Можно ли на уроке использовать электронный учебник

Использование электронных учебников в учебном процессе

Что же такое “Электронный учебник” и в чем его
отличия от обычного учебника? Обычно электронный
учебник представляет собой комплект обучающих,
контролирующих, моделирующих и других программ,
размещаемых на магнитных носителях (твердом или
гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное
научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто
дополняет обычный, а особенно эффективен в тех
случаях, когда он: обеспечивает практически
мгновенную обратную связь; помогает быстро найти
необходимую информацию (в том числе контекстный
поиск), поиск которой в обычном учебнике
затруднен; существенно экономит время при
многократных обращениях к гипертекстовым
объяснениям; наряду с кратким текстом —
показывает, рассказывает, моделирует и т.д.
(именно здесь проявляются возможности и
преимущества мультимедиа-технологий) позволяет
быстро, но в темпе наиболее подходящем для
конкретного индивидуума, проверить знания по
определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем
хорошую физиологичность дисплея как средства
восприятия информации (восприятие с экрана
текстовой информации гораздо менее удобно и
эффективно, чем чтение книги) и более высокую
стоимость по сравнению с книгой.

Изменят ли электронные учебники методику и
стиль работы педагога?

Несомненно. Изменится роль учителя в учебном
процессе: ученик и учитель станут его
равноправными участниками, а интерактивные
функции учебника позволят этот процесс
индивидуализировать. Методики работы с
электронными учебниками делают упор на
самостоятельное получение и освоение знаний
учеником под руководством учителя.
Кроме того, электронный учебник со временем
будет интегрирован в электронную среду школы и
связан с электронным журналом и дневником, что
упростит выставление оценок и сократит объем
рутинной работы учителя.

Использование информационно-коммуникационных
технологий и электронных учебников — только
средства для достижения образовательного
результата, а будут ли эти средства эффективны,
зависит от учителя.

Электронный учебник часто рассматривается
прежде всего как источник информации. Можно ли
его использовать дома или на уроке для
выполнения письменных заданий и каким образом?

Электронный учебник является новой формой
учебника, которая имеет больше возможностей для
организации образовательного процесса и может
использоваться в качестве не только источника
информации, но и инструмента для выполнения
практических, лабораторных работ, письменных
заданий, наблюдения за различными процессами и
пр. При работе с электронным учебником учитель
может предлагать задания, которые давались и при
работе с обычным бумажным учебником. Современные
устройства, используемые для воспроизведения
электронных учебников, позволяют не только
просматривать информацию, но и писать на экране.
Таким образом, все те приемы, которые
использовались при работе с печатным учебником,
можно применять и в электронной форме, расширяя
их новыми, с учетом программных средств и
технологических возможностей электронного
учебника.

Индивидуальная траектория обучения
предполагает не столько вариацию инструментов,
сколько индивидуальный темп, последовательность
и объем изучаемых материалов. Как это может быть
реализовано с использованием электронных
учебников?

Индивидуальная образовательная траектория
отражает идею индивидуализации — учета в
процессе обучения, во всех его формах и методах,
индивидуальных особенностей учащихся.

Организация учебной деятельности с
использованием электронных учебников,
несомненно, предполагает учет индивидуального
темпа работы детей, определенную
последовательность подачи учебного материала и
разнообразные формы его изучения. Расширение
ресурсов печатного учебника мультимедийными и
интерактивными элементами, тестами и
виртуальными лабораториями создает все условия
для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного
учебника, усваивает материал в своем темпе,
создает образовательный продукт, выстраивает
собственный образовательный путь, опираясь на
личные качества и способности. В этой ситуации
учитель уже не может продолжать обучение
школьников по традиционной классно-урочной
системе, при которой ученики находятся на одной
стадии перед изучением нового материала, и для
каждого ученика потребуется свой индивидуальный
образовательный маршрут.

Требования к системе “электронного
учебника

В основу положим следующие принципы для среды
электронных учебников.

Для эффективного функционирования человека в
электронной системе обучения вне зависимости от
задачи, решаемой исследователем, особое значение
приобретают методы визуализации исходных
данных, промежуточных результатов обработки,
обеспечивающих единую форму представления
текущей и конечной информации в виде
отображений, адекватных зрительному восприятию
человека и удобных для однозначного толкования
полученных результатов. Важным требованием
интерфейса является его интуитивность. Следует
заметить, что управляющие элементы интерфейса
должны быть удобными и заметными, вместе с тем
они не должны отвлекать от основного содержания,
за исключением случаев, когда управляющие
элементы сами являются основным содержанием.

