Можно ли православным использовать
Содержание статьи
Православная церковь о контрацепции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов, как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.
На вопрос: «Грех ли предохраняться православным» можно ответить вопросом: «Грех ли плодить беспризорников и попрошаек?». Главное, разобраться, что об этом говорит Библия, и в чем воля Творца при создании семьи.
Планирование семьи от Бога?
Живя в православном государстве, большинство людей считают себя христианам, носят маленькие крестики и огромные кресты, а Бога не знают. Поэтому и не боятся, живя в гражданском браке, убивают не родившихся детей, оправдываясь, что это еще не человек.
Контрацепция в православии вызывает издавна споры, многие христиане даже не пытаются разобраться в этом вопросе, категорически осуждая планирование семьи.
В незапамятные времена люди жили за счет сельского хозяйства, что произвели, вырастили, то продали, и так выживали. Современная жизнь намного сложнее, и здесь уже человек не может выйти в поле и убить зверя, чтобы прокормить семью в случае потери работы. Детей тогда рожали дома, и это не стоило огромной суммы, а современным христианам приходится думать, сколько детей они в состоянии не только родить, но и воспитать.
О рождении детей:
- Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить ребенка
- Обязательно ли православным семьям быть многодетными
- Об усыновении детей
В Библии нет четкого ответа на этот вопрос. Создав Адама и Еву, Творец пожелал им плодиться и размножаться. Изгнанная из рая пара не имела роскошных домов, достаточно пищи, но они были под покровительством Создателя.
Творец никогда не оставляет Своих детей без ведения, если они послушны Ему. Читая Библию, Бытие, легко проследить, что до конца жизни Адама на земле было множество народа, который жил небольшими селениями, все они были потомками Богом созданной пары. Невозможно ответить на вопрос, почему бедным людям Бог дает много детей, а те, кто богат и тщательно все просчитал, в результате остаются без наследников.
Спланировав одного ребенка, а потом, потеряв его, родители часто винят себя, что не дали родиться еще одному дитяти. Как можно судить людей, у которых первенец даун, и врачи не гарантируют рождение здорового второго?
У молодой, истинно любящей Творца, пары родился желанный ребенок, мальчик, его назвали по имени пророка Даниила, пророчествуя мудрость и любовь к Богу в жизни сына. Молодая мать, выросшая единственной дочерью в семье, и думать не могла о втором малыше, чтобы не расплескать любовь к своему Данечке.
Гром грянул не сразу, только через несколько лет пара узнала, что их сын болен страшной болезнью, которая не лечится во всем мире. Безусловно, встал вопрос о втором малыше, и снова страшный ответ — 50/50. Молитвы, посты, пребывание в храме, полное доверие Создателю, и на свет явился Давид, здоровый, крепкий сын.
Через 13 лет Даниил ушел к ангелам.
Вера в Бога, вечную жизнь и будущую встречу с сыночком в раю дала родителям силы дальше жить, а отрадой для них остался младший мальчик. Кстати, пара дальше ничего не планировала, просто у них больше не было детей. Такова была воля Божья.
В притчах 19:21 сказано, что человек может планировать много, но состоится только то, что определил Создатель.
Нигде в православных постулатах не сказано, сколько нужно иметь детей и можно ли планировать этот процесс, если при этом не нарушаются основные законы. Каждая семья сама даст ответ в день Суда, почему и по каким причинам планировалось число детей. Нельзя судить людей, не пройдя их путь.
200 дней поста, когда, как говорится в народе, и кровать пуста. Супруги воздерживаются от сексуальных отношений во время молитв, постов и больших праздников. Далее несколько дней разрешенного церковью секса могут припасть на менструальный период, дородовое, послеродовое время. Получается, что сама православная жизнь вносит свои коррективы в планирование семьи.
Читайте о супружеских отношениях:
- Об интимных отношениях православных супругов
- О супружеской близости во время поста
- О грехе рукоблудства
Как православие относится к сексу у супружеской пары
Некоторые особо религиозные люди утверждают, что занятие сексом позволительно только для рождения детей. Как же быть супругам, у которых не может быть потомства? Секс создан самим Богом, для того, чтобы супруги стали одним целым, и в этом нет ничего постыдного.
Лицемерно утверждать, что секс дан только для деторождения. Ответ дает Книга Мудрости — Библия через Притчи царя Соломона (Пр. 5:19) говорит, чтобы муж постоянно услаждался своей женой.
Здесь ничего не сказано о рождении малыша, только об усладе взаимных отношений. Бог сотворил брак для того, чтобы двое стали одним, помогая друг другу. Рождение детей, если таковые появляются, является важным аспектом подвига спасения.
Супруги призваны наставлять друг друга в духовной жизни, секс для мужа и жены есть:
- благословение небес;
- глубокое единение;
- любовь;
- нежность;
- забота;
- жертвенность.
Важно! В близких отношениях, как и во всем остальном, что приносит удовольствие, надо уметь ставить ограничения, чтобы не стать рабом неконтролируемых желаний, когда секс становится грехом.
