Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции
СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАНТ № 2
ЗАДАЧА № 1
Приведите примеры сложных суждений, разберите их, выделив
простые суждения и логические связи, запишите и с помощью символов.
РЕШЕНИЕ
Например,
суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является
соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к
умышленным преступлениям», «Мошенничество относится к умышленным
преступлениям». Если первое обозначить p, а второе – q, то
соединительное суждение символически можно выразить как p^q, где p и q – члены
конъюнкции (или конъюнкты), ^ — символ конъюнкции. 1
В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими
выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», несмотря
на», «одновременно» и другими.
Например:
«При установлении судом размеров подлежащего возмещению ущерба должны
учитываться не только причиненные убытки (p), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были
причинены (q), а также
материальное положение работника (r)».
Символически это суждение можно выразить так: p^q^r. Соединительное суждение может быть как двух-, так и
многосоставным; в символической записи: p^q^r…^n. В языке
дополнительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических
структур.
Например,
суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной
форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор
купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может
быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить p, а второе – q, то
разделительное суждение символически можно выразить как p ν q, где p и q – члены дизъюнкции (дизъюнкты), ν
– символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и
многосоставным: p ν q ν… ν n. В языке разделительное суждение может быть выражено
одной из трех логико-грамматических структур. Разделительная связка
представлена в сложном субъекте по схеме: S1 или есть P.
Например,
«Хищение в крупных размерах или совершенно группой лиц имеет повышенную общественную
опасность». Разделительная связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть P1 или P2. Например, «Хищение наказывается
исправительными работами или тюремным заключением». 1
Разделительная связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 или S2 есть P1 или P2.
Например,
«Ссылка или высылка могут применяться в качестве основной или дополнительной
санкции». Нестрогая или строгая дизъюнкция. Поскольку связка «или»
употребляется в естественном языке в двух значениях соединительно-разделительном
и исключающе-разделительном, то следует различать два
типа разделительных суждений: нестрогую (слабую) дизъюнкцию и строгую (сильную)
дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или»
употребляется в соединительно-разделительном значении (символ ν).
Например,
«По форме правления современное государство может быть республикой или
монархией» — символически: p ν q. Связка
«или» в данном случае и разделяет, поскольку существуют как
государства-республики, так и государства-монархии, и соединяет, ибо существуют
государства, которым присущи черты как первого, так и второго.
Например:
«Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в
символической записи обозначается знаком <…>) определяется тем, что не
существует, помимо указанных, других существующих видов лесов. Неполным или
открытым дизъюнктивным суждением называют суждение, в котором перечислены не
все признаки или не все виды определенного рода.
ЗАДАЧА № 2
Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?
а) всю неделю стояла жаркая погода б) все футболисты сборной команды явились на
тренировку в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая
сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости г) ни один студент
нашей группы не является неуспевающим д) всякое
механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту е) все
страны Латинской Америки являются республиками ж) ничто не возникает из ничего з) в контрольной работе нет ни одной ошибки и) все билеты
на спектакль были проданы к) ни один вопрос не остался без ответа л) гадюки
ядовиты м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца н) в природе ничто не совершается обособленно о) все речи
Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием п)
счастливые часов не наблюдают.
РЕШЕНИЕ
а) всю неделю стояла жаркая погода. С помощью полной индукции можно
получить данное обобщение. В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу,
субботу, воскресенье стояла жаркая погода, значит всю неделю стояла жаркая
погода. б) все футболисты сборной команды
явились на тренировку. С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. Петр, Игорь, Сергей… футболисты сборной команды явились на
тренировку в полном составе, значит все футболисты сборной команды явились на
тренировку. в) на всякое тело,
погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная
весу вытесненной им жидкости. С помощью полной индукции можно получить
данное обобщение. На тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила,
направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, значит на всякое
тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и
равная весу вытесненной им жидкости. г)
ни один студент нашей группы не является неуспевающим. С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Все студенты нашей группы являются
успевающими, значит ни один студент нашей группы не является неуспевающим. д) всякое механическое движение способно
посредством трения превращаться в теплоту. С помощью полной индукции можно
получить данное обобщение. Механическое движение способно посредством трения
превращаться в теплоту, значит всякое механическое движение способно
посредством трения превращаться в теплоту. е)
все страны Латинской Америки являются республиками. С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Боливия, Эквадор, Чили, Парагвай… страны
Латинской Америки являются республиками, значит все страны Латинской Америки
являются республиками. ж) ничто не возникает
из ничего. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Все
возникает из чего-либо, значит ничто не возникает из ничего. з) в контрольной работе нет ни одной ошибки.
