Можно ли кушать рыбу без чешуи
Содержание статьи
Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе
Москва, 18.05.2021, 04:15:56, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?
В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?
Вкусная и здоровая пища в исламе
В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:
- больное или беременное животное,
- падаль,
- погибшее животное или убитое в схватке с собратом,
- кровь животных,
- свинина.
А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.
Коран, кстати, разрешает мусульманину есть всё, что под рукой лишь в одном случае — когда грозит смерть от голода. В христианстве всё куда гуманнее.
Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?
В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.
Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].
«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.
Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.
Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.
Источник
Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи?
Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран.
⠀⠀⠀
Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀
На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀
Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)
Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)
Слово:
الصيد⠀⠀⠀
«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.
Следующим их аргументом является слова Пророка ﷺ , когда «его спросили:⠀⠀⠀
«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀
о море (и его обитателях), он ответил: «вода — чистая, а мертвечина — дозволена».
Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами.
Доказательством ханафитского мазхаба является аят:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ (المائدة/٣)
Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой)… (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными.
А также слова Всевышнего Аллаха:
… وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀
(Такой Пророк ﷺ , который) объявит запретным мерзкое… (Аль- А’раф:157). ⠀⠀⠀
А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ передаётся: ⠀⠀⠀
سُئِلَ عَنْ ضِفْدَعٍ يجعل شحمُهُ في الدَّواء فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ
⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀
خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀
Это относится к «мерзкому». ⠀
Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀
الصيد⠀⠀⠀
«охота», упомянутом в аяте подразумевается процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀
Более того, (если все же допустить использование вторичного значения, то) слово «الصيد» (другое значение слова الصيد — «дичь») используется в отношении таких животных, которые являются дикими или недосягаемыми, поймать которые не представляется возможным, поскольку вероятность того, что такое животное либо улетит, либо убежит крайне велика. Следовательно, это возможно только в процессе охоты, а не после того, как животное будет поймано.
Ведь впоследствии пойманное животное в сущности будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀
Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀
وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)
Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀
А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀
الحل ميتته⠀⠀⠀
«А мертвечина моря дозволена», — имел ввиду исключительно рыбу. Доказательством этого является, также, слова посланника Аллаха ﷺ:
أحلَّت لنا ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال.
«Нам (мусульманам) дозволено (для употребления в пищу) два вида мертвечины и два вида крови (то, что напоминает сгусток крови). Что касается мертвечины, то — это рыба и саранча, а кровь — это печень и селезёнка». Таким образом, Пророк ﷺ сам пояснил значение выражения «два дозволенных вида мертвечины» и определил её, как рыба и саранча, стало быть, и тем видом мертвечины моря (упомянутой в предыдущем хадисе), которая дозволена может быть только рыба, то есть хадис: ⠀⠀⠀
الحل ميتته⠀⠀⠀
«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀
А Аллах знает лучше.
Источник
Почему в иудаизме нельзя есть рыбу без чешуи и морских гадов
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных — дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других — категорически запрещено. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас.
11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь.
12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
По признаку наличия плавников и чешуи у рыбы, кошерной или некошерной становится и икра этих рыб. Черная икра запрещена евреям, а красная разрешена. Да и с чешуей тоже не все так просто. У некоторых рыб, например, у осетровых, чешуя сидит так прочно, что удалить ее можно, только разрезав кожу. Такая рыба тоже считается некошерной. Карп — вполне дозволенная кашрутом рыба, но выведенный в результате многовековой селекции голый карп таковым не считается.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное объяснение
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.
Однако, евреи — народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого — служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья — грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
Гигиеническое объяснение
Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые — и есть кошерные. Некошерные — нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.
Источник
7 видов рыбы без чешуи: почему ее не употребляют в пищу иудеи
Все мировые религии имеют пищевые ограничения, но ни одна из них не отличается столь скрупулезным вниманием к мелочам, как иудаизм. Согласно системе кашрута, весь животный и водоплавающий мир разделен на кошерных и некошерных обитателей.
