Можно ли мусульманам кушать левой рукой
Содержание статьи
Брать еду левой рукой – харам?
Как известно, наша религия охватывает все аспекты жизни человека. В Исламе повседневные действия человека регулируются множеством общих и индивидуальных правил поведения.
Одним из таких общих правил является желательность использования правой руки при всех одобряемых действиях. Согласно этому же правилу, нежелательно использовать левую руку для этих действий. Одним из одобряемых действий, для которого желательно использовать правую руку и нежелательно – левую, является приём пищи.
Некоторые учёные, исходя из буквального смысла хадисов Пророка ﷺ, в которых имеется указание есть правой рукой; запрет есть левой; уподобление человека, который принимает пищу левой рукой, шайтану; дуа за человека, который отказался есть правой рукой, чтобы он не смог есть ею, и многое другое, посчитали, что брать еду левой рукой харам.
Известный учёный-богослов Таджуддин Ас-Субки передал от своего отца имама Тукайюддина Ас-Субки, что он предпочёл мнение о запретности принимать пищу левой рукой.
В качестве доказательства этого мнения учёные приводят хадис, который передаётся от ‘Умара ибн Абу Салама (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
يا غُلامُ، سَمّ الله تعالى، وكُلْ بِيَمينِكَ، وكُلْ مِمَّا يَلِيكَ
«О мальчик, скажи: «Би-сми-Ллахи (с именем Аллаха)» – ЕШЬ ПРАВОЙ РУКОЙ и бери то, что находится перед тобой!» (Бухари, 5376; Муслим, 2022)
Также они приводят другой хадис, который передаётся от Джабира (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تَأكُلُوا بِالشِّمَالِ، فَإنَّ الشَّيْطَانَ يَأكُلُ ويَشربُ بِالشِّمَالِ
«Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется левой рукой, когда ест и пьёт». (Муслим, 2019)
Таким образом, они утверждают, что эти хадисы указывают на обязательность принятия пищи правой рукой и на запрет принятия пищи левой. Во-первых, здесь имеется прямое указание Пророка ﷺ есть правой рукой.
Во-вторых, в принятии пищи левой рукой заключается подражание шайтану. Исходя из того, что все действия, приписываемые шайтану, являются харамом, они пришли к выводу, что есть левой рукой запрещено.
Однако большинство учёных опровергают это мнение и утверждают, что брать еду левой рукой является только нежелательным действием, а указание, содержащееся в хадисе, направлено на то, чтобы подчеркнуть большее достоинство правой стороны.
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», пишет, что в этом хадисе указана желательность есть и пить правой рукой и нежелательность (караха) этого левой рукой.
Указание же в этих хадисах относится к желательности, потому что эти действия относятся к разделу адаба (нравственной этики). Такие указания имеются во множестве аятов и хадисов, но эти учёные-богословы относят их к желательным действиям.
Что касается подражания шайтану, то и это не говорит о запрете, ведь Пророк ﷺ также сказал нам, что сидение на границе между солнечным светом и тенью является местом сидения шайтана.
От Абу ‘Ияза (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка ﷺсказал:
نَهى أنْ يُجلسَ بينَ الضِّحِّ و الظِّلِّ، و قالَ : مجلسُ الشيطانِ
«Посланник Аллаха ﷺ запрещал сидеть между солнечным светом и тенью и сказал: «Это место сидения шайтана»». (Имам Ахмад, 15421)
Также Посланник Аллаха ﷺ повелел спать до полудня (кайлуля) и сказал, что шайтан не спит в это время. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قيلوا فإن الشيطان لا يقيل
«Соблюдайте полуденный отдых (кайлуля), ибо, поистине, шайтан не делает этого». (Табарани, «Аль-Авсат»; Абу Ну’айм)
Однако преобладающее большинство учёные (джумхур) сошлись во мнении, что кайлуля не обязательна, а также сидеть между солнечным светом и тенью не харам. Поэтому брать еду левой рукой также не является харамом.
