Можно ли мусульманам использовать святую воду

Боятся ли мусульмане «святой воды» и православных молитв?

Именно такого рода вопросы христиан можно видеть под появляющимися время от времени новостными заметками о таком поведении православного духовенства (обычно в соседней РФ) в отношении мусульман, будто те – православные христиане.

Каждый раз под новостной заметкой о том, что мусульмане возмущены окроплением «святой» водой мусульманских детей в роддоме, не спросив при этом разрешения и согласия их матерей и, более того – против их воли; или окропление спящих детей в детсаду независимо от вероисповедания вопреки попыткам воспитательницы-мусульманки воспрепятствовать этому; или же когда священник с кропилом поливает «святой водой» толпу мусульман, вызывая у них отрицательную реакцию; или когда построившиеся на плацу курсанты вдруг независимо от вероисповедания оказываются участниками торжественного православного молебена, который местный священник устроил по договоренности с руководством академии, – всегда найдется пара-тройка людей, которые несколько едко прокомментируют: «Если вы не считаете эту воду святой – то почему боитесь? А если считаете – то, опять же, – почему боитесь? Вообще-то, согласно нашей вере, освященной воды боится только нечисть, вот вы сами и доказали, что вы одержимы…»

Знакомьтесь – это азан , призыв на молитву у мусульман. Согласно вероучению Ислама, когда читают азан – Сатана не может вынести его звучания и стремится убежать на такое расстояние и скрыться в таком месте, чтобы его не слышать. Являются ли одержимыми люди иных вероисповеданий, не желающие слышать утренний азан на предрассветную молитву; закрывающие уши и прячущие голову под подушку?

Ответ прост – не одержимы ни мусульмане, ни христиане. Просто каждый человек, исповедуя ту или иную веру, не хочет принимать участия в религиозных ритуалах иных конфессий.

И если и колокольный перезвон, и азан с минарета мечети являются особенностями определенного места – каждый человек знает, что с церковной колокольни ближе к полудню прозвучит перезвон к обедне, а с минарета мечети пять раз в день раздастся призыв к молитве, он либо принимает их наличие как должное – либо старается в этот момент оказаться вне зоны слышимости, если не желает их слушать.

Прослушивание и одного, и второго является религиозным ритуалом лишь в той степени, в коей каждый из призывов значим для самого слушателя.

Когда же человек хочет удовлетворить свои религиозные потребности – он либо идет в то место, где есть возможность это сделать (на пятничный намаз в мечети или же на освящение пасхальных куличей и их владельцев в храме), либо приглашает соответствующее духовное лицо к себе (например, для соборования умирающего христианина; или же для чтения джаназа-молитвы над усопшим мусульманином). В любом случае, присутствие на том или ином религиозном действе – это волеизъявление самого верующего.

Читайте также:  Можно ли использовать для отопления только один теплый водяной пол

Роддом же не является тем местом, направляясь в которое для благополучного разрешения беременности, будущая мама ожидает встретить попа с кропилом, который принудительно окропит ее и младенца, не спросив ее согласия. Ровно как и родители-христиане будут против, чтобы их ребенку читали в ухо азан, смазывали десна жеванным фиником и исполняли прочие обряды Ислама, связанные с появлением младенца, не испросив их согласия.

Торжественная линейка по случаю первого сентября – явно не то мероприятие, идя на которое каждый вне зависимости от религиозной принадлежности должен осознавать обязательность своего участия в торжественном молебене, о котором они не будут знать заранее и который проведут сразу после окончания официальной части, не дав возможности курсантам иных вероисповеданий покинуть плацдарм.

И возмущаются мусульмане не потому, что «шарахаются от богослужения истинного и молитвы как нечистый от ладана» – но по той же самой причине, по которой возмутились бы православные, принуди их кто-либо принять участие в коллективном намазе. И их возмущение и протест с таким же успехом можно было бы прокомментировать: «Что ж вы помолиться Богу боитесь-то?».

