Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции

СОДЕРЖАНИЕ

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАЧА № 1

Приведите примеры сложных суждений, разберите их, выделив
простые суждения и логические связи, запишите и с помощью символов.

РЕШЕНИЕ

Например,
суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является
соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к
умышленным преступлениям», «Мошенничество относится к умышленным
преступлениям». Если первое обозначить p, а второе – q, то
соединительное суждение символически можно выразить как p^q, где p и q – члены
конъюнкции (или конъюнкты), ^ — символ конъюнкции. 1
В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими
выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», несмотря
на», «одновременно» и другими.

Например:
«При установлении судом размеров подлежащего возмещению ущерба должны
учитываться не только причиненные убытки (p), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были
причинены (q), а также
материальное положение работника (r)».
Символически это суждение можно выразить так: p^q^r. Соединительное суждение может быть как двух-, так и
многосоставным; в символической записи: p^q^r…^n. В языке
дополнительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических
структур.

Например,
суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной
форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор
купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может
быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить p, а второе – q, то
разделительное суждение символически можно выразить как p ν q, где p и q – члены дизъюнкции (дизъюнкты), ν
– символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и
многосоставным: p ν q ν… ν n. В языке разделительное суждение может быть выражено
одной из трех логико-грамматических структур. Разделительная связка
представлена в сложном субъекте по схеме: S1 или есть P.

Например,
«Хищение в крупных размерах или совершенно группой лиц имеет повышенную общественную
опасность». Разделительная связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть P1 или P2. Например, «Хищение наказывается
исправительными работами или тюремным заключением». 1
Разделительная связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 или S2 есть P1  или P2.

Например,
«Ссылка или высылка могут применяться в качестве основной или дополнительной
санкции». Нестрогая или строгая дизъюнкция. Поскольку связка «или»
употребляется в естественном языке в двух значениях соединительно-разделительном
и исключающе-разделительном, то следует различать два
типа разделительных суждений: нестрогую (слабую) дизъюнкцию и строгую (сильную)
дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или»
употребляется в соединительно-разделительном значении (символ ν).

Например,
«По форме правления современное государство может быть республикой или
монархией» — символически: p ν q. Связка
«или» в данном случае и разделяет, поскольку существуют как
государства-республики, так и государства-монархии, и соединяет, ибо существуют
государства, которым присущи черты как первого, так и второго.

Например:
«Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в
символической записи обозначается знаком <…>) определяется тем, что не
существует, помимо указанных, других существующих видов лесов. Неполным или
открытым дизъюнктивным суждением называют суждение, в котором перечислены не
все признаки или не все виды определенного рода.

ЗАДАЧА № 2

Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?
а) всю неделю стояла жаркая погода б) все футболисты сборной команды явились на
тренировку в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая
сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости г) ни один студент
нашей группы не является неуспевающим д) всякое
механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту е) все
страны Латинской Америки являются республиками ж) ничто не возникает из ничего з) в контрольной работе нет ни одной ошибки и) все билеты
на спектакль были проданы к) ни один вопрос не остался без ответа л) гадюки
ядовиты м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца н) в природе ничто не совершается обособленно о) все речи
Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием п)
счастливые часов не наблюдают.

РЕШЕНИЕ

а) всю неделю стояла жаркая погода. С помощью полной индукции можно
получить данное обобщение. В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу,
субботу, воскресенье стояла жаркая погода, значит всю неделю стояла жаркая
погода. б) все футболисты сборной команды
явились на тренировку.
С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. Петр, Игорь, Сергей… футболисты сборной команды явились на
тренировку в полном составе, значит все футболисты сборной команды явились на
тренировку. в) на всякое тело,
погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная
весу вытесненной им жидкости.
С помощью полной индукции можно получить
данное обобщение. На тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила,
направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, значит на всякое
тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и
равная весу вытесненной им жидкости. г)
ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Все студенты нашей группы являются
успевающими, значит ни один студент нашей группы не является неуспевающим. д) всякое механическое движение способно
посредством трения превращаться в теплоту.
С помощью полной индукции можно
получить данное обобщение. Механическое движение способно посредством трения
превращаться в теплоту, значит всякое механическое движение способно
посредством трения превращаться в теплоту. е)
все страны Латинской Америки являются республиками.
С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Боливия, Эквадор, Чили, Парагвай… страны
Латинской Америки являются республиками, значит все страны Латинской Америки
являются республиками. ж) ничто не возникает
из ничего.
С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Все
возникает из чего-либо, значит ничто не возникает из ничего. з) в контрольной работе нет ни одной ошибки.
С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Контрольная работа
соответствует всем предъявленным требованиям, грамматика, пунктуация и
стилистика работы соблюдена полностью, значит в контрольной работе нет ни одной
ошибки. и) все билеты на спектакль были
проданы.
С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. В
театре был полный аншлаг, в зале не было свободных мест, значит все билеты на
спектакль были проданы. к) ни один вопрос
не остался без ответа.
С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. На все вопросы были получены ответы, значит ни один вопрос не
остался без ответа. л) гадюки ядовиты.
С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение. м) все планеты Солнечной системы обращаются
вокруг Солнца.
С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.
Меркурий, Плутон, Уран, Сатурн, Венера… обращаются вокруг Солнца, значит все
планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. н) в природе ничто не совершается обособленно. С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Все природные явления в природе совершаются
взаимосвязано, значит в природе ничто не совершается обособленно. о) все речи Ф. Н. Плевако отличались
красноречием и остроумием.
С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. Политические, общественные, речи Ф. Н. Плевако за годы его жизни
отличались красноречием и остроумием, значит все речи Ф. Н. Плевако отличались
красноречием и остроумием. п) счастливые часов не
наблюдают.
С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение.

