Можно ли не использовать ккм при расчетах
Содержание статьи
Случаи, когда можно не применять контрольно-кассовую технику | ФНС России
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники:
- в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации;
- в случае если организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 ст, 346.26 НК РФ , и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
- в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения при осуществлении следующих видов деятельности (переход на перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику)
Перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику.
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- продажа ценных бумаг;
- продажа лотерейных билетов;
- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Источник
Как работать без онлайн-кассы. Законные способы избежать установки онлайн-кассы — Сбербанк
7 МИН
Как
работать легально без
онлайн-касс
Разобрались, кто по закону может работать без
онлайн-кассы и реально ли
избежать установки, если ККТ (контрольно-кассовая техника) всё-таки нужна.
Онлайн-касса — это кассовый аппарат нового образца с фискальным накопителем,
на
который записывается информация о выданных организацией чеках. Затем эти данные через интернет
передаются в Федеральную налоговую службу.
С 1 июля 2019 года, согласно 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники», на онлайн-кассы обязаны перейти предприниматели, для которых до
этого
момента действовала отсрочка. К ним относятся ИП, оказывающие услуги, организации на ЕНВД и
отдельные ИП на патенте.
7 июня 2019 года принят законопроект,
который дополнил 54-ФЗ новыми положениями. Приводим самое важное из документа.
Онлайн-кассу до 1 июля 2021 года могут не применять ИП
без
наёмных работников, продающие товары собственного производства или лично предоставляющие услуги.
Кассу можно применять не там, где клиент оплачивает
покупку, в указанных в п.
5.6 ст. 1.2 54-ФЗ случаях. При этом можно выдать бумажный чек на месте или
отправить электронный на e-mail или в смс по реквизитам, указанным клиентом перед покупкой.
Можно не выдавать клиенту бумажный чек. Вместо этого при расчёте можно
позволить
покупателю считать с дисплея мобильного телефона, планшета и т. п. QR-код для идентификации
кассового чека, прислать ему ссылку на чек, бланк строгой отчётности или бланк с данными чека.
О том, в каких случаях это возможно, сказано в пп.
5.7, 5.8 ст. 1.2 54-ФЗ.
ККТ не применяется при безналичных расчётах между юрлицами и (или) ИП, если
оплата происходит без предъявления карты, например через интернет или банковским переводом (п.
9 ст. 2 54-ФЗ).
Без кассы при безналичных расчётах также могут работать:
- ТСЖ, другие товарищества и потребительские кооперативы при
приёме оплаты коммунальных платежей и услуг в рамках устава; - образовательные, физкультурно-спортивные организации, дома
культуры и творчества при приёме оплаты услуг населению.
ИП, продающим билеты и абонементы в государственные театры с рук или с лотка,
онлайн-касса тоже не нужна. А вот если продажа осуществляется через интернет или с использованием
сетей связи, чек выдать придётся.
Кроме льготников, есть ещё категории бизнеса, в которых в принципе не
требуется
установка онлайн-кассы.
К этим категориям относятся:
- продажа бумажных газет и журналов;
- продажа ценных бумаг;
- общепит в образовательных организациях во время занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках и выставках, кроме
торговли непродовольственными товарами из этого перечня); - разносная торговля с рук в пассажирских поездах и на борту
самолётов; - торговля мороженым в киосках;
- продажа безалкогольных напитков, молока и воды в разлив;
- розничная продажа бахил;
- продажа молока, кваса, масла, рыбы и керосина из автоцистерн;
- сезонная продажа овощей и фруктов вразвал;
- приём стеклотары и утильсырья, кроме металлолома, драгоценных
металлов и камней; - ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- продажа изделий народных художественных промыслов их
изготовителем; - вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах;
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду жилых
помещений
и машино-мест в многоквартирных домах.
В этих видах бизнеса (кроме продажи бахил в розницу и питьевой воды в разлив)
можно не применять онлайн-кассу, если для расчётов не используются автоматические устройства и не
продаются подакцизные товары.
