Можно ли получить аттестат при самообразовании
Содержание статьи
В каком классе ученик может перейти на самообразование?
Самообразование для многих родителей и детей является хорошей возможностью получить среднее общее образование за пределами школы, не посещая ее и не сдавая промежуточную аттестацию. Почему многие выбирают именно такое обучение?
Причин, по которым ученики и родители выбирают самообразование как форму обучения много:
- подготовка к итоговой аттестации и поступление в высшее учебное заведение;
- состояние здоровья;
- особые способности, одаренность в той или иной области;
- необходимость сочетать обучение в школе с работой и т. д.
Обсудим следующие вопросы:
С какого возраста можно перейти на самообразование?
Нужно ли проходить промежуточную аттестацию, если получаешь образование по форме самообразования?
Как школа должна организовать прохождение промежуточной аттестации учащихся в форме самообразования?
Чем самообразование отличается от семейного и домашнего обучения?
Основным документом, который регламентирует получение самообразования обучающимися, является Федеральный Закон от 29.12.20012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
Право на самообразование закреплено в ст.17 Закона. Закон закрепляет за обучающимися право на получение образования вне образовательной организации, без помощи педагогов. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам.
Особенности самообразования как формы получения образования
1. Обучающиеся не относятся к контингенту образовательной организации.
2. Обучающиеся могут в любой момент перейти на очную форму получения образования в школе.
В каком классе обучающийся может перейти на самообразование?
Самообразование подходит только для тех учащихся, которые получили основное общее образование и хотят получить среднее общее образование вне школы. Это учащиеся 10-х и 11-х классов. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (п.2 ст.63 Закона). Таким образом, ученик, закончивший 9 классов, успешно сдавший итоговую аттестацию, не имеющий академических задолженностей может принять решение о переходе на самостоятельное обучение.
Кто принимает решение о переходе ребенка на самообразование?
Такое решение может принять учащийся самостоятельно. Дело в том, что родители несовершеннолетних обучающихся выбирают форму получения образования до завершения ребенком получения основного общего образования или при достижении обучающимся возраста 18 лет (п.3 ст.44 Закона, Семейный кодекс РФ). Согласие родителей при переходе на самообразование в 10-м или 11-м классе не требуется. А вот получение основного общего образования родители должны обеспечить.
Какие документы необходимы для перехода на самообразование?
При семейном обучении родители должны проинформировать местный орган управления образования о том, что ребенок будет обучаться в семье. При самообразовании информирование управления образования не требуется. Поэтому достаточно заявления родителей или ребенка.
Как проходит промежуточная аттестация обучающегося, если он находится на самообразовании?
Прохождение промежуточной аттестации обучающегося в форме самообразования — это право обучающегося, а не его обязанность (п.3 ст.34 Закона). Обучающийся, который перешел на самообразование, может пройти промежуточную аттестацию в школе в качестве экстерна. При прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, обучающийся пользуется всеми правами, которые закреплены за учеником (пользование библиотечным фондом школы, посещение занятий, получение психологической помощи и т. д.).
Если учащийся хочет получить аттестат о среднем общем образований, то прохождение промежуточной аттестации становится обязательным. Это связано с тем, что к государственной итоговой аттестации допускаются только лица, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (Приказ Минобразования от 26.12.2013 г. № 1400 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»). Поэтому учащийся должен обратиться в выбранную им образовательную организацию с заявлением о зачислении его в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации. Аттестат о получении среднего общего образования выдается в той организации, в которой обучающийся проходил промежуточную аттестацию.
Процедура прохождения промежуточной аттестации в школе обучающегося в форме самообразования
Каждая образовательная организация принимает локальный акт и закрепляет в нем форму, порядок, сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся вне школы.
Когда обучающегося зачисляют в образовательную организацию, его обязательно должны познакомить с Уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности и образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию. После того, как обучающийся прошел промежуточную аттестацию, его отчисляют из образовательной организации и выдают справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном в 3-х дневный срок (ст.60-61 Закона).