От Саламы ибн Аль Аква‘а (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَجُلاً أَكَلَ عِنْدَ رَسُولِ الله صلى الله عليه وسلم بِشِمَالِهِ ، فَقَالَ: كُلْ بِيَمِينِكَ قَالَ : لاَ أَسْتَطِيعُ . قَالَ : لاَ اسْتَطَعْتَ مَا مَنَعَهُ إِلاَّ الكِبْرُ فَمَا رَفَعَهَا إِلَى فِيهِ
«Один человек ел левой рукой в присутствии Посланника Аллаха ﷺ, и он велел (ему): «Ешь правой«. Этот человек сказал: «Я не могу«, – и тогда Пророк ﷺ сказал: «Да не сможешь ты (и впредь)«. Ничто не мешало этому человеку, кроме высокомерия, и он действительно больше уже не мог поднимать ко рту свою правую руку. (Муслим, 2021; Ибн Хиббан, 6512, 6513)
Что касается этого дуа Пророка ﷺ за того, кто принимал пищу левой рукой, то этот человек был нечестивцем, который отверг повеление Посланника Аллаха ﷺ из гордости и высокомерия. Пророк ﷺ совершил за него такое дуа, ибо он противоречил общему шариатскому решению и отказался подчиниться из-за своего высокомерия.
Тем не менее, принятие пищи правой рукой является важной сунной, на которую не раз указывал Пророк ﷺ, а использование левой руки для этого крайне нежелательно, ибо на это также указывает множество хадисов.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لِيَأْكُلْ أَحَدُكُمْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَأْخُذْ بِيَمِينِهِ، وَلْيُعْطِ بِيَمِينِهِ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِشِمَالِهِ، وَيَشْرَبُ بِشِمَالِهِ، وَيُعْطِي بِشِمَالِهِ، وَيَأْخُذُ بِشِمَالِهِ
«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, подносит питьё ко рту правой рукой, берёт правой рукой и даёт правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, подносит питьё ко рту левой рукой, берёт левой рукой и даёт левой рукой». (Ибн Маджах, 3266)
Также от Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَأْكُلْ بِيَمِينِهِ وإذا شَربَ فَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ فإنَّ الشَّيْطانَ يَأكُلُ بِشِمالِهِ وَيَشْرَبُ بِشِمالِهِ
«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, а когда будет пить, пусть подносит питьё ко рту правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, и подносит питьё ко рту левой рукой». (Муслим, 2020; Абу Дауд, 3776)
Во всех этих хадисах делается акцент на необходимости есть правой рукой, что относится к адабам принятия пищи. Важность этого момента ясно прослеживается в содержании этих хадисов.
Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что использование правой руки во время принятия пищи является сунной Посланника Аллаха ﷺ, к которой он относился с особым вниманием. А мы должны стараться следовать всем указаниям нашего Пророка ﷺ и, следовательно, всегда стараться есть правой рукой.
Муслим Абдулаев
Источник
Почему левая рука у мусульман считается «грязной»
Следуя священным преданиям с примерами жизни Пророка Мухаммада (суннам), каждый мусульманин должен придерживаться определенных правил при использовании левой руки. Для каких дел ислам не рекомендует использовать левую руку и почему?
Чистая и грязная
В исламе левая и правая сторона тела четко разграничены. Ямин, что в переводе с арабского буквально означает «правая рука», – «чистая» и богоугодная, противопоставляется левой руке – «грязной» и пригодной лишь для выполнения «причиняющих неудобства дел».
Считается, что Аллах Всевышний возвышает всю правую часть человеческого тела, оставляя в Раю только «асхабуль-йамин» – правоверных, тех, кто занял «правую сторону». Почитание правой стороны основано на упоминаниях в Коране двух ангелов. Сидящий на правом плече Ракиб записывает благие поступки и богоугодные дела. Сидящий на левом Атид – плохие. Согласно исламской эсхатологии, каждый мусульманин после смерти получит Книгу собственных деяний. Праведникам (или асхаб аш-шимал) ее вложат в правую руку, и они попадут в Рай. Неверующие и грешники получат Книгу в левую руку и отправятся в Ад.
Есть и пить
Ислам четко регламентирует, в каких ситуациях следует использовать исключительно левую руку. Пророк Мухаммад наставлял, чтобы правоверные «ни в коем случае» не ели и не пили своей левой рукой. По словам ближайшего сподвижника Пророка, второго Праведного халифа и выдающегося государственного деятеля Умара ибн аль-Хаттаба, левой рукой ел и пил шайтан. Таким образом, используя левую руку не по назначению, верующий уподобляется злому духу и сбивается с истинного пути.
У мусульман не принято брать хлеб и другую пищу, держать пиалу или бокал с напитком левой рукой. Для этого используются три пальца правой. Мусульмане кушают руками, но если под влиянием чужих традиций мусульманская семья сервирует стол столовыми приборами, то их стараются не держать в левой руке.
