Можно ли получить патент на игру

Патент на настольную игру в России

Недавно я и Антон Ендресяк начали второй сезон подкаста об интеллектуальной собственности «Копикаст», и в новом выпуске обсудили вопрос о правовой охране настольной игры как объекта интеллектуальной собственности. По ходу дела мы развенчали миф о невозможности патентования настольных игр в России. Перескажу кое-что из нашего разговора и немного дополню.

Как можно получить исключительные права на настольную игру? Очевидно, что издатели могут использовать разные инструменты для правовой охраны настолок: авторское право для охраны текстов и изображений, промышленные образцы для охраны дизайна, товарные знаки для охраны бренда.

Обычно изложение перечня доступных средств на этом заканчивается, и констатируется печальный факт: всё это позволяет защитить внешнее оформление игры, но нельзя уберечь от свободного копирования саму её суть, механику. Мол, за границей патентовать настольные игры как изобретения можно, а российское патентное право этого не позволяет. Этому приводится убедительное подтверждение – пп. 4 п. 5 ст. 1350 Гражданского кодекса РФ, согласно которому не являются изобретениями, в частности, «правила и методы игр».

Интересно, что в невозможности получить российский патент на настольную игру убеждены как российские издательства, так и юристы по интеллектуальной собственности. Издательство «Мосигра» в статье «Хотите, я покажу вам рынок без патентного права?» говорит о российском правовом поле как изолированном от патентования настольных игр и описывает свои наблюдения за этой особенной средой. А юрист по интеллектуальной собственности рубит с плеча: «в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно».

Что ж… Вызов принят!

Хотите, я покажу вам мир, где можно получить российский патент на настольную игру и защитить её механику от копирования?

Нет, ну правда. Разве не странно, если создатель игры не может получить полноценную юридическую защиту своего творческого труда? Неужели можно защитить лишь внешнюю мишуру вроде художественного оформления и текстов, но нельзя обеспечить охрану для самого ценного в своём детище – геймплея, механики игры? Если так, то для создателей настолок вся четвёртая часть ГК РФ – какое-то издевательство.

Будем разбираться.

Действительно, российский закон не позволяет патентовать правила и методы игр. Такого указания нет в законодательстве США, и американские юристы не сомневаются, что можно получить исключительные права на механику игры. Это подтверждается большим количеством патентов на настольные игры, среди которых всем известная Монополия, Magic: The Gathering, вариации Dungeons & Dragons и другие.

Множество патентов на настолки можно обнаружить и в других странах. Вот, например, французский патент на настольную игру, где нужно собирать кристаллы, передвигаясь по специальному игровому полю:

А вот индийский патент на некую игру в кубики:

А теперь внимание. Патентные законы множества стран, включая Францию, Швецию, Индию, Филиппины и другие, подобно российскому закону, не признают правила и методы игр как объекты патентной охраны. Запрет на патентование правил и методов игр существует и в международной патентной системе (PCT), в которой участвуют множество стран, включая как Россию, так и США.
Однако, судя по всему, это нормативное положение нисколько не смущает зарубежных разработчиков, и они уверенно регистрируют новые и новые патенты на настольные игры!

Как же так?

Дело в том, что механика представляет собой нечто гораздо большее или даже более существенное, чем правила игры. Игровая механика подразумевает способ взаимодействия игрока с игрой и, соответственно, включает в себя сам интерфейс игры. Сами по себе “правила” игры касаются скорее отношений игроков друг с другом, а не с игрой, а сами по себе “методы” касаются подходов игрока к уже заложенной геймдизайнерами механике.

Вот, что пишут индийские юристы:

«The Patent Act states that ‘a mere scheme or rule or method of playing a game’ cannot be protected as a patent. So if the creator of the board game has devised something which is more than just a rule or method of playing a game and the same is novel, involves an inventive step and is capable of industrial application (production of the board game in this case), it may be patentable as well!»
«Патентный закон устанавливает, что «простая схема или правила или метод игры» не может охраняться как патент. Поэтому если создатель настольной игры разработал что-то большее, чем просто правила или метод игры, и при этом это что-то является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (в данном случае – в производстве настольных игр), это вполне может быть патентоспособно!»

