Можно ли монахам кушать мясо

О мясоедении монашествующих

Здравствуйте о.Сергий!
Правда ли что есть мясоедные монастыри,и что монах не дает обет не есть мяса? И вообще какова история о не вкушении мяса,просветите меня пожалуйста.

В чинопоследовании монашеского пострига игумен первым делом спрашивает постригаемого: «Что пришел еси…?» И тот должен ответить: «Желая жития постнического, честный отче», подтверждая, что первая цель, ради которой монах принимает постриг – жизнь в непрестанном посте. Однако специального «мясного обета» у монахов не существует, так как содержание постнической жизни необозримо шире гастрономических ограничений, хотя воздержание от тех или иных продуктов является необходимой (но недостаточной!) частью поста, как духовного упражнения для развития силы воли в самоограничении от греха. Неядение монахами мяса — это древняя традиция, начиная с родоначальника монашества — прп.Антония Великого, подкрепленная духовным опытом Святых Отцов, которые хорошо знали, как через тело можно влиять на душу. Преподобный Паисий (Величковский) писал: «После потопа Господь по слабости человеческой допустил ядение мяса, но порядок монашеской жизни соответствует жизни в раю, где не было ядения мяса. И хотя в начале монашеской жизни бывали по местам отступления от этого порядка, особенно в больших городах, но Святой Савва Освященный утвердил неядение мяса. И таков стал общий порядок во всех странах. Поэтому нельзя ссылаться на то, что неядение мяса есть только местный обычай. И это не может быть предоставлено произволу каждого».

Прообраз отречения монахов от мясоедения Святые Отцы видят в исходе древних евреев (Исх. 16: 2-3), когда свыше от Бога была посылаема людям манна, а не мясо, ибо согласно Писанию те евреи, которые презрели небесную манну, умерли в пустыне. «Чьи кости пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной», — говорит свт. Василий Великий.

Надо заметить, что все Святые Соборы умалчивают о воздержании монахов от мяса — отказ от мясной пищи никогда не был самоцелью духовной жизни монашествующих, но только средством, хотя очень сильным и действенным. Известно, что некоторые из древних подвижников вкушали мясо, другие же — нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: “Ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает” (Рим. 14, 3)». Да и сегодня существуют различные местные особенности: так, например, в Грузии и на Кипре канонические традиции не запрещают вкушение мясной пищи, а на Святой Горе или в Египте — нет…

Святитель Игнатий предострегает о другой крайности, когда любое даже вынужденное потребление кусочка мясосодержащей пищи приравнивается к смертному греху: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».

К сожалению, такие «мясофобные» предрассудки живучи, и сегодня они подпитываются псевдонаучным параноидальным бредом о существовании некой международной скотопромышленной мафии, скрывающей от человечества сведения о вреде мяса для организма, а также о подмене информации в учебниках биологии, о всемирном заговоре врачей и ВОЗ, о спасении животных и всего человечества от насилия, результатом которых является стойкое психопатическое расстройство в форме сектантской «идеи» о самосовершенствовании личности и переходе на иной энергетико-информационный уровень развития «эпохи Водолея».

Источник

Веганство и пост — ничего общего

Архимандрит Савва (Мажуко) — о том, почему монахи не едят мяса и почему между постом и веганством нет ничего общего.

Монахи, как известно, не едят мяса. Хотя бы тут поспорил — все-таки едят, оставаясь монахами, поскольку в христианстве существует множество разных традиций отношения к посту и отношения к монашеству. Но почему я вдруг вспомнил эту историю с монахами и мясом? Потому что сейчас мне неоднократно приходилось встречать людей, одержимых модной идеей веганства, вегетарианства, которые считают, что христианство и христианское монашество являются таким же веганским движением, как они сами. Поэтому «мы должны дружить домами» и искать друг у друга поддержки, а неядение монахами мяса представляется аргументом в пользу того, что веганство — это правильный путь.

