Можно ли получить льготу не по месту прописки а по месту проживания
Содержание статьи
Льготы по оплате жилого помещения предоставляются по месту фактического жительства лица, имеющего право на получение указанных мер социальной поддержки
Определение Верховного Суда РФ № 4-В11-6
Р. обратился в суд с иском к Балашихинскому управлению социальной защиты населения Московской области о признании права на получение льгот, в обоснование которого ссылался на то, что 10 октября 2009 г. Балашихинским отделом социальной защиты населения Московской области ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по оплате жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: Московская область, г.Балашиха, микрорайон Никольско-Архангельский, жилой комплекс «Витязь», дом 6, комната 67, предоставленному ему по договору социального найма служебного помещения. По данному адресу он не зарегистрирован, имеет регистрацию в г. Москве, но
с 20 января 2009 г. фактически пользуется жилой площадью по вышеназванному адресу, оплачивает коммунальные услуги и электроэнергию, на его имя открыт лицевой счёт. Уточнив исковые требования, истец просил признать за ним право на предоставление льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения в управление социальной защиты населения 6 августа 2009 г.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления и приняла по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворила по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, установленные ст. 14 – 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 232 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14 – 19 и 21 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 232 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Р. имеет регистрацию
в г. Москве, по адресу фактического проживания в Московской области не зарегистрирован, в связи с чем ему не могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилой площади указанным субъектом Российской Федерации. При этом суд указал на то, что факт добровольной оплаты истцом жилой площади и коммунальных услуг без регистрации не является основанием для предоставления ему мер социальной поддержки.
С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции.
Судебная коллегия признала указанные выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм законодательства, которыми регулируются возникшие правоотношения.
Судом установлено, что Р. является ветераном боевых действий и в связи с вышеприведёнными положениями федерального законодательства имеет право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты жилой площади в размере 50 процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец постоянно зарегистрирован по месту прохождения военной службы по адресу воинской части, а также по месту его пребывания по адресу нахождения войсковой части.
20 января 2009 г. между воинской частью и Р. заключён договор найма служебного жилого помещения, согласно которому Р. предоставлена квартира в общежитии, расположенном по установленному адресу в Московской области. Данная квартира является фактическим местом жительства истца и его семьи.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации
от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьёй 2 названного Закона 1993 г. установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учётом положений приведённого федерального законодательства, а также принимая во внимание, что Р. и члены его семьи фактически проживают по установленному адресу в Московской области на основании заключённого в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, истец и совместно проживающие с ним члены его семьи не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Источник
Получать льготы по квартплате стало проще: новые правила от Верховного суда РФ
Законодательство предусматривает разные категории льготников, которым государство должно компенсировать расходы на квартплату (полностью или частично). Это инвалиды, «чернобыльцы», ветераны труда, пожилые люди и так далее
Но в действительности большинство из них сталкиваются с тем, что иметь статус льготника еще недостаточно — кроме этого должен выполняться еще целый ряд условий.
Стоит отметить, что судебная практика за последнее время намного упростила жизнь льготникам и, наоборот, усложнила ее органам социальной защиты населения. В данной публикации рассмотрим некоторое количество новых правил получения коммунальных льгот, которые появились на основе недавних решений Верховного суда РФ.
1. Органы социальной защиты населения самостоятельно должны проверять, переехал льготник или нет
Граждане, получающие компенсацию или субсидию на квартплату, должны оповещать орган социальной защиты населения обо всех обстоятельствах, которые влияют на выплату.
В Ростовской области пенсионерка, инвалид и ветеран труда, не оповестила в орган социальной защиты населения о смене адреса регистрации и переехала к своему сыну (в том же городе, но на другую улицу).
Когда это стало известно, с нее стали удерживать переплату компенсации за жилищно-коммунальных услуг, потому как с учетом новых обстоятельств начисления стали меньше. Но в Верховном суде РФ не поддержали действия соцзащиты.
