Можно ли при делении получить ноль
Содержание статьи
Можно ли делить на ноль? Отвечает математик
Евгений Ширяев, преподаватель и руководитель Лаборатории математики Политехнического музея, рассказал АиФ.ru о делении на ноль:
1. Юрисдикция вопроса
Согласитесь, особенную провокационность правилу придает запрет. Как это нельзя? Кто запретил? А как же наши гражданские права?
Ни конституция РФ, ни Уголовный кодекс, ни даже устав вашей школы не возражают против интересующего нас интеллектуального действия. А значит, запрет не имеет юридической силы, и ничто не мешает прямо тут, на страницах АиФ.ru, попробовать что-нибудь разделить на ноль. Например, тысячу.
2. Разделим, как учили
Вспомните, когда вы только узнали, как делить, первые примеры решали спроверкой умножением: результат, умноженный на делитель должен был совпасть сделимым. Не совпал — не решили.
Пример 1. 1000 : 0 =…
Забудем на минуту про запретное правило и сделаем несколько попыток угадать ответ.
Неправильные отсечёт проверка. Перебирайте варианты: 100, 1, −23, 17, 0, 10 000. Для каждого из них проверка даст один и тот же результат:
100 · 0 = 1 · 0 = − 23 · 0 = 17 · 0 = 0 · 0 = 10 000 · 0 = 0
Ноль умножением все превращает в себя и никогда в тысячу. Вывод сформулировать несложно: никакое число не пройдет проверку. Т. е. ни одно число не может быть результатом деления ненулевого числа на ноль. Такое деление не запрещено, а просто не имеет результата.
3. Нюанс
Чуть не упустили одну возможность опровергнуть запрет. Да, мы признаем, что ненулевое число не разделится на 0. Но может быть, сам 0 сможет?
Пример 2. 0 : 0 = …
Ваши предложения для частного? 100? Пожалуйста: частное 100, умноженное на делитель 0, равно делимому 0.
Еще варианты! 1? Тоже подходит. И −23, и 17, и все-все-все. В этом примере проверка на результат будет положительной для любого числа. И по-честному, решением в этом примере надо называть не число, а множество чисел. Всех. А так недолго договориться и до того, что Алиса это не Алиса, а Мэри-Энн, а обе они — сон кролика.
4. Что там про высшую математику?
Проблема разрешена, нюансы учтены, точки расставлены, все прояснилось — ответом для примера с делением на ноль не может быть ни одно число. Такие задачки решать — дело безнадежное и невозможное. А значит… интересное! Дубль два.
Пример 3. Придумать, как разделить 1000 на 0.
А никак. Зато 1000 можно без трудностей делить на другие числа. Ну, давайте хотя бы делать, что получается, пусть даже изменив поставленную задачу. А там, глядишь, увлечемся, и ответ сам собой объявится. Забываем на минуту про ноль и делим на сто:
1000 : 100 = 10.
Сотня далека от нуля. Сделаем шаг к нему, уменьшив делитель:
1000 : 50 = 20.
Еще один:
1000 : 40 = 25.
И потопали дальше:
1000 : 25 = 40,
1000 : 20 = 50,
1000 : 10 = 100,
1000 : 8 = 125,
1000 : 5 = 200,
1000 : 4 = 250,
1000 : 2 = 500,
1000 : 1 = 1000.
Очевидная динамика: чем ближе делитель к нулю, тем больше частное. Тенденцию можно наблюдать и дальше, переходя к дробям и продолжая уменьшать числитель:
Осталось заметить, что к нулю мы можем подойти как угодно близко, делая частное сколь угодно большим.
В этом процессе нет нуля и нет последнего частного. Мы обозначили движение к ним, заменив число на последовательность, сходящуюся к интересующему нас числу:
При этом подразумевается аналогичная замена и для делимого:
1000 ↔ { 1000, 1000, 1000,… }
Стрелки не зря поставлены двусторонними: некоторые последовательности могут сходиться к числам. Тогда мы можем поставить в соответствие последовательности ее числовой предел.