С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Контрольная работа
соответствует всем предъявленным требованиям, грамматика, пунктуация и
стилистика работы соблюдена полностью, значит в контрольной работе нет ни одной
ошибки. и) все билеты на спектакль были
проданы. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. В
театре был полный аншлаг, в зале не было свободных мест, значит все билеты на
спектакль были проданы. к) ни один вопрос
не остался без ответа. С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. На все вопросы были получены ответы, значит ни один вопрос не
остался без ответа. л) гадюки ядовиты.
С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение. м) все планеты Солнечной системы обращаются
вокруг Солнца. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.
Меркурий, Плутон, Уран, Сатурн, Венера… обращаются вокруг Солнца, значит все
планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. н) в природе ничто не совершается обособленно. С помощью полной
индукции можно получить данное обобщение. Все природные явления в природе совершаются
взаимосвязано, значит в природе ничто не совершается обособленно. о) все речи Ф. Н. Плевако отличались
красноречием и остроумием. С помощью полной индукции можно получить данное
обобщение. Политические, общественные, речи Ф. Н. Плевако за годы его жизни
отличались красноречием и остроумием, значит все речи Ф. Н. Плевако отличались
красноречием и остроумием. п) счастливые часов не
наблюдают. С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение.
ЗАДАЧА № 3
Сформулируйте несколько тезисов, аргументируйте их, используя
прямой и косвенный виды обоснования.
РЕШЕНИЕ
1. «Конституция основной
закон государства».
Конституция по силе
действия среди законов имеет наивысшую силу.
Конституция стоит на
высшей ступени в иерархии законов.
Если применить к телу
определенную силу (равную определенному количеству Ньютонов, то силу
противодействия будет равна такому же количеству Ньютонов).
2. «Никто не может быть
признан виновным, иначе как по решению суда».
Виновность лица в
совершении преступления решает суд.
Судья в лице государства
решает виновен или не виновен человек.
ЗАДАЧА № 4
Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к
данным:
а) студент б) военнослужащий в) народный судья г) лидер д) рекордсмен е) официоз ж) инженер з)
нормативный акт и) академия к) кинотеатр л) депутат м) акция н) апелляция о) магистраль п)
первопроходец.
РЕШЕНИЕ
а) студент – второкурсник
б) военнослужащий – майор в) народный судья – юрист г) лидер – фаворит д) рекордсмен – призер кубка мира е) официоз – регламент ж)
инженер – проектировщик з) нормативный акт –
конституция и) академия – институт к) кинотеатр – театр л) депутат – народный
представитель м) акция – ценная бумага н) апелляция –
обжалование о) магистраль – шоссе п) первопроходец — путешественник.
ВАРИАНТ № 4
Задача 4
Подберите несколько текстов, построенных как доказательство,
укажите тезис и аргументы, определите вид и форму обоснования.
РЕШЕНИЕ
1. Если на улице будет
плюс пять градусов, будет таять снег.
Тезис – на улице снег.
Аргументы – снег таит при
температуре ноль градусов и выше, значит при температуре плюс пять градусов
снег будет таять.
Форма – умозаключение.
Вид – демонстративное
умозаключение.
2. Ни одна из рыб не
является теплокровным животным. Следовательно, ни одно теплокровное животное не
есть рыба.
