Можно ли навигатор использовать как трекер
Содержание статьи
Штатная навигация как противоугонный трекер
Навигационные системы, интегрированные в штатную электронику автомобиля, давно стали принадлежностью топовых комплектаций автомобилей класса выше среднего. Можно ли использовать навигатор, установленный автопроизводителем, в противоугонных целях? Оказывается, можно.
Скажу сразу, эта идея до промышленной реализации не дошла и реализуется пока в качестве эксперимента. Основная техническая проблема – в обилии схемных решений, в отсутствии унификации между аппаратурой разных производителей. Пока набираются опыт и статистика, потом возможно будет предложить и потребительские решения (с рядом ограничений, о которых позже). Делается это в Москве, инженерами одной фирмы, занимающейся раскодировкой и русификацией штатных навигационных блоков и адаптацией карт и ПО для России.
Итак, суть в следующем. Штатный навигатор большинства автомобилей начинает работать сразу после включения зажигания. Сам аппарат может быть и выключен, но питание на модуль GPS-приёмника всё равно поступает, дабы сократить время «холодного старта» при включении навигации. Даже более того: приёмник продолжает работать некоторое время и после выключения зажигания, у некоторых производителей этот период достигает нескольких часов и без труда перепрограммируется и на боле длительный срок, до нескольких дней или даже недель. Благо, энергопотребление GPS-чипсетов SiRFStar, MTK и SiRFAtlas минимально, меньше тока саморазряда АКБ. Соответственно, автомобиль почти всегда «знает» где он находится, если только ему «видны» навигационные спутники.
Есть и ещё одно преимущество у встроенных навигаторов по отношению к тем же PND или отдельным радиомаякам – наличие МЭМС-гироскопа, который позволяет по анализу отклонений построить траекторию движения автомобиля даже без участия спутников, в определённых, конечно, пределах. Но в этих пределах точность будет даже выше, чем у GPS, гироскоп способен уловить отклонения в несколько миллиметров. Это значит, что автомобиль с такой системой навигации знает свои точные координаты даже находясь на большой подземной стоянке, в экранированном боксе, да вообще везде. И, заметьте, всё это при формально выключенном питании.
Такое свойство штатных навигаторов грех не использовать. Самое простое, что тут можно сделать — «снять» каким-то образом информацию о координатах и попытаться передать её владельцу. То есть, встроить в навигатор GSM-модуль. На случай отключения штатной АКБ нужно предусмотреть ещё и аварийное питание, небольшой аккумулятор или батарейку, благо, энергии много не нужно.
Оказалось, что даже такая модернизация сопряжена с множеством технологических трудностей, от отсутствия места в блоке навигации до сложности расшифровки протоколов межмодульного взаимодействия. Но, пройдя этот этап, разработчики пришли к выводу, что такая работа не стоит примитивности результата: по сути, мы получаем дубликат радиомаяка. Да, с лучшим определением координат и с меньшим риском обнаружения (в штатную «магнитолу» никто не полезет искать закладки), но столь же уязвимый перед экранированием GSM-сети.
А вот с противодействием глушению такой треккер справляется не в пример лучше. Дело в том, что угонщики работают с дорогими машинами по более-менее устоявшемуся алгоритму: «быстрый» угон с «глушилкой» GPS, помещение машины в закрытый бокс и спокойный поиск противоугонных закладок. В экранированном помещении глушилку выключают, там она не нужна. Тем боле, если машина прошла ревизию и в ней не обнаружилось сторонних GPS-маяков. Кстати, можете быть уверены: все места установки СОС-систем и автономных маяков угонщикам прекрасно известны и подобная ревизия сложности не представляет. Штатный же треккер «держит» свои координаты крепко, их нужно только передать. А пользовательское устройство уже само наложит их на карту или экстраполирует в навигационную программу.
Тут нужно упомянуть ещё один элемент отработанной схемы угона: GSM-глушилку выключают позже, чем GPS, убедившись в отсутствии связи с абонентской станцией. Для этого используются специальные радиочастотные GSM-детекторы, недешёвые, но эффективные. Либо когда на примере собственных телефонов угонщики убеждаются: в данном боксе сотовая связь не работает.
