Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции
Содержание статьи
ÐÐ¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑиÑ
ÐолÑÑиÑÑ Ð²ÑполненнÑÑ ÑабоÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ конÑÑлÑÑаÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑа по ваÑемÑ
ÑÑÐµÐ±Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоекÑÑ
УзнаÑÑ ÑÑоимоÑÑÑ
ÐбÑие ÑвойÑÑва пÑедмеÑов, Ñвлений познаÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑазÑ, а ÑолÑко ÑеÑез познание единиÑнÑÑ Ð¸ оÑобеннÑÑ ÑвойÑÑв. Ðдним из ÑÑедÑÑв полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñего Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑиÑ.
ÐндÑкÑивное ÑмозаклÑÑение — ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑоÑма абÑÑÑакÑного мÑÑлениÑ, в коÑоÑой мÑÑÐ»Ñ ÑазвиваеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑей ÑÑепени обÑноÑÑи к Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей ÑÑепени обÑноÑÑи, а заклÑÑение, вÑÑекаÑÑее из поÑÑлок, ноÑÐ¸Ñ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно веÑоÑÑноÑÑнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ. Ð ÑоÑме индÑкÑивного ÑмозаклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÐµÐºÐ°ÐµÑ ÑмпиÑиÑеÑкое обобÑение, когда на оÑнове повÑоÑÑÑÑегоÑÑ Ð¿Ñизнака Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ñвлений делаеÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑение о его пÑинадлежноÑÑи вÑем ÑвлениÑм опÑеделенного клаÑÑа. ÐдеÑÑ Ð½ÐµÑ Ð¶ÐµÑÑкой Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ÑÑиннÑми поÑÑлками и иÑÑиннÑми заклÑÑениÑми; о Ñом, ÑÑо даннÑе заклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð· даннÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑлок, можно говоÑиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей или менÑÑей веÑоÑÑноÑÑÑÑ (поÑÑлки Ñ Ñой или иной ÑÑепенÑÑ Ð²ÐµÑоÑÑноÑÑи подÑвеÑждаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑениÑ). ÐÑимеÑ:
Ðелезо — ÑвеÑдое Ñело.
ÐÐµÐ´Ñ — ÑвеÑдое Ñело.
ÐолоÑо — ÑвеÑдое Ñело.
Ðелезо, медÑ, золоÑо … — меÑаллÑ.
ÐÑе меÑÐ°Ð»Ð»Ñ — ÑвеÑдÑе Ñела.
ÐÑли не иÑÑледован веÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑ Ð¼ÐµÑаллов, Ñо доÑÑаÑоÑно найÑи Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ клаÑÑа, коÑоÑÑй не ÑвлÑеÑÑÑ ÑвеÑдÑм Ñелом, и веÑÑ Ð²Ñвод окажеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¸ÑÑиннÑм. ÐоÑколÑÐºÑ Ð¼Ñ Ð½Ðµ можем иÑÑледоваÑÑ Ð²Ñе возможнÑе меÑÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¸ доказаÑÑ, ÑÑо они ÑвеÑдÑе Ñела, Ñо заклÑÑение в данном вÑводе ÑвлÑеÑÑÑ Ð²ÐµÑоÑÑноÑÑнÑм ÑÑждением.
РзавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедмеÑов какого- либо клаÑÑа ÑазлиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÑ Ð¸ неполнÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑиÑ.
ÐÐ¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ — Ñакое ÑмозаклÑÑение, в коÑоÑом обÑий вÑÂвод о клаÑÑе пÑедмеÑов делаеÑÑÑ Ð½Ð° оÑновании изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¿ÑедÂмеÑов данного клаÑÑа. Ð¡Ñ ÐµÐ¼Ð° полной индÑкÑии:
S1 ÑÑÑÑ Ð
S2ÑÑÑÑ Ð
SnÑÑÑÑ Ð
S1 … Sn— веÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑ Ð¿ÑедмеÑов
ÐÑе SÑÑÑÑ Ð .
