Можно ли получить образование без школы

Как получить среднее образование без посещения школы? Минусы…

СЕРИЯ: Школьное образование

Приветствую Вас, дорогие мои читатели!

Период обучения детей в школе воспринимается родителями по-разному. Для одних, 10 лет пролетает незаметно, а другие ждут каждых каникул больше, чем их дети..

Причин такого ожидания родителями каникул с формулировкой мысли «скорее бы эта школа закончилась» может быть несколько. Рассмотрим только самые популярные:

  1. предметы ребенку даются нелегко, потому он не хочет ходить школу;
  2. постоянные конфликты с одноклассниками или педагогами;
  3. ребенок прекрасно усваивает программный материал, но теряет интерес к обучению, не хочет ходить в школу;
  4. ребенок очень часто болеет (инвалидности нет), отстает по программе и не хочет ходить в школу.

С точки зрения теории педагогики во всех случаях, как минимум, отсутствует мотивация школьника. Даже, если речь идет о часто болеющем ребенке…

Я ведь не открою Вам ничего нового, если скажу, что частые простудные заболевания или обострения хронических, в большинстве случаеввызваны психосоматической реакцией…

Такая реакция у школьников возникает по причине непонимания материала, или, наоборот, если уже давно все ясно, а класс топчется на одной теме уже третью неделю…скучно, не интересно.

И в том и в другом случае у школьника резко снижается уровень мотивации к обучению и создается «замкнутый круг» между нежеланием учиться, конфликтами с родителями и педагогами.

При отсутствии мотивации к обучению, как правило, развиваются психосоматические заболевания, или же ребенок становится изгоем в школе и бросает вызов этой части общества, уходя в неформальные организации. Возможна длительная депрессия….

Во всех этих случаях родители, особенно в младшей школе в определенные моментызадаются вопросом о переходе на обучение дома, вне школы.

Что говорит законодательство РФ о формах школьного образования?

«… образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций,осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)» (ст. 17 Федерального закона «Об образовании»).

          ВАЖНО:

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ форма получения образования, установленная федеральным законодательством, которое доступно всем желающим.

Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в РФ и подходят далеко не всем.

Дети, обучающиеся дистанционно, обычно находятсяна заочной форме обучения и закреплены за школой, осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

При надомном обучении можно использовать ДОТ. 

Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.                  

Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Основание для надомного обучения — заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Ребенок остается в контингенте школы.

     Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины, по остальным будет не аттестован.  
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.                                    

Минусы дистанционного обучения

  • ‍Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.   
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Минусы семейного обучения

  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.

С теорией покончено.

Из практики: выход за пределы школьного образования это не самый лучший вариант…. ЕСЛИ:

родители не готовы взять всю ответственность на себя за образование детей (не кого будет обвинять…);

если ребенок не приучен к самодисциплине;

если финансовое положение семьи недостаточно для привлечения дополнительных образовательных ресурсов (литература, преподаватели, ДОТ и пр…)

Главное, что необходимо в системе семейного образование, это заинтересованность всех членов семьи!

Поэтому, переход на семейное образование — это семейное дело!!!

Переход на него возможен, если семья готова вкладывать в образование ребенка все необходимые ресурсы, материальные и духовные, но главное — ВРЕМЯ!

В следующей статье я расскажу о компенсации за семейное образование!

Всех благ, Вам дорогие мои читатели!

Источник

Можно ли учиться без школы?Что для этого нужно сделать

Вы приняли решение сменить форму обучения на семейную? Проверьте, все ли сделали для перевода.

Уведомление органов власти

Законодательством не предусмотрен перечень документов, необходимых для перехода на СО. Но в ст. 63 закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность сообщить местному самоуправлению о решении сменить форму обучения.

Отделы образования учитывают всех детей. Когда ученик не посещает класс без уведомления, они сообщают в органы опеки, и идут в семью с проверкой. Если ребенок официально не переведен на обучение дома и при этом не посещает образовательное заведение, родители попадают под действие Кодекса об административных нарушений за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.