Механические торговые автоматы, которые принимают только монеты Банка России,
не
в счёт — их использование не требует установки онлайн-кассы.
Самозанятые, зарегистрированные в Москве,
Московской и Калужской областях и в Республике Татарстан, тоже не обязаны использовать
онлайн-кассы.
Некоторые ИП на патенте могут не
устанавливать ККТ при условии выдачи клиенту документа, подтверждающего расчёты. Но не все. Вот
список видов деятельности ИП на патенте, при которых онлайн-касса обязательна:
- парикмахерские и косметические услуги;
- ремонт и техобслуживание часов;
- ремонт компьютеров;
- техобслуживание и ремонт транспортных средств;
- грузоперевозки и перевозки пассажиров;
- ветеринарные услуги;
- прокат;
- другие виды деятельности, указанные в п.
2.1 ст. 2 54-ФЗ.
Заключить договор со службой курьерской
доставки
В этом случае принимать платежи будет курьер, а на чеках с мобильного терминала
будут указаны реквизиты продавца (полный перечень требований к кассовому чеку можно найти в п.
1 ст. 4.7 54-ФЗ). Однако этот вариант ограничит клиентов в выборе способов
платежа и доставки.
Продавать товары через партнёрский сайт
ИП регистрируется на маркетплейсе (электронной торговой площадке) и продаёт
свой
товар с использованием онлайн-касс оператора. Чеки формирует сам маркетплейс, предпринимателю не
нужно об этом беспокоиться. Он получает безналичные денежные средства за вычетом комиссии за
транзакции.
Например, в Wildberries для поставщиков создан отдельный
портал, где можно зарегистрироваться на площадке и заключить договор реализации. Оплата
будет
приходить не от отдельных физических лиц, а напрямую от маркетплейса.
Если предприниматель установил ККТ, но не хочет заниматься отслеживанием всех
платежей, он может арендовать кассовый аппарат с виртуальным подключением к интернет-магазину.
Онлайн-касса будет функционировать от имени магазина, но все технические вопросы платёжный
агрегатор
возьмёт на себя.
Например, ЮKassa отслеживает оплаты и
подтверждения чеков в налоговой. Юридические,
физические лица без организации ИП и ИП могут подключить один из агрегаторов на выбор. Платежи
будут
проходить через операторов на разных условиях, в зависимости от формы бизнеса.
Размер штрафов за отсутствие онлайн-кассы зависит от формы собственности и
серьёзности нарушения — от предупреждения до денежного штрафа или приостановления деятельности.
Более подробно об ответственности можно прочитать в ст. 14.5 КоАП РФ.
Для организаций:
5000–30 000 рублей
и выше
Первое нарушение за расчёты без ККТ — штраф
от 75 до 100 % от суммы расчёта без ККТ, минимум 30 тысяч рублей
По данным Главбух.ру
Для ИП:
1500–10 000 рублей
и выше
Первое нарушение за расчёты без ККТ —
штраф
от 25 до 50 % от суммы расчёта без ККТ, минимум 10 тысяч рублей
По данным Главбух.ру
- Основной
документ — 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники».
- Об
условиях
вычета для предпринимателей, установивших онлайн-кассы, можно прочитать в ФЗ №
349-ФЗ от
27.11.2017.
Источник
Ответственность за неприменение ККТ в 2021 году

В 2021 году в части назначения ответственности за неприменение ККТ и отсутствие онлайн-кассы произошел ряд изменений. Это и возможность замены штрафа предупреждением для некоммерческих организаций и субъектов МСБ, и упрощение процедуры исправления кассовых нарушений путем отправки чека коррекции. Ознакомиться с новшествами и узнать, как освободиться от штрафов в 2021 году, поможет наша статья.
Штраф за неприменение ККТ
Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:
- на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
- на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.
Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
- ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.
А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2020 Законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.
Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.
Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:
- угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- угроза ЧС природного и техногенного характера;
- имущественный ущерб.