ÐапÑимеÑ, когда пÑеподаваÑелÑ, Ñделав пеÑеклиÑÐºÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑеников, ÑбеждаеÑÑÑ, ÑÑо каждÑй из ÑÑеников данного клаÑÑа пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑоке, Ñо он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑение «ÐÑе ÑÑеники данного клаÑÑа ÑвилиÑÑ Ð½Ð° ÑÑок». Ðго ÑаÑÑÑждение оÑÑÑеÑÑвлÑеÑе» по пÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ индÑкÑии.
ÐÑÑгой пÑимеÑ: ÑÑÑановление Ñого, ÑÑо каждÑй из докÑменÑов, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñенки гоÑовноÑÑи Ñголовного дела Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑедаÑи в ÑÑд, имееÑÑÑ, позволÑÐµÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñм оÑнованием ÑделаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑение, ÑÑо «ÐÑе докÑменÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑÑÑ» и дело ÑледÑÐµÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð² ÑÑд.
ÐекоÑоÑÑе логики ÑÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ñ Ð¾ÑноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ðº дедÑкÑивнÑм ÑмозаклÑÑениÑм, Ñак как в полной индÑкÑии из иÑÑиннÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑлок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑводиÑÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑовеÑное обÑее ÑÑждение.
ÐÐ¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ð´Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑовеÑнÑе заклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñи налиÑии ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑловий: а) когда клаÑÑ Ð¿ÑедмеÑов или Ñвлений, подлежаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·ÑÑениÑ, пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой неболÑÑое ÑиÑло ÑлеменÑов — огÑаниÑен, поддаеÑÑÑ Â«ÑегиÑÑÑаÑии»; б) когда ÑоÑно извеÑÑен пÑизнак, пÑинадлежаÑий пÑедмеÑам данного клаÑÑа.
РазновидноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ индÑкÑии ÑвлÑеÑÑÑ ÑмозаклÑÑение Ð¾Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ ÑаÑÑей к ÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ (Ð¾Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑпеваемоÑÑи в каждой гÑÑппе ÑакÑлÑÑеÑа к обÑÐµÐ¼Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð± ÑÑпеваемоÑÑи на вÑем ÑакÑлÑÑеÑе). ÐÐ¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑÑÑ Ð¿Ñи ÑаÑÑледовании ÑголовнÑÑ Ð´ÐµÐ», ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð¸ÑÑезновением маÑеÑиалÑнÑÑ ÑенноÑÑей (оÑÑжиÑ, боепÑипаÑов, пÑодÑкÑов пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ. д.), ÑиÑло коÑоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ подÑÑиÑаÑÑ (Ñем ÑамÑм вÑÑÑниÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑÑие ÑенноÑÑи).
Ðо ÑаÑе вÑего ÑÑиÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ñ ÑакÑами, колиÑеÑÑво коÑоÑÑÑ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑÑого огÑаниÑено. ÐапÑимеÑ, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ индÑкÑии нелÑÐ·Ñ ÑÑÑановиÑÑ Ð´Ð¾ÑÑовеÑноÑÑÑ Ð² обобÑениÑÑ Ñакого Ñода, как «СÑаÑÑливÑе ÑаÑов не наблÑдаÑÑ», «ÐÑе Ñела ÑонÑÑ», «ÐадÑки ÑдовиÑÑ» и Ñ. п. Ð ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð±ÑениÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑÑÑ ÑолÑко Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑиÑ.
ÐÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ — Ñакое ÑмозаклÑÑение, в коÑоÑом обÑий вÑвод делаеÑÑÑ Ð½Ð° оÑновании изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑой ÑаÑÑи клаÑÑа одноÑоднÑÑ Ð¿ÑедмеÑов. Ð¡Ñ ÐµÐ¼Ð°:
S1 ÑÑÑÑ Ð
S2ÑÑÑÑ Ð
Â
SnÑÑÑÑ Ð
S1 … Sn — ÑлеменÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑа
ÐÑе SÑÑÑÑ Ð — ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñвод пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой веÑоÑÑное
(пÑавдоподобное) знание.
