Можно ли получить хорошее образование в россии

Содержание статьи

Что не так с высшим образованием в России

Вместо путёвки в профессию вы получаете устаревшие знания, лишние предметы и скуку смертную.

Что не так с высшим образованием в России

Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Почему не все университеты одинаково полезны

Около 30,2% россиян от 25 до 64 лет имеют высшее образование. В возрастной группе от 24 до 34 лет этот показатель ещё выше — 40,3%. При этом в Правительстве РФ уже не первый год говорят о том, что стране не нужно столько людей, окончивших вуз. Многие из них не могут найти работу по специальности, так как на рынке просто нет потребности в таком количестве специалистов.

Переоценённым высшее образование считают 56% опрошенных россиян. В то же время многие тратят 5-6 лет своей жизни на то, чтобы получить диплом, которому не обязательно сопутствуют знания.

Сейчас в стране 741 высшее учебное заведение, не считая филиалов. При этом в рейтинге 1 000 лучших мировых университетов QS World University Rankings находятся только 25 из них.

Средний российский вуз редко способен дать хорошее образование и сделать из вас высококлассного специалиста. И вот почему.

1. Мало практики

Чтобы понять, как функционирует отрасль и где в ней ваше место, нужно работать «в полях». Если вы большую часть времени тратите на лекции, ваши знания так и ограничатся теорией, а как применять её — не ясно. Много информации в голове — отлично, если вы участвуете в конкурсе на разгадывание кроссвордов. Но вам после выпуска придётся решать прикладные задачи.

Глубокие теоретические знания вам, возможно, и пригодятся. Но в начале карьеры на линейной должности от вас ждут умения выполнять некий набор действий, который приводит к нужному результату. Для этого мало знать теорию — нужно хотя бы несколько раз опробовать всё на практике. Но университеты этому чаще всего не учат.

Я училась на инженера информационных систем (по сути, на программиста). После получения диплома пошла работать и осознала, что взаимодействию в команде нас не учили — никаким Scrum, Agile, Kanban. Основы программирования дали, но их было невозможно применять в реальной жизни. Промучилась три месяца и сменила сферу: ушла верстальщиком в газету, причём сама освоила специальность.

В прошлом году в тот же вуз поступил мой брат. Но программа стала ещё хуже, даже сопромат добавили, чтобы добрать часов. В итоге он бросил университет и пошёл на вечерние курсы по программированию.

2. Вуз даёт устаревшие знания

В университетах вам не могут преподавать отсебятину: весь процесс обучения строится по утверждённым госстандартам. Везде, где запущена бюрократическая машина, изменения происходят очень медленно. А вот в полевых условиях всё развивается мгновенно, особенно в некоторых сферах. Поэтому нередки такие ситуации, когда студентов учат уже устаревшим технологиям. Они хороши лишь для расширения кругозора и уже имеют мало значения даже для понимания развития процессов в отрасли.

Журфак, 2010 год. Основы редакторской деятельности по учебнику 1989‑го! А верстать нас учили по макетам 80‑х годов.

3. В университетах высокий уровень коррупции

Вуз вузу рознь. Где‑то достаточно сложно договориться о сдаче экзамена или зачёта за деньги, а где‑то дипломы сразу выдают в пакетиках с надписью «Спасибо за покупку». Однако проблема существует. Например, доцента Сибирского государственного индустриального университета осудили за 58 взяток. Студенты перечисляли ему деньги прямо на карточку.

Если отставить в сторону юридическую сторону вопроса, то подкуп преподавателей прежде всего демотивирует остальных студентов. Можно сколько угодно разглагольствовать о том, что знания не купишь. Но IQ на лбу не написан. Зато в дипломе проставлены оценки — точно такие же, как у тех, кто всё купил. И здесь же появляется соблазн: «Может, и мне заплатить?»

Хоть уголовных дел по взяткам в вузах возбуждается немного, слухи распространяются быстро и у выпускников отдельных университетов складывается определённая репутация.

Мы снимали квартиру с девочкой, которая даже не ходила на зачёты и экзамены. Вся группа просто скидывалась одному человеку, и он относил преподавателю деньги и зачётки. Не хотелось бы, чтобы мои интересы представлял юрист, который учился с ней на курсе.

4. Университеты следуют «линии партии»

В некоторых случаях «линию партии» следовало бы писать без кавычек, потому что речь идёт о конкретных политических силах. Но даже если они тут ни при чём, нередко бывает, что вуз больше напоминает режимный объект, нежели учебное заведение.

Период с 15 до 19 лет считается поздним подростковым возрастом, когда мировоззрение человека ещё формируется. Жёсткие ограничения, как надо думать и что делать, явно не воспитывают свободную личность.

У нас был довольно либеральный вуз, но на каких‑то выборах старост заставили обзвонить свои группы и выяснить, кто голосовал, а кто нет. И если кто‑то пренебрёг своим гражданским долгом, объяснить, как он не прав. Но хотя бы не говорили, за кого ставить галочку в бюллетене. Студентам другого вуза нашего города, где училось много ребят из области, оплачивали дорогу домой и обратно, лишь бы они дома правильно проголосовали.