Во-первых, переезд был в рамках одного и того же населенного пункта. А во-вторых, для смены адреса регистрации женщина обращалась в многофункциональный центр, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органами социальной защиты населения. Вследствие этого они имели все возможности вовремя узнать об изменении места жительства льготника, но не сделали этого.
Так что вины женщины не установили и удержание переплаты признали незаконным (определение № 41-КГ 17-45).
2. Отсутствие постоянной регистрации по месту жительства — это не повод отказывать в льготах
Пожилая женщина, ветеран труда, переехала из Магаданской области в Краснодарский край и обратилась в местное отделение органов социальной защиты населения для оформления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Впрочем ей отказали, поскольку у нее была только временная регистрация, а по правилам Краснодарского края льгота полагалась только тем, кто постоянно проживает в этом регионе.
Но Верховный суд РФ признал отказ незаконным, т. к. регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения прав и свобод гражданина.
А поскольку истец доказала, что проживает на территории Краснодарского края (у нее имелось жилье, она посещала местную поликлинику), суд признал за ней право получать ветеранские льготы даже при наличии временной регистрации (определение № 18-КГ 19-31).
3. Льготу нельзя снимать, если орган социальной защиты населения не предупредили об изменении состава семьи
Двум инвалидам выставили переплату компенсаций, которые они получали за жилищно-коммунальных услуг. Они не уведомили органы социальной защиты населения об изменении состава их семьи, из-за чего выплаты начислялись больше, чем положено.
Но суд обратил внимание, что органы социальной защиты населения могут самостоятельно получать сведения о составе семьи льготников в рамках межведомственного электронного взаимодействия и непосредственного обращения граждан для этого не требуется. Поэтому переплату аннулировали (определение № 56-КГ 19-17).
4. Если имеются долги по квартплате, то этого еще недостаточно, чтобы оставлять гражданина без субсидии
Как известно, компенсации и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг не предоставляются, если у льготника есть задолженность по квартплате. Орган соцзащиты перестал начислять компенсацию за жилищно-коммунальных услуг женщине, инвалиду 2 группы, после того, как установил, что за ней числится долг по взносам за капремонт.
Между тем, Верховный суд РФ уже не раз обращал внимание на то, что коммунальные долги не могут служить безусловным основанием для снятия льготы. В описанном случае женщина уведомляла органы социальной защиты населения, что по поводу этого долга у нее идет спор с фондом капремонта, а все остальные квитанции она исправно оплачивает.
Вследствие этого, прежде чем прекращать выплату компенсации, органам социальной защиты населения следовало установить, являются причины образования задолженности уважительными или нет.
Стоит отметить, что перечень уважительных причин не является исчерпывающим, и каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. В результате суд обязал органы социальной защиты населения восстановить льготу, несмотря на задолженность (определение № 36-КГ 17-14).
В случае, если понравилась статья — для распространения статьи внизу нужно нажать «Поделиться».
Спасибо за внимание!
3 банковские услуги для пенсионеров, которых желательно избегать, можно ознакомиться Подробнее >>>
5 уловок мошенников от которых страдают пенсионеры, можно ознакомиться Подробнее >>>
Как пенсионера могут оставить без жилья: примеры судебной практики, можно ознакомиться Подробнее >>>
Источник
Когда смена прописки грозит лишением льгот
В отличие от советских времен, когда прописка буквально определяло всю дальнейшую жизнь человека, сейчас ее роль, безусловно, снизилась.
На смену пришла регистрация по месту жительства, которую можно оформить как постоянно, так и временно. Конституция провозгласила свободу передвижения и выбора места жительства – поэтому человека не могут ограничивать в получении государственных услуг, если он не зарегистрирован по определенному адресу.
И все же некоторые отголоски «советской прописки» дают о себе знать по сей день: большинство социальных льгот, которые получает гражданин от государства, зависят от места его проживания, т.к. носят региональный характер.
А это значит, что смена адреса регистрационного учета (который является основным источником информации о месте проживания человека) может привести к утрате права на льготы – и убыткам, соответственно.