Ðо ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑбоÑа иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ маÑеÑиала и обоÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° попÑлÑÑнÑÑ (ÑеÑез пÑоÑÑое пеÑеÑиÑление пÑи оÑÑÑÑÑÑвии пÑоÑивоÑеÑаÑÐ¸Ñ ÑлÑÑаев) и наÑÑнÑÑ, ÑазновидноÑÑÑми коÑоÑой ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ ÑеÑез оÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ индÑкÑÐ¸Ñ ÑеÑез ÑÑÑановление пÑиÑинной ÑвÑзи.
РпопÑлÑÑной индÑкÑии ÑакÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑлок беÑÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑпеÑиалÑного меÑодиÑеÑкого оÑбоÑа. ÐбÑий вÑвод о налиÑии какого-Ñо пÑизнака Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑа пÑедмеÑов делаеÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове наблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ñвлений данного клаÑÑа ÑÑого пÑизнака и пÑи оÑÑÑÑÑÑвии пÑоÑивоÑеÑаÑего ÑлÑÑаÑ. Ð ÑезÑлÑÑаÑе ÑÑой индÑкÑии вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð¿ÑавдоподобнÑми, Ñак как пÑоÑивоÑеÑаÑие ÑлÑÑаи могÑÑ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑжиÑÑÑÑ, и вÑвод Ñогда окажеÑÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ñм. ÐапÑимеÑ, поÑÑи во вÑÐµÑ ÑÑÐµÐ±Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸ пÑиводиÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñ Ð²Ñводом, полÑÑеннÑм Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ индÑкÑии, — «ÐÑе лебеди белÑе», коÑоÑÑй оказалÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ñм поÑле Ñого, когда в ÐвÑÑÑалии бÑли обнаÑÑÐ¶ÐµÐ½Ñ ÑеÑнÑе лебеди. Ðа оÑнове попÑлÑÑной индÑкÑии в маÑÑовом Ñознании ÑоздаеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾ пÑимеÑ, поÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¸ поговоÑок. ÐапÑимеÑ: «ÐеÑеги плаÑÑе ÑновÑ, а ÑеÑÑÑ ÑмолодÑ», «СÑаÑÑй дÑÑг лÑÑÑе новÑÑ Ð´Ð²ÑÑ Â» и Ñ. д.
ÐаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ — Ñакое ÑмозаклÑÑение, в поÑÑÐ»ÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑемоÑÑÑÑ Ð¿Ñизнака Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ñвлений клаÑÑа ÑодеÑжиÑÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾ завиÑимоÑÑи ÑÑого пÑизнака Ð¾Ñ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑÑ ÑвойÑÑв наблÑдаемого ÑвлениÑ.
ÐапÑимеÑ, пÑи изÑÑении пÑиÑин пÑеÑÑÑпноÑÑи ÑÑеди неÑовеÑÑеннолеÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ взÑÑÑ ÑÑо пеÑвÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð²ÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð½ÐµÑовеÑÑеннолеÑÐ½Ð¸Ñ , пÑоанализиÑоваÑÑ Ð±ÑÐ´Ð¶ÐµÑ Ð¸Ñ Ñвободного вÑемени, ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ на ÑÑом оÑновании ÑделаÑÑ Ð¾Ð±Ñий вÑвод о пÑиÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпноÑÑи неÑовеÑÑеннолеÑÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñей облаÑÑи. ÐÑо — пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑной индÑкÑии. Ðо можно поÑÑÑпиÑÑ Ð¸Ð½Ð°Ñе. Ðожно пÑоизвеÑÑи Ñелевой оÑÐ±Ð¾Ñ Ð½ÐµÑовеÑÑеннолеÑÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ — иÑÑледоваÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑй пÑоÑÐµÐ½Ñ ÑколÑников, ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждений, ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑмов, пÑи ÑÑом оÑбиÑаÑÑ ÑÑи каÑегоÑии неÑовеÑÑеннолеÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· ÑазнÑÑ Ñайонов иÑÑледÑемого Ñегиона. ÐндÑкÑиÑ, в коÑоÑой поÑÑлки гоÑовÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ заÑанее подгоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ, по ÑпеÑиалÑно ÑазÑабоÑаннÑм меÑодикам, назÑваеÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑией ÑеÑез оÑÐ±Ð¾Ñ ÑлÑÑаев.