Таким образом, в других странах, где патентный закон в указанном отношении дублирует положения российского закона, заявители не видят проблемы в регистрации прав на механику настольных игр.

Читайте также:  Можно ли получить инн в другом городе по временной прописке

Следовательно, это не менее доступно и для российских разработчиков. И примеры тому в России есть: раз, два, три.

Положения о недопустимости патентования правил и методов игр появились в Патентном законе РФ только в 2003 году, и оттуда уже перекочевали в четвёртую часть ГК. Изучение законодательных материалов, касающихся этих правок, показывает, что никто особо не придавал значения этой новелле, которая, по-видимому, явилась лишь результатом заимствования зарубежного нормативного материала. Иными словами, никто в 2003 году не был озабочен необходимостью препятствовать патентованию игровых механик и не стремился к этому.

Обычно патент на регистрацию настольной игры в России заявляется как способ решения каких-либо недостатков в существующих играх определённого рода; такое изобретение призвано привнести улучшенный баланс в ту или иную известную игровую механику, модифицировать её. Это вполне соответствует такому признаку патентоспособности как техническое решение проблемы (сама проблема при этом вовсе не обязательно должна относиться к техническим, промышленным).

Таким образом, чтобы получить патент на настольную игру, следует описать общие черты соответствующего типа игр, указать на существующие недостатки и предложить решение в виде собственного варианта этих игр. Например, заявитель патента на стоклеточные шахматы указал, что существуют всем известные классические шахматы, и их недостатком является слишком малое количество клеток. Решение нехитрое: пусть клеток будет аж 100! В целом же комплексное решение проблемы включает такие элементы как введение фигур “Генерала” и “Шута”, королевской вертикали и других дополнений. Изобретение готово.

Интересно, можно ли получить в России патент на настольную игру, которую совершенно нельзя отнести к какой-либо ранее существующей категории игр? Думаю, да, но вряд ли можно создать игру, совсем не имеющую даже отдалённых прототипов, так что это тема для отдельной, менее практичной дискуссии.

Правда в том, что в России настольные игры почти не патентуются. Cлишком многие убеждены, что это было бы незаконно. Российские патенты на настолки весьма немногочисленны, большинство из них уже утратили силу. Хорошо ли это?

В вышеупомянутой статье Мосигры высказано мнение, что отсутствие патентов на игры позволяет издательствам конкурировать в цене и качестве аналогичных игр, и это полезно для потребителя. Верно, но есть и обратная сторона: отсутствие патентов не позволяет развиться конкуренции в оригинальности игровых механик, из-за чего издатели порой предпочитают копировать уже готовое решение вместо создания чего-то нового.

Возможно, именно поэтому для большинства россиян представление о настольных играх чересчур долго ограничивалось классическими играми (шахматы, нарды, домино и др.) и Монополией, многочисленные клоны которой заполоняли рынок. Продавцы настольных игр часто сетуют, что слишком уж многие покупатели до сих пор приходят в магазин, полный разнообразных игр, лишь за Монополией. Продавцы вновь и вновь объясняют, что Монополия — это прошлый век, что есть много других замечательных игр, но большинство потребителей пока только привыкают к такому разнообразию.

Источник

Как запатентовать игру в России: настольную, компьютерную

Можно ли запатентовать и защитить игру в РФ? Как запатентовать настольную игру в России?

Какие элементы можно зарегистрировать в РФ?

Существуют ли практические примеры регистрации компьютерных или настольных игр на территории РФ?

Это интересно знать!
Сегодня в РФ можно зарегистрировать все составляющие: сюжет, устройства, дизайн, элементы обучения, и др., но не игру как таковую.