Интересно, что сон после трапезы считается вредным, но не воспрещается слегка передохнуть. Расположившись полулежа, следует закинуть правую ногу на левую, но не наоборот.
К слову, управление по делам религии в Турции опубликовало официальное фетуа (решение, основанное на принципах ислама и прецедентах юрпрактики мусульман), в котором верующим не рекомендовано использовать во время трапезы левую руку.
Молитва
Во время действий, так или иначе связанных с молитвой, мусульмане также стараются не использовать левую руку. Открывать дверь мечети нужно правой рукой, а входить – с правой ноги, что подтверждает благие намерения входящего. И наоборот – выходить из мечети с левой ноги и открывать дверь перед выходом – левой рукой.
Перед молитвой мусульмане совершают ритуальное омовение. Если непосредственно в мечети выполняется тахарат (малое омовение), то до прихода на молитву в бане или душе – гусель (полное омовение). Процедуры можно проводить с использованием обеих рук. Исключение – высмаркивание, для которого предназначена только левая. Омовение обязательно начинают с правой (более достойной) стороны и заканчивают левой.
Нельзя начинать таслим (поворот головы) после намаза с левой стороны и прикасаться левой рукой к Черному Камню – одной из главных реликвий мусульман, которая прибыла из Рая вместе с пророком Адамом.
В семантике ямина (правой руки) заложено значение «помощь», поэтому подавать милостыню (садаку) мусульманин также стремится правой рукой, при этом и просящий не должен использовать для взятия подаяния левую руку.
Одевание и гигиена
Согласно адабу (предписанным нормам шариата), мусульманин обязан начинать одевание с правой стороны. Нельзя надеть пиджак сначала на левую руку и плечо, а затем – на правое. Аль-Альбани считал этот хадис достоверным, напоминая в своем трактате «Сахих аль-Джами», что именно с правой стороны начинал одеваться пророк Мухаммад.
Отдельный адаб посвящен правилам поведения в туалете и при проведении гигиенических процедур. И здесь как раз левая рука чрезвычайно пригождается, ведь только с ее помощью можно правильно справить нужду и выполнить истинджу (подмывание). И, кстати, заходить в отхожее место нужно тоже с левой ноги. Интересно, что с нее же нужно входить в банк (любое место, где даются деньги под проценты) или ресторан (туда, где подают спиртное и звучит музыка).
Нельзя левой рукой подстригать бороду, расчесывать или выщипывать волосы, стричь ногти, брить голову, причем бритье головы обязательно начинать справа, как делал Пророк.
Здороваться и присягать
Запрет на использование левой руки во время приветствия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Именно правой рукой удерживалась рукоятка меча, а протягивая пустую ладонь при встрече, человек демонстрирует благие намерения и отсутствие угрозы. Впрочем, подобная трактовка характерна не только для ислама.
Автор книги о жизни Пророка Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури напоминает, что для рукопожатия на основании известных сунн лучше использовать правую руку, которой благоверные присягали Мухаммаду. В сборнике Амра бин аль-Аса, в частности, приведены следующие слова: «Протяни (Пророку) правую руку, и я присягну тебе». При этом правильным будет использование только одной руки, то есть мусульманин не должен закреплять рукопожатие правой рукой, накладывая на нее кисть левой. Причины приветствия правой рукой вполне прозрачны: нельзя желать добра и процветания той рукой, которой удаляются нечистоты.
Зная о подобных правилах, сложно избежать логичного вопроса: «А как быть, если правая рука отсутствует или человек-левша?». Исламский богослов Мухйиддиин Ан-Навави разъяснял, что запрет на прием пищи или выполнение богоугодных действий левой рукой действует до тех пор, пока исполнению правила ничто не препятствует, например, болезнь или травма.
Источник
Почему мусульмане никогда не берут пищу левой рукой
Следуя священным преданиям с примерами жизни Пророка Мухаммада (суннам), каждый мусульманин должен придерживаться определенных правил при использовании левой руки. Для каких дел ислам не рекомендует использовать левую руку и почему?
Чистая и грязная
В исламе левая и правая сторона тела четко разграничены. Ямин, что в переводе с арабского буквально означает «правая рука», – «чистая» и богоугодная, противопоставляется левой руке – «грязной» и пригодной лишь для выполнения «причиняющих неудобства дел».