Ðожно Ñакже изÑÑиÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ Ð¿ÑиÑин пÑеÑÑÑпноÑÑи Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑа ÑÑебÑ, меÑÑа жиÑелÑÑÑва, ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑазованиÑ, занÑÑоÑÑи на ÑабоÑе и Ñ. д. ÐндÑкÑиÑ, в коÑоÑой обÑее заклÑÑение делаеÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ ÑвÑзей Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑвлениÑми данного клаÑÑа и законов, назÑваеÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑией ÑеÑез ÑÑÑановление пÑиÑиннÑÑ ÑвÑзей.
РаÑÑмоÑÑим оÑновнÑе оÑибки, допÑÑкаемÑе в неполной индÑкÑии.
1. «ÐоÑпеÑное обобÑение». ÐÑибка под Ñаким названием допÑÑкаеÑÑÑ Ñогда, когда заклÑÑение делаеÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове знаний об оÑделÑнÑÑ ÑакÑÐ°Ñ Ð¸ не ÑÑиÑÑваÑÑÑÑ Ñе обÑÑоÑÑелÑÑÑва, коÑоÑÑе могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑиÑиной иÑÑледÑемого ÑвлениÑ. ÐапÑимеÑ, когда из ÑакÑа об опоздании ÑÑеника на лекÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑение, ÑÑо даннÑй ÑÑеник вÑегда и везде опаздÑваеÑ. ÐодобнÑÑ Ð¾ÑÐ¸Ð±ÐºÑ ÑовеÑÑаÑÑ Ñе кÑиминологи, коÑоÑÑе в каÑеÑÑве пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпноÑÑи ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð²ÑожденнÑе биологиÑеÑкие каÑеÑÑва Ñеловека. ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñибка Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð² оÑнове ÑлÑÑ Ð¾Ð², ÑплеÑен, непÑовеÑеннÑÑ ÑÑждений.
2. «ÐоÑле ÑÑого — знаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ пÑиÑине ÑÑого)) — оÑибка, ÑовеÑÑÐ°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ñогда, когда заклÑÑение о пÑиÑÐ¸Ð½Ð°Ñ ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑÑ Ð½Ð° Ñом оÑновании, ÑÑо оно пÑоизоÑло ÑанÑÑе его. ÐапÑимеÑ, ÑÑÑÐ´ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ Ñдал Ñкзамен поÑомÑ, ÑÑо когда он Ñел на Ñкзамен, Ñо доÑÐ¾Ð³Ñ Ð¿Ñобежала ÑеÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñка. ÐÑÑоÑник ÑÑой оÑибки — ÑмеÑение пÑиÑинной ÑвÑзи Ñ Ð²Ñеменной поÑледоваÑелÑноÑÑÑÑ ÑобÑÑий. Такого Ñода оÑибка обÑÑно Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð² оÑнове ÑÑевеÑий, пÑедÑаÑÑÑдков, Â«Ñ Ð¾ÑоÑÐ¸Ñ Â» и Â«Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ñ Â» Ñновидений и Ñ. д.
