Можно ли объектив canon использовать на sony
Содержание статьи
Компактные системные камеры Sony и «неродная оптика»: всё о работе с переходниками
Зачем нужны переходники?
Мы дополнили ранее написанную статью информацией о самых новых адаптерах, включая уникальный автофокусный геликоид Techart LM-EA7, автофокусный переходник Comlite для объективов Nikon и фирменный адаптер Sigma для объективов Canon. Так что даже если вы уже читали эту статью, вас ждут интереснейшие обновления!
Этот тест будет очень необычным. За восемь лет существования нашего журнала мы успели испытать множество разных устройств от штативов до экшн-камер. Но ни разу наш тест не был посвящён использованию фотоаппаратов с «неродной» оптикой. Сегодня мы будем испытывать, как работают камеры Sony серии Alpha 7 с различными объективами, установленными через переходники. Из разных стран уже заказан целый ящик адаптеров, а коллеги и знакомые фотографы поделились своими самыми любимыми объективами с разными байонетами. С какими из них будет работать автофокус? Как поведёт себя стабилизатор? Какой переходник стоит покупать, а какой лучше обойти стороной? Обо всём этом и не только — в нашем большом тесте!
«Родная» и «неродная» оптика
Беззеркальные камеры Sony являются одними из самых необычных на рынке. Шаг за шагом они ломают устоявшиеся стереотипы. Например, большинство производителей фототехники держат в строжайшем секрете протоколы взаимодействия своих фотокамер и объективов, опасаясь конкуренции со стороны изготовителей альтернативной оптики. Конечно, путём обратной разработки большинство секретов было раскрыто. Но факт остаётся фактом: «сонивский» байонет E стал одним из немногих открытых для других производителей фототехники. Спецификации байонета доступны для всех крупных сторонних разработчиков типа Tamron или Sigma, а это обеспечивает полную совместимость сторонней оптики с беззеркальными камерами Sony.
Объективы Zeiss Batis изготавливаются специально под байонет E, обладают автофокусом и электронным управлением диафрагмой.
Carl Zeiss не только рассчитывает оптику по заказам Sony, но и самостоятельно изготавливает совместимые объективы, например, серии Batis, Loxia и Touit. Поэтому давайте договоримся любые объективы с байонетом E считать для данных камер «родными». Они в наш обзор не попадут. Все герои теста будут иметь другие байонеты.
Снимок сделан с объективом Zeiss Batis 1.8/85 Sony E.
ILCE-7RM2 / E 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/15 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
Зачем нужны переходники?
На момент написания статьи в системе Sony Alpha есть 21 оригинальный объективов, выпущенных для полнокадровых беззеркалок (в том числе два конвертера). Много это или мало? Для двух лет существования системы — много. Для решения большинства задач подобрать оптику не составит труда. Тем не менее порой возникает необходимость в определённой «экзотике». Это может быть супертелевик, тилт-шифт объектив, сверхсветосильная оптика. Вот тут из тени и выходят переходники… Можно применять как оптику из «старшей» системы Sony A, так и из других систем.
Объектив МС Зенитар-М2С, установленный через тилт-шифт переходник Kipon T&S M42-S/E
ILCE-7RM2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 100, 1/20 сCкачать RAW
Второй случай, когда адаптеры жизненно необходимы, — это использование уникальной ретро-оптики. Уверен, такой горячо любимый редкий объектив есть у каждого фотографа. Теперь его можно доставать с полки и смело устанавливать на беззеркальную камеру Sony. Важно отметить, что Sony не чинит каких-то препятствий для фотографа и не ограничивает функциональность фотоаппарата при использовании неоригинальной оптики, обеспечивая в том числе помощь в ручной наводке на резкость и работу стабилизатора с моделями Alpha 7 второго поколения. Но самое интересное — это автоматическая фокусировка с неавтофокусной оптикой, которая возможна при использовании адаптера Techart LM-EA7. Об этом читайте на седьмой странице нашего теста.
Снимок сделан с объективом Minolta MC Rokkor 58 mm f/ 1.2, установленным через переходник Fotga. Пусть этот объектив и не отличается звенящей резкостью на открытой диафрагме, зато обладает уникальным и узнаваемым боке.