Самообразование достаточно новая форма получения образования. Успешность освоения образовательной программы зависит от причин перехода на такую форму обучения. Учащийся должен лично осознавать необходимость приобретения знаний, обладать определенными интеллектуальными способностями для того, чтобы самостоятельно планировать свое обучение и развиваться.
- Автор — Сафиулина Нурия Романовна
- 15.12.2015
- Все консультации автора
Источник
Можно ли получить нормальный аттестат в конце 11 класса, сдав ЕГЭ, но при этом находясь на заочной форме обучение, то есть самообразовании?
Можно 2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
«»а) обучающиеся по очной форме обучения в:
«»абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей «редакции»)
Консультант Плюс: примечание.
Граждане, получившие отсрочку по абз. 3 или абз. 4 пп. «а» п. 2 ст. 24 до 01.01.2017, пользуются отсрочкой на период освоения образовательных программ, но не свыше сроков получения СПО, установленных ФГОС (ФЗ от 14.10.2014 N 302-ФЗ).
«»образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 302-ФЗ;
(см. текст в предыдущей «редакции»)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей «редакции»)
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
«»программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
«»программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
«»программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
«»Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
«»абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
(пп. «а» в ред. Федерального «закона» от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
Консультант Плюс: примечание.
Обучающиеся в интернатуре имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на основании и в порядке, которые установлены для обучающихся по очной форме обучения в ординатуре (ФЗ от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
«»б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными «стандартами» сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
(пп. «б» в ред. Федерального «закона» от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»в) которым это право дано на основании «указов» Президента Российской Федерации;
Источник
Аттестация детей на семейном образовании
Семейное образование предполагает изучение школьной программы дома — в привычной и спокойной обстановке. Ученик проходит курс всех предметов с родителями, педагогами-репетиторами или дистанционно в онлайн-школе. Учебное учреждение он посещает лично лишь для прохождения разработанной для семейного образования аттестации. Игнорировать это требование нельзя.
Переход на обучение дома без уведомления местного департамента образования и прикрепления к школе может повлечь за собой интерес со стороны органов опеки и локальных органов власти. В худшем случае это может привести к потере родительских прав по причине лишения ребенка законного права на образование. Неважно, обучают ли ребенка родители, приглашают ли для него педагогов или записывают его на дистанционные курсы — если это не оформлено документально, ребенок считается не проходящим школьную программу. Поэтому, приняв решение уйти из школы, необходимо письменно уведомить об этом департамент, написать соответствующее заявление в образовательное учреждение.
Для учеников, находящихся на семейном образовании предусмотрена проверка знаний двух видов:
- промежуточная,
- итоговая.
Каждая из них имеет свои особенности.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация — это подтверждение факта освоения школьных предметов. Периодичность и график таких испытаний устанавливаются договором, заключенным между родителями и образовательным учреждением, к которому прикреплен школьник. Ребенок может постоянно числиться в списке учащихся, а может прикрепляться к школе на время промежуточных аттестаций.
Закон «Об образовании в РФ» подразумевает индивидуальный подход к каждому «семейнику» при составлении планов сдачи тестов, контрольных, рефератов. Согласно этому постановлению возможно семейное образование без промежуточной аттестации. Но существует еще один нормативный акт, регламентирующий эту процедуру — локальное Положение образовательной организации (Устав). Там прописаны формы и периодичность промежуточных испытаний.
Каждая школа разрабатывает свои условия, правила и нормы. Для прохождения тестирования семьи вправе выбрать наиболее подходящее учебное учреждение. Для этого важно заранее изучить локальные нормативные документы, понять нюансы проверки и при заключении договора зафиксировать сроки, объемы, графики консультаций. Право школы устанавливать свои правила прохождения промежуточной аттестации закреплено статьями 28 и 58 ФЗ «Об образовании в РФ».
Ученик, решивший получать образование в семье, может быть постоянно прикреплен к школе на договорной основе или заключать договор каждый раз для прохождения промежуточных испытаний.
