Можно ли кушать саранчу мусульманину
Содержание статьи
Употребление насекомых в пищу
Саранча.
Те, кто занимаются сельским хозяйством, хорошо знакомы с таким насекомым как саранча. Но не все знают, что это насекомое помимо того, что наносит вред сельхоз угодьям, вполне пригодно и к употреблению в пищу.
Согласно Исламу, саранча является съедобным для человека насекомым.
Их едят в 36 африканских, 29 азиатских и 23 странах Северной и Южной Америки. Причём, в одних государствах этих насекомых считают деликатесом, в других они составляют часть ежедневного рациона.
Специалисты из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН согласились с мнением учёных о том, что следует убеждать людей употреблять в пищу саранчу. Во-первых, в сверчках и кузнечиках столько же белка, сколько в куске мяса для стейка. Во-вторых, их выращивание значительно дешевле и требует меньших площадей.
Во многих культурах мира такое насекомое, как саранча — богатый белком продукт, представляет собой важный элемент ежедневного рациона. А теперь уже и в Европе существуют рестораны, в которых подают блюда из этих насекомых.
А вот в Китае повсеместно можно увидеть жареную саранчу, которую продают на деревянных палочках.
Многие люди в самых разных уголках мира считают саранчу настоящим бедствием. Но только не мексиканцы. В Мексике, особенно в южных её районах, помимо всевозможных тортильяс, вы найдёте и зажаренную саранчу, завёрнутую в пресные лепёшки.
И если в Мексике жареных насекомых можно купить просто с лотка уличного торговца, то в других странах Запада подобные блюда — это скорее изыск, который подают в дорогих ресторанах. К примеру, в некоторых нью-йоркских ресторанах устраивают приём, во время которого подаются блюда из саранчи.
Сколько людей, столько и вкусов.
Китайцы с юмором говорят о своих гастрономических вкусах: «Мы едим всё, что летает, кроме самолёта, всё, что имеет четыре ноги, кроме стола и стульев». Конечно же, Китай в употреблении насекомых — впереди планеты всей. У множества людей одна только мысль о том, что нужно съесть эту гору личинок, может вызвать сильнейшее отвращение.
Многие рестораны специализируются исключительно на блюдах, приготовленных из насекомых.
Но в Исламе всё строго регламентировано и к употреблению еды есть свои строгие правила и специальный этикет.
В Священном Коране есть аят со следующим смыслом: И разрешает употреблять Всевышний всё благое и запрещает всё скверное. (Сура «Аль-Араф», аят 7)
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ (سورة الاعراف 7)
А смысл другого аята можно передать следующим образом: (смысл ) И нет на Земле ни одного существа кроме как Всевышний взял на себя обеспечивать его необходимым уделом. (Сура «Худ», аят 6)
وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا (سورة هود 6)
Туристы, путешествуя по разным странам, обычно пробуют новые блюда. Но надо быть осторожными и не пихать в рот всё, что попало. Что для местных абсолютная обыденность для туриста может обернуться расстройством желудка в лучшем случае, а в худшем — даже смертью, ещё плюс ко всему, если эта еда запретна, согласно нормам Ислама, то человек помимо неприятных ощущений, зарабатывает и грех.
Если местная кухня предлагает мясные блюда, не стоит спешить — нужно учитывать, в какой стране вы находитесь и выяснить, соблюдаются ли здесь условия стандарта «Халяль».
Вся еда должна быть соответствующей нормам Шариата и добыта дозволенным путём. Мусульманин не может себе позволить есть всё, что ему подают, он должен знать, что можно ему есть, а что нельзя. В большинстве случаев вся эта экзотика ему запрещена и не подходит в качестве еды. Но мусульмане могут себе позволить рыбу и всё остальное, что обитает в море без ограничений.
В каждой стране своя особая кухня и мусульманин должен в путешествии учитывать особенности кулинарии страны, которую он посещает.
Источник
ВОПРОС-ОТВЕТ
Re: Употребеление в пищу насекомых и применение лекарств из
Непрочитанное сообщение Абу Ахмад » 23 мар 2010, 13:47
Ассаламу алейкум! Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы сначала обратить ваше внимание на совершенство и универсальность нашей религии Ислам! Мы знаем, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, направлен ко всем людям, без исключения, и что Священный Коран является руководством для всего человечества до самого Судного Дня. Поэтому, когда мы посмотрим на аяты из Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по данной теме, например, то обнаружим, что нам даются общие правила, а не расписывается в подробностях каждое животное или каждое насекомое.
Теперь приведём общие правила по вашему вопросу. Всевышний Аллах сказал: «(Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,) объявит дозволенным благое и объявит запрещённым скверное» (Коран, 7/157). Этот аят запрещает скверное, а именно, что разумные, неиспорченные люди находят отвратительным ( имеется ввиду люди, у которых не поменялись критерии отвратительности. Т.к. в действительности есть люди, которым нравится то, что обычно вызывает отвращение у большинства людей).
