Можно ли продавать кофе с машины в москве

Кофе с колес: сколько приносит мобильная кофейня в Москве

Кофе выходного дня

Изначально основатели планировали запустить бизнес, посмотреть, как он будет работать, а когда доходы вырастут, бросить офисную работу и уйти на вольные хлеба. «Но практика показала, что не все так радужно», — сетует Роман. Он до сих пор совмещает бизнес и работу менеджера в одной из крупнейших российских страховых компаний (он попросил не раскрывать ее название).

Хотя формально мобильная торговля не запрещена законодательством, в Москве, как и во многих других регионах, она приравнивается к нестационарной торговле, а это приводит к сложностям. В частности, торговый объект нужно включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, принять участие в торгах, заключить договор аренды земельного участка и пр. По сути, процедура ничем не отличается от согласования киоска, хотя главное достоинство фудтрака в том, что в любой момент его можно увезти.

По словам Магденко, они с коллегами знали об этом, когда запускали проект, но надеялись договориться с владельцами бизнес-центров о работе в будни. «По факту получилось, что бизнес-центры предпочитают ставить стационарные точки», — говорит он. Выход нашелся: предприниматели стали работать на корпоративных и городских мероприятиях. Именно так действуют почти все московские игроки этого рынка, рассказала РБК организатор фестиваля фудтраков Анастасия Колесникова: «Закона о мобильной торговле нет, поэтому выехать в будни никто не может, все в основном работают либо на мероприятиях, либо на частных территориях».

Поняв, что по будням торговать не получится, основатели «Мор-Фе» начали искать, кому нужен фургончик с кофе на выездных мероприятиях. «Изначально мы искали клиентов самостоятельно: раскидывали коммерческие предложения, смотрели рекламу, связывались с организаторами. За прошлый год сформировалась уже клиентская база, и клиенты теперь сами нас приглашают», — говорит Магденко. Дебютировал фургон «Мор-Фе» на Масленице в комплексе «Этномир» в Калужской области в феврале 2015 года, а за полтора года кофейный фургон успел поучаствовать в десятках фестивалей — в их числе «Доброфест», «Дикая мята», «АрхСтояние», Bosco Fresh Fest, поработали на различных мероприятиях в парках города (ВДНХ, «Красная Пресня», сад «Эрмитаж», «Коломенское», «Царицыно»), на Дне города в Ярославле. Фургон стал постоянным участником фудкорта гоночной трассы Moscow Raceway.

Секретный ингредиент

Подходящий кофе Роман искал долго — покупать у московских обжарщиков выходило дорого, у региональных не хватало объемов или подводила логистика. В итоге остановились на небольшой ижевской компании Tasty Coffee, у которой «Мор-Фе» закупает от 15 до 30 кг кофе раз в месяц — для работы на выездных мероприятиях этого вполне хватает. Магденко гордится тем, что кофе поступает уже на пятый день после обжарки и хранится не более месяца. «Мне всегда хотелось варить правильный кофе, настоящий, из правильных продуктов», — говорит он.

Еще дольше владельцы фургона искали подходящую воду. «Я вычитал, как один итальянец подходил к варке кофе с научной точки зрения и нашел идеально правильную воду для варки эспрессо — в ней не было никаких оттенков, вода была определенной мягкости, не было минерализации. Мы замучили всех производителей, мол, вышлите нам физико-химический состав вашей воды», — вспоминает Магденко. Подходящую марку воды нашли после трех месяцев отбора, но называть ее предприниматель отказался, чтобы не увели конкуренты.

Чтобы сэкономить на зарплате бариста, Магденко научился варить кофе сам. Он получил сертификат бариста в Барменской ассоциации России и начал тренироваться на собственном оборудовании. Со временем бариста все-таки наняли — сейчас его зарплата варьируется от 2 тыс. в день в будни до 2,5 тыс. руб. в выходные, а если торговля идет активно, бариста может получить до 15% от дневной выручки.