Считается, что Аллах Всевышний возвышает всю правую часть человеческого тела, оставляя в Раю только «асхабуль-йамин» – правоверных, тех, кто занял «правую сторону». Почитание правой стороны основано на упоминаниях в Коране двух ангелов. Сидящий на правом плече Ракиб записывает благие поступки и богоугодные дела. Сидящий на левом Атид – плохие. Согласно исламской эсхатологии, каждый мусульманин после смерти получит Книгу собственных деяний. Праведникам (или асхаб аш-шимал) ее вложат в правую руку, и они попадут в Рай. Неверующие и грешники получат Книгу в левую руку и отправятся в Ад.
Есть и пить
Ислам четко регламентирует, в каких ситуациях следует использовать исключительно левую руку. Пророк Мухаммад наставлял, чтобы правоверные «ни в коем случае» не ели и не пили своей левой рукой. По словам ближайшего сподвижника Пророка, второго Праведного халифа и выдающегося государственного деятеля Умара ибн аль-Хаттаба, левой рукой ел и пил шайтан. Таким образом, используя левую руку не по назначению, верующий уподобляется злому духу и сбивается с истинного пути.
У мусульман не принято брать хлеб и другую пищу, держать пиалу или бокал с напитком левой рукой. Для этого используются три пальца правой. Мусульмане кушают руками, но если под влиянием чужих традиций мусульманская семья сервирует стол столовыми приборами, то их стараются не держать в левой руке.
Интересно, что сон после трапезы считается вредным, но не воспрещается слегка передохнуть. Расположившись полулежа, следует закинуть правую ногу на левую, но не наоборот.
К слову, управление по делам религии в Турции опубликовало официальное фетуа (решение, основанное на принципах ислама и прецедентах юрпрактики мусульман), в котором верующим не рекомендовано использовать во время трапезы левую руку.
Молитва
Во время действий, так или иначе связанных с молитвой, мусульмане также стараются не использовать левую руку. Открывать дверь мечети нужно правой рукой, а входить – с правой ноги, что подтверждает благие намерения входящего. И наоборот – выходить из мечети с левой ноги и открывать дверь перед выходом – левой рукой.
Перед молитвой мусульмане совершают ритуальное омовение. Если непосредственно в мечети выполняется тахарат (малое омовение), то до прихода на молитву в бане или душе – гусель (полное омовение). Процедуры можно проводить с использованием обеих рук. Исключение – высмаркивание, для которого предназначена только левая. Омовение обязательно начинают с правой (более достойной) стороны и заканчивают левой.
Нельзя начинать таслим (поворот головы) после намаза с левой стороны и прикасаться левой рукой к Черному Камню – одной из главных реликвий мусульман, которая прибыла из Рая вместе с пророком Адамом.
В семантике ямина (правой руки) заложено значение «помощь», поэтому подавать милостыню (садаку) мусульманин также стремится правой рукой, при этом и просящий не должен использовать для взятия подаяния левую руку.
Одевание и гигиена
Согласно адабу (предписанным нормам шариата), мусульманин обязан начинать одевание с правой стороны. Нельзя надеть пиджак сначала на левую руку и плечо, а затем – на правое. Аль-Альбани считал этот хадис достоверным, напоминая в своем трактате «Сахих аль-Джами», что именно с правой стороны начинал одеваться пророк Мухаммад.
Отдельный адаб посвящен правилам поведения в туалете и при проведении гигиенических процедур. И здесь как раз левая рука чрезвычайно пригождается, ведь только с ее помощью можно правильно справить нужду и выполнить истинджу (подмывание). И, кстати, заходить в отхожее место нужно тоже с левой ноги. Интересно, что с нее же нужно входить в банк (любое место, где даются деньги под проценты) или ресторан (туда, где подают спиртное и звучит музыка).
Нельзя левой рукой подстригать бороду, расчесывать или выщипывать волосы, стричь ногти, брить голову, причем бритье головы обязательно начинать справа, как делал Пророк.
Здороваться и присягать
Запрет на использование левой руки во время приветствия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Именно правой рукой удерживалась рукоятка меча, а протягивая пустую ладонь при встрече, человек демонстрирует благие намерения и отсутствие угрозы. Впрочем, подобная трактовка характерна не только для ислама.
Автор книги о жизни Пророка Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури напоминает, что для рукопожатия на основании известных сунн лучше использовать правую руку, которой благоверные присягали Мухаммаду. В сборнике Амра бин аль-Аса, в частности, приведены следующие слова: «Протяни (Пророку) правую руку, и я присягну тебе». При этом правильным будет использование только одной руки, то есть мусульманин не должен закреплять рукопожатие правой рукой, накладывая на нее кисть левой. Причины приветствия правой рукой вполне прозрачны: нельзя желать добра и процветания той рукой, которой удаляются нечистоты.
