Можно ли оплатить картой проезд в метро казань
Главные вопросы о безналичном расчете в казанском общественном транспорте
Фото: Денис Гордийко
(Город Казань KZN.RU, 19 июля, Ксения Швецова). С 1 июля в Казани на всех видах общественного транспорта появилась дополнительная услуга — оплата проезда банковской картой. Все автобусы, троллейбусы и трамваи, работающие на городских маршрутах, оснастили новыми контрольно-кассовыми аппаратами, сменившими старые валидаторы. Новая услуга вызвала у пассажиров много вопросов — что делать, если оплата банковской картой не прошла, в каких случаях пассажир имеет право на бесплатный проезд, и почему средства с карты списываются позднее самой поездки. На эти и другие вопросы читателей KZN.RU ответил заместитель председателя Комитета по транспорту Марат Хисамутдинов.
1.Как должен работать кондуктор с новыми валидаторами, и какие права есть у пассажиров транспорта?
Пассажир имеет право оплатить проезд как за наличный, так и за безналичный расчет, который включает в себя банковскую карту, транспортную карту и другие способы оплаты с функцией NFC. Если какой-то из этих вариантов оплаты в данный момент недоступен, пассажир обязан оплатить проезд другим способом. Возможность оплаты проезда банковской картой — это дополнительная услуга, а не обязательная функция.
Возможность оплаты проезда банковской картой — это дополнительная услуга, а не обязательная функция.
Фото: Денис Гордийко
В этом кардинальное отличие оплаты проезда банковской и транспортной картой. В случае если пассажир не может оплатить проезд исправной транспортной картой, то причина — в неисправности валидатора. В такой ситуации пассажир имеет право на бесплатный проезд, а автобус должен в кратчайшие сроки сойти с линии и устранить неисправность.
2.Не прошла оплата банковской картой. Имеет ли пассажир право на бесплатный проезд?
Если терминал не выдает чек по техническим причинам при безналичном и наличном способе оплаты, то контрольно-кассовый аппарат считается неисправным, и пассажир имеет право на бесплатный проезд. Но если в результате наличной оплаты чек выдается, проходит оплата по транспортной карте и не принимается только банковская карта, то аппарат считается рабочим. В этом случае пассажир обязан оплатить проезд другим способом.
При неисправном терминале кондуктор не имеет права брать наличные и провозит пассажира без билета.
3.Какой документ регулирует порядок оплаты проезда на городском пассажирском транспорте?
На основании федеральных и республиканских законов принято постановление Исполнительного комитета «Об оплате проезда на городском пассажирском транспорте Казани с помощью бесконтактных банковских карт национальной платежной системы «МИР», международных платежей систем VISA, MasterCard и других электронных устройств с технологиями NFC». В числе прочего в нем прописаны все случаи, когда пассажир имеет право на бесплатный проезд.
Добавлю также, что в федеральном законе «О защите прав потребителей» в статье 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров» говорится, что если в месте оплаты товаров и услуг не предоставляется доступ к интернету, то продавец (в данном случае транспортное предприятие) освобождается от обязанности обеспечить оплату с помощью национальных платежных инструментов.
4.Почему после оплаты картой кондуктор выдал фискальный чек, а там старая дата? Или вместо чека дал красный/синий билет старого типа?
Билеты старого образца с 1 июля выдаваться не должны — это нарушение финансовой дисциплины. Также если кондуктор выдает заранее распечатанный билет, то это тоже является нарушением. Бывает, что кондукторы заранее распечатывают билеты, чтобы быстрее обилетить пассажиров, но в любом случае это недопустимо, и пассажир имеет право пожаловаться на работу такого кондуктора.
5.Что означает, если кондуктор говорит, что банковская карта попала в «черный список»? Как из него выйти?
Снова речь идет о кардинальном отличии оплаты проезда транспортной и банковской картами. Если мы оплачиваем проезд транспортной картой, то на ней уже есть определенный ресурс — мы ее заранее пополнили. При этом пополнении мы уже получили чек и оплатили услугу. Таким образом, при оплате проезда чек нам не выдается, и никакого подтверждения операции не требуется.
При связи с банком аппарат получает подтверждение, что средства на карте есть, и списывает их.
Фото: Денис Гордийко
А при оплате банковской картой контрольно-кассовый аппарат связывается с банком после каждой транзакции и проверяет, есть ли на ней средства. Но для того, чтобы связаться с банком, ему нужно определенное время. Когда пассажир прикладывает карту и получает фискальный чек, то происходит авансовое списание средств — аппарат еще не связался с банком, но он допускает, что на этой карте есть 27 рублей. Карту он запоминает и вносит в так называемый стоп-лист. В дальнейшем при связи с банком аппарат получает подтверждение, что средства на карте есть, и списывает их. Этим объясняются также ситуации, когда пассажир оплачивает проезд, а сообщение о списании средств получает уже после поездки.