Склад для кофе организовали в гараже, который арендовали для фургона за 15 тыс. руб. в месяц. Гораздо дороже обходится аренда места для фургона на мероприятиях — от 10 тыс. до 150 тыс. руб. за день работы. Верхняя цифра зачастую превышает дневную выручку, при этом затраты на аренду не должны превышать 25% выручки, иначе они съедают всю прибыль. Мероприятия, куда фудтраки приглашают бесплатно, по словам Магденко, бывают два-три раза в год.

В среднем за мероприятие фургон продает порядка 200 порций кофе и получает 50–60 тыс. руб. выручки. Спрос зависит от погоды, месторасположения фургона и платежеспособности посетителей. «Иногда вроде бы стоим с коллегами на одной площадке, к одному клиенты подходят, к другому — нет. Разница 10 м, а трафик уже не тот: люди ленивые, увидели первую попавшуюся кофейню и подошли», — объясняет Роман. Средняя рентабельность фургона-кофейни, по его словам, сейчас составляет около 13%, хотя на отдельных мероприятиях она может доходить и до 40%. Например, на фестивале Bosco Fresh Fest за два дня мобильная кофейня заработала 78 тыс. руб. чистой прибыли.

Себестоимость порции кофе, по словам Романа Магденко, составляет 20% от его конечной цены для покупателя, включая воду, стаканчик, крышку, салфетку, порцию сахара, палочку для размешивания, словом, все, что прилагается к напитку. В «Мор-Фе» кофе в среднем продается по 200 руб. «Товар высокомаржинальный, но нельзя забывать о накладных расходах: амортизация оборудования, расходы на бензин, чтобы доехать до мероприятия, аренда, зарплата бариста. С начала года мы уже потратили на аренду 39% от выручки», — говорит он. Можно, конечно, снизить затраты на кофе и воду, но Магденко боится, что упадет качество продукта.

У фудтраков, которые продают еду, рентабельность может доходить и до 50–60%, а выручка — до 500 тыс. руб. за один выезд при наличии большого потока покупателей и умения быстро обрабатывать заказы, рассказал РБК основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. Два года назад, специально чтобы облегчить логистику на мероприятиях, сеть «Воккер» обзавелась двумя фудтраками, в каждый из которых вложила по 2,5 млн руб. Однако в последнее время толку от работы на выезде все меньше, говорит Гисак: «Сейчас организаторы берут немалые деньги за мероприятие, но пытаются загнать туда по 50 фудтраков. В результате все по чуть-чуть зарабатывают. Когда мы начинали, никогда не было ни на одном мероприятии такого количества разной еды».

Читайте также:  Можно ли провозить в ручной клади конфеты и кофе

Однако Роман Магденко принципиально не хочет продавать в своем фургоне еду. «В принципе можно ту же самую лапшу делать, для этого много места не нужно, и есть где разместить оборудование. Но ведь здесь пахнет кофе. А если ты покупаешь кофе, а изнутри еще запах лапши с какими-нибудь ингредиентами — уже не то», — объясняет он.

Впрочем, десерты к кофе в «Мор-Фе» все-таки планируют добавить: летом вместе с кофе продают мороженое компании «Джи эф ай рус», а зимой — кондитерские изделия от небольшого подмосковного производителя Rivolna. «Сейчас лето, не сезон на пирожные, но осенью мы обязательно возобновим с ними работу», — говорит Магденко.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Фудтрак в законе

По оценке Анастасии Колесниковой, сейчас в России насчитывается от 150 до 170 фудтраков, около 100 из которых работает в Москве. Однако число фургонов с едой и напитками может вырасти до 50 тыс. по стране, если Госдума примет разработанные Минпромторгом поправки к закону о торговле, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров России Владлен Максимов. «У нас же запредельная стоимость площадей в аренду, а тут площадь не нужна, нужна просто возможность встать», — говорит Максимов. Весной законопроект о нестационарной и мобильной торговле прошел общественное обсуждение и был согласован с московским правительством, осенью его планируют внести на рассмотрение в Госдуму нового созыва, сообщил Максимов.