Что же делать? Предлагается совершенно фантастическая идея: через bluetooth-модуль автомобиля «взломать» чужой сотовый телефон! Поместить туда микропрограмму, которая незаметно для владельца телефона будет отправлять координаты автомобиля его законному владельцу, по заданному списку номеров. Технологически особой проблемы в этом нет, bluetooth-протокол «ломается» достаточно легко, вирусы для мобильных платформ тоже не первый день существуют. А здесь речь идёт именно о вирусной программе, точнее, троянской, которая не причиняет вреда, но использует чужой смартфон в собственных целях. Происходит это так: штатный bluetooth-модуль автомобиля модернизируется таким образом, чтобы он автоматически включался «по событию», независимо от включённости зажигания и даже вообще наличия питания в энергосистеме автомобиля. «Событием» может быть определённый промежуток времени после выключения зажигание, пропадание питания (что означает переключение на аварийную батарейку), отсутствие приёма GPS сигналов. При определённых финансовых вложениях устройство можно оснастить и детектором факта глушения GPS/GSM, но это дорого и пока не проходит по габаритам.
Итак, навигатор идентифицировал по совокупности признаков факт угона и/или глушения. Активируется bluetooth-модуль, перепрограммированный на единственную задачу – заразить «трояном» первый сотовый телефон, попавший в ареал действия bluetooth (это примерно 100 метров). Это может быть телефон любого прохожего и вообще любое устройство с «голубым зубом», оснащённое способностью передавать информацию по GSM. Сейчас много портативных навигаторов с такими функциями, других автомобилей с продвинутыми мультимедийными системами, появляются планшетные компьютеры. Учитывая нынешнюю многоплатформенность мобильных гаджетов, целесообразно сосредоточиться на основных платформах – Android и Windows Mobile, возможно, iPhone. Но в описываемой разработке речь пока идёт только о Windows Mobile версии не выше 6.5.
Столь непростая схема нужна для того, чтобы иметь возможность коннекта там, где не работают иные средства связи. Ведь человек с «заражённым» телефоном рано или поздно выйдет на простор функционирования GSM-сети! Тогда-то «троян» и перешлёт координаты на мобильное устройство владельца автомобиля, по стандартному протоколу, а оно, в свою очередь, активирует программу поиска.
Тут мы вступаем на скользкий путь противозаконности подобных действий. И дело даже не в том, что в качестве базовой программы поиска применён «ломаный» и модифицированный «Навител» (хотя и за это по голове не погладят), а в том, что распространение вредоносных программ для ЭВМ – это статья уголовного кодекса (273, если кто не знает), до трёх лет (правда, прецедентов такого наказания пока нет). Не знаю уж, насколько смартфон может быть отнесён к ЭВМ или «иным машинным носителям», но путь этот явно не самый законный. И это главная причина, по которой не называется имя автора разработки. Она же надёжно страхует такие устройства от массового распространения и открытой, легальной продажи.
Но будем реалистами. Вероятность серьёзного наказания за обладание подобной противоугонкой даже не мала – она ничтожна. «Троян» получает ответ от телефона владельца, после чего засыпает и обнаружить его практически невозможно. То есть, никому никакого вреда он не приносит и хороший адвокат легко докажет безосновательность отнесения этой программы к категории вредоносных. Ущерб, понесённый владельцем заражённого смартфона достигает хорошо если трёх рублей, за использованный трафик, за такую сумму судиться захотят не многие. В случае с «Навителом» всё ещё проще – он взят просто потому, что попался под руку. Не исключено, что фирма ЦНТ будет заинтересована в выпуске официальной версии своей программы со встроенной функцией поиска, тогда разработчик готов передать ей список необходимых изменений. Да кроме «Навитела» ещё много программ навигации существует, в том числе и бесплатных. Можно взять какую-нибудь «нарисуйку» с картами OpenStreetMap…Короче, это не проблема.
