Можно ли кушать после вечернего правила
Можно ли есть и пить после вечерних молитв? Почему?
Прочитал, что нельзя, а почему не написано. Godlin [755] 4 года назад Господа, уж вы извините, 10 лет в монастыре проработал, живу от него в 300-х метрах, и не слышал ничего такого. Молятся перед сном и сразу в лю-лю.Т.е. вечернее правило перед сном. Лег, не спится встал поел, какой грех? И вообще огромное кол-во предрассудков. Особенно бабульки при храмах любят нагородить горожу. Знали б вы сколько их попы гоняют.На все вопросы лучше всего ответит духовник. и ни каких проблем и разночтений. Пример. Встаю в 7.00 то, се, на работу в монастырь. Соседка с 5 летним ребенком давно на ногах, уних утреннее правило. Прихожу на работу, молитва, завтрак, работа. 12.30 иду домой на обед. Соседка исе молится с ребенком. При замечании что ребенок мал и пожалеть надо бы, узнал что я безбожник, нехристь и.т.д. Знали бы вы, как со всем христианским смирением хотелось провести разяснительную беседу в голову, Пришлось идти до ближайшего попа. Выяснилось, что поп и поп не тот, инастоятель неразумен и монастырь вертеп. А потом эта богомольная других учить будет. Так что к духовнику с иопросами или к любому попу. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим foxtrot73 [19.6K] 4 года назад Дело в том что дьявол воюет через плоть. Когда мы ее питаем на ночь глядя. И ложимся спать, волевая сила души в состоянии сна человека слабнет, и дьявол может надругаться над человеком. Ну во-первых когда человек ест на ночь — это может стать причиной того, что он не сможет уснуть. Во вторых половая сфера будет более воосприимчива к воздействию дьявола, и он может осквернить, чем введет в смущение и потери духовного равновесия. В-третьих могут начаться кошмары и огромный поток впечатлений и мыслей от полученной энергии лишит человека здорового сна и человек проснется с потерянным равновесием, не отдохнувши. Впринципе по причине серьезного голода на ночь можно поесть, но сдержанно. Еще можно на ночь после еды чуть-чуть без фанатизма утомить тело, спокойными поклонами или нерезкими отжиманиями, или другими физ. упражнениями в спокойном ключе, чтобы дьявол не имел большой силы воздействовать и приводить в безпорядок внутреннюю атмосферу души. Milli Kess [63.8K] 4 года назад После «Вечерних молитв» можно и есть, и пить. Не знаю, где Вы об этом прочитали, но информация не соответствует действительности. Подобный запрет ничем не обусловлен и никогда не существовал в православной среде. Скорее всего, Вы столкнулись с чьим-то предрассудком и не более того. Что же касается пищи, то в таких случаях неплохо бы помнить одно простое правило: важно не то, что входит в уста, а то, что из них исходит… или не исходит. То есть, если вечер проведён за пиршеством и закончен без молитвы — вот это большое упущение для человека, а если человек помолился, не смог уснуть и решил перекусить, то что в этом не так-то? А если кому-то по медицинским показаниям нужно периодически есть? Или плохо стало — надо таблетку выпить? Многие просто до маразма доходят в своих представлениях о том, что можно и чего нельзя. Не ведитесь. Со всеми сомнениями — к священнику. Очистил или облегчил душу молитвами, очисти и тело, ведь оно вместилище для души. Не зря же говорят что в здоровом теле здоровый дух. Такой маленький пост на ночь. Ведь слово «пост» дословно расшифровывается как «Полное очищение собственных телес». Pomiluy [9.3K] 4 года назад Потому что вечерняя молитва читается перед сном. А едят нормальные люди за 2 часа до сна. Тогда и после молитвы есть не хочется, ведь помолившись человек не о еде должен думать, а о том, чтобы его Бог ночью оградил от дьявола. Nezzabydkina [8.5K] более года назад Мне кажется неважно когда вы будете молиться, главное это делать с открытым сердцем и душой. Да и нет такого правила, которое бы это запрещало. Если человеку захотелось выпить чаю с сушками после прочтения вечерней молитвы, то что в этом плохого. Какой в этом грех? Меня порой поражают люди, которые прям дотошно во всем соблюдают порядок, а у самих мысли гораздо хуже. Знаете ответ? |
Источник
Ни в коем случае, только по великой нужде. Даже запрещается путешествовать в эти дни по мирским целям.
1241. Можно ли купаться в день причастия?
Не советуется, так как ты принял в себя Великую Святыню.
