Можно ли получить душистые вещества в колбе

Проектная работа по химии «Химия ароматов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 489

Проектная работа

по химии

«Химия ароматов»

класс: 10 «А»

учащийся: Назарян А.Г.

учитель: Жирова Л.Ю.

Москва

2011-2012 учебный год

Тема работы: «Химия ароматов».

Тип работы: исследовательская.

Предмет исследования: эфирные масла.

Цели и задачи исследовательской работы:

1)Описание эфирных масел, их химических и физических свойств;

2)Получение эфирного масла;

3)Раскрытие полезных свойств гвоздичного масла;

4)Создание собственной композиции.

Актуальность темы.

Каждое вещество имеет свой запах, у некоторых он практически не ощущается, у других бывает настолько сильным и резким, что мы чувствуем его уже издалека. Зайдя в парфюмерный магазин, мы сталкиваемся с чудесными ароматами духов, составленных на основе эфирных масел с различными фруктовыми, цветочными, пряными и сладкими нотами. Именно об эфирных маслах и пойдёт речь в нашей работе, об их уникальности, применении в различных областях и, в частности, именно в парфюмерии. Эфирное масло гвоздики обладает очень приятным пряным, сладким ароматом, его нотами мы наслаждаемся дольше, чем многими другими, входящими в состав духов. О гвоздичном масле мы расскажем подробнее.

Результат работы.

Нами был проведён опыт получения эфирного масла методом его перегонки с водяным паром. Мы получили гвоздичное масло, которое в последствии добавили в состав нашей композиции. И, в результате, у нас получились духи с приятным сладким и пряным ароматом, а эфирное масло розы придало им ещё более нежный и тонкий аромат.

Эфирные масла.

  Эфирные масла получили своё название еще в XVIII веке, задолго до того, как был определен их химический состав. Эфирными они названы из-за их испаряемости и летучести, а маслами — так как они жирные на ощупь, легче воды и не смешиваются с ней. Эти масла представляют собой прозрачные жидкости, бесцветные или окрашенные пигментами, это концентрированные душистые летучие вещества. Под влиянием энергии солнца, путем сложных биохимических процессов они образуются в растениях и могут содержаться в их различных частях: в цветках, листьях, плодах, семенах, смоле, коре, древесине, корнях.

  Эфирные масла обладают различными физическими свойствами. Главные из них — это их плотность, горючесть и растворимость. Большая часть эфирных масел легче воды, но есть и тяжелые, такие, как масла гвоздики, горчицы, горького миндаля, лавровишни. Эти масла являются легковоспламеняемыми и относятся к III степени класса огнеопасных и взрывоопасных веществ. В воде же они не растворяются или растворяются частично, хорошо растворяются в спирте, эфире, жирных маслах и некоторых органических растворителях. Растворимые в воде составные части эфирного масла относятся преимущественно к кислородным соединениям. Эфирные масла растворяют резину, некоторые виды полиэтилена, сургуч, парафин, а также вызывают коррозию большинства металлов.

  Эфирные масла — это сложные по химическому составу смеси различных низко- и высокомолекулярных соединений, основную группу которых составляют вещества с изопреновой структурой. Почти всегда в них содержится жидкая и твёрдая составные части, причём последняя растворена в первой. При охлаждении твёрдая часть выделается, что и вызывает застывание эфирного масла. Жидкая часть носит общее название: элеоптен, а твёрдая — стеароптен.

По химическому составу, элеоптен содержит обыкновенно углерод и водород, т. е. он состоит или из одного определенного углеводорода, или же из смеси нескольких углеводородов. Большей частью эти углеводороды имеют такой же состав, как скипидар (C10h26). Стеароптен представляет обыкновенно кислородное соединение, т. е. содержит, кроме углерода и водорода, еще и кислород. Пo составу он часто сходен с камфорой (C10h26О).

Получение эфирных масел.

  Возьмём колбу 0,5 литров с отходящей от неё в бок трубкой и закроем её пробкой, имеющей одно отверстие. Вставим в это отверстие длинную стеклянную трубку (1м) , она должна доходить практически до дна колбы.