Читайте также:  Можно ли получить пенсию по потере кормильца

ЗАДАЧА № 3

Сформулируйте несколько тезисов, аргументируйте их, используя
прямой и косвенный виды обоснования.

РЕШЕНИЕ

1. «Конституция основной
закон государства».

Конституция по силе
действия среди законов имеет наивысшую силу.

Конституция стоит на
высшей ступени в иерархии законов.

Если применить к телу
определенную силу (равную определенному количеству Ньютонов, то силу
противодействия будет равна такому же количеству Ньютонов).

2. «Никто не может быть
признан виновным, иначе как по решению суда».

Виновность лица в
совершении преступления решает суд.

Судья в лице государства
решает виновен или не виновен человек.

ЗАДАЧА № 4

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к
данным:

а) студент б) военнослужащий в) народный судья г) лидер д) рекордсмен е) официоз ж) инженер з)
нормативный акт и) академия к) кинотеатр л) депутат м) акция н) апелляция о) магистраль п)
первопроходец.

РЕШЕНИЕ

а) студент – второкурсник
б) военнослужащий – майор в) народный судья – юрист г) лидер – фаворит д) рекордсмен – призер кубка мира е) официоз – регламент ж)
инженер – проектировщик з) нормативный акт –
конституция и) академия – институт к) кинотеатр – театр л) депутат – народный
представитель м) акция – ценная бумага н) апелляция –
обжалование о) магистраль – шоссе п) первопроходец — путешественник.

ВАРИАНТ № 4

Задача 4

Подберите несколько текстов, построенных как доказательство,
укажите тезис и аргументы, определите вид и форму обоснования.

РЕШЕНИЕ

1. Если на улице будет
плюс пять градусов, будет таять снег.

Тезис – на улице снег.

Аргументы – снег таит при
температуре ноль градусов и выше, значит при температуре плюс пять градусов
снег будет таять.

Форма – умозаключение.

Читайте также:  Можно ли получить права при

Вид – демонстративное
умозаключение.

2. Ни одна из рыб не
является теплокровным животным. Следовательно, ни одно теплокровное животное не
есть рыба.

Тезис — рыбы не является
теплокровными животными.

Аргументы — ни одна из
рыб не является теплокровным животным.

Форма – суждение.

Вид – обращение
утвердительного суждения.

Список использованной литературы

1. Брюшинкин
В. Н. Практический курс логики для гуманитариев М.: 1996.

2. Гетманова
А. Д. Учебник по логике. 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г.

3. Карпович
В. Н. Элементарное введение в формальную логику Новосибирск, 1993.

4. Кирилов В. И., Старченко Логика: Учебник для юридических вузов. – изд. 5 –
е, перераб и доп. – М.: Юристъ,
1999.

5. Иванов Е. А. Логика.
Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство БЕК, 2001 г.

1 Кириллов В.
И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических
факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78
— 87.

1 Иванов Е.
А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство БЕК, 2001 г. С. 97 — 103.



Источник

Логика — доступно для всех

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Общие свойства предметов, явлений познаются не сразу, а только через познание единичных и особенных свойств. Одним из средств получения общего знания выступает индукция.

Индуктивное умозаключение — такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер. В форме индуктивного умозаключения протекает эмпирическое обобщение, когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям определенного класса. Здесь нет жесткой необходимости между истинными посылками и истинными заключениями; о том, что данные заключения получаются из данных посылок, можно говорить лишь с большей или меньшей вероятностью (посылки с той или иной степенью вероятности подтверждают заключения). Пример:

Железо — твердое тело.

Медь — твердое тело.

Золото — твердое тело.

Железо, медь, золото … — металлы.

Все металлы — твердые тела.

Если не исследован весь класс металлов, то достаточно найти хотя бы один элемент данного класса, который не является твердым телом, и весь вывод окажется неистинным. Поскольку мы не можем исследовать все возможные металлы и доказать, что они твердые тела, то заключение в данном выводе является вероятностным суждением.

В зависимости от полноты исследования предметов какого- либо класса различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция такое умозаключение, в котором общий вы­вод о классе предметов делается на основании изучения всех пред­метов данного класса. Схема полной индукции:

S1 суть Р

S2суть Р

Snсуть Р

S1Sn— весь класс предметов

Все Sсуть Р.

Например, когда преподаватель, сделав перекличку своих учеников, убеждается, что каждый из учеников данного класса присутствует на уроке, то он может сделать заключение «Все ученики данного класса явились на урок». Его рассуждение осуществляете» по принципу полной индукции.