Подтверждением тому служат три показательных примера из судебной практики:
1. Управление соцзащиты взыскало переплату с ветерана труда, который сменил адрес регистрации.
Ветеранам труда предоставляются льготы, но конкретный их объем определяется каждым регионом на своем уровне. Соответственно, возникновение права на меры социальной поддержки напрямую зависит от того, в каком субъекте РФ гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Снятие с регистрационного учета признается основанием для прекращения мер социальной поддержки – поэтому их получатель обязан извещать органы соцзащиты о переезде, дабы не допустить необоснованной выплаты пособий.
Так, гражданка пользовалась ветеранскими льготами в Нижегородской области, по месту своей постоянной регистрации. Спустя некоторое время она сменила адрес регистрации и стала москвичкой.
При этом продолжала получать льготы от Нижегородской области, ссылаясь на то, что фактически место жительства не меняла. Однако соцзащита взыскала с нее денежные выплаты, перечисленные после смены адреса, и суд признал это законным (определение Нижегородского областного суда, дело № 33-5158/2017).
Аналогичных примеров встречается достаточно много по разным регионам. Лишь в одном случае ветерану труда удалось отстоять свое право получать льготы после смены адреса регистрации: когда место жительства менялось в пределах одного субъекта (Верховный суд РФ, Дело № 41-КГ17-45).
2. Регистрация по другому адресу привела к отказу в предоставлении жилья от государства.
Документ о регистрации признается основной формой подтверждения места жительства гражданина. Поэтому опровергнуть его и доказать, что фактически гражданин проживает по другому адресу, достаточно проблематично.
Так, например, гражданка, имея право на льготное предоставление жилья как член семьи погибшего участника войны, обратилась в местную администрацию для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Но в ответ получила отказ: жилой площади по месту ее регистрации вполне достаточно и нет оснований для улучшения жилищных условий за счет государства.
Дело в том, что свою квартиру гражданка когда-то подарила дочери, а та взамен прописала ее в своей квартире. Но фактически она постоянно проживала вместе с сыном, в маленьком частном доме, куда постоянно прописаться ей не позволяла бывшая супруга сына (совладелица дома).
Несоответствие места регистрации и фактического места жительства и стало причиной отказа в получении нового жилья. Гражданке пришлось пройти несколько судебных инстанций, чтобы доказать, что смена регистрации никак не отразилась на ее фактическом месте жительства (Верховный суд РФ, Дело № 47-КГ14-13).
3. С пенсионера взыскали региональную доплату к пенсии в связи с переездом.
Региональные доплаты к пенсии назначаются за счет бюджета того субъекта, на территории которого проживает пенсионер, если его пенсия не достигает уровня прожиточного минимума в соответствующем регионе.
Поэтому переезд в другой регион непосредственно влияет на право получения социальной доплаты. Так, например, гражданин, получавший региональную доплату к пенсии в Мурманской области, переехал в Новгородскую область и не сообщил своевременно об этом управлению соцзащиты.
В итоге пришлось возмещать необоснованно полученную региональную доплату бюджету Мурманской области.
Таким образом, смена места жительства по регистрации может серьезно сказаться на льготах и повлечь взыскание убытков.
© Сивакова И. В., 2018 г.
Источник
Почему пенсионеру важно проживать по месту регистрации
Какие сложности могут возникнуть у пенсионера, проживающего не по месту регистрации и как их избежать.
Нередко после выхода на заслуженный отдых пенсионер решает переехать в другой регион страны. Это может быть, например, связано с желанием сменить климат или находиться поближе к детям. Вне зависимости от причины переезда, пенсионер должен знать, что он может столкнуться с некоторыми организационными сложностями, связанными с обустройством на новом месте.
В этом материале мы расскажем, какие сложности могут возникнуть у пенсионера, проживающего не по месту регистрации, а также, как их избежать.
Получение пенсии
Первое за что переживают пенсионеры – это своевременное и беспрерывное получение пенсии. Существует мнение, что при переезде в другую точку страны, пенсионера могут лишить пенсии. Тем более, если он не зарегистрирован по новому месту жительства. Сразу хотим сказать, что такая точка зрения ошибочна и противоречит российскому законодательству.