График промежуточной аттестации на семейном образовании устанавливается по договоренности между руководством учебного заведения и представителями ученика. Аттестация может проходить:
- один раз за год;
- раз в полгода, четверть;
- по итогам изучения всего учебника;
- по итогам усвоения целого предмета;
- по отдельной теме (разделу, главе).
Родители должны быть заранее оповещены о требованиях к аттестуемому, нормах выставления оценок, объеме материала. Договор оговаривает точные сроки испытаний по каждому предмету. В ситуации когда испытуемый не может прибыть в школу в оговоренное время по объективным причинам, нужно немедленно информировать об этом руководство учреждения, объяснить причину и согласовать новую дату аттестации.
При заключении договора с экстерном в нем указывается предусмотренная для семейного образования форма аттестаций:
- устная (устный экзамен, доклад, сообщение, собеседование, защита исследовательской работы, проект);
- письменная (контрольные работы по отдельным предметам, комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение сразу нескольких дисциплин, тестирование, диктант, сочинение, изложение, реферат, проект);
- комбинированная (часть заданий выполняется устно, часть — письменно).
График тестирования регламентируется соответствующим СанПиНом. Им установлено, что ежедневно можно проводить только один экзамен, а между испытаниями по разным предметам должно проходить не менее двух дней. При соблюдении таких требований проверка знаний может растягиваться на несколько недель. Это не всегда удобно ученикам, и родители иногда просят отойти от требований и установить более «быстрый» график. Школы редко отказывают в этом, планируя тесты «плотнее». Иногда ставят даже несколько проверочных работ на один день. Обращаясь с подобной просьбой к руководству учебного учреждения, рекомендуется учитывать следующее.
- за один раз удобнее сдавать похожие предметы (история + обществознание, физика + математика, биология + химия). У этих дисциплин встречаются перекрестные темы, так что подготовка упрощается.
- на один день лучше ставить испытания, подразумевающие разные формы аттестации: письменный тест по одному предмету и устное выступление — по другому.
- письменные задания удобнее выполнять в спокойной, привычной обстановке. Родители могут поговорить с преподавателем по поводу написания контрольных или тестов дома. Обычно эта просьба не встречает сопротивления.
По итогам проверки знаний школа выдает ученику справку, где указано, какие предметы были сданы, за какой промежуток времени и какие оценки были получены.
Зачем нужны промежуточные испытания
Промежуточная аттестация на семейном образовании показывает уровень освоения учебной программы. При удовлетворительных результатах тестирования ученик продолжает заниматься дома. Если же оценка неудовлетворительная или ребенок не прибыл на испытания без уважительной причины, у него возникает академическая задолженность по предмету. Это значит, что он обязан пересдать дисциплину еще раз.
Такую возможность надо учитывать еще при составлении договора с учебным заведением. Как бы родители ни были уверены в знаниях детей, при тестировании может случиться непредвиденное: ребенок перенервничает, внезапно почувствует себя плохо, невнимательно прочитает вопрос или неправильно перепишет пример.
Договор должен оговаривать, сколько предметов можно пересдавать, точное количество дней, которые отводятся для подготовки и пересдачи. Статья 58 Закона «Об образовании в РФ» предусматривает это. Согласно статье, если «домашник» не ликвидировал академическую задолженность в оговоренный срок, он лишается права учиться дома и должен вернуться к обычной школьной форме изучения дисциплин. Такие же последствия ожидают экстерна, не сдавшего один и тот же предмет за оговоренный период повторно.
Итоговая аттестация
Особое значение имеет промежуточная проверка знаний ученика, закончившего 9 или 11 классов. Она показывает его готовность к государственным экзаменам — к итоговой аттестации. От оценок, выставленных при прохождении этих испытаний, зависят итоговые отметки в аттестате.