Требования к системе проектирования
“электронного учебника

Можно выделить целый ряд эргономических
требований к организации информации на экране:

— информация, предъявляемая на экране, должна
быть понятной, логически связной, распределенной
на группы по содержанию и функциональному
назначению;

— при организации информации на экране следует
избегать избыточного кодирования и
неоправданных, плохо идентифицируемых
сокращений;

— рекомендуется минимизировать на экране
использование терминов, относящихся к ЭВМ,
вместо терминов, привычных для пользователя;

— на экране должна находиться только та
информация, которая обрабатывается
пользователем в данный момент.

Читайте также:  Можно ли испитый кофе использовать как удобрение

Классификация средств создания
электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно
разделить на группы, например, используя
комплексный критерий, включающий такие
показатели, как назначение и выполняемые
функции, требования к техническому обеспечению,
особенности применения. В соответствии с
указанным критерием возможна следующая
классификация:

— традиционные алгоритмические языки;

— инструментальные средства общего назначения;

— средства мультимедиа;

— гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор
каждой из выделенных групп. В качестве
технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM
совместимые компьютеры, как наиболее
распространенные в нашей стране и имеющиеся в
распоряжении школы.

Структурная организация электронного
учебника

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом
возрастает число обучающих программ,
электронных учебников и т.п. Одновременно не
утихают споры о том, каким должен быть
«электронный учебник», какие функции
«вменяются ему в обязанность». Традиционное
построение ЭУ: предъявление учебного материала,
практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются
следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть
хорошо структурирована и представлять собою
законченные фрагменты курса с ограниченным
числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен
представлять информацию в аудио- или видео
(«живые лекции»). Обязательным элементом
интерфейса для живых лекций будет линейка
прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого
места.

3. Текстовая информация может дублировать
некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные
модели или устройства, должна быть мгновенная
подсказка, появляющаяся или исчезающая
синхронно с движением курсора по отдельным
элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,
чертежа сборки изделия, пульта управления
объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться
многочисленными перекрестными ссылками,
позволяющими сократить время поиска необходимой
информации, а также мощным поисковым центром.
Перспективным элементом может быть подключение
специализированного толкового словаря по данной
предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны
сопровождать разделы, которые трудно понять в
обычном изложении. В этом случае затраты времени
для пользователей в пять-десять раз меньше по
сравнению с традиционным учебником. Некоторые
явления вообще невозможно описать человеку,
никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.).

Режимы работы электронного учебника

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки;
  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой
    главы (параграфа) обучаемому предлагается
    ответить на несколько вопросов, позволяющих
    определить степень усвоения материала;
  • тестовый контроль, предназначенный для
    итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и
средства контроля, так как контроль знаний
является одной из основных проблем в обучении.
Долгое время в отечественной системе
образования контроль знаний, как правило,
проводилось в устной форме. На современном этапе
применяются различные методы тестирования.
Многие, конечно, не разделяют этой позиции,
считая, что тесты исключают такие необходимые
навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В
системах дистанционного обучения применение
новых технологии дает возможность качественно
по-новому решить проблему. Мы заложили в
электронный вариант учебника Таким образом,
можно надеяться, что применение новых
информационных технологий способствуют
повышению эффективности обучения, а также
являются незаменимым инструментом при
самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения
конкретной предметной областью необходимо не
только изучить теорию, но и сформировать
практические навыки в решении задач. Для этого
нужно научиться строить физические модели
изучаемых процессов и явлений, проектировать
алгоритмы решения и реализовывать их в виде
программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ
включена серия модельных программ,
обеспечивающих графическую иллюстрацию
структуры и работы алгоритмов, что позволяет не
только повысить степень их понимания, но и
способствует развитию у школьника интуиции и
образного мышления.

Электронный учебник, содержащий собственно
учебные материалы для дистанционного обучения,
разделен на независимые темы-модули, каждая из
которых дает целостное представление об
определенной тематической области, что
способствует индивидуализации процесса
обучения, т. е. обучающийся может выбрать из
вариантов обучения: изучение полного курса по
предмету или изучение только конкретных тем. При
выборе первого варианта учащемуся по мере
освоения материала высылается следующий модуль,
и, таким образом, по завершении курса учащийся
имеет целостный электронный учебник по данному
предмету.

Каждый модуль содержит:

  • наименование темы;
  • учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;
  • цели уроков;
  • методические указания о порядке и
    последовательности изучения темы модуля;
  • используемые учебные материалы;
  • упражнения и тесты для самопроверки, а также
    ссылки на правильные ответы, чтобы обучающиеся
    могли проверить свое понимание учебного
    материала и управлять своим обучением;
  • упражнения и тесты для итогового контроля.

Использование информационно-коммуникационных
технологий и электронных учебников — только
средства для достижения образовательного
результата, а будут ли эти средства эффективны,
зависит от учителя.