Если из банка приходит информация, что на карте нет средств, а также в других случаях, когда списание средств прошло неудачно, карта попадает в «черный список», а за пассажиром остается долг 27 рублей. Тогда оплатить проезд пассажир должен другим способом.
Если бы при оплате проезда банковскими картами приходилось ждать подтверждения на месте, то около каждого пассажира кондуктор стоял бы как минимум две минуты. В условиях большого пассажиропотока это невозможно.
6.В каких случаях кондуктор должен выдавать фискальный чек за оплату проезда, а в каких — нет?
Чек должен выдаваться обязательно в нескольких случаях. Во-первых, при наличной оплате проезда, печататься он должен на глазах у пассажира. Второй вариант — при оплате банковской картой без транспортного приложения. Во всех остальных случаях — оплата транспортной картой, банковской картой с транспортным приложением, льготной картой — чек пассажиру не выдается.
7.По каким причинам может не пройти оплата по банковской карте, на которой есть средства?
Чаще всего оплата не проходит из-за того, что карта не является бесконтактной. Также нередко пассажиры неправильно прикладывают карту к валидатору. Не все кондукторы до конца разобрались с тонкостями работы новых аппаратов, с ними проводится дополнительный инструктаж. Карту необходимо полностью приложить к аппарату и оставить минимум на 2-3 секунды до звукового сигнала.
Чаще всего оплата не проходит из-за того, что карта не является бесконтактной.
Фото: Денис Гордийко
Бывают случаи, когда аппарат не сразу считывает карту. На нем появляется надпись: «Карта прочитана некорректно». В этом случае есть смысл приложить карту еще раз. В качестве подтверждения проведенной операции пассажир получает отрывной билет.
Бывает, что терминал с утра не смог связаться с банком и не обновил «черные списки». Тогда банковская функция будет недоступна до устранения неполадок. Пассажиры оплачивают проезд наличными средствами либо транспортной картой.
8. Можно ли оплатить банковской картой проезд двух и более пассажиров за одну поездку?
За одну поездку банковской картой можно заплатить только за одного человека. Это ограничение введено для того, чтобы исключить ошибочное списание средств повторно. У кондуктора может возникнуть необходимость проверить, оплатил ли пассажир проезд, так как он не может помнить каждого пассажира в лицо. В этом случае он повторно прикладывает карту к валидатору, который должен показать, что проезд уже оплачен. По этой же причине пассажиры могут не опасаться второй раз предъявлять кондуктору как транспортную, так и банковскую карту. Больше 27 рублей за одну поездку с карты не спишется.
9.Куда может обратиться пассажир, если кондуктор повел себя грубо?
Жаловаться можно в само транспортное предприятие, обслуживающее маршрут. Также можно обратиться с жалобой в Комитет по транспорту, который осуществляет общий надзор за предоставлением данной услуги, по телефону: 8 (843) 275-30-50.
10. Что делать, если при оплате банковской картой с нее списали лишнюю сумму?
Всем, кто столкнулся с подобной проблемой при оплате проезда, средства будут возвращены в автоматическом режиме. Также можно обратиться на горячую линию АО «Транспортная карта» по номеру 8 (843) 262-80-80.
Источник
Оплата проезда в Казанском метрополитене
Проезд в Казанском метро можно оплатить трёмя способами: при помощи смарт-жетона, при помощи смарт-карты метрополитена и при помощи транспортной карты.
Смарт-карту метрополитена можно купить в кассе: оплачивается её залоговая стоимость и стоимость поездок. Действует 3 месяца, после этого карту можно продлить в кассе, оплатив только стоимость новых поездок, или вернуть (в течение 3 месяцев после истечения срока действия) и получить обратно залоговую сумму. Проверить ресурс карты можно с помощью валидаторов, установленных во всех вестибюлях.
Транспортную карту можно использовать во всём городском транспорте, по ней в метро действуют несколько тарифов: с неограниченным количеством поездок в месяц, 50 поездок на метро в месяц, 50 поездок на всех видах транспорта в месяц, 50 поездок на метро+трамвай+троллейбус в месяц. Пополняется карта с помощью терминалов, которые установлены в вестибюлях метро, а также в различных местах в городе (банки, почтовые отделения, вокзалы, магазины и т.п.)
Самым оригинальным способом в системе оплаты в Казанском метро являются, как ни странно — жетоны. Казалось бы от подобного вида оплаты уже отказались во многих городах мира и готовятся отказаться некоторые метрополитены на постсоветском пространстве (пока это сделала только Москва в 1997 году). Почему же в самом современном и «навороченном» метрополитене страны решили использовать жетоны? Дело в том что и жетоны в Казани необычные: сами они изготовлены из тёмно-зелёной пластмассы, а внутри встроен «чип». Жетоны, намагничиваются в кассе и действительны только в день покупки. Стоит также заметить, что по размеру жетоны являются самыми крупными по размеру, среди всех бывших постсоветских метрополитенов.
