Можно ли получить медицинское образование после 30
Содержание статьи
Стать врачом после тридцати. Возможно ли?
Сдать ЕГЭ, поступить в вуз, заниматься в хирургическом кружке, а на каникулах приходить в операционную, чтобы бесплатно «постоять на крючках». И все это — не в 17 лет, а в 30. Мария Шехтер рассказала ЧТД о том, как любовь к медицине заставила ее круто изменить свою жизнь.
Мне стало неинтересно
В юности я хотела стать врачом, но выбрала иняз. Поступила в вуз и сразу пришла работать в «Рамблер». Потом попала в Mail.ru, занималась игровыми проектами, а в 2010 году мы вместе с подругой создали свое digital-агентство с уклоном в smm. Отрасль была на подъеме: в Россию пришли Facebook, Twitter, YouTube, росла популярность «ВКонтакте». Через 3 года в нашем офисе на Лужнецкой набережной работали 25 человек. В 2013 году мы достигли пика, а потом наступил кризис и спад, прибыль стала снижаться.
Все процессы в агентстве были налажены и моего участия не требовали. В какой-то момент мне стало неинтересно, что происходит на работе. Мне вообще жизнь стала неинтересна. Человек так устроен, ему необходимо чувствовать себя полезным. Получать результат, который измеряется не только в деньгах. Я даже обратилась к психотерапевту, потому что сама уже была не в состоянии решить накопившиеся проблемы.
Мы как агентство вышли на рынок не для того, чтобы сделать мир лучше, а для того, чтобы заработать. Что бы ты ни делал, агентство все равно во всем виновато, клиент всегда недоволен. Это психологически тяжелый бизнес. Я поняла, что оказалась не в том месте, что я хочу быть совсем в другом месте, с другими людьми.
Мне как раз стукнуло 30. Я думала, чем заняться дальше. Квартира и машина куплены, деньги есть, удовольствия от работы нет, роста и развития нет.
Я — генеральный директор, достигла потолка в своей области. Сливаться с крупным агентством? Схемы везде одни и те же. Ничего нового не будет. Услуги, может быть, и поменяются, но суть останется прежней.
Бросить все было непросто. Я шла к этому три года. Когда я решила, что иду в медицину, то сразу поняла, что совмещать ее с другой работой нельзя, и закрыла агентство. Для бизнеса не нужно образования — нужен мозг и трудолюбие. Если ты впахиваешь, то все у тебя будет. А в медицине без образования, без знаний нельзя.
Из гендиректоров — в студенты
Мне 34 года. Я учусь на втором курсе Пироговки. Когда закончу, будет 39. После окончания получу диплом врача общей практики. У меня уже есть два высших образования, но оба незаконченные. Поэтому я имею возможность учиться на бюджете по целевому направлению от Минздрава. Это значит, что после вуза придется отработать, возможно, даже в поликлинике или в больнице, или удастся получить направление в ординатуру.
Учиться очень тяжело. На первом курсе я ночами плакала над анатомией. Физика с математикой тоже дались нелегко. Когда готовилась к ЕГЭ, пришлось вспомнить школьную программу по химии и биологии. Но выяснилось, что в программе есть еще и физика, и она мне реально нужна, потому что сейчас у нас нормальная физиология, а потом будет патологическая физиология, где без физики трудно.
Летом, на каникулах, знакомые пристроили меня в больницу, в отделение общей хирургии. После практики я ходила на дежурства, подружилась с командой. И так как помощь никогда не бывает лишней, мне были рады. К тому же туда мало кто ходил из студентов. Пару раз были старшекурсники, один раз я видела ординатора. Конечно, я помогала бесплатно, за деньги меня без опыта и без образования не возьмут. Раньше я мечтала о хирургии, но, постояв в операционной в ночные смены по 6 часов, поняла, что, скорее всего, не потяну физически.
Остаются самые упертые
На первом курсе в нашей группе было 30 человек. Из них осталось девять. Девять из десяти студентов — те, кому в вуз велела идти мама. Причем половина из них думает: «Не хочу тут учиться, это не мое!». Некоторые по 2-3 раза восстанавливаются на первом курсе, на втором или третьем.
В соцсетях многие пишут, что боятся того времени, когда нынешние студенты станут врачами. Но я вижу, что в универе очень большая ротация. В профессии остаются самые упертые. На первом курсе из нашего набора отчислили треть. На втором курсе мы сдавали анатомию и гистологию, тогда тоже многих отчислили. Дальше будут отчислять уже меньше, но самая сложная сессия, по слухам, — в конце третьего курса.