Промежуточная аттестация по окончании 9 и 11 классов проводится по всем предметам, предусмотренным учебным планом (по федеральным стандартам образования — ФГОС). Также проводятся дополнительные испытания, являющиеся допуском к сдаче ЕГЭ, ГИА. Для девятиклассников это обязательное устное собеседование по русскому языку. Для одиннадцатиклассников — письменное сочинение.
Если промежуточная аттестация — это право ребенка, обучающегося дома, то итоговая — обязательная процедура. Без ее прохождения невозможно получить документ об окончании школы.
Итоговую аттестацию выпускник проходит на общих основаниях вместе с выпускниками школы, к которой он прикреплен. На процедуру экзаменов не влияет предыдущая форма обучения. Для «семейника» действуют те же правила, что и для обычных школьников.
Ученикам, находящимся на семейной форме образования, по окончании обучения выдается обычный аттестат государственного образца. В нем не указано, что выпускник проходил школьный курс дома. В том числе это касается и аттестата с отличием. В аттестат при условии успешного прохождения ГИА или ЕГЭ выставляются отметки, полученные при прохождении последних промежуточных испытаний.
Аттестация при дистанционном обучении
При переводе сына или дочери на семейное образование родители все чаще зачисляют их в онлайн-школу. Домашняя школа «ИнтернетУрок» одной из первых стала предоставлять такие услуги. Методисты школы разработали программы обучения для детей с 1 по 11 класс. Обучение проходит по видеоурокам, к которым приложен конспект: каждый урок подкреплен практическими, тренировочными, проверочными, контрольными заданиями.
Ученикам, как и при обычном школьном графике, выдается задание на дом. Выполнив его, они получают оценки, которые выставляются в электронный журнал, и родители могут отслеживать успехи школьника. При таком подходе промежуточное тестирование требуется раз в год — для перевода ученика из класса в класс. Для учащихся с первого по восьмой и десятого классов промежуточные испытания проводятся дистанционно. Личного присутствия учащегося во время контрольных работ не требуется.
Подготовка к выпускным экзаменам дистанционно имеет немало положительных моментов:
- ученик не привязан к темпу работы класса и конкретного учителя. Он может проходить программу в своем темпе и вернуться к какой-либо теме, поняв, что изучил ее недостаточно.
- регулярное выполнение контрольных заданий дает возможность объективно оценивать свои знания и своевременно ликвидировать пробелы.
- подготовка к экзаменам в спокойной обстановке дает возможность подойти к итоговой аттестации без лишних стрессов, нервотрепки, опасений чего-то не успеть или упустить.
- отсутствие одноклассников также имеет позитивное влияние: «семейник» не слышит «страшилок» о сложности экзаменов, которые будущие выпускники передают друг другу из года в год. В итоге он приходит на экзамен более спокойным и уравновешенным.
Ученики 9 и 11 классов проходят итоговую аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ на общих основаниях в школах-партнерах Домашней школы «ИнтернетУрок», которые они выбрали ранее для зачисления.
Для допуска к ГИА и ЕГЭ ученикам необходимо пройти обязательные испытания — собеседование по русскому языку в 9 классе, письменное сочинение в 11 классе. Проходить их дистанционно нельзя, ученик обязан присутствовать лично.
Можно ли получить качественное образование на дому?
Закономерный вопрос каждого родителя, который задумывается о семейном образовании: возможно ли качественное обучение ребенка без посещения школы? Ваши опасения понятны. Возможность семейного образования законодательно закреплена в России с 1992 года, но популярным оно стало только в последние годы, когда для этого появились все технические возможности.
Тем не менее, за рубежом дистанционное обучение успешно практикуется уже давно. Выросло ни одно поколение детей, которые обучались на дому. Поэтому для прогноза успешности семейного образования можем смело обратиться к статистике других стран.
Так в 2019 году независимый международный портал The Conversation опубликовал исследование со ссылкой на данные BBC, Национального центра статистики образования США и других авторитетных источников. Согласно этой информации, дети на дистанционном обучении лучше сдают тесты и получают более высокие оценки, чем другие школьники. В среднем, их достижения столь же хороши, если не лучше, чем достижения сверстников, которые посещают школы.
