Можно ли получить деньги за утилизацию авто
Содержание статьи
Как сдать автомобиль на утилизацию и для чего это нужно — читайте в разделе Учебник в Журнале Авто.ру
Автомобиль не вечен. Рано или поздно наступает момент, когда ездить на нём уже нельзя (или не хочется) и продать не получается — никто не покупает. Просто «забыть» машину где-то под забором вам не дадут — как минимум налоговая инспекция, которая будет по-прежнему начислять вам транспортный налог. Но есть вполне легальный способ избавиться от автохлама и даже что-то на этом заработать. Мы про утилизацию. И это не только физический процесс, но и бюрократическая процедура, в тонкостях которой стоит разобраться подробнее.
В каких случаях можно утилизировать машину
Очевидный повод начать процедуру утилизации — предельный физический износ автомобиля. Неважно, наступает он в силу возраста, большого пробега или серьёзного ДТП. Но есть и более необычные причины.
Утилизировать можно автомобиль, который не стоит сейчас у вас перед домом. Например, если он был угнан и вы уже отчаялись его найти. Или тот, что вы добросовестно продали, а новый владелец недобросовестно решил не заниматься перерегистрацией, из-за чего все «письма счастья» о штрафах и неуплаченном транспортном налоге приходят на ваше имя.
Однако в любом из этих случаев физическим действиям предшествует формальная, юридическая выбраковка автомобиля.
Что нужно сделать перед началом утилизации
Вне зависимости от причин утилизации сначала необходимо подать в ГИБДД заявление о снятии машины с учёта, а также приложить к нему объяснительную записку, в которой должны быть изложены причины грядущей утилизации.
В случае угона к этим двум бумагам необходимо добавить оставшиеся у вас документы на машину. Если они не сохранились, а были похищены вместе с машиной, обязательно зафиксируйте этот факт в объяснительной. Когда оформление утилизации запускается из-за нерадивого следующего владельца, к заявлению нужно приложить копию договора о продаже. Предоставлять машину в ГИБДД для осмотра, понятное дело, при этом не требуют.
Процедура сложнее, если вы хотите утилизировать не весь автомобиль целиком, а планируете сохранить какие-то его агрегаты — например, чтобы продать их по отдельности. В этом случае нужны все документы на автомобиль (ПТС, СТС) и его «номера». Снятые агрегаты тоже придётся предоставить в ГИБДД для осмотра, их список должен быть внесён как в заявление о снятии с учёта, так и в объяснительную записку о причинах утилизации. На каждую деталь, у которой есть свой идентификационный номер, можно просить оформить свидетельство о высвободившемся агрегате, которое сделает его последующую продажу легальной.
В случае с двигателем свидетельство получайте обязательно. Пускай с 2020 года процедуру регистрации автомобиля с «неродным» мотором упростили (отменили справку-счёт на новый мотор, аналогичный заменяемому), регистрационные бумаги на подержанный агрегат его потенциальному владельцу будут нужны. За каждое свидетельство придётся заплатить по 200 рублей госпошлины. Снятие автомобиля с регистрации — бесплатная услуга.
Можно ли утилизировать машину без документов
Юридическую выбраковку автомобиля реально провести даже в случае, когда у владельца нет оригиналов документов, подтверждающих факт владения автомобилем. Например, машина была похищена вместе со всеми бумагами. Однако информация о регистрации автомобиля с указанием собственника есть в базах данных ГИБДД — а значит, его утилизация не должна стать проблемой. Ещё придётся предоставить свой паспорт, написать заявление и объяснительную, в которых указать обстоятельства утери документов на автомобиль.
Что делать после снятия машины с учёта
Помните, что вы не имеете права управлять снятым с учёта автомобилем. Передвигаться по дорогам общего пользования он должен на эвакуаторе — и не важно, способен он ездить сам или нет. Тем же способом машину придётся отправлять и в последний путь в центр утилизации. Услуги эвакуатора оплачивает владелец автомобиля. После приёма автомобиля в пункте утилизации уже бывшему собственнику выдадут соответствующее свидетельство.
За утилизацию придётся платить?
В России существуют государственные и частные пункты утилизации автомобилей. И те, и другие должны иметь соответствующую лицензию на работу с отходами. Для владельца уничтожаемой машины разница между ними только финансовая: государственный пункт сделает всё бесплатно, а частный вправе потребовать плату за эту услугу. Обычно эта сумма не превышает 10 000 рублей.