Говорят, что в первом и третьем меде учиться легче, чем у нас, в Пироговке, — и многие туда переводятся. Наш вуз особенно требователен к студентам. Преподаватель говорит: «Я, конечно, все понимаю, у вас еще 9 предметов, но эти 70 страниц выучите к следующему разу». И так — по многим предметам.
Домой прихожу в 3-4 часа дня и сажусь за уроки до ночи. Потом ложусь спать, встаю в 5 утра. И так каждый день. В выходные тоже учу. И все равно ничего не успеваю. Никаких друзей, никаких тусовок.
Проблема студентов — безынициативность. У нас обязательная летняя практика в больнице — 3 недели. Народ в 8.10 пришел, а в 11 — убежал. Одна я хожу от врача к врачу: «Чем вам помочь? Что сделать?» Врачи и рады.
Меня уже на первом курсе научили ставить капельницу, делать инъекции, накладывать швы. А многие мои однокурсники даже шприц в руках не держали. То есть все зависит только от тебя — если ты хочешь, то тебя научат.
Я хожу в кружок по оперативной хирургии. Тренируемся делать швы и вязать узлы. Лето проведу в больнице. Съезжу, конечно, куда-нибудь на пару недель. А потом — дежурства, дежурства.
Медицинский вуз — другая жизнь. Я не знала, что это так тяжело. В сериалах врач говорит: «Я не спал двое суток», но выглядит ухоженным и выспавшимся. А когда ты после суток посмотришь в зеркало — это совсем другое.
Но ночные дежурства — это не страшно, к этому я готова. А вот про случай Елены Мисюриной страшно читать, а сейчас много таких случаев. Неизвестно, что там на самом деле произошло. Любой врач может совершить ошибку. И я могу. Я готова отвечать за ошибки. Но я не готова в тюрьму садиться!
Да, больницы оптимизируют, врачей увольняют. Но сокращения происходят везде. В «Рамблере» я из-за сокращения попала в другой отдел, в Mail.ru мой отдел расформировали. И я в своей фирме проводила сокращения. Но если ты хороший специалист, ты без работы не останешься.
Слишком многое поставлено на карту
На вопрос «Кем вы видите себя через пять лет?» я сейчас ответить не могу. Надеюсь, закончу мед. Но деталей будущего пока не вижу. Ученые сейчас борются со старением, мне было бы интересно в этом участвовать. Очень хочу поработать в скорой. После третьего курса можно. Сейчас подрабатываю переводами медицинских статей, имеющиеся знания уже помогают.
Своего наставника я еще не встретила. Надеюсь, что в сфере, которую я выберу, найду такого человека и пойду по его стопам, набирая опыт. Доучиться мне нужно обязательно.
Слишком многое поставлено на карту. Вернуться обратно вряд ли получится, я уже не специалист в рекламе и маркетинге. Да и технологии сейчас развиваются семимильными шагами, и если ты не в тренде, то очень быстро вылетаешь из колеи.
С каждым днем я убеждаюсь, что мой выбор был правильным. Через «не могу», через усталость, когда закрываются глаза, я читаю в учебнике, как делать разрезы, как накладывать швы, тренируюсь дома. Я заказала себе набор инструментов и искусственную кожу, чтобы практиковаться. Договорилась с несколькими охотниками и мясниками, чтобы они мне отдали артерии, нервы и сухожилия животных — практикуюсь на них, учусь резать и сшивать.
Я люблю зарубежные медицинские сериалы: «Доктора Хауса», «Анатомию Грей». Наши вообще не воспринимаю. Недавно случайно включила — показывают, как человека интубируют, — и неправильно вставляют ему трахеотомическую трубку. Я сразу выключила. Ляпы есть везде — неправильно произносят названия болезней, лекарств. Когда знания накапливаются, интересно пересматривать знакомый сериал уже другими глазами.
В медицинском личной жизни нет. И я ее откладываю на потом. Сейчас я разведена, детей нет, меня ничего не отвлекает от учебы. Если бы был муж, дети, я бы не решилась, наверное, так кардинально менять жизнь.
Родители меня поддержали, но в глубине души вряд ли обрадовались моему выбору. Но для родителей главное, что их дети счастливы. А сейчас я стала другим человеком и счастлива. Наконец-то я живу, наслаждаюсь жизнью.
Источник
Кто поступал в медицинский колледж после 30 лет? Не поздно ли?
1.