Образец уведомления выдают в управе. Можно написать бумагу самостоятельно. Указать свои данные, данные школьника и пункт о том, что мнение ученика при переводе на СО учтено. Причины писать не обязательно.

Уведомление отправьте почтой с описью вложения и извещением о вручении, либо отнесите лично в администрацию и попросите поставить отметку о получении на втором экземпляре. Органы власти, как правило, пишут ответное письмо, что приняли обращение к сведению

Ничего сложного и страшного в уведомлении нет. Пишете письмо, получаете отметку о вручении и убираете его в личное дело ученика — на случай непредвиденных вопросов.

Отчисление из контингента

Больше всего вопросов возникает на этом этапе. Учителям и директору интересны причины перевода. Они проходят все стадии принятия неизбежного — от отрицания и негодования до смирения и радости.

Когда я забирала документы, сказала, что переезжаем в другой город. Да, обманывать нехорошо, но так мы избежали ненужных расспросов, пересудов и трепания нервов. Если вы решили уходить не насовсем, а аттестовывать ученика в своей школе, этот номер не пройдет.

Читайте также:  Можно ли получить гражданство страны в которой родился

Обращение подают директору с указанием причины отчисления — переход на семейную форму.

Обязательно писать бумагу в двух экземплярах и передавать с отметкой о вручении. Получив заявление, школа оформит медицинские и иные документы школьника, подтверждающие прохождение образовательных программ, и передаст под подпись родителям.

Если ранее школу не посещали, заявление об исключении из контингента писать не нужно. В других случая — обязательно.

Промежуточная аттестация

Продумайте, где и как арестовывать школьника. Очно или дистанционно, например, на платформе “Хочу учиться”. Выбор ничем не регламентирован и за него ответственны родители.

Для прикрепления к заведению понадобится заявление установленной формы и документы (личное дело, справка и д.т.).

При желании подадите согласие о внесении сведений об обучающемся в федеральную автоматизированную информационную систему.

Обращение за компенсацией

Законом предусмотрена компенсация СОШ на приобретение учебных материалов. На семейном траты несут родители. Вопрос по возмещению каждый регион решает индивидуально. Если вы живете в Свердловской, Ульяновской, Московской области или Пермском крае, есть смысл обратиться за выплатой.

Размер и условия соцподдержки также разнятся. Одно неизменно — чтобы получить деньги, учреждение, к которому прикреплен ученик, должно быть в одном регионе с его проживанием. Например, мы живем в Свердловской области, а прикреплены к московской школе. На выплаты не рассчитываем.

Вопрос по компенсации уточняйте в органах местного самоуправления. В одних регионах обращение принимает управа, в других — школа. Все индивидуально.

Образовательный процесс

Вы сами выбираете способ обучения. О том, как выбрать интернет-школу, я писала в статье «Как организовать самостоятельное обучение«

Если выбираете самостоятельное обучение, не лишним будет план изучения предметов.

В интернет-школе есть расписание. Придумывать ничего не надо.

Сервис “Хочу учиться” предлагает готовые шаблоны для всех классов с разбивкой по темам для каждого предмета.

Социализация

Та самая пресловутая, которой пугают всех хоумскуллеров. Выберите кружки, секции, занятия при музеях и других местах по интересам для живого общения со сверстниками.

В период пандемии и после нее активную деятельность ведут онлайн-сервисы дополнительного образования. В небольших группах ребята заняты рукоделием, программированием и даже вокалом.

Есть дети, которым социализация не нужна, они чувствуют себя комфортно сами с собой. Здесь важно учитывать мнение школьника и не настаивать на общении, чтобы не нарушить психологический комфорт.

Найти единомышленников

Пункт необязательный, но немаловажный. Как для родителей, так и для хоумскуллера. Отстреливаться от нападок несогласных и развеивать мифы о семейном образовании интереснее в компании, нежели в одиночку.

Через соцсети найдите в своем городе клубы семейников. Они проводятся встречи в библиотеках, в музеях, где обмениваются опытом и делятся информацией.