Должен разочаровать людей, которые так думают. Потому что между монашескими христианскими традициями и веганством нет ничего общего. Если монахи не едят мяса (а этот обычай сохраняется в основном только в русской традиции, да и то не везде), то не едят совсем по другим причинам, нежели это делают веганы. Дело в том, что эта идеология очень популярна особенно среди горожан — людей, которые никогда не видели, как обращаются со скотиной в крестьянских усадьбах. И совершенно естественно они переживают за смерть коров, поросят, кроликов, кур. Одна дама мне говорила, что не может есть мясо, потому что знает, через какой ужас и шок пришлось пройти птице или животному, и этот ужас и шок остаются в крови, в мясе, и это совершенно ненормально для человека — есть мясо. Я не спорю, может быть и так, но это не имеет никакого отношения к христианству.

Почему монахи не едят мяса? Преподобный Ефрем Сирин в своей работе «О борьбе с осьмю главными страстями вообще», которая вошла в «Добротолюбие», говорит, что «не по брезгливости какой отказываюсь есть мясо: ибо всякое создание Божие добро и ничтоже отметно (1 Тим. 4, 4); но поелику написано: не пользует безумному сладость (Прит. 19. 10), то неразумно монаху есть мясо животных». Что он имеет в виду?

Читайте также:  Перед зубным можно кушать

Монахи на Востоке не ели мяса потому, что, проще выражаясь, «не в коня корм». Образ жизни монаха очень однообразен. Это человек одинокий (что и следует из слова «монах»), которому не надо заботиться о семье, о жене, о детях, который не должен работать на трех работах. Единственная его задача — жить в общине или в своей отшельнической келье (типов монашества очень много), молиться и минимально трудиться для своего пропитания. То есть, это человек, который не затрачивает так много энергии, как это предполагает едение мяса. Вот в чем дело. В древности полагали, что когда человек вкушает мясо, это возбуждает в нем какие-то страсти, которые монаху совершенно не нужны — потому что он живет один, у него нет жены и он должен вести очень скромный образ жизни. Поэтому ему меньше нужно. И если он ест мясо, а в те времена это была пища роскошная, которую могли позволить только богатые люди, это, во-первых, нескромно, а во-вторых неразумно. Монах должен питаться самой простой пищей, самой дешевой. Вот в чем дело.

И наоборот, если мы почитаем жития монахов, живших на Севере, например в Ирландии, Исландии, то мы увидим, что некоторые ирландские монахи, жившие на островах, питались морскими котиками. Для этого они на них охотились самым безжалостным образом — убивали, разделывали, солили впрок, готовили из них пищу. Они питались зверем, который в ту эпоху считался рыбой. Это была рыбная пища. Как и на Востоке птица считалась мясом, близким к рыбе и не считалась мясом. Об это пишет, например, Сократ Схоластик в своей «Церковной истории».

То есть — дело не в мясе. Дело в скромности — во-первых, а во-вторых — в воздействии этого продукта на организм. Считалось, что, например, орехи, не возбуждают такие страсти, как мясо. Сейчас ученые пришли к совсем другому выводу. Поэтому монахам, наверное, следует пересмотреть свой взгляд на пищу. Может быть, со временем. Мы этого не знаем и, возможно, не увидим, но ориентиры совершенно простые — скромность и польза для аскезы. Ни в коем случае не брезгливость и не жалость к животному, потому что для человека средних веков это было вообще какой-то нелепостью. Люди видели, как устроен мир. Они видели, что в мире есть хищники. У вас, например, есть кот. Вы будете веганом, откажетесь от мяса и молока, будете питаться только растительной пищей. Но вот вы из жалости подобрали на улице раненого кота — чем вы его будет кормить? Солеными огурцами? Тыквой? Нет, вы будете кормить его мясом, потому что пищеварение этого зверя, его повадки, даже его устройство — клыки, когти — все это устроено для охоты. Он хищник по определению. И мир весь так устроен — об этом очень хорошо пишет, например, Николай Заболоцкий в своей поэме «Лодейников». Он говорит, что если вы отбросите все романтические представления о природе, вы увидите, что все пожирает друг друга. И так устроен мир. Он, к сожалению, таков. Он болен. Поэтому он превратился в борьбу всех против всех. Каждый сам за себя — воюет и пожирает.