Гость
[444128040] — 20 июля 2016, 14:42
Конечно, поздно. Там же очно придётся учиться вместе с подростками. Вам будет очень некомфортно.
2.
Гость
[3105505653] — 20 июля 2016, 14:45
Я ограничилась младшей медсестрой. Хочу кабинет спа открывать… Достаточно такого или тоже поступать?
2.
Гость
[3260652189] — 20 июля 2016, 14:45
глупости. поступайте и учитесь, если хотите и есть возможность. жизнь одна
4.
123123
[716147042] — 20 июля 2016, 14:48
Насколько мне известно, в некоторых колледжах есть вечерняя форма обучения, с 16.00, думаю там студенты постарше
5.
Гость
[3665883859] — 20 июля 2016, 14:52
У нас и в мед. Вузе 30 летние учатся. И их много. И всем на все плевать кроме себя любимого, кому какое дело то во сколько вы учится пошли. Как захотели так и пошли , идите если ваше.
6.
Гость
[3842884173] — 20 июля 2016, 15:09
Гость
У нас и в мед. Вузе 30 летние учатся. И их много. И всем на все плевать кроме себя любимого, кому какое дело то во сколько вы учится пошли. Как захотели так и пошли , идите если ваше.
7.
Гость
[3860870184] — 20 июля 2016, 15:18
123123
Насколько мне известно, в некоторых колледжах есть вечерняя форма обучения, с 16.00, думаю там студенты постарше
8.
Гость
[3105505653] — 20 июля 2016, 15:32
Гость
Я ограничилась младшей медсестрой. Хочу кабинет спа открывать… Достаточно такого или тоже поступать?
9.
гость
[4060950378] — 20 июля 2016, 15:37
Гость
Я ограничилась младшей медсестрой. Хочу кабинет спа открывать… Достаточно такого или тоже поступать?
10.
зубастая
[1439652628] — 20 июля 2016, 15:54
Я поступала в 33 на зубного техника. Осознанно хотела получить эту профессию. Никакого дискомфотра по поводу возраста не было. Я прекрасно выгляжу, легкая в общении, позитивная. Поклонники среди одногруппников были. Так что дерзайте, автор! Поменьше предрассудков.
11.
Гость
[3665883859] — 20 июля 2016, 16:05
Гость
Ну Вы сравнили -ВУЗ и какой то колледж . ВУЗ — это ВРАЧ . А колледж это медсестра ,которая бегает по указке врача и при отсутствии санитарок — а их частенько не хватает — также как и санитарка выносит горшки и подтирает задницы.
12.
Гость
[3380495286] — 20 июля 2016, 16:48
Тяжело в меде учится((
13.
Белочка
[3051399202] — 20 июля 2016, 18:45
Гость
В медколледжах и медвузах отсутствуют вечерняя и заочная форма обучения.
Вы себе представляете такого медика?
14.
Белочка
[2017897353] — 20 июля 2016, 22:38
Гость
Я ограничилась младшей медсестрой. Хочу кабинет спа открывать… Достаточно такого или тоже поступать?
15.
Гость
[1350311775] — 22 июля 2016, 11:45
1)Вечернее отделение если учиться на Сестринское дело — есть, только там учится на год больше. занятия начинаются в 16:30- 22
2) НЕ поздно в 30, в 40 будет позднее))
У меня с подругой в группе полно училось тем кому за 30.. Одна пара даже была сын и мама в одной группе)) ей за 45 было)
16.
Гость
[1803911781] — 23 июля 2016, 13:10
Гость
Ну Вы сравнили -ВУЗ и какой то колледж . ВУЗ — это ВРАЧ . А колледж это медсестра ,которая бегает по указке врача и при отсутствии санитарок — а их частенько не хватает — также как и санитарка выносит горшки и подтирает задницы.
17.
Белочка
[306351808] — 04 августа 2016, 00:10
Гость
А что такого в том, чтобы больному человеку помочь с личной гигиеной и вынести горшок, если он сам не может? Или вы думаете, что вы никогда не станете старой бабушкой и не заболеете? Ну-ну. Корону с головы снимите
19.
Юленька
[3722511978] — 02 февраля 2017, 15:55
Девочки, мне 31 год сейчас решила поступить в мед.колледж, после 11 классов больше ничего не заканчивала, скажите мне не поздно? просто выше читала что все с образованием хотят поступать, а у меня такового нет…..
20.
Мария
[2863938019] — 22 мая 2017, 14:34
Юленька
Девочки, мне 31 год сейчас решила поступить в мед.колледж, после 11 классов больше ничего не заканчивала, скажите мне не поздно? просто выше читала что все с образованием хотят поступать, а у меня такового нет…..