Возьмём ещё одну колбу такого же объёма и закроем её пробкой с двумя отверстиями. В одно введём стеклянную трубку, которая, как и в первом случаем, должна доходить до дна колбы, и соединим её с помощью небольшого кусочка резинового шланга с отходящей от первой колбы трубкой. Во второе, свободное отверстие пробки вставим  колено и соединим его с холодильником. В качестве приемника мы используем делительную воронку.

  Вначале получим гвоздичное масло. Для этого измельчим 20г гвоздики в ступке. Поместим гвоздику во вторую колбу и прильём немного воды так, чтобы она не перекрывала полностью массу гвоздики.

  Первую колбу наполним водой на 1/3 и добавим несколько кусочков пористой керамики, чтобы кипение было равномерным.

  Далее нагреем спиртовкой до кипения сначала содержимое первой колбы, а затем и второй. После этого снова переставим спиртовку под первую колбу и будем нагревать её как можно сильнее, чтобы через вторую колбу  интенсивно проходил водяной пар, поступающий далее в холодильник и из него в виде конденсата в приемник. При наличии ещё одной спиртовки или горелки можно одновременно слегка нагревать и вторую колбу.

  Перегонку проводим в течение полутора часов. За это время в приемнике собирается около 100 мл воды, на поверхности которой плавают бесцветные капли гвоздичного масла. Воду по возможности полнее отделим с помощью делительной воронки и соберём масло.

Применение и полезные свойства гвоздичного масла.

Читайте также:  Можно ли получить визу гражданину украины в россии

  В медицинских целях гвоздичное масло эффективно используют для:

1)улучшения памяти;

2)восстановления сил;

3)заживления ран;

4)лечения головокружений;

5)лечения болезней дыхательных путей;

6)улучшения процесса пищеварения, повышения аппетита;

7)профилактики артрита, ревматизма;

8)профилактики гриппа, ОРВИ;

9)нормализации артериального давления;

10)снижения болевых ощущений при растяжении связок и ускорения процесса заживления.

  Эфирное масло гвоздики очень полезно для женского организма, так как оно нормализует менструальный цикл, помогает при лечении бесплодия, стимулирует родовую деятельность, а также замедляет процесс старения. Также считается, что эфирное масло гвоздики способствует ускорению роста волос, расширяя сосуды и улучшая кровообращение, за счёт чего происходит полноценное питание волос. При этом оно расслабляет и снимает усталость. И, кроме этого, оно отлично помогает справиться с угревой сыпью и проблемами жирной кожи. Им можно обогатить любой нейтральный крем, а можно сделать смесь на основе базового растительного масла.

Применение гвоздичного масла в парфюмерии.

  Эфирное масло гвоздики обладает очень приятным сладковато-пряным  запахом с фруктовой нотой, именно поэтому оно высоко ценится в парфюмерном искусстве. Излюбленные комбинации парфюмеров — гвоздика и роза, гвоздика и иланг-иланг, гвоздика и шалфей, гвоздика и бергамот, гвоздика и перец, гвоздика и грейпфрут. Эти композиции — парфюмерная классика.

Создание духов.

  При создании собственной композиции нужно руководствоваться определёнными знаниями и правилами. Нам известно, что каждые духи состоят из головы, сердца и базы. Делятся духи на эти три составляющие благодаря различной степени летучести эфирных масел.

  Голова духов. Самыми летучими являются масла, входящие в состав головы духов, их запах мы ощущаем сразу после нанесения духов в течение 5-30 минут. Этот этап считается очень важным — он создаёт первое впечатление. В эту часть могут входить : масла лаванды, тимьяна, мяты, мускатного ореха, розмарина, различных цитрусовых, бергамота, базилика и другие.

  Сердце духов. От 12 до 24 часов мы ощущаем основной аромат духов, в течение всего этого времени потихоньку испаряются менее летучие эфирные масла. Этот этап и называют сердцем духов. В него могут входить: иланг-иланг, можжевельник, роза, шалфей, дикая лилия, жасмин, пальмароза и другие.