Несмотря на фактический запрет на мобильную торговлю, в фудтраки уже начали вкладываться крупные игроки ресторанного бизнеса. Например, осенью прошлого года сеть ресторанов Ginza Project вложила $20 млн в проект GinzaTruck, и сейчас 15 фургонов с едой от Ginza участвуют в городских мероприятиях (всего таких фургонов заказали 80), рассказал РБК генеральный директор Ginza Project Алексей Волков. По словам Волкова, Ginza Project рассчитывает на отмену запрета и быстрый рост сегмента торговли уличной едой. «Этот сегмент удобный, мобильный, работает и в Америке, и в Европе отлично. Это комфортно и для города — например, приехало 20–30 фудтраков, обслужило городское мероприятие и уехало. Не надо ничего строить», — говорит Волков. Подобный проект, но меньшего масштаба, запускала также «Чайхона №1».

Даже если закон примут, условия работы фудтраков пока неизвестны, говорит Анастасия Колесникова. «Предполагаю, что Ginza и несколько крупных игроков будут лоббировать свои интересы. Возможно, места для мобильной торговли будут приняты под какой-то один тип машин или под одну компанию. В принципе, властям удобнее разыграть по тендеру разрешение на одну компанию, ее легче контролировать, чем 100 разных предпринимателей», — опасается Колесникова.

Пока нет закона, позволяющего свободно вести торговлю, фудтраки не могут быть самостоятельным бизнесом, считает основатель «Воккера» Алексей Гисак. По его словам, при режиме работы «по выходным» инвестиции в фудтрак невозможно отбить за один сезон в отличие от обычного павильона с едой. «Фудтрак требует около 1,5–2 млн руб., так как надо купить нормальную машину, переоборудовать ее, отделать. Чтобы отбить 2 млн при рентабельности 25%, вам надо зарабатывать 200 тыс. руб. в день. В Москве по пальцам можно пересчитать мероприятия, где выручка превышает 100–150 тыс. руб. в день», — говорит Гисак. И действительно — вложенные в фудтрак инвестиции Роман Магденко рассчитывает отбить только в этом году. Зато если закон будет принят, он планирует запустить в Москве еще пару кофейных фургонов — технология уже обкатана.

Источник

Кофе из багажника: Как регулируют рынок кофемобилей в городе

Улицы

03 августа 2015, 14:21

В столице появляется все больше мобильных кофеен. Готовят горячий напиток не в помещении, а в багажнике автомобиля. При этом стоять машины могут только в парках и на частных территориях, передает телеканал «Москва 24».

Кофейня на колесах привязана к одной точке, однако вот владельцы такого бизнеса с удовольствием переместили бы мобильную лавку на более оживленные пространства.

«Хотелось бы быть поближе к клиенту, хотелось бы стоять, например, напротив какого-нибудь бизнес-центра или в проходимом месте. Но, к сожалению, сейчас такой возможности нет, потому что сейчас нет какой-то законодательной базы для того, чтобы можно было торговать с колес», – отметил гендиректор кофейной компании Сергей Табера.

Сегодня кофе из автомобиля на законных основаниях продавать можно только в парках и на частных территориях. Другие городские площадки для такого бизнеса закрыты.

«До сих пор нет самого формата мобильной кофейни. Необходимо сертифицировать это оборудование, нужно четко понимать, где и как можно продавать кофе на улицах, потому что все-таки он наливается возле дорог, магистралей, и в напиток может попасть и пыль», – пояснил руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

При этом цена стакана кофе с колес ниже, чем аналогичного напитка в ресторане или кафе, потому что нет затрат на аренду помещения. Но во всем остальном, утверждают владельцы такого бизнеса, их продукт соответствует всем нормам, в том числе и санитарным.

«У нас на каждую машину есть санпаспорт на перевозку продуктов. Машина раз в месяц проходит санобработку и дезинфекцию полную, сотрудники имеют медкнижки», – рассказал управляющий сети мобильных кофеен Алексей Федосов.

У любителей же кофе в приоритете не санитарные показатели, а вкус, цена и месторасположение. Возможно, в обозримом будущем мобильные кофейни все-таки оправдают свое название и выйдут на городские улицы. Однако еще предстоит определить, на каких основаниях.

