Можно ли кушать после азана во время поста
Содержание статьи
Разрешено ли продолжить приём пищи после азана на утреннюю молитву, если есть сомнения в том, что азан совершен вовремя? — Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Вопрос
В Египте существуют разногласия в определении времени Фаджр [утренней] молитвы. Вчера, во время азана на Фаджр, моя мать почувствовала сильную жажду, и спросила моего брата [можно ли ей выпить воды], и он сказал ей, что можно, опираясь на мнение одного большого шейха-салафита из Египта, который считает, что время [азана на Фаджр в Египте] неверное, и который вместе со своими учениками продолжал есть еще десять минут после азана. Мой брат несколько раз поступил таким образом, но он не помнит точного количества дней. Что должны делать мой брат и моя мать?
Хвала Аллаху.
Во время соблюдения поста необходимо воздержаться от действий, нарушающих пост, с начала рассвета и до захода солнца, так как Всевышний сказал:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…. Коран. Сура Корова 2:187.
Пост начинается с началом рассвета. Поэтому, человек, который не уверен, что начался рассвет, может принимать пищу, пока не убедится в появлении утренней зари. Если известно, что муаззин совершается азан преждевременно, или есть сомнения в том, совершает ли он азан вовремя или преждевременно, то в этом случае человек может есть, пока не убедится, что начался рассвет. Но безопаснее прекратить прием пищи, как только он услышит азан.
Шейха `Абд аль-`Азиз ибн База (да смилостивится над ним Аллах) спросили: Каков шариатский хукм поста того, кто слышит азан и продолжает есть и пить?.
Шейх ответил: «Верующий обязан воздерживаться от действий, нарушающих пост, таких как еда, питьё и т.п., когда он видит начало рассвета, и когда это обязательный пост, как пост Рамадана, или как пост обета или искупления, по причине слов Всевышнего Аллаха:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…. См. выше.
И если он услышит азан, и ему станет известно, что азан совершается на рассвете [вовремя], то он должен начать воздерживаться [от действий, нарушающих пост].
Если муаззин совершает азан до начала рассвета, тогда он не обязан начинать воздерживаться, и он может продолжить есть и пить, пока не увидит рассвет.
Если он не знает, прозвучал ли азан до рассвета или после начала рассвета, то лучше и безопаснее для него начать воздерживаться, когда он услышит азан, и ему не навредит, если он съест или выпьет что-либо во время азана, потому что ему неизвестно: начался ли рассвет или нет.
Ведь мы знаем, что в городах, где на улицах светят электрические фонари, человек не может увидеть своими глазами начало рассвета. Но ему нужно обезопасить себя, действуя по азану или по расписанию появления утренней зари, информирующего о ее появления в часах и минутах, следуя словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Оставь внушающее тебе сомнения, [и обратись] к тому, что сомнений у тебя не вызывает; и другим его словам: Тот, кто сторонится сомнительного, очищает свою религию и свою честь. А Аллах тот, кто оказывает поддержку». Фатауа Рамадан. С. 201.
Основываясь на этом, мы можем сказать, что если Ваша мать и брат следовали за шейхом, которому они доверяют, и этот шейх говорит, что азан [в Египте] совершается до наступления истинного рассвета, и если они ели, опираясь на это мнение, то на них нет греха и их пост считается правильным.
В будущем следует начинать воздерживаться с началом азана. Относительно ошибки в определении времени азана на Фаджр ведётся много разговоров. Поэтому, для поста безопаснее начинать воздерживаться с началом азана, а для [Фаджр] молитвы, безопаснее отложить её на двадцать или более минут. Для большей информации обратитесь к ответам № 26763и № 66202.
А Аллаху ведомо лучше.
Источник
Можно ли принимать пищу во время азана? Когда наступает время начала поста?
Вопрос: Можно ли принимать пищу во время азана? Когда наступает время начала поста?
Ответ:
Одним из условий поста является воздержание от всего, что нарушает пост на протяжении времени от рассвета до захода солнца.
Все ученые единогласны в том, что пост начинается с началом второго рассвета или, как его еще называют, «правдивого рассвета». Как правило, это время, когда муаззин оглашает азан с призывом на утреннюю намаз.