ILCE-7RM2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/60 сCкачать RAW
Третий случай — переход с другой системы. При правильном подборе объектива и переходника фотограф может рассчитывать на работу автофокуса и встроенного в объектив стабилизатора некоторых современных объективов с другими байонетами. Сейчас такое возможно с объективами Canon EF и некоторыми электронными переходниками, также называемыми смарт-адаптерами. Это может оказаться важно при переходе с «зеркальной» системы на новую беззеркальную. Вполне может получиться так, что фотографу не понадобится распродавать старую оптику при смене системы, он сможет использовать её полноценно на своей беззеркальной камере. Можно и вовсе взять фотоаппарат в аренду и попробовать уже имеющийся парк объективов на камере Sony перед тем, как сделать ответственный шаг. Согласитесь, заманчивый аргумент!
Переходник Metabones позволяет установить на камеру объективы Nikon. Управление диафрагмой осуществляется механически.
Где купить нужный адаптер?
Далеко не каждый адаптер можно приобрести, просто зайдя в фотомагазин. Чаще всего такие изделия покупаются через интернет. Самые популярные, например, Metabones, можно найти у крупных зарубежных продавцов фототехники www.bhphotovideo.com. Однако основной площадкой покупки адаптеров всё ещё остаётся www.ebay.com и азиатские магазины типа www.aliexpress.com. Поэтому для покупок придётся завести пластиковую карту и запастись терпением: посылка в Россию идёт не одну неделю. Как именно будет работать переходник с вашей камерой, понять перед покупкой не так просто. Поэтому мы и взялись за написание данной статьи.
Кстати, если вы живёте в Москве или другом крупном городе, то можете взять интересующий вас переходник в аренду в одной из компаний, занимающихся подобным сервисом. Например, в Москве это www.rentaphoto.com.
Какая оптика подходит к беззеркалкам Sony?
Здесь самое время вспомнить о таком параметре оптики, как рабочий отрезок. Это расстояние от плоскости байонета до плоскости матрицы. У байонета E эта величина составляет 18 мм. Поэтому на беззеркалки Sony можно установить любую оптику с рабочим отрезком больше 18 мм. Разницу между рабочими отрезками как раз и компенсирует переходник. Например, у старого доброго «Зенита» рабочий отрезок 45,5 мм, у других зеркалок он может отличаться буквально на несколько миллиметров. Поэтому любую оптику от зеркалок можно установить без проблем.
Нет сложностей и с объективами от дальномерных фотоаппаратов. Их рабочий отрезок обычно больше 18 мм. Например, рабочий отрезок Leica M 27,8 мм. Такая оптика также устанавливается на камеры Sony через переходник. Существуют адаптеры подо все системы Contax: дальномерную Contax G, зеркальную Contax N и среднеформатную Contax 645.
M-ROKKOR 1:4/90 даёт очень специфическую картинку с чуть пониженным контрастом и мягкой, приятной глазу пластикой. На беззеркалки Sony он легко устанавливается через переходник. В данном случае применялся Fotga LM-NEX.
ILCE-7RM2 / —- УСТАНОВКИ: ISO 100, F0, 1/10 с, Unknown экв.Cкачать RAW
Проблемы могут возникнуть лишь при попытке использования оптики от других современных беззеркальных систем: их короткий рабочий отрезок не позволит применить переходник. Впрочем, довольно сложно представить, зачем это может понадобиться. Ведь как минимум такие объективы не покрывают полный кадр.
Переходники Metabones и некоторые другие позволяют использовать оптику Canon EF на беззеркалках Sony с сохранением работы автофокуса, стабилизатора, электронного управления диафрагмой. С камерами Sony Alpha ILCE-7M2 и Sony Alpha ILCE-7RM2 автофокусировка происходит по фазовому принципу с использованием датчиков на матрице.
Таким образом, современные полнокадровые беззеркальные фотоаппараты Sony могут являться универсальным «цифровым задником» практически для любых объективов, обеспечивая не только механическую совместимость, но и в ряде случаев работу автофокуса и стабилизатора самого объектива. Вы всегда вправе рассчитывать на помощь в фокусировке со стороны камеры.