Существует два случая, когда выплата пенсии может прекратиться:
- пенсию приносит на дом почтальон;
- выплаты выдаются в местном почтовом отделении.
Что касается пенсионеров, получающих средства на банковскую карту, то им беспокоится не о чем. Их пенсия будет исправно поступать на нее. В связи с этим, можно сделать вывод, что перед переездом в другую точку страны, стоит обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о смене способа доставки пенсии.
Перед тем, как отправиться в ПФР, не забудьте открыть банковскую карту национальной платежной системы «Мир». Ранее мы уже писали, что все выплаты из бюджета постепенно переводятся на карты «Мир».
Другой алгоритм действий стоит применять, если на новом месте пенсионер хочет получать выплаты с доставкой на дом или в местном почтовом отделении. В таком случае нужно:
- уведомить ПФР по месту регистрации о намерении переехать, это можно сделать письмом или лично;
- после переезда обратиться в территориальное отделение ПФР по новому месту жительства, чтобы был отправлен запрос на пересылку пенсионного дела.
Обратите внимание, что пенсионные дела не выдаются на руки пенсионерам, они пересылаются только между отделениями ПФР. При этом документы отсылаются, как в бумажном, так и в электронном виде. Поэтому перерыва в выплатах не будет.
Отдельно подчеркнем, что для граждан РФ получение страховой пенсии не зависит от прописки. Пенсионеру нужно сообщить только адрес фактического проживания в ПФР.
Медицинская помощь
Один из распространенных мифов гласит, что при переезде пенсионер лишается права на бесплатную медицинскую помощь. Такое утверждение является не правильным в корне, поскольку лица, имеющие полис ОМС, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в любой точке страны. Более того, даже если вы не зарегистрированы по тому адресу, где фактически проживаете, вы имеете право «прикрепиться» к местной поликлинике. Ведь согласно части 1 статье 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи в случае наступления страхового случая на всей территории РФ и в частности на территории субъекта, где выдан полис ОМС.
Зачастую проблемы с постановкой на учет в поликлинику или при обращении в больницу возникают в связи с некомпетентностью персонала в юридических вопросах, а также нежеланием заниматься бумажными делами. Главное, что стоит запомнить, отказ в оказании медицинской помощи является прямым нарушением прав гражданина, закрепленных в Конституции и других нормативных актах.
Региональные льготы
О чем стоит побеспокоиться пенсионеру, так это о сохранении региональных льгот. Во многих субъектах Федерации предусмотрен бесплатный или льготный проезд для пенсионеров и другие преференции. Увы, но пенсионер, который не перевел свое пенсионное дело по месту проживания, не сможет пользоваться льготным проездом и другими региональными льготами.
Уведомления и штрафы
Собираясь переезжать, стоит помнить, что все уведомления и штрафы будут по-прежнему приходить по месту регистрации. Очень часто несвоевременная уплата штрафов может повлечь негативные правовые последствия. Поэтому стоит заранее позаботиться о том, чтобы кто-то забирал почту.
Коммунальные услуги
Весьма щепетильный вопрос – оплата коммунальных услуг. Особенно теперь, когда выработан четкий механизм взыскания долгов с неплательщиков, а также начисляются пени за несвоевременную уплату. Большие долги могут спровоцировать начало судебного процесса, по результатам которого судебные приставы смогут арестовать имущество и применить другие меры пресечения.
Поэтому необходимо регулярно оплачивать задолженности. Благо сейчас оплатить коммунальные услуги можно онлайн.
Голосование
Как правило, люди пенсионного возраста активно принимают участие в различных выборах и голосованиях. Чтобы голос пенсионера не пропал даром, необходимо заранее прикрепиться к избирательному участку. Сделать это можно, подав соответствующее заявление.
Подписывайтесь на наш канал
Понравилась статья?
Поставьте лайк и поделитесь ей в соцсетях ► ►
Источник