Каждый верующий человек желает оградить себя и своих детей от непосредственного участия в религиозных обрядах другой конфессии, и это вполне справедливое и логичное желание. Поэтому, вместо насмехаться над инакомыслящими, измеряя их действия и реакцию категориями своей религии, – людям разных конфессий нужно научиться просто быть более внимательными к чувствам и желанием друг друга, и доказывать истинность своей религии в мирной и аргументированной дискуссии, а не попытками вовлечь иноверцев в то или иное религиозной действо против их воли.

Татьяна СЕРТАП

Ссылки по теме:

В вопросе об окроплении детей, прокуратура поддержала крымских мусульман

Публичные проявления религиозности должны считаться со всеми конфессиями

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Источник

| Вопросы священнослужителю | Православное Закамье

Здравствуйте! Есть некое непонимание посещения Матронушки мусульманами, у меня есть знакомые мусульмане, которые приходят за помощью к блаженной Матроне — одни объясняют этот «поход» неимением у них таких образов (поэтому не считают это за харам), а другие говорят, что можно посещать потому, что Иисус Христос сделал обрезание, потому что был Гайса, т.е. мусульманин. Хотя и те и другие, в иных обстоятельствах, бывает, скажем мягко, не очень-то и приемлют того, кто крестится. Как это все совмещается, не пойму? И тем более то, что Иисус был Гайса. То же самое и со святой водой и как можно, не принимая Христа в своей жизни, все это делать, объясните пожалуйста. Большое спасибо.

Здравствуйте. Что касается того, почему мусульмане приходят в православный храм к православным святыням, это вопрос, конечно же, в первую очередь — к самим мусульманам. Мы же можем здесь по большему счету лишь предполагать. Тем не менее, коль Вы высказали свое мнение по данному вопросу, а также некоторые объяснения, то постараюсь дать на них православный религиоведческий комментарий.

Читайте также:  Можно ли использовать пергамент второй раз

Итак, что касается почитания святых. В исламе существует две точки зрения на этот счет. Одна — крайняя, ее яркое проявление — ваххабизм, приверженцы ее не приемлют никаких святых, никакого их почитания. Вторая — более мягкая, почитаются потомки пророка Мухаммеда, почитается, кстати, пророк Иса (Иисус Христос) и некоторые другие. К могилам этих людей совершаются паломничества. Мусульмане верят, что пророк Иса придет, будет жить и затем умрет, для него есть специальное место для его будущей могилы рядом с могилой Мухаммеда, это место многими мусульманами особо почитается. Что касается святых изображений, то в мусульманстве их не существует. Есть прямые запреты на почитание религиозных изображений. Поэтому мне совершенно непонятно, почему они не считают это за харам.

Заходить в православные храмы мусульманам не запрещено, но не по той причине, что Иисус был обрезанным. Просто христиане воспринимаются также людьми Писания, т. е. чтущими Аллаха, хотя и якобы исказившими многие истины. Что касается имени «Гайса» и обрезания. Обрезание не является обязательным среди мусульман, хотя и настоятельно рекомендуется. Если человек в детстве обрезан — он еще не мусульманин. Вот евреи совершают обрезание, и что с того? Конфликт с ними у мусульман всем известен. Буквально Гайса — милость Божия, у мусульман этим именем называется Иисус Христос (есть варианты Гайса и Иса). Самого Иисуса Христа они принимают за пророка Аллаха, но вот христиане, считают они, исказили данное им учение.

Почему же мусульмане приходят в наши храмы к нашим святым и за святой водой? Обычному человеку в духовной жизни бывает крайне не достаточно сухой абстракции. Душа тянется к чему-то осязаемому, воспринимаемому. Человеку хочется наполнить свою жизнь хорошими впечатлениями, особенно — в духовной жизни. В мусульманстве же существует некоторый дефицит. Нет у них таких длинных богослужений, духовных песен на службе, нет благоухания ладана, нет такого моря живого огня, как в православных храмах. Только собрались на намаз, на проповедь и все. А душе хочется чего-то другого.