21.
Vlada
[1430977610] — 29 мая 2017, 17:25
Мне 30, я тоже буду поступать !! Вот только боюсь конкурс аттестатов не пройду , а хотелось бы на бюджет ☝️
22.
Гость
[2495642746] — 13 июня 2017, 15:00
Мне 31, в этом году поступаю в мединститут, на возраст мне абсолютно все равно, моя жизнь)
23.
Ирен
[993753639] — 14 февраля 2018, 00:34
Гость
Мне 31, в этом году поступаю в мединститут, на возраст мне абсолютно все равно, моя жизнь)
Ирен
вы поступили?Мне 32,образования нет,9 классов,неоконченное училище,т к надо было работать,иначе не выжить…Сейчас. хочу в мед.колледж поступить.Может расскажете про подводные камни,трудно ли учиться?Я просто всякую химию физику уже и не помню.Спасибо
25.
мальвина
[3308055011] — 17 сентября 2018, 20:52
Гость
Мне 31, в этом году поступаю в мединститут, на возраст мне абсолютно все равно, моя жизнь)
25.
Елизавета
[3849155937] — 22 октября 2019, 14:51
Гость
Конечно, поздно. Там же очно придётся учиться вместе с подростками. Вам будет очень некомфортно.
26.
Гость
[4144483446] — 01 августа 2020, 23:03
Гость
Ну Вы сравнили -ВУЗ и какой то колледж . ВУЗ — это ВРАЧ . А колледж это медсестра ,которая бегает по указке врача и при отсутствии санитарок — а их частенько не хватает — также как и санитарка выносит горшки и подтирает задницы.
27.
Гость
[3213951589] — 07 февраля, 22:34
зубастая
Я поступала в 33 на зубного техника. Осознанно хотела получить эту профессию. Никакого дискомфотра по поводу возраста не было. Я прекрасно выгляжу, легкая в общении, позитивная. Поклонники среди одногруппников были. Так что дерзайте, автор! Поменьше предрассудков.
Источник
«Была старше однокурсников на 10 лет». Медики о том, как это — прийти в профессию в 30 лет и позже
Обычно в медколледж или университет люди поступают после школы. Учиться там не всегда просто, при этом много времени можно потратить на то, чтобы закрепиться в профессии и заработать себе имя. Герои нашего материала в медицину пришли, получив после школы гуманитарное образование и даже проработав какое-то время по специальности. О том, как это — стать медиком, когда тебе в районе 30 лет — в нашем материале.
Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
«Помню свою первую успешную реанимацию. Это волшебно»
Людмиле Яненко 31 год. После школы она окончила Институт журналистики БГУ и работала по специальности. Но в 27 лет решила стать медиком и поступила в Белорусский государственный медицинский колледж. Затем работала на скорой, повышала квалификацию и даже стала фельдшером, который может самостоятельно выезжать на вызовы. Она рассказала о том, как решила кардинально изменить свою профессию.
Людмила Яненко работает на скорой, хотя по первому образованию — журналист. Фото из личного архива героини.
— У меня с детства был интерес к медицине. Но я училась в гуманитарном классе Лужеснянской школы-интерната-гимназии для одаренных детей, и каких-то особых заслуг в химии у меня не было. Поэтому и выбирала гуманитарную специальность. Выбор был небольшой: или педагогический, или филологический профиль… Мне в то время больше всего нравилась журналистика.
Тем не менее интерес к медицине у Людмилы остался.
— В возрасте ближе к 30 годам наступает такой период, когда начинаешь переосмысливать жизнь, свои достижения, возможно, какие-то интересы, думаешь, чего ты добился. И у меня возникла мысль поменять профессию. Это из разряда: я проснулась в одно прекрасное утро и поняла, что хочу заниматься медициной. Конечно, я хотела поступать в университет. Но здесь были определенные сложности. Чтобы поступить, как минимум год пришлось бы заниматься с репетиторами биологией и химией. При этом за обучение я бы платила: второе высшее образование в стране платное, а в колледже ты можешь учиться бесплатно, если там еще не учился. Кроме того, меня смущало, что в моем возрасте надо было отдать фактически семь лет на обучение, если считать вместе с интернатурой. Это достаточно много. И я осознавала, зная о том, как распределяют молодых врачей, что к 40 годам могу оказаться даже не участковым терапевтом, а врачом общей практики в поликлинике.