Заметим, несанкционированный коннект по bluetooth хоть и возможен, но является взломом. А вот коннект по WiFi возможен совершенно легально, тем более, что всё больше телефонов оснащаются «вай-фаем». И не только на приём, но и на раздачу. А дальность действия WiFi даже побольше будет, чем у bluetooth. Поэтому разрабатывается сразу двухмодульная схема. По WiFi, кстати, можно вести машину в городе, с его обилием хот-спотов, и это позиционирование мало будет уступать GPS. Эта функция незаменима при угоне методом погрузки в КУНГ, когда экранируется GPS. Например, в сети БиЛайн-ВайФай, покрывающей Москву, можно найти «закладку» точнее, чем с LBS.
Теперь принципиальный вопрос: зачем городить огород и заниматься встраиванием такого устройства в штатную навигацию, не проще ли сделать отдельную автономную противоугонку? Некоторые аргументы в пользу такого решения были приведены выше, но они не исключают и создание отдельного устройства. Правда, с ним сложнее всё в том же юридическом плане: модернизация готового аппарата – это одно, а выпуск целенаправленного распространителя «троянов» — немного другое.
Понятно, что уязвимостей у описанного решения хватает. В конце концов, многих сигнал приведёт на радиорынок, где продаются ворованные штатные «магнитолы» — в том случае, если автомобиль угоняли на запчасти. Но в активе всегда останется малая распространённость, отсутствие рекламы и подробной информации о принципах работы. Значит, угонщики не будут считать это угрозой своему бизнесу и разрабатывать меры противодействия.
Обсуждение в форуме
Источник
GPS-трекер — как работает система мониторинга
Портативный GPS-трекер используется для отслеживания людей, транспортных средств или любых активов, которые люди считают важными в любой точке Земли. Геотрекер GPS предоставляет точную информацию о местоположении объекта, используя глобальную навигационную спутниковую сеть. Он получает данные от 27 спутников, рассеянных вокруг земного пространства, 24 из которых действуют, в то время как 3 других находятся в режиме ожидания и готовы взять управление, если один или несколько основных спутников будут неисправны.
В любой момент времени должно работать не менее 3 спутников, так как их задача — триангулировать координаты при регулярной интермедии для спутника, чтобы установить скорость и расстояние объекта в любой момент времени.
Персональный трекер с прослушкой или без помогает следить за местоположением транспортного средства, человека или другого актива в режиме реального времени и просматривать историю того, где он находился ранее.
Что такое GPS tracking
GPS-маяк, глобальные системы отслеживания местоположения — это портативные устройства, которые позволяют управляющим, родителям и владельцам автомобилей всех видов контролировать и отслеживать свои активы. Эти устройства в режиме реального времени позволяют узнать местоположение и скорость движения.
Более дорогие приборы имеют дополнительные функции, например, слежение с микрофоном для прослушки, видео- и аудиозаписью. Более дешевый вариант ограничен только функцией отслеживания и представляет собой брелок или браслет без сим-карты.
Некоторые системы GPS-мониторинга позволяют настроить предупреждения в реальном времени об опасности.
Они полезны, когда водитель ускоряется или ребенок выходит за предварительно установленные границы безопасности.
Как работает GPS-отслеживание
GPS-маячок использует сеть спутников для определения местоположения устройства, которое специально предназначено для этой цели. Основная идея заключается в том, что GSM-маяк использует процесс, называемый триангуляция, для определения физического местоположения, основываясь на расстояние объекта от трех спутников GPS. Это та же технология, что используется в портативной или автомобильной навигационной системе.
Принцип работы трекера отличается от автомобильной навигационной системы тем, что навигационная система предоставляет пользователю местоположение и маршруты движения, в то время как GPS-слежка либо записывает маршрут передвижения и статистику, либо транслирует местоположение в режиме реального времени.
Когда GPS-маяк для автомобиля или человека способен транслировать свое местоположение, он обычно использует ту же технологию, что и мобильный телефон для совершения звонков или подключения к интернету. Вот почему некоторые устройства требуют ежемесячной абонентской платы.
Для чего нужен GPS-трекер
Основная цель устройства слежения за автомобилем или ребенком через GPS — сообщить владельцу или родителям, где находится машина или малыш в любое время. Есть много разных ситуаций, когда это может быть полезно. Например, если автомобиль был украден, но пользователь установил автономный трекер Xiaomi, владелец может предоставить полиции точное местоположение.