Переход на СО не так сложен, как о нем говорят. По факту нужно ТРИ документа — уведомление о переходе, заявление об отчислении из контингента и на прохождение аттестации. Если ребенок не учился — только ДВА.

Все остальное — желательно. Если соблюдены все описанные выше пункты, вы великолепны! Переход выполнен на все сто. Началась новая веха в вашей жизни и жизни вашего ребенка. Надеюсь, вы не пожалеете.

Автор: Наталья Кириллова

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Читайте также статью автора:

Почему после двух лет обучения на семейном образование дочка захотела пойти в школу. Что из этого получилось

Эмоциональное выгорание в школе. Почему происходит? причины и проявления

Как школьная гиперопека влияет на ребенка и на родителей.

Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесьна канал.

Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.

Источник

Как учиться без школы

Фото: из архива Алены Ковалевской

Родителей часто не устраивает то, как организовано обучение их детей в школе. Однако они вправе самостоятельно «организовать школу» для своего ребенка (п. 1 ст. 10 и п. 4 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Согласно закону учебные программы могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Северчанка Алена Ковалевская для своих детей выбрала экстернат — домашнее обучение без учителей, одноклассников и парт. Сейчас ее старшему сыну Александру 10 лет, первые два класса он посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение. Георгию — второму сыну — 7, интенсивный процесс обучения для него начался осенью 2011-го.

Алена  по первому образованию философ. Работала частным консультантом по грудному вскармливанию. Трудилась психологом в Северском перинатальном центре. В настоящее время является студенткой Томского базового медицинского колледжа (будущая специальность — акушер) и тренером «Центра сознательного родительства «Озеро», расположенного в городе Томске (ведет партнерский курс — по сути, готовит пап к участию в родах). В ближайшее время собирается начать вести клуб беременных.

— Думаю, что и создание клуба семейного образования не за горами, — говорит Алена. — Потребность в нем уже стоит остро.

—  Как пришло решение перевести своего ребенка на домашнее обучение?

— Во-первых, я заметила, что Сашик возвращался из школы как выжатый лимон — утомленный, с головной болью. Как потом выяснилось — во время консультации с медиками — это достаточно распространенная реакция ребенка на шум, гам, суету. Во-вторых… Мы же садик не посещали, жили какой-то своей жизнью, и за два года я так и не смогла перестроиться под новый график (улыбается).

Возможно, это такой родительский супер-мега-эгоизм, но когда ребенок уходит на пять часов в школу, потом приходит, и ты проходишь снова школьные задания вместе с ним, чтобы подготовить домашку… Понимаете, на это уходит слишком много времени. Нерационально много.

А когда нам удалось вырваться в путешествие, то по возвращении меня спросили: «Почему вы уехали без нашего разрешения?». Причем спросили довольно строго.  Я была, скажем так, удивлена. Я должна отчитываться. Такова система. Хотя класс у нас хороший, и учитель — хорошая. Честно говоря, на той базе, которую она заложила, мы «выезжаем» до сих пор.

—  Алена, как вы решили вопрос об официальном переводе?

— Большинство школ в своих уставах имеют такой пункт, как обучение «в форме семейного образования, самообразования, экстерната». Прописать — прописали, а как реализовывается — не всегда знают. И когда я пришла со словами: «Давайте я переведу ребенка на семейное образование», мне ответили: «В такой форме мы не обучаем». Мой естественный ответ: «У вас эта форма обучения прописана в уставе». Это вызвало удивление со стороны руководства школы. Так начался период непонимания, пришлось перевести ребенка из северской школы в томскую (Северск и Томск — города-соседи, расстояние между ними около 20 км, — прим. автора).

Выбрали школу «Эврика-развитие», которая применяет инновационные образовательные методики. В частности, Татьяна Ковалева, один из членов попечительского совета. В настоящее время Татьяна находится в Москве, и одним из направлений, которым она занимается, является образование детей на домашнем обучении.