В 27 лет Людмила поступила в Белорусский государственный медицинский колледж на специальность «лечебное дело». Получив такую профессию, специалист может работать фельдшером-акушером, помощником врача по амбулаторно-поликлинической практике.
Готовиться к экзаменам ей не пришлось, потому что в тот год студентов набирали по среднему баллу аттестата.
— Я проходила без проблем. При этом осознавала, что если у меня что-то не получится, смогу бросить эту затею. Я особо ничем не рисковала.
На тот момент Людмила уже была замужем, и муж удивился решению девушки, но поддержал ее.
— Заработки у студентов, которые подрабатывают, небольшие. Фактически в годы учебы муж поддерживал меня и финансово, и морально. Поэтому мой диплом наполовину принадлежит моему мужу.
С Людмилой учились ребята, которые только окончили школу, и она была примерно на 10 лет старше своих однокурсников.
— Сначала никто не догадывался, сколько мне лет. Когда ребята узнали, то предлагали обращаться ко мне на «вы». Но потом мы все сдружились, и никаких барьеров не было. Хотя, конечно, всегда есть разница в жизненном опыте, но все больше зависит от человека, чем от возраста.
В колледже Людмила училась 2 года и 10 месяцев и окончила его с красным дипломом.
— С одной стороны, учиться мне было непросто, потому что анатомия, фармакология и другие основополагающие предметы достаточно сложные. Гуманитарии, мне кажется, чаще полагаются не на свою память, а на кругозор и подвешенный язык. Если что-то не знаешь на экзамене, можно сообразить и выкрутиться. С анатомией такое не пройдет. Поэтому мне иногда приходилось все банально зубрить. Кроме того, было достаточно сложно в моральном плане. Я была уже человеком с высшим образованием и рассчитывала на соответствующее к себе отношение. Например, на то, что мне зачтут некоторые предметы из университета. К сожалению, этого не произошло. И я, почти 30-летняя тетенька, была вынуждена вместе со всеми ходить на физкультуру, сдавать ту же социологию, которой в колледже было 14 часов, а в университете 60. Это немного расстраивало. Кроме того, отношение к студентам в колледже не такое либеральное, как в университете. Например, моих родителей на первом курсе пытались пригласить на родительское собрание, в то время как они даже не знали, что я учусь в колледже.
На втором курсе Людмила начала подрабатывать на скорой.
— Это была моя мечта — работать на скорой. С одной стороны, реальность не такая романтичная, как мы себе представляем. Работа на скорой представляется такой: ты благородный супермен и спасаешь жизни, тебя все уважают и тебе рукоплещут. А в итоге работа на скорой связана с большим количеством вызовов к алкоголикам, бомжам, неадекватным пациентам. Это холод зимой и жара летом, зарплата, не соответствующая условиям труда. Тем не менее адреналин есть, и я не жалею, что выбрала скорую. Чувство, что ты помог человеку, окрыляет. На скорой ты видишь плоды своей работы сразу, это не поликлиническая медицина, когда к тебе годами ходят хронические больные и твоя задача — сохранять их качество жизни. Работая на скорой, ты, что называется, разводишь руками страдания, облегчаешь боль и, конечно, когда пациент реагирует позитивно и ты сам видишь, что у тебя получилось, это ни с чем не сравнимое чувство. Я помню свою первую успешную реанимацию… Я просто летала на крыльях. Это волшебно. Кроме того, тебя на работе окружают веселые, умные и интересные люди с хорошим чувством юмора. Оно, конечно, специфическое, многие говорят, что врачи — циники. Но это в том числе связано с профессиональным выгоранием медиков, потому что помощи они не получают, а условия работы тяжелые.
С апреля этого года Людмила в декрете, но она говорит, что, даже гуляя с ребенком по улице, с замиранием в сердце провожает глазами скорые — настолько любит свою работу.
«К 28 годам понял, что работа должна приносить людям реальную пользу»
Дмитрию Гарбуновичу 31 год. Сейчас он работает в Минском кожно-венерологическом диспансере фельдшером-лаборантом в микологической лаборатории. Исследует заболевания кожи и ногтей.
Дмитрий Гарбунович, фельдшер-лаборант в микобиологической лаборатории Минского городского клинического кожно-венерологического диспансера. Фото: Алена Шостак.
После школы он пробовал поступить в медуниверситет, но не хватило нескольких баллов. В итоге молодой человек пошел учиться на политолога в Белорусский институт правоведения, окончил его, но по специальности не работал. Трудился в одной из гостиниц Минска.
