Можно ли получить компенсацию за аварийную муниципальную квартиру

Компенсация за аварийное и ветхое жилье собственнику при сносе частного дома в 2021: судебная практика, как получить

17 604 просмотров

Каждый владелец жилья в аварийном доме имеет право на определенную денежную компенсацию. Кроме нее можно затребовать новое жилье в другом доме, однако нередко владельцы останавливаются именно на компенсации, так как это самый быстрый и простой способ избавиться от аварийного жилья.

Как получить?

Для того, чтобы получить деньги в виде компенсации, сначала необходимо, чтобы дом признали аварийным. Это обязательное условие. Если жилье считается ветхим – ни о какой компенсации речь не идет. Ветхое жилье не сносят и в нем все еще можно сравнительно безопасно и комфортно жить.

Порядок действий

  1. Собрать документы.
  2. Написать заявление на признание дома аварийным (см.ниже).
  3. Направить заявление в местную администрацию или межведомственную комиссию (если последняя работает на постоянной основе).
  4. Дождаться заседания комиссии и признания дома аварийным.
  5. Уточнить очередность. При расселении учитывается уровень аварийности дома. Чем строение ближе к состоянию «развалится прямо сейчас», тем быстрее будет производиться выплата компенсации или переселение.
  6. Получить предложение на переселение или выплату компенсации. Выбрать подходящий вариант.
  7. Написать соответствующее заявление в местной администрации (заполняется на месте).
  8. Получить деньги. С момента получения выплаты собственникам дается несколько дней на то, чтобы освободить аварийную жилплощадь, однако лучше не дожидаться этого момента, а выселяться заранее.

Документы

Вся процедура требует примерно следующего перечня документов:

  • Паспорта всех собственников (для несовершеннолетних лиц, не получивших паспорта нужны будут свидетельства о рождении).
  • Выписка из ЕГРН (показывает отсутствие обременений и, что немаловажно, четко указывает на собственника жилья). Рекомендуется заказывать как можно более свежую выписку.
  • Правоустанавливающие документы (на основании которых заявитель получил данную квартиру в собственность).
  • Выписка из домовой книги (показывает лиц, прописанных в данной квартире).
  • Техпаспорт на жилплощадь (нужен преимущественно для определения площади квартиры и ее оценки для выплаты компенсации).

Значительная часть всех действий зависит от тех правил и нормативов, которые приняты в регионе проживания. Законодательство устанавливает только общие принципы реализации программы расселения аварийного жилья, но не указывает конкретные действия. Таким образом порядок действий и перечень документов могут отличаться от того, что написано выше.

Заявление на признание дома аварийным

Обычно дома осматриваются и признаются аварийными централизовано. Однако, если какое-то строение по какой-то причине пропустили, жильцы дома могут составить и направить в администрацию соответствующее заявление.

Содержание

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Данные заявителей.
  • Информация о доме.
  • Требование проведения проверки строения.
  • Дата и подписи всех заявителей.

Образец

Скачать образец заявления на проверку дома

Расходы

Считается, что процедура переселения или получения компенсации бесплатная. Однако при определенных условиях могут возникать различные расходы:

  • Услуги специалистов, которые составят отчет об аварийном состоянии дома: от 10 тысяч рублей. Формально, этим должна заниматься межведомственная комиссия, но как доказывает практика, намного проще и быстрее предоставить такой отчет одновременно с заявлением.
  • Согласия всех жильцов на получение компенсации, заверенные нотариально: порядка 2 тысяч рублей за каждый такой документ.
  • Свежая выписка из ЕГРН: 350 рублей.
  • Новый техпаспорт: от 10 тысяч рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов: от 5 тысяч рублей.

Сроки

С момента подачи заявления и до принятия решения проходит порядка 2-3 месяцев. Дальнейший срок ожидания очереди сложно прогнозировать. Однако, если рассматривать вопрос с компенсацией, обычно ее выплачивают намного охотнее и быстрее. Таким образом, в среднем, с момента подачи заявления и до получения денег проходит около полугода или меньше.

Размер денежной компенсации

Очень важный вопрос – размер компенсации. Некоторые собственники считают, что их квартиры будут оценены строго по рыночной стоимости, что не является правдой. Процедура оценки обычно выполняется крайне примитивно:

  • Выбирается несколько похожих аналогов.
  • Устанавливается усредненная рыночная цена за 1 кв.м. площади.
  • Применяется понижающий коэффициент (от 10 и до 50%, в зависимости от состояния жилья).
  • Полученная стоимость 1 кв.м. умножается на общую площадь жилья.

Если дом нужен вместе с земельным участком на котором тот расположен и земля находится в собственности жильцов строения, к цене квадратного метра может добавляться еще небольшая сумма сверху.

