Можно ли получить разрешение на строительство после начала строительства
Содержание статьи
О выдаче разрешения на строительство после начала этого строительства
Зачастую граждане обращаются в администрацию за выдачей разрешения на строительство после начала работ, когда на земельном участке уже возведен объект незавершенного строительства.
Как правило в таких случаях администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство. Однако такой отказ не основан на законе.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из этих норм администрация обычно делает вывод, что выдача разрешения на строительство возможна только до начала возведения объектов капитального строительства. Между тем действующий ГрК РФ не дает оснований для такого вывода и не содержит запрета на выдачу разрешения на строительство на возведенные объекты капитального строительства.
Этот вопрос рассматривался Верховным Судом РФ. По одному из судебных споров в кассационном определении Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. № 18-КГ17-286 по делу об отмене приказа органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства указано следующее: «Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения такого разрешения (в случаях, когда получение разрешения предусмотрено законом). Поскольку такое условие не соблюдено, возведенный К. объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки, а получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.
Такая позиция ошибочна по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено.
Как следует из материалов дела, К. отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведен фундамент. Однако такой отказ не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа положений поименованной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют».
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович
Источник
Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно
Верховный суд РФ пришел к выводу, что разрешение на строительство должно быть получено до начала проведения каких-либо строительных работ. В противном случае уже возведенный объект будет считаться самовольной постройкой, а попытка получить разрешение пост-фактум — легализацией такой постройки административным путем (Определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).
Суть дела
В 2014 г. общество с ограниченной ответственностью (далее — общество, заявитель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Свидетельство о праве собственности было выдано 21 февраля 2014 г.
В марте 2014 г. общество обратилось за выдачей разрешения на строительство на приобретенном земельном участке, подав соответствующее заявление через многофункциональный центр госуслуг. К заявлению общество приложило положительное заключение государственной экспертизы, доверенность, копию паспорта заявителя, схему планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, архитектурные решения, а также пояснительную записку.
Однако по итогам рассмотрения представленных документов и заявления администрация городского округа (далее — Администрация, ответчик) в выдаче разрешения отказала, обосновав это тем, что на указанном земельном участке уже осуществлено строительство объекта. Данное обстоятельство исключает возможность выдачи разрешения, которая должна предшествовать началу строительных работ. При этом к представленному обществом пакету документов никаких претензий у Администрации не возникло.
Посчитав, что в выдаче разрешения на строительство отказано необоснованно, общество обратилось в суд к Администрации с требованием признать незаконным отказ и обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд пришел к выводу, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. В подтверждение этого первая инстанция сослалась на постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 5698/12, в котором разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.
В процессе рассмотрения дела выяснилось, что строительные работы на земельном участке велись еще с 2013 г., то есть до даты регистрации права собственности на землю за обществом. К моменту обращения общества за разрешением на строительство на земельном участке уже было возведено несколько объектов капитального строительства. Суд посчитал, что факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, согласившись с изложенными в нем выводами. Однако кассационная инстанция решение и постановление отменила и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
Судьи подошли к рассмотрению спора более формально. Они указали, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явился вывод заинтересованного лица — Администрации о том, что по указанному заявителем адресу без разрешения осуществляется строительство объекта капстроительства. По мнению суда, данное основание при наличии пакета документов, предоставленного обществом, не может быть расценено как соответствующее закону, поскольку не содержится в закрепленном в ГрК РФ исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом никаких претензий к количественному составу либо к содержанию пакета документов, предоставленных обществом, Администрация не предъявляла. Доводы ответчика о том, что строительство осуществлялось обществом самовольно и его действия по оспариванию отказа в выдаче разрешения направлены на узаконивание самовольной постройки, суд признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.
Позиция Верховного Суда РФ
Не согласившись с позицией окружного арбитражного суда, Администрация обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой. Среди аргументов податель жалобы указал, что по его заявлению в арбитражном суде параллельно рассматривается дело о признании объектов, возведенных обществом без разрешения на строительство, самовольными постройками и об их сносе. Администрация настаивала на том, что попытка получить разрешение на строительство уже возведенных объектов является не чем иным, как обходом закона. Общество, по мнению ответчика, пытается таким образом избежать предусмотренной законом процедуры легализации самовольной постройки.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала жалобу обоснованной и постановление окружного кассационного суда отменила.
Получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ). Исходя из толкования приведенных норм, суд пришел к выводу, что застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Источник
Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ сделала важные разъяснения, которые касаются тех, кто начал строиться на своей земле и столкнулся с проблемами. В преддверии весны и начала сезона загородного строительства подобные разъяснения могут оказаться полезны многим собственникам.
Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома. Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.
Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его
Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку «соблюдения земельного законодательства». Нашлись недостатки. Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара. А именно — на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.
Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство. В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что «не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства». А еще гражданке сообщили, что материалы «по факту самовольного строительства» они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.
Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников. Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд. Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили «существенное нарушение норм материального права». Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения. Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее «объект имеет признаки самовольной постройки». Суды подчеркнули — получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.
По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему. В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе. В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство. Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.
На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома. Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод — чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса — подчеркнул суд.
Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют — заявил Верховный суд.
Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект «имеет признаки самовольной постройки». Но Верховный суд возразил — в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с «существенными нарушениями градостроительных и строительных норм». Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.
Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.
По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.
Источник