История знает множество движений, похожих на веганское. Например, блаженный Августин несколько лет провел в секте манихеев. В своей «Исповеди» он пишет о том, как манихеи трактовали свое вегетарианство, доходившее до понятия «убийца тыкв». Сам манихей, принадлежащей к этой секте и занимавший в ней определенное положение, не имел права срывать тыквы, если он захотел тыквенной каши, или сорвать плод. Посылался специальный ученик, который «жертвовал собой», свершал «страшный грех», который доставлял «боль» тыкве. И от этой боли мог избавить мастер высшего посвящения, который, съедая эту тыкву, освобождал из нее какие-то элементы. Блаженный Августин, человек с большим чувством юмора, описывает эту историю со свойственной ему иронией, называя подобных учеников «убийцами тыкв». Если довести мысль до конца, веганство — тоже своего рода «убийство» растений — огурцов, винограда, арбузов… То, что вы поедаете арбуз, наверняка доставляет ему некоторый дискомфорт, мягко выражаясь. В любом случае — вы его убиваете.

Впрочем, я ничего против этого не имею. В нашей свободной стране возможно все. Мне всего лишь хочется подчеркнуть две мысли.

Это не имеет никакого отношения к христианству, посту, монашеству. Потому что монахи постятся и не едят мясо, во-первых, из скромности — а не потому, что это убитый зверь, во-вторых — потому, чтобы удержать в узде свое тело, подчинить его себе. И второй момент: это никакого отношения не имеет к реальности, потому что мир устроен совсем по-другому. Мир, в котором есть хищники, грызуны, растения, летучие мыши, кошки, которые не едят траву, они иначе устроены. И он красноречивее любых текстов и мудрецов говорит о том, что, к сожалению, мир болен. Но наша задача — сделать так, чтобы этой боли было меньше. Именно поэтому я веганов уважаю, не смотря ни на что. Хоть и не разделяю их точку зрения. Веганы и христиане — занимаются каждый своим делом, но это не одно и то же.

Источник

Почему монахи не едят мяса?

Можно ли монахам кушать мясо

Ответ на этот вопрос можно найти в чинопоследовании монашеского пострига. В самом его начале игумен спрашивает постригаемого: «Для чего ты пришел?», на что тот отвечает: «Желая постнического жития…» То есть, прежде чем принять монашеские обеты, человек заявляет о своем желании, намерении жить в посте. Конечно, пост здесь понимается гораздо шире, чем простой отказ от мясной пищи, однако этот отказ является важной (хотя и не достаточной) частью иноческой жизни, духовным упражнением, средством для достижения определенного состояния тела и ума.

Первое указание на духовный смысл отказа от мясоядения святые отцы видят в описании исхода иудеев из Египта. Господь для пропитания еврейского народа посылал с неба манну — постную пищу. Те же, кто от такой пищи отказались, пренебрегали ею (как говорит святой Василий Великий), погибли в пустыне, так и не увидев земли обетованной.

Отказ от мясной пищи непосредственно в монастырях имеет древние корни. Такое установление было принято еще в обители преподобного Антония — основателя монашества. Однако в истории неоднократно случались примеры отхождения некоторых общежительных монастырей от такой практики. Чаще всего это наблюдалось в обителях, расположенных в городах. Сегодня некоторые православные монастыри, например, в Грузии и на Кипре, не запрещают вкушение мяса монашествующим. Однако на Афоне и в Египте подход к этому вопросу довольно строг и однозначен.

Читайте также:  Что можно кушать из сладкого при беременности

Есть мясо — это грех?

Как известно, во время жизни в раю Адам и Ева не вкушали мяса. И порядок жизни в монастырях стремится приблизиться к этому райскому миропорядку. Однако употребление в пищу мяса само по себе не является грехом. Бог благословил мясоядение после всемирного потопа по слабости человеческой.

Если вкушение мяса не является грехом, то почему же монашествующие отказываются от мясоядения? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно далеко ходить. Даже нерелигиозные люди согласятся с тем, что мясо, как никакой другой продукт, способно пробуждать в человеке определенные физические волнения — плотские страсти. Как бы сказали в миру, оно дает наибольшее количество физической энергии, с которой человеку нужно что-то делать. Таким образом, отказ от мясной пищи — это не цель монашества, а средство обуздания плоти, и средство очень действенное.