Ещё существует пресловутый утилизационный сбор, и в некоторых — правда, довольно редких — случаях владелец должен будет его заплатить. От сбора освобождены автомобили, выпущенные до 2012 года, а у большинства более свежих машин в ПТС уже стоит отметка об уплате утилизационного сбора — его платят автопроизводители. Но если штамп в документах по каким-то причинам отсутствует, то платить придётся, и немало. Для легковых автомобилей базовая ставка сбора составляет 20 000 рублей, и в зависимости от объёма двигателя её умножают на разные коэффициенты, которые из года в год лишь растут.
Как можно заработать на утилизации
До конца 2019 года в России действовала государственная программа утилизации, стимулировавшая спрос на новые автомобили и обновление автопарка за счёт сдачи старых, небезопасных и неэкологичных автомобилей в утиль. Введённая как временная антикризисная мера, она существует уже почти десять лет, и её условия практически не менялись.
Согласно этой программе, желающие утилизировать старую машину могли получить за это скидку на покупку нового автомобиля российского производства. Для этого им нужно было обратиться в дилерские центры автопроизводителей, участвующих в программе. Есть некоторые ограничения: сдаваемая машина должна быть старше 10 лет, последний собственник должен владеть ею не менее полугода, автомобиль в утиль должен сдаваться комплектным (с мотором, коробкой передач, аккумулятором и т.д.).
Процедура была такой: сперва владелец заключает договор с уполномоченным дилерским центром о покупке новой машины по госпрограмме, затем либо самостоятельно проходит юридическую выбраковку и отправляет старую машину в пункт утилизации, либо поручает это дело дилеру. И лишь потом оформляет скидку и завершает процесс покупки нового автомобиля. Скидка за сданный автомобиль зависела от многих условий, но для легковых машин её сумма составляла не меньше 40 000 рублей.
К сожалению, несмотря на обещания правительства, в 2020 году программа всё никак не возобновится. Но шансы есть – ведь автопром снова в кризисе и дилеры готовы вновь давать скидки…
Как отменить утилизацию, если передумал
Согласно правилам регистрации транспортных средств, это возможно только в том случае, когда автомобиль был только снят с учёта для утилизации, но физически его ещё не уничтожили. Из документов вам вновь понадобятся гражданский паспорт, ПТС, ОСАГО и подтверждение оплаты госпошлины за регистрационные действия. Заявление пишется в свободной форме, однако в нём нужно указать все данные автомобиля, в том числе номера кузова и двигателя. Помните, что и саму машину опять придётся предоставить в ГИБДД для экспертного осмотра перед постановкой на учёт.
Итак, совсем коротко
— Причиной утилизации могут стать не только дряхлость автомобиля или серьёзные повреждения в ДТП, но также угон или неправильный юридический статус машины.
— Перед утилизацией машину нужно снять с учёта, для чего требуется минимум бумаг и времени. Это можно сделать и без документов на автомобиль. Процедура бесплатная.
— Если планируете оставить себе отдельные узлы автомобиля, для них нужно оформить свидетельство о высвободившемся агрегате. За каждое свидетельство придётся заплатить небольшую госпошлину.
— В государственных центрах утилизация бесплатная, в частных нужно заплатить до 10 000 рублей.
— До 2020 года взамен утилизированной машины можно было получить скидку на новую, но пока эта программа приостановлена.
Материал по теме
Что делать, если попал в ДТП
Материал по теме
Оспариваем налоги на проданный автомобиль
Подпишись на наш телеграм-канал!
Источник
Утилизация авто: сдать в утиль за деньги, какие документы нужны
За рубежом старым считается автомобиль старше 7 лет. Поддержанные импортные автомобили ввозятся к нам регулярно. Но приходит время, когда ездить на ней становится невозможно. Тогда возникает вопрос: как утилизировать автомобиль?
Что такое утилизация автомобилей и зачем она нужна
Утилизация машин – это безопасное для окружающей среды и человека уничтожение. Если просто оставить транспортное средств (ТС) гнить на полигоне, то на протяжении многих сотен лет он будет разлагаться под действием влаги, солнечной энергии, микроорганизмов, выделяя в атмосферу, почву токсичные вещества.
Автомобиль состоит из различных деталей. Это металлы, пластиковые комплектующие, резина, стекло, моторное масло и различные технические жидкости. Поэтому лучший способ избавиться от старого авто – передать в руки специального предприятия. Там разберут ТС до деталей, рассортируют их по виду материала и каждый утилизируют по конкретной методике.
Как утилизировать машину? С 2010 года в Российской Федерации действует указ, регулирующий прием ТС в любом состоянии. Его можно отправить:
- на металлолом;
- на разборку;
- сдать по государственной программе в специальных пунктах или автосалонах, являющихся партнерами.
Вариантов немного. Все они позволяют избавиться от старой машины, а также сохранить экологическую обстановку.