ÐаклÑÑение, полÑÑенное в ÑезÑлÑÑаÑе Ñакой индÑкÑии, поÑÑоÑнно Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑгÑозой опÑовеÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ иÑÑинноÑÑи: доÑÑаÑоÑно одного ÑлÑÑаÑ, пÑоÑивоÑеÑаÑего обÑÐµÐ¼Ñ ÑÑвеÑждениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¾ ÑÑало ложнÑм.
Ðнимание!
ÐÑли вам нÑжна помоÑÑ Ð² напиÑании ÑабоÑÑ, Ñо ÑекомендÑем обÑаÑиÑÑÑÑ Ðº
пÑоÑеÑÑионалам. Ðолее 70 000 авÑоÑов гоÑÐ¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð²Ð°Ð¼ пÑÑмо ÑейÑаÑ. ÐеÑплаÑнÑе
коÑÑекÑиÑовки и доÑабоÑки. УзнайÑе ÑÑоимоÑÑÑ Ñвоей ÑабоÑÑ.
ÐаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ð¿ÑименÑеÑÑÑ Ð² единÑÑве Ñ Ð´ÐµÐ´ÑкÑией (знанием обÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹, пÑинÑипов) и Ð´Ð°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑоÑнÑе вÑводÑ, Ñем попÑлÑÑнаÑ. ÐаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð´ÑкÑÐ¸Ñ Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð² оÑнове оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð².
Источник
Индуктивные умозаключения это? Умозаключения по аналогии, примеры.
Индуктивные умозаключения это? Умозаключения по аналогии, примеры. Определения. Виды. Правила. Ошибки. Полная и неполная, научная и популярная индукция.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с «0» до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!
Сегодня продолжение цепочки публикаций, раскрывающих законы формальной логики.
№ 1. Статья «Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно!»
№ 2. Статья «Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация.»
№ 3. Статья «Умозаключение в логике это? Дедуктивные умозаключения это?»
Источником для данной статьи послужила книга Гусев Д. А. «Краткий курс логики: Искусство правильного мышления».
Блок 1. Определение и виды индуктивных умозаключений.
Что такое индуктивное умозаключение?
Из нескольких посылок выводится общее правило, происходит движение от частного к общему, знания расширяются, а выводы вероятностны.
Виды индуктивных умозаключений.
1. Полная индукция. Происходит охват всех подсистем общей системы, затем делается вывод о системе. Пример:
- Федор заключает сделки.
- Анна заключает сделки.
- Иван заключает сделки.
- Полина заключает сделки.
- Федор, Анна, Иван, Полина – менеджеры по продажам компании.
- Все менеджеры по продажам компании заключают сделки.
Вывод о системе однозначный и достоверный.
2. Неполная индукция. Происходит частичный охват подсистем общей системы, затем делается вывод о системе. Пример:
- Федор заключает сделки.
- Анна заключает сделки.
- Федор, Анна – менеджеры по продажам компании.
- Все менеджеры по продажам компании заключают сделки.
Вывод о системе не однозначный, а вероятностный. В жизни преимущественно распространена неполная индукция, поскольку сбор всех частотных характеристик затруднен.
Блок 2. Умозаключения. Правила увеличения вероятности истинности выводов при неполной индукции.
1. Максимально возможный охват исходных посылок (учитываем все доступные априорные вероятности).
Пример:
Фармацевтическая компания выводит на рынок новый препарат для лечения депрессий. Необходимо понять, насколько это лекарственное средство эффективно и при этом не вызывает зависимости. Всего, страдающих от депрессий, на рынке распространения препарата 1 000 000 чел. В идеале необходимо провести клинические испытания на каждом из 1 млн. Однако, это не представляется возможным. Поэтому компания проводит клинические испытания на 10 000 человек в течении 3-х лет на территории «А». Очевидно, что выводы, которые будут сделаны, могут оказаться ненадежными, поскольку в составе испытуемых большинством могут оказаться люди без зависимости от приема препарата. А если выборка другой группы 10 000 пациентов на территории «В» покажет иной результат? И у большинства из них будет формироваться зависимость?