Владимир Кривцов
2018-10-10T16:52:43+00:00

Можно ли получить патент на игру

Регистрация и защита авторских прав

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Патентование игр, защита прав разработчиков, пресечение незаконного копирования и ли подделок — сложная и актуальная тема. И хотя ежегодно в России выпускается и продается тысячи разнообразных настольных и компьютерных игр, вопрос их правовой охраны окружен большим количеством «мифов» и толкований. В этой статье мы рассмотрим, каким образом можно получить патент на игру на территории РФ, как обстоят дела с практической защитой своих прав, рассмотрим международный опыт патентования в данной сфере.

Патентование игр: российская и мировая практика

До сих пор существует множество слухов вокруг простого вопроса: «Можно ли запатентовать игру»?

Короткий ответ на этот вопрос — да. На сегодняшний день есть возможность запатентовать как целиком, так и получить охранные документы на определенные её составляющие. В качестве подтверждения можно рассмотреть патент настольных игр: RU2299752, RU2435623, RU2243800, RU2142650 и множество других. Однако, не все просто с патентованием такого рода интеллектуальной собственности. Если присмотреться к самим патентам, то можно заметить что там регистрируются либо устройства, либо… обучающие методики. Почему так? Начнем издалека.

В международной классификации патентов существует отдельный класс  — А63 (более того, есть даже специальный подкласс для настольных, карточных, компьютерных и других вариантов — А63F), во многих западных странах этот рынок плотно насыщен патентами на такие инновации. В свою очередь, это значит, что при несанкционированном копировании, подделке, плагиате или использовании охраняемого решения (или даже разработки целиком) могут и последуют судебные разбирательства и штрафы.

Читайте также:  Можно ли получить вместо земли квартиру для многодетных

Однако запатентовать игру в России — значительно труднее. Можно выделить две позиции, которые характеризуют отечественный игровой рынок:

  • во-первых — несовершенная правовая система для патентования игр.

В комментариях к закону об изобретениях и полезных моделях прямо указано, что правила и методику игры запатентовать нельзя (ГК РФ ст.1350-1351). Таким образом, получить патент на изобретение игры, в полном смысле этого слова и согласно международной классификации — затруднительно. Забегая вперед, отметим, что запатентовать можно любые составляющие, элементы, сюжет, устройства — но не игру целиком. Это порождает дополнительные сложности и неудобства для разработчиков, что в свою очередь приводит к…

  • во-вторых — редкое практическое применение положений об интеллектуальной собственности.

Многие популярные проекты должным образом не оформлены и не охраняются. На практике, разные разработчики часто выпускают вариации одной, по сути и принципу, игры, которые рассчитаны под «свой сегмент рынка», отличаются по цене, региональным особенностям, качеству и наполненности.

Нужно ли патентовать?

Вопрос о необходимости патентования неразрывно связан с экономической целесообразностью. Дело в том, что учитывая специфику законодательства, нет простого и понятного механизма для такой регистрации, приходится буквально расчленять проект на отдельные элементы, которые, в свою очередь, уже можно запатентовать. И вот тут важно четко выделить и защитить то самое, что будет привлекать ваших потребителей.  Все это может отнять время, силы и деньги, не всем разработчики себе могут это позволить. С другой стороны многих останавливает именно сложность процедуры, отсутствие четкого и прозрачного подхода.

Вместе с этим, не зарегистрировав свою собственность (а особенно успешный проект), можно обнаружить несколько клонов и копий, создателей которых будет сложно в чем-то обвинить. Мифы о том, что в России это «вынужденные потери» и «особенности местной конкуренции» только подливают масло в огонь, заставляя разработчиков нести большие потери. В действительности, такие проекты — можно и нужно регистрировать, соответствующим образом отстаивать свои права. Это не только поможет защититься от нечестной конкуренции, но и укрепит позиции самих разработчиков. Вопрос в том, как запатентовать игру?

Что можно запатентовать?

