Можно ли получить образование на зоне
Содержание статьи
Образование — луч света даже в тюремной тьме
Повысить свой интеллектуальный, профессиональный уровень, получить средне-техническое или даже высшее образование, находясь за колючей проволокой, беспрепятственно может каждый заключенный. И это не миф, не мечта — действительность. Подобную возможность имеют осужденные не только за рубежом, но и в России, как говорится, было бы стремление.
Началась традиционная пора сдачи единого государственного экзамена, вот уже несколько лет ставшим почти единственной путевкой в вуз. Однако ЕГЭ сдают абитуриенты не только в привычной школьной форме, но и в форме «полосатой». Или, по крайней мере, такой, в которой принято ходить в том или ином исправительном учреждении.
Например, в колониях Архангельской области, по данным пресс-службы УФСИН России по этому региону, такие экзамены сдают более тысячи заключенных. Учитывая, сколько ИТК расположено по стране в целом — без труда можно догадаться, что абитуриентов-зэков в этом году наберется никак не менее нескольких десятков тысяч.
У кого-то такие цифры могут вызвать недоумение — дескать, а зачем, вообще, за решеткой аттестат зрелости получать? Тем более, с зоны в институт или университет все равно сдавать сессию не отпустят до истечения срока заключения — так зачем эта показуха?
Читайте также: Трудоустройство зеков спасет от рецидивов?
На самом деле, ситуация не так проста, как кажется вначале. В ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия».
В ст. 108 того же Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
С 2001 года были внесены дополнения к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым администрация исправительного учреждения получила возможность создания условий для получения осужденными высшего профессионального образования
Исключение сделано лишь для тех, кто отбывает пожизненное заключение — им разрешено проходить лишь самообразование, без обучения в организованных в ИТК школах для осужденных. Видимо, потому что режим их содержания максимально строгий — когда человеку уже нечего терять (больше пожизненного, ввиду отмены смертной казни, все равно не дадут) — гарантировать соблюдения им дисциплины не приходится.
Для чего же были предусмотрены в свое время указанные меры? Вообще, статью Конституции России об обязательном среднем образовании никто не отменял, а заключенные являются такими же гражданами страны, только ограниченными в правах. Многие из них, к тому же, быстро пройдя «тюремные университеты» до своих многочисленных отсидок, так и не удосужились закончить хотя бы 9 классов. Особенно это касается «малолеток».
Читайте также: Гражданские больницы примут заключенных?
Немаловажным моментом является и предварительная социализация нынешних заключенных. Любой срок рано или поздно заканчивается выходом на свободу — и после этого отбывший наказание осужденный должен как-то устроиться в нормальной жизни. Между тем, если нет ни образования, ни опыта работы, ничего иного кроме криминального «украл-выпил-в тюрьму» для таких людей не остается.
На многих российских зонах дают не только базисное среднее образование, но даже и начальное профессиональное. Более того, специальным постановлением правительства, ИТК разрешено иметь вторую, образовательную печать — специально для заверения выдаваемых аттестатов и дипломов. На которых нет упоминания о тюремной специфике места образования — но лишь нейтральные географические названия, не вызывающие у будущих работодателей мгновенной негативной реакции.
И, наконец, российская Федеральная служба исполнения наказаний давно отошла от гулаговских принципов, согласно которым любой заключенный обязан работать все время лишения свободы. Сейчас зонам план сверху уже не спускают, а работа за колючей проволокой стала, скорее, привилегией, чем обязанностью. В том числе, и из-за реалий рыночной экономики, в которую тюремные производства вписываются далеко не всегда. По этой причине имеют работу в колониях в лучшем случае чуть больше четверти заключенных — остальные просто отбывают наказание, то есть, владеют огромным количеством свободного времени.
Между тем, в закрытых мужских (да и женских тоже) коллективах более чем актуальна поговорка армейских старшин: «Солдат без работы — преступник». Криминальная статистика внутризоновой жизни остается по-прежнему высокой.
Естественно, когда осужденные занимаются на уроках, готовят домашние задания — времени на криминальные глупости у них остается гораздо меньше. Тем более, что обитатели ИТК имеют и еще один стимул хорошо учиться — такое поведение идет в зачет при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.
Практически все положительные стороны образования, получаемого в тюрьме, относятся и к образованию высшему. Более того, по статистике, те осужденные, кто его получил — после выхода на свободу становятся рецидивистами в 5 раз реже, чем их «коллеги» без диплома.