В связи с этим популярность семейного образования стабильно растет во многих странах мира:
- в Великобритании с 2014 по 2017 год количество учащихся на дому выросло на 40% — с 34 тыс. до 48 тыс.;
- в США с 1999 по 2016 год удвоилось число детей, которые обучаются дистанционно, — с 850 тыс. до 1 млн. 690 тыс.;
- в Австралии с 2011 по 2018 год учеников на домашнем обучении стало больше в 2 раза — с 10 тыс. до почти 20 тыс.
В России на 2019 год, по данным исследований глобальной образовательной конференции EdCrunch, более 100 тыс. семей выбрали образование на дому. То есть за последние 10 лет количество детей на семейном обучении увеличилось почти в 10 раз.
Эффективность образования на дому
Международные исследования демонстрируют, что дальнейшие успехи учеников, обучавшихся на дому, достаточно высоки и часто превосходят достижения сверстников из обычных школ. Несколько исследований, проведенных в США в 2013 году, выявили, что большинство (78%) сотрудников приемных комиссий высшего образования «ожидают, что выпускники домашних школ будут в целом успешнее или будут демонстрировать хорошие результаты в первый год обучения в колледже/университете, чем выпускники традиционных средних школ».
Такие выводы отражены в книге «The Wiley Handbook of Home Education», опубликованной в 2017 году. В ней сказано, что несмотря на некоторые методологические проблемы, известно то, что учащиеся, прошедшие обучение на дому, весьма преуспевают в высших учебных заведениях.
В связи с тем, что в России подробных исследований по эффективности дистанционного образования для учеников и его влияние на дальнейшие успехи в высших учебных заведениях пока никто не проводил, вновь обратимся к зарубежной статистике. Так австралийская организация The Home Education Network (HEN) провела масштабный опрос среди студентов высших учебных заведений, которые получили среднее образование на дому.
Исследование длилось с декабря 2016 года по март 2017 года. Всего опросили свыше 500 людей. Выборка по возрасту была большой: самым младшим респондентам было 15 лет, а самому старшему — 52 года. В среднем участники опроса обучались на дому 9 лет.
Один из выводов заключался в том, что респонденты, которые прошли обучение на дому, получали больше степеней (бакалавр и выше), чем население в целом.
Почему дети при обучении на дому преуспевают?
Хорошая успеваемость при семейном обучении объясняется совокупностью разных факторов:
- Индивидуальная программа. На дому учебный план можно выстроить с учетом интересов, успеваемости и характера конкретного ученика. Можно больше уделить внимание наиболее трудным и/или интересным для него темам. Многие дети воспринимают обучение больше как увлекательный процесс. Важно только не забывать о сроках аттестации и вовремя к ней готовиться.
- Личный график. Способность хорошо усваивать информацию у многих детей зависит от того, в какое время они посещают занятия. При семейном обучении график можно выстраивать индивидуально, приступая к урокам тогда, когда у ребенка это лучше всего получается.
- Благоприятная обстановка. В приятной домашней атмосфере ребенок чувствует себя комфортнее, при должном подходе со стороны учителя он не боится выражать свои мысли и высказывать мнение, в то время как в школе ученики нередко боятся показаться глупыми перед сверстниками.
- Больше возможностей развивать самостоятельность. Дети при семейном образовании больше осознают личную ответственность за освоение новых материалов, учатся самоконтролю. Ведь в данном случае не может быть такого, что учитель не проверит заданную тему, переключившись на других учеников. Задания ребенок выполняет самостоятельно, не пытаясь списать у сверстников.
Преимуществ на самом деле еще немало, но лучшие доказательства успешного обучения на дому — результаты. При семейном образовании многие учащиеся хорошо сдают тестирование МЦКО, ОГЭ и ЕГЭ, участвуют во Всероссийских проверочных работах. Среди них немало стобалльников, медалистов и призеров школьных олимпиад.
Источник