Посмотрим на последовательность частных:
Она растет неограниченно, не стремясь ни к какому числу и превосходя любое. Математики добавляют к числам символ∞, чтобы иметь возможность рядом с такой последовательностью поставить двустороннюю стрелку:
Сопоставление числам последовательностей, имеющих предел, позволяет предложить решение к третьему примеру:
При поэлементном делении последовательности, сходящейся к 1000, на последовательность из положительных чисел, сходящуюся к 0, получим последовательность, сходящуюся к ∞.
5. И здесь нюанс с двумя нулями
Что будет результатом деления двух последовательностей положительных чисел, сходящихся к нулю? Если они одинаковые, то тождественная единица. Если к нулю быстрее сходится последовательность-делимое, то в частном последовательность снулевым пределом. А когда элементы делителя убывают гораздо быстрее, чем у делимого, последовательность частного будет сильно расти:
Неопределенная ситуация. И так и называется: неопределенность вида 0/0. Когда математики видят последовательности, подходящие под такую неопределенность, они не бросаются делить два одинаковых числа друг на друга, а разбираются, какая из последовательностей быстрее бежит к нулю и как именно. И в каждом примере будет свой конкретный ответ!
6. В жизни
Закон Ома связывает силу тока, напряжение и сопротивление в цепи. Часто его записывают в такой форме:
Позволим себе пренебречь аккуратным физическим пониманием и формально посмотрим на правую часть как на частное двух чисел. Вообразим, что решаем школьную задачу по электричеству. В условии дано напряжение в вольтах и сопротивление в омах. Вопрос очевиден, решение в одно действие.
А теперь заглянем в определение сверхпроводимости: это свойство некоторых металлов обладать нулевым электрическим сопротивлением.
Ну что, решим задачку для сверхпроводящей цепи? Просто так подставить R = не выйдет, физика подкидывает интересную задачу, за которой, очевидно, стоит научное открытие. И люди, сумевшие поделить на ноль в этой ситуации, получили Нобелевскую премию. Любые запреты полезно уметь обходить!
Источник
Почему нельзя делить на ноль?
Андрей Климко
19 июня 2015 · 86,8 K
пользователь TheQuestion.
Физик-теоретик, PhD студент в Университете Уппсалы, Швеция
Объяснение, на самом деле, элементарное, даже дети поймут. Почему-то у нас это не принято рассказывать в школах, и я считаю это серьезным упущением школьного образования.
Все мы знаем правило, что 0 умножить на любое число — это 0. А отсюда сразу следует, что если разрешить делить на 0, то все числа равны друг другу.
Поясню:
5*0=0, значит 0:0=5… Читать далее
Вы вообще можете говорить о равенстве всех чисел, если «разрешить» делить 0 на 0, только потому, что арифметическая… Читать дальше
На самом деле можно. В результате получится неопределенность. Сейчас попробую объяснить, почему.
Для начала — что такое ноль? Ноль — это ничто, пустота, это величина, являющая собой отсутствие чего-либо (если речь идет о нуле яблок или вроде того). Это некая абстрактная неотрицательная величина, меньшая по модулю, чем бесконечно малая.
Деление можно… Читать далее
Вам надо быть учителем, вы умеете доходчиво обяснять
Аспирант математик, алгебраист
Тут можно подходить с разных сторон. Я считаю, что т.к. числа — это всё таки алгебраический объект в первую очередь, то со стороны алгебры и нужно смотреть, т.е. просто вывести всё из определений.
Немного определений из алгебры( тут можно рассказать что такое кольцо, но с этим может справиться википедия wikipedia.org)). Во-первых, можно сразу забыть… Читать далее
0’—это бесконечность (∞), т.е. запись 0/0 эквивалентна 0∞, 0∞=0/(1/∞)=0/0
в уравнении x=0/0, решением является все… Читать дальше
Всё дело в том, что четыре действия арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление — на самом деле неравноправны. Математики признают полноценными только два из них — сложение и умножение. Эти операции и их свойства включаются в само определение понятия числа. Все остальные действия строятся тем или иным образом из этих двух.
Рассмотрим… Читать далее
В нахождении пределов в математическом анализе очень часто используется деление на 0. Когда мы производим деление на вещественные числа, находящиеся в интервале от 0 до 1, делимое число, нечинает увеличиваться. Например, 2/0.5=4. При стремлении нашего делителя к 0, делимое начинает увеличиваться до невероятных величин, которые собой представляют… Читать далее
На ноль делить нельзя в классической математике, которую преподают в школе.