Помимо регистрации игры целиком, можно получить государственную охрану на отдельные её элементы. Хотя правила и методы защитить нельзя, можно защитить ряд своих наработок как минимум от прямого копирования и подделок. Что бы добиться больших результатов, желательна консультация специалиста, который, в свою очередь, поможет выделить подходящие для регистрации элементы.

Рассмотрим примеры того, что может получить гос. охрану:

  • Дизайн  — в качестве промышленного образца можно обеспечить охрану графической и визуальной составляющей, пользовательского интерфейса. Более того, если он имеет какие-то функциональные особенности, технические новшества, тогда можно рассмотреть и патент на полезную модель.
  • Технические новшества, алгоритмы и технологии.
  • Систему управления — как специфическое взаимодействие игрока и устройства, принципами обработки и интерпретации команд и пр.
  • Персонажи, название, логотип — как товарный знак.
  • Сюжет — на основе закона об авторских правах, договора о передаче исключительных прав (исполнителя — заказчику).
  • Программу для ЭВМ.

Более того, на практике разработчик может зарегистрировать свой проект как изобретение или полезную модель, «обходя» указание о правилах и методах. Обычно это реализуется с помощью патентования устройства для игры (или совокупности устройств), либо как метода обучения. К примеру, запатентовать настольную игру «Денежный Поток» можно как средство или способ обучения, получение базовых навыков управления финансами.

«Кривцов и Партнеры»: Игры под защитой

В таких непростых условиях разработчику может потребоваться квалифицированная консультация и помощь в патентовании. Компания «Кривцов и Партнеры» хорошо понимает специфику российского законодательства, рынка настольных и компьютерных игры, потребности разработчиков в юридическом сопровождении. Мы на практике знаем, как получить патент на игру в России, эффективно защитить права и добиться соблюдения законных интересов на любом уровне.

Мы предлагаем:

  • проанализировать проект и выделить элементы, нуждающиеся в патентовании;
  • помощь в сборе документов, подачи заявки и получение охранного документа на игру или её элементы;
  • защита интересов и собственности разработчиков на любых уровнях.

Источник

Патентование игр на территории Российской Федерации

15 декабря 2018 г.

Множество изобретателей интересует возможность патентования игр, как
компьютерных, так и настольных. Однако не во всех проявлениях игры могут быть
запатентованы согласно патентному праву. Давайте рассмотрим поподробнее все
возможности патентования в данном направлении.
В первую очередь хочется отметить, что в соответствии с п.5 ст. 1350 ГК РФ
правила и методы игр не являются изобретениями, и как следствие патенты на правила и
методы игр не могут быть получены. Конечно, изобретатель может защитить правила и
методы игр как авторское право, в качестве литературных произведений. Однако в данном
случае предоставляемая защита будет шаткой, так как защита в качестве литературного
произведения позволит предотвратить лишь копирование текста правил (конкретных
выдержек/текста). При этом копирование текста правил игры слово в слово вряд ли будет
использоваться другими лицами, и, следовательно, если суть правил игры останется такой
же, но с изложением другими словами, то будет получен иной объект, и согласно п.3.
ст.1270 ГК РФ практическое применение положений, составляющих содержание
произведения, не будет являться использованием произведения.
Теперь давайте поговорим о приятном. Какие игры всё-таки могут быть
запатентованы?
Согласно статье ГК РФ 1350 в качестве изобретения может быть запатентовано
техническое решение, относящееся к продукту или способу, а также к применению
продукта или способа по определенному назначению. При этом изобретение должно
обладать новизной, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимо.
Новым считается изобретение, если оно не известно из уровня техники. И на данном этапе
главной задачей является определение степени новизны Вашей игры, что можно понять
после проведения международного патентно-информационного поиска и последующего
анализа аналогов. При наличии явных и существенных отличий можно будет сделать
вывод о том, что такой критерий патентования как «мировая новизна» соблюден.
После проведения поиска патентов на изобретения, имеющих прямое отношение к
игре, становится понятно, что в большинстве вариантов игры патентуются в комплексе,
например, способ, который защищает техническое решение в виде последовательности
действий, т.е. технологию и патентование системы одновременно. В качестве примеров
приведу несколько патентов на изобретения:
— № 2386170 «СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ УДОБНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ИГР»
опубл. 10.04.2010 Бюл. № 10;