Еще 10 лет назад — 4 июня 2003 тогда заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ Олег Филимонов сообщил, что исправительные учреждения станут выполнять функции центров социальной адаптации осужденных и человек будет выходить на свободу нормальным субъектом гражданского общества.
Сегодня уже многие учебные заведения обучают осужденных: Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет. Современная гуманитарная академия (СГА) обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России.
Большой популярностью, кстати, пользуется профессия юриста. Конечно, в правоохранительные органы их на работу после отсидки вряд ли возьмут, но работа юрисконсультом или адвокатом вполне по плечу.
Читайте также: В тюрьмах появятся камеры для некурящих
Дистационные формы обучения считаются перспективными. В соответствии с национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет всех колоний России.
Правда, дистанционное получение прикладных специальностей, в отличие от чисто гуманитарных, предполагает приезд студентов для лабораторных работ — так что этот момент для заключенных, увы, практически непреодолим. Хотя, их ведь можно пройти после освобождения — если оно не за горами, а пока проходить теоретическую часть. После освобождения же придется сдавать и госэкзамены — кроме случаев, если колония находится рядом с университетом, и комиссия преподавателей согласится поехать туда. В любом случае, такие вопросы решаются в индивидуальном порядке. Уже в нескольких колониях строгого режима состоялись защиты дипломных работ. Теперь получение дипломов о высшем образовании, сидя за решеткой, случай уже не уникальный.
Как бы там ни было — но существующая практика поощрения осужденных к получению образования, как среднего, так и высшего, заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Ну, а тем абитуриентам-заключенным, которые успешно сдадут в этом году ЕГЭ, можно лишь пожелать покорения новых высот в повышении своего образовательного уровня — и после освобождения стать добропорядочными и образованными членами общества.
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Источник
Обучение в колонии и как это организовать
В колониях можно, а иногда и нужно учиться. Так, для осужденного моложе 30 лет с незаконченным средним образованием получение такого в местах лишения свободы будет обязательно, а вот высшее образование — по желанию обучающегося, и по возможностям колонии.
Плюсы обучения очевидны и многочисленны: прежде всего это хороший задел для поощрений, ведущих к УДО: в соответствии со ст.9 УИК РФ получение образования (правда, там речь идет о среднем и профессиональном) является одним из основных средств исправления осужденных. Кроме того, учеба — это часто полезная альтернатива ударному и не всегда осмысленному, почти бесплатному труду. Ну и получение новых знаний, а иногда и новой профессии всегда пригодится в будущем.
В ПТУ можно освоить новую специальность, это займет несколько месяцев, после чего скорее всего сразу трудоустроят по профессии. С ВУЗами немного сложнее. Хорошо, если с колонией сотрудничает ВУЗ, в котором осужденные могут получить степень бакалавра или специалиста с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Если такого ВУЗа нет, то имеет смысл поставить перед представителями администрации вопрос о предоставлении помещения и времени для организации дистанционного обучения. Делать это желательно не самому осужденному, а кому-то из поддерживающих его снаружи — родственников или друзей, активную роль в этом могут играть и адвокат или защитник. Имеет смысл с одной стороны напомнить, что право на получение высшего образования гарантировано российской Конституцией, а с другой стороны описать выгоды для начальства ИК организации дистанционного обучения: улучшение отчетности (получающий высшее образование осужденный явно стал на путь исправления), возможность похвастаться перед любой из приезжающих комиссий («А вот здесь у нас – Академия…»), а также возможность задействовать в получении первого или второго высшего образования собственных сотрудников
ВУЗов, работающих с ФСИН не так много. Традиционно таковыми считаются: СГА (несколько ВУЗов-партнеров, осуществляющих свою деятельность через учебные площадки СГА), Уральский филиал РГСУ, ЭКИДА Санкт-Петербург, ВПШ, ГЭТИ и другие. Главная причина небольшого числа ВУЗов-партнеров в том, что программы, при помощи которых обучающийся получает материалы, в большинстве случаев требуют наличия интернета. У ФСИН же, одно слово «интернет» вызывает резко негативную реакцию, потому что «изоляция от общества» в головах большинства руководителей ИК подразумевает невозможность выхода осужденного в сеть.
Как быть, если в колонии нет представительства института? Первое, что необходимо сделать — связаться с региональным представительством интересующего ВУЗа, найти там ответственное лицо, занимающееся работой с ФСИН и поставить вопрос об открытии филиала в конкретной колонии, при этом предоставить данные абитуриентов и сообщить об их желании получить образование, подать соответствующее заявление. Если это интересно руководству ВУЗа – у вас есть поддержка. Далее процесс предстоит более творческий – побудить бюрократическую машину ФСИН договорится с ВУЗом о создании учебной площадки в колонии. После этого можно будет учиться.