Источник
Про Sony A7R-II. Часть 2: использование с оптикой Canon
Камеры Sony с байонетом E дают уникальную возможность полноценной работы с оптикой Canon (и Contax G): работает автофокус, электронное управление диафрагмой, стабилизатор изображения. Достигается это путем использования переходников с контактами и электронными мозгами, такие переходники выпускают
- Metabones, самые дорогие и, судя по всему, самые продвинутые
- Techart (и, судя по всему, DEO – те же самые переходники)
- И уже достаточно много других китайцев.
Я использовал адаптеры:
- Metabones Mark III c камерой A7R (и вместе с ней и продал)
- Metabones Mark IV с камерой A7R-II
- Techart с обеими указанными камерами (для чего мне понадобился Techart – написано ниже).
Как и в первой части обзора, я не буду останавливаться на достоинствах, на первый взгляд все работает примерно так, как показано в многочисленных роликах в интернете: автофокус автофокусируется, диафрагма закрывается, снимать можно. Однако есть многочисленные подводные камни, ради которых и написан этот обзор.
Оптико-механические проблемы
Внутренние отражения
Metabones версии III давал существенные внутренние отражения, особенно заметные при работе с shift-оптикой (но вообще, поймать излишнюю засветку иногда удавалось и на обычной оптике, слышал жалобы на 70-200/2.8). Рекомендовали заклеивать изнутри бархатной бумагой.
В 4-й версии дырка для света стала более конической, по словам производителя, должно стать лучше, сравнительных тестов не делал.
Люфты
Любой байонет имеет люфты, иначе вы его не сделаете (или не будет защелкиваться). Лишнее сочленение (у переходника) – лишние люфты.
У A7R был очень слабый родной байонет и вставленный объектив просто качался от небольшого усилия. Металлический байонет A7R-II (и сменный металлический для A7R) проблему качания сильно лечит, оно становится микроскопическим.
Люфты «на вращение» остаются и добавление переходника их, естественно, увеличивает. Нарваться на это можно, в первую очередь, при съемке на ветру на длинных выдержках.
Пожирание других переходников
Если люфтов на одном переходнике недостаточно – можно поставить два! Я так и делал с оптикой Nikon – чтобы в EXIF появилось фокусное расстояние. Потом перестал:
- Переходники Metabones имеют достаточно жесткие (слишком сильно подпружиненные) контакты, торчащие в сторону объектива.
- Чипованые переходники (имеющиеся у меня) наоборот имеют слишком тонкие и мягкие контактные площадки и слишком мягкий текстолит под ними.
- В результате – контакты на переходниках просто сгрызаются, электрический контакт пропадает, переходник можно выбрасывать.
- Часто используемому Zeiss 25/2 я сточил переходник буквально за трехнедельную поездку (то есть несколько сотен снятий надеваний максимум, скорее меньше).
Проблема проявлялась у меня в первую очередь с переходниками с чипом Optix (которые я люблю за удобство смены параметров на лету: можно подставить тушке рабочую диафрагму и будет правильный замер). С другими (неудобными!) переходниками проблема меньше, тоже истираются, но не так. С контактными группами объективов (без переходников) проблема не замечена: контакты там толще, расположены так что не задираются, пластмасса под ними потверже, то есть следы использования появляются, но до фатальных результатов далеко (но стоит следить и, может быть, заполировывать контакты ластиком или чем-то подобным, если будут появляться задиры, то дальше будет задираться больше).
Совместимость
У меня не такой большой парк оптики на Canon, поэтому мои наблюдения фрагментарны. Установка диафрагмы на бОльшей части объективов работают, но есть исключение в лице Canon 300/4 L IS:
- камера A7R+metabonesV3 этот объектив вовсе не видела, вместо диафрагмы рисовались F—, не работало.
- A7R-II + MbV4: видит объектив иногда. Иногда начинает видеть (и ставить диафрагму) сразу после подключения, иногда нужно снять первый кадр – и начинает ставиться диафрагма, иногда и первый кадр не помогает, нужно пере-надеть объектив.
- Ровно под этот объектив был куплен переходник Techart (выбирал методом тыка – самый дешевый китайский побоялся, а этот стоил чуть подороже) и с ним работает закрытие диафрагмы.