С момента начала звучания азана человек становится постящимся, а значит, ему запрещено употреблять пищу, пить воду и совершать другие действия, нарушающие пост. Эта практика, которой следовали Имамы Абу Ханифа, Аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, а также крупные ученые из числа сподвижников, табиинов и тех, кто были после них.
وبه قال عمر بن الخطاب ، وابن عباس وعلماء الأمصار. قال وبه نقول.
Ибн Мунзир в этом отношении отметил: «Данного мнения придерживались Умар Ибн Аль-Хаттаб, Ибн Аббас и ученые всех стран. Этого мнения придерживаемся и мы».
Доводом для этого мнения служит хадис, который приводят Имамы Бухари и Муслим (№ 1090) в своих сборниках «Сахих» от Адийи ибн Хатима (да будет им доволен Аллах), который сказал: «Когда был ниспослан аят
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной», я сказал: «О Посланник Аллаха, я кладу себе под подушку белую и черную веревки, [используя] которые, я отличаю ночь ото дня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У тебя широкая подушка! Здесь имеется ввиду темнота ночи и белизна рассвета».
Как мы видим, этот сподвижник понял слова Всевышнего Аллаха буквально и пытался узнать о начале рассвета с помощью ниток, которые держал у себя под подушкой, но когда он обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то ему было разъяснено, что здесь речь идет о тонкой белой полоске, которая появляется на небе, свидетельствующая о наступлении рассвета.
В другом хадисе, который также приводят Бухари (№ 7427) и Муслим, передано от Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что [однажды] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призыв к молитве, произносимый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении [времени] утренней молитвы».
Из данного хадиса мы извлекаем несколько важных вещей.
Первое: во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в месяце Рамадан было два азана: первый азан, произносимый Билялом, имел целью разбудить спящих людей на предрассветный завтрак (сухур), а второй азан, произносимый Ибн Умм Мактумом, свидетельствовал о наступлении рассвета и времени утренней молитвы.
Второе: во время первого азана разрешено есть и пить, потому что его цель – указать на то, что уже пора принимать пищу. То есть тот, кто спал, должен проснуться, а тот, кто поклонялся, должен отвлечься, чтобы поесть.
В другом хадисе, который приводят Ибн Хузейма (№ 356), Ад-Даракутни и др., передано от Ибн Аббаса (да будет ими доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
الْفَجْرُ فَجْرَانِ : فَجْرٌ يَحْرُمُ فِيهِ الطَّعَامُ وَتَحِلُّ فِيهِ الصَّلاةُ ، وَفَجْرٌ تَحْرُمُ فِيهِ الصَّلاةُ وَيَحِلُّ فِيهِ الطَّعَامُ
Также Бухари (№ 2656) и Муслим (№ 1092) приводят хадис от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет».
Также Бухари и Муслим приводят и другой хадис со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Билял провозглашает азан ночью, поэтому продолжайте есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум. Он же был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: Светает, светает!».
Также Имам Ан-Насаи (№ 639) приводит хадис со слов Анисы бинт Хубайба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда призыв начнёт произносить Ибн Умм Мактум, вы не ешьте и не пейте, но вы можете принимать пищу, когда призыв возглашает Билял».
Все эти хадисы являются достоверными и ясно указывают на то, что когда начинается призыв на утреннюю молитву, следует воздержаться от приема пищи и всего того, что нарушает пост. Поэтому когда постящийся услышит азан, ему категорически запрещено есть, а если во рту у него остались остатки пищи или вода, он обязан выплюнуть их.
Значит, относительно второй части вопроса «Можно ли употреблять пищу во время азана?», можно сказать, что это запрещено, так как противоречит как всем достоверным и ясным хадисам, которые мы привели выше, так и единогласному мнению учёных (иджма). Обратное является отклоненным мнением (шазз).