Другой пример: установление того, что каждый из документов, необходимых для оценки готовности уголовного дела для передачи в суд, имеется, позволяет с полным основанием сделать заключение, что «Все документы имеются» и дело следует передать в суд.

Некоторые логики склонны относить полную индукцию к дедуктивным умозаключениям, так как в полной индукции из истинных посылок может выводиться достоверное общее суждение.

Полная индукция дает достоверные заключения при наличии следующих условий: а) когда класс предметов или явлений, подлежащих изучению, представляет собой небольшое число элементов — ограничен, поддается «регистрации»; б) когда точно известен признак, принадлежащий предметам данного класса.

Разновидностью полной индукции является умозаключение от отдельных частей к целому (от знания успеваемости в каждой группе факультета к общему знанию об успеваемости на всем факультете). Полная индукция может использоваться при расследовании уголовных дел, связанных с исчезновением материальных ценностей (оружия, боеприпасов, продуктов питания и т. д.), число которых можно подсчитать (тем самым выяснить недостающие ценности).

Читайте также:  Можно ли получить разрешение на перевозку пассажиров

Но чаще всего юристу приходится иметь дело с фактами, количество которых не может быть строго ограничено. Например, с помощью полной индукции нельзя установить достоверность в обобщениях такого рода, как «Счастливые часов не наблюдают», «Все тела тонут», «Гадюки ядовиты» и т. п. В таких обобщениях может использоваться только неполная индукция.

Неполная индукция такое умозаключение, в котором общий вывод делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов. Схема:

S1 суть Р

S2суть Р

Snсуть Р

S1Snэлементы класса

Все Sсуть Р — этот вывод представляет собой вероятное

(правдоподобное) знание.

По способу отбора исходного материала и обоснования заключения неполная индукция делится на популярную (через простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев) и научную, разновидностями которой являются индукция через отбор или индукция через установление причинной связи.

В популярной индукции факты для посылок берутся без специального методического отбора. Общий вывод о наличии какого-то признака у класса предметов делается на основе наблюдения у некоторых явлений данного класса этого признака и при отсутствии противоречащего случая. В результате этой индукции выводы получаются малоправдоподобными, так как противоречащие случаи могут обнаружиться, и вывод тогда окажется ложным. Например, почти во всех учебниках логики приводится пример с выводом, полученным с помощью неполной индукции, — «Все лебеди белые», который оказался ложным после того, когда в Австралии были обнаружены черные лебеди. На основе популярной индукции в массовом сознании создается немало примет, пословиц и поговорок. Например: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Старый друг лучше новых двух» и т. д.

Научная индукция такое умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится информация о зависимости этого признака от определенных свойств наблюдаемого явления.

Например, при изучении причин преступности среди несовершеннолетних можно взять сто первых попавшихся несовершеннолетних, проанализировать бюджет их свободного времени, уровень образования и на этом основании сделать общий вывод о причинах преступности несовершеннолетних всей области. Это — пример популярной индукции. Но можно поступить иначе. Можно произвести целевой отбор несовершеннолетних для исследования — исследовать определенный процент школьников, учащихся средних образовательных учреждений, техникумов, при этом отбирать эти категории несовершеннолетних из разных районов исследуемого региона. Индукция, в которой посылки готовятся по заранее подготовленному плану, по специально разработанным методикам, называется индукцией через отбор случаев.

Можно также изучить зависимость причин преступности от места учебы, места жительства, уровня образования, занятости на работе и т. д. Индукция, в которой общее заключение делается на основе знания внутренних связей между явлениями данного класса и законов, называется индукцией через установление причинных связей.

Рассмотрим основные ошибки, допускаемые в неполной индукции.

1. «Поспешное обобщение». Ошибка под таким названием допускается тогда, когда заключение делается на основе знаний об отдельных фактах и не учитываются те обстоятельства, которые могут быть причиной исследуемого явления. Например, когда из факта об опоздании ученика на лекцию делается заключение, что данный ученик всегда и везде опаздывает. Подобную ошибку совершают те криминологи, которые в качестве причины преступности рассматривают врожденные биологические качества человека. Данная ошибка лежат в основе слухов, сплетен, непроверенных суждений.

2. «После этого — значит по причине этого)) — ошибка, совершаемая тогда, когда заключение о причинах явления делается на том основании, что оно произошло раньше его. Например, студент не сдал экзамен потому, что когда он шел на экзамен, то дорогу пробежала черная кошка. Источник этой ошибки — смешение причинной связи с временной последовательностью событий. Такого рода ошибка обычно лежит в основе суеверий, предрассудков, «хороших» и «плохих» сновидений и т. д.

Заключение, полученное в результате такой индукции, постоянно находится под угрозой опровержения его истинности: достаточно одного случая, противоречащего общему утверждению, чтобы оно стало ложным.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Научная индукция применяется в единстве с дедукцией (знанием общих положений, принципов) и дает более точные выводы, чем популярная. Научная индукция лежит в основе открытия научных законов.

Источник