- Автофокус с этим объективом не работал ни в одном из опробованных сочетаний камера-переходник. Стабилизатор включается только с MetabonesV4, если он начал распознавать установку диафрагмы объектива.
С остальной оптикой (пара кэнонов, включая древний 400/5.6; Сигмы 35/1.4, 50/1.4 и 180/2.8; несколько ручных цейссов, Tamron 28-75 – проблем с установкой диафрагмы не было (работа автофокуса описана ниже).
Покупатель моего исходного комплекта (A7R+MetabonesV3) столкнулся с еще одной несовместимостью: на объективе Canon 24-70/4L не удается заставить работать DOF Preview в режиме увеличения кадра (про DOF-превью, как и про автофокус — ниже).
Объектив Sigma 35/1.4 распознается как объектив формата APS (при включенном автоматическом формате). Так как APS-объективов у меня нет и я всегда использую полный кадр – распознавание формата я отключил, а как распознается другая оптика – не проверял.
Устойчивость работы
MetabonesV4+A7RII в ряде случаев распознают Canon 70-200/4 как объектив без автофокуса (естественно, переключатель AF на объективе включен). Системы установить не удалось, происходит это в ~10-20% случаев. Лечится пере-подцеплением объектива (и это НЕ Advanced/Green mode, про которую написано ниже в разделе про DOF Preview, потому что автоматическое увеличение поля зрения при смещении кольца фокусировки – не включалось).
Про неустойчивость работы с 300/4L IS (с установкой диафрагмы) написано выше.
С другой оптикой плавающих глюков не замечал, но и работал с ней пока меньше (так как на A7R автофокус с кэноновской оптикой практически не работал, старую камеру я использовал только в ручном режиме и, соответственно, на распознавание MF/AF внимания не обращал).
Работа автофокуса
Помимо указанных выше проблем совместимости c объективом Canon 300/4L IS, проблемы с автофокусом отмечены на имеющейся у меня «тяжелой» оптике, а именно: Canon 135/2 и 400/5.6, Sigma 180/2.8. На всех трех объективах это выглядит практически одинаково
- Елозит туда-сюда
- Не наводится
- Елозит медленнее, чем его елозит Canon 6D
Возможно, это связано с нехваткой питания: все три объектива «тяжелые» и может не хватать мощности. Возможно, это связано с протоколом работы с переходником, два объектива «старые», третий – не родной.
135/2 удается заставить наводиться на резкость «иногда», если включить контрастный автофокус вместо фазового.
Забавно, но другой пользователь аналогичного набора (A7R-II, Metabones V4, Canon 135/2) полную неработоспособность автофокуса не подтверждает. У него оно работает, но только на ярком свету.
В чем дело – не знаю. Может быть наши объективы отличаются прошивками (прошивка переходника скорее всего одна и та же т.к. мы покупали примерно в одно время на B&H; камеры одинаковые).
С остальными автофокусными объективами (Canon 70-200/4 L IS, Sigma Art 35 и 50-мм, Tamron 28-75/2.8) особых проблем с работой автофокуса не было. Наводится. Куда — отдельный вопрос, требующий дополнительного изучения (см. ниже).
Скорость и устойчивость автофокуса
На тех объективах, на которых работает – скорость автофокуса приемлемая, сравнимая с родной оптикой. Режим «не могу сфокусироваться» (хантинг) – бывает, частота появления сравнима с родной оптикой. Систематических тестов не делал.
Точность автофокуса
Я не анализировал точность АФ на многих объективах, многих ситуациях и т.п., но проблема вылезла сама при съемке тестовых серий при сравнении объективов 70-200/4 (Sony и Canon).
Соневский наводится «вполне точно» во всех случаях. На объективе Canon для фокусных 135-200мм отмечены пролеты мимо фокуса, достаточно существенные.
Вот занавески на соседнем доме на 135-мм f/4 (это наихудший пример), показано на 200%, слева ручной фокус, справа – автофокус (серая полоса посередине – это сколлбар фотошопа с которого я сделал скриншот):
Реально – для экранного показа не будет разницы (потому что даже на 4k-мониторе это будет не 200%, а 50), для печати – есть.