«Правильно, на мой взгляд, разработать схему дислокации мобильных объектов, где они имели бы право устанавливать в определенные часы определенный автомобиль с определенным номером, соответствующим образом оборудованный, у которого будет разрешение на эту торговлю», – подчеркнула президент межрегиональной общественной организации защиты и поддержки среднего и малого бизнеса Ольга Косец.

Читайте также:  Можно ли кофе при диете магги

Пока же владельцам кофеен на колесах нельзя ездить по городу. Торговля напитками у обочины, например, карается штрафом в пять тысяч рублей.

Услуга «кофе с колес» появилась в Москве сравнительно недавно. Но уже получила некоторую популярность. Продавцы встают у дороги на своих автомобилях или мотоциклах и разливают автомобилистам чай или кофе за определенную плату. В среднем, чашка кофе у них стоит около 100 рублей. Сегодня эта деятельность законодательно не координируется.

Предпринимателям, которые хотят работать официально, необходимо пройти долгую процедуру оформления. «Продавцы на колесах» предпочитают приезжать на выбранную трассу и работать без официальных разрешений. Минпромторг уже выступило с предложением узаконить данный вид деятельности и ввести в закон о торговле понятия «автолавки» и «автокафе».

Автокофейни очень популярны во всем мире. А в нашей стране «кофе-магазины на колесах» особенно распространены в Санкт-Петербурге. Там даже появились сети таких кофеен. В кофемобилях напитки разливают в бумажные стаканы с крышкой, которые можно взять с собой в машину. Также покупателям предлагают чай и соки.

Источник

Мобильная кофейня — как открыть кофе на колесах, оборудование, бизнес план, франшизы

По итогам последних 5 лет в РФ наблюдается рост потребления кофе. Объём рынка кофеен в 2018 году увеличился до 128 млрд руб. Показатель на 3% больше, чем в 2017 году. Растёт популярность и мобильных кофеен. Эта ниша не заполнена даже на 50%, что позволяет предпринимателю начать свой бизнес с нуля и быстро выйти на прибыль.

Что представляет собой мобильная кофейня?

Мобильная кофейня — разновидность заведения по продаже кофе. От классической организации формат отличается тем, что торговля ведется с небольших грузовичков, скутеров с кузовом, мотороллеров или велосипедов, оборудованных всем необходимым для варки напитка. Мобильность кофейня позволяет открывать заведение там, где на данный момент наблюдается концентрация потенциальных клиентов. Формат подходит для торговли на мероприятиях и в местах скопления большого количества людей.

Можно ли продавать кофе с машины в москве

Актуальность бизнеса и анализ целевой аудитории

Кофе входит в категорию ежедневно употребляемых продуктов. Кофе дает заряд бодрости на целый день. Напиток привлекает ароматом, свежестью, позволяет согреться в холодную погоду. Целевой аудиторией являются:

  1. Студенты в возрасте 20 — 25 лет. Они посещают мобильную кофейню по пути на учебу или во время бизнес-ланча.
  2. Офисные работники 25 — 35 лет. Приобретают кофе с утра, во время ланча или после работы.
  3. Домохозяйки, прогуливающиеся с детьми или желающие расслабиться и отвлечься от повседневных забот.

Чтобы охватить максимальное количество сегментов, важно поддерживать средний ценовой уровень и регулярно вводить специальные предложения. Сублимированный кофе лучше не использовать. Покупателей привлечет настоящий, сваренный из молотых зерен напиток.

Можно ли продавать кофе с машины в москве

Как открыть мобильную кофейню и что для этого нужно?

Алексей Федосов, основатель сети мобильных кофеен Кофельяно, рассказал, как запускал своё дело. Чтобы создать бизнес на кофе, необходимо:

  1. Проанализировать сферу деятельности, а затем составить бизнес план кофе на колесах, учтя всю полученную информацию.
  2. Оформить бизнес, получить необходимые разрешения.
  3. Купить оборудование. Можно взять переоборудованный подержанный автомобиль или приобрести новый и переделать под себя. В 2019 году есть мастерские, выполняющие переоборудование мобильных кофеен.
  4. Найти место для продажи.
  5. Приобрести расходные материалы. Можно закупать кофе у оптовых поставщиков или в мелких торговых точках.
  6. Нанять персонал. Количество работников зависит от числа машин.

