Можно ли получить медсестре первую категорию минуя вторую
Содержание статьи
Аттестация медработников для получения квалификационной категории: изучаем новый порядок
4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее – Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки.
Общие положения
Порядком установлены правила прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации. Этот порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.
Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории – стаж не менее пяти лет, высшей категории – стаж не менее семи лет.
Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.
Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
- ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.
Для получения первой квалификационной категории специалист должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
- уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
- участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.
Обратите внимание
Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:
- иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
- уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
- ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.
Формирование аттестационных комиссий
Для проведения аттестации, как и прежде, создаются комиссии, которые в зависимости от формирующих их органов могут быть центральными, ведомственными и территориальными. Правила формирования комиссий и их состав подробно регламентированы Порядком.
Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее – комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее – экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.
В состав аттестационной комиссии включаются:
- ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
- представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
- представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.
Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.
Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.
У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.
Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.
На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп – не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.
Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.
Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.
Порядок проведения аттестации
Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию комплект документов. Перечень документов, входящих в квалификационную документацию, практически не изменился, но есть одно исключение: теперь вместо квалификационного листа специалист должен представить аттестационный лист.
Обратите внимание
В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.
Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.
Также новшеством является запрет на участие в направлении документов должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией. Порядком установлено, что направить по почте или представить лично документы может только сам специалист. Кроме того, исключено требование о брошюровании документов.
Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.
К сведению
Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.
Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).
Если отсутствуют предусмотренные Порядком документы или они неправильно оформлены, ответственный секретарь комитета должен направить специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа также в течение семи дней (ранее этот срок составлял 14 календарных дней). В таком случае специалист может направить документы повторно. При этом на исправление недочетов ранее ему отводился месяц, теперь же такой срок вообще не установлен.
Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).
Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:
- продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
- формы самообразования, используемые специалистом;
- соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.
Решение экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в Интернете или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.
Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.
На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.
Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:
- наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
- наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
- неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Оформленный протокол, содержащий решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории, в течение пяти календарных дней с момента его подписания направляется председателем экспертной группы в комитет. Последний не позднее 90 календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории (п. 31 Порядка).
Обратите внимание
Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.
Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.
Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.
Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.
Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.
Источник
Можно ли сразу получить высшую категорию медсестре?
Засчитывается.
«Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2011 г. N 9-В 10-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: Горохова Б.А., судей Корчагиной Т.Е. и Задорнова М.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой И.М. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, по надзорной жалобе Государственного учреждения — Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2010 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчагиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Лебедева И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе Нижнего Новгорода указав, что имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда в Автозаводском районе от 23 апреля 2009 года N 4412 ей в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста отказано, поскольку в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не зачтены периоды работы в должности медицинской сестры в детском саду-яслях N … УДУ «…» с 20 января 1987 года по 30 июня 2001 года и в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей N … Муниципального дошкольного образовательного учреждения «…» с 2 июля 2001 года по 31 декабря 2008 года. Истица, полагая отказ в назначении пенсии незаконным, просила суд обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 3 февраля 2009 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 февраля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Суд постановил включить в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истцы с 20 января 1987 года по 30 июня 2001 года в должности медсестры в детских яслях N … УДУ «…» и с 2 июля 2001 года по 31 декабря 2008 года в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей N … Муниципального дошкольного образовательного учреждения «…», а также признал за Лебедевой И.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 3 февраля 2009 года.
В надзорной жалобе Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода просит состоявшиеся судебные постановления отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2010 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 7 декабря 2010 года надзорная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и кассационной инстанций допущено такого рода существенное нарушение норм материального и процессуального права, которое может быть устранено только путем его пересмотра в порядке надзора.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Лебедева И.М. обратилась в Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от 23 апреля 2009 года Лебедевой И.М. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно решению от 23 апреля 2009 года стаж Лебедевой И.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 8 лет 1 месяц 9 дней вместо требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж не были включены периоды работы Лебедевой И.М. с работы в должности медицинской сестры в детском саду-яслях N … УДУ «…» с 20 января 1987 года по 30 июня 2001 года и в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей N … Муниципального дошкольного образовательного учреждения «…» с 2 июля 2001 года по 31 декабря 2008 года, поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Лебедевой И.М., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спорных периодов ее работы, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой Лебедевой И.М. трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых ею должностях и после 1 октября 1993 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда первой и кассационной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», ни постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только период работы Лебедевой И.М. в должности медсестры в детских яслях N … УДУ «…» с 20 января 1987 года по 1 октября 1993 года. С 1 октября 1993 года было введено в действие постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж Лебедевой И.М. периодов ее трудовой деятельности после 1 октября 1993 года в должностях медсестры в детских яслях N … УДУ «…» и старшей медицинской сестры детского сада-яслей N … Муниципального дошкольного образовательного учреждения «…» нельзя признать правомерными.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», права на указанную пенсию у Лебедевой И.М. не имеется.
В то же время отмена указанных судебных постановлений не влечет поворот их исполнения, поскольку в силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила: решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 11 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 марта 2010 года отменить в части включения в специальный стаж периодов работы Лебедевой И.М. с 1 октября 1993 года по 30 июня 2001 года в должности медсестры в детских яслях N … УДУ «…» и с 2 июля 2001 года по 31 декабря 2008 года в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей N … Муниципального дошкольного образовательного учреждения «…», а также в части признания за Лебедевой И.М. права на досрочную трудовую пенсию по старости с 3 февраля 2009 года. Направить в этой части дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий Горохов Б.А.
Судьи Корчашкина Т.Е.
Задворнов М.В.»
Источник