Можно ли получить дцп
Содержание статьи
Является ли ДЦП генетическим, врожденным или приобретенным заболеванием?
«ДЦП — это генетическое заболевание? Это семейное заболевание? ДЦП передается по наследству? Может ли ДЦП вбыть врожденным заболеванием?» «Может ли ДЦП быть приобретенным?» Это часто задаваемые вопросы, которые необходимо прояснить.
Это вопрос, который родители часто задают, чтобы узнать, что вызвало ДЦП у их ребенка. . Большинство родителей хотят узнать, есть ли угроза рождения последующих детей с ДЦП.
С развитием технологии нейровизуализации, исследователи смогли изучить мозговую травму и пороки развития головного мозга, чтобы понять, как генетические мутации, делеции, факторы риска, а также в состояние здоровья влияют на возможность аномального развития мозга. Исследования позволяют ученым выявить факторы риска, меры профилактики и хирургические методы лечения церебрального паралича.
Многие организации работают, чтобы уменьшить риск возникновения ДЦП; понимание, когда, как и почему происходит повреждение головного мозга на различных этапах развития ребенка.
По данным исследований 70% повреждений мозга, которые приводят к ДЦП, происходит до рождения, в основном во втором и третьем триместрах беременности. 20% происходит во время родов, а 10% происходит в течение первых двух лет жизни, когда мозг все еще формируется. На настоящий момент определены четыре ключевых термина, помогающие различить » когда» происходит повреждение головного мозга.
Генетическая предрасположенность
Родители ребенка с ДЦП часто спрашивают: «ДЦП — это генетическое заболевание?» Или: «ДЦП передается по наследству?»
В то время как ДЦП не является наследственным заболеванием, исследователи обнаружили, что существуют наследственные факторы, которые могут предрасполагать к развитию ДЦП. Хотя конкретные генетические расстройства непосредственно не вызывают ДЦП, генетические факторы могут привести к незначительному воздействию на многие гены. Генетические воздействия могут также развиваться на уровне от гена к гену или образуют сложные взаимодействия с некоторыми воздействиями окружающей среды.
Это взаимодействие называется «мультифакториальным» или «многофакторным наследованием» и может объяснить, почему ДЦП может «войти в семью,» что клинически называется «семейным рецидивом.»
Некоторые генетические факторы включают в себя преждевременные роды, отслойку плаценты, задержка роста плода, хориоамнионит, преэклампсия и тазовое предлежание. Одно исследование, опубликованное в журнале детской неврологии и названием «Генетические атетоидной формы ДЦП» выявляет связь семейного рецидива этой формы ДЦП со спастичностью, микроцефалией, интеллектуальными нарушениями и судорогами определяет это как аутосомно-рецессивный или связанный с Х-хромосомой рецессивный тип наследование.
Некоторые генетические нарушения мозга возникают в результате спонтанных мутаций генов, происходящих от воздействия токсинов окружающей среды, таких как сигаретный дым или пестициды.
Некоторые генетические дефекты способствуют развитию пороков головного мозга, которые нарушают соединения нервных клеток и приводят к ДЦП. Есть также случаи неблагополучных наследственных генов, которые исключают развитие здорового мозга.
Хотя семейная форма ДЦП составляет лишь около 1,6% от всех случаев, родитель, у которого уже есть ребенок с диагнозом ДЦП, имеет повышенный риск рождения второго ребенка с этим диагнозом. В этих случаях молекулярные тесты могут определить чувствительный ген.
Врожденный ДЦП
Как родители узнают о том, что у их ребенка ДЦП, они узнают, что сроки повреждения развивающегося головного мозга могут влиять на тяжесть и тип ДЦП.
Сроки — когда повреждение мозга происходит в развивающемся мозге — это важная составляющая диагноза ДЦП. Термины «врожденный» и «приобретенный» означают, что ребенок мог родиться с ДЦП, или ДЦП возник после его рождения.
Когда у ребенка врожденный ДЦП, это означает, что повреждающие факторы возникли во время беременности или родов. Диагноз врожденного ДЦП не ставится сразу после рождения и может быть обнаружен спустя месяцы или годы. 70% всех ДЦП являются врожденными.