Читайте также:  Можно ли получить снилс ребенку в другом городе

Пример расчета: Есть 3 жилых помещения в том же районе, но не в аварийных домах. Стоимость квадратного метра у них составляет 70, 90 и 150 тысяч рублей соответственно. Средняя стоимость составит (70+90+150)/3=103 тысячи рублей. Целевой дом очень старый и жилые помещения находятся в отвратительном состоянии. Применяется понижающий коэффициент в размере 50%. Значит, если округлить, 1 кв.м. будет стоить около 50 тысяч рублей. Предположим, что целевая квартира имеет площадь 65 кв.м. Значит размер компенсации составит 50*65=3 миллиона 250 тысяч рублей.

Что делать, если размер компенсации не устраивает

Очень часто собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах не устраивает размер компенсации. И это вполне понятно, ведь они ориентируются на рыночные цены, без всяких коэффициентов. Однако нужно понимать и другое: администрация не будет выкупать не нужные ей квартиры по полной цене.

Если нужно получить максимальную сумму рекомендуется подождать, получить свою новую квартиру в другом доме и продать ее. Так размер «компенсации» будет существенно выше. Однако если деньги нужны срочно, то никаких вариантов нет – придется соглашаться с тем, что предлагают.

С другой стороны, даже указанная выше грубая оценка может выполняться неправильно. Как следствие, реальная стоимость квартиры будет еще ниже, чем это вообще возможно. В такой ситуации рекомендуется заказывать отчет об оценке в независимой компании и обращаться в суд.

Как доказывает практика, местные суды, вплоть до областного, практически всегда становятся на сторону администрации. Хотя бы просто потому, что никаких строго определенных нормативов и цифр, на которые можно было бы опираться, законодательство не предоставляет. А отчет с независимой оценкой может просто не приниматься во внимание. Нужно будет двигаться дальше, вплоть до ВС РФ (Верховного Суда).

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики, связанных с выплатой компенсации за аварийное жилье:

Пример №1: В суд обратился истец с требованием пересмотреть размер положенной ему компенсации за аварийное жилье. В качестве доказательства истец предоставил отчет об оценке, выполненный независимой оценочной компанией. Предложенная сумма и цена в отчете отличаются приблизительно на 40%. Истец считает это недопустимым. Суд, рассмотрев материал дела отказал в удовлетворении иска на том основании, что в независимом отчете нет ни слова о том, что дом является аварийным. Таким образом, оценка была произведена без учета этой важной особенности, что и дает разницу в 40%.

Пример №2: В суд обратился истец Семенов О.В. с требованием признать предложенную ему сумму компенсации неактуальной, и произвести пересчет заново. В качестве доказательства предоставляется отчет о независимой оценке. Данный документ учитывает тот факт, что дом аварийный. В нем используется понижающий коэффициент в размере 50% от стоимости, что наглядно отражает факт аварийности строения. Однако, даже с учетом снижения цены жилья на 50%, оно все равно стоит почти на 100% дороже, чем составляет размер денежной компенсации. Настолько сильная разница не может объясняться никакой аварийностью. Суд удовлетворяет требования заявителя и обязует администрацию произвести новый перерасчет суммы компенсации с учетом новых данных.

Из-за отсутствия четко прописанных правил и особенностей процедуры расчета суммы компенсации и ее выплаты очень часто возникают многочисленные спорные ситуации и проблемы. Значительную их часть решить без помощи квалифицированного специалиста невозможно. На бесплатной консультации опытные юристы расскажут об основных моментах, требующих внимания клиента. Они же могут взять на себя общение с администрацией и даже могут представлять интересы клиента в суде.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область

Автор статьи

Эксперт-юрист сайта. Стаж 10 лет. Наследственные дела. Семейные споры. Жилищное и земельное право.

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Источник

Порядок (процедура) выплаты собственнику компенсации за аварийное жилье (выкуп)

Межведомственной комиссией наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий после этого орган местного самоуправления не предпринял. Должна ли соблюдаться какая то процедура (порядок действий) по выплате собственнику денежной компенсации (или предоставления взамен иного жилья) за жилое помещение в доме признанном комиссией аварийным?

Читайте также:  Можно ли на ipad получить смс

Ответ:

Часть 10 статьи 32 ЖК РФ содержит следующие нормы права:

«признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи».

В частях 1-3 статьи 32 ЖК РФ указано следующее:

«жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В частях 5-9 статьи 32 ЖК РФ содержатся следующие нормы права:

«Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи».

Таким образом, изъятию каждого жилого помещения в аварийном доме путем выкупа либо путем предоставления другого жилого помещения предшествует совершение следующих обязательных действий:

1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;

2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;

3. В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

Читайте также:  Можно ли устроиться на работу беременной и получить декретные

Обязательность соблюдения процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. На это обращалось внимание и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года, где содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32Жилищного кодексаРоссийской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ».

Об обеспечении жилищных прав собственников выкупаемых жилых помещений рекомендуем статьи:

Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?

Выкупная цена аварийного жилья. Судебная практика

Выкупная цена жилья включает стоимость доли в праве на земельный участок

Пример заявления в суд об оспаривании бездействия, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа

Вернуться к началу обзора практики: «Аварийное и ветхое жилье. Снос домов, расселение, выселение, предоставление, выкуп. Судебная практика»

Рекомендуем также обзор практики: «Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ»

Источник