На 200-мм f/4 ситуация заметно лучше, но разница все еще видна:
Отчего такая проблема, может быть есть какие-то допуски или инерция, которые надо учитывать, а через переходник – не учитывается, — мне неведомо. Проблема, очевидно, нуждается в детальном изучении для каждого из имеющихся объективов на разных зумах и рабочих расстояниях.
Усугубляет проблему то, что после ее диагностирования – непонятно что делать. В современных зеркальных камерах возможна юстировка каждого объектива отдельно, а в Sony с переходником возможности такой юстировки нет (она есть только для родного переходника LA-EA4 с зеркалом).
Работа со стабилизатором
В A7R-II появился внутрикамерный стабилизатор, при использовании с родной стабилизированной оптикой все работает прозрачно: включается/выключается через камерное меню, стабилизаторы как-то делят работу (по каким-то осям работает объективный, по каким-то – камерный).
При использовании кэноновской IS-оптики через переходник Metabones все хуже:
- Пункт в меню камеры выбрать нельзя.
- Переключатель стабилизатора в объективе переключает между стабилизаторами объектива и камеры.
- Полное выключение стабилизатора делается выключением на объективе с одновременно нажатой кнопкой на переходнике.
- Это состояние не запоминается при выключении-включении камеры.
Соответственно, про эту особенность нужно постоянно помнить.
DOF Preview+увеличение или автофокус?
Достаточно часто хочется оценить глубину резкости на рабочей диафрагме. На A7R-II с родной оптикой это делается просто: через меню включается ‘Live View Display: Settings Effect ON’ и камера начинает использовать рабочую диафрагму (кроме, естественно, моментов работы автофокуса).
При работе через переходник Metabones нужно включить у переходника Advanced Mode (путем нажатия кнопки на переходнике в момент подсоединения объектива к переходнику, либо переходника к тушке). При этом:
- Перестает работать автофокус
- Начинает работать автоматическое увеличение в видоискателе по шевелению кольца фокусировки (наверное, кроме объективов, не передающих дистанцию)
- Диафрагма – постоянно в закрытом (рабочем) состоянии.
Естественно, в режимах S и P диафрагма будет постоянно дрыгаться, если она при этом шумит (как на Тамроне) – будет слышно как камера работает.
Metabones предупреждает, что потребление батареи в этом режиме выше.
Есть еще жалоба от владельца моего старого комплекта (A7R + MetabonesV3), что на Canon 24-70/4L режим DOF Preview включить так не удалось.
Заключение
Как я и предупреждал в начале текста, я фокусируюсь на недостатках комбинации Sony A7R/A7R-II+переходник + кэноновская оптика (ибо о достоинствах есть множество обзоров).
Несмотря на вышеописанные ужасы, использовать оптику Canon с тушками Sony A7x можно, но с учетом вышеописанных обстоятельств:
Чеклист заранее:
- Протестируйте работу с выбранным вами переходником, оно может вообще не работать.
- Протестируйте работу режима DOF Preview+увеличение, если он вам нужен.
- Протестируйте работу автофокуса, втч при слабом освещении.
- Протестируйте точность автофокуса на разных рабочих расстояниях (и разных фокусных — для зума).
- Протестируйте правильный выбор формата (FF/APS) камерой в автоматическом режиме.
Понятно что тестирование не всегда возможно (при покупке переходника в иностранных интернет-магазинах), тогда советую заранее искать владельцев интересных вам сочетаний (камеры-переходника-объектива) и просить их протестировать.
При съемке, в режиме ручной фокусировки:
- Не забывайте включить Advanced Mode у переходника, если вы хотите автоматического увеличения в видоискателе по сдвигу кольца фокусировки.
- Не забывайте выключить стабилизатор везде (и в объективе и в камере), помните что для IS- и не-IS-объективов это делается разными способами.
- Если формат объектива распознается неверно — не забудьте поставить правильный.
При съемке в режиме автофокуса (если точность его устраивает)
- При смене объектива – удостоверьтесь, что он распознался как автофокусный, иначе будете переподключать его в момент убегающего кадра.
Или, другими словами, с родной оптикой оно как-то попроще и постабильнее работает.
Источник