Ребенок, который имеет генетическую предрасположенность к ДЦП может рассматриваться как имеющий врожденный церебральный паралич, если генетическое взаимодействие произошло в период развития мозга.
Причины врожденного ДЦП включают асфиксию, осложнения во время беременности, медицинскую халатность, преждевременные роды, низкий вес при рождении, задержку роста, инфекции, передаваемые половым путем, позиционирование при рождении, осложнения со стороны плаценты, фетальные травмы, кровотечение в головной мозг, воздействие токсинов во время критических стадий внутриутробного развития. Инфекции также способствуют развитию врожденного ДЦП.
При врожденном ДЦП не всегда легко определить его причину.
Приобретенный ДЦП
Мозг продолжает развиваться после рождения. В то время как эксперты спорят, происходит ли это в течении первых двух или пяти лет, также есть разногласия среди врачей о том, когда начинать считать ДЦП приобретенным — с дня рождения или с 28 дня жизни.
Ключ к пониманию разницы между приобретенным и врожденными ДП в определении фактической причины и времени, когда это произошло. В случаях приобретенного ДЦП считается, что родился ребенок без повреждений головного мозга, но они возникли до момента полного его развития. Приобретенный ДЦП не передается по наследству. До 10% всех случаев ДЦП является приобретенным.
Намного легче определить фактическую причину возникновения приобретенного ДЦП, чем врожденного. Приобретенный ДЦП может быть прямым результатом мозговых инфекций, бактериального менингита, вирусного энцефалита, несчастных случаев или травм.
Приобретенный ДЦП может быть также результатом черепно-мозговой травмы в результате автомобильной катастрофы, падения, утопления, или воздействия лекарств. Синдром «тряски младенца» может привести к приобретенному ДЦП, если мозг еще не развился, когда произошел несчастный случай
Не ДЦП
Диагноз ДЦП не ставится, если повреждение головного мозга происходит после того, как мозг полностью развился — как правило, после достижения ребенком пятилетнего возраста. В этих случаях диагностируются нарушения, аналогичные ДЦП, но причина классифицируются по типу травмы, вызвавшей повреждение головного мозга — черепно-мозговой травмой, или,например, бактериального менингита.
Используемая терминология настолько специфична, но такие термины, как дефект головного мозга, аномалии развития головного мозга и поражение головного мозга могут показаться похожими. Поэтому важно знать разницу между терминами при попытке понять причину ДЦП.
Развитие мозга начинается вскоре после зачатия. Относительно небольшое число клеток делиться и размножаться в миллиарды клеток. Небольшая полоска ткани сворачивается в нервную трубку. Один конец развивается в головной мозг, а другой в спинной мозг. На протяжении всего развития разные типы клеток образуют группы и мигрируют с образованием различных областей мозга. Мозг считается полностью сформированным и развитым от двух до пяти лет после рождения.
Дефекты головного мозга — нарушения в структуре мозга. Дефекты могут возникать из-за пороков развития, травм, или заболеваний. Степень нарушения часто связана с тяжестью повреждения. Мозг иногда компенсирует дефекты, в сущности формируя новые связи или компенсируя поврежденные участки. По этой причине рекомендуется начинать лечение как можно раньше.
Аномалии развития головного мозга — дефекты, которые возникают из-за неправильного развития мозга. Хотя дефекты сформироваться в любой период внутриутробного развития, первые 20 являются наиболее критичными, так как в это время идет формирование нервной трубки. Аномалии развития могут привести к недоразвитию областей мозга, аномальному росту, порокам развития или ненадлежащему разделению полушарий мозга и формированию кист.
Поражение головного мозга — дефекты, которые возникают после травмы или заболеваний. Причиной поражения головного мозга в период внутриутробного развития могут быть кровоизлияния в мозг, инфекции, токсины, асфиксия, и многие другие. Поражения обычно результатом повреждения, которое вызывает отмирание тканей мозга. Могут формироваться полости, которые заполняются жидкостью, формируя кисты головного мозга.