При поступлении в ВУЗ от заключенного потребуется аттестат о полном среднем образовании с результатами ЕГЭ, копия паспорта, и если он учился раньше в ВУЗе или техникуме, — академическую справку об уже прослушанных курсах или диплом.
С ЕГЭ может возникнуть проблема для тех осужденных, которые закончили школу до того, как ввели обязательный единый экзамен. Есть два пути решения проблемы. Первый –договориться с филиалом школы в колонии о сдаче ЕГЭ. Школа может пойти на встречу и принять ЕГЭ. И второй путь – поступить на базе того же ВУЗа в профильный техникум, а закончив его перейти сразу на второй курс ВУЗа — ЕГЭ ни для поступления в техникум ни для последующего перевода после его окончания в ВУЗ не потребуются.
Поделиться ссылкой:
Источник
Образование
Можно ли во время отсидки получить среднее, а то и высшее образование? И что для этого нужно сделать?
Законодательством (ст. 112 УИК РФ) предусмотрено, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Таким образом, даже если кто-то и не желает учиться, его заставят и складывать «дважды два» научат. От этой повинности могут быть освобождены только осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Эти лица получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Но не только общее среднее образование можно получить в колонии. Согласно ст. 108 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Некоторые категории осужденных (осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет) профессиональную подготовку могут получить, как и в случае со средним образованием, только по их желанию. Получение профессии осужденными на нынешнем этапе становится одной из важнейших задач воспитательных отделов ИК (ВК) уже хотя бы потому, что число осужденных, поступающих в места лишения свободы и не имеющих вообще никакой профессии или специальности, постоянно растет. По данным ФСИН количество осужденных, не имеющих специальности, составляет 10,4 % от их численности.
Помочь осужденному получить профессию является важной социальной задачей. Без профессии и, как результат, без работы освободившийся из мест заключения быстро теряет социальные ориентиры и способность адаптироваться к жизни на свободе.
Необходимо отметить, что такая забота со стороны государства вовсе не является чем-то исключительным. Подобные нормы, регламентирующие получение заключенными образования (по крайней мере начального), существуют практически во всех европейских (и не только европейских) странах.
Да и международные документы требуют того же. Например, Европейскими пенитенциарными правилами прямо предусмотрено, что в каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя программа обучения. Считается, что возможность получения заключенными образования будет способствовать улучшению перспектив на их успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа и повышения их уважения к самим себе.
Трудно с этим не согласиться. Ведь действительно, кто будет более конкурентоспособен на рынке труда: человек, не умеющий писать, или человек грамотный? Вопрос, безусловно, риторический. Поэтому получение российскими осужденными образования способствует не только их ресоциализации во время отбывания наказания, но и создает определенные предпосылки для более успешной адаптации к жизни на свободе.
Таким образом, как оказывается, получить среднее или профессиональное образование во время отбывания наказания несложно. Было бы, как говорится, желание. Более проблематично получить образование высшее. Но и здесь произошли определенные подвижки. В 2001 году в Уголовно-исполнительный кодекс было внесено дополнение, согласно которому администрация исправительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, должна создавать условия для получения осужденными высшего профессионального образования.
Почему «с учетом имеющихся возможностей»? Да потому, что, действительно, не во всех колониях получение высшего образования можно организовать. Одно дело, если колония расположена в крупном городе, и другое — если это лесная колония, куда достаточно сложно добраться не только преподавателям, но порой даже прокурору. И все же с постепенным развитием дистанционного высшего образования, думается, и этот пробел будет постепенно устранен.
В исправительных учреждениях пенитенциарной системы России имеется 291 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и 220 учебно-консультационных пунктов, в которых одновременно обучаются 61,5 тыс. осужденных. Кроме того, в 67 следственных изоляторах организовано общеобразовательное обучение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. А более 80 тысяч осужденных получают различные профессии в 338 профессиональных училищах и в 152 их филиалах.
В настоящий момент почти полторы тысячи осужденных на договорной основе получают образование в высших и средних учебных заведениях. Такая практика распространена уже в 65 субъектах Российской Федерации.
Осужденные предпочитают получать образование по следующим специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, маркетинг, социология и т.д. Наиболее популярна, конечно же, специальность «юриспруденция».