  База духов. Базой духов являются те масла, которые обладают наименьшей летучестью, их запах «звучит» до тех пор, пока не исчезнет совсем. К таковым относятся: масла пачули, сандала, кедра, ветивера, ванили, туберозы, мускуса, ароматы фруктов и восточных пряностей.

Подбираем композицию.

  Сначала создаётся сердце духов, затем основа и голова. Соотношения ароматов в духах соответствуют пропорции 1:2:3. То есть, берётся одна часть ароматов головы духов, две — сердца и три — базы.

  За сердце духов мы взяли эфирное масло розы, которое очень гармонично сочетается с  полученным нами гвоздичным маслом. Гвоздичное масло в свою очередь является базовой нотой, оно дольше всех остальных масел будет радовать нас своим волшебным ароматом. Кроме него, ещё одной базовой нотой нашей композиции является масло корицы.  И, наконец, верхние ноты : грейпфрут и апельсин.

  Итак, духи практически готовы, осталось лишь соединить полученный нами аромат с основой. За основу возьмём оливковое масло, также можно взять масло жожоба, миндальное, виноградных косточек  и другие масла без запаха. Для изготовления духов обычно берут такие пропорции: 3 части эфирных масел и 7 частей основы. Сначала добавляем масла сердца духов, затем- масла базовой ноты и лишь в конце- масла верхней ноты. Духи готовы!

  Духами на основе масла можно воспользоваться сразу  же после их создания.

Список литературы.

https://www.aromalogy.info/news/a-4.html 

https://www.alhimik.ru/read/grosse20.html 

https://www.aromazona.ru/ 

https://www.real-aroma.ru/Bazarov/Baz_mont/him_sv-va.htm 

https://www.inmoment.ru/beauty/beautiful-body/clove-oil.html 

https://forum.aromarti.ru/showthread.php?s=accee52e8f7a3c1a2d9d9e271532bf47&p=2609 

https://vedminy-vesti.ru/kak-samostoyatelno-sdelat-duxi/ 

Источник

ЗАПАХ: что на самом деле скрывается в ароматных флаконах? Парфюмеру и не снилось…

Применительно к духам выражение «между нами химия» не просто игра слов. Достижения в области органического синтеза расширяют возможности парфюмеров и помогают им создавать новые яркие истории. Полет фантазии ничем не ограничен: есть формулы для аромата фиалки и формулы для запахов металла и гаража.

Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы»

Мы живем в эпоху парфюмеров. В XIX веке существовало лишь небольшое число преимущественно цветочных духов. За ХХ столетие в мире было создано 2 тыс. ароматов. Сейчас выходит примерно по 400 новых композиций каждый год.

С помощью парфюма люди создают настроение и обмениваются информацией. Для многих аромат – более важная составляющая образа, чем наряд или украшения. «А иногда духи помогают переключиться, погрузиться во что-то придуманное, чего со мною еще не было», – говорит Юлия Сирова, активный пользователь популярного парфюмерного блога «Фрагрантика». В одном флаконе может быть спрятано новогоднее настроение (аромат ели, свечей и сладостей), в другом – лес после дождя. Есть композиции с острыми нотами чернил. А есть «антипарфюм» из запахов асфальта, окиси железа и жженой резины. Не просто на любой вкус, но и для любого события можно найти подходящий вариант.

С чего же все началось? «Изобретение новых молекул сейчас обычное явление, рутина. А вот 100 лет назад синтез кумарина и ванилина стал настоящим праздником!» – говорит владелец Музея парфюмерии и преподаватель Петербургской школы парфюмеров Элина Арсеньева.

Ароматная революция

Можно приблизительно познакомиться с дистилляцией и анфлеражем, прочитав популярный роман немецкого прозаика Патрика Зюскинда «Парфюмер»

Первым парфюмером считается Таппути – женщина, жившая в Месопотамии в XII веке до нашей эры. Ее имя сохранилось на клинописной табличке, и известно, что в своей работе она использовала цветы, ароматические масла, мирру (древесную смолу) и воду.

