Можно ли отказаться от карты школьника
Содержание статьи
ШКОЛЬНЫЕ КАРТЫ «ПРОХОД-ПИТАНИЕ» КАК НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ И СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ
Уважаемые родители! В школах страны под соусом борьбы с терроризмом внедряются электронные карты для прохода детей в школу. В ряде школ такие системы были установлены ранее в пилотном порядке. В ближайшее время «отстающие» школы догонят пилотные. В частности, в С-Петербурге, в предстоящие неделю-две родителям на родительских собраниях будут навязывать в безальтернативном порядке подписание заявлений на получение соответствующих карт. Под предлогом удобства в эту карту введут также функцию оплаты в столовой школы.
Портал образования в Приморском районе С-Петербурга сообщает родителям: «Рекомендуется объяснить ребенку, что карта — это его личный кошелек и паспорт (!!!), поэтому с ней надо быть предельно аккуратным, не терять ее и не баловаться с ней» https://primobr.ru/faq-card/#1512901165823-72897eb9-2605
На карте приводятся фамилия, имя ребенка и его код. Вот такое плавное движение в сторону замены паспорта на карточку с личным номером.
Весьма циничны заявления на официальном сайте мэра Москвы: «Забрать ребенка из детсада можно будет только (!) по электронной карте» https://www.mos.ru/news/item/3548073/
При этом детей бессовестно втягивают в разные конкурсы с целью определения дополнительных направлений использования этой электронной карты https://www.mos.ru/news/item/21738073/?onsite_molding=2, и таким образом, «руками детей» продвигают тотальный электронный концлагерь.
Как показывает опыт, сначала электронные системы контроля в школе устанавливаются, а потом родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощаетесь со школой. Иногда родителей просят написать заявление на выдачу карты уже после ее выпуска. Такое выкручивание рук незаконно! Рекомендуем заявить о своих правах и отказаться от получения карт и от подписания заявлений на выпуск карт прямо на родительском собрании! Для этого стоит учесть нижеприведенные аргументы и сообщить их в школе. Кроме того, важно всем массово написать соответствующие жалобы в Администрацию своего региона, в Рособрнадзор, в Генпрокуратуру, в Минпросвет.
Предлагаем следующий образец для министра просвещения (для остальных адресатов поменять шапку):
_______________________________________________________________
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Требуем прекратить тотальное безальтернативное внедрение электронных турникетов на входе в школы, а также электронных карт «проход/питание» как незаконных в связи со следующим.
При внедрении указанных систем под предлогом «борьбы с терроризмом» родителей ставят перед фактом: либо пишите согласие на эту систему, либо прощаетесь со школой. Такие действия грубо нарушают закон.
1) Ссылка на защиту от терроризма с помощью систем электронного контроля на входе в школу -голословный, абсолютно необоснованный аргумент. Очевидно, никакой турникет от вооруженного нападения не защитит. Система электронных карт ни в коей степени не отменяет риск проникновения в школу человека с оружием, вне зависимости от того, является ли он хозяином карты. По официальным данным установка системы электронного входа на одну школу составляет около миллиона рублей. В масштабах страны — это миллиарды. В случае бюджетного финансирования следует говорить об откровенно нецелевом расходовании средств. В случае небюджетного финансирования следует ставить вопрос о необходимости проверки правоохранительными органами целей деятельности лиц, за свой счет оплачивающих сомнительные новшества.
2) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах следует юридически оценивать как навязывание услуг и принуждение к совершению сделки. Подобные действия противозаконны. Характерно, что замена испорченных или утраченных электронных карт и ряд иных функций должны оплачиваться из кармана родителей. Внедрение электронных систем входа/выхода, очевидно, преследует в т.ч. цели обогащения изготовителей и операторов системы, а не безопасности, которую они НЕ обеспечивают.
С учетом того, что родителям в школе угрожают недопуском в здание детей, на которых не оформлена электронная карта, подписание документов несогласным родителем в таких условиях следует квалифицировать как совершение сделки под влиянием угрозы — такие сделки являются недействительными согласно ст. 179 Гражданского кодекса РФ.
3) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах принуждает родителей против их воли к автоматизированной обработке персональных данных детей, что является нарушением п. 1 ст. 9 ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
4) Детальные персональные данные ребенка с его электронной карты, в частности, сведения о времени входа ребенка в школу, выхода из нее, данные о том, когда, чем и за какую цену ребенок питался в школе, становятся доступны с карты третьим лицам.
Во-первых, такой сбор информации через карту в ситуации принуждения к ее получению следует расценивать как грубое нарушение неприкосновенности частой жизни (статьи 23 Конституции РФ).
Во-вторых, с учетом массового внедрения электронной системы в школах и общеизвестного все возрастающего числа кибератак подобная система подрывает частную жизнь граждан в масштабах государства, соответственно, представляет собой угрозу нацбезопасности.
В-третьих, данные с электронных карт могут быть доступны т.н. субъектам профилактики безнадзорности, которые при желании информацию по любому ребенку истолкуют как угрожающую его «благополучию» и вмешаются в семью (вплоть до разрушения семьи и отобрания детей).