Читайте также:  Можно ли получить справку о пенсии за другого человека

— № 2534949 «ИГРОВАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ» опубл.
10.12.2014 Бюл. № 34;
— № 2643635«ИГРОВАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ» опубл. 02.02.2018 Бюл. № 4.
Кроме описанных выше систем и способов запатентованных игр, существует еще
один способ защиты их технической составляющей: Вы можете защитить свою игру,
подав заявку на полезную модель и получив через некоторое время патент на нее.
Полезная модель охраняет техническое решение, относящееся только к устройству.
Согласно статье 1350 ГК РФ и статье 1351 ГК РФ изобретение отличается от полезной
модели необходимостью наличия изобретательского уровня, т.е. полезная модель должна
быть лишь новой и промышленно применимой.
Таким образом, при патентовании технических решений в качестве полезных
моделей и для последующего получения патента на полезную модель необходимо
соблюсти только два условия правовой охраны: новизна и промышленная применимость,
при этом срок регистрации полезной модели ориентировочно, основываясь на практике,
составляет 6-8 месяцев с даты подачи заявки патентное ведомство, что очень актуально
для игр, которые имеют небольшой срок использования на рынке и зависят от модных
тенденций и новых потребностей игроманов.
Следовательно, выбор вида охраны разработанной игры или её элементов в
качестве изобретения или полезной модели зависит от самой технической сути
разработанного технического решения.
Если Ваша игра относится к устройству, такому как компьютер или
видеоприставка/игровая приставка, или представляет собой любое другое устройство,
которое имеет корпус, в котором находятся конструктивные элементы, связанные между
собой настолько, что позволяет сделать вывод о том, что это целое единое устройство, при
этом оно должно быть направлено на получение технического положительного эффекта
(следует заметить, что зрелищность не является результатом), то такие технические
решения могут быть запатентованы в качестве полезных моделей, при условии
соблюдения критериев патентоспособности. Приведу ниже несколько примеров патентов
на полезные модели в данной области:
— № 98336 «ИГРОВАЯ ПРИСТАВКА ТРЕНАЖЕРА» опубл. 20.10.2010 Бюл. № 29;
— № 108342 «НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ВИЗЗЛ» опубл. 20.09.2011 Бюл. № 26;
— № 162880 «ИГРОВОЕ УСТРОЙСТВО» опубл. 27.06.2016 Бюл. № 18.
Если же в Вашей игре техническая составляющая отсутствует, но имеют место
художественные решения или графические элементы, элементы дизайна, то они могут
быть запатентованы в качестве промышленных образцов, т.е. внешний вид игры, другими

словами — дизайн. Так, в соответствии с п.1. ст. 1352 в качестве промышленного образца
охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного
производства. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим
существенным признакам он является новым и оригинальным.
Приведу ниже пару примеров патентов на промышленные образцы применительно
к игре:
— №41797 «НАСТОЛЬНАЯ ИГРА “ПОЛЕ ЧУДЕС”» опубл. 16.11.1995;
— № 99145 «ЭКРАННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИГРЫ» опубл. 16.07.2016;
Подводя итог, хочется отметить, что возможность патентования игр как
компьютерных, так и настольных, существует и на сегодняшний день актуальна. При этом
получение патента позволит Вам распоряжаться исключительным правом и защитит Вас
от использования Вашего патента третьими лицами. Ваша интеллектуальная
собственность должна приносить Вам доход, и для этого Вам необходимо приобрести
исключительные права на Вашу игру путем получения патента на изобретение, полезную
модель или промышленный образец. А к какому объекту интеллектуальной собственности
относится Ваша игра?

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Линкануть

Автор материала

Кристина Зайцева

Кристина Зайцева
Помощник патентного поверенного

Источник