Зная о подобных правилах, сложно избежать логичного вопроса: «А как быть, если правая рука отсутствует или человек-левша?». Исламский богослов Мухйиддиин Ан-Навави разъяснял, что запрет на прием пищи или выполнение богоугодных действий левой рукой действует до тех пор, пока исполнению правила ничто не препятствует, например, болезнь или травма.
Источник
Арабский этикет еды. Почему арабы не едят свинину. Правая и левая рука.
Кус-кус, любимая еда арабов
Правая рука праведная, левая нет. У многих людей может возникнуть вопрос, почему так? Подавая правую руку для приветствия, мусульманин показывает, что у него в руке нет оружия, и что его помыслы чисты. Этот знак внимания, имеет свое начало в кодексе чести бедуинов, с древних времен бедуины держали оружие правой рукой.
Вообще у арабов — мусульман правая сторона благостная. В меджлисе (часть дома для приема гостей), самые важные гости сидят справа от хозяина. При входе или выходе из комнаты или из лифта, первыми выходят те, кто находится справа. Люди справа, первыми занимают места в помещении.
При общении с арабами необходимо учитывать, что левая рука считается «нечистой». Возникает вопрос почему? Левую руку используют для омовения интимных мест, именно поэтому она считается нечистой. Именно поэтому документы, визитные карточки, письма, деньги, все предметы, передается правой рукой, к иностранцам нисхождение не делается. В Коране говорится, что у каждого человека рядом находятся два ангела. Правый ангел записывает хорошие дела, левый ангел плохие, именно отсюда и пошло понятие, что правая сторона благостная.
Есть множество хадисов, в которых утверждается, что благостная правая рука и именно поэтому она сильнее левой. Изучив всё, богословы пришли к выводу, что все благостные дела делаются правой рукой и это сунна.
Если у вас травма правой руки, и вы не можете ею воспользоваться, то вы обязательно должны предупредить об этом и тогда, как говорят арабы, «левая рука не принесет вреда».
В арабских странах, и в Алжире в том числе, все дела решаются за чашечкой кофе. Кофе арабы пьют очень крепкий в маленьких чашечках, без сахара, очень долго его смакуют. Очень часто в кофе добавляют кардамон. Если вы не хотите чтобы вам доливали кофе в чашку, вы должны перевернуть ее вверх дном, иначе хозяин встречи будет доливать вам кофе до бесконечности, пока кофейник не будет выпит. Так же, арабы пьют чай с шафраном или травяные чаи, по цвету очень похожи на зеленый чай, или же чай с лимоном и имбирем.
Вообще отношение ко времени у них абсолютно другое,не такое как у европейцев, они никуда не торопятся, ничего не делают в спешке или на ходу. Беседы у них длительные, как и паузы.
Алкогольные напитки и курение в Исламе запрещены, но это не значит, что все арабы не употребляют спиртные напитки и не курят. Единственное, что это не делается в общественных местах. Как сказал один мусульманский ученый: «Слава Богу, что я узнал Ислам раньше, чем узнал мусульман, иначе я не принял бы Ислам».
Когда мне в комментариях пишут, что я идеализирую Ислам, я не устаю повторять, что в Исламе, как и в любой религии, есть хорошие и плохие люди, есть верующие и не очень. И не стоит делать выводы, только по тем моментам, которые вы видели или о которых только слышали.
Арабы очень гостеприимный народ, угощать гостя они считают своим долгом. В Коране не приветствуется расточительность, поэтому угощение будет, но все будет в меру, последний баран ради гостя зарезан не будет.
В Алжире едят свежее мясо, которое в магазине, сразу разрубят на куски и могут сделать фарш, совершенно бесплатно. Магазин представляет собой, что то вроде рынка, тебе стоит только указать пальцем и ждать, когда тебе принесут свежее, уже разделанное мясо. Замороженных продуктов нет, пьют арабы свежее молоко, козье или коровье, и из этих продуктов готовят еду. Хлеб в основном, французский багет, длинные белые булки, покупают их очень много, особенно если большая семья, и его не режут, а ломают во время еды.
Поза арабов за едой (обратите внимание на положение ног)
Если вас пригласили за стол, то вы должны помнить, что арабы едят только правой рукой. Вот тут и начинается этикет еды.