5) С учетом угроз силового недопуска детей, родители которых откажутся от электронных карт в школы, следует говорить о наличии в действиях организаторов системы признаков состава преступления, предусмотренного статьей 179 Уголовного кодекса РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».
6) В силу закона родители школьников имеют полное право отказаться от электронной формы любых госуслуг. В связи с чем навязывание электронных карт как единственного способа доступа ребенка в школу следует признать незаконным.
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — ФЗ № 210-ФЗ) принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
В п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
7) Навязывание электронных карт «проход»/ «питание» в школах грубо нарушает право детей на образование. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ всем гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях. Ни один закон не закрепляет возможность ограничений в образовании при отказе от электронной формы государственных услуг или от автоматизированной обработки персональных данных обучающихся. Решение о выборе формы оказания государственных услуг граждане осуществляют в зависимости от своих убеждений, поскольку в ст. 24 Конституции РФ закреплено право каждого «иметь убеждения и действовать в соответствии с ними».
8) Система электронного пропуска в школу исключительно для детей грубо нарушает право родителей на воспитание, на представление интересов и на защиту детей (ст. 38 Конституции РФ, п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ), поскольку физически исключает возможность доступа родителей к ребенку в образовательном учреждении в случае необходимости.
По аналогичным причинам данная система нарушает право детей на обеспечение его интересов и на защиту со стороны родителей (п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
9) Система электронных турникетов на основном входе в школу существенным образом затрудняет выход учащихся из здания в случае пожаров или иных экстренных ситуаций, что может привести к панике и огромному числу жертв среди детей.
10) В случае, если внедрение системы турникетов сопровождается также оборудованием системы видеораспознавания лиц (для сопоставления входящих людей со списком и фото лиц в базе) следует говорить о нарушении ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку сканирование лица любого человека является обработкой биометрических персональных данных и возможно только с добровольного (а не принудительно подписанного) письменного согласия субъекта персональных данных или его законного представителя.
В связи с вышеизложенным требуем:
1) отказаться от внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях,
2) отказаться от внедрения биометрических камер распознавания лиц в образовательных организациях,
3) гарантировать право доступа в образовательные организации без электронных карт, без сдачи биометрических данных участниками образовательного процесса,
4) гарантировать возможность питания детей в образовательных организациях без применения электронной карты «проход» / «питание».
______________________________________________
АДРЕСА ОТПРАВКИ ПИСЕМ:
1) Написать Губернатору С-Петербурга Геннадию Сергеевичу Полтавченко https://www.gov.spb.ru/gov/elektronnaya-priemnaya-pre/
2) Написать Председателю Комитета образования С-Петербурга Жанне Владимировне Воробьевой https://letters.gov.spb.ru/ , можно также сделать звонок и высказаться устно (417-34-54, 576-18-10, 576-28-44, 576-18-54, 576-20-19)
3) Написать Министру просвещения О.Ю. Васильевой https://services.government.ru/letters/
4) Написать Руководителю Рособрнадзора Сергею Сергеевичу Кравцову https://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/
5) Написать Генеральному прокурору Юрию Яковлевичу Чайке https://genproc.gov.ru/s/order/
В письме прокурору стоит указать номер школы, где поставлен электронный турникет, а в конце (в просительной части) письма (после слов «В связи с вышеизложенным требуем») написать так: «принять меры прокурорского реагирования против внедрения электронных турникетов на входе и от электронных карт «проход»/ «питание» в образовательных организациях».
⚠ Вступайте в группу ОБЩЕСТВЕННОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, только вместе мы можем защитить наши права!
Источник
Могу ли я отказаться от электронной карты в школе для прохождения через турникеты, установленные для входа в школу?
Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 213 ТК РФ
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в статью 214 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/12125268/34/#block_213#ixzz3l2CoFIcT
Источник
Некоторые родители требуют отменить обязательные карты школьника
Родители обеспокоены расширением функций карты школьника
Сегодня все родители знакомы с единой картой учащегося. Школьники оплачивают с помощью карты обед в школе, карта выступает пропуском в образовательное учреждение. В этом году планируют ввести оплату проезда и контроль доступа в учреждения дополнительного образования. Но не все родители рады нововведениям.
Недовольные жители республики объединились в родительский комитет «Родительский отпор» Чувашии. Представитель общественной организации Марта Ентальцева рассказывает, что многих беспокоит, что банк может передавать третьим лицам данные по картам.
«В условиях нашей реальности, доступ к персональным данным, а в особенности к перемещениям человека открывает большие возможности для мошенников», — говорит Марта Ентальцева.
Родители не довольны тем, что на карте может накопиться долг за питание, ребенка не пропустят в школу без нее.
«К нам в организацию обратился отец, к которому пришли приставы и сказали, что у них долг по школьным обедам и они должны вынести из дома вещи на эту сумму. Во многих школах поставили турникеты и сказали ученикам, что пройти в школу не будет возможным без оформления карты. Родителям не подсказали, что можно проходить по обычным пропускам, где указаны фамилия, имя и отчество ученика, номер класса и вклеена фотография, — объясняет Марта Ентальцева. — В школе №40 родительница написала заявление об отказе от карты. Ей дали ответ, что проход в школу будет невозможен без карты уже в январе 2019 года».