Безусловно, получение диплома юриста, равно как и психолога и социального работника, вовсе не гарантирует того, что по отбытии наказания освободившийся сможет устроиться работать по полученной специальности. Вряд ли какое-либо адвокатское бюро поспешит принять в свои ряды бывшего зэка. Или взять, например, специальность «социальный работник». Те же исправительные учреждения, например, весьма нуждаются в специалистах этого профиля. Но кто возьмет на себя смелость принять на работу в колонию бывшего зэка, да еще на должность, связанную с ежедневным общением с осужденными? Это все равно что принять на работу в качестве завскладом человека, пару лет назад осужденного за хищение из этого же склада. Поэтому проблемы с трудоустройством все равно возникать будут. Например, из 214 осужденных женщин из ИК-5 г. Можайска, закончивших Московский государственный социальный университет, после отбытия наказания по специальности работает только 16!
Тем не менее говорить о том, что такое обучение бессмысленно и бесполезно, нельзя уже хотя бы потому, что, как свидетельствует статистика, люди, имеющие высшее образование, реже совершают уголовно наказуемые деяния. Немаловажен и тот факт, что рецидив среди лиц, получивших во время отбывания наказания высшее образование, как свидетельствует та же статистика, более чем в 5 раз ниже, чем у осужденных, не обучавшихся в вузах.
Для того чтобы предприятия и учреждения различных форм собственности с большей охотой принимали на работу бывших осужденных, необходимо по примеру многих западных стран законодательно закрепить для таких предприятий и учреждений льготы по налогообложению.
Тюремные воспитатели и психологи небезосновательно утверждают, что заочное и дистанционное обучение осужденных в вузах и техникумах способствует улучшению среди них дисциплины, а стремление к получению знаний является одним из важнейших условий повышения их адаптационных способностей.
По состоянию на конец 2004 года высшее образование осужденные получали в 63 вузах и 29 средних профессиональных образовательных учреждениях (техникумы, колледжи, лицеи).
Так, в Современной гуманитарной академии и ее филиалах обучается более 460 осужденных, отбывающих наказания в ИК Красноярского и Хабаровского краев, Курской, Пензенской, Ульяновской и ряда других областей. В Северо-Западном заочном техническом университете учится более 80 осужденных, в Московском государственном социальном университете — более 70 человек и т.д.
А буквально на днях поступить в вуз смогли и несколько вологодских осужденных. В поселке Шексна очередной свой филиал открыла Современная гуманитарная академия.
Таким образом, «процесс пошел». Задача, стоящая перед ФСИН, — помочь осужденным поверить в свои способности приобрести знания и стать более приспособленными к жизни на свободе. И получение среднего и высшего образования — один из методов решения этой задачи. И даже если из ста человек, получивших высшее или среднее специальное образование во время отбывания наказания, по специальности смогут работать только десять, это уже хорошо.
Десять вузов, в которых обучается наибольшее число осужденных
(по состоянию на 1 августа 2004 г.)
NN | Наименование вуза | Кол-во обучающихся осужденных |
1 | Современная гуманитарная академия (Москва) | 461 |
2 | Московский инженерно-физический институт | 149 |
3 | Московский государственный социальный университет | 134 |
4 | Северо-Западный заочный технический университет (Санкт-Петербург) | 86 |
5 | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | 27 |
6 | Уральский институт социального образования (Екатеринбург) | 27 |
7 | Амурский государственный университет (Благовещенск) | 20 |
8 | Российский финансово-экономический институт (Москва) | 20 |
9 | Международный восточноевропейский университет (Ижевск) | 11 |
10 | Саратовский социально-экономический университет | 11 |
Десять средних профессиональных образовательных учреждений, в которых обучается наибольшее число осужденных
(по состоянию на 1 августа 2004 г.)
NN | Наименование вуза | Кол-во обучающихся осужденных |
1 | Калининградский технический колледж | 20 |
2 | Саратовский индустриально-педагогический колледж | 47 |
3 | Уральский государственный колледж им. Ползунова (Свердловская обл.) | 20 |
4 | Рыбинский сельскохозяйственный техникум (Красноярский край) | 9 |
5 | Краснодарский кооперативный техникум | 8 |
6 | Краснодарский гуманитарно-технологический колледж | 20 |
7 | Красноярский строительный техникум | 17 |
8 | Каменск-Уральский экономический техникум (Свердловская обл.) | 5 |
9 | Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО) | 8 |
10 | Образовательный центр им. Кирсанова Тамбовского университета | 8 |
Александров Ю. Учиться и втюрьме не поздно // Неволя. 2006. № 6.
См. Социально-экономическая программа «Содействие в получении среднетехнического и высшего образования для осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации».
Источник