Общая трапеза, Кус-кус
Арабы, мусульмане не едят свинину, я думаю мало, кто задумывается почему. Меня озадачил этот вопрос. В разговоре с разными людьми я спрашивала, почему мусульмане не едят свинину, ответы были самые разнообразные: и что свинья грязное животное, потому что валяется в грязи и в своих отходах жизнедеятельности, любит грязь, и что ест все подряд. Ученые говорят о том, что в свинина может быть причиной такого заболевания, как трихинеллёза, болезни, которая сопровождается лихорадкой, отёком лица, а в крайних формах – дисфункцией внутренних органов, а так же центральной нервной системы. Свинина является еще переносчиком некоторых болезней, а так же свинина является тяжелым мясом и для его переваривания требуется не менее 5 часов. Свинина, очень быстро портится на жаре, а именно с Аравийского полуострова распространился Ислам, бараний жир легко отделяется от мяса, а вот свиной жир, нет. Именно поэтому свинина может послужить причиной всевозможных инфекций и отравлений, к этому выводу пришли мусульманские ученые, и поэтому она была запрещена в пищу.
Арабская семья за столом (положение ног как при намазе)
Арабская кухня в Алжире вкусна и разнообразна, свое влияние оказала традиционная арабская кухня, берберская, французская, амазигская, дополнили её, европейская и испанская кухня.
Очень много используется средиземноморских приправ, перец чили. Кус-кус, традиционное блюдо, которое готовится с овощами и нутом, с тушеным мясом.
Салат, цвета алжирского флага
Арабы очень щепетильны к чистоте, поэтому обязательное мытье рук до и после еды. Еда начинается со слов «С именем Бога». Существуют правила, которые строго соблюдаются во время еды. В арабских семьях приветствуется еда всей семьей, за одним столом. Именно в эти моменты и закладываются знания этикета еды.
Если вы были приглашены на обед, то правилом хорошего тона будет принести с собой десерт. Если же вы случайно зашли к людям, которые обедают, и даже если люди вас приглашают отведать еды с ними, необходимо сразу же уйти, вежливо поблагодарив за приглашение. Если же вы знаете, что люди вас приглашают к столу и будут очень рады разделить с вами трапезу, стоит остаться на обед.
Трапеза
Едят только правой едой, если блюдо передается от человека к человеку, и человек взял его левой рукой, то блюдо убирают со стола совсем. Брать кусок с общей тарелки следует тот, который ближе к тебе, тянуться за куском выбирая лучший, неприлично. Еду следует беруть с краю блюда, а не тянуться за куском с середины блюда. Жевать с сомкнутыми губами. Приветствуются разговоры за едой, которые способствуют длительной трапезе, и человек успевает наесться. Есть следует не торопясь. Не стоит макать кусок мяса в уксус, которым пользуются все присутствующие за обедом. Не стоит поливать уксусом или другим соусом всю еду, это может не понравиться другим. Не стоит дуть на еду и пить залпом. Не есть и не пить из треснувшей посуды. Если едят руками, то едят щепоткой из трех пальцев, сейчас, современные арабы все больше и больше едят ложками и накладывают еду в тарелки, но ровно столько чтобы все съесть. Оставлять еду на тарелке неприлично.
После еды всегда благодарят Бога, за ту еду, которая была им послана.
Очень ценится пчелиный мед
Едят арабы в основном на полу. Существует три положения тела для еды. Первое положение на коленках как во время намаза. Второе положение, когда одна нога согнута коленом вверх, другая погнута под себя, и третье положение, когда ноги погнуты под себя. В этих положениях контролируется осанка, кровь лучше циркулирует по телу. На полу человек медленнее ест и насыщается в процессе трапезы.
Трапеза (положение ног скрещенное под себя)
В современном обществе арабы едят так же и за столами, но еда на полу им ближе всего.
Я попробовала есть в таком положении. Могу сказать, что во всех трех положениях человек не сможет съесть много еды. Желудок получается как бы передавленным и просто невозможно переесть. Вообще я все больше и больше убеждаюсь, что все настолько продумано, что иной раз диву даешься, насколько все просто и на поверхности. В хадисах сказано, что человек должен наполнить желудок на треть едой, на треть водой и треть оставить для дыхания. Еда должна приносить радость, а не тяжесть дыхания.
Финики, очень почитаемые арабами (источник минералов и витаминов, особенно часто употребляются в Рамадан)
Будьте здоровы, и получайте наслаждение от еды, а не проблемы.
Источник