Святые отцы говорят также об огромном значении сна в постнической жизни. Даже если монах не ест мяса, но много спит, плотские искушения будут одолевать его с большой силой. Именно поэтому для монашеской практики одинаково важны два эти упражнения — пост и бодрствование.

О другой крайности в отношении мяса предупреждает святитель Игнатий. Зачастую монашествующие, которые отказались от мясной пищи во имя духовных целей, начинают считать великим грехом любое, даже случайное, потребление кусочка мяса. Конечно, такое понимание в корне не соответствует духу христианства.

Можно ли монахам кушать мясо

Я не монах — почему я должен отказываться от мяса?

В православной традиции от мясной пищи действительно отказываются не только монахи. Миряне, если соблюдают церковный устав, также значительную часть года проводят без мясных продуктов. Во-первых, это четыре продолжительных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во-вторых, это некоторые однодневные посты, например, накануне Крещения Господня или в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. А в-третьих, это каждая среда и пятница.

Такое ограничение в пище служит духовным упражнением для каждого христианина, живет ли он в миру или подвизается в монастыре. Однако к каждой конкретной ситуации (по здоровью, по роду занятий, по определенным жизненным условиям) следует подходить с рассуждением, помня о прикладной роли пищевых ограничений, их второстепенном значении по сравнению с постом духовным.

24.12.2019

Источник

едят ли, почему не едят мясо, трапеза (обед) в монастыре ???? Православный клуб

Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.

Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?

Монахи проводят за едой мало времени, питаются скудно, особенно в пост

Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.

За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.

Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезнаяПомещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная

Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.

Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:

  • кашам;
  • супам;
  • макаронам.

Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.

Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.

Смотрите также статью Как стать монахом

Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости

То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.

Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.

  • Завтрак в 8:00;
  • Ужин в 18:00;
  • Зимой время смещается на час.

Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.

Из пищи исключены:

  • Растительное, сливочное, растительное масло;
  • Жиры;
  • Мясо;
  • Маргарин;
  • Сливки;
  • Специи.

Основной упор на:

  • Фрукты;
  • Грибы;
  • Травы;
  • Ягоды;
  • Бобовые;
  • Овощи.

Их можно употреблять в неограниченном количестве.

Кухня Афонского монастыряКухня Афонского монастыря

  • Вместо мяса — сыр, яйца, морепродукты;
  • Побаловать себя можно пирогами и халвой;
  • Из напитков: чай, кофе, вино.

Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.

Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.

Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.

Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством

Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.

Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.

Далеко не каждую еду монахи могут принять у верующих.

В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.

Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:

Можно ли монахам кушать мясо

Михей

Иеромонах

Читайте также:  Какой суп можно кушать при похудении

«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле — до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.

Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».

Суздальские монахи трудятся в монастырском огородеСуздальские монахи трудятся в монастырском огороде

Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:

  • Книги;
  • Образки;
  • Крестики;
  • Иконы.

А также монахи проводят платные требы.

Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.

Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо

Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.

Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.

Что же даёт монахам отказ от него?

  • Укрепление воли. Постоянный пост — это закаливание воли, возможность держать её в узде. Монашество — не статичное состояние, а постоянное укрепление личных качеств во славу Господа. Так что такие ограничения просто необходимы.
  • Проявление любви к Божьим творениям. Жизнь — это самое ценное, что есть в мире, это венец творения Божьего. И нужно дорасти до осознания того, что жизнь везде одинаковая — и в человеке, и в курице, и в зайце. Сострадание к ней — есть поступок из доброты и чистого разума. Монах не ставит вкусовое удовольствие выше чьей-либо жизни. Он любит всякую тварь Божию, ибо в ней видит отражение Божественного замысла.

В Библии сказано:

«Блажен, иже скоты милует»

То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.

Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.

Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступкомСхиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком

В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.

Истинно духовный человек милостив ко всему живому.

Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.

Это пример мировоззрения истинно духовного человека.

Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.

Монахи — не вегетарианцы

Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.

Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.

Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.

Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.

Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.

Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)

Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили

В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.

В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.

Некоторые монахи добровольно отказались от рыбы, хотя устав этого не требует.

Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.

Источник