Тезис — рыбы не является
теплокровными животными.
Аргументы — ни одна из
рыб не является теплокровным животным.
Форма – суждение.
Вид – обращение
утвердительного суждения.
Список использованной литературы
1. Брюшинкин
В. Н. Практический курс логики для гуманитариев М.: 1996.
2. Гетманова
А. Д. Учебник по логике. 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г.
3. Карпович
В. Н. Элементарное введение в формальную логику Новосибирск, 1993.
4. Кирилов В. И., Старченко Логика: Учебник для юридических вузов. – изд. 5 –
е, перераб и доп. – М.: Юристъ,
1999.
5. Иванов Е. А. Логика.
Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство БЕК, 2001 г.
1 Кириллов В.
И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических
факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78
— 87.
1 Иванов Е.
А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство БЕК, 2001 г. С. 97 — 103.
Источник
логика | ПП — прекрасные психологи /набор 2015/
5. Метод остатков. Условия применения этого метода таковы: имеется некоторая совокупная причина, которая вызывает сложное следствие, состоящее из нескольких компонентов; каждый компонент причины соотносится с определённым компонентом следствия. Тогда остаток причины является причиной остатка следствия. Метод остатков применяется как в научных открытиях, так и широко используется в следственной практике. Для правильного применения метода остатков необходимо, чтобы каждый компонент причины соотносился с определённым компонентом следствия, и чтобы рассматриваемые компоненты причин и следствий исключали друг друга.
Анализ индуктивных умозаключений как умозаключений, расширяющих сферу знания и дающих лишь вероятный вывод.
Как мы писали ранее — индуктивными называют умозаключения, расширяющие наше знание и дающие не достоверный, а лишь вероятный вывод. Посылки индуктивного рассуждения только в той или иной степени подтверждают или делают вероятным заключение, но совершенно не обеспечивают его достоверности. Так как рассуждения по индуктивным умозаключениям строятся на выдвижении различных версий от частных случаев к общему утверждению, то они всегда нуждаются в дальнейших исследованиях и обоснованиях, что в свою очередь расширяет сферу человеческих знаний.
Противопостав¬ление индукции и дедукции.
Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых посылки имеют более общий характер, чем вывод. Связь между посылками и выводом в дедукции представляет собой отношение логического следования, и заключение следует из посылок с необходимостью при соблюдении правил логики. При этом дедуктивные вводы считаются малоинформативными, потому что содержание вывода не выходит за границы знаний, представленных в посылках. То есть дедуктивные выводы содержат в основном структурную, а не содержательную информацию. В индуктивных же умозаключениях посылки обладают меньшей степенью общности, чем ввод, то есть умозаключение идёт от частного и единичного к общему. В отличии от дедукции, индуктивные выводы являются демонстративными, то есть связь между посылками и выводом не является отношением логического следования и вывод носит вероятный характер. Уступая дедукции в степени достоверности, индукция компенсирует недостаток дедукции: её вывод содержит больше информации, чем посылки. Индукция расширяет границы познания, имеет эвристическую значимость и может служить логикой открытия.
Противопостав¬ление полной и неполной индукции.
Полная индукция относится к конечным и обозримым множествам.
Полная индукция — это индуктивное умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах множества делается на основании рассмотрения каждого из них.
Например, когда преподаватель, сделав перекличку своих учеников, убеждается, что каждый из учеников данного класса присутствует на уроке, то он может сделать заключение: «Все ученики данного класса явились на урок». Его рассуждение ведётся с применением знаний полной индукции. Поскольку полная индукция предполагает исследование каждого элемента изучаемого множества, её заключение, как и в дедукции, дает достоверное знание, то есть она гарантирует истинность заключения при истинности посылок.
Неполная индукция относится к бесконечным, открытым множествам, а также к конечным, но практически не перечислимым в силу большого числа их элементов. Именно с такими множествами обычно имеет дело наука, поэтому неполная индукция более распространена в научном познании.