Хочется напомнить, что православная церковь под понятием семьи имеет в виду супружеские пары, прошедшие Таинство Венчания и получившие Божье благословение. Никаких добрачных пробных или гражданских браков церковь не признает, все это грех прелюбодеяния.
Является ли контрацепция грехом
Прежде чем говорить о контрацепции, нужно разобраться в ее действии. Почему считается грехом предохраняться православным, какие законы Божьи при этом нарушаются?
Православие выступает против абортов и предохранений, во время которого уничтожается плод после периода оплодотворения. Контрацепция, основанная на уничтожении оплодотворенной яйцеклетки, относится к убийству не рожденного младенца, ибо с момента оплодотворения в маленькое существо вселяется душа.
Церковь осуждает контрацепцию, основанную на мини абортах, никакие доводы в этом случае не оправдывают грех убийства. В 12 недель зародыш выглядит, как полностью сформированный человечек.
Многие противозачаточные средства являются гормональными, при их приеме наносится вред женскому организму, который является храмом Божьим. (1Кор.3:16-17). В этом грех контрацепции с точки зрения православия.
Некоторые противозачаточные средства основаны на том, что не дают созревать женской яйцеклетке или увеличивают слизь в матке настолько, что сперматозоиды полностью лишены подвижности. При этом нет оплодотворения, нет зачатия.
Создание православной семьи не заключается только в том, чтобы нарожать кучу детей, ведь их еще надо воспитать здоровыми, полноценными христианами. Эгоистическое отношение к рождению детей, как к проблеме, мешающей наслаждаться жизнью, строить бизнес или что-то в этом роде, является явным грехом и обесцениваем брака.
Планирование семьи без контрацепции
Каждый гинеколог знает, что женщина может определить период овуляции, в это время надо просто ограничить половую жизнь, но не отказаться от нее навсегда, чтобы не было искушения у мужчин искать утех на стороне.
Четко зная физиологический цикл женщины, пара по обоюдному согласию отказывается от секса, находя наслаждение друг в друге на более высоком уровне.
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).
Многие священники основываются на посланиях святого Василия, Климента Александрийского, которые выступали против прерывания беременности, не разобравшись в новых методах планирования беременности.
Важно! Духовные наставники должны научать молодые пары уважать один другого, чтобы они смогли наслаждаться естественной супружеской жизнью, зная, как предохраняются православные семьи.
Вопрос контрацепции настолько тревожит православную церковь, что эта проблема обсуждалась на Священном Синоде Русской православной Церкви в 1998 году, осудившему священников, которые принуждали к отказу от сексуальных отношений.
Западные ученые разработали новый метод распознавания плодности (МРП), который никоим образом не нарушает законов православной церкви, но с высокой точностью определяет период возможной беременности.
Предохранение это грех? Протоиерей Андрей Ткачев
Источник
Чего нельзя православным?
«Можно ли православным христианам носить шорты?», «А читать Мастера и Маргариту?», «А кушать суши?», «А загорать на море?» — такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из «прошлой» жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане — это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список «религиозных запретов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.
— Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?
— Обычно такое отношение — ничего нельзя и все страшно — бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов — и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек «подрастает» и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.
Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.
— Но что же хорошего в страхе?
— Святой Василий Великий говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.
В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.
А вот бояться дьявола больше чем Бога — неправильно. Праведный Алексий (Мечев), например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: «У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка» — такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.
— Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать «не так»?
— Дьявол протягивает человеку две руки. В одной — возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй — быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.
— Где же найти авторитет, к которому можно обратиться с вопросом? Кто поможет сориентироваться в ситуации?
— Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше — отца, и стараться его слушаться. Христианство — это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.
— Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!
— Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.
Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: «Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи». Так тоже бывает.
Хочу еще добавить, что «вопросы по мелочам» смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.
— А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.
— В Евангелии Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.
— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?
— Один православный западный святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.
Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя — блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время…
Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое «ограничительное» Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.
Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.
Беседовала Ирина РЕДЬКО
Источник
Совместима ли вера с «планированием семьи»?
Один из первых вопросов, который задают новообращенные верующие разных конфессий, — это вопрос о контрацепции. Разрешает ли Бог супружеские отношения без цели зачать ребенка? А если нет, то как быть — становиться многодетными, несмотря на любые жизненные обстоятельства, или жить «как брат и сестра», позволив себе любовные утехи лишь несколько раз в жизни?
Фото: AP
Если к аборту и абортивным средствам контрацепции православная церковь относится однозначно — считает их применение детоубийством, то относительно неабортивных средств «планирования семьи» среди православных кипят бурные споры и высказываются порой диаметрально противоположные мнения. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» о средствах, не прерывающих жизнь уже зачатого эмбриона, сказано довольно уклончиво, и данная там формулировка оставляет большое пространство для толкований: «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».
«Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей», — сказано далее в тексте того же документа, и многие видят в этих словах намек на «ответственное родительство» и даже призыв «не плодить нищету».
Читайте также: Католикам и православным разрешили презервативы
Именно на этом фрагменте текста одни православные радостно восклицают: «Вот, вы убедились? Церковь разрешает неабортивную контрацепцию!» А другие тут же спешат им возразить: «Да где же разрешает? В документе лишь сказано, что предохранение от беременности не является таким же тяжелым грехом, как аборт, но ведь там не говорится, что это вовсе не грех!»