Также Шариат запрещает принимать в пищу те твари, которых запретил убивать. Т.к. если бы можно было их кушать, то не запретил бы убивать. Примером этому является хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать четыре твари: муравья, пчелу, удода и сову (صرد)» (Ахмад, 9/332; Абу Дауд, 5267). Имеется ввиду нельзя убивать без причины, если же эти твари наносят вред человеку, то их можно убивать.
Также Шариат запрещает принимать в пищу те твари, которые надо истреблять. Так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять тварей скверны, надо убивать и на разрешённой территории и на запретной территории (территории, связанные с хаджем и святыми местами): скорпион, коршун, ворона, мышь и бешенная собака». (аль-Бухари1829, Муслим, 1198). Всех этих тварей объединяет отличительная черта, а именно, то, что они вредят человеку, поэтому, проводя аналогию, можно сказать, что любая тварь, которая наносит вред человеку, можно убивать.
Основываясь на вышеприведённых доказательствах, учёные единогласно сказали, что насекомые и некоторые животные, которые вызывают отвращение у людей, являются запрещёнными (харам). Сказал ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах: «Употребление в пищу тварей, вызывающих отвращение, а также употребление в пищу змей и скорпионов, является харамом в соответствии с единогласным мнением учёных» («Сборник фетв», 11/69). Однако, существует небольшое разногласие по некоторым видам тварей, но большинство учёных считают и их харамом.
Что касается использования лекарств, изготовленных из некоторых насекомых, то здесь есть правило, основанное на хадисе: то, что является харамом, то использовать его в качестве лечения тоже харам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лечитесь, но не лечитесь запретным» (Абу Дауд, 3874; шейх Альбани назвал этот хадис достоверным, «Сахих аль-Джамиг», 1762).
Что же касается саранчи, то её можно употреблять в пищу по мнению большинства учёных, т.к в достоверном хадисе, сподвижник ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы участвовали в семи военных походах с посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, в которых ели саранчу» (аль-Бухари, 5495; Муслим, 1952). Но, во-первых, надо понимать, что они ели её не от хорошей жизни, а от голода. Во-вторых, не любой вид саранчи употребляется в пищу, поэтому если известно, что какой-то вид саранчи вреден для организма, то употреблять его уже нельзя. В-третьих, когда учёные сказали, что саранчу можно употреблять в пищу, то это не означает, что мы должны есть его.
И Аллах об этом лучше знает!
Источник
Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель — показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым — скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности — халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину — для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах — Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими — питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта — это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения — на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Источник:
ДАРУЛЬФИКР.РУ
Исламский образовательный портал
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:
«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).
В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).
Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).
Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:
«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).
Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:
«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:
«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).
«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.
Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:
«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.
Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).
Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).
11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Животные, мясо которых — халяль:
- Верблюд;
- козел;
- баран;
- буйвол;
- олень;
- кролик;
- корова;
- дикий осел (Запрет в хадисе распространяется только на домашних ослов);
- рыба (Любая, включая креветок, если следовать мнению, что они относятся к рыбе; есть также мнение, что креветки запрещены, так как не входят в семейство рыб);
- антилопа/газель;
- утка;
- цапля (Серая или белая болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и (как правило) длинным клювом);
- соловей;
- перепел;
- попугай;
- турач;
- саранча;
- куропатка (Южно-американская охотничье-промысловая птица с массивным телом и маленькими крыльями);
- жаворонок;
- воробей;
- гусь;
- страус;
- голубь;
- дикий голубь;
- аист;
- петух;
- курица;
- павлин;
- скворец;
- удод (Любая из нескольких видов европейских хохлатых птиц с тонким загибающимся вниз клювом, известная в арабском языке как «худуд» — птица, которую отправил саййидуна Сулейман, мир ему).
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:
- Волк;
- гиена;
- кошка;
- обезьяна;
- скорпион;
- леопард;
- тигр;
- гепард;
- лев;
- тушканчик;
- медведь;
- свинья;
- белка;
- ёж;
- змея;
- черепаха;
- собака;
- краб;
- шакал;
- осел (домашний);
- ящерица (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу ящериц; хадис об этом приводит Имам Абу Дауд в сборнике «Сунан» от Абдуррахмана ибн Шибля);
- лиса;
- крокодил;
- горностай/ласка;
- слон (Радд аль-Мухтар, 6/306);
- сокол;
- ястреб;
- коршун;
- летучая мышь;
- гриф;
- мышь;
- крыса;
- все насекомые (комар, муха, паук, жуки и т. д.).
Источник