Неполная индукция — это индуктивное умозаключение, выводом которого является общее суждение о множестве предметов, получаемое на основании знания только некоторых предметов, принадлежащих данному множеству.
Например, из того, что инертные газы гелий, неон и аргон имеют валентность, равную нулю, можно сделать общий вывод, что все инертные газы имеют эту же валентность. Это – неполная индукция, поскольку знание о трех инертных газах распространяется на все такие газы, включая не рассматривавшиеся специально криптон и ксенон, валентность которых может равняться шести.
Источник
Обобщающая индукция
Правдоподобные рассуждения подразделяют на обобщающую индукцию, методы установления причинных зависимостей {исключающую индукцию) и аналогию.
Под обобщающей индукцией (наведением) понимают такие рассуждения, в которых переходят от знания о некоторых отдельных предметах какого-либо класса к знанию обо всех предметах этого класса, т. е. переходят от единичных утверждений к общим.
Примером обобщающей индукции является следующее рассуждение. Допустим, что некто приехал в незнакомый город и решил зайти в магазин. При этом оказалось, что магазин ai в 19 часов был закрыт, магазин а2 тоже оказался закрытым, это же верно оказалось и для магазина аз. Тогда, на основе этих данных, приезжий сделал вывод по обобщающей индукции, что все магазины города закрываются в 19 часов.
Различают несколько видов обобщающей индукции — статистическую и нестатистическую, полную и неполную, эмпирическую и математическую, популярную и научную. Рассмотрим первоначально нестатистические виды обобщающей индукции. Начнем с полной обобщающей индукции. Она бывает двух типов — эмпирическая и математическая. Схема рассуждения по полной эмпирической индукции имеет следующий вид:
В первых п посылках фиксируются результаты эмпирической проверки предметов аь аг,…, апна наличие у них интересующего нас свойства Q. Посылки показывают, что каждый проверенный предГлава VIII. Правдоподобные рассуждения
мет обладает этим свойством. Для полной индукции чрезвычайно важной является п + 1-я посылка, указывающая, что множество проверенных предметов в точности составляет класс S. Это позволяет сделать достоверное заключение о наличии свойства Q у всех предметов из S.
Достоверность заключения по полной обобщающей эмпирической индукции определяется тем обстоятельством, что условная вероятность высказывания Vx(S(:c) z> Q(jc)) при данных посылках равна 1. Этот факт можно установить разными способами, и в частности путем подсчета относительной частоты исходов опыта, состоящего в последовательной проверке предметов аь аг,…, а„ на наличие у них свойства Q. Так как класс S содержит ровно п предметов, то число всех применявшихся проверочных процедур равно п, из которых число благоприятных случаев тоже равно и. Таким образом, относительная частота n/n = 1. Этот результат говорит о том, что в случае полной обобщающей эмпирической индукции между посылками и заключением имеет место отношение логического следования.
Разновидностью полной индукции является так называемая индукция по построению, ее частным случаем выступает математическая индукция — особые способы рассуждения, используемые в дедуктивных науках (логике и математике). Они применяются в тех случаях, когда исследуемый класс S задается (строится) индуктивным определением. Как было показано в главе «Определение», индуктивное определение состоит в том, что первоначально некоторые объекты прямо объявляются принадлежащими данному классу. Все же остальные объекты порождаются из исходных с помощью каких- либо процедур fi, f2,…, fk- Чтобы доказать теперь общее утверждение о наличии у всех предметов класса S свойства Q, применяют следующую схему рассуждения:
§2. Обобщающая индукция где каждый aj — это объект, принадлежащий классу S по базисному пункту индуктивного определения S, a fj, где 1
Согласно этой схеме, вначале для исходных объектов а; (их может быть много) обосновывают, что они обладают свойством Q, т. е. пытаются доказать утверждение, которое называется базисом индукции по построению. Далее предполагают, что свойство Q выполняется для некоторых произвольных уже построенных объектов *1,…, хп, т. е. имеет место высказывание Q(jci) &…& Q(jt„) — индуктивное предположение. Исходя из данного предположения стремятся осуществить так называемый индуктивный шаг — доказать для каждой порождающей функции fj, что тогда и объект лг„), образованный из х,…, л:п с помощью порождающей процедуры fj, тоже обладает свойством Q. Если все эти пункты удается обосновать, то, согласно индукции по построению, считается, что свойство Q присуще всем предметам класса S.