В 28 лет решил поступать в Минский медицинский колледж на медико-диагностическое дело.
— Я понял, что слишком стар для медицинского института, медицина — не та профессия, где можно начинать в 40 лет. Но желание связать жизнь с медициной было.
Дмитрий поступал в колледж по среднему баллу аттестата и с целевым направлением из кожно-венерологического диспансера. Прошел на бюджет и через 1 год и 9 месяцев получил диплом.
— В колледже я был не самым возрастным студентом. Были люди и старше меня. Многие шли туда учиться после биологического факультета экологического института имени Сахарова, также было много тех, кто работает косметологом, и им тоже нужно было образование. Например, среди косметологов была женщина, которая оканчивала колледж в 53 года.
Дмитрий отмечает, что в 28 лет учиться уже сложнее, чем в 18: не все так быстро запоминается.
— Моим однокурсникам в основном было по 18 лет, мне — 28. Разница поколений чувствовалась. Это проявлялось и в разности интересов, отношения к жизни и учебе. Плюс ко всему в 28 лет все не так хорошо запоминается, как в 18. В 18 лет ты мог прочесть что-то и понять с первого раза, а в 28 лет, чтобы понять, уже надо прочесть два раза, а иногда даже три.
Во время учебы Дмитрий не подрабатывал, говорит, что это нереально, особенно когда учишься на медицинской специальности. Все время уходит на учебу. До поступления в колледж у него были некоторые денежные сбережения, на них вместе со стипендией и жил, пока учился.
Сейчас Дмитрий абсолютно не сожалеет, что изменил свою жизнь.
— Когда я рассказал знакомым и друзьям, что учусь в медколледже, большинство очень сильно удивились, но сказали, что раз я воплощаю в жизнь то, чего давно хотел, то это приветствуется. Я к 28 годам понял, что работа должна приносить людям реальную пользу. Это был мотиватор для того, чтобы пойти учиться. Сейчас, работая фельдшером-лаборантом, я знаю, что делаю это. Связать жизнь с медициной для меня было обдуманным и взвешенным шагом, я знал, на что иду. В том числе я знал, что у нас медики в основном работают за идею.
«Моей любимой книгой в детстве был атлас по анатомии»
Сабине Залесской 32 года. В этом году она поступила в медколледж в Молодечно на отделение «лечебное дело». Она планирует получить специальность фельдшера-акушера и помощника терапевта по амбулаторно-поликлинической практике. Учиться нужно 2 года и 10 месяцев. И несмотря на то, что девушка жила в Минске, ради учебы она даже временно переехала в другой город.
Сабина Залесская сейчас учится в медицинском колледже. Фото: из личного архива героини
После школы Сабина окончила Институт журналистики БГУ.
— После журфака я распределилась в Белтелерадиокомпанию, потом ушла в декрет и родила третью дочку. За время декрета, чтобы не скучать, пробовала подрабатывать в сфере рекламы и маркетинга. Когда ребенок подрос, так получилось, что сменила несколько мест работы. Учеба в медицинском колледже была спонтанным решением. Моей любимой книгой в детстве был атлас по анатомии. И у меня мама — медсестра с большим стажем, и я часто бывала у нее на работе. Это для меня — своя среда обитания.
Сабина не была уверена, что поступит, поэтому во время вступительной кампании следила за баллами, с которыми абитуриенты идут в колледж.
— В этом году в некоторые колледжи можно было поступить по конкурсу балла аттестата, я следила за вступительной кампанией в разных колледжах, смотрела, с какими баллами идут абитуриенты. Конечно, такое ощущение, что в колледж поступают одни медалисты, потому что средний балл был — 9,2 — 9,6. Как правило, это те ребята, которые очень хорошо учились в школе, но по какой-то случайности чуть-чуть недобрали, чтобы поступить в университет на бесплатное.
Сабина рассказывает, что у нее сейчас самые лучшие впечатления от учебы.
— Приятно находиться в одной компании с молодыми и полными энергии и сил ребятами. Ты сам чувствуешь себя моложе и энергичнее. Учебный процесс и уровень подготовки преподавателей превзошел все мои ожидания. Все педагоги — очень компетентные. Например, преподаватель по пропедевтике внутренних болезней (основам внутренних болезней. — Прим. TUT.BY) еще и практикующий врач в детской больнице. У многих преподавателей не только медицинское и педагогическое образование. У некоторых — еще и юридическое. У педагогов большой багаж знаний, которым они охотно делятся.
Источник