Если ребенок потерялся в магазине, не вернулся из школы, был похищен — во всех этих ситуациях маячок поможет узнать, что случилось.
Правильный скрытый трекер, установленный в автомобиле подростка или на часах первоклассника, позволяет родителям узнать его местоположение в режиме реального времени или просмотреть запись о том, где они были, когда они там были, нарушили ли ограничение скорости или пересекли границы безопасности.
GPS ГЛОНАСС-трекер для слежения за автотранспортными средствами также чрезвычайно полезен для владельцев крупных парков автомобилей или грузовиков. Некоторые используют технологию, чтобы следить за тем, где их транспортные средства находятся в любой момент времени. Благодаря этому таксопарки и автопарки лучше координируют ежедневные операции и отслеживают пробег для ведения бухгалтерского учета и экономии.
Отзывы пользователей говорят, что спутниковый GPS-трекер имеет и темную сторону. Некоторые устройства могут использоваться без ведома владельца транспортного средства или часов. В некоторых ситуациях это полезно, например, если система мониторинга следит за ребенком, подростком, пожилым человеком.
Программа для трекера устанавливается на смартфонах любой модели, которые имеют подключение к интернету.
Устройства отслеживания без сим-карты не предоставляют данные в режиме реального времени, так как у них нет подключения к сотовой связи.
Как пользоваться и как подключить GPS-трекер
Настроить трекер в автомобиле или другом активе, как правило, довольно легко, но этот процесс немного отличается в зависимости от устройства. Основное различие заключается в источнике питания, но большой разницы, как настроить GPS-трекер из Китая или США нет. В комплекте всегда идет инструкция по настройке и пользованию, в которой пошагово описаны правила.
Некоторые устройства предназначены для подключения к разъему бортовой диагностики (OBD-II), который обычно находится под педалями рядом с ногами водителя.
Преимущество здесь в том, что такой трекер на магните получает питание непосредственно от диагностического разъема, поэтому он чрезвычайно прост в использовании.
Другие отслеживающие приборы предназначены для подключения к прикуривателю или вспомогательной розетке, что также ограничивает возможности их установки. Эти гаджеты очень просты в установке и использовании, но некоторые из них извлекают энергию из аккумулятора или батареи часов, когда даже машина или часы не используются. В этом случае нужно отключить трекер, чтобы батарея не села полностью.
Самые незаметные GPS-трекеры питаются от батареи, что означает, что они могут быть установлены практически в любом месте.
Поскольку внешний источник питания отсутствует, этот тип отслеживающего девайса должен удаляться и заряжаться периодически, иначе он перестанет работать.
Программное обеспечение для отслеживания можно использовать на своем, телефоне или планшете.
Некоторые делают трекер своими руками. Однако, это под силу далеко не каждому человеку.
Какой GPS-девайс выбрать
Опытные пользователи рекомендуют покупать гаджеты, позволяющие отслеживать местоположение в режиме реального времени. Можно воспользоваться поиском Гугл, выбрать первые 3 продукта и сравнить их по точности, чувствительности, времени работы от батареи, надежности и использованию программного обеспечения.
GPS-трекер Mini A8
Сертифицированный трекер выбирают по таким критериям:
- Точность слежения. Устройство отслеживания должно предоставить самую точную информацию. Одним из хороших примеров является Trackimo, поскольку девайс может обеспечить точное местоположение в пределах 2,5 метра.
- Чувствительность слежения. Подобные системы обычно используются скрытно, поэтому идеальный блок слежения должен иметь возможность передавать данные, даже если объект находится вне поля зрения – в гараже, крытом здании и даже подвале.
- Частота сбора данных. Пассивные девайсы хранят информацию, такую как положение, время и скорость каждую секунду. Пользователь получает доступ к этой информации раз в минуту, 5, 30 или до 120 минут. Частота сбора данных также имеет решающее значение.