Отсюда вытекает еще одно правило.
2. Посылки должны отражать разные критерии.
Подбор пациентов-добровольцев для клинических испытаний должен проводится умным способом, по определенным критериям, проявляющим формирование зависимости, а не случайным способом, или по территориальным признакам, или по желанию участника. Допустим, такими критериями будут:
- присутствие зависимости от сходных препаратов в анамнезе,
- продолжительность протекания заболевания,
- устойчивость ремиссии при лечении аналогичными препаратами,
- возрастной состав,
- наличие сопутствующих психических заболеваний.
3. В формировании вывода участвуют ключевые признаки.
Если во время клинических испытаний несколько десятков испытуемых показали выраженную зависимость по причине не соблюдения дозировки, то такими данными можно в какой-то степени пренебречь. Если зависимость возникает у пациентов, одновременно принимающих другой препарат при лечении невроза, то этими данными пренебрегать нельзя, поскольку это важный показатель.
СМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с начальником! Как вести разговор с начальником? Презентация тренинга?!»
Блок 3. Умозаключения. Ошибки неполной индукции.
1. Поспешное обобщение. Часть подсистем характеризуется некоторыми признаками, после чего делается вывод о соответствии этих признаков всей системе. Пример:
- Федор не выполнил план продаж в мае.
- Анна не выполнила план продаж в мае
- Полина не выполнила план продаж в мае.
- Федор, Анна, Полина – менеджеры по продажам подразделения «Западная Сибирь».
- Подразделение продаж «Западная Сибирь» плохо продает.
Заметьте, что такой вывод может оказаться концом карьеры в компании руководителя подразделения «Западная Сибирь», поскольку это намеренная манипуляция (статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»). При этом не учитывается, что два других менеджера выполнили план продаж в мае, а в апреле все менеджеры выполнили свой план.
2. После этого, значит по причине этого. Между последовательными событиями устанавливается причинная-следственная связь, которая в действительности отсутствует. Пример: менеджер объясняется перед руководством.
- На первой неделе мая клиент «А» оказался на стопе из-за ПДЗ и поэтому план по продажам не был выполнен в мае.
- В апреле клиент «А» закупил продукцию в другом регионе, возникли товарные перетоки и поэтому план по продажам не был выполнен в апреле.
- В марте у клиента «А» возникли проблемы с ФНС и поэтому план по продажам не был выполнен.
Если руководитель не опытный или потакает менеджеру, то «проглотит эту объяснялку». В противном случае менеджера пора готовить к увольнению. Почему? Ведь на первый взгляд все выглядит логично! Дело в том, что у менеджера план продаж в деньгах, которые должны оказываться на счете компании. «Стоп» клиента «А» в мае не связан с поступлением денег от закупок в апреле, к тому же на первой неделе клиент в 50% случаев вообще не отгружается. Товарные перетоки в размере 10% от общего объема закупок в апреле не связаны с оплатой уже проданного товара, отгруженного в марте. Проблемы с ФНС вообще никак не отразились на объемах продаж клиента «А». И самое главное, доля клиента «А» в продажах составляет всего 10%. Вывод, менеджер «лечит» своего руководителя. Менеджер не проводил адекватной работы не только с клиентом «А», но и в целом, поскольку способен скомпенсировать продажи даже в случае полного исчезновения клиента «А».
3. Подмена условного безусловным. Пример: менеджер не выполнил план продаж в мае, и его супервайзер говорит свои комментарии начальнику отдела продаж.
- Менеджеры выполняют план продаж при жаркой погоде.
- Менеджеры выполняют план продаж при наличии продукции на складе.
- Менеджеры выполняют план продаж при проведении трейд-маркетинговых акций.
- Менеджеры всегда выполняют план продаж в мае.