Недавно поставленный диагноз ДЦП — вы не одиноки
Когда у ребенка подтверждается диагноз ДЦП, родители находятся в полном смятении, пытаясь понять, какая жизнь их ждет впереди. Часто в этот момент они испытывают чувства печали, беспомощности шока, тревогу, неверие в случившееся. Но даже это, казалось бы трагическое событие в жизни семьи, может дать всем ее членам силу, радость, толерантность и успех. Жизнь с таким ребенком тоже может приносить удовольствие и счастье. ДЦП — вы не одиноки »
Источник
ДЦП бывает, если неправильно приняли роды? А интеллект страдает? Вылечить можно? Важные вопросы о церебральном параличе
Простите, ДЦП — это вообще что?
Это детский церебральный паралич. Так называют целую группу нарушений, при которых человеку становится сложно контролировать движения и удерживать позу. Это происходит из-за повреждения мозга, которое никуда не может исчезнуть, но вместе с тем и не прогрессирует. Часто бывает, что еще нарушается чувствительность, возможность общаться, случаются судорожные приступы и возникают костно-мышечные проблемы.
Почему говорят «детский церебральный паралич»? У взрослых его не бывает?
В России действительно распространен этот термин, и церебральный паралич всегда проявляется уже в детстве, но во всем мире говорят просто — «церебральный паралич». «Это дань традиции, — пишет в ответ на вопрос «Медузы» физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» Екатерина Клочкова. — Церебральным параличом занимались детские неврологи, которые хотели как-то отграничить состояние от параличей у взрослых, а вопрос о соответствии международной терминологии в СССР не стоял. Термин устоялся. Мы потихоньку стараемся переучивать, пишем и говорим, где можем, «церебральный паралич», но процесс трудный».
Правда, что к церебральному параличу могут привести неправильно принятые роды?
Такое происходит реже, чем принято думать. Чаще всего нарушения возникают еще в период беременности, но бывает, действительно, это случается во время родов или в первые годы жизни человека. Есть популярное мнение, что едва ли не главная причина церебрального паралича — кислородное голодание ребенка, которое иногда возникает при родах; на самом деле, с этим связан только 1% всех случаев церебрального паралича.
Как правило, церебральный паралич возникает не по одной, а сразу по нескольким причинам. Многие дети с церебральным параличом — это дети, родившиеся раньше 36 недель и/или весившие меньше 2500 граммов. У них выше риск развития состояний, которые повреждают мозг: например, кровоизлияния. Во время беременности может случиться внутриутробная инфекция, произойти задержка развития плода или какие-то серьезные нарушения в работе плаценты — и бывает, что это приводит к церебральному параличу. После родов к его возникновению может привести менингит, падение с высоты или ситуация, когда ребенок захлебнулся и долго находился без кислорода — словом, есть немало причин и факторов риска.
Люди с церебральным параличом чем-то отличаются от остальных по умственным способностям?
Да — в половине случаев, но степень когнитивных нарушений может быть очень разной. Беда еще в том, что окружающим бывает сложно оценить способности человека с церебральным параличом: человек может очень плохо контролировать свое тело, не говорить или говорить очень невнятно, и люди делают по этим признакам поспешные заключения о его уме. Чтобы преодолеть эту преграду, человеку с церебральным параличом нужны альтернативные средства коммуникации. Для общения используют разные устройства: от компьютеров, синтезирующих речь (все видели такой у Стивена Хокинга), до напечатанных на бумаге и заламинированных карточек с рисунками. «Все дети могут учиться и развиваться, вне зависимости от вида и тяжести церебрального паралича, а задача взрослых — помочь им в этом», — говорит детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца» Святослав Довбня.
В каком возрасте можно понять, что у ребенка церебральный паралич?
По словам Екатерины Клочковой, в первые дни жизни можно диагностировать повреждение мозга, но говорить о церебральном параличе и о его конкретной форме нельзя. Дело в том, что церебральный паралич — это патология развивающегося мозга, и должно пройти время, чтобы стало понятно, будет ли у конкретного ребенка с поврежденным мозгом церебральный паралич или мозгу удалось справиться.
Обычно ясность появляется в первые два года. Тогда, помимо прочих симптомов, становится очевидна задержка двигательного развития: ребенок не переворачивается, не садится, не ходит, несмотря на то, что «пришло время», или делает это с большой задержкой. В таком случае врач может дать направление на магнитно-резонансную томографию — как правило, это происходит, когда ребенку исполняется два года. Иногда диагноз нельзя поставить и до пяти лет.