- Время автономной работы. Устройство можно подключить к системе транспортного средства, что даст ему неограниченный источник питания; однако его мобильность будет затронута, что не идеально, поскольку многие пользователи предпочитают портативные GPS-трекеры. Частое использование в зоне с очень ограниченным охватом сети приведет к разрядке аккумулятора быстрее, чем обычно.
Теперь стоит разобраться, законно ли использование подобных устройств в нашей стране.
Разрешен ли в России GPS tracker
Хотя все описанные выше случаи использования являются законными в большинстве юрисдикций, важно понимать, что есть некоторые обстоятельства, когда использование устройства слежения является запрещенным.В случае сомнений обратитесь к юристу за юридической консультацией по этому вопросу.
Если это автомобиль пользователя, он имеет право за ним следить. Это актуально как для частных автомобилей, так и для транспортных средств, принадлежащих компании. Поэтому, если человек хочет следить за своим несовершеннолетним ребенком или за сотрудниками в рабочее время, они должны быть в курсе этого.
Если человек не является родителем ребенка, владельцем автомобиля или другого актива, нельзя устанавливать GPS-мониторинг.
Это подпадает под категории шпионажа или киберпреступности, которые запрещены в России и караются законом.
Источник
Походный GPS из смартфона: делюсь личным опытом
Автор: Андрей Кравчик. При копировании статьи ссылка на https://goodway.club/ обязательна!
Проблема превращения смартфона в походный GPS навигатор решена. Основной навигатор теперь смартфон, по функционалу и удобству пользования он оставляет далеко позади все существующие специальные походные GPS навигаторы. А по надёжности, чувствительности и времени автономной работы он с ними сравнялся.
последнее обновление: 31 октября 2020г
Надо сказать, проблему решил не я, а производители смартфонов, аккумуляторов и программного обеспечения. Я только отбирал достойных кандидатов и испытывал их на деле. Секретов строить не буду, с радостью поделюсь подробными рецептами, пользуйтесь и продолжайте эксперименты.
Сначала о программном обеспечении.
Существуют десятки программ, превращающих смартфон в навигатор. Выбор по моим требованиям оставил только одну программу: Locus Map (Locus Карта). Написана она только под Андроид, поэтому и выбор смартфонов значительно сузился. Есть бесплатная слегка обрезанная версия Locus Free, полный вариант Locus PRO стоит 8 долларов единоразово, советую сразу ставить его, т.к при обновлении Free до Pro все настройки придётся делать заново, а их очень много.
Итак, основные преимущества Locus, из-за которых он оказался вне конкуренции:
- Наличие качественных бесплатных офлайн векторных карт всего мира на основе OSM (Open Street Maps). Вот вам ссылочка на один из источников. Тут терабайты регулярно обновляемых карт.
- Программа понимает растровые карты, которые несложно изготовить самостоятельно из сканированных бумажных карт. Например, с помощью программы Mapc2Mapc. Любимый Генштаб легко тут приживётся. Вот вам в подарок сделанные мной карта Крыма и Ликийская тропа в Турции. Инструкцию по пользованию программой Mapc2Mapc найдёте чуть ниже.
- Есть множество сторонних сервисов по загрузке онлайн спутниковых карт и других слоев. Вот к примеру огромный пакет: https://anygis.ru/ Можно скачивать заранее куски карт для работы оффлайн. накладывать несколько карт с полупрозрачностью.
- Доступна офлайн навигация с помощью приложения Brouter для нескольких профилей движения: пешеход, велосипед, автомобиль. Подробнее в видео: https://youtu.be/otXZ5TNJyng
- Удобство записи трека и путевых точек. Можно нарисовать трек вручную, поставить путевые точки где угодно, а не только в текущем местоположении.
- Удобно загружать свои треки и точки. И те, и другие можно размещать в неограниченном количестве папок, включать/отключать папками, или по отдельности.
- Нет ограничения на количество точек, треков и точек в треках.
- Возможность отключить автоблокировку дисплея (отключаться дисплей всё равно будет для экономии энергии) и назначить клавишам громкости функции, например изменения масштаба. На деле это значит, что навигатором можно управлять без нажатий на экран. Актуально и когда экран мокрый, неправильно реагирует на жесты.