Читайте также:  Можно ли получить справку из гаи если ты помял машину сам

Ну а ещё мы как‑то вместо физкультуры ходили на митинг за одну партию. Если бы не пошли, поставили бы прогулы, а от посещаемости зависел зачёт.

5. Учёба требует больших денег

Можно ли получить хорошее образование в россии

Если вы не поступили на бюджетное место, вам придётся раскошелиться. В среднем платная программа в российском вузе в учебном году 2018-2019 обходилась в 140 тысяч рублей. Вместе с расходами на питание, проживание и так далее сумма получится довольно большой. У студента‑бюджетника траты будут меньшими, но тоже значительными.

Примечательно, что лидерами платного образования обычно становятся социально‑экономические и гуманитарные направления, бюджетные места на которых были сокращены, так как рынок переполнен специалистами.

6. Набор предметов часто выглядит случайным

Многие предметы никак не соотносятся с будущей профессией. Они якобы должны расширить кругозор. И это отлично с точки зрения общего развития, но не делает вас ближе к специальности, а время отнимает. Особенно высокая концентрация таких предметов наблюдается на первых курсах. Скажем, студенты сразу сталкиваются с философией, которая должна научить их понимать, как устроен мир. Но как это сделать, если большинство их них не может понять уже даже философию как предмет?

7. Университет разочаровывает

Это одна из главных проблем современного образования. Люди, которые идут в вуз за профессией, нередко разочаровываются в ней ещё до окончания университета, и в этом виновато всё вышеперечисленное.

52% выпускников вузов жалеют о своём выборе профессии, а 33% предпочли бы другое направление. Только 12,3% опрошенных не нашли недостатков в полученном образовании. Остальные жаловались на бесполезность дисциплин в программе, неактуальность предметов и невозможность применить знания на практике.

Что дают хорошие университеты

На этой печальной ноте можно было бы закончить, но не всё так плохо. Среди более чем 700 вузов есть и те, обучение в которых вы будете вспоминать с теплотой и благодарностью, хоть у них и встречаются некоторые недостатки из списка. Вот что они дают.

1. Прокачивают soft skills

Так называют непрофильные навыки, которые помогают достигать успехов в работе и других сферах жизни. После хорошего университета вы, например, сможете:

  • Виртуозно искать информацию.
  • Запоминать данные в короткие сроки и уметь их представить с ощущением полного понимания предмета.
  • Презентовать себя.
  • Выступать перед большой аудиторией, в том числе перед незнакомыми или негативно настроенными людьми.
  • Планировать время и распределять задачи. Вы поймёте, какой предмет можно забросить до сессии, а какой нужно учить постоянно, когда начать подготовку к экзамену.
  • Научитесь проявлять инициативу и быть активным. Лучше постараться ради автомата сейчас, чтобы не страдать потом.

И это далеко не всё.

Примерно 100 лет тому назад профессор философии морали в Оксфорде Джон Александер Смит добрался до сути вопроса. «Джентльмены, — сказал он первокурсникам, — ничто из того, чему вы здесь научитесь, не принесёт вам ни малейшей пользы в жизни после учёбы, за исключением одной вещи: если вы будете прилежно и с умом работать, вы сможете понимать, когда человек несёт фигню, а это, по моему мнению, и есть главная, если не единственная цель образования».

Эндрю Дельбанко

«Колледж. Каким он был, стал и должен быть»

2. Формируют базу знаний

Разнообразие и глубина даваемой в университете информации готовит платформу, с которой можно стартовать практически куда угодно. Если вуз хороший, а преподаватели горят своим делом, вам будет интересно. Более того, это пробуждает жажду знаний и вы начинаете понимать, куда хотите двигаться.

Вуз научил нас искать информацию и работать с большими её объёмами. Многие люди, которые «институтов не кончали», с трудом дочитывают посты в Facebook до конца. Мы получили классическое образование, а не ремесло. Поэтому в нём так мало практической пользы. Но нас научили учиться. Как нынче говорят на образовательных форумах, это теперь главное.

3. Предоставляют возможности для нетворкинга

Если вы учились в обычной общеобразовательной школе по месту жительства, ваш круг общения определяла территория. В вузе вы наконец получите доступ к огромному количеству людей с пересекающимися интересами: вы же выбрали одну профессию. Если университет хороший и с высоким конкурсом, студенты в основном будут умными, разносторонне развитыми и интересными. Это отличный способ завести друзей.

Если большинство знакомых из вуза будет работать по профессии, у вас автоматически после выпуска появятся свои люди во многих компаниях. Очень удобно.

4. Открывают доступ к студенческим грантам и конкурсам

Участие в подобных программах всегда соревнование, поэтому надо быть лучшим хотя бы в чём‑нибудь, чтобы воспользоваться данным преимуществом. Но если это сработает, вы получите деньги, новых знакомых из других городов или стран, шанс поучаствовать в интересных проектах и другие подобные бонусы.