В высших учебных заведениях, где преподают выш.мат. утверждают обратное.
Суть в том что 0 (нуль) — это математическая абстракция, то есть такого числа нет, так же как и -1(минус единица). Ведь мы не можем взять ноль кусочков хлеба, и положить на них минус один ломтик колбаски… Читать далее
Умею читать, поэтому люблю тишину
Деление связано взаимнообратно с умножением. Деление проверяется умножением. Невозможно найти такое число, отличное от нуля, чтобы при умножении его на ноль, получить это число, поэтому нельзя делить на ноль.В начальной школе это мы объясняем именно так, и мы именно учим этому, доказываем это, а не просто даём правило-запрет, просто многие, вырастая… Читать далее
Почему на ноль делить нельзя.
Часто в качестве пояснения вопроса о делении на ноль приводят такие аргументы, как «В УНИВЕРСИТЕТЕ делить на ноль можно и вспомним теорию пределов и т.д.»
* В теории пределов под неопределенностью вида 0/0 подразумевается деление двух чисел, БЛИЗКИХ к нулю, а не равных нулю. И предметом решения задачи является выяснение… Читать далее
При любом запрете нужно оговаривать рамки действия запрета. Поэтому делить на ноль нельзя, скажем, в рамках арифметики. Но это не значит, что не найдется такой раздел знаний, где эта операция вполне возможна и имеет смысл…
например, если оставаться в рамках целых чисел, само понятие деления теряет свой смысл…
Источник
Что будет, если разделить на ноль, даже если нельзя?
Александр Медведев
18 сентября 2018 · 66,0 K
Что было бы? Ведь в теории все возможно?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений · izm.io
Ноль — это ничего. Сколько раз по ничего в вас? Сколько раз по ничего в любом предмете? Может быть, бесконечное число раз по ничего. А может быть один раз ничего. Разницы никакой. Это бессмыслица.
Если бы «0» было бы ничем, о нем бы не говорили и не писали. Значит что-то есть, больше, чем совсем ничего.
Сусанна Казарян, США, Физик
Можно только удивляться, почему, рассуждая о проблеме деления на ноль, все остаются в рамках арифметики. Ещё во времена Ньютона эта проблема была полностью решена созданием Математического Анализа, включающего в себя Дифференциальное и Интегральное исчисления. Именно Мат. Анализ позволил сделать резкий скачок в физике во времена Ньютона. Вот… Читать далее
Можно было ещё добавить про высшую алгебру: есть такие алгебраические структуры, как «колёса» — в них деление непос… Читать дальше
Число разделенное на 0 получает обратное значение-бесконечность. Как и противоположное высказывание
» нельзя делить на бесконечность» получим нуль. Если нуль ещё как то можно представить, то безконечность трудно.
Математик. Преподаватель математики.
У спрашивающего странные представления о теории. Не бывает таких научных теорий, в которых «всё возможно». Да, в псевдонаучных теориях так бывает, но теория действительных чисел вполне научна.
Существует определённый набор свойств, которыми обладают арифметические операции в множестве действительных чисел. Они называются аксиомами поля, и все алгебраи… Читать далее
Можно если очень хочется.
Математика построена на логике. Каждое действие имеет возможное отображение в реальности. В нашей реальности невозможно взять несколько честей чего-либо, чтобы получилось ничего — у нас действует закон сохранения энергии и пропасть она не может. Поэтому делить на нуль не то что нельзя, а просто такого действия не существует.
))) Ноль-ничто, а как мы «знаем» все состоит из чего-то, ноль — не имеет физического смысла…Его должна заменить -наименьшая величина)) Еще раз, бессмысленно использовать ноль в физических формулах, т.к.в реальной вселенной -НЕТ ТАКОГО значения…Отсюда и многие ошибочные теории…Неужели не понятно ?Как нет «абсолютного вакуума», так нет и ноля….О… Читать далее
Патологический меланхолик.