- Возможно расположение каталогов с картами на SD- карте.
- Настраивается абсолютно всё: вид и размер курсора, его положение(по центру или на ¼ экрана), цвет и ширина треков, размер значков точек, варианты отображения названий точек (постоянно, открываются по тапу или при приближении)…
- Неограниченно настраиваемые путевые компьютеры: количество данных, расположение, шрифт (величина, прозрачность и цвет) – в любых комбинациях.
- Тонкая настройка записи точек трека по времени, расстоянию и точности. Это позволяет записывать только точки реальных перемещений, а не блуждание вокруг да около и выкиды на сотни метров при плохой связи со спутниками.
- Настройка использования внутреннего компаса и барометра: глубина фильтрации, границы включения и отключения.
- Настройка отключения GPS приёмника для экономии энергии (всегда включен, всегда отключен, включен только когда используется)
- Настройка всех кнопок верхней и двух боковых панелей, автоскрытие.
- Запуск приложения как службы, что исключает сбои при одновременной работе других приложений (звонки, фото…). У меня например запись трека становится на паузу при звонках, если не включать как службу.
- Программа развивается и постоянно улучшается, появляются новые удобные функции, исправляются баги при работе на новых смартфонах и версиях Android.
Правда, списочек более чем? Это я выписал лишь то, что мне интересно. Возможности программы просто запредельные, разработчики стараются создать самое универсальное приложение на основе GPS. По сути, Локус это платформа, на которую можно прикрутить абсолютно всё, что хочется. На просторах инета вы сможете найти множество модулей и дополнений для этого приложения. Из-за огромного количества настроек, разобраться с ними не просто. Я опишу как сделать самые нужные для похода.
Вот так выглядит окно программы с векторной картой Крыма у меня. Разница от того, что по умолчанию, только в кнопках вверху, сбоку и в маршрутном компьютере.
Настраиваем Locus.
1. Выберите все каталоги по умолчанию — в памяти телефона, не на внешней карте SD. Делается это в настройках-разное. Каталоги для векторных карт locus/mapsVector и растровых locus/maps можно разместить и на внешней SD карте, указав это в настройках программы.
2. Загрузите карту местности, где находитесь, чтобы было с чем работать.
Предварительно векторные карты (в формате .map) скопируйте в locus/mapsVector, а растровые в locus/maps. Если взяли векторную карту по ссылке выше, то к ним идут собственные стили, которые обязательно нужно установить, зайдя на сайт с картами со смартфона https://www.openandromaps.org/en/legend/elevate-mountain-hike-theme. В колонке «Quick install in Android» Жмите Locus. Затем нужно включить темы. Сначала активируете векторную карту. Затем слева внизу тянете закладку. там выбираете «внешние» и там будут «Elevate» и «Elements». Они совершенно одинаковы, но первая по умолчанию заточена под дикую местность, вторая под город. Разница только в проставленных галочках, включающих разные элементы на карте. Тему нужно установить один раз, подходит для всех карт.
Карту можно скачивать сразу в смарт. Карты мультиязычные, язык переключается для каждой карты отдельно, жмите три точки в каталоге с картами справа от названия карты.
Есть большой недостаток у карт с ресурса openandromaps.org . Беда с названиями улиц в населённых пунктах. Их или нет, или отображаются только на паре масштабов. Зато по детализации дикой местности этим картам равных нет.
Бывает, программа видит вновь загруженные карты после перезагрузки смартфона.
3. Теперь некоторые важные настройки. Остальное можно оставить по умолчанию.
Если неохота связываться с долгими разборками, можете просто восстановить мои настройки из резервной копии. Скачайте файл настроек, скопируйте его на телефон в папку Locus/Backup (не распаковывать, прямо как скачался, с расширением .zip), и затем в меню программы выбираете «Дополнительные функции»-Менеджер резервных копий-Восстановление. Обратите внимание, в этих настройках папки с картами настроены в памяти телефона, по умолчанию. Если хотите-измените на внешнюю SD карту.