В этом смысле веками – вплоть до XIX столетия – ничего особо не менялось. Разве что развивались два традиционных способа получения ароматических компонентов для духов: дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

Подлинный переворот случился во второй половине XIX века, когда началось взрывное развитие органического синтеза. Именно тогда сбылись давние мечты ученых – получать, как выразился немецкий химик Адольф Кольбе, «искусственным путем самые главные составные части растительного мира из фрагментов, имеющих к ним отдаленное отношение». До того считалось, что такие процессы могут протекать только с участием vis vitalis – «жизненных сил» биологических организмов.

Читайте также:  Можно ли получит загранпаспорт с судимостью

С XIX века все ароматы, выраженные в виде многочисленных парфюмерных композиций, невозможны без применения синтетических компонентов. Это большая группа индивидуальных органических соединений, которые получают в лаборатории физико-химическими методами, позволяющими синтезировать практически любое душистое вещество заданной структуры. Большая часть молекул состоит из атомов углерода как главного «зачинщика» органического синтеза, водорода и кислорода, реже азота. А исходным сырьем, как правило, служат продукты перегонки нефти, торфа или каменного угля, которые, впрочем, тоже являются природными образованиями.

Слово «парфюм» пришло к нам из латыни. В переводе per fumum означает «через дым»

Вначале у синтетических компонентов в парфюмерных композициях было лишь одно предназначение – дать «более точное подражание» природному аромату цветов, как выразился магистр химии Александр Клинге в своем «Сборнике технохимических рецептов». Вот пример того, как это происходило. Заполучив в конце XIX века доступные синтетические материалы с запахом фиалки – иононы, мастера долго не могли «набаловаться», и перебор иононов стал делом обычным. Отголоски этого увлечения ощущаются в подозрительной схожести легендарных ароматов.

Так, парфюм Chanel No. 5, созданный в 1921 году, напоминает советские духи «Красная Москва». Те, в свою очередь, копия композиции «Любимый букет императрицы», составленной в 1913 году к 300-летию дома Романовых московской фирмой «Брокар и Ко» (теперь это фабрика «Новая заря»).

Является ли Chanel No. 5 плагиатом? Сомнительно, несмотря на то что их создатель, парфюмер Эрнест Бо, родился в Москве, а эмигрировал во Францию после революции. Сам «Любимый букет» считают похожим на более ранние французские духи L’Origan Coty. Ясно одно: во всех случаях в композициях присутствуют иононы.

Пассионарии от парфюмерии

Но с появлением синтезированных компонентов на авансцену вышли также своего рода пассионарии от парфюмерии. Их творения заметно отклоняются от прямой имитации природных ароматов. Первым в списке значится француз Поль Парке (его Эрнест Бо, кстати, называл величайшим мастером). В своем парфюме Fougere Royale Парке наряду с натуральными компонентами применил в качестве полноправного участника «симфонии запахов» кумарин (лактон о-оксикоричной кислоты), который привнес с собой сложные ноты свежескошенного сена, ванили и миндаля. О созданном в 1884 году Fougere Royale специалисты говорят как о первом аромате современной парфюмерии. С него началась популярность фужерных композиций, которые и сегодня составляют почти половину всех мужских ароматов.

В конце XIX был создан и Guerlain Jicky. Это сложное творение стало унисекс-ароматом. К тому же оно обладало шлейфом и стойкостью, сравнимыми с современными композициями. Создатель Jicky Эме Герлен – один из гениев парфюмерии. Он придумал раскладывать аромат на три составляющих (начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту), и теперь это основа основ. А еще в своем Jicky, помимо кумарина, Герлен использовал синтезированный ванилин.

Ровно 100 лет назад на прилавках появился Chypre, созданный еще одним знаменитым французом Франсуа Коти. Этот парфюм дал название целому классу шипровых духов. В СССР, например, одеколон «Шипр» выпускался фабрикой «Новая заря» и был популярен не только у ценителей парфюма, но и любителей алкоголя из-за высокого содержания этилового спирта. Но специалисты ценят «кипрскую воду» вовсе не за это, а за несколько оригинальных решений в композиции. Например, за аромат мха, растущего на стволах дуба на Кипре (отсюда, собственно, название парфюма). А еще Коти использовал синтетический материал изобутил хинолин. В небольшой концентрации его запах напоминает оттенки земли, ореха и кожи.