В России часто находят церебральный паралич там, где его нет, путая его с другим заболеванием или вариантом нормы.
От церебрального паралича можно как-то защититься?
Грамотное наблюдение беременности — уже хорошая помощь. Если роды преждевременные, единственное средство, которое доказанно снижает риск развития церебрального паралича — сульфат магния. Если во время родов случилось кислородное голодание, врачи понижают температуру тела ребенка в первые 72 часа до 33-35 ℃. Это делается очень осторожно и с применением специальных устройств (например, технологичных одеял). Пакетами со льдом пользуются только в развивающихся странах: это небезопасно и не так надежно. Грамотный интенсивный уход после тоже важен. К сожалению, в России в этих случаях часто применяют и , хотя их безопасность и эффективность не доказана.
Церебральный паралич лечится?
Строго говоря, это необратимое повреждение мозга, но это не означает, что ничего нельзя сделать. Нужно стремиться к тому, чтобы человек был настолько самостоятельным, насколько возможно. Это называется абилитация. Еще говорят .
Для начала специалист определяет состояние ребенка по определенным шкалам. В частности по Классификации больших моторных функций (GMFCS). Если коротко, она показывает, насколько человек контролирует свое тело. I уровень — ребенок сможет ходить без ограничений, V уровень — он сможет передвигаться в инвалидном кресле, но не управлять им. Оценить состояние ребенка очень важно, чтобы понять, какого прогресса можно ждать, какие ставить цели и с помощью каких инструментов их добиваться. Если у ребенка V или даже III уровень, он не сможет ходить сам без опоры на хоть сколько-нибудь длительные расстояния, даже если будет заниматься много часов каждый день. «Иногда я вижу родителей, которые полностью отдают себя своему ребенку и хотят заниматься дольше, чем я рекомендую, — говорит физиотерапевт, профессор Университета Нью-Мексико Мэрибет Баркоси. — Это не очень хорошо, особенно если в семье есть другие дети».
Говорят, люди с тяжелой формой церебрального паралича иногда начинают ходить. Это правда?
Нет. По мнению Екатерины Клочковой, такие истории возникают по нескольким причинам. По ее словам, дело в том, что поначалу нарушения могут казаться тяжелыми, и врачу «проще сказать, что все будет плохо, подготовить к худшему, а потом «ура-ура! мы же лечили, вот и помогло»». Бывает и так, что, казалось бы, тяжелая форма течения на самом деле ни о чем не говорит. Например, даже при уровне II GMFCS ребенок не ходит до четырех лет, и это нормально. Кроме того, эту шкалу утвердили только 20 лет назад, а до России она дошла еще позже, то есть люди, которые родились раньше 2000-х, в принципе не могли получить точный прогноз. Поэтому говорить о том, что они с помощью определенных методов «перескочили» на другой уровень, нельзя. И, наконец, в тяжелой ситуации нормально хотеть чуда, поэтому подобные истории очень активно распространяются вне зависимости от их правдивости.
Эту тему много обсуждали из-за фильма «Временные трудности». Герой фильма не может передвигаться без поддержки, но со временем справляется со всеми признаками церебрального паралича. Специалисты еще до выхода фильма подозревали, что эта история вымышлена — так и оказалось.
Бывает и так, что причина двигательных нарушений — в генетических и нарушениях. Особенно это вероятно, если не было никаких факторов риска или симптомы нельзя назвать типичными. Иногда выясняется, что эти нарушения не имеют отношения к церебральному параличу и на проявления болезни можно повлиять с помощью диеты или лекарств. Бывает, что установленные генетические причины глобально не меняют ситуацию. «У нас в практике каждый год таких детей несколько, — пишет Екатерина Клочкова. — Мы отправляем [ребенка] к внимательному генетику и получаем какую-то комбинацию генных нарушений. Здорово, если такие нарушения уже описаны, и родители, и мы можем на что-то ориентироваться (ожидать каких-то особенностей развития, знать прогноз), но чаще всего прогноз остается неясным — такие нарушения очень-очень редкие и собрать статистику не удается».
Есть масса всяких методов, лекарств, которые вроде как помогают при церебральном параличе — что реально работает?