С собственно математической индукцией мы имеем дело в том случае, когда множество S — это множество натуральных чисел, образованное с помощью того индуктивного определения, которое было рассмотрено в предыдущей главе. Рассуждение в этом случае строится следующим образом:
Полная эмпирическая индукция является ограниченным познавательным приемом. В эмпирических науках она может применяться лишь в том случае, когда класс S конечен и легко обозрим. В наиболее же интересных познавательных ситуациях сплошная проверка предметов просто невозможна. Например, хотя класс рыб, существующих в настоящее время во всех водоемах Земли, конечен, нельзя предложить никакой реально осуществимой процедуры, с помощью которой можно было бы у каждой рыбы установить по схеме полной обобщающей эмпирической индукции наличие некоторого свойства Q. Для этого пришлось бы переловить всех рыб, что заведомо невыполнимо.
С другой стороны, имеются и такие случаи, когда класс S хотя и конечен, но сплошная его проверка потребовала бы таких огромГлава VIII. Правдоподобные рассуждения
ных затрат, на которые общество не может пойти. Например, достаточно часто и по разным поводам проводятся социологические опросы, но каждый такой опрос требует затрат времени, материальных и людских ресурсов. Ясно, что проведение каждый раз сплошной проверки населения по тому или иному поводу неприемлемо ни по затратам материальных и людских ресурсов, ни по затратам времени — хотя бы по той причине, что к моменту, когда станут известны результаты такой проверки, они уже могут никого не интересовать.
Наконец, сплошная проверка бывает неприемлемой в силу того, что ведет к уничтожению проверяемого предмета. Например, если наша цель — установление доброкачественности партии консервированных продуктов, то каждая проверка, осуществляемая путем вскрытия консервных банок, делает их непригодными к дальнейшему использованию.
Итак, имеются самые разнообразные причины, по которым сплошная проверка бывает невозможной. В таких случаях применяется процедура неполной обобщающей индукции. Неполная обобщающая эмпирическая индукция делится на популярную и научную.
Схема популярной индукции имеет следующий вид:
Отличие неполной индукции от полной состоит в п + 1-й посылке. При полной индукции класс {аь а2,…, а„} в точности совпадал с классом S. При индукции же неполной он составляет лишь часть этого класса. Ясно, что истинность заключения Vjc(S(x) z> Q(x)) в данном случае является проблематичной, но отнюдь не достоверной. Ведь среди непроверенных предметов могут быть и такие, которые свойством Q не обладают.
Пример ложного заключения, полученного посредством популярной индукции, — предложение «Все лебеди белы». Оно, казалось бы, «вытекало» из фактов: каждый раз при наблюдении некоторого конкретного лебедя европейцы убеждались, что он обладает белым цветом. Тем не менее, после открытия Австралии, где были обнаружены черные лебеди, стало ясно, что это индуктивное заключение неверно.
Рассмотренное рассуждение называется популярной (народной, вульгарной) индукцией, потому что оно не замутнено никакими мудрствованиями и осуществляется с детской наивной простотой. Эта простота проявляется прежде всего в том, что на наличие свойства Q проверяются первые попавшиеся объекты. После чего проводится поспешное обобщение — типичная ошибка индуктивного рассуждения. Однако вывод по неполной индукции можно существенно усовершенствовать и добиться повышения степени надежности получаемых результатов. Для этого необходимо организовать поиск тех предметов, которые в наибольшей степени подтверждали бы, что все предметы из класса S обладают свойством Q. С этой целью мы должны искать в совокупности S не предметы, которые обладают свойством Q, а напротив — те предметы, которые свойством Q не обладают. Ясно, если такая процедура не увенчалась успехом, т. е., проводя по определенной методике всеми доступными нам способами поиск предметов, которым свойство Q не присуще, мы все время находим предметы, этим свойством обладающие, то это существенно повышает надежность заключения.