Фото: AP
Бурные споры на эту тему разгораются потому, что теория здесь категорически не хочет согласовываться с практикой. Взять, к примеру, мнение такого известного отца Церкви, как преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим». Из этого ведь никоим образом не получится сделать вывод о допустимости для христиан контрацепции, не правда ли? Или прислушаться к мнению святого Климента Александрийского: «Поскольку люди, несомненно, участники Божественного Примышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия — рожать детей, то эта цель и, значит, брак — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножения, и они «воздерживаются» какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа. Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени, что само по себе нелогично и противозаконно. Вся жизнь тех, кто называет себя христианином, должна быть согласована с природой, как установил Сам Творец». Тоже не получается увидеть в этом оправдание презерватива?
В чине исповеди из Требника абортивные и неабортивные средства контрацепции перечисляются в одном греховном ряду: «Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».
Что же остается делать после подобной тяжелой бомбардировки святоотеческими цитатами? Логика позволяет сделать только один вывод — никакая контрацепция для православных супругов не допустима. Но вот как с этим жить практически? Как перестать предохраняться от беременности не абстрактно-идеальной «православной супруге», а вполне конкретной тете Мане, которой после третьего кесарева сечения врачи не разрешают больше беременеть? Или тете Тане, у которой муж считает религию «блажью» и ставит условие: «Еще раз забеременеешь — или аборт, или развод». При этом воздерживаться от исполнения супружеского долга он вовсе не настроен. Или конкретной семье Ивановых, которая живет с тремя детьми в однокомнатной квартире, причем улучшения жилищных условий у них никак не предвидится?
Старец Паисий Святогорец на подобные вопросы отвечал: «Ты меня спрашиваешь о супружеских отношениях женатых священников, а также и мирян. Почему святые отцы не дают совершенно точных определений? Это значит, что существует нечто неопределимое, ибо не могут все люди жить по одному шаблону. Отцы многое предоставляют нашей рассудительности, духовному чутью, возможностям и старанию каждого.
Фото: AP
Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются от близости лишь в период постов, а в остальное время имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять».
В то же время, по словам старца, «Бог же видит тщание каждого христианина и знает силу, которую Он дал христианину, и спрашивает соответственно».
Не случайно Русская церковь в своей соцконцепции советует своим чадам по столь деликатным вопросам советоваться с опытным духовником, а не с анонимными «экспертами» на интернет-форумах. Кроме того, следует иметь в виду, что «уравнение решаемо» и «миссия выполнима» — ведь умудряются же как-то жить на свете, оставаясь при этом православными, миллионы людей, которые приходят каждое воскресенье в храм со своими детьми и супругами.
Быть может, готовый ответ на вопрос о контрацепции имеется в иудаизме, где, как известно, на все случаи жизни есть предписания и правила? «Интимная жизнь в иудаизме имеет собственную ценность, вне зависимости от заповеди «плодитесь и размножайтесь». Есть отдельная заповедь — доставление мужем интимной радости жене, и это вне зависимости от того, может ли она забеременеть или нет», — рассказал «Правде.Ру» пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер.
По его словам, «в случае беременности, грудного вскармливания, бесплодия муж должен быть в интимных отношениях со своей женой». «Более того, у нас не только не запрещена супружеская жизнь во время периодов беременности и грудного вскармливания, но, наоборот, поощряется», — продолжил Андрей Глоцер.
«Если супруг отказывает другому в интимной жизни — это повод для развода, причем условия развода не в пользу отказывающего (вне зависимости от того, кто отказывает — муж или жена). Воздержание не приветствуется, а попросту запрещено», — отметил он.
В иудаизме, как рассказал Андрей Глоцер, «супружеская интимная жизнь — это огромное благо, святость и чистота, только она должна осуществляться в чистоте. Контрацепция разрешена, но запрещены средства мужской контрацепции (презерватив, прерванный половой акт, также стерилизация). В вопросах контрацепции принято советоваться с компетентным раввином».
«Как осуществлять интимную жизнь — это личный выбор супругов, единственное ограничение — семя должно попасть куда должно, согласно природе, и никуда больше. Не должно быть преграды между телами (простыни, одежда)», — сообщил он.
В исламе отказ от рождения детей из стремления к большему комфорту не приветствуется. Но контрацепция считается допустимой, если у супругов есть веские причины отложить беременность на будущее: например, оба они бедные студенты или жене по состоянию здоровья нужно сделать между родами паузу.
В отличие от христиан, мусульмане считают допустимым аборт на ранних сроках при некоторых обстоятельствах. Женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, сделать аборт порицательно, но не запрещено. Если же плоду более сорока дней, то его убийство уже считается грехом. На более позднем сроке аборт считается допустимым при трех условиях: согласие мужа, согласие жены, разрешение врача.
В одном из хадисов пророка Мухаммеда сказано, что младенец сорок дней пребывает в утробе в виде капли семени, потом еще столько же в виде сгустка крови, «а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». По мнению исламских богословов, с этого срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия«
Источник