У человека с церебральным параличом могут быть не только проблемы с контролем над движениями, но и эпилепсия, ухудшение слуха, боли и множество других заболеваний и состояний. Со всем этим должны работать профильные специалисты. Что касается именно управления своим телом, то здесь нужно следовать нескольким принципам.
1. Самые эффективные методы — это такие, когда ребенок сам что-то делает и у этого чего-то есть цель. Другими словами, не пассивные движения и не движение ради движения. И, например, пассивный массаж, популярная Бобат-терапия (в англоязычной литературе это neurodevelopmental therapy), тейпирование не доказали свою эффективность.
2. Занятия не должны ограничиваться специальным учреждением. «Если час в день со специалистом, а потом все равно как перемещаем, сажаем, все равно как играет, то ничего хорошего не будет, — пишет Екатерина Клочкова. — Это не значит, что вся жизнь — это упражнения. Это значит, что мы, взрослые, то есть люди без инвалидности, окружающие ребенка, делаем среду вокруг него развивающей».
3. В помощи должна участвовать целая команда специалистов. «Физический терапевт в первую очередь фокусируется на двигательных навыках, равновесии, координации, развитии, как ребенок двигается, как ему стоять или сидеть, — объясняет Мэрибет Баркоси. — Эрготерапия — про то, как ребенок проводит время. Для многих детей это игра, одевание, возможность взять еду и положить ее в рот. Не съесть: все, что происходит во рту, — это дело логопеда. Эрготерапия — это тем не менее довольно широкое понятие. Оно, например, включает помощь ребенку писа́ть, подготовиться к школе, научиться планировать. То есть это больше про руки и познание. Физическая терапия — больше про тело, про большие движения тела».
4. Подход должен быть, что называется, семейно-ориентированным, то есть специалисты должны исходить из потребностей семьи и самого ребенка. «Может быть, ребенок еще не передвигается самостоятельно, но маме нормально, — объясняет в выступлении на IV форуме «Каждый ребенок достоин семьи» клинический психолог АНО «Физическая реабилитация» Ирма Джаошвили. — Но то, что он не говорит, ее очень сильно волнует, потому что ей никак его не понять. И это будет главная вещь. У родителей есть уникальная возможность: они сами выбирают, мы не навязываем им цели, но, конечно, можем помочь [выбрать]».
Каково это — жить с церебральным параличом в России?
Это может быть тяжело, и в первую очередь из-за того, что грамотную помощь сложно получить. «Пока все зависит от случая, — говорит Святослав Довбня. — Частная инициатива, продвинутые специалисты озаботились тем, чтобы каким-то образом внедрить новые знания. Таких людей очень много. Но вся система целиком построена безотносительно потребностей детей с нарушениями. На сегодняшний день в России непонятно, к кому идти, если у вас есть такой ребенок. В странах, где используют доказательные подходы, логопед будет заниматься глотанием и жеванием. Эрготерапевт будет заниматься тем, как лучше использовать руки во время кормления, какое адаптивное кресло использовать, как сделать адаптивную ложку. У вас будет педиатр, который подумает, не надо ли ребенку поставить гастростому, чтобы основной объем пищи шел через нее, и при этом параллельно учить ребенка есть. В нашей ситуации, скорее всего, скажут: «Мамочка, идите и накормите», потому что это не является зоной ответственности ни одного специалиста».
Опрошенные «Медузой» эксперты , что в целом современный подход практикуют следующие компании: АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), центр реабилитации «Апрель» (Москва), Центр реабилитации и абилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями «Милосердие» (Москва), государственный реабилитационный центр «Надежда» (Тюмень), Центр детской психоневрологии (Тула), АНОО «Солнечный круг» (Тольятти) и центр реабилитации «Три сестры» (Московская область).
Благотворительный фонд «Дом с маяком» помогает людям с церебральным параличом (до 25 лет) только в тех случаях, если есть дополнительные тяжелые нарушения. Благотворительная программа «Уверенное начало» (Москва) помогает детям до трех лет. Также за помощью можно обратиться в фонды «Обнаженные сердца» и «Галчонок».
Слушайте музыку, помогайте «Медузе»
Дарья Саркисян
Особая благодарность за помощь в подготовке материала фонду «Обнаженные сердца» и физическому терапевту Екатерине Клочковой.
Источник