Сом
Этот пресноводный обитатель обладает внушительным весом и размером, у него отсутствует нормальный хвост и совсем нет чешуи.
Его плоть почти не содержит костей, а его жирное, но нежное мясо, имеет немного сладковатый привкус и незначительную калорийность. Невзирая на специфический запах, рыба сом крайне популярна у гурманов.
Акула
Привычная рыбья чешуя на теле хищника отсутствует. Вместо нее акулью кожу покрывают необычайно твердые и крайне острые мизерные наросты.
Съедобны многие виды акул, но наиболее популярен катран, не имеющий характерного запаха. Нежное акулье мясо обладает белым либо розоватым цветом и великолепными вкусовыми характеристиками.
Осетр
Особенностью осетров являются крупные размеры и удлиненное тело, покрытое костными пластинками с шипами. Особо ценится икра рыб, подразделяемая на белужью, севрюжью и осетриную.
Мягкая и сочная осетрина, благодаря наличию глутаминовой кислоты, по вкусу очень напоминает свинину, мясо птицы либо рыбы-меч. Ее волокна обладают твердой и плотной структурой.
Голец
Вкусная и полезная рыба семейства лососевых имеет очень мелкую, практически незаметную чешую, из-за чего кажется «голой». По вкусовым характеристикам она немного уступает семге, но это не мешает готовить из нее аппетитные блюда.
Низкокалорийное нежное мясо гольца обладает розово-оранжевым цветом, приятным вкусом, схожим с форелью, и ярким ароматом. Содержит высокое количество кальция, фосфора, магния и омега-жиров.
Угорь
Угрей разделяют на две основные группы: речной и морской. Змеевидная рыба имеет черную либо бурую спинку и светлое брюшко. Считается, что особь с серебристым животиком является самой вкусной.
Угорь обладает нежной, сочной, чуть сладковатой, жирной плотью, напоминающей по вкусу лосось. Мясо различается по химическому составу и калорийности в зависимости от места обитания рыбы, содержит высокое количество витамина А.
Голомянка
Удивительная прозрачная живородящая рыба не имеет ни чешуи, ни плавательного пузыря. Ее тело на 35% состоит из жира, а голова занимает четвертую часть туловища.
Голомянки рассредоточенно проживают на больших глубинах озера Байкал.
Их биомасса составляет около 67% от биомассы всех обитающих в Байкале рыб. Ни в каких других водоемах эти рыбки больше не встречаются.
Скумбрия
Эта рыба обладает высокими питательными характеристиками и великолепными вкусовыми качествами, в ней содержится большое количество полезных микроэлементов и витаминов. Кроме того, скумбрию не надо чистить, она имеет тонкую, практически незаметную, циклоидную чешую.
Мясо скумбрии нежное и достаточно жирное, с пикантным вкусом и характерным запахом. Мелкие кости у рыбы отсутствуют.
Почему рыбу без чешуи не едят евреи
В книге «Ваикра» сказано: «Ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую… А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и реках, — гнусны они для вас. От их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь».
Таким образом, лишь рыбу с чешуей и плавниками иудеи считают кошерной, а остальные обитатели водоемов, включая мидий, устриц, кальмаров, ракообразных, приравниваются к «гадам нечистым» и кашрутом запрещены. Что интересно, черная икра также находится под запретом, в то время как красная разрешена.
Источник
Почему иудеям нельзя есть рыбу без чешуи и морских гадов
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных — дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других — категорически запрещено. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте. 10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас. 11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. 12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
По признаку наличия плавников и чешуи у рыбы, кошерной или некошерной становится и икра этих рыб. Черная икра запрещена евреям, а красная разрешена. Да и с чешуей тоже не все так просто. У некоторых рыб, например, у осетровых, чешуя сидит так прочно, что удалить ее можно, только разрезав кожу. Такая рыба тоже считается некошерной. Карп — вполне дозволенная кашрутом рыба, но выведенный в результате многовековой селекции голый карп таковым не считается.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.
Однако, евреи — народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого — служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья — грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые — и есть кошерные. Некошерные — нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.
Источник