Читайте также:  Можно ли через мфц получить разрешение на строительство

Однако в «Эврике-развитии» тоже не было ни Положения об экстернате для начальной школы, ни положения о семейном образовании. Я, конечно, предпочла бы последнее, однако понимаю, что сегодня в маленьком городе это практически невозможно.

Сейчас говорить о семейном образовании рано. Настоящий опыт подобного обучения есть только в США. Они уже 20 лет назад ввели подобную практику, через которую прошло около миллиона учеников. В Америке действует Национальный исследовательский институт домашнего образования, издается специализированный журнал. В нашей стране только начали отмечать постепенный рост желающих перевестись на данную форму обучения, особенно среди жителей мегаполисов.

Поэтому неудивительно, что в томской школе полгода не знали, что с нами делать, и мы, по большому счету, не были зачислены ни в одну школу (из одной забрали документы, во второй их взяли, но не оформили). Нас зачислили только тогда, когда приняли Положение об экстернате для начальной школы. Но к этому времени я поняла, что специфика образования именной этой школы меня не устраивает. Именно в этот момент со мной связались из северской школы. Сказали, что за год они поправили устав, приняли необходимое положение, и с удовольствием возьмут нас обратно. То, как нас приняли, как оформили, как решили вопрос о сдаче нами контрольных точек, меня впечатлило. Во всем был полный порядок, четкость и ясность.

А еще Сашика позвали в школу заниматься английским. Он сходил на контрольную точку, познакомился с новым преподавателем (до этого у класса был другой учитель), был им очарован и сказал, что хотел бы ходить к учителю на занятия. И хотя экстернат не предполагает посещение ребенком школьных занятий, администрация сделала исключение.

 То есть — готовить все необходимые бумаги для перевода ребенка на ту или иную, прописанную в уставе школы форму обучения — задача самой школы?

— Да, моя задача — написать заявление о переводе. Оформлением всех необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.

— Получается, что все это сделали специально для вас?

— Получается, что да. Школа сразу пошла на диалог, просто на подготовку документов нужно было времени, а у нас его не было.

—  Удивительно, обычно в таких случаях говорят: «Не нравится — не держим».

Мы с этим не столкнулись ни в северской, ни в томской школе. Наоборот, нам активно пошли на встречу в обоих учреждениях. Меня это очень сильно впечатлило. А сейчас две мои знакомые мамочки из Томска пытаются перевести своих детей на домашнее обучение — и пока не могут договориться с администрацией. И самое интересное, что в уставах их школ тоже стоит пункт о праве образования на дому.

—  Вы написали заявление о переводе ребенка на экстернат?

— Да. Опять же в другой школе мама написала точно такое же заявление, но ей ответили, что оно не действительно, и что каждое пропущенное ребенком занятие будет считаться прогулом, и что они обязательно оповестят о поведении семьи органы опеки. Хотя в департаменте образования на вопросы о возможности обучения на дому отвечают совершенно спокойно: «У нас нет положения о домашнем образовании, но вы можете договориться со школой и перейти на форму обучения экстернат».

Откуда тогда такая реакция со стороны администрации школы?

Потому что они привыкли использовать понятие «домашнее образование» только в контексте больных детишек. Учительница в школе ведет класс, а в классе два ребенка инвалида, и она, отведя уроки в школе, идет к ним домой, и так два раза в неделю. Это на самом деле отнимает очень много сил. И все думают, обучение любого ребенка на домашнем обучении проходит по схожему сценарию. И это пугает, как и то, что школы с подобным никогда не сталкивались. Руководство не понимает, как правильно оформлять документы, как будет проверяться работы. Если на пути перевода ребенка на домашнее обучение возникнут трудности, очень рекомендую обратиться к книге Павла Парфентьева «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату».

—  Как вы организовали процесс домашнего обучения?