Стоимость утилизации
Утилизация транспортного средства оплачивается клиентом или заводом-производителем. Данный сбор направляется на покрытие затрат по переработке автомобилей. Кроме того, владельцу придется заплатить налог.
Деньги идут в счет государства, если транспортное средство относится к одной из следующих категорий:
- новое ТС, приобретенное за границей и ввезенное в Российскую Федерацию;
- машина была приобретена у собственника, освобожденного от выплаты сборов. Обычно это владельцы автомобилей, срок службы которых свыше 30 лет;
- владелец ТС всячески уклонялся от выплат.
Стоимость сбора составляет порядка 5 тысяч рублей, зависит от региона и характеристик авто. Но в большинстве случаев данный сбор оплачивается производителем. Особенно, если автомобиль выпущен российским предприятием.
Какое транспортное средство можно сдать на утилизацию
Утилизация авто на уровне законодательства регулируется следующими правовыми актами:
- Федеральный закон №7 от 10 января 2002 года, устанавливающий порядок эксплуатации автомобилей без нанесения ущерба экологии.
- Федеральный закон № 89 от 24 июня 1998 года, регулирующий порядок обращения с отходами.
- Постановление правительства №938, согласно с которым происходит снятие авто с учета в органах Государственной автоинспекции.
- Приказ Минпромторга №8, устанавливающий размер скидки на приобретение нового ТС после сдачи старого.
В соответствии с этими документами, ведется сдача и прием машин, отвечающих требованиям:
- срок эксплуатации свыше десяти лет;
- нахождение автомобиля в собственности владельца свыше одного года;
- отсутствие долговых обязательств по ТС: оно не должно выступать в качестве залога по кредиту;
- техническое соответствие: машина должна быть в исходной комплектации, не допускается замена деталей от других марок или моделей.
К настоящему времени на территории Российской Федерации набирает обороты политика импортозамещения. Она коснулась и утилизации ТС. Сдать автомобиль отечественного производства или иномарку, собранную в России обойдётся дешевле.
Возможно ли сдать авто на утилизацию за деньги
С недавнего времени в Российской Федерации действует бюджетная программа сдачи автотранспортных средств. Её главная цель – поддержать отечественный автопром. Для осуществления данного плана в 2019 году было выделено порядка 10 миллиардов рублей. Но это не означает, что клиент может сдать машину под утилизацию за деньги, получить наличные.
Государство не намерено выплачивать людям деньги, поскольку программа нацелена на поддержание рынка, повышение его конкурентоспособности. Всё, что можно получить – сертификат на скидку при покупке автомобиля в дилерских центрах. Размер бонуса составляет от 30 до 350 тысяч рублей. Все зависит от характеристик, марки, года выпуска.
Документы, которые понадобятся для утилизации ТС
Утилизация старых авто ведётся в соответствии с нормативно-правовыми актами. Нельзя передать ТС на переработку без разрешения соответствующих органов. Чтобы его получить, необходимо собрать перечень документов, включающий:
- заявление к органам ГИБДД;
- паспорт заявителя;
- техпаспорт на машину;
- свидетельство о регистрационном учете ТС;
- государственные номерные знаки.
Если от имени владельца выступает другое физическое лицо, к перечисленным документам следует добавить нотариально заверенную доверенность.
Если заявителем выступает организация или юридическое лицо, то к документам добавляются: акты на списание ТС с учета предприятия; гаражная карточка, справка из ЕГРЮЛ.
Порядок утилизации машины
Владельцев волнует вопрос – как сдать машину в утилизацию? Чтобы получить сертификат для скидки при последующей покупке, необходимо доставить авто в специализированный пункт приема или дилерский центр.
Автотранспорт должен быть исправен или пригоден к буксировке, и, как говорилось выше, соответствовать техническим требованиям. До пункта сдачи он доставляется заявителем. Если автомобиль имеет непригодное состояние, то можно вызвать бесплатную службу вывоза, но объем компенсации будет меньше.
Следующее действие – подать заявление, оформить снятие с учета. Порядок процедуры регламентируется нормативно-правовыми актами.
Заявление пишется от собственника автомобильного средства. Оно должно содержать:
- название и код подразделения ГИБДД, на имя которого составляется бланк;
- данные о собственнике транспорта: паспортная и контактная информация;
- данные об автотранспортном средстве: марка, модель, ВИН, государственные регистрационные знаки;
- причину, по которой необходимо снять – утилизация.
Для справки: Правильное заявление, бланк или образец можно скачать тут. Подать его можно сразу же через портал Государственных услуг
После этого можно подобрать новую машину в дилерском салоне – участника государственной бюджетной программы. Часть стоимости покроется сертификатом, часть клиенту нужно будет доплатить. Если авто приобретается под кредит, то скидочный купон может выступить как первоначальный взнос.