Как правило, сторонники отклоненного мнения ссылаются на хадис, который приводит Абу Давуд со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
Возникает вопрос о существовании двух совершенно противоположных мнений: в хадисах от Бухари и Муслима Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно говорил, что с началом второго азана, который свидетельствует о начале рассвета, мусульмане должны воздержаться от пищи, а в хадисе от Абу Давуда как бы сказано обратное. Имам Аль-Байхаки, разъясняя хадис от Абу Давуда, сказал: «Все ученые разъясняют данный хадис, если считать его достоверным, следующим образом: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что муаззин провозглашает азан до утреннего рассвета, а этот человек, [в чьей руке находилась посуда], выпьет до наступления рассвета, чтобы тем самым соответствовать хадису, который передает Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах. Данное понимание согласует [противоположные по смыслу] хадисы».
وَهَذَا إِنْ صَحَّ فَهُوَ مَحْمُولٌ عِنْدَ عَوَامِّ أَهْلِ الْعِلْمِ عَلَى أَنَّهُ -صلى الله عليه وسلم- عَلِمَ أَنَّ الْمُنَادِىَ كَانَ يُنَادِى قَبْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ بِحَيْثُ يَقَعُ شُرْبُهُ قُبَيْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ، لِيَكُونَ مُوَافِقًا لِحديث عائشة وابن عمر – رضي الله عنهم- قال : وعلى هذا تتفق الأخبار.
Имам Аль-Байхаки высказал мнение, которое было известно и до него, а также подтверждено учеными прошлого. Согласно достоверным хадисам, которые мы привели ранее, становится ясно, что нельзя принимать или доедать пищу во время азана, возвещающего о наступлении рассвета.
Ранее мы приводили хадис о том, что рассвет бывает двух видов: «Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
قال أبو بكر ابن خزيمة :”قوله : فجر يحرم فيه الطعام يريد على الصائم” فإذا كان المؤذن يؤذن لطلوع الفجر وجب الإمساك بمجرد سماع الأذان، إلا إذا كان يعلم أن المؤذن يؤذن قبل الوقت بقليل فلا حرج في الأكل والشرب حال الأذان، وعلى ذلك يحمل قوله صلى الله عليه وسلم :”إذا سمع أحدكم النداء والإناء على يده فلا يضعه حتى يقضي منه حاجته ” رواه أحمد وأبو داود والحاكم وقال صحيح على شرط مسلم ولم يخرجاه.
Абу Бакр ибн Хузейма, разъясняя слова «рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу», отметил, что они относятся к постящемуся, и если муаззин произносит азан, свидетельствующий о наступлении рассвета, надо обязательно воздержаться от приема пищи, как только будет услышан азан. Исключение составляет случай, когда человек точно знает, что муаззин произносит азан немного раньше наступления рассвета, в таком случае на человеке не будет греха, если он будет есть и пить в момент азана. Именно такое понимание необходимо в отношении слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
وقال الإمام النووي رحمه الله تعالى في كتابه المجموع :
{فَرْعٌ} هَذَا الَّذِي ذَكَرْنَاهُ مِنْ الدُّخُولِ فِي الصَّوْمِ بِطُلُوعِ الْفَجْرِ – وَتَحْرِيمِ الطَّعَامِ وَالشَّرَابِ وَالْجِمَاعِ بِهِ – هُوَ مَذْهَبُنَا وَمَذْهَبُ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَأَحْمَدَ وَجَمَاهِيرِ الْعُلَمَاءِ مِنْ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ فَمَنْ بَعْدَهُم- قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ وَبِهِ قَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَابْنُ عَبَّاسٍ وَعُلَمَاءُ الْأَمْصَارِ قَالَ وَبِهِ نَقُولُ.
وَحَكَى أصحابنا عن الاعمش واسحق بْنِ رَاهوَيْهِ أَنَّهُمَا جَوَّزَا الْأَكْلَ وَغَيْرَهُ إلَى طُلُوعِ الشَّمْسِ وَلَا أَظُنُّهُ يَصِحُّ عَنْهُمَا.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму» сказал: «Отмеченное нами, что время поста начинается с наступлением рассвета, и с этого момента запрещено принимать пишу, пить и вступать в супружеские отношения, является позицией мазхабов Аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика и Ахмада, а также большинства ученых из числа сподвижников, табиинов и следующих за ними.