Также, в связи с подобной «навороченностью» соответственно и себестоимость жетонов также выше себестоимости жетонов их других метрополитенов. На момент открытия метро, стоимость проезда составляла — 7 рублей, а себестоимость одного жетона — около 30. Тогда и столкнулись метрополитеновцы впервые с проблемой нехватки жетонов в связи с тем что значительную часть жетонов в первые же дни разобрали на сувениры (по случаю празднования 1000-летия Казани в городе было очень много туристов), пришлось в спешном порядке во Франции дополнительно заказывать ещё одну партию смарт-жетонов. Кроме того, первое время в некоторые дни была устроена «акция» по замене «просроченных» жетонов на действующие.
Как уже можно догадаться, турникеты срабатывают от сигнала встроенного в смарт-жетон чипа, а не от веса и размера жетона, как в других подобных приёмных устройствах. Народ наш лёгок на находчивость, особенно если это связано с «халявой», поняв принцип работы турникетов, нашли способ их обманывать: можно было просто поднести жетон к приёмному устройству, не отпуская из рук немного его засунуть в приёмник и тут же загорался «зелёный», а жетон оставался на память как сувенир или же дожидался того дня когда проходили «акции» по замене «просроченных» жетонов на действующие. Однако, вскоре эта лазейка была прикрыта и на турникеты установили дополнительные насадки на разъёмы для приёма жетонов, так было невозможно поднести жетон максимально близко с считывающему устройству чтобы турникет сработал.
Сейчас стоимость проезда в метро составляет: 25 рублей если оплачивать при помощи жетона, 23 рублей при помощи транспортной карты и от 15 рублей при помощи смарт-карты.
Все станции оборудованы на вход и выход турникетами с триподами (трёхконечными вертушками, как в Петербургском метро), производства петербургской фирмой «Электронные системы» («ЭлСи»).
Хронология изменения стоимости проезда (указана цена на жетон):
27 августа 2005 года — 7 руб.
1 января 2007 года — 8 руб.
1 января 2008 года — 10 руб.
1 сентября 2009 года — 12 руб.
10 декабря 2010 года — 15 руб.
15 февраля 2013 года — 16 руб.
15 февраля 2014 года — 20 руб.
Апрель 2016 года — 25 руб.
1 января 2020 года — 30 руб.
Источник
Оплата проезда банковскими картами Mastercard
Что такое бесконтактная банковская технология/карта?
Это технология проведения платежа, представляющая собой способ совершения оплаты путём близкого поднесения или прикосновения платёжной картой или иным платёжным инструментом (телефоном, наручными часами или брелоком) к считывающему платёжному терминалу. Определить, что банковская карта является бесконтактной, Вы сможете по размещенному на карте значку или надписи PayPass.
Подробнее о бесконтактной технологии Masterсard Вы можете узнать здесь.
Где получить бесконтактную карту Masterсard?
Если Вы являетесь держателем банковской карты, Вы можете узнать в банке, выпустившем карту, о возможности открытия бесконтактной карты Mastercard. Список банков, выпускающих бесконтактные карты Mastercard, можно посмотреть здесь.
Какова стоимость проезда при оплате бесконтактной банковской картой?
Подробнее о тарифах на проезд в Казанском метрополитене, в том числе при оплате бесконтактной банковской картой, можно узнать здесь.
Можно ли оплатить проезд на турникете одной картой несколько раз подряд?
Допускается выполнение нескольких оплат одной банковской картой на турникете в вестибюле. Обращаем внимание, что задержка на повторный прием карты на турникете после первичного успешного приема карты может быть от 5 секунд до 10 минут. После получения sms от Вашего банка о первом оплаченном проходе повторный прием карты на турникете будет выполняться без временных ограничений.
Какими бесконтактными банковскими картами можно оплачивать проезд?
Бесконтактными банковскими картами платежных систем Masterсard, Visa и МИР.
Подробнее о бесконтактной технологии Вы можете узнать здесь.
Как оплатить проезд бесконтактной банковской картой?
Для успешной оплаты проезда Вам необходимо иметь активированную, не просроченную бесконтактную банковскую карту или устройство, привязанное к банковской карте и оснащенное технологией бесконтактной оплаты Mastercard (NFC-смартфон, часы, стикер, брелок), а также достаточное количество денежных средств на счете карты (не менее стоимости одной поездки, согласно тарифу).
Порядок оплаты:
1. Убедитесь, что терминал готов к приему оплаты.