Но надо также отметить и другую составляющую. Есть и чисто номинальные мусульмане. Те, что только называют себя так. Те, которым хочется иметь «лекарство» на все случаи жизни, а еще лучше — заветную бутылочку с джинном из сказки. Но джинна в бутылочке что-то нет, пусть хоть будет вода, которую так расхваливают христиане. Если Аллах даже им помогает — то нам, истинно его чтущим — что называется, просто обязан. Вот и приходят в наши храмы. В истории бывали случаи, что некоторые мусульманки пытались даже крестить своих детей — от порчи и сглаза и прочей напасти, не понимая, разумеется, что крещение — это никакой не амулет, а залог верности Христу и дар возрождения к святой и праведной жизни.

Вернуться к списку вопросов

Источник

Купание в проруби на Крещение: станет ли мусульманин православным

Рисунок 1. В прорубь на Крещение Господне окунаются не только православные, но и представители других конфессий, а также атеисты.

Читайте также:  Сыпь можно ли использовать перекись водорода

Россия — многонациональная страна. Праздники со временем становятся общими: на Масленицу блины едят, в дни Наурыза – коже, на Пасху – куличи и крашенки, в Курбан-байрам – бешбармак, а теперь на Крещение в прорубь ныряют.

Купания стали народной традицией. Смех, поздравления, мороз, счастливые глаза, ледяная прорубь, крики и горячий чай. Радость праздника охватывает всех.

Многие купаются для здоровья и за «дружбу народов», как певец Зульфат Зиннуров и глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, а также казахи, кыргызстанцы, таджики, японцы. Другие окунаются, чтобы понять русских, приобщиться к традиции, как американский посол Джон Хантсман, генконсул Майкл Кийс, студенты УГГУ из Китая, Гвинеи и другие не христиане.

Рисунок 2. Студент УГГУ

Искупавшись в проруби, стал христианином?

Естественно, ни один из мусульман, атеистов или представителей других конфессий, окунувшись в прорубь на Крещение, не стал православным.

Ведь окунаться в прорубь — это традиция. Крещение человека — Таинство Церкви, где он осознанно отрекается от прежних мировоззрений и становится рабом Божиим.

Рисунок 3. В Татарстане для мусульман вырубили прорубь в виде полумесяца

Священнослужители о купании в проруби

«Окунаться на Крещение — традиция народа, которая не имеет отношения к богослужебным традициям» – говорит священник Алексей Уминский.

«Сложившаяся в некоторых государствах и России традиция ходить на Иордань и погружаться в ледяную воду природного водоема в праздник Крещения — обычай народного благочестия, который верующим послужит во здравие тела и души» – протоиерей Максим Козлов.

«Купание — культивируемая традиция, некий православный экстрим, отношение к нему у каждого свое» – считает клирик Виталий Шинкарь из Молдавии.

«Отодвиньте в сторону мечты про «волшебную воду»… вернитесь к Господу по-настоящему, измените себя и свою жизнь» – призывает иерей Сергей Круглов.

Протоиерей Игорь Прекуп считает, что если «человек, окунаясь, думает о Боге, то это форма приобщения благодати Святого Духа».

Патриарх РПЦ Кирилл призывает верующих, окунающихся в Иордань, молиться о себе и близких и помнить, что «это не развлечение, а соприкосновение со святыней».

Рисунок 4. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси

Можно ли не христианам окунаться в прорубь в Крещение?

Если человек занимается моржеванием, то он купается регулярно. Другое дело, если мусульманин хочет окунуться в освященную на Крещение Господне воду.

«Атеистам и мусульманам вопрос: «Можно ли нырять в прорубь на Крещение?» нужно задавать имаму или авторитетному для них лицу, а не православному священнику» – считает протоиерей Максим Козлов.

Муфтий Альбир Крганов говорит: «В проруби и воде мусульманам купаться можно, но нежелательно участвовать в религиозном купании христиан. Ученые говорят, что вера человека — иман, не покинет его от купания, но, чтобы не было раздражения среди мусульман, лучше не купаться. К религии нужно относиться серьезно».

Рисунок 5. Муфтий Альбир Крганов

Русская Православная Церковь не запрещает окунаться в проруби не христианам, так как крещенские купания — это народная традиция.

Источник