На ноль делить нельзя не потому, что это ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАПРЕТ
деление на ноль выглядит как a/0 = x
В обычной арифметике (с вещественными числами) данное выражение не имеет смысла, так как:
* при а ≠ 0 не существует числа, которое при умножении на 0 даёт а, поэтому ни одно число не может быть принято за х;
* при а = 0 деление на ноль также не определено… Читать далее
А еще можно посмотреть на ноль, не как на число, как на символ начала отчета. И тогда естественно деление числа на… Читать дальше
Чтобы понять почему нельзя делить на ноль нужно использовать простое умозаключение. Допустим:
2*3=6
6/3=2 (т.е. 6 = 2*3)
или например:
15/5=3 (15=3*5)
20/4=5 (20=5*4)
Теперь с нулём:
6/0=?
развернём равенство обратно:
?*0=6
Ну и какое число нужно умножить на ноль, чтобы получилось шесть? Читать далее
Подскажу секретик: как вы и написали вопросительный знак (?) вот его и можно подставить. Суперпозиция по научному.
Мне очень понравился ответ Ларионова, сделанный ранее. От себя хочу дополнить лишь, что будет неправильным говорить, что «в теории же возможно поделить на ноль», мол просто не получишь практического результата.
Нельзя 🙂 ноль, бесконечность, степени числа, корень числа, логарифмическое представление и комплексные числа — и есть теория, условности… Читать далее
Хз, почему ответ непопулярный.
Всё правильно так-то.
Инженер-механик физики низких температур. Любитель стейков, истории, науки.
Ну можно посмотреть на эту проблему и под другим углом. Это конечно более не математика, а философия)). Если число А делим на бесконечно большое число В, то в результате получаем число, бесконечно близкое к нулю. Соответственно в обратной операции при делении на 0 получаем число, равное бесконечности. А если исходить из правил математики, то это… Читать далее
В логике это называется подмена понятия. Бесконечная малая величина это не ноль.
Источник
Почему на ноль делить нельзя — правило, доказательство и и примеры
Учителя многое недоговаривали
Сразу же стоит отметить, что эта аксиома является не совсем правдивой. На самом деле на ноль делить можно, и конец света от этого не настанет. Просто уравнение будет иметь бесконечное количество решений. Чем-то напоминает число «Пи», которое можно высчитывать в течение всей жизни и так и не получить конечного результата. Однако когда человек учится в школе, у него даже не возникает вопроса о том, что будет, если поделить на ноль. Слова преподавателя он воспринимает на веру.
Но может ли учитель объяснить маленькому ребенку, что такое принцип неопределенности или натуральный предел? Куда проще будет сказать, что на 0 делить нельзя. Правило не является совсем правдивым, зато школьник не будет пытаться решить уравнение, которое имеет несколько миллиардов решений. Если же в процессе разбора задачи выходит так, что все-таки приходится поделить на ноль, значит, где-то была допущена ошибка.
На самом деле у такой задачи может быть и иное решение — бесконечность (при условии, что при расчетах не было допущено ошибок). Чтобы это доказать, не придется использовать формулу массы или закон сохранения энергии из физики. В
большинстве случаев алгебраическое доказательство сводится к решению одного простого уравнения или функции, которая в итоге имеет бесконечное количество решений.
Четыре действия в арифметике
Сложение, умножение, деление и вычитание — эти принципы известны каждому школьнику, учащемуся в средних классах. Однако далеко не все знают, что равноправными действиями обладают лишь первые два из них.
Деление и вычитание — это операции, которые являются обратными сложению и умножению. Любые действия в математике могут быть легко построены лишь с помощью этих двух основ. Нужно лишь знать, как правильно выражать деление с помощью умножения или вычитание с помощью сложения. Здесь на помощь приходят уравнения, а также положительные и отрицательные числа. Иногда также приходится возводить число в какую-нибудь степень.
Чтобы было более понятно, следует немного попрактиковаться в арифметике. Что значит пример: «4−2»? Большинство школьников ответит на него достаточно просто: «Нужно взять 4 предмета, после чего провести удаление — отнять два из них, а затем взглянуть, сколько осталось». Вот только профессиональные математики представляют эту задачу совершенно иначе. Ее решение будет представлено уравнением: «x+2=4», корень которого представлен заменой арифметического действия. Нетрудно догадаться, что число «x» будет равно двум. Стоит отметить, что пример был решен без единого минуса.