2. Приложите карту к терминалу в зону считывания карт под экраном валидатора и удерживайте карту до отображения результата на экране:
Одобрено — карта принята к оплате, проезд разрешен. С карты будет удержана стоимость одной поездки.
В случае отказа в приеме карты обратите внимание на сообщение на экране о причине отказа.
Во избежание проблем с оплатой поездки рекомендуется заранее проверить остаток денежных средств на счёте банковской карты, которой Вы планируете оплатить проезд.
Если не удается произвести оплату проезда бесконтактной банковской картой на терминале, оплатите проезд другим способом.
Если Ваша карта была принята для оплаты проезда, но поездку Вы не совершили, то услуга считается оказанной, и средства, удержанные с карты за проезд возврату не подлежат.
Эту информацию можно получить в Личном кабинете пассажира — специализированном интернет-портале, который предназначен для предоставления информации о поездках, просмотра истории оплаты поездок бесконтактной банковской картой, а также погашения задолженности за поездки. Для входа в личный кабинет пройдите по ссылке «Войти в Личный кабинет».
Внимание! Для входа в Личный кабинет требуется ввести только данные номера карты
и временный код с картинки на экране и никогда не требуется вводить срок действия карты, код с обратной стороны карты (CVV2/CVC2) или ПИН-код.
Где я могу посмотреть историю оплаты проезда бесконтактной банковской картой?
Если не удалось оплатить проезд бесконтактной банковской картой: основные причины. Что делать?
Если Ваша карта не принимается для оплаты проезда на терминале, даже если Вы успешно расплачивались этой картой ранее, это может быть следствием следующих причин:
1. Ваша банковская карта не оснащена технологией бесконтактной оплаты. В этом случае терминал не реагирует на предъявление банковской карты. Убедитесь, что на карте размещен значок или есть надпись PayPass.
2. Карта в стоп-листе. Это означает, что по данной карте была совершена поездка, за которую не произошло списание средств. Таким образом, поездка осталась неоплаченной, и по карте образовалась задолженность. Это может произойти из-за недостатка средств на карте на момент оплаты, блокировки карты банком или технических проблем при выполнении запроса на списание средств. Попробуйте погасить задолженность через Личный кабинет пассажира.
3. Ошибка чтения карты. Причина: Считыватель не может считать или обработать информацию с карты. Это может произойти вследствие следующих причин: приложено несколько карт одновременно, карта приложена не по центру считывателя, механические повреждения карты (чипа или внутренней антенны), карту слишком быстро отвели от считывателя, в редких случаях проблема может быть вызвана технологической несовместимостью карты и считывателя. При отказе из-за ошибки чтения карты, повторите попытку оплаты этой картой ещё раз.
4. Задержка на повторную оплату. Ожидание информации от банка о первом платеже. Повторите попытку после получения sms от Вашего банка.
5. Карта просрочена. Срок действия вашей карты истек, пожалуйста, обратитесь в банк для перевыпуска карты на новый срок действия или откройте новую бесконтактную карту.
Обращаем внимание, что некоторые бесконтактные банковские карты, в том числе выпущенные за пределами Российской Федерации, не могут быть использованы для оплаты проезда на транспортном валидаторе в силу технических особенностей.
Неоплаченные поездки и погашение задолженности
Если карта была использована для проезда, но по каким-то причинам списание средств не произошло, то по карте образуется задолженность, и карта автоматически попадает в стоп-лист системы. Карта не может быть использована для оплаты проезда до погашения задолженности. При попытке оплаты проезда на экране турникета возникает сообщение «Карта в стоп-листе».
Списание суммы поездки с карты может не произойти по следующим причинам: отсутствие достаточного количества средств на карте, блокировка операций по карте со стороны банка-эмитента или технические проблемы при выполнении запроса на списание средств.
В случае, если первая попытка списания с карты суммы за проезд была неудачной, в система автоматически выполнит несколько попыток списания с карты суммы в погашение задолженности до достижения положительного результата.
Получить информацию о неоплаченных поездках, а также погасить задолженность в ручном режиме можно в Личном кабинете пассажира.
Карта автоматически удаляется из стоп-листа в течение 10 минут в том случае, если задолженность за поездки полностью погашена.
Как пройдет оплата при проезде по банковской карте с транспортным приложением или социальной карте
При оплате бансковской картой с транспортным приложением сначала будет произведена попытка проезда по транспортному приложению. Если проезд по транспортному приложению невозможен, то автоматически произойдет попытка оплаты со счета банковской карты.
В случае проезда по социальной карте оплата со счета банковской карты не происходит.
Вы можете задать интересующий Вас вопрос о работе сервиса
или сообщить о проблеме по телефону (843) 533-70-61.
Источник