Итак, в случае использования научной индукции проверяются на наличие свойства Q не первые попавшиеся предметы класса S — генеральной совокупности, — а те из них, которые специально отобраны для этой цели. В результате такого отбора образуется класс выбранных предметов, который принято называть выборкой. Выборка подвергается сплошной проверке, и если проверка на выборке оказывается удачной, т. е. каждый предмет из выборки обладает проверяемым свойством Q, то тогда полученный на выборке результат может быть перенесен с достаточно высокой степенью вероятности на всю генеральную совокупность. В этом переносе результата с выборки на всю генеральную совокупность как раз и заключается самая суть индуктивного обобщения.
Глава VIII. Правдоподобные рассуждения
В схеме посредством В обозначена выборка. Поэтому первые п посылок указывают на результат сплошной ее проверки, а первое умозаключение осуществляется по полной обобщающей индукции и касается именно выборки. Далее вводится еще одна, п + 2-я, посылка, которая говорит, что предметы выборки взяты из более широкого класса S — генеральной совокупности. Используя это знание, мы и осуществляем окончательный перенос результата на все предметы исследуемого класса S.
Наиболее слабым местом в данном рассуждении является переход от утверждения, что все предметы из выборки обладают свойством Q, к утверждению, что все предметы генеральной совокупности обладают этим свойством. Для его надежного обоснования требуется, чтобы выборка была репрезентативной, т. е. выборка должна достаточно точно передавать качественную структуру класса S, разнообразие его состава, в частности те его особенности, которые могут влиять на отсутствие свойства Q. Добиться такого структурного соответствия между генеральной совокупностью S и выборкой В, т. е. добиться репрезентативной выборки, можно следующим способом.
Способ основан на выдвижении некоторых гипотез {предположений) о том, в силу каких причин у предмета х е S может отсутствовать свойство Q. Например, если проверяется доброкачественность продукции, выпускаемой пищевой промышленностью (свойство Q), то опыт подсказывает, что отсутствие этого свойства может зависеть от срока хранения продукта, от условий его хранения, от того, какое предприятие выпустило продукцию, от партии выпущенной продукции и других параметров. Далее генеральная сово§2. Обобщающая индукция купность логически делится по выбранным параметрам (основание деления) на подклассы — члены деления, и из каждого подкласса выбирается какое-то количество продукции для сплошной ее проверки. Так формируется выборка. При этом если наши гипотезы точно фиксируют все случаи, в силу которых продукция может оказаться недоброкачественной, и если в генеральной совокупности S таковая имеется, то в выборку обязательно попадет какое-то ее количество. Этот момент как раз и демонстрирует, каким образом организуется систематический поиск тех предметов из S, для которых неверно, что они обладают признаком Q.
У данного метода имеются два недостатка. Первый связан с тем, что у нас могут отсутствовать хоть какие-то разумные гипотезы для объяснения свойства Q. Второй же состоит в том, что мы можем по тем или иным причинам упустить какой-либо важный параметр, от которого зависит отсутствие свойства Q. Тем самым будет делаться определенная систематическая ошибка, которая и приведет к неверным результатам.
Чтобы выборка была репрезентативной, она должна быть достаточно объемной, так как, согласно закону больших чисел, закономерности, которым подчиняются массовые явления, обнаруживаются лишь при достаточно большом числе наблюдений.