«Применение синтетических душистых веществ навсегда изменило ландшафт парфюмерии. И дело даже не в том, что стали сравнительно дешево получать материалы стабильного качества. Суть в том, что появились материалы с принципиально новой функцией. Именно синтетические компоненты позволили строить костяк композиции, добиваться прозрачности, четкости, контрастов и многих других эффектов. Тогда как любое натуральное эфирное масло – сложная многосоставная смесь из нескольких десятков, если не сотен, компонентов, достаточно хаотичная и «шумная», – объясняет специалист в области душистых веществ Матвей Юдов.

Химия творчества

Сегодня число ароматов, в состав которых входит синтетика, на полках магазинов стремится к 100%. Эти индивидуальные органические соединения, созданные в лабораториях и масштабированные до промышленного производства, парфюмеры сравнивают кто с нотами, кто – с красками, кто – со словами, из которых складывается повествование (готовая композиция).

На проверку безопасности новых веществ уходит около 30% всего бюджета. Из десятков веществ, отправленных на исследования, до потребителя доходят единицы

«Синтетические компоненты играют роль маленьких строительных блоков. Чтобы получить приличный парф-аккорд, нужно смешать много (пару десятков, не меньше) таких кирпичиков. Причем сделать это гармонично. Непросто, но зато эмоции при создании парфюмерных композиций получаешь сродни тем, что при любом другом виде творчества: радость, когда удается сделать что-то красивое. Если же твое творение нравится кому-то еще, то это двойная радость», – говорит парфюмер-любитель Дмитрий Кебец.

Но в промышленных масштабах создание парфюма не только акт творчества, но и сложная технологическая цепочка. «Начинается все с анализа одорантов. Далее следуют лабораторный синтез веществ, изучение их основных физических, химических и ольфакторных качеств. Уже на этой стадии проходит скрининг на безопасность и различные биотесты. Отобранные по их результатам соединения подвергаются осмотестированию, в ходе которого определяются количественные характеристики запахов и подтверждается ценность соединений как душистых веществ», – рассказывает Матвей Юдов.

Далее начинаются еще более основательные тесты на безопасность. На данную стадию, которая занимает около трех лет, уходит 20–30% выделенного на разработку бюджета.

Читайте также:  Можно ли получить дубликат снилс в мфц

Затем стартуют всевозможные юридические мероприятия: патентование, сертификация, во время которой новые вещества проходят ряд обязательных государственных испытаний.

В случае положительного заключения экспертов вещество регистрируется и получает официальный статус. Параллельно проводится масштабирование синтеза: доработка лабораторной установки, создание пилотного промышленного аппарата. «Полученное на нем вещество проходит еще одну серию проверок, на сей раз государственных регулирующих органов. И только после того, как все аспекты безопасности в очередной раз будут проработаны, материал получает разрешение на использование в парфюмерной промышленности», – говорит Матвей Юдов.

Чем парфюм на самом деле пахнет

Популярность и дороговизна натурального мускуса стали угрозой для оленя кабарги

Сегодня, как говорят специалисты, насчитывается около 1,5 тыс. синтетических душистых компонентов. Среди них есть те, что просто воспроизводят ароматы, «подслушанные» в природе. А есть такие, что передают запахи, которые невозможно напрямую позаимствовать у первоисточника. Без синтетических веществ, например, не создать ароматы с нотами зелени и большинства фруктов (исключение – цитрусовые), акватические ароматы. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, гвоздики.

Есть синтетические материалы, не просто дублирующие, но и защищающие природу. Мускус (сильно пахнущая субстанция, вырабатываемая железами некоторых животных), амбра (вещество – фиксатор запаха, образующееся в пищеварительном тракте кашалота), компоненты, получаемые из редких исчезающих деревьев – все это уже давно почти на 100% заменила синтетика.