Источник

Электронные учебники для школьников, за и против

1

Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества. Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование.

Зачем нужны электронные учебники?

В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.

Читайте также:  Можно ли использовать приставные лестницы при укладке междуэтажных балок

Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.

Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.

Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю.

Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.

Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.

Что такое электронный учебник?

Сейчас подобные учебники бывают двух видов:

  • Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
  • Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.

Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.

2

Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.

Как работает электронный учебник?

Электронный учебник – это программа. Его можно загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использовать «читалки»-ридеры для работы с электронными учебниками не получится, если только это не электронная копия бумажного учебника. Программный комплекс с мультимедиа компонентами и интерактивными возможностями работать в электронной книге не будет.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов. Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.

3

Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.

А появление технологии, используемой в электронных «читалках», так называемая электронная бумага – специально разрабатывалась для длительного использования. Тем более, что во время урока дети, как правило, не сидят все 45 минут, работая с учебником.

Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.

Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.

Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.

Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:

  • Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
  • Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
  • Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
  • Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
  • Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.
Читайте также:  Можно ли использовать технониколь для утепления потолка

Кто будет покупать планшеты для учебников?

Один из наиболее важных вопросов для родителей – кто должен покупать носители для электронных учебников?

Согласно образовательному госстандарту, предоставлять возможности и материальное обеспечение для создания информационной образовательной среды должны сами школы.

Об этом же говорит и Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ» – статья 35 его прямо регламентирует, что предоставляются все необходимые учебники и пособия на время получения образования за счет госбюджета бесплатно.

4

Поэтому, получается, что по закону заставить родителей покупать ноутбуки или планшеты никто не может. Когда будет принято официальное решение о переходе образовательного учреждения только на электронные учебники и будут выделены на это деньги – школа закупит и сами программы и необходимые устройства.

Но школьникам предоставлять их будет временно, то есть по окончании учебного года или школы – их придется сдать как обычные учебники.

Другой вопрос, если родители класса, согласовав вопрос с преподавателями и школьной администрацией, решают закупить планшетные компьютеры, чтобы поскорее избавить своих детей от необходимости ежедневно носить несколько килограммов груза в школу.

В таком случае – гаджеты покупают родители. Школа может централизованно закупить лицензии на комплект учебников и предоставить пароли и коды активации ученикам.

Мнения и статистика

С 2011 года проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.

Опрос, проведенный образовательным интернет-ресурсом «Дневник.ру» и охвативший около 50 тыс. респондентов из числа учеников, учителей и родителей в 85 регионах РФ показал, что примерно 90% школ еще не имеют опыта использования электронных учебников. Однозначно за их внедрение высказались 59% учащихся.

Использование планшетов на уроках поддержали 48% учителей и 32% родителей, в основном опасающихся необходимости покупки дорогого устройства за свой счет.

В текущем году 162 школы Московской области и более 12 тыс. учеников в рамках проекта апробации новых информационных технологий в образовании уже перешли на использование электронных учебников.

Проблемы

Основной из них является отсутствие денег на обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством планшетных компьютеров при сравнительно небольшой стоимости самого программного комплекса электронного учебника.

Еще одну важную проблему обнаружили психологи Академии повышения квалификации преподавателей.

5

По результатам их исследований около 10% учителей не желают и не готовы переходить на полноценное использование электронных устройств в образовательном процессе по различным причинам: боязнь и неумение обращаться с современной техникой, нежелание осваивать новые методики преподавания.

Многие из педагогов используют электронные устройства только во время посещения проверяющими органами открытых уроков. Также часто встречается и феномен адаптации учителями привычных методик ведения урока к использованию компьютера, что является настоящей профанацией идеи внедрения современных технологий в учебный процесс.

То есть, закупка технологических новинок производится в основном ради хорошего отчета перед вышестоящими органами. Возможной проблемой остается и предполагаемое лобби производителей бумажных учебников.

Состояние дел на сегодня

В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.

На сегодняшний день согласно Приказу Минобрнауки от 9.01.14 «Об утверждении порядка….применения электронного обучения…» и ст. 16 Федерального закона №273 «Об образовании» время и порядок внедрения электронных учебников определяет само образовательное учреждение.

Своих учеников и их родителей школа должна проинформировать об изменениях и, согласно ФГОС, обеспечить бесплатными средствами обучения.

Разработкой и внедрением электронных учебников занимаются: Федеральный Институт Развития Образования, Российская Академия Образования, издательства «Бином», «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и другие.

С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.

Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.

Однако, было много замечаний от преподавателей. В течение нескольких лет велись дополнительные разработки контента учебников, именно поэтому электронные учебники сегодня превращаются не просто в копии бумажных, а в целый образовательный комплекс.

Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.

Полезное видео о преимуществах электронных учебников

Информация с сайта mama66.ru

Источник