После такого вывода супервайзер поставит вопрос о наказании менеджера, поскольку подобное рассуждение предполагает, что менеджер плохой. И это манипуляция супервайзера может дорого обойтись менеджеру, вплоть до увольнения из компании.
Блок 4. Умозаключения. Типы индукции.
Что такое популярная индукция?
В основе вывода о системе лежат наблюдения и перечисления фактов, при этом отсутствуют знания их причин. Пример: рассказ супервайзера.
- Федор в 2016 г выполнил свой план продаж, и в 2017 г, и в 2018 г, соответственно он выполнит свой план продаж и в 2019 г.
- После этого вывод: «Федор – красавчик, хороший менеджер».
И здесь мы окажемся заложниками эффекта Ореола.
Что такое научная индукция?
В основе вывода о системе лежат наблюдения и перечисления фактов вместе со знаниями их причин. Соответственно точность научных индуктивных умозаключений не сопоставимо выше. Пример:
- Федор в 2016 г выполнил план продаж, потому что получил «запущенную территорию» с «упущенными» продажами, которые надо было восстановить, выполняя не сложную работу.
- В 2017 г, потому что была запущена федеральная рекламная акция, благодаря которой продажи без усилий менеджеров выросли более, чем на 50%.
- В 2018 г, потому что благодаря реструктуризации отдела автоматически выросла клиентская база без каких-либо усилий со стороны менеджера.
- Выполнит свой план в 2019 г., потому что главные конкуренты свернули свою деятельность на территории ответственности Федора.
Сейчас у нас с Вами уже не возникает такого уважения к Федору, не так ли? Мы развенчали эффект ореола этого менеджера, несмотря на то, что выводы идентичны: в 2019 г план сделает (может, Федор – родственничек совладельца бизнеса?)
Блок 5. Умозаключения. Как правильно устанавливать причинную связь?
1. Метод единственного сходства.
- При условии ABC возникает событие x.
- При условии ADE возникает x.
- При условии AFG возникает x.
- Вероятно, условие A является причиной x.
Пример:
- Когда на лед выходит хоккеист Овечкин вместе с хоккеистами Петровым и Васечкиным, то всегда забивают шайбу в ворота противника.
- Когда на лед выходит хоккеист Овечкин вместе с Сидоровым и Ивановым, то всегда забивают шайбу в ворота противника.
- Когда на лед выходит хоккеист Овечкин вместе с Драгуновым и Молчановым, то всегда забивают шайбу в ворота противника
- По всей видимости именно Овечкин способствует тому, что шайба оказывается в воротах противника.
2. Метод единственного различия.
- При условии ABCD происходит событие x.
- При условии BCD не происходит событие x.
- Вероятно, условия A является причиной события x.
Пример:
- Когда спортсмен интенсивно тренируется 3 мес перед соревнованиями, не сгоняет вес накануне выступления, полностью отдыхает 24 часа до начала старта и проходит 7 дневную специальную функциональную подготовку, то выигрывает соревнования.
- Когда делает все тоже самое, за исключением специальной функциональной подготовки, то не выигрывает соревнования.
- Вероятно, именно функциональная подготовка оказывается причиной победы.
3. Метод сопутствующих изменений.
- При условии A1BCD случается событие x1.
- При условии A2BCD случается событие x2.
- При условии A3BCD случается событие x3.
- Вероятно, условие A оказывается причиной события x.
Пример:
- Если одному менеджеру увеличить план продаж на май на 20% от результата апреля при прочих других условиях, то план не будет выполнен на 100%.
- Если двум менеджерам сделать тоже самое, то план не выполнят уже оба.
- Тоже самое, если это сделать для троих менеджеров.
- Соответственно, увеличение на 20% плана в мае от результата апреля по всей видимости окажется причиной невыполнения плана в мае.
4. Метод остатков.
- При условиях ABC возникает явление xyz.
- Известно, что часть y изъявления xyz вызывается условием В.
