить из-за того, что оно придёт в негодность.

Видео: тяговый и стартерный аккумулятор — чем отличаются — просто о сложном:

Заключение

Как видим, тяговая аккумуляторная батарея и стартерная — служат двум совершенно разным целям. Поставите стартерный электронакопитель вместо тягового и — можете с ним распрощаться! Поставите тяговый вместо стартерного и — вы просто не сможете запустить силовой агрегат своего автомобиля! Стартерная АКБ выдаёт высочайший показатель силы тока, а вот тяговая батарея этим к сожалению похвастать не может, зато она обеспечивает электродвигателю продолжительную работу без сбоев и ей не страшны глубокие разряды.

Моделей и тех, и других разновидностей, на рынке достаточно, чтобы сделать правильный выбор. Тут главное не попутать, какая аккумуляторная батарея для чего предназначена, иначе можно запросто попасть в крайне нелепую ситуацию!

Источник