5. Меняют отношение к себе и своему будущему

Средний российский школьник после выпускного нуждается в реабилитации. Мало кто из педагогов способен выстраивать отношения с учениками на равных, относиться к ним с уважением, предоставлять им должный уровень свободы (и дело не всегда только в них, не будем огульно обвинять учителей).

В хорошем вузе подавляющее большинство преподавателей воспринимает вас как взрослого самостоятельного человека. И это заставляет пересмотреть приоритеты и осознать ответственность за свою жизнь. Вам позволяют принимать решения, не давят, не контролируют каждый шаг. Но и церемониться, если вы с чем‑то не справитесь, никто не будет.

6. Расширяют границы

Школьное образование рассчитано на то, чтобы программу освоил средний ученик. Поэтому педагоги чаще сосредоточены на отстающих. В итоге мало кто полностью осознаёт, на что действительно способен и какой большой мир вокруг него.

Хороший университет прежде всего даёт понять, что границ нет. Есть препятствия, но вы можете гораздо больше, чем думаете, и точно больше, чем думают о вас. В картину мира добавляются и небольшие кирпичики, и целые булыжники, и она из почтовой марки превращается в огромное полотно.

Однажды на курсе литературы преподавательница спросила: «А что имел в виду этот писатель?» Студенты начали перечислять версии, и она кивала. А на какой‑то смелой идее спросила: «Мог он такое иметь в виду?» И когда люди начали несмело переглядываться, добавила: «Конечно, мог, откуда мы вообще знаем, что он имел в виду». Это было очень крутое ощущение, особенно на фоне того, что в школе меня заставили переписывать сочинение по «Грозе», потому что я использовала свои мысли, а не Добролюбова.

Как не попасть в ловушку

1. Осознайте, что высшее образование нужно не всем

Можно ли получить хорошее образование в россии

Диплом не даёт гарантий, что вы получите место в тёплом офисе и будете заниматься лёгким трудом с 9 до 18 часов. 73% россиян работают не по специальности.

Читайте также:  Можно ли получить вычет от заработной платы

Если вы чувствуете в себе потенциал сворачивать горы уже сейчас и чётко понимаете, чем хотите заниматься, изучите альтернативные пути получения знаний. Колледж, вечерние и онлайн‑курсы, обучение при предприятии, стажировка под крылом крутого специалиста, штудирование открытых источников — все пути хороши, если вы готовы стараться.

Если через пару лет поймёте, что вам всё-таки нужен диплом, тогда и поступите в вуз.

2. Выбирайте хороший университет

Вузом может называться учреждение и со 100‑летней историей, и то, которое ещё вчера даже мечтать не могло о таком статусе. Чтобы не ошибиться, изучите текст Лайфхакера, который поможет определиться с планами.

3. Анализируйте, всё ли вам нравится

Обучение в университете не полёт на самолёте, из которого нельзя выйти, пока не окажетесь в пункте назначения. Это скорее путешествие на поезде, где можно дёрнуть стоп‑кран: торможение будет резким и травматичным, зато сможете свернуть и поехать верной дорогой. Так что периодически стоит сесть и подумать, всё ли вы делаете правильно.

4. Учитесь

Если уж поступили в вуз, постарайтесь взять от него всё, что вам могут дать. Считается, что вы должны потратить на самообразование столько же времени, сколько на занятия, чтобы овладеть предметом. Если вы так ничего и не узнали за годы обучения, возможно, проблема вовсе не в университете.

5. Работайте

Не обязательно ждать получения диплома, чтобы начать трудиться по профессии. Опыт работы на финише вам понадобится больше, чем диплом. А деньги за труд пригодятся уже сейчас.

Многие считают высшее образование обязательным атрибутом современного россиянина. При этом мало кто анализирует, зачем оно нужно и помогает ли в жизни. Делитесь этим текстом, чтобы как можно больше человек задумались над проблемой и смогли что‑то изменить в своей жизни.

Стикеры «Аутодафе»

Источник

За и против: нужно ли получать высшее образование

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Анна Докучаева

следила за дискуссией

Мы попросили высказаться читателей Т⁠-⁠Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Denis Nazarov

из-за учебы бросил перспективную работу

???? Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

Aleksandr Semenov

был отчислен 13 раз, но довел дело до конца

???? За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Ева Крылова

получила высшее образование, чтобы порадовать родителей

???? Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

Лиза Минченко

устала от вопросов эйчаров о наличии диплома

???? За: некоторым работодателям диплом важен

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали. Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей. Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

Ivan Eremin

считает, что люди недооценивают среднее профессиональное образование

???? Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Читайте также:  Можно ли получить аудиозапись судебного заседания в арбитражном суде

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

Вадим Муратов

считает, что в технической среде без диплома совсем тяжело

???? За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

Дмитрий Мороз

на трехдневных курсах узнал больше нужного, чем за пять лет в вузе

???? Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

Ivan Kolesnikov

знает, кому проще уехать из страны

???? За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Дмитрий Семёркин

не узнал в вузе ничего нового

???? Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

Nikolai Mironov

воспользовался всеми возможностями, которые давал вуз

???? ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Источник