Теперь немного о том, почему деление не считается полноправным действием в арифметике. В качестве примера возьмем следующее уравнение: «8:4=x». Всем и так понятно, что число «x» будет равно двум. Однако как получить это значение, не используя при этом деление? Правильно, нужно заменить его умножением. В результате математик получит уравнение: «x*4=8». Все очень просто и логично. Однако именно благодаря тому, что мы можем разделить, просто умножив, появляется первое определение того, что деление на ноль не имеет никакого смысла.
Попробуем решить простой пример: «6:0». Пятиклассник сразу скажет, что оно не имеет решения. Однако мы ведь знаем, что можно записать это же выражение другой фразой: «0*x=6». То есть математик получает задание отыскать число, которое бы при умножении на 0 дало ему 6. Вот только каждому известно, что при умножении на 0 в итоге все равно получится 0. Это свойство числа является неотъемлемым и любой шанс опровергнуть аксиому лишен всякого смысла. Именно поэтому учителя и будут продолжать запрещать ученикам делить на ноль, ведь решить уравнение с умножением на это число попросту невозможно.
Принцип бесконечности
Однако деление на ноль в высшей математике все-таки имеет решение. И оно даже не одно, их огромное множество. Этот прием называется принципом бесконечности и доказывает, что все-таки существует одно единственное число, которое можно разделить на ноль. Какое именно? Ну конечно же, сам ноль! Ведь если мы возьмем уравнение: «0*x=0», то оно будет успешно решаться — x будет равен нулю или любому другому числу, например, 512.
В этом и заключается принцип бесконечности. Ведь если вместо неизвестного показателя можно поставить любое число, то это значит, что уравнение с делением имеет огромное количество решений. Самое главное, чтобы один из множителей в обратном уравнении был также равен нулю. Другими словами, этот математический феномен также называется «принципом неопределенности» — какое бы число вы ни подставили вместо «x» (с плюсом или минусом, целое или дробное — неважно) — операция будет иметь неопределенное количество решений.
Работает ли этот факт с вычитанием? Не совсем! Если вы возьмете 5 яблок и вычтете из них ноль, то в итоге получится число, равное пяти. Но что если мы заменим одно из слагаемых числом «x»? Получится уравнение «5+x=5» Нетрудно догадаться, что уравнение имеет только одно решение, которое равно нулю. Однако можно ли подставить еще какое-то число, которое при сложении с другим отразит его зеркально? Разумеется, нет.
В этом и заключается одна из главных особенностей нуля. Если вы видите уравнение, в котором присутствует два слагаемых, а сумма равняется 5, то можете смело писать в решении «0», даже если вместо x там написана сложная система или логарифм.
Арифметическая шутка с нулем
Правило «делить на ноль нельзя» (пример в предыдущем разделе) лежит в основе многих арифметических шуток, которые могут доказывать, что 2+2 равняется не 4, а 7. Однако если математик уяснит его, то никогда не будет введен в заблуждение. Возьмем в качестве примера уравнение «4*x+2-=7*x-35.» Подробный алгоритм решения выглядит следующим образом:
- Выносим за скобки знаменатели, дабы упростить решение. В правой части это будет четверка, а в левой — семерка. Получим уравнение: «4*(x — 5)=7*(x-5)».
- Теперь необходимо умножить каждую часть уравнения на дробное число, которое равняется «1/(x-5)». Пример принимает следующий вид: «4*(х-5)/(х-5)=7*(х-5)/(х-5)».
- Сокращаем дроби на «(x-5)», после чего получаем, что «4=7». Разбиваем левую часть на множители и узнаем, что «2+2» равняется не четырем, а семи.
Однако весь подвох заключается в том, что корень уравнения был равен пяти, а сокращать его с помощью дроби было нельзя, поскольку в итоге это привело к тому, что все уравнение было поделено на ноль. Поэтому при решении таких задач следует помнить важное правило: нельзя допускать, чтобы в знаменателе дроби оказался ноль. В противном случае это приведет вот к такому забавному решению, которое натолкнет математика на «открытие» ранее неизведанных «теорем».