— Саша, по большей части, сам себе учитель, а все, что ему непонятно, я объясняю. У нас есть список того, что мы должны освоить к контрольным точкам. На эти вещи мы просто обращаем больше внимания. Когда открываешь учебники, начинаешь изучать какую-то тему (особенно это касается гуманитарных предметов), то одна тема тянет за собой еще одну, и еще, и еще… В результате получается, что мы очень далеко отходим от программы. Это хорошо с точки зрения широты кругозора. А с точки зрения подготовки к контрольным — не эффективно. Поэтому последний месяц перед сдачей мы четко готовим то, что надо. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что при домашней форме обучения изучить все, что нам нужно к сдаче, занимает немного времени. По сравнению с учебой, как минимум, в два раза меньше.

—  Есть у вас какие-то сложности в процессе организации домашнего обучения?

— Конечно, есть. Во-первых, у меня толком нет системы, и в результате все получается очень хаотично. Во-вторых, накладывается мой истерический характер, и я очень часто готова рвать и метать, если у нас что-то не получается. Благо, Саша самый настоящий подарок — он действительно большую часть программы проходит самостоятельно. Любознательный, усидчивый… Мне в этом плане с ним очень повезло!

Если говорить о системе, то… Я недавно познакомилась с мамочкой, которая сейчас переводит своего ребенка-второклассника на домашнее обучение, вот у нее система так система. А причина для перевода следующая. Они плотно занимались до школы, и в школу пришли с определенным набором знаний, умений и навыков. В классе он у нее блистал, был отличником, победителем и прочее-прочее, но за весь первый класс они потеряли большую часть того багажа, с которым пришли. Парень стал хуже читать. Еще она говорила о том, что учила его размышлять, и у него это получалось, а в школе получаться перестало.

Так вот о системе… Есть стандарт того, что должен ребенок знать и уметь к концу каждого класса. Стандарт закреплен Министерством Образования. Какую методику для этого использовать — выбирает каждая школа, каждый учитель. Эта мама, опираясь на стандарт, выстроила свою систему.

Читайте также:  Сдал на права можно ли их получить в другом регионе

Вторая мамочка переводит ребенка из-за его особенностей в восприятии и переработке информации. Так вот, у нее другая система обучения — к ним приходят репетиторы по основным предметам, они готовят основную базу, а все остальное она берет на себя.

Так что на данный момент нас таких в Томской области (на домашнем обучении в начальной школе) трое, и у каждой — своя система.

В нашей семье, кстати, активное участие в образовании принимает мой папа, Сашин дед. Мне очень нравится его подход — он может разговаривать, а потом выясняется, что в ходе этой беседы ты решил пару-тройку задач, сложив в уме какое-то огромное количество цифр (улыбается).

—  У вас те же самые учебники, что и в школе?

Да.

—  Если говорить о дисциплине — день ребенка проходит так же, как в школе, только дома?

Нет. До контрольных точек все очень свободно. По мере их приближения мы смотрим, что необходимо подтянуть. Сашик может 3-4 дня заниматься только математикой, а может дни напролет читать, а может с утра уйти во двор и вернуться поздно вечером.

—  Сколько у вас контрольных точек, и как часто вам нужно их сдавать?

По закону, в год человек должен сдавать не больше 12 контрольных точек. Порядок и условия прохождения промежуточной аттестации определяются уставом общеобразовательного учреждения.

—  То есть в день контрольной работы он приходит в класс и вместе со всеми ее пишет?

Нет. Учителю государством оплачивается время, которое он посвящает экстерну, часть времени (2 часа) идет на консультацию, часть — на сдачу контрольной точки.

—  Вас наверняка упрекали в том, что вы мешаете ребенку нормально социализироваться…

Знаете, я давно считаю подобные вещи мифами современности. Сложно найти ребенка, который не будет самостоятельно социализироваться, который не будет общаться. Я не верю, что для этого нужны какие-то специальные условия.

Да, можно закрыть ребенка в четырех стенах, и у него будут проблемы, но это же не наш случай — ни домашнее образование, ни экстернат этого не подразумевают. Сашик много общается — и со сверстниками, и с педагогами — он посещает различные кружки. Ой, а какие кружки посещает мальчик, который весь первый класс блистал в школе!