Родители обратились в управление образования города Чебоксары с вопросом, почему дети питаются в школе по банковским картам и им не предлагают альтернативу.
«Мы получили ответ, что карта обязательна, есть соответствующее постановление. В прокуратуре же нам сказали, что используют эти карты по согласию родителей, — рассказывает чебоксарка. — Но на деле мы так и не увидели ни в одной школе, что директор или учитель хоть раз предложил альтернативу картам».
В Прокуратуре республики сообщают, что внедрение и использование указанной Единой карты в школах города осуществлено с согласия родителей в интересах своих несовершеннолетних детей с целью осуществления не только учета и контроля их доступа в образовательное учреждение, оплату услуг за питание, но оплаты проезда учащимися на маршрутах городского транспорта, то есть для удобства самих же родителей.
«Все мероприятия, связанные с оформлением и использованием Единой карты учащегося носят исключительно добровольный характер. Каких-либо обязательных требований к родителям учащихся, не имеющих подобные карты, образовательные учреждения не предъявляют и предъявлять не могут. В органы Прокуратуры республики с момента внедрения указанных карт каких-либо жалоб не поступало», — рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Чувашии Иван Федоров.
В школе №40 комментировать ситуацию отказались. В адрес управления образования администрации города Чебоксары было направлено письмо с вопросом, могут ли родители отказаться от единой карты школьника. Оперативный ответ получить не удалось.
Источник
Использование электронной карты школьника: право или обязанность?
- Главная
- Правовое просвещение
- Статьи
- Мнение
С недавних пор в школах города Перми стали вводиться электронные карты учащихся. Карты имеют различные названия, обслуживаются разными операторами, но суть их одна: безналичная оплата обедов в школьных столовых и проход ребенка в здание школы. По информации с сайта администрации города Перми, в проект «Электронная карта школьника» с этого года будут включены все общеобразовательные учреждения города. Одним из главных принципов проекта является то, что выдача и активация карты должны быть бесплатны для родителя и ученика; во-вторых, родитель сам должен решать, какие дополнительные функции он желает активировать и каким способом их оплачивать. В департаменте образования подчеркивают, что родители, которые не желают использовать электронную карту для безналичной оплаты питания ребенка в столовой, могут не делать этого, однако реальное положение дел не всегда соответствует проектам на бумаге. Некоторые родители обрадовались введению карт, некоторые восприняли данное нововведение как очередной способ заработать на школьниках. Обсуждение новшества довольно активно ведется на городских форумах, профильных сайтах и в соцсетях. В связи с введением данных карт у родителей возникает множество вопросов: законно ли это, является ли это обязательным условием для посещения ребенком школы, какими законами регулируются данные отношения. Наиболее волнующий родителей вопрос — насколько законно требование об использовании данных карт? Использование данных карт является добровольным, навязывать услуги по использованию карт, а также угрожать проблемами в случае их неиспользования никто не в праве. Школьная карта — это дополнительная услуга, ее приобретение и использование регулируются договором с оператором данной карты. Заключение договора оказания информационных услуг (а именно такой договор предлагают заключить большинство операторов школьных карт) может осуществляться только на добровольной основе в силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, навязывание услуги по получению платной карты, которая в том числе дает право прохода на территорию учебного заведения, является прямым нарушением закрепленного в части 2 статьи 43 Конституции РФ права каждого на общедоступное и бесплатное основное общее образование. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Многие родители опасаются, что без такой карты их ребенок не сможет пообедать в школьной столовой. Однако действия администрации школы по запрету приобретения обедов в столовых за наличные денежные средства противоречат закону. В соответствии со статьей 140 Гражданского кодекса РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Родители интересуются, как можно отказаться от использования карты, если ранее она уже была получена? Большинство операторов, обслуживающих карты, в договоре ссылаются на возможность расторгнуть договор в соответствии с действующим законодательством. Общий порядок расторжения договора урегулирован статьей 452 Гражданского кодекса РФ. Для расторжения договора следует обратиться с соответствующим письменным заявлением к оператору, обслуживающему карту. В данном заявлении можно установить разумный срок для расторжения договора. Если данный срок не указан, то он принимается равным 30 дням. В течение указанного срока между сторонами должно быть заключено соглашение о расторжении договора. В случае отказа от расторжения договора либо неполучения ответа в срок, указанный в договоре, либо по истечении 30 дней сторона вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора. Следует помнить, что договор на обслуживание школьной карты, заключенный между организацией и родителем, попадает под действие Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», поэтому если вы считаете, что те или иные положения по обслуживанию карты являются незаконными, можете смело обращаться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор. Артем Зайцев, Первый пермский правовой портал Иллюстрация — кадр из фильма «Пятый элемент» кинокомпании Gaumont, 1997 год Материалы по теме
Источник