Есть и такие «ароматы из пробирки», которые передают вовсе несуществующие в природе запахи. Один из ярких примеров здесь – опять же Chanel No. 5. В его состав входят алифатические альдегиды. Собственно, именно благодаря им аромат и получил свою «особость». По легенде, Коко Шанель попросила парфюмера создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» она имеет в виду новый, созданный человеком аромат.

Сегодня в крупных компаниях над новыми молекулами трудится целый штат химиков. Все очень ревностно относятся к своим изобретениям и зачастую держат новые формулы в строгом секрете. Патентованные синтетические материалы, предназначенные только для внутреннего использования парфюмерами компании, называют каптивами (от английского слова captive – «пленный»).

Когда парфюмеры идут «в отрыв»

Потенциал, скрытый в органической химии, свойстве углерода образовывать многообразные структуры из атомов и способности человека управлять этим процессом, значительно расширяет возможности парфюмеров и помогает им создавать яркие и необычные концепты.

Аромат дождя можно передать опосредованно, с применением гелионаля – одного из первых и до сих пор популярных синтетических соединений, который воспроизводит запах озона и свежей зелени

Например, для воспроизведения запаха дождя в качестве прообраза используется аромат мокрой земли. Источник вдохновения – геосмин, летучее соединение, образующееся в процессе жизнедеятельности микроорганизмов. Химики-органики на радость парфюмерам научились синтезировать несколько веществ, воспроизводящих запах геосмина (например, пирозины). Люди по своей природе очень чувствительны к аромату геосмина, его присутствие в композиции – дело рисковое с точки зрения сложности построения гармоничной композиции, но оно того стоит.

Есть и более сложные сюжеты, заключенные в духи. Например, аромат библиотеки. Причем в одном и том же флаконе (Paper Passion) кто-то находит запах новой полиграфии, а кто-то – старых фолиантов. Ароматы водки (L’Eau par Kenzo Mirror Edition), карамели (Prada Candy), какао (Serge Lutens Santal Majuscule), кожи (Comme de Garsons Black) и даже металла (Hugo Red) находят своих поклонников. В основе всех этих композиций – синтетические душистые вещества.

К авангардным запахам можно отнести аромат гаража (есть и такой). Судя по отзывам на парфюмерных форумах, парфюм Garage – продукт мультигендерный, то есть воспринимаемый как свой и мужчинами, и женщинами. «Пахнет гаражной пылью, старой кожаной курткой, проводкой, и все это сдобрено свежим интенсивным запахом такого синтетического альдегидного лимона. Когда во мне просыпается панк или какая-то другая экстравагантная личность, вот тогда я отодвигаю свои «шанели» и «ланкомы» и достаю Garage», – пишет любительница духов под ником Myosotis.

Есть на рынке современный аромат и с таким неожиданным названием, как Carboneum. Это латинское наименование углерода, без которого невозможна ни одна реакция органического синтеза и создание душистых компонентов. Парфюмерный блогер из Германии Ульрика Кноль поделилась на своей странице: этот парфюм передает ни больше ни меньше неопреновый запах костюма аквалангиста, готового нырнуть в бездну.

«У композитора создать восьмую ноту вряд ли получится. Но при использовании новейших открытий и разработок химиков парфюмер имеет уникальную возможность получить новый запах в свою палитру для прорисовки образа, который раскрывает аромат», – отмечает независимый парфюмер Владислава Кочелаева. Современный парфюм – почти безграничная возможность для самовыражения. Но индустрия развивается стремительно, а значит, впереди еще много интересных открытий.

Человек, разоблачающий антинаучные врачебные практики, рассказал о том, что ждет медицину!

Вернуть зрение и восстановить кости? Да! Как далеко шагнула медицина? Что изменилось?

Друзья! Нам очень важно понимать, что мы пишем нужные и полезные статьи — пожалуйста, делитесь с нами вашими комментариями! Мы отвечаем всем и очень рады с вами общаться!)

Всегда ваши, команда Химиков)

Источник