Можно ли продавать кофе с машины в москве

Оформление документов

Бизнес кофе на колесах требует регистрации в органах контроля. На первом этапе нужно получить статус индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо обратиться в ФНС. Заполняя регистрационный бланк, укажите код ОКВЭД. Парадоксально, но в 2019 году в законодательстве отсутствует положение, регламентирующее деятельность передвижных кофеен. В качестве кода ОКВЭД обычно указывают 47.9 «Розничная торговля вне магазинов».

Предприниматель обязан выбрать систему налогообложения. Лучшим вариантом будет УСН. Состав пакета обязательных документов зависит от расположения торговой точки. Если деятельность будет вестись на тротуаре, потребуется получить разрешение от районной администрации. Если торговля ведется на обочине автомобильной трассы, нужно обратиться в службу автомобильных дорог. Заполняя заявку, укажите точное расположение фургона. К заявке прикрепите график рабочего дня и копию регистрационного свидетельства.

Затем нужно обратиться в СЭС. Предприниматель обязан представить точный список товаров, которые будут продаваться. Оформите санитарную книжку на каждого сотрудника. Также нужен сертификат на кофе-машину и результаты ТО фургона. Переоборудованный автомобиль не забудьте перерегистрировать в МРЭО.

Оборудование

Изначально владельцу бизнеса стоит приобрести автомобиль. Он может быть новым или б/у. Предприниматель Роман Магденко переоборудовал старый заброшенный американский фургон 1991 года выпуска. Автомобиль представлял собой классический микроавтобус с большим мотором и отличным салоном. За машину пришлось заплатить 250000 руб. Для сравнения, новая машина для продажи кофе стоит 800000 руб.

Читайте также:  Можно ли пить кофе татуировке

Можно ли продавать кофе с машины в москве

Для переделки автомобиля потребуются дополнительные вложения. Роман Магденко сделал тепло- и шумоизоляцию, обшил салон пищевой нержавейкой и добавил конструкции под оборудование. Внешне машину также необходимо преобразить — дизайн должен привлекать взгляды.

Из оборудования нужно приобрести кофе-машину, холодильник и электрогенератор для автономной работы. На покупку транспортного средства и оборудования необходимо заложить 2 млн руб.

Сырье

Минимальный необходимый набор расходных материалов для работы автономной кофейни — кофе и молоко. На них уходит около 30% ежемесячной выручки. На старте бизнеса можно покупать необходимое сырье в сети магазинов МЕТРО. В последующем рекомендуется закупать кофе у оптовых поставщиков.

Персонал

На первых порах можно сэкономить на найме сотрудников и начать работать в одиночку. Чтобы выйти на среднюю выручку, необходимо трудиться ежедневно. С расширением бизнеса предстоит нанять дополнительных сотрудников. Алексей Федосов, успевший организовать бизнес в сфере мобильных кофеен, говорит, что при наличии 1 машины лучше работать одному. Когда удастся расшириться и приобрести 2 автомобиля, можно и помощников нанять. Они будут работать посменно.

Важно нанимать сотрудников, у которых есть водительские права. Когда нужно подменить работников, может выйти сам хозяин. Важно обучить персонал. Процесс продажи кофе с машины не отличается сложностью — обучение занимает всего 2 дня. Ещё сутки отводятся на практику. Затем сотрудник может начать полноценно работать.

Можно ли продавать кофе с машины в москве

Как выбрать место?

Размещать мобильную кофейню нужно в местах большого скопления людей. Это:

  • парки;
  • площадки, где проводятся мероприятия;
  • улицы с высокой проходимостью;
  • места рядом с офисами и посещаемыми достопримечательностями.

Предприниматель должен учитывать расположение конкурентов. Если рядом больше 3 мобильных кофеен, это негативно скажется на прибыли. Переманить покупателей у конкурентов помогут низкие цены, разнообразие продуктов и предоставление дополнительных услуг.