Ученые нашего [шафиитского] мазхаба передают от Амаша и Исхака ибн Рахавейха, что они разрешили есть и совершать остальные действия до восхода солнца, но я не думаю, что это достоверно [передается] от них».
قَالَ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ، فِي قَوْلِ النَّبِيِّ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «إنَّ بِلَالًا يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ.» دَلِيلٌ عَلَى أَنَّ الْخَيْطَ الْأَبْيَضَ هُوَ الصَّبَاحُ، وَأَنَّ السَّحُورَ لَا يَكُونُ إلَّا قَبْلَ الْفَجْرِ. وَهَذَا إجْمَاعٌ لَمْ يُخَالِفْ فِيهِ إلَّا الْأَعْمَشُ وَحْدَهُ، فَشَذَّ وَلَمْ يُعَرِّجْ أَحَدٌ عَلَى قَوْلِهِ. وَالنَّهَارُ الَّذِي يَجِبُ صِيَامُهُ مِنْ طُلُوعِ الْفَجْرِ إلَى غُرُوبِ الشَّمْسِ. قَالَ: هَذَا قَوْلُ جَمَاعَةِ عُلَمَاءِ الْمُسْلِمِينَ. ..” اه
Ибн Кудама Аль-Ханбали в своей книге «Аль-Мугни» писал: «Ибн Абдуль Барр относительно слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет» отметил, что этот хадис служит доказательством тому, что белая нить и есть утро, и предрассветный прием пищи может осуществляться только до наступления рассвета. Это является единогласным мнением учёных, которому никто не противоречил, кроме одного Амаша, который отклонился [в этом вопросе], и никто за ним не последовал. Дневное время, когда надо обязательно начать держать пост, начинается с момента начала рассвета до захода солнца».
Заключение
Исходя из вышесказанного, мы утверждаем, что запрещено есть, доедать, проглатывать остатки пищи, когда звучит азан, возвещающий о наступлении рассвета. В этот момент в обязательном порядке необходимо выплюнуть остатки пищи и прополоскать рот, иначе пост этого человека считается нарушенным.
Людям, полагающимся на редкие и отклоненные мнения, хочется задать вопрос: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не требует от нас остерегаться сомнительного, как сказано в хадисе, который приводит Имам Аль-Бухари: «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь?». Как можно полагаться на отдельные мнения, оставив ясные и достоверные тексты Корана и Сунны? Как можно пренебрегать словами ученых четырех мазхабов, которые сказали, что в момент азана, свидетельствующем о наступлении рассвета, человек должен отстранится от пищи? Как можно оставить ясные и достоверные хадисы, смысл которых однозначен и относительно которых нет разногласий среди ученых? Да и как, в противовес сказанному выше, можно полагаться на хадис, смысл которого не однозначен, и в отношении которого существуют разногласия?!
Мы знаем, что выйти из разногласий является похвальным действием. Что говорить, когда некое действие противоречит практике исламских ученных? Разве проявление осторожности здесь не будет обязательным?
В конце хочется отметить, что если мы начнем прибегать к отклоненным мнениям, выходящим за рамки четырех признанных мазхабов, то у нас все запутается, и не останется практически ни одного вопроса, в котором можно будет что-то считать запретным или дозволенным.
Источник
Принятие пищи во время утреннего азана в месяце рамадан
Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно принятие пищи во время утреннего азана во время поста, с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com
Вопрос:
Каков хукм принятия еды [в месяце Рамадан] постящимся во время утреннего азана? И как понять хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступит время молитвы, а в руке одного из вас будет [посуда с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду»?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Во-первых: Хадис, который упомянул спрашивающий, не приводится в подобном виде. Его правильная форма: Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду». Хадис привели Ахмад (10251), Абу Дауд (2350), а также шейх аль-Альбани назвал его достоверным в книге «Сахих Абу Дауд». Разъяснение это хадиса учеными будет позже.
Во-вторых: Постящемуся в месяц Рамадан необходимо воздерживаться от принятия еды с момента наступления истинного рассвета до заката солнца. Таким образом воздержание [от всего нарушающего пост] начинается с рассветом, а не с азаном. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Корова», аят 187). Тому, кто будет без сомнений знать о наступлении рассвета обязательно воздержание от пищи. Если у него во рту будет пища, то ему необходимо извлечь ее, не то его пост будет нарушен вместе с попадание еды во внутрь.