В файле настроек уже встроен мой маршрутный компьютер и темы для карт с ресурса openandromaps.org. Останется только загрузить карты онлайн (с ресурса https://anygis.ru/) и офлайн (например с ресурса openandromaps.org), настроить навигацию офлайн с помощью приложения Brouter.
Если всё же охота разобраться самостоятельно (в связи с постоянным обновлением приложения настройки могут быть в других разделах и переименовываться):
Редактируем кнопки верхней и правой боковой панели.
Вход в редактор – долгий тап по любому элементу панели-настройка панели. Ставим количество кнопок на верхней панели 5, правой панели 2 и меняем элементы (удаляем ненужные и добавляем новые функции): GPS, Данные, Карты, Запись трека, Маршрутный компьютер, Новая точка, Новый маршрут. Перемещение элементов нажатием на иконку. «GPS» — это иконка видимости спутников. Жёлтая-сигнала нет, зелёная-сигнал есть. «Данные» это каталоги ваших треков и точек. «Карты»-вход в каталог с картами. «Запись трека» открывает дополнительную панель записи трека(её можно отрегулировать, советую расположить внизу). » Маршрутный компьютер» включает/отключает выбранный компьютер, а долгим тапом выбираете компьютер. Нарисовать какой угодно можно через настройки/дополнительные функции/редактор маршрутного. Мне ни один готовый не понравился-слишком большие символы, закрывают пол экрана. Я сделал простые маленькие чёрные цифры вверху карты, слева. Там показывается скорость, высота, пройденное расстояние.»Новая точка» записывает центр экрана как новую точку, спрашивает имя и папку назначения. «Новый маршрут» позволяет нарисовать маршрут вручную. Я пользуюсь этой функцией в качестве измерителя расстояния.
Пять первых кнопок будут на верхней панели, остальные на боковой.
Шестой, самый левый элемент верхней панели меняется по другому: просто клик, и выбор из нескольких вариантов. Советую тут выбрать GPS. Будет показывать точность и количество видимых спутников. Если высвечивается точность скажем 50м, то навигатор может вас надурить и на 300м, принимать такие показания всерьёз не стоит.
Управление/Экран:
- «Блокировка автоповорота» — отмечаем «все экраны» и «портретный режим» (это отключит автоповорот дисплея)
- «Отключение блокировки экрана» -ставим галочку «Отключение всех блокировок» (экран всё равно будет отключаться при неиспользовании, но его не нужно будет разблокировать жестами)
Управление/экран карты
- аппаратные кнопки: управление масштабом
Управление/панели и кнопки
- кнопки левой панели — переключатель стиля карты -поставить галочку. Это переключение тех самых тем. Для разных целей разные темы
- автоскрытие верхней, нижней и панели функций лучше не включать, они не мешают, если экран более 4.5 дюймов
Запись треков:
- профиль пешеход: 20м/10с/35м
- вид панели записи трека-нижняя панель
GPS и датчики:
- запуск при старте приложения-всегда
- отключение при неактивном – советую снять галку.
- компас-автопереключение, 2км/ч
- использовать истинный путевой угол: да
Разное:
- подтверждение выхода: да
- Locus как служба: да
Точки и треки:
- стиль линии трека: цвет советую выбрать фиолетовый, чтобы не сливался ни с какими обозначениями на карте, ширина трека: 4px
Калибровка компаса
В Локусе есть функция, позволяющая использовать встроенный компас. Но его обязательно нужно время от времени калибровать. Почему-то настройка компаса часто сбивается.
Делать это можно так: открываете приложение Google Карты. Ждёте, пока определится местоположение и появится синий кружок в центре, отмечающий, где вы сейчас. Тапаете коротко по нему, в открывшемся окне внизу слева жмёте «откалибровать компас». Если написано точность: «высокая», то ничего делать не нужно. А если точность средняя или низкая, то поворачиваете телефон так, как показано на рисунке, пока не будет сообщения, что компас настроен.
Инструкция по конвертации растровых карт в формат Локуса .sqlitedb с помощью программы Mapc2Mapc.