Нужна ли реклама?

Доход напрямую зависит от силы бренда, поэтому нужно заняться продвижением бизнеса. Если есть свободные средства, можно обратиться в маркетинговое агентство, где разработают фирменный стиль, логотип компании, сформируют концепцию бизнеса, подскажут успешные методы продвижения. Однако на оплату работы рекламного агентства уйдёт 50-100 тыс. руб.

Продвигать бизнес самому дешевле. За 2-5 месяцев до старта проекта необходимо запустить страницу в социальных сетях, на которой можно собрать пожелания и мнения клиентов о том, какой бы они хотели видеть будущую мобильную кофейню. Общественное мнение может подкинуть массу интересных и оригинальных идей. Например, можно создать тематическую кофейню и ярко разукрасить автомобиль.

Важно продолжать ведение группы в социальных сетях, сообщая клиентам об ассортименте и акциях. Можно давать скидку при покупке 2 порций кофе.

Рентабельность и окупаемость: финансовый план

Себестоимость 1 единицы продукции составляет 12 руб. Средняя цена чашки кофе — 50 руб. Наценка превысит 300%.

На запуск потребуются 2 млн рублей. Ежемесячно предстоит тратить 50-100 тыс. рублей на расходные материалы и продвижение бизнеса. 1 машина за 30 дней может принести порядка 150-200 тыс. руб. В среднем бизнес окупается в течение 1-2 лет. Рентабельность составляет 65%.

Показатель

Значение

Сумма первоначальных инвестиций

2 млн. руб.

Ежемесячные расходы

50 тыс. руб.

Месячный доход

150-200 тыс. руб.

Чистая прибыль в месяц

100-150 тыс. руб.

Срок окупаемости

1-2 года

Сложности и риски бизнеса

Бизнес связан с рядом рисков:

  1. На рынке появятся прямые конкуренты. Важно поддерживать лояльность потребителей.
  2. Сезонное снижение спроса. Летом можно продавать кофе гляссе с мороженым, соки, прохладительные напитки, булочки и прочие сопутствующие товары.
  3. Низкая квалификация работников. Персонал нужно периодически обучать, мотивировать его на хорошую работу.
  4. Поломка оборудования (автомобиля, кофемашины). Важно своевременно проверять состояние аппаратов.
  5. Произошел скачок цен на сырье. Запасы нужно пополнять постоянно.

Стоит ли брать франшизу и какие есть на рынке?

Если использовать франшизу, это позволит начать деятельность под раскрученным брендом. Предприниматель также может рассчитывать на поддержку и помощь в развитии. Однако паушальный взнос может быть существенным.

В 2019 году в РФ действуют следующие франшизы мобильных кофеен:

  1. «Улица кондитеров». Паушальный взнос и роялти не предусмотрены. Работа по франшизе позволяет сократить окупаемость до 6 месяцев. Для запуска потребуются инвестиции от 1490000 руб. Для работы нужна площадь до 10 кв. м.
  2. «Кофейный бархат». Паушальный взнос составляет 3600 долларов. Рекламный сбор и роялти не предусмотрены. Для запуска бизнеса необходимы инвестиции от 100 долларов. Окупаемость начинается по истечении 4 месяцев. Для работы необходима площадь до 2 кв. м.
  3. «Гоу кафе». Паушальный взнос составляет 140000 руб., а роялти 2200 руб. в месяц. Рекламный сбор не предусмотрен. Предприниматель должен вложить сумму от 50000 руб. Прибыль — от 80000 руб. в месяц. Для работы нужна площадь до 2 кв. м.

Заключение

В 2019 году мобильная кофейня считается рентабельным и относительно быстро окупаемым проектом. Предприниматель должен минимизировать риски, подобрать удобное место для ведения деятельности и стараться избегать прямой конкуренции на точке сбыта.

Важно уделять внимание качеству продукта и использовать для варки только дорогие ингредиенты. Только есть шанс добиться того, чтобы одна мобильная кофейня превратилась в популярную сеть.

Источник