- Известно, что часть z изъявления xyz вызывается условием С.
- Вероятно, условие А является причиной явления x.
Пример:
- 10 мая в автосалоне было три автомобиля одной модели, но с разными двигателями. Автомобили 10 мая внимательно осматривали три потенциальных покупателя.
- Мы знаем, что пожилой мужчина купил автомобиль с двигателем 1,6 л.
- Мы знаем, что молодая женщина купила автомобиль с двигателем 1,4 л.
- Вероятно, молодой мужчина купил автомобиль с двигателем 1,8 л.
Заказать тренинг «Победить начальника»
Блок 6. Умозаключения по аналогии. Определение, виды и правила.
Что такое умозаключение по аналогии?
Сходство событий и предметов по ряду признаков означает сходство и по другим признакам.
- Событие А характеризуется a, b, c, d.
- Событие В характеризуется a, b, c.
- Вероятно, событие В характеризуется и признаком d.
Пример:
- План продаж отделом был выполнен в апреле, когда работали 4 менеджера, на складе всегда был полный ассортимент, клиентам предоставлялись отсрочки платежа длительностью 2 недели, отгрузки осуществлялись при ПДЗ не выше 5% от объема отгруженного товара.
- В мае также был выполнен план, когда работали 4 менеджера, были отсрочки и контролируемая ПДЗ.
- Вероятно, в мае на складе был полный ассортимент.
Два вида умозаключений по аналогии.
1. Аналогия свойств. Происходит сравнение двух предметов/событий с перенесением свойств/признаков. См. пример выше.
2. Аналогия отношений. Происходит сравнение двух групп предметов/событий с перенесением отношений признаков/свойств внутри группы.
Пример.
- На конвейере будущее изделие начинает свой путь с «болванки», которая после каждой предыдущей операции в одном технологическом блоке транспортируется в блок, где осуществляется последующая операция, и так вплоть до выхода готового изделия.
- Когда в компании каждый процесс систематизирован, протекает аналогичным образом, передается от одного ответственного сотрудника к другому и на каждом узле подвергается необходимым изменениям, на выходе мы получим полноценное «изделие», процедурное решение, реализацию задачи, решение вопроса.
Правила умозаключения по аналогии.
Первые три правила умозаключений по аналогии аналогичны трем правилам неполных индуктивных умозаключений. Существует еще 4 правило.
1. Максимально возможный охват исходных посылок (учитываем все доступные априорные вероятности).
2. Посылки должны отражать разные критерии.
3. В формировании вывода участвуют ключевые признаки.
4. Присутствие закономерной связи между сходными и переносимыми признаками.
Пример ошибки:
- План продаж отделом был выполнен в апреле, когда работали 4 менеджера, на складе всегда был полный ассортимент, предоставлялись отсрочки платежа длительностью 2 недели, работали и были исправны 10 грузовых автомобилей компании в доставке.
- В мае также был выполнен план, когда работали 4 менеджера, на складе был полный ассортимент, были отсрочки в 2 недели.
- Вероятно, в мае работали и были исправны 10 грузовых автомобилей компании в доставке.
Четвертый признак является переносимым, но не связан закономерно со сходными признаками. Если первые три признака прямо влияют на выполнение плана продаж, то четвертый – нет. Автотранспорт может быть наемным, не обязательно собственным, его принадлежность никак не влияет на выполнение планов продаж.
Итак, мы с Вами рассмотрели сегодня индуктивные умозаключения и по аналогии. В следующий раз перейдем к разбору основных законов логики.
Спасибо за Ваш труд ПРОЧИТАТЬ написанное!
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки, добавьте позитива в жизнь, это экологично! И пишите свои комментарии, если хотите можете критиковать статью в конструктивном ключе. Это правильно, потому что до истины иначе не достучаться! Или просто выражайте свое мнение и Вас услышат тысячи людей!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Спасибо за ваше внимание! До свиданья!
Источник