Скачиваем программу Mapc2Mapc, устанавливаем. В бесплатной версии функциональность та же, но карта будет загажена красными крестиками. Если вам это критично, лицензия стоит единоразово 20 долл. Или ищите ломаную версию. Я видел только старые версии, в них много багов и функциональность хуже.
В программе есть возможность привязать карту: File/load image for calibration. Но я с этой возможностью не разбирался и привязываю карты в oziexplorer. Как делается привязка-тема отдельная, читайте профильные сайты и форумы.
Открываем нужную карту: File/Load calibrated map. Бывает, программа затрудняется выбрать проекцию. Например, для Pulkovo1942 (наш любимый генштаб) нужно выбрать из списка, это Россия, Грузия или Азия.
Затем File/Write map for mobile device, выбираем из списка Locus/Rmaps/Galileo .sqlitedb. Zoom и все галочки можно не трогать, оставить по умолчанию. Жмём ОК. Теперь внимание! Откроется страница, где карта разделена на квадраты и можно отключить любые. Если нажимаете тут ОК, то количество квадратов увеличивается в 4 раза, чтобы можно было выбрать более точно. Если вам не нужно выкидывать отдельные куски карты (или вы уже выкинули), ставите галку «No more selections» и жмёте ОК. Начнётся конвертация. В зависимости от размеров карты и производительности компьютера, может занять немало времени, вплоть до нескольких часов. Сконвертированную карту ищите рядом с исходной.
Про смартфоны и повышение их надёжности.
Раз выбран Locus, то автоматически отпали Iphone и прочие, остался только Android. Хорошо бы использовать специальный защищённый смартфон. Они не только защищены от повреждений и воды, но и могут нормально работать при морозе до -20. Правда, они такие здоровенные, в повседневной жизни таскать неохота. И если у вас нет средств покупать для похода отдельный аппарат, можно обойтись обычным смартфоном с водозащитой. Супер защита от удара ни к чему. Нужно одеть смарт в силикон, наклеить защитное стекло и привязать аппарат шнурком к рюкзаку или ремню. Шнурок обычный, длиной 35-40 см, чтобы телефон до земли не долетел, а к уху не мешал приложить. Если в телефоне нет ушка для шнурка, можно прицепить за силиконовый чехол.
Вот так я ношу свой в кармане рюкзака.
Советую хранить карты во внутренней памяти телефона, это надёжно и приложение шустрее работает, нежели с SD картой.
Опыт показал, обязательно необходимо, чтобы экран нормально управлялся под дождём, то есть когда на нём капли воды и пальцы мокрые. Например, у Samsung S7-S20 такие экраны и есть водозащита. Я уже опробовал Samsung S5, S7 edge, S10 и очень доволен.
А ещё я всегда ношу с собой запасной телефон, в который загружены все основные приложения. Это Kyocera Brigadier. Он работает в гигантском диапазоне температур от -30 до +60 градусов. Есть и более свежие модели, например Kyocera Duraforce pro. Они продаются только на американском рынке, а у нас доступны б/у или разлоченные. Ведь с основным телефоном может случиться что угодно. А остаться в походе без телефона, который выполняет функции навигатора, карты, компаса, средства связи, фотоаппарата, кошелька, часов, будильника и т.д. очень болезненно.
Автономность работы смартфона.
Обычные аппараты выдерживают 1,5 походных дня при таких условиях: постоянная запись трека, умеренное пользование экраном, постоянно на связи, минут 10 звонков, 5 Мб интернета (почта, прогноз погоды). Если выключать связь, то хватает на 2 дня. Не густо. Съёмные аккумуляторы ушли в прошлое, теперь один вариант-заряжать. Вариант зарядки от солнечной батареи для активного похода не подходит. Укреплять её на рюкзаке неудобно и неэффективно. Нормально можно пользоваться солнечной зарядкой только на отдыхе.
Поэтому выход один: зарядка от повербанка на литий-ионных аккумуляторах. Их я опробовал уже с десяток, разных конструкций. Выбирать нужно по оптимальному сочетанию главных параметров: ёмкость, вес, цена, надёжность и удобство. С весом и ценой всё просто и наглядно. А вот с самым главным — ёмкостью, производители мут?