1242. Можно ли кушать или пить воду после прочтения вечерних молитв?
Нельзя, только по нужде. Старцы разрешают, но говорят: «Если будешь кушать после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют — не осуждать, а сказать себе: «Ах, я окаянная»».
1243. Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?
По нужде можно кушать и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще избавляет от искушений.
1244. Следует ли при мытье снимать нательный крестили мыться вместе с ним?
Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать в это время (так как ты не защищен в это время). Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде.
1245. Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
Это — поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино кагор (для Святых Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого — до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.
1246. Икону, которая была при отпевании на умершем, надо ли оставлять на сорок дней в храме, и куда ее девать потом?
Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется, об этом пишет свт. Феофан Затворник.
1247. Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?
Не только можно, но и должно.
1248. Как смотреть на науки приготовлять разные кушанья?
Искусства стряпать и приправлять пищу вредны, ибо приучают к сластолюбию.
1249. Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом, или не надо?
Лучше воздержаться, как советует великий св. Варсонофий. Близкому батюшке можно любовно подсказать.
1250. Можно ли хоть изредка смотреть телевизор? Вреден ли телевизор в доме, если он выключен?
Мы уже говорили, что все дело в том, как предмет используется: с доброю целью или плохою.
В одном монастыре батюшка при духовноболящих (бесноватых) вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой) не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Дожидай!»
Другой случай. Приехал в монастырь батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес (в ней) устами болящей во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из нее». После окончания молебна батюшка, служивший молебен, поинтересовался у батюшки приехавшего: «Какой это «мир» в вашем доме»? Оказалось, он держал два телевизора: цветной и простой, смотрели пляски, песни, хохот, пустословия. «Поэтому-то, — говорит проповедник о. архимандрит Иоанн в своем поучении, — в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники и т. п. Он — разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени».
Приведу еще пример. Рассказывала мне одна верующая старушка: «Прихожу я в дом к своим детям, а они смотрят телевизор. Смотрю — весь стол загружен немытой грязной посудой. Дочка, увидев меня, возрадовалась и говорит мне: «Мама, мы давно тебя ждем, чтобы ты нам перемыла посуду»».
Кроме всего, надо знать о том, что дети особенно заболевают от смотрения греховного, то есть делаются бесноватыми.
Теперь коснемся вопроса держания какого-либо греховного предмета в доме, как-то: картин и статуй обнаженных людей, книг богохульных и греховных романов, папирос, игральных карт, альбома греховных фотографий и т. п.
Во дни жизни преп. Серафима Саровского, сын привел свою мать, страдавшую пьянством. Преподобный исцелил ее и при этом сказал: «Не держите винных бутылок в доме».
1251. Как исправить грех, если ел яблоки до яблочного Спаса, то есть до Преображения?
Правило за это запрещает весь август (ст. стиля) вкушать яблоки. Также должно покаяться Богу на Таинстве исповеди.
1252. Что означает во время литургии возглас «Оглашеннии изыдите…»?
«Оглашеннии» значит — некрещеные, раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.
1253. Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно?
На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания. Точно может сказать только духовник.
1254. В храме боюсь стоять рядом с болящими (бесноватыми) или пить с ними из одной кружки — вдруг бес ко мне перескочит?
Страх — от врага. Из Евангелия знаем, что бесы не смогли войти даже в свиней. Есть пословица народная: «Хвалился бес всем светом овладеть, а Бог не дал ему власти и над свиньей». Бес входит за нечестивую, греховную или безбожную жизнь; за гордость или отречение от Бога.
1255. Если в храме при принятии святой воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то святую воду или запивку, то как лучше поступить?
Можно вылить, а кто не брезгует — допить.
1256. Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?
Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.
1257. Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать?
Худого ничего нет, можно отдать в храм.
1258. В почтовый ящик все время кладут «святые письма» с угрозами, что если не перепишешь, то будет беда. Что делать в этом случае?
О «святых письмах» св. Иоанн Кронштадтский писал в свое время: угроз не бояться, не писать, а сжечь, если же ранее писал, то сказать об этом священнику на исповеди.
1259. Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?
Источник
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Вопрос священнику. Молитвенное правило
На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)
Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?
Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.
Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.
Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.
В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?
Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.
Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.
Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?
В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.
Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?
Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.
Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.
В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?
— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.
Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?
— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.
Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?
— Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.
Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.
Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?
— Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.
Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?
Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.
Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?
— Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.
Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.
Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.
Что важнее — дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?
— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.
Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?
Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.
Можно ли читать правило сидя?
Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.
Разделы по теме:
Вопросы Архиерею
Вопросы священнику
Источник