Важно! Следует учесть, что не все банки готовы работать по такой системе. Условия лучше уточнить заранее
Этапы переработки автомобиля в пункте утилизации
Правила утилизации устанавливаются технической документацией, регламентируются нормативно-правовыми актами. Согласно данным документам выделяется три основных этапа переработки:
- Слив технических жидкостей. Автомобильные масла, остатки бензина или дизельного топлива, прочие жидкости, находящиеся внутри машины. Они могут быть вторично переработаны.
- Демонтаж авто и сортировка. Как уже было сказано, ТС состоит из множества деталей, изготовленных из различных материалов. Задача работников разделить его по комплектующим частям, отсортировать по виду и типу материалов. Из шин и покрышек можно получить сырье для строительства, металлические детали отправить для получения металлолома, стеклянные поверхности переплавить.
- Шредерная переработка автолома – это измельчение деталей из металла с отделением примесей. На выходе получают сырье, которые может использоваться различными отраслями промышленности.
Один человек не сможет самостоятельно выполнить все эти процедуры. Нужно специальное оборудование, особые условия для вторичной переработки. Именно поэтому утилизировать автомобиль необходимо у специалистов.
Альтернативные способы избавиться от автохлама
Если утилизация не подходит по каким-либо причинам, могут использоваться альтернативные способы – переработка машин посредством сдачи на металлолом или продажа на запчасти:
- Сдача в металлолом. Обычно сдаются машины после аварии, когда не возможности восстановить, отремонтировать её. Тогда владелец вправе передать ТС, но при условии, что оно будет предварительно разобрано и отсортировано. Детали из пластика, стекла, резины не принимаются пунктами металлолома. За это он получит небольшие деньги: около 10 рублей за каждый килограмм металла. Главное условие – ТС обязательно должно быть снято с учета ГИБДД.
- Продажа. Используется, если машина имеет исправное техническое состояние или поддается ремонту. Иногда машина может продаваться на запчасти.
Утилизация помогает избавиться от тех транспортных средств, которые больше непригодны для эксплуатации. А государственная программа позволяет владельцам получить за это выгоду. Поэтому не стоит пренебрегать ей, использовать все возможности.
Оцените эту статью
[Total: 1 Average: 5]
Источник
Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты
Вариантов масса: воспользоваться госпрограммой по утилизации, продать через интернет целиком или по запчастям, сдать на разборку… а можно просто бросить в лесу. Сравниваем все плюсы и минусы.
То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.
Торг здесь неуместен
Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.
В США старье иногда превращают в арт-объекты. Самые известные — Кархендж и Ранчо Кадиллаков. Всего их несколько десятков.
В США старье иногда превращают в арт-объекты. Самые известные — Кархендж и Ранчо Кадиллаков. Всего их несколько десятков.
Материалы по теме
Скидки по системе трейд-ин исходят от дилеров. Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают (и по какой цене), а какие нет. Плюс некое льготное кредитование (на поверку — ни разу не льготное). Получить все скидки деньгами нельзя. Вырученных денег вы в этой схеме не увидите, они виртуальные.
Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.
А где утилизация-то?
Все ненужное — на слом!
На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.
Материалы по теме
Из каких тогда соображений выбрана планка в 10 лет для сдаваемых машин? Чтобы народ не тащил проржавевшие кузовá без колес и сидений? Он и так не тащит: по условиям программы, сдаваемый автомобиль должен быть полностью комплектным, включая рабочие жидкости.
Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.
Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.
В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей — их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?
В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей — их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Материалы по теме
Может быть, рухлядь лучше отправить во вторчермет? Желающих ее принять очень много, причем иногда тоже эвакуатор выделяют даром. Но тарифы, откровенно говоря, не впечатляют. За тонну автомобиля дают 8000–10 000 рублей, дерзко заявляя, что это чертовски привлекательная цена. По сути, плод инженерного искусства приравнивается к куску ржавого швеллера.
Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.
Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
По мелочи
Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.
Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.
Материалы по теме
Шины и колёса. В России появились пункты приема изношенных покрышек, готовые что-то приплатить за принимаемый хлам. Выручка чисто символическая: 1–2 рубля за килограмм. Если остаток протектора не менее 5 мм, шины берут для перепродажи, дают до 1700 рублей за штуку (R15). Колёса в сборе (R15) — до 9000 рублей.
Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 рублей. При сдаче в цветной лом алюминий идет по цене до 110 рублей за килограмм.
Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.
Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 рублей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.
Источник