Когда я ходила к психологу с младшим — знаете, стандартное посещение психолога и педагога в детской поликлинике — она мне говорила: «Ой, вы зря это делаете, зря не водите его в детский сад, потому что он не будет знать элементарные вещи. Он не будет знать «чувство очереди» (последовательность в выполнении задач, когда несколько людей участвуют в процессе). Пока выполняет один, второй должен подождать, в детском саду этому очень хорошо обучают, а вы как будете обучаться?» Я тогда сильно впечатлилась, пришла домой, отправила мальчишек гулять, а сама стояла и наблюдала за ними из окна — они с горки катаются, вокруг которой, как всегда, толпа народу, и мой младший совершенно спокойно ждет своей очереди. Он не рвется вперед, но и не стоит в стороне в ожидании, что все разойдутся и он спокойно сможет прокатиться.

Или вот с Сашиком спрашивали: «Вот вы будете с ним заниматься, а если вы упустите что-то, чем занимаются с детьми в детском саду? Вот как вы будете проходить с ним, какое животное домашнее, а какое — дикое?» Я, помнится, тогда тоже задумалась. Я не сижу с карточками… Я, на самом деле, не очень опекающая мама. Иногда меня беспокоит мысль о том, что я перевела ребенка на домашнее образование, потому что мне так удобнее. Я с ними, конечно, разговариваю, спрашиваю, хочет ли Саша в школу вернуться. Но как ребенок может принять решение? Это раз. Два — он же воспитывается в любящей семье, ему в ней хорошо, он этим настроением проникается… Как не крути — тем, что я его родила, я ему свое мнение навязываю.

—  А на вопрос «Хочешь ли в школу» что он отвечает?

— Говорит, что не хочет. А младший такие перлы выдает! В начале сентября в новостях показали друг за другом два сюжета — первый о том, как мужчина в Норвегии расстрелял на острове 74 ребенка, второй — как в одном из детских садов России пришедшая с мамой в сад девочка взяла коробочку, стоявшую у входа, и эта коробочка взорвалась. Тогда Гошик сказал мне: «Мама, и ты хотела, чтобы я ходил в сад?!» Мы с детьми много общаемся, все обсуждаем, но в то же самое время я отдаю себе отчет в том, что их мнение взращено на моем.

—  Программа усложняется, что будете делать, когда не сможете помогать ребенку в предметах?

Я серьезно пугалась физики, химии, алгебры, геометрии… Во время общения с другими мамами, о которых я вам сегодня не раз рассказывала, поняла, что школа не всегда может в этом помочь. Во-вторых — при университетах есть кружки, и они дают прекрасную базу по ряду предметов. После этого успокоилась.

—  Гоша учится?

— Пока он просто сидит дома. Про него у меня есть такая мысль: не водить его вообще в школу, а в 4-м классе привести, чтобы сдал экзамены для промежуточной аттестации. По закону, есть несколько значимых точек, фиксирующих уровень образованности человека. То есть ребенок может прийти в конце 4-го класса для проверки уровня знаний, в конце 9-го и 11-го.

—  Алена, вам не страшно было идти впереди планеты всей?

— На самом деле, я пошла по проторенным дорожкам — знакомая в Москве учит так обоих детей, так что я под информационным прикрытием и при моральной поддержке (смеется). С моей точки зрения, перевод на домашнее обучение — это не какой-то акт сложного действия, это как раз движение по пути наименьшего сопротивления. И это меня, опять же, немного пугает — хороший ли пример я подаю своим детям? Пойму со временем. Когда придет мой сын и скажет: «Мама, что ты сделала с моей жизнью?!»

—  Может, он будет благодарен за это. Экстернат — это же хорошая возможность уделить больше времени тем предметам, к которым есть склонность…

— Да. Экстернов-подростков старше 12 лет и в Северске, и в Томске очень много. Зачастую это их осознанное решение — быстро изучить все, что им не пригодится,  а в то, что нужно — погрузиться с головой.

Источник