Перейдем к рассмотрению обобщающей статистической индукции. Она тоже может быть как полной, так и неполной, как популярной, так и научной. Далее мы ограничимся изложением только двух вариантов научной статистической индукции, тем более что в составе данных индуктивных рассуждений будут так или иначе представлены и полная, и неполная статистические индукции. Итак, одним из вариантов научной статистической обобщающей индукции является рассуждение, осуществляемое по следующей схеме:
Глава VIII. Правдоподобные рассуждения
В схеме знаком В обозначена выборка. В первых п посылках указаны результаты сплошного обследования предметов из выборки. Посылки показывают, что из п проверенных предметов только часть обладает интересующим нас свойством. Пусть таких предметов будет т. Тогда устанавливается относительная частота обладания свойством Q для произвольного предмета из выборки = m/n. Эта информация и фиксируется на первом этапе данного рассуждения в заключении по полной статистической индукции — Vjc(B(jc) z> 8(Q(x)) = к), где k = m/n, а далее этот результат индуктивно обобщается на всю генеральную совокупность. Итак, любой объект из генеральной совокупности обладает свойством Q с вероятностью, равной к.
По методу статистической индукции осуществляются социологические обследования, где заведомо нереально было бы ожидать, что все люди выскажутся одинаково. Напротив, следует предположить, что на некоторый вопрос один человек ответит «да», а другой — «нет», а потому нестатистические формы индуктивных рассуждений здесь перестают действовать.
При проведении социологических опросов чрезвычайно ответственным действием является предварительное формирование выборки. Чтобы выборка была репрезентативной, в этом случае приходится учитывать такие параметры, как возраст людей, их профессию, образовательный уровень, партийную принадлежность, место жительства, половые различия и т. д. Кроме того, если для получения репрезентативной выборки при нестатистических формах рас- суждений достаточно учитывать лишь структурные особенности генеральной совокупности S, т. е. учитывать лишь типы предметов, входящих в S, то при статистической индукции как количественном методе необходимо также следить за сохранением в выборке процентных соотношений (пропорций) между типами предметов, которые входят в генеральную совокупность. Так, если аграрии в генеральной совокупности составляют 10% населения, а в выборке они представлены в количестве 70%, то такая выборка нерепрезентативна. Ведь наша цель — выяснение мнения всего населения по какому- то вопросу, а не мнения аграриев.
Но и при соблюдении указанных условий статистическая индукция может потерять свой научный характер и стать наукообразной формой фальсификации, если термину «выборка» исследователь склонен придать смысл термина «подборка», так как, в силу наличия у людей различных взглядов, в выборку всегда можно отобрать в непропорционально большом количестве тех из них, кто, высказывая свое мнение, исказит подлинную социологическую картину. Такая подтасовка результатов может произойти и за счет накопления систематической ошибки даже помимо воли самого исследователя.
В этих условиях, чтобы «смягчить» второй недостаток, применяют следующий способ формирования выборки. После проведения разбиения генеральной совокупности на взаимно непересе- кающиеся классы, выбор предметов из каждого из них осуществляется чисто случайным образом, т. е. с помощью метода, обеспечивающего равную вероятность извлечения произвольного элемента генеральной совокупности. Для этого используют специальные таблицы случайных чисел, а сам метод работает следующим образом. Все предметы в каждом из образованных классов нумеруются. Затем берут таблицы случайных чисел и в выборку помещают те предметы из соответствующего класса, номера которых совпадают с числами таблицы. Такая процедура проделывается с каждым выделенным классом в генеральной совокупности. Это гарантирует от неосознанной фальсификации данных. В противном случае заключение, полученное по статистическому рассуждению, нельзя признать научно обоснованным.
И повторим еще раз — даже при учете всех этих факторов выборка может оказаться нерепрезентативной, если она оказывается недостаточно объемной.
В практике социологических обследований часто используется еще один вариант статистической индукции, так как на один и тот же вопрос может быть получено не два ответа — «да» или «нет», а несколько различных ответов — Qb Q2,…, Qr- Тогда схема рассуждения по статистической индукции строится следующим образом:
Глава VIII. Правдоподобные рассуждения
где 1
Практика применения научных форм индукции показывает, что при соблюдении всех предосторожностей от различных возможных вольных или невольных ошибок при формировании выборки надежность этих рассуждений может приближаться к 100%.
Источник