Штраф за отсутствие ККТ
Отсутствие ККТ само по себе нарушением не является. В КоАП РФ не содержатся меры ответственности за неустановку кассового аппарата. А вот за отсутствие кассового аппарата, отвечающего требованиям закона № 54-ФЗ, наказать могут. В этом случае штраф для юрлиц составит 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Кассовая техника обязательна при любых расчетах с физическими лицами за товары, работы или услуги. Если расчеты производятся с юрлицами и ИП — только при платежах наличными, по карте или через смартфон посредством POS-терминала (письмо Минфина РФ от 30.06.2020 № 03-01-15/56464).
Не применять кассовые аппараты организации могут только в случаях, указанных в ст. 2 закона о ККТ № 54-ФЗ. Если речь идет о расчетах с физлицами, то таких случаев совсем немного, к примеру, это продажа мороженого в киосках.
Штрафы за нарушение применения ККТ
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:
1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.
Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.
Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:
- оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
- мониторинг.
Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:
- заморозка операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
- приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.
Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.
Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.
Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:
Вид нарушения применения ККТ | Действующие санкции | Планируемые санкции |
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@). | Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей | Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей |
Неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) | Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей | Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей |
Законодатель предлагает ввести в НК РФ два новых понятия — «мнимый и притворный расчет». За их осуществление планируют ввести штраф:
- для ИП — 50 процентов от суммы выявленного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. рублей;
- для юрлица — вся сумма обнаруженного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. рублей.
Крупные санкции последуют за отсутствие в чеке наименования маркированного товара или указание искаженного наименования. С ИП будут взыскивать 50 тыс. рублей, с юрлица — 100 тыс. рублей.
Штраф за непробитие чека на онлайн-кассе
Понятие онлайн-касс введено редакцией закона № 54-ФЗ, применяемой с 15.07.2016. От кассовых аппаратов предыдущего поколения они отличаются возможностью автоматической передачи фискальных данных в ИФНС. Согласно пункту 6 ст. 7 закона № 290-ФЗ, регистрация и перерегистрация кассовой техники, не обеспечивающей электронную передачу фискальных данных налоговикам, с 01.02.2017 не осуществляется. Поэтому штраф за работу на старом аппарате приравнивается к работе без кассы. Таким образом, санкции будут назначены как за неприменение ККТ (непробитие чека), то есть по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, по минимуму юрлицо могут наказать на 30 тыс. рублей.
Допустим, у ООО нет онлайн-кассы, хотя оно обязано ее иметь. Всего пробито три чека, каждый на сумму 50 тыс. рублей. Общая сумма — 150 тыс. рублей. Штраф назначат в сумме не менее 112, 5 тыс. рублей (3/4 от 150 тыс. рублей), но не более 150 тыс. рублей.
Повторное нарушение, в случае если сумма расчета мимо кассы составит 1 млн рублей и более, повлечет ответственность по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностное лицо могут дисквалифицировать от одного года до двух лет;
- деятельность ООО приостановить на 90 суток.
Если речь идет о невыдаче чека покупателю, к ИП или организации могут применить меры воздействия в виде предупреждения либо штрафа по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- на должностных лиц — 2 тыс. рублей;
- на юрлиц — 10 тыс. рублей.
По закону продавцы обязаны предоставлять покупателям бумажные чеки либо их электронные копии на почту или номер телефона.
Как избежать штрафа за неприменение ККТ
Чтобы не платить штраф за неприменение кассовой техники, за непробитый чек, за использование ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо за применение кассовых аппаратов с нарушением порядка регистрации, перерегистрации, а также за невыдачу покупателю кассового чека, необходимо придерживаться следующего алгоритма (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
- добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрено наложение штрафа. Причем сделать это необходимо до вынесения постановления об административном правонарушении;
- пробить чек коррекции. Согласно поправкам к КоАП РФ, вступившим в силу 31.07.2020 по Закону от 20.07.2020 № 240-ФЗ, заявлять в инспекцию о допущенном нарушении в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности через кабинет ККТ больше не нужно.
Одновременно должны быть соблюдены условия:
- на момент получения заявления налоговики не знали о допущенном административном нарушении;
- отправленная информация подтверждает факт нарушения.
Источник