Философия, да и только
Многие люди используют пример с делением на ноль для того, чтобы объяснить некоторые закономерности, которые попросту не поддаются объяснению. Ведь что представляет собой само понятие «бесконечность», которую мы иногда можем получить в процессе решения некоторых уравнений? Никто не сможет ответить на этот вопрос, поскольку он находится за пределами нашего понимания. Это как объяснять гусенице, что такое закон притяжения. Безусловно, он на нее действует, однако столь примитивный организм никогда не сможет понять те законы, которые нас окружают, ведь ей движут всего лишь инстинкты.
То же самое и с делением на бесконечность. Да, мы можем записать огромное количество решений для функций и уравнений, в которых приходится делить на ноль. Но что в итоге это даст? Бесконечность — число или понятие, которое находится за гранью нашего восприятия. Решение подобного уравнения сравнимо с путешествием в кроличью нору. Даже если конечный результат не будет достигнут — есть над чем задуматься. К примеру, насколько же все-таки многогранным и удивительным является это число — ноль. Оно одновременно ничего не значит и значит слишком много.
График функции с нулем
Лучше всего понять, что тип уравнения, в котором приходится делить на ноль, имеет бесконечное количество решений, помогает обычный график функции, который доводилось изучать каждому школьнику. Если говорить точнее, то потребуется гипербола, которая имеет обратную зависимость от функции. Выглядит рисунок в виде кривой с асимптотами — прямыми линиями, к которым симметрично стремится гипербола. Однако всем известно, что она никогда их не достигнет. Да, она пересекается возле точки, которая максимально близка к нулю, однако все-таки не достигает ее.
Вот такая получается математическая драма. Чем ближе функция приближается к своему значению, тем больше становится показатель «игрек», а «икс» — уменьшается. То есть если «y» будет стремиться к нулю, то «x» станет стремиться к бесконечности (или минус бесконечности). Так что такая функция не будет иметь решений, как бы математик не старался. Но ведь, по сути, в процессе решения никто не делит число на ноль. В роли делителя выступает число, которое имеет ничтожно малую величину. Вот так.
Именно поэтому многие опытные математики говорят, что при делении на ноль мы получаем бесконечность со знаком плюс или минус (в зависимости от знаменателя). Само собой, можно расписать на бумаге огромное множество решений до тех пор, пока известные числа просто не закончатся. Но стоит ли тратить свою жизнь на то, чтобы делать это? Ведь даже в школе учеников держат подальше от того, чтобы связываться с делением на ноль. Решить такое уравнение попросту невозможно, поскольку существуют миллиарды и даже триллионы возможных решений. Вот такой забавный парадокс с этим нулем.
Несколько умных ответов математикам
Поскольку решить уравнение с делением на ноль невозможно, стоит рассмотреть вариант ответов на случай, если на экзамене или где-нибудь на собеседовании будет задан вопрос от математика: «Почему на ноль делить нельзя?» Вот лишь несколько вариантов ответов, которые можно использовать и не ошибиться:
- деление на ноль провоцирует принцип неопределённости;
- ответов на такое уравнение существует бесконечное множество;
- решение функции с гиперболой будет стремиться к нулю, но не достигнет его.
Ну а в качестве примера или «доказательства» аксиомы можно использовать уравнения, которые являются обратными общепринятым арифметическим действиям. Вот лишь несколько из них:
- 0*x=0 — где вместо «x» можно подставить любое число, которое только вздумается;
- 5-x=5 — таких «зеркальных» уравнений также существует бесконечное множество;
- график функции, на котором «x» стремится к нулю, а «y» — к бесконечности.
Многие работодатели и авторитетные личности, которые хотят проверить человека с математическим образованием на его знания, попросят доказать принцип бесконечности, на что можно привести эти простые примеры. Ведь каждый высший математик должен не просто знать правило, что на ноль делить нельзя, а уметь объяснить, почему именно решение таких уравнений является бессмысленным.
Надеемся, теперь вы понимаете, что решение задач, в которых в качестве делителя выступает ноль, неприлично много. Это значит, что пытаться разобрать их будет бессмысленно, поскольку принцип неопределенности попросту не даст довести пример до логического завершения.
Возможно, именно поэтому индейцы племени Майя и называли это число «началом и бесконечностью», ведь даже график функции никогда его не достигнет.
Источник