Тому же человеку, который не знает точно о наступлении рассвета, можно есть до полной уверенности. Также [можно продолжать есть], если он знает, что муэдзин призывает на молитву раньше положенного срока, или если есть сомнения в том, призывает он на молитву вовремя или раньше времени. В такой ситуации ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан.
Что касается упомянутого хадиса, то ученые объяснили, что муэдзин в этом случае призывал на молитву до наступления рассвета.
Имам Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Маджму’»: «Мы упомянули, что человек, узнавший о наступлении рассвета, в то время как у него во рту есть пища, должен выплюнуть ее и продолжать соблюдение поста. Если же он проглотит ее, зная о рассвете, то его пост будет нарушен. В этом нет разногласий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Ибн Умара и Аишы, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум». Хадис передали аль-Бухари и Муслим, а в «Сахихе» есть и другие хадисы с подобным смыслом.
Что касается предания от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду», а в другом предании: «Муэдзин призывал на молитву при рассвете», то первый из них передал имам Хаким и сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Два этих хадиса также передал Байхаки и сказал: «Это означает, как говорит большинство ученых, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что он призывает на молитву до наступления времени намаза, так что питье получалось незадолго до наступления рассвета». Он сказал: «А что касается слов «при рассвете», то есть вероятность, что эти слова были не словами Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также, что это предание говорит о втором азане. Таким образом получается, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду» повествуют о первом азане и соответствуют хадисам, переданным Ибн Умаром и Аишей, да будет доволен ими обоими Аллах». Он сказал: «На этом смыслы хадисов совпадают. Вся помощь от Аллаха и Он знает лучше!»
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, упомянул в книге «Тахзибу с-сунан», что некоторые праведные предшественники следовали явному смыслу хадиса, приведенного в вопросе, и дозволяли есть и пить во время утреннего азана [в месяц Рамадан]. Затем он сказал: «Большинство ученых (джумхур) считают, что время сухура заканчивается с рассветом. Это мнение четырех имамов и большинства исламских правоведов. Такое же мнение передается от Умара и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах. Их доводом служит хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. А он не призывал на молитву, кроме как после наступления рассвета», так передает аль-Бухари. В некоторых других версиях сказано: «Он был слепым человеком и не призывал на молитву, пока ему не говорили: «Наступил рассвет! Наступил рассвет!»». А также джумхур взял доводом слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи», а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум», а также его слова: «Рассвет бывает двух видов. Что касается первого из них, то он не запрещает есть пищу и не дозволяет совершение [утренней] молитвы. Что же касается второго из них, то он запрещает принимать пищу и дозволяет совершение молитвы». Передал Байхаки в книге «Сунан»».
До нас дошли предания от некоторых праведных предшественников, которые указывают на дозволенность принятия еды постящимся, пока тот не удостоверится в наступлении рассвета. Ибн Хазм, да помилует его Аллах, привел некоторое количество таких преданий. Из них: «что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если два человека будут сомневаться в наступлении рассвета, то пусть едят, пока не убедятся в нем».
Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах дозволил пить воду, когда ты сомневаешься, то есть при рассвете…».
Передается, что Макхуль, да помилует его Аллах, сказал: «Я видел как Ибн Умар взял ведро воды зам-зам и сказал двум мужчинам: «Наступил ли рассвет?». Один из них сказал «Да», а другой сказал «Нет». Тогда Ибн Умар выпил воду».
Ибн Хазм прокомментировал хадис, который был приведен в вопросе, а также схожие с ним предания таким образом: «Все это указывает на то, что они не были убеждены в наступлении рассвета и так хадисы согласовываются с Кораном» (См. книгу «Аль-Махалли» 4367).
Нет сомнений в том, что большинство муэдзинов сегодня опираются в [определении времени молитвы] на часы и рузнама, а не на видение рассвета. Это не считается убежденностью [якын] в том, что наступил рассвет и пост того, кто будет принимать пищу в это время, будет действительным. Хотя лучше и надежнее воздержаться от еды.
Шейха Ибн База, да помилует его Аллах, спросили: «Каков шариатский хукм относительно поста того человека, который продолжил принимать пищу, услышав азан?» И он ответил: «Верующему необходимо воздержаться от принятия того, что нарушает пост, как еда и питье, когда для него прояснится, что наступил рассвет, если его пост является обязательным, как пост в месяце Рамадан, пост-обет или пост-штраф (кафарат). Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Корова», аят 187). Так, если он услышит азан и будет знать, что этот азан бывает точно во время рассвета, то ему необходимо прекратить принятие пищи. Если же муэдзин призывает на молитву до наступления рассвета, то ему не обязательно прекращать принятие пищи и можно есть и пить до того момента, пока он не убедится в наступлении рассвета.
Если же он не знает, призывает ли муэдзин на молитву до наступления молитвы или после нее, то лучше и надежнее прекратить принятие пищи, однако, если он выпьет воду или съест что-либо во время азана, то это ему не повредит, так как он не знает о наступлении рассвета.
Известно, что те, кто живет в городах, освещаемых электрическими лампами, не в состоянии узнать невооруженным глазом о точном наступлении рассвета, поэтому ему желательно предостеречь себя [от попадания в ошибку], следуя азану и расписанию молитв, которые обозначают время наступления рассвета по часам и минутам, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и возьмись за то, что сомнений у тебя не вызывает», а также словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто будет остерегаться сомнительного, тот сохранит свою религию и честь». Аллах обладатель помощи!»
Также был спрошен шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах: «Вы сказали, да сохранит вас Аллах, что необходимо завершить принятие пищи сразу после того, как человек услышит азан. Однако, уже несколько лет, некоторые люди продолжают принимать пищу до окончания азана. Каков хукм их действия?» Он ответил: «Азан на утреннюю молитву бывает или до наступления рассвета или после него. Если он будет после него, то необходимо прекратить принятие пищи сразу после того человек услышит азан, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. Поистине он не призывает к молитве пока не наступит рассвет». Если ты знаешь, что муэдзин не призывает к молитве кроме как после наступления времени молитвы, то сразу останови принятие пищи, при звуке азана. Если же муэдзин призывает к молитве опираясь на расписание намазов или на время, то дело в таком случае легче.
Основываясь на этом мы скажем спрашивающему: Вам не обязательно возмещать то, что уже прошло, потому что вы не были убеждены в том, что принимаете пищу после наступления рассвета. Однако в будущем человеку необходимо предостерегать себя и слыша муэдзина прекращать принятие пищи» (См. книгу «Фатава рамадан», стр. 204).
Также шейх, да помилует его Аллах, сказал, обращая внимание на то, что говорят о расписании молитв и его неточности: «Некоторые люди бросают сомнения относительно точности того расписания молитв, которое мы имеем. Они говорят: «Оно [расписание молитв] опережает рассвет. Мы вышли в пустыню и вокруг нас не было световых ламп, и видели, что рассвет бывает позже [времени, указанного в расписании]». Некоторые из них преувеличили и сказали, что рассвет бывает позже на треть часа».
Однако достоверно, что это неправильное преувеличение. То, что нам проясняется, это то, что расписание, которое есть у людей сейчас, опережает рассвет, в частности, на пять минут. То есть, если ты будешь есть, в то время как он призывает на молитву по расписания, то в этом нет проблем, кроме того случая, когда муэдзин остерегается ошибки и призывает к молитве чуть позже. Некоторые муэдзины, да воздаст Аллах им благом, остерегаются и не призывают к молитве кроме как после истечения пяти минут от времени расписания. А некоторые невежественные муэдзины дают утренний азан раньше времени, думая, что это более надежно для поста. Однако они забывают о том, что проявляют небрежность в том, что более важно, чем пост, а это утренняя молитва. Возможно кто-то совершит утреннюю молитву раньше времени, опираясь на их азан. А если человек совершит молитву раньше времени даже вступительным такбиром, то его молитва не будет засчитана». (См. «Сборник фетв Ибн Усаймина